Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «об­щественным» субъектом и имеет теперь социально значи­мые обязанности, выполнение которых получает обществен­ную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном воз­растном этапе. В рамках учебной деятельности складыва­ются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школь­ников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим разви­тие на следующем возрастном этапе.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст является периодом интен­сивного развития и качественного преобразования позна­вательных процессов: они начинают приобретать опосред­ствованный характер и становятся осознанными и произ­вольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обу­чения мышление выдвигается в центр сознательной деятель­ности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные про­цессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а вос­приятие — думающим» (Эльконин Д.Б.). Усвое­ние в ходе учебной деятельности основ теоретического со­знания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

В этот период качественно изменяется способность к про­извольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л. С. Выготский) харак­теризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредст­венно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

На протяжении младшего школьного возраста начина­ет складываться новый тип отношений с окружающими людь­ми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачи­вается, все большее значение для ребенка начинают при­обретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями млад­шего школьного возраста являются: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к дейст­вительности; ориентация на группу сверстников.

Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития пред­ставляют интерес подходы зарубежных психологов к пони­манию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей.

Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6—12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематичес­ких знаний и умений, обеспечивающих приобщение к тру­довой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой ста­дии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе — чувство неполноценнос­ти и неспособности быть наравне с другими людьми. Ини­циативность, стремление активно действовать, соревновать­ся, пробовать свои силы в разных видах деятельности отме­чаются как характерные черты детей данного возраста.

В рамках классического психоаналитического подхода воз­раст 6—10 лет считается латентным периодом, когда сексуаль­ное развитие ребенка под давлением родителей и общества временно приостанавливается и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом. Подавление детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшей социализации: получения образования, обучения практическим навыкам, при­обретения опыта общения со сверстниками.

Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное раз­витие ребенка 7—11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и не­прерывных величин. У ребенка возникает способность пре­одолеть влияние непосредственного восприятия и приме­нить логическое мышление к конкретным ситуациям. Пере­ход к конкретно-операциональному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех психических про­цессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений, способ­ности к сотрудничеству с другими людьми.

Читайте также:  Семейное воспитание ребенка развитие речи

Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психо­логов), основной задачей которых является создание опти­мальных условий для раскрытия и реализации потенциаль­ных возможностей младших школьников с учетом индиви­дуальных особенностей каждого ребенка.

2.2. Эмоциональнаясферамладшихшкольников

Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные реакции у дошкольников, у школьников младших классов уже не действуют. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так и в другую сторону: он может как не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую он не переживает.

Д. И. Фельдштейн отмечает, что детей 10-11 лет отличает весьма своеобразное отношение к себе: около 34 % мальчиков и 26 % девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70 % детей отмечают у себя и положительные черты, однако отрицательные черты все равно перевешивают. Таким образом, характеристикам детей этого возраста присущ отрицательный эмоциональный фон.

Итак, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

Источник

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период проис ходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность система тического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному измене нию социальной ситуации развития ребенка. Он стано вится «общественным» субъектом и имеет теперь соци ально значимые обязанности, выполнение которых полу чает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авто ритет взрослого постепенно утрачивается и к концу млад шего школьного возраста все большее значение для ре бенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изме нения, происходящие в развитии психики детей на дан ном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, харак теризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь силь ная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельно сти необходимо придать новую лично значимую мотива цию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школь ник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его но вые достижения.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обу чения мышление выдвигается в центр сознательной дея тельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуж дающего мышления, происходящее в ходе усвоения науч ных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

Читайте также:  Таблица развитие речи ребенка в норме по возрастам

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развива ются навыки переключения и распределения. К 9-10 го дам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все дру гие психические процессы, претерпевает существенные из менения. Суть их состоит в том, что память ребенка посте пенно приобретает черты произвольности, становясь созна тельно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становле ния высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выде лили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опор ных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоци ации, повторение.

Трудность выделения главного, существенного отчетли во проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника — в пересказе текста. Психолог А.И. Липкина, исследовавшая особенности устного пересказа у младших школьников, заметила, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко — это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют.

Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от ак тивной мыслительной работы. Учащиеся начинают исполь зовать различные неадекватные приемы и способы выпол нения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое за учивание материала без его понимания. Дети воспроизво дят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь — выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при ус тном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д.

В этом возрасте происходит появление и другого важ ного новообразования — произвольного поведения. Ребе нок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и за конам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их по ведение так или иначе, связано с основным мотивом, доми нирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произволь ного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зре ния его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связа но с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою зна чимость в их глазах.

Ребенок начинает активно размышлять по поводу сво их действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личнос ти ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрос лых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Не гативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустой чивости воли, настроения и т. д.».

Читайте также:  Развитие ребенка с рождения для родителей

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Как я уже говорила, ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нрав ственных норм и развитии детских интересов играет учи тель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте происходит рост стрем ления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив дос тижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мо тива — мотив избегания неудачи.

В сознании ребенка закладываются определенные нрав ственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, что бы становление личности ребенка шло наиболее продук тивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которы ми он знакомится в жизни». «Социальное простран ство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формули руемых правил».

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уни кальность, он осознает себя личностью, стремится к совер шенству. Это находит свое отражение во всех сферах жиз ни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверст никами. Дети находят новые групповые формы активнос ти, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосход ству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отно шения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с раз ными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некото рой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех ви дов деятельности, которые приняты и ценятся в привлека тельной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выраже ние в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок уча ствует в новых деловых отношениях, невольно он вынуж ден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Основные достижения этого возраста обусловлены ве дущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хо теть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитив ные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуаль ности каждого ребенка.

Источник