Наблюдение за развитием ребенка в семье

      Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.

Основная цель психологического изучения семьи:
выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:

  • определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
  • выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
  • определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
  • определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
  • определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
  • определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.

      Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса.

      Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутри семейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
      Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.
      Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.
      Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.
      Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. У всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф). Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.

Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
      Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий:

  1. принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи.
  2. В спектр диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на развитие ребенка.

  3. принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку.
  4. Исследовательская работа должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты.

  5. принцип единства диагностики и коррекции.
  6. В соответствии с этим принципом точное выявление причины нарушений предполагает и возможность ее максимально успешного исправления.

  7. принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога.
  8. Этот принцип предполагает создание между членами семьи и психологом необходимых доверительных отношений. Информация личного характера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и ребенка с отклонениями в развитии.

  9. принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка.
  10. Этот принцип позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемейные отношения.

  11. принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с психофизическими нарушениями (ребенка, подростка, молодого инвалида).
  12. Наблюдение за развитием ребёнка на разных возрастных этапах.

  13. принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.
  14. Реализация этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку.

Основные направления психологического изучения семей,

воспитывающих детей с отклонениями в развитии

      В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо проводить в нескольких направлениях.

      Направления психологического изучения проблем семей,

воспитывающих детей с отклонениями в развитии могут быть объединены в блоки:
Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с отклонениями в развитии.
      Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями:

  1. изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;
  2. изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;
  3. изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие;
  4. изучение эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития;
  5. изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у ребенка с отклонениями в развитии;
  6. изучение особенностей формирования «системы Я» у детей с отклонениями в развитии;
  7. изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их определяющих;
  8. изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального училища, в трудовом коллективе и др.);
  9. изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи;
  10. изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе. В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.

Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии.
      Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц, их замещающих) и членов семей, позволяют оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе.
      К направлениям второго блока относятся:

  1. изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
  2. изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии;
  3. изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии;
  4. изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;
  5. изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей, выступающих в качестве педагогов своих детей;
  6. изучение социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка с отклонениями;
  7. изучение ценностных ориентации родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка с отклонениями в развитии;
  8. определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;
  9. изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными аномалиями развития;
  10. изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии;
  11. изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии;
  12. изучение мотивационно-потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;
    изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка;
  13. изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
  14. изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии;
  15. изучение динамики родительско-детских и детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции;
  16. сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии;
  17. изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от религиозных и культурных традиций семьи. В каждом конкретном случае могут определиться и направления диагностики.

Программа психологического изучения семей.

Технологии психологического изучения семьи
      В соответствии с принятым в отечественной психоло-педагогической науке подходом в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучения документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др).
      Психологическое изучение семей требует привлечения диагностических методик в рамках того или иного метода. В силу этой причины, а также в связи с диагностическими задачами исследования используются как стандартизированные, так и нестандартизированные методики.
      С целью получения объективных результатов при изучении семейных проблем отбираются методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам валидности и надёжности.
      Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, строится на следующих принципах:

  • избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных параметром субъекта исследования;
  • с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно-количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;
  • получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.

      В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться известные методики, позволяющие изучить особенности заявленного предмета исследования (предметом исследования, например, могут быть межличностные отношения в семье ребенка с отклонениями в развитии).

Наблюдение
      На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется психолого-педагогическое наблюдение.
Наблюдение — это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласии испытуемого на ее проведение.

      Основные принципы этого метода, сформулированные в 20-е годы XX в. М. Я. Басовым (1975), заключаются в следующем:

  • в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;
  • наблюдение реализуется непрерывно;
  • запись проводится избирательно.

      Научное наблюдение осуществляется в соответствии с целями исследования путем отбора нужных фактов, регистрации и записи результатов.

Психолого-педагогическое наблюдение

за эмоциоонально-личностными особенностями детей с отклонениями в развитии.

      В процессе психолого-педагогического наблюдения за детьми с отклонениями в развитии учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмоционально-личностной сфер:

  • стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);
  • стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;
  • стремление ребенка к контакту со сверстниками;
  • стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.)
  • ;

  • характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта)
  • ;

  • преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная)
  • ;

  • ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
  • наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз и др.;
  • особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
  • особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
    особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.);
  • характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
  • наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).

Психолого-педагогическое наблюдение за родителями(лицами, их заменяющими)

воспитывающими детей с отклонениями в развитии

      Наблюдение за родителями и опекунами детей осуществляется по нескольким параметрам. Учитываются:

  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;
  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими лицами, членами семьи;
  • форма и характер взаимодействия с ребенком;
  • форма и характер взаимодействия с другими лицами;
  • особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами(доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);
  • особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз)
  • ;

  • особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;
  • выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).

      При изучении семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с отклонениями в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик.

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей  — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»

Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Резанова Н.С.

Социальный педагог

Вельск, 2014

В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.

Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

— непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;

— своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;

— создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;

— осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального —  педагогических воздействий;

— оценка эффективности действий специалистов службы.

Принципы проведения мониторинга:

1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.

2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.

3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.

4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.

5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.

Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения.  В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).

На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.

В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:

Здоровье:

— физическое развитие ребенка;

— нервно-психическое развитие;

— заболеваемость хроническая;

— заболеваемость острая.

Образование:

— школьная мотивация;

— успеваемость;

— дополнительное образование;

— личностное развитие;

— психические процессы;

— самооценка;

— эмоциональное развитие.

Социальная адаптация:

— навыки самообслуживания;

— внешний вид и поведение в обществе;

— межличностные отношения;

— способность к общению (со взрослыми и сверстниками);

— соблюдение прав и обязанностей в семье:

— готовность к самостоятельной жизни.

Социальное окружение:

— атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем

   социуме;

   — обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей

      приемных детей;

   — создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных

      детей;

   — степень эмоционального принятия детей в семье;

   — возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или

      родственниками;

   — степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их

      воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении

      своих функциональных обязанностей.

Для сбора информации мы используем следующие методы:

— наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,

 высказываниями, общением с родителями;

— беседа.  Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут   представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои   функции);

— интервью;

 — анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных

   детей и замещающих  родителей).

— акты обследования жилищно-бытовых условий.

— средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,

   психологического климата в семье.

— школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;

— анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);

— психологическое обследование с применением психологических инструментов

  диагностики (тесты, опросники, проективные методики);

— медицинское обследование.

Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы  разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.

Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого — медико- педагогическом консилиуме.

Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.

В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.

На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.

Организация консилиума позволяет решать ряд задач:

1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;

2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);

4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).

        Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении  определяются   в зависимости от причин и характера неблагополучия: 

— семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;

— семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.

— семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.

— семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.

 — семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;

— семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.

Дальнейшая работа службы строится при условии  добровольного сотрудничество родителей и специалистов.

По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.

Это необходимо для того чтобы:

— замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;

— проследить динамику развития ребенка;

-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;

— осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.

 Виды консилиума подразделяются на:

— плановый  3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)

— внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)

Подводя итог вышесказанному — специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем   определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.

Источник