Наблюдением за развитием речи ребенка

юлия поруц
Развитие речи детей раннего возраста через наблюдение в природе

Ранний возраст является периодом, наиболее благоприятным для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво.

Природа – богатейший источник для речевого развития ребёнка. Основная задача развития речи детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта.

Закономерны проблемы, с которыми сталкиваются родители и педагоги детей раннего возраста:

— Недостаточный словарный запас;

— Неспособность отвечать на вопросы взрослого;

— Неспособность пользоваться речью как средством общения.

У детей раннего возраста, поступающих в дош. учреждение слабо развита речь:

— Некоторые дети не говорили, не пользовались облегчёнными словами;

— Не умели слушать речь взрослых;

— Не заменяли облегчённые слова правильными.

Наблюдению как важному методу познания природы уделяли большое внимание многие педагоги дошкольного воспитания, а именно Е. И. Тихеева, А. А. Быстров, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Т. Н. Зенина.

Используют в работе,

— Методические пособия М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина («Чтобы чисто говорить, надо», «Начинаем говорить»)

«Ранее детство: развитие речи и мышления». Л. Н. Павлова.

— «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». В. В. Гербова.

«Ознакомление детей раннего возраста с природой». Т. Н. Зенина.

«Ознакомление детей с природой». С. Н. Николаева.

Цель работы с детьми:

· Развивать речевую активность детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы.

А так же конкретные задачи:

· Пополнять активный словарь детей существительными, прилагательными, наречиями, глаголами.

· Учить детей с помощью взрослого рассказывать об увиденном объекте живой или неживой природы в процессе наблюдений.

· Учить слышать и понимать заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе.

· Формировать у детей интерес к объектам природы, доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость на общение с ними.

· Уточнять представления детей о растениях на участке детского сада и в природном уголке.

· Знакомить детей с птицами на участке детского сада (ворона, воробей и т. п.) и их характерными признаками.

· Наблюдать с детьми за красотой природных явлений (падает снег – снегопад, кружатся листья – листопад, в небе появилась радуга, распустились цветы) и их сезонными изменениями.

В зависимости от поставленных задач используют различные виды наблюдений:

· Кратковременные (за погодой, поведением птиц, животных). В процессе наблюдений, учу детей различать и называть форму, цвет, величину (например, ворона большая, чёрная, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т. д.

· Длительные (за развитием растений, сезонными явлениями). Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе использую более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают и называют наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше (например, Что происходит с деревьями в разные сезоны).

Длительные наблюдения заключают в циклы. Например, циклы наблюдений за птицами на участке, за развитием растений, за снегом и т. д.

В ходе этих наблюдений у детей развивается сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

Наблюдения проводят как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от целей, задач и содержания наблюдения. Наблюдения в природе используют систематически, тем самым приучаю детей приглядываться, подмечать её особенности. Например, наблюдая за одуванчиками, которые доставили детям огромную радость и восторг,малыши высказывались: «Какие красивые цветы»; «Саша, посмотри, одуванчики мягкие»; «Как много одуванчиков». Красота и многообразие природы во все времена года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать (например, почему опадают листья, идёт снег, дождь).

В процессе наблюдений в природе знакомят детей с объектом или явлением, а также учат замечать изменения в окружающей обстановке, развивают наблюдательность, учат детей бережно относиться к природе. Помогают детям овладеть деятельностью наблюдения; ставят перед ними познавательную задачу, обучают различным способам обследования объектов.

Наблюдения связывают:

— с игрой «Полетели птички», «Солнышко и дождик»

— продуктивной деятельностью «Посмотрим на цветочек, а потом нарисуем его», «Наблюдаем за снегом, и лепим его»

— дыхательной гимнастикой «Подуем на листочек, снежинку»

Для успешного достижения поставленной цели наблюдения продумывают и используют специальные методы и приёмы, организующие активное восприятие детей: задают вопросы, предлагают обследовать объект наблюдения, сравнивают объекты между собой — Например, предлагают посмотреть на воробья и голубя и сравнить, кто из них больше? Или подбирают два растения и предлагаю сравнить их. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Учат детей замечать, что растения отличаются друг от друга по величине, цвету, форме листьев и т. д., устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы (например, листочки опадают, потому, что дует ветер; светит солнце – становится теплее, дует ветер – качаются деревья). Чтобы детям раннего возраста проще было усвоить предлагаемый материал, сопровождают наблюдение точной речью, регулируют наблюдение по времени, объёму и содержанию.

Для своевременного и полноценного развития речи у детей устанавливают частый эмоционально-положительный контакт, создают благоприятные условия для развития самостоятельной речевой активности.

Используя метод наблюдения для речевого развития детей,руководствуются рядом требований к его организации:

1. Цель и задачи наблюдения ставят чётко и конкретно. Во всех случаях задача имеет познавательный характер, заставляет ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения отбирают небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое последующее наблюдение даёт детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений предусматривают системность, что обеспечивает их взаимосвязь. В результате у детей формируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение способствует развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приёмами: ставлю перед детьми конкретную и доступную задачу наблюдения, вместе с детьми проговаривают результаты наблюдения, сравнивают один объект с другим, предъявляют к детям вопросы разной степени сложности.

5. Наблюдение возбуждает интерес детей к природе, желание как, можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, закрепляют, уточняют, систематизируют с помощью других методов и форм последующей работы, а именно рассказывают об объектах и явлениях природы, читаю книги о природе, беседуют с детьми об увиденном, рассматриваю иллюстрации, картины, фотографии, репродукции (картины «Времена года», оформляю фотовыставки, и т. д., использую дидактические игры и игры с природным материалом.

7. В результате каждого наблюдения у детей формируется представление, элементарное понятие о том или ином объекте природы, и очень важно отношение к нему.

Подводя итоги, пришла к выводу, что целенаправленная работа по развитию речевой активности детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы способствует более глубокому решению речевого развития, а также развития личности ребёнка.

НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя деточки,

ждут малолеточки!

***

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

***

Бабочка — коробочка,

Ветер или дождь!

Полетишь — так ветер,

Упадешь — так дождь!

***

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

***

Мотылек-ветилек,

Принеси нам ветерок:

От ворот поворот

Гнать кораблик в ручеек.

***

Уж ты, бор-борок,

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

Земле

Вместе с солнышком встаем,

Небу мы улыбку шлем,

Всей Земле — большой привет!

Ведь ее прекрасней нет!

Ветру

Здравствуй, ветер озорной,

Летом, осенью, весной

Ты прохладу даришь нам

И деревьям, и цветам.

Солнцу

Ты всех любишь, ты всех греешь,

Всех ласкаешь и жалеешь,

Наше Солнышко, наш свет,

Все тебе мы шлем привет!

Цветам

Мы цветочки рвать не будем,

Пусть растут на радость людям!

Красные и голубые,

Все красивые такие!

Животным

Всем зверушкам, птичкам, рыбкам

И жучкам мы шлем улыбки.

Всех, друзья, вас очень любим.

Обижать мы вас не будем!

ПОТЕШКИ ДЛЯ «ОБЩЕНИЯ»

С ЖИВОТНЫМИ НА ПРОГУЛКЕ

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку — на донышко!

Ждут меня котята, Малые ребята!

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Курочка-тараторочка,

По двору ходит,

Цыплят водит,

Хохолок раздувает,

Малых деток потешает.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

То-то хорошенький,

То-то пригоженький:

Ходит бочком, ушки торчком!

Хвостик крючком,

Нос пятачком.

Привяжу я козлика

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая березка,

Стой, не качайся.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

ПОТЕШКИ ДЛЯ НЕСЛОЖНЫХ ИГР

Тарара ли, тарара,

Ушли кони со двора.

(Дети идут, высоко поднимая ноги)

А ребятки их поймали,

На колхозный двор загнали.

(двигаются прямым галопом)

***

Еду, еду к бабе, деду

(выполняют прямой галоп)

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке (меняют ногу,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в ямку — бух! (приседают)

***

По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В ямку-бух! –

Провалился петух.

***

Встанька на дорожке,

Хлопни-ка в ладошки,

Топни каблучками,

Потанцуй-ка с нами!

Всем, Надюша, расскажи,

Да проворней покажи,

Как девчата пляшут.

***

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора -Бал-бал-бал!

Балды-балды! Наши гуленьки вверху –

Гру-гру-гру! Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя — петушок

Ранним рано поутру

Нам споет — ку-ка-ре-ку!

подражают голосам домашних животных)

***

Скачет зайка маленький

Около заваленки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-

ОСЕНЬ

Карточка № 1

Рассматривание сухого песка.

Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.

Наблюдение: Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь.

Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый). Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок). Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета). Легко ли сыплется песок? (Легко). Как можно назвать песок? (Сыпучий).

Художественное слово

Песочница, песочница,

В песке вся детвора.

Построить домик хочется,

Забавная игра.

Речной песочек, меленький –

Хорош для куличей.

Склонился повар беленький

Над формочкой своей.

А вот Андрюша с Васенькой –

Ребята хоть куда

Везут в машинах красненьких

Песок туда-сюда.

Загадка.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Дидактическая игра «Что я построю из песка» — дети рассказывают, что можно построить из песка. Цель– научить составлять предложения на заданную тему.

Подвижная игра «Огуречик, огуречик».

Цель — научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь. Ход игры. Ребенок («мышка») сидит («спит»,дети тихонько идут и читают стихотворение: Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет. «Мышка» догоняет детей.

Труд в природе Очистка песка от мусора.

Индивидуальные физические упражнения

Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг песочницы.

ОСЕНЬ

Карточка № 2

Наблюдаем за солнцем

Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».

Наблюдение: Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом.У малышей спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то,как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.

Художественное слово Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки

Очень рады солнышку.

(А Барто)

Солнце землю осмотрело,

Каждый луч оставил след.

В мире нет важнее дела,

Чем дарить тепло и свет.

(В. Нестеренко)

Загадка.

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А в улыбке лучи

Очень горячи. (Солнышко)

Дидактическая игра. «Ласковые слова» — образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Подвижная игра

«Пузырь».

Цель — научить детей становится в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Ход игры.Дети встают в круг и со словами:

«Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся. Пух!»

увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.

Труд в природе: Очистить песочницу от листвы.

Индивидуальные физические упражнения. Перепрыгнуть дорожку из листьев.

Источник

Екатерина Дубогрызова
Детская речь: нормы и диагностика речевого развития

Дубогрызова Екатерина Борисовна,

учитель – логопед,

МАДОУ «Улыбка»,

ЯНАО, г. Лабытнанги

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ: «НОРМЫ» И ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них – отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей и особенностей для детей разных возрастных групп.

Долгие годы в дошкольных учреждениях обходились без проведения так называемой педагогической «диагностики» лингвистического развития. В соответствии с действующими программами воспитатели были нацелены на формирование у детей каждой возрастной группы определенных (единых для всех ЗУН, а не на развитие индивидуальных речевых способностей и возможностей).

Педагоги, ориентируясь на новые технологии, понимают, что только при условии своевременного и правильного обучения речи можно реализовать другие воспитательно-образовательные задачи.

Обследование речи – дело трудоемкое, но необходимое для осуществления личностно-ориентированного подхода к детям. Отслеживая динамику речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

Не менее важно вести наблюдения за детской речью и для того, чтобы объективно и профессионально судить об эффективности применяемых методов и приемов. Например, если усилия педагога значительны, а результаты оставляют желать лучшего, то, вероятнее всего, используемые формы работы не подходят и нужно искать другие, соответствующие индивидуальным особенностям ребенка.

Невозможно представить и обобщение опыта отдельного педагога или целого коллектива, если в материалах не будет сведений о начальных показателях речевого развития детей и их сравнения с их конечными результатами.

Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много: это наблюдение за «речевым поведением» ребенка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»: игрушки, дидактические игры, картинки, книги с иллюстрациями, различные «театры» и т. д.

Перед обследованием какой-либо из сторон речи педагог обычно обдумывает и разрабатывает специальные «сценарии активизирующего общения», включая ребенка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др., требующую определенных речевых умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, игрушки, материалы, тестовые (оценивающие) здания и вопросы.

Такое обследование, не нарушая, хода естественной жизни детей, должно восприниматься ими как совместная с педагогом игра, развлечение, интересное общение и проводится в дошкольных учреждениях в начале учебного года, в середине и в конце.

О возрастных «нормах» развития детской речи

Умение контролировать речь ребенка – необходимое профессиональное качество, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».

Считается, что норма речевого развития – обязательная точка отсчета для определения всех проявлений – как отклонений (отставаний, различных нарушений, так и опережений в развитии речи. Эти «нормы» изложены в основном руководстве деятельностью педагога – «Программе», в разделе «Развитие речи», но они представлены как характеристики того объема речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту.

Следует учитывать, что понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жестких границ. В связи с этим главная задача – помочь ребенку достигнуть среднестатистических показателей, т. е. «нормы», не забывая при этом про индивидуальный подход.

Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах?

Воспитатели, сталкиваясь с серьезными отклонениями в развитии детской речи, осознают, что они не в состоянии педагогическими методами и приемами, рассчитанными на обучение здорового «стандартного» ребенка, помочь малышу, страдающему речевым нарушением.

Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то,что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребенка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью, или взрослые не добивались речевой активности ребенка, не обращали внимания на неточное словоупотребление, не учили слушать рассказы, сказки и пересказывать их) и ошибок коллег-непрофессионалов (например, раньше ребенок посещал детский сад, где не уделяли должного внимания его речи).

Тем не менее, воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребенку и вовремя практики (а иногда и родители) прежде всего, замечают отставание в сроках и темпах речевого развития, а затем уже – особенности в восприятии речи, нарушения в речевом общении, речевом поведении (например, ребенок не задает вопросов, не может назвать предмет, не умеет подражать голосам животных, отказывается слушать сказки, не участвует в сюжетно-ролевых играх).

Детские психологи советуют педагогам и родителям обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормыу детей от 2 до 4 лет:

1. Совсем не говорит;

2. Начал говорить со значительным опозданием;

3. Развитие речи остановилось на одном уровне;

4. Ребенку три года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;

5. Ребенку четыре года, но его речь грамматически не оформлена;

6. Ритм речи и дыхание не совпадают (ребенок как бы задыхается);

7. Говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

Речевыепроблемы детей шестилетнего возраста:

1.Наблюдается смешение при восприятии на слух и при произношении близких в акустическом и артикуляционном плане звуков: [с-ш], [з-ж], [р-л], [ч-ть], [ч-щ], [ч-ц], [сь-щ];

2. Словарный запас наполнен, однако отстает от возрастной нормы качественно и количественно; затруднения касаются подбора родственных слов, синонимов, антонимов, прилагательных;

3. Грамматическое оформление речи неряшливо, дети не могут построить сложноподчиненное предложение;

4. Связная речь несовершенна, рассказы непоследовательны, состоят из простых предложений, бедны эпитетами.

Педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребенка, не имеет права ставить диагноз, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребенка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

Лишь незначительные отклонения в речевом развитии после консультации с логопедом в силах откорректировать сам, но программу речевых игр, упражнений, занятий нужно обсудить и детально разработать совместно с дефектологом.

Воспитатели должны иметь представление и об основных причинах отклонений в развитии детской речи:

1.Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевания, нарушения обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребенка.

2.Осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.

3.Особенности родов: стремительные или затяжные; осложнений (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр., приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.

4.Заболевания ребенка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно-кишечные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты и менингоэнцефалиты.

5.Влияние среды общения: длительность психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность) и даже двуязычие в семье.

Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».

К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевогоповедения детей с ослабленным слухом:

1. Очень внимательно смотрят на рот говорящего, «ловят» глазами артикуляцию, мимику;

2. Стараются подойти к говорящему очень близко и не отводить глаз;

3. Предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;

4. Не реагируют на слова, если не видят говорящего;

5. Не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания.

Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять к специалистам, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3 лет) может оказаться безвозвратно потерянным.

О целях и задачах педагогической диагностики детской речи

Нужно ли проводить в дошкольном учреждении обследование детской речи? На этот счет есть разные мнения, но никто не сомневается в том, что правильно организовать и спланировать свою работу воспитатель может лишь в том случае, если хорошо знает состояние речевого развития каждого ребенка в группе.

Обследование даст педагогу возможность:

• контролировать усвоение детьми речевого материала и на основе полученных данных составлять индивидуальные коррекционные программы занятий с «отстающими» и одаренными детьми;

• уточнять эффективность используемых методов и приемов;

• подбирать новые формы организации занятий, целенаправленно включать в них дидактические игры, упражнения;

• своевременно корректировать планирование работы.

Правильно организованное педагогическое обследование поможет созданию дружеского сообщества «детский сад – семья», так как родителей всегда волнует объективная оценка способностей их ребенка, познакомить родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по ее развитию, совершенствованию или коррекции. Воспитатели приобретут активных помощников, если будут тактичны и не станут сравнивать успехи одного ребенка с неуспехами другого.

Следует учесть, что наиболее трудными в диагностике являются анализ, интерпретация и оценка результатов; любое оценивание – условно; главная задача обследования – контроль за развитием каждого ребенка и своевременная помощь ему.

Источник