Надо ли отдавать в школу развития ребенка
С 15 декабря школы начали принимать заявления от родителей будущих первоклассников. Некоторые дети пойдут в школу в неполные семь лет. Если ребёнок уже умеет читать, писать и считать, всё равно не стоит торопиться. Психологи Наталья Соломахо и Карина Цвей рассказывают, какой проблемой может обернуться начало учёбы, когда ребёнок из-за возраста ещё не готов к школе.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Почему мы обращаемся к этой теме? Что такого страшного в том, что ребёнок пойдёт в школу до семи лет? Он же подрастёт, и разве это много — разница в 2-4 месяца? Как специалист с семнадцатилетней практикой отвечу: да! Потому что для вашего ребёнка разница будет не 2-4 месяца, а год! Ровно год (а то и больше) разницы между ним и некоторыми его одноклассниками. И год отсрочки от школы может существенно изменить все последующие 11 лет его и вашей жизни.
Именно поэтому надо взвесить все «за» и все «против». Например, многие решают отдавать ребёнка в школу, потому что ребята из группы детского сада идут, и мы идём; старший ребёнок уже в школе — отдадим младшего, будет проще со временем; ребёнок уже всё умеет — чего его в саду держать; в этот год набирает хороший учитель, а что в следующем — не понятно.
Рассмотрим такие аргументы под микроскопом с самым большим увеличением, чтобы увидеть всё, что скрыто под, казалось бы, простыми и понятными вещами
1. «Все идут, и мы идём…»
Чаще всего это бывает в том случае, когда в детском саду ребёнок попадает в группу не по возрасту, а по году рождения. И в этом случае у родителей создаётся иллюзия, что раз он справляется с нагрузкой в детском саду, значит, справится и со школой — там ведь на полдня меньше, всего 3-4 урока.
Но родители, вы поймите, что разница даже в полгода у детей в этом возрасте, — это очень много.
Дети различаются по уровню внимания, усидчивости, потребностям, интересам, организованности и всему тому, что определяет готовность ребёнка к школе
Это не значит, что ваш ребёнок какой-то не такой, что у него что-то не развито или он отстаёт от других. Просто у него нервная система ещё полностью не созрела, а это физиологический процесс, который человек стимулировать и подгонять не может!
Кроме того, давайте посмотрим на класс в целом. Как вы думаете, на какой возраст будет опираться педагог при проведении урока или определении объёма домашнего задания? Если сейчас в первом классе возрастной диапазон от 6,5 до 8 лет и численность ребят от 30 до 40 учеников.
И как потом объяснить ребёнку, почему он не может так быстро и аккуратно сделать домашнее задание, понять и написать что-то в классе, как его друг, который на год старше. И это не фигура речи — в классе иногда встречаются дети с разницей в возрасте больше года.
2. «Он умеет писать, читать, считать…»
Навыки письма, счёта, чтения не могут быть основанием, по которому можно судить о готовности ребёнка к школе.
Залог успешной адаптации ребёнка в большей степени определяют физиологическая и психологическая готовность, а это:
- Произвольность поведения, то есть умение подчинять своё поведение внешним правилам. Делать не то, что мне сейчас хочется, а то, что надо. Это про усидчивость и внимательность.
- Эмоциональная зрелость, то есть умение ребёнка справляться с эмоциями в ситуациях проигрыша, усталости, конфликта, когда что-то не получается. Умение выражать своё состояние и переживания безопасно для себя и окружающих. Это про выражение своих эмоций.
- Мотивационно-волевой компонент или «внутренняя позиция школьника», то есть сформированность потребности не только в игре, но и в обучении. Это про желание учиться и узнавать что-то новое.
- Умение налаживать социальные контакты и «держать удар». Ведь класс — это не коллектив детского сада и не группа на развивающих занятиях. В классе больше конкуренции, и надо завоёвывать «своё место под солнцем». Это про общение и взаимодействие.
3. «Если сейчас не пойти, то ему потом будет скучно, так как он всё уже знает и умеет…»
Одно из основных заблуждений родителей заключается в том, что в первом классе ребёнка будут учить считать, читать и писать с нуля!
Нет! Сейчас уровень требований к будущим первоклассникам очень высокий. Дети приходят уже с большим багажом знаний: умеют писать печатные буквы, читают по слогам, считают в пределах 50. Кроме того, темпы обучения растут, программы обновляются, совершенствуются. Всегда можно выбрать гимназию или найти программу посложнее. Скучно ребёнку точно не будет! Кроме того, огромное количество сил в первом классе тратится на адаптацию. Многие родители отмечают, что ребёнок в первом классе начал опять спать днём, чего не делал со средней группы детского сада.
4. «А что ребёнок подумает, если все дети пойдут в школу, а он нет»
Дорогие родители, согласитесь, что это ваши мысли и ваши переживания по поводу происходящего. Ребёнок принять решение в этом возрасте не может. И то, как мы это решение ему преподнесём, как мы его обыграем и предложим, так он к этому относиться и будет.
В моей практике не было случая, чтобы ребёнок изводил родителей нытьём: «Вот не отдали меня на год раньше! Я бы тогда учился лучше, уроки бы делала быстрее, а вот теперь сижу тут переросток и страдаю от того, что такой большой и умный!».
При этом более реальные мысли и сомнения возникают у ребят, которые приходят в первый класс и начинают понимать, что они не очень-то успевают по программе, что им надо больше времени для уроков. А уж если они по росту самые маленькие в классе, — это может стать важнее всех остальных вместе взятых переживаний. Для каждого ребёнка это, безусловно, индивидуально. Есть ребята, которые переживают из-за высокого роста, но это, опять же, не повод отдавать ребёнка в школу раньше, чем он к этому будет готов. И вот тут у ребёнка возникает очевидный вопрос, ответ на который, мне кажется, найти труднее, чем объяснить, почему мы не идём в этом году в школу.
5. «Ему интереснее общаться с детьми постарше, и из садика идут знакомые дети»
Ребята действительно идут в школу в большей степени за общением — поговорить, поиграть и показать себя. Но школа — это не клуб по интересам и не кружок, это система образования. И там конкурентная среда, оценка результата деятельности, ситуации презентации своих способностей, там нет права выбора. Как вы думаете, у какого ребёнка будет больше ресурсов для преодоления этих ситуаций?
Даже если ребёнок пойдёт в школу в полные семь лет — это не значит, что у него не будет трудностей. Они будут возникать в любом случае, но ресурсов и возможностей справиться с ними у него будет больше. Даже по чисто физиологическим причинам.
6. «А что мне с ним ещё целый год делать, он же уже эту программу прошёл»
Программа в детском саду — это условность. Если ребёнок повторяет пройденное — он попадает в ситуацию успеха, что способствует психологическому комфорту. Поделки, занятия, праздники, второй выпускной праздник — для ребёнка это не проблема, это беспокоит родителей. И эти вопросы в каждом случае можно решить индивидуально.
Можно оставить его в этом же детском саду, но просто сменить коллектив и воспитателей. Можно сменить детский сад или набрать развивающих занятий и кружков. Понятно, что у ребёнка будет стресс, так как это смена коллектива, смена педагогов. Но по сравнению со школой это может быть меньшее из зол.
7. «Это сильный учитель, у него дисциплина, успеваемость на высоком уровне»
Самый сложный и, пожалуй, противоречивый аргумент — это педагог, который набирает класс, к которому вы очень хотите попасть.
И опять вернёмся к количеству учеников в классе, необходимости пройти программу и сопоставим это с дисциплиной и успеваемостью. Особенно если вопрос дисциплины для вас актуален в связи с поведением вашего ребёнка. Его поведение (балуется, невнимателен, часто отвлекается) — это следствие его развития, возрастных особенностей, незрелости. Что решается только временем. И поверьте опыту, строгость и сердитость для поддержания дисциплины ученика здесь сыграет плохую службу и вряд ли будет способствовать формированию правильной учебной мотивации. А мотивация очень понадобится в средней и тем более в старшей школе. Мотивация именно учебная, формирование которой — важнейшая задача учителя в начальной школе.
Факторы, которые говорят о том, что лучше ещё годик подождать
- Ребёнок не ходил в детский сад;
- есть логопедические сложности;
- есть неврологические особенности;
- есть хронические заболевания (в особенности те, которые ослабляют иммунитет);
- ребёнок часто болеет;
- ребёнку сложно находить общий язык с детьми, он не проявляет инициативы при взаимодействии, долго привыкает к детям;
- ребёнок очень эмоционально переживает неудачи и не умеет (или с огромным трудом) справляется с проигрышами, критикой;
- тяжело переносит неожиданные события, изменения планов в последний момент;
- эмоционально реагирует на любые события;
- тревожный ребёнок.
Дорогие родители, ещё раз подумайте, взвесьте все «за» и «против». Школа — это не только первый класс, который в большей степени нужен для адаптации, но и последующие десять лет! И важно не только то, как ребёнок будет справляться в первом классе, но и дальше, в четвёртом классе, в средней и старшей школе. И период сравнения себя с одноклассниками в подростковом возрасте при разнице в год и больше может стать настолько важным и определяющим для подростка, что нам сейчас, с позиции родителя будущего первоклассника, даже сложно представить!
Если вы ещё точно не определились или вас мучают сомнения, то посоветуйтесь с воспитателями, педагогами из кружков, придите на консультацию к психологу, где можно пройти тест на готовность к школьному обучению. Соберите мнения, взгляды, сформируйте полную картину происходящего.
Если вы однозначно решили отдавать ребёнка в школу до семи лет — пройдите диагностику психологической готовности к школе, которая учитывает психологическое развитие, особенности психических процессов ребёнка. Специалист подскажет, в каком направлении работать, чтобы к началу учебного года максимально подготовить ребёнка психологически, подскажет, какие особенности его психики стоит учитывать.
В идеале подобную диагностику надо повторить в конце года и посмотреть, в чём удалось продвинуться, а какие нюансы требуют внимания и работы. Иногда поможет только время, но есть то, что вполне успешно можно тренировать и развивать. Например память, внимание, мышление. И чем раньше вы узнаете, на что именно стоит обратить внимание и с чем работать, — тем лучше.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Подготовила Ксения Яваева
29 ноября, 2019
Современные родители, едва пройдя этап с сосками, пеленками и погремушками, уже задумываются о необходимости отдавать своего ребенка в различные школы и студии раннего развития. Так ли это необходимо или всего лишь дань моде и погоня за одобрением и лайками в соцсетях? КаспийИнфо решил выяснить, как выбрать для будущего вундеркинда самое первое образование.
“За” и “против”
Мнения по поводу раннего развития детей разнятся. Одни более консервативны и считают, что всему свое время. Не стоит отнимать у малышей детство. Другие уверены, что именно в раннем дошкольном возрасте мозг ребенка наиболее гибкий, как пластилин, а значит, дети быстро адаптируются к условиям, усваивают новые навыки. При этом все в один голос твердят: самое важное для развития ребенка младшего дошкольного возраста – ролевая игра. Поэтому очень важно найти золотую середину. Если и обучать ребенка с младенчества, то не так, как это делают в школе, где “строгий” режим, работа от звонка до звонка и домашние задания. Так ребенок может быть перегружен раньше времени, и к школе у него выработается отторжение – обратный рефлекс.
Без перегибов
В Астрахани, по данным справочника Дубль ГИС, 145 организаций, в которых проводят занятия с дошколятами. Одни – это аналоги частного детского сада, где за вашим чадом обещают присмотреть и попутно с ним позанимаются. Например, будут учить азбуку и складывать буквы в слова, а слова – в предложения. В других – упор на какое-то конкретное направление. Например, на математику, чтение или английский язык. Однако самое важное, по мнению и психологов, и учителей из обычных средних школ, куда “раннеобразованные” дети впоследствии придут грызть гранит науки, это “не перестараться”, то есть при массе соблазнов и предложений на рынке услуг не перегнуть палку, а сконцентрироваться точечно, на одном-двух направлениях. Кроме того, развивая способности крох, не стоит забывать, что дети также должны уметь играть, выстраивать отношения с ровесниками, слушаться старших. Иначе получается, что ребенок быстро встраивается в работу, узнает много полезного, но, к примеру, не способен сам себя занять.
Слушайте ребёнка
Бывает, что ребенок не совсем готов, а его изо всех сил втягивают в учебу. Такая ситуация зачастую оборачивается неврозами. “Если проводить аналогию: детям, как и растениям, нужно давать удобрения, чтобы они росли. Когда один цветок расцветает раньше других, это красиво и здорово, но переживет ли он заморозки? Ведь одновременно у ребенка развиваются нервная и гормональная системы, и при высокой нагрузке молодой организм может просто сломаться”, – говорит психолог Ольга Румынская.
Именно поэтому очень важно выбирать студию по рекомендации знакомых и друзей, тех, чьи дети научились читать и считать, но при этом “не завяли”, не потеряли интерес к простым и одновременно важным вещам: спорту, играм, общению со сверстниками.
О качестве школы или центра вам скажет сам ребенок. Обращайте внимание на него, на его телесные и эмоциональные реакции. Здесь не важны регалии и статусы учреждения – важен педагог, который или пробудит в ребенке интерес к познанию и поиску, или “убьет” детскую мотивацию на долгие годы. Поэтому собеседник “КК”, психолог рекомендует познакомиться с преподавателем, расспросить про его опыт, узнать, по какой программе работают с детьми в этой школе. “Задавайте вопросы и не стесняйтесь своего незнания – вы ведь за этим и пришли, чтобы “подрастить” в себе родителя”, – резюмирует Ольга Румынская.
Чему учат
В большинстве школ раннего развития предлагают комплексную образовательную программу. В качестве бонуса многие предлагают провести пробный урок бесплатно. Стоимость обучения – от 3-3,5 тысяч рублей в месяц (занятия два раза в неделю).
Развивающий курс для детей от двух лет включает развитие речи, формирование начальных математических представлений, изучение окружающего мира, развитие внимания, памяти, логики, мышления. Однако в курсе также присутствуют и другие элементы – творческие поделки, прослушивание классической музыки, динамические паузы, направленные на развитие крупной моторики
у ребенка.
Среди направлений деятельности для детей до 4 и 4 лет: развивающие игры, английский язык, развитие речи. К пяти годам в программу добавляется музыка и математика, а также художественный труд. Увеличивается и количество посещений – до 3-х в неделю.
Под одной крышей
Многие уверены, что пока первоклассники начнут осваивать букварь и пропись, ребенок, занимавшийся в студии раннего развития, не будет отставать. Напротив, будет выделяться, и это стимулирует его и дальше учиться на “хорошо” и “отлично”.
Еще одно преимущество центров раннего развития заключается в следующем. Часто при них есть логопедические кабинеты. Специалисты помогут избавиться ребенку от комплексов – “убирают” легкое заикание, учат правильно выговаривать звуки (в основном “р” и шипящие). Это экономит родителям время, деньги и нервы.
Источник
Подготовка детей к школе всегда становится большим стрессом для родителей, и порой заниматься с ребенком по вечерам совершенно не хватает времени, а так хочется, чтобы твое чадо было лучшим в классе.
Сильно занятым, но имеющим средства родителям на помощь приходят школы развития — учреждения, в которых вашего ребенка научат считать и писать еще до того, как он пойдет в первый класс. Более того, в них ребенка могут научить иностранному языку и рисованию. Ограничений нет, лишь бы родители смогли оплатить сильную занятость своего дошкольника.
О том, стоит ли нагружать ребенка перед школой дополнительными уроками или ребенок всему может научиться дома и в обычном муниципальном детском садике, мы спросили у различных экспертов.
Лучше — спорт
— По моему мнению, школы развития не играют большой роли для развития ребенка, — рассказала воспитатель муниципального детского сада Мария Авдеюк. — Но это, конечно, зависит от семьи. Если родители могут себе позволить такую «прихоть» и не хотят заниматься с ребенком сами, то никто не сможет им этого запретить.
Воспитатель подчеркивает, что программа подготовки дошколят в детском саду ничуть не хуже, чем в школах развития.
— Конечно, в школах развития финансирование больше, и поэтому получше материальная база для занятий, к тому же количество детей меньше чем в обычной детсадовской группе, отсюда индивидуальный подход, — говорит Мария Витальевна. — Я считаю, что если вы хотите, чтобы ваш ребенок не сидел без дела, то лучшим вариантом станет отдать его в спортивную секцию или в музыкальную школу. Там ваше чадо и научится чему-то новому и выплеснет всю нескончаемую энергию.
Не нарушить психологический фон
— Честно скажу, что я против каких-либо школ развития, — признается психолог-практик Лариса Кочурова. — Считаю, из-за того, что родители заставляют малыша учиться раньше времени, они лишают его беспечного детства. А это чревато искажением психологического фона ребенка.
Психолог подчеркивает, что есть дети-интеллектуалы, у которых искренняя тяга к знаниям. Это их личное стремление и нужно поддерживать и развивать. Но не каждый ребенок готов сесть за парту раньше времени. Абсолютное большинство обычных детей не нуждаются в предварительном образовании, всему необходимому их научат в детском саду и школе. Поэтому родителям, прежде чем принять решение, необходимо оценить стремления своего ребенка.
— Я всегда на стороне тех родителей, которые занимаются с детьми дома, — продолжает Лариса Юрьевна. — Мамам и папам это пойдет на пользу, так они смогут узнать больше о своем ребенке и, возможно, сблизиться с ним. Кстати, в России издревле сложились такие традиции, что по вечерам семья должна собираться дома вместе, ужинать, пить чай, беседовать, делиться впечатлениями за день. А если вы вместо этого потащите малыша в школу развития, вы просто лишите и себя, и его семейных посиделок.
Поэтому наш эксперт советует родителям заниматься с ребенком самим и самостоятельно развивать его способности к чтению, математике или рисованию. Так вы не нарушите психику малыша, не отнимите у него время общения с семьей, не будете оплачивать лишние счета.
Мамы и папы, не ленитесь
— Когда ребята приходят в первый класс, то дети, которые ходили на дополнительные занятия, выделяются сразу, — говорит учитель начальных классов кировской школы № 56 Надежда Лаптева. — Есть сильные отличия в поведении: подготовленные ребята уверенней себя чувствуют, сидя за партой, они уже знают, что в школу ходят за знаниями, а не просто побегать на переменах. Также они лучше держат ручку, уже ориентируются в границах линии и клетки в тетрадке, знают, что за них выезжать нельзя.
Но педагог подчеркивает, что ребенок будет хорошо готов к школе только в том случае, если родители сами заинтересованы в его обучении, то есть мама и папа должны продолжать с ним заниматься и за пределами школы развития. А если родители думают, что, заплатив за уроки, ребенок станет круглым отличником, то они глубоко ошибаются. При желании мама и папа могут развивать способности ребенка не выходя из дома.
— Я знаю, что дети без дополнительной подготовки со временем догонят ребят из школы развития, только им будет сложнее и нужно будет хорошенько постараться, — подытожила Надежда Ильинична. — Я бы посоветовала мамам и папам не лениться и самостоятельно заниматься со своим дошкольником.
Проверим на практике
Мнения экспертов в общем схожи — детей развивать нужно, но это могут делать родители и дома. Выслушав все доводы, мы решили на практике проверить, как школа развития влияет на способности ребенка и провели мини-эксперимент. Мы не претендуем на научность нашего «исследования», ведь каждый ребенок уникален и в условиях, которые мы создали, любой другой мог повести себя по-разному.
Эксперты рассказали, что 5-летний ребенок должен знать цифры до 15 и уметь сосчитать такое количество предметов. Например, отложить 13 счетных палочек — это не ровное число, пальчиков на руке не хватит, поэтому ребенку придется хорошенько подумать.
Мы предложили отсчитать 13 карандашей из кучи других первому нашему «подопытному». Им стал Арсений Жолобов, в сентябре ему исполнилось 5 лет, он ходит в детский сад с логопедическим уклоном, но за партой школы развития не сидел никогда.
Ребенок уверенно, не задавая лишних вопросов, начал вслух считать карандаши, каждый брал в руку и откладывал в строну. Досчитав до 12, мальчик задумался, взял в руки еще один карандаш и медленно, с сомнением в глазах, прошептал: «тлинадцать?»
Вторым на очереди стал его тезка Арсений Скурихин, которому пять лет исполнится только в феврале, но он уже второй год регулярно занимается в школе развития. Перед ним тоже оказалась куча карандашей. На просьбу дать 13 штук ребенок также спокойно начал вслух считать карандаши, откладывая их себе, а потом все 13 подал. Он отсчитал все необходимые предметы без запинки и не отвлекаясь.
Получается, что дети, которых готовили по-разному, могут выполнить поставленные задания. Только вот Арсений, посещающий школу развития, сделал это быстрее: он не отвлекался, не крутился, выполняя задание. Перед ним поставили задачу — он сделал. А Арсения, который в школу развития не ходит, нужно настроить на занятие, иначе он готов отвлекаться на все вокруг.
Источник