Наглядные материалы для развития ребенка

Наглядные материалы для развития ребенка thumbnail

Виктория Искра
Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Искра Виктория Васильевна

МБДОУ ”ДС ”Радуга”

Республика Хакасия,

п. г. т. Усть-Абакан.

Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении.

Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.

Наглядность — свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.

Наглядность — это компонент обучения ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.

Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.

Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.

Все это является важным в развитии личности ребенка.

Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировозрения

дошкольников. Пересчитывая числа, выполняя арифметические действия — все это расширяет кругозор дошкольников. Используя на занятиях наглядный материал способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает заинтересованность детей.

Методы использования наглядностиможно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.

Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.

И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске.

Различаются следующие виды наглядности:

Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.

Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.

Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно- обобщенным, символическим отображением реального мира.

Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Одним из важнейшим в работе с дошкольниками является использование наглядности.

Изучением и применением наглядности занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Песталоции.

Известный ученый-психолог Л. С. Выгодский различал два уровня развитиявозможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития [7,c.117]

Опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.

Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.

Литература:

1. Занков Л. В., наглядность и активизация учащихся в обучении, М. ,1960;

2. Артемов А. К. Обучение математике. М.:”Пенза”,2005.

3. Из опыта работы с детьми.

Источник

«Ақ бота» бөбекжай-бақшасы» МКҚК

КГП «Ясли-сад «Ақ бота»

воспитатель

Байзакова Айгуль Кагармановна

Наглядность в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.
Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной, или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы – это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.

Наглядность — свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.

Наглядность — это компонент обучения ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.

Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.

Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.

Все это является важным в развитии личности ребенка.

Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрения дошкольников. Пересчитывая числа, выполняя арифметические действия — все это расширяет кругозор дошкольников. Используя на занятиях наглядный материал способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает заинтересованность детей.

Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.

Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.

И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске.

Изучением и применением наглядности занимались К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Песталоции.

Принцип наглядности является основополагающим принципом дидактики.
Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я.А. Коменский . Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К.Д.Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.
Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном
возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно
схематическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее.
В детском саду используются различные виды наглядности:
— Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.
-Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
— Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение).
-Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
— наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.
— Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно- обобщенным, символическим отображением реального мира.
— Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Требования к наглядности:
1. Должна реально отражать окружающую действительность,
2.Соответствовать уровню развития детей,
3. Быть высокохудожественной по содержание и оформлению.
Можно наглядный материал условно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.
Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением.
Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.
Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для развития познавательных интересов и способностей.
Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.
Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображением математических символов, предметов, явлений и т.д. Известный ученый-психолог Л.С.Выгодский различал два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития, опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами , а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.

Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.

Источник

Демонстрационный материал

В данном разделе предложен наглядный материал, которым могут воспользоваться учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели и родители детей дошкольного возраста.

В ходе лексической недели «Бытовые приборы», или «Электроприборы в доме» удобно использовать данный демонстрационный материал. Эти картинки можно использовать в ходе индивидуальной работе с ребенком, так и с группой детей.

Наглядный материал поможет детям старшего дошкольного возраста уточнить и расширить представления детей о свойствах воды, о жителях пресноводных водоемах и морей, о том что растёт в воде. Так же с помощью данного материала дети усвоят кто живёт рядом с во

Данный наглядный материал поможет активизировать словарь детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Головные уборы».

В данный демонстрационный материал поможет детям научиться различать съедобные и несъедобные грибы, называть их.

Данный материал способствует активизации словаря детей по теме «Одежда», развивает способность классификации одежды на мужскую и женскую.

Данный демонстрационный материал направлен на расширение представлений о космосе детей старшего дошкольного возраста . Поможет педагогам раскрыть данную тему, отразив следующие вопросы: Планеты солнечной системы, Небесные тела, Животные побывавшие в космо

Данный материал познакомит детей с перелётными птицами, способствует активизации словаря детей.

Данный демонстрационный материал поможет детям старшего дошкольного возраста закрепить знания и представления о зимующих птицах, развивать их словарный запас по данной теме.

Данный материал поможет детям закрепить навыки и совершенствовать умения в назывании слов-антонимов.

Данный материал поможет детям закрепить навыки и совершенствовать умения в назывании слов-антонимов.

Данный демонстрационный материал способствует закреплению представлений о деревьях, их строении, дифференциации на лиственные и хвойные.

Данный материал позволит педагогам ДОУ закреплять знания о домашних животных и их детёнышах, обогащать и активизировать словарь по теме.

Демонстрационный материал поможет закреплять знания о домашних птицах и их детёнышах, обогащать и активизировать словарь по теме

Данный демонстрационный материал используется в ходе непосредственно образовательной деятельности по лексической теме «Мой город»

Данный демонстрационный материал используется в ходе непосредственно образовательной деятельности по лексической теме «Животные холодных стран». Каждая картинка имеет хорошее расширение, что позволяет увеличить её и распечатать в другом (более крупном) м

Данный материал используется в ходе НОД по лексической теме «Животные жарких стран».

Данный демонстрационный материал можно использовать как в ходе фронтальной работы, так и индивидуальной.

Данный наглядный материал поможет воспитателю, учителю-дефектологу и другим специалистам ДОУ раскрыть следующие вопросы: кто из лесных зверей заготавливает запасы на зиму? Лесные звери, впадающие в зимнюю спячку.

Данный демонстрационный материал рассчитан для детей старшей и подготовительной к школе групп в ДОУ. Он окажет значительную помощь педагогам группы при раскрытии темы «Земноводные и пресмыкающиеся»

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ при раскрытии лексической темы «Инструменты».

Материалы пособия могут использоваться при обучении составлению описательных и сравнительных рассказов при изучении тем «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», а так же для проведения различных дидактических игр.

Данное пособие включает в себя наглядный материал, загадки, стихи и дидактические игры по теме «Транспорт», необходимые всем специалистам ДОУ.

Данное пособие включает в себя наглядный материал, загадки, стихи по теме «Фрукты».

Лесные звери, меняющие цвет шубки зимой

Символика России. Народы России

Обитатели морей и океанов

строение кустарника, цветка

Лесные звери и их детёныши

Комплект плакатов по правилам дорожного движения для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста

Схема. Как ухаживать за комнатными растениями и что им необходимо

Комнатные растения с красивыми цветами

Комнатные растения для средней группы

Азбука безопасности. Транспорт. Для детей средней группы

Части легковой и грузовой машины

Оставьте свой комментарий

Источник

Оксана Казаморова
Роль наглядного материала в усвоении элементарных математических представлений детьми дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №32»

Консультация

«Роль наглядного материала в усвоении элементарных математических представлений детьми дошкольного возраста»

Составила воспитатель

МБДОУ №32

Казаморова Оксана Михайловна

г. Нижнекамск

Республика Татарстан

План:

I. Значение наглядности в обучении математике в детском саду. (принцип наглядности).

II. Виды наглядного материала:

1. Требования, предъявляемые к наглядному материалу.

2. Описать, какой наглядный материал есть у нас в детском саду.

а) как мы его используем,

б) как пополняется,

в) как хранится.

Принцип наглядности издавна широко используется в дидактике. Обоснование этого принципа дал ещё Я. А. Коменский, назвав его «золотым правилом дидактики»: «… всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами,а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они схватываются несколькими чувствами».

На ранних этапах обучения особенно большую роль играет принцип наглядности, так как мышление маленьких детей конкретно, и они должны иметь дело с вещами, с предметами, а потом со словами. Для детей дошкольного возраста наглядность выражается в предметах, в непосредственном восприятии жизненных явлений (в процессе экскурсий) или в изображении предметов (в картинках). В обучении детей дошкольного возраста наиболее широко используется натуральная (это предметы, звуки, движения, подлежащие счету и сравниванию одной совокупности с другой; предметы в различном пространственном расположении, имеющие различную форму, величину и т. д.) и изобразительная наглядность (это карточки с нарисованными предметами в разном количестве, разной величины и формы, при разном пространственном расположении; карточки с геометрическими фигурами разных размеров, разного цвета и количества; парные карточки с предметами, по-разному расположенными; различные виды лото; таблицы с изображением состава числа и многое другое). Но в настоящее время в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия, которые способствуют развитию дедуктивного мышления детей.

Использование наглядности в обучении значимо при условии единства наглядности и слова. Демонстрация любых наглядных пособий сопровождается словом, которое направляет внимание детей на главное, учит вычленять самое существенное. Наглядные средства используются по-разному, в зависимости от задач обучения. В одних случаях воспитатель только направляет наблюдения детей, действия, например, при рассматривании предмета детям предлагается обвести пальчиком геометрическую фигуру, чтобы лучше ознакомиться с её формой («Шар кругленький, катится, а кубик с уголками, они мешают ему катиться», говорит малыш). Иную роль играет слово воспитателя при познании детьми отношений, например количественных. При этом воспитатель направляет детей на осмысление не качества совокупностей предметов, а отношений между ними. Например, на верхней полоске лежат 4 красных кружка, а на нижней – 5 синих кружков. Свои наблюдения дети должны отразить в слове.Поэтому воспитатель ставит следующие вопросы: «На какой полоске – нижней или верхней – меньше кружков? Сколько кружков на каждой из полосок? Какое число меньше какого и какое число больше какого?» и т. д.

Наглядность не самоцель, а средство более углубленного познания мира. Дети, сравнивая множества,учатся считать: 5 кукол, 4 тарелки и т. д. – не для того, чтобы углубить знания о куклах и тарелках, а для того, чтобы научиться абстрагировать числа 5 и 4 от конкретных предметов, осознать мощность соответствующих множеств и взаимно – обратные отношения (4< 5, а 5> 4 на 1 единицу). Следовательно, принцип наглядности обеспечивает большую глубину чувственного восприятия, а чувственное и логическое мышление взаимосвязаны на всех возрастных этапах. Поэтому целесообразны сочетания средств наглядности и слова.

Наглядный материал очень важен на занятии, но должен иметь свои границы. Иногда наглядность может мешать умственному развитию, тормозить его. Например, при изучении нового программного материала по счету. Образец педагога, его показ способа действия играют огромную роль. Но если маленький ребенок усвоил способ действия, то дальнейший показ будет мешать развитию самостоятельности. Поэтому даже в работе с детьми трех лет показ образца становится вредным, когда малыши могут выполнить задание сами, на основе словесной инструкции. На этом этапе образец можно использовать иначе, например, показать его после выполнения задания, чтобы дети сами проверили, так ли они разложили кружки, как им было указано в инструкции, или как представлено на образце.

Итак, используя наглядный материал в обучении детей математическим знаниям, мы должны тщательно продумывать характер наглядности, способ и место его использования. Применяя в обучении принцип наглядности, важно учить детей самих пользоваться наглядными средствами, находить их и применять для контроля и для доказательства своих ответов;например: «7>6, а 6<7 на один» — говорит ребенок 6 лет. Воспитатель предлагает: «А ты, Вова, докажи нам, что правильно говоришь». Ребенок накладывает на фланелеграф 7 елочек и отсчитав 6 грибков, прикладывает под каждой елочкой по 1 грибку.Ребенок должен доказать примерно так: «Видите, я к фланелеграфу приложил 7 елочек и под каждую приложил по одному грибку и под одну ёлочку не хватило грибка. Значит, правильно, 6<7 на один. Таким образом, очень важно, чтобы в процессе обучения осуществлялось взаимосвязь слова и наглядности.

Наглядный материалв каждой группе должен быть двух видов: крупный, демонстрационный для показа всей группе и мелкий, раздаточный для работы детей за столами.

Для демонстрации необходимо наборное полотно размером 60х30 см. с двумя полосками для раскладывания на них разных изображений. Для каждого ребенка надо иметь карточки с двумя полосками размером 21х8 см. и в старших группах размером 30х10 см. Для восприятия множеств с помощью различных анализаторов должны быть предусмотреныдидактические пособия: мелкие предметы в виде пуговиц, мелких кубиков, которые отсчитывает ребенок, или нашитые на картон пуговицы, количество, которых он определяет на ощупь.Для установления мощности множества на слух необходимо использовать музыкальные звуки и шумы: удары по музыкальному треугольнику, по бубну, по барабану, стук по дереву, по стеклу, по стене, падение капель воды, бой часов и др. Двигательный анализатор играет не меньшую роль в формировании счетной деятельности и представления о множестве. Очень большое применение находят наборы для ознакомления детей с формой. Геометрические фигуры плоские и объемные должны быть разных размеров. Используются также наборы мелких игрушек для сравнения их формы с геометрическими фигурами.

Для изучения величин используются различные предметы разной длины, ширины, высоты, толщины (ленты, полоски из картона,наборы игрушек: матрешки, бочонки, конусы (пирамидки, коробочки, чашечки. Для изучения пространственных отношений подготовлены специальные наборы пособий, которые используются также при проведении различных дидактических игр,например: «Куда спряталась кукла?» — под шкаф, на шкаф, между двумя стульями и т. д. В нашем детском саду большое применение на занятиях по счету находит фланелеграф.

Для ознакомления со временем в группах имеются часы настольные, песочные, макет – часов, календарь.

В числе пособий имеются мелкие игрушки для счета: целлулоидные, резиновые, пластмассовые, деревянные, из папье-маше и др. Для составления задач используем картины с разнообразным содержанием. Имеются пособия на усвоение размера предмета.

Парные контурные изображения матрешек пяти размеров. Пару составляют две матрешки одинакового размера,но одетые различно: сарафаны и платочки у них разного цвета. Ставим при этом использовании наглядности цель: научить детей фиксировать внимание на размере предмета, отвлекаясь от признака цвета. Задания при этом даем различные. Имеются также пособия на сравнение глубины (литровая банка, пол-литровая, стакан, кружка, чашка из кукольного сервиза). Для сравнения объема жидкости в разных сосудах даем градуированную пробирку.

А также мы широко используем компьютерные технологии. (создаем презентации, развивающие игры и т. д.)

Одним словом в нашем детском саду имеется разнообразный демонстрационный и раздаточный материал, который способствует успешному проведению непосредственной образовательной деятельности по формированию математических представлений и развитию умственных способностей детей.

К демонстрационному и раздаточному материалу предъявляютсяследующие требования: демонстрационный материал служит для показа и работы с детей, вызванных к столу воспитателя, поэтому он должен быть крупного размера, а раздаточный – мелкий. Тот и другой материалдолжен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более успешнее детьми усваиваются знания.

Литература

1. А. М. Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»,

2. А. М. Леушина «Обучение счету в детском саду»,

3. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

4. Журналы «Дошкольное воспитание»

Источник