Наблюдение за развитием ребенка в семье
Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.
Основная цель психологического изучения семьи:
выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:
- определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
- выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
- определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
- определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
- определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
- определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.
Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса.
Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутри семейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.
Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.
Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.
Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. У всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф). Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.
Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий:
- принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи.
- принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку.
- принцип единства диагностики и коррекции.
- принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога.
- принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка.
- принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с психофизическими нарушениями (ребенка, подростка, молодого инвалида).
- принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.
В спектр диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на развитие ребенка.
Исследовательская работа должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты.
В соответствии с этим принципом точное выявление причины нарушений предполагает и возможность ее максимально успешного исправления.
Этот принцип предполагает создание между членами семьи и психологом необходимых доверительных отношений. Информация личного характера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и ребенка с отклонениями в развитии.
Этот принцип позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемейные отношения.
Наблюдение за развитием ребёнка на разных возрастных этапах.
Реализация этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку.
Основные направления психологического изучения семей,
воспитывающих детей с отклонениями в развитии
В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо проводить в нескольких направлениях.
Направления психологического изучения проблем семей,
воспитывающих детей с отклонениями в развитии могут быть объединены в блоки:
Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с отклонениями в развитии.
Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями:
- изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;
- изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;
- изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие;
- изучение эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития;
- изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у ребенка с отклонениями в развитии;
- изучение особенностей формирования «системы Я» у детей с отклонениями в развитии;
- изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их определяющих;
- изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального училища, в трудовом коллективе и др.);
- изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи;
- изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе. В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.
Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц, их замещающих) и членов семей, позволяют оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе.
К направлениям второго блока относятся:
- изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
- изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии;
- изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии;
- изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;
- изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей, выступающих в качестве педагогов своих детей;
- изучение социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка с отклонениями;
- изучение ценностных ориентации родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка с отклонениями в развитии;
- определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;
- изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными аномалиями развития;
- изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии;
- изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии;
- изучение мотивационно-потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;
изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка; - изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
- изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии;
- изучение динамики родительско-детских и детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции;
- сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии;
- изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от религиозных и культурных традиций семьи. В каждом конкретном случае могут определиться и направления диагностики.
Программа психологического изучения семей.
Технологии психологического изучения семьи
В соответствии с принятым в отечественной психоло-педагогической науке подходом в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучения документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др).
Психологическое изучение семей требует привлечения диагностических методик в рамках того или иного метода. В силу этой причины, а также в связи с диагностическими задачами исследования используются как стандартизированные, так и нестандартизированные методики.
С целью получения объективных результатов при изучении семейных проблем отбираются методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам валидности и надёжности.
Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, строится на следующих принципах:
- избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных параметром субъекта исследования;
- с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно-количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;
- получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.
В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться известные методики, позволяющие изучить особенности заявленного предмета исследования (предметом исследования, например, могут быть межличностные отношения в семье ребенка с отклонениями в развитии).
Наблюдение
На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется психолого-педагогическое наблюдение.
Наблюдение — это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласии испытуемого на ее проведение.
Основные принципы этого метода, сформулированные в 20-е годы XX в. М. Я. Басовым (1975), заключаются в следующем:
- в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;
- наблюдение реализуется непрерывно;
- запись проводится избирательно.
Научное наблюдение осуществляется в соответствии с целями исследования путем отбора нужных фактов, регистрации и записи результатов.
Психолого-педагогическое наблюдение
за эмоциоонально-личностными особенностями детей с отклонениями в развитии.
В процессе психолого-педагогического наблюдения за детьми с отклонениями в развитии учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмоционально-личностной сфер:
- стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);
- стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;
- стремление ребенка к контакту со сверстниками;
- стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.)
- характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта)
- преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная)
- ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
- наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз и др.;
- особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
- особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.); - характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
- наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).
;
;
;
Психолого-педагогическое наблюдение за родителями(лицами, их заменяющими)
воспитывающими детей с отклонениями в развитии
Наблюдение за родителями и опекунами детей осуществляется по нескольким параметрам. Учитываются:
- стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;
- стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими лицами, членами семьи;
- форма и характер взаимодействия с ребенком;
- форма и характер взаимодействия с другими лицами;
- особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами(доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);
- особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз)
- особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;
- выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).
;
При изучении семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с отклонениями в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик.
Источник
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»
Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
Резанова Н.С.
Социальный педагог
Вельск, 2014
В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.
Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
— непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;
— своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;
— создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;
— осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального — педагогических воздействий;
— оценка эффективности действий специалистов службы.
Принципы проведения мониторинга:
1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.
2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.
3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.
4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.
5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.
Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения. В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).
На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.
В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:
Здоровье:
— физическое развитие ребенка;
— нервно-психическое развитие;
— заболеваемость хроническая;
— заболеваемость острая.
Образование:
— школьная мотивация;
— успеваемость;
— дополнительное образование;
— личностное развитие;
— психические процессы;
— самооценка;
— эмоциональное развитие.
Социальная адаптация:
— навыки самообслуживания;
— внешний вид и поведение в обществе;
— межличностные отношения;
— способность к общению (со взрослыми и сверстниками);
— соблюдение прав и обязанностей в семье:
— готовность к самостоятельной жизни.
Социальное окружение:
— атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем
социуме;
— обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей
приемных детей;
— создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных
детей;
— степень эмоционального принятия детей в семье;
— возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или
родственниками;
— степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их
воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении
своих функциональных обязанностей.
Для сбора информации мы используем следующие методы:
— наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,
высказываниями, общением с родителями;
— беседа. Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои функции);
— интервью;
— анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных
детей и замещающих родителей).
— акты обследования жилищно-бытовых условий.
— средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,
психологического климата в семье.
— школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;
— анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);
— психологическое обследование с применением психологических инструментов
диагностики (тесты, опросники, проективные методики);
— медицинское обследование.
Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.
Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого — медико- педагогическом консилиуме.
Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.
В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.
На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.
Организация консилиума позволяет решать ряд задач:
1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;
2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;
3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);
4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).
Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении определяются в зависимости от причин и характера неблагополучия:
— семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;
— семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.
— семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.
— семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.
— семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;
— семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.
Дальнейшая работа службы строится при условии добровольного сотрудничество родителей и специалистов.
По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.
Это необходимо для того чтобы:
— замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;
— проследить динамику развития ребенка;
-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;
— осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.
Виды консилиума подразделяются на:
— плановый 3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)
— внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)
Подводя итог вышесказанному — специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.
Источник