Наблюдение за развитием ребенка по неделям
Консультация для педагогов: Наблюдение за детьми
Наблюдения за ребенком позволяет определить моменты, вызывающие озабоченность. Помогают педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Их диапазон может простираться от проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Они способствуют умению найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдения позволяют педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. По средствам наблюдений можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого они позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному.Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка, подтвердить выдвигаемые гипотезы или опровергнуть их. Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами», предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности(или неэффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды
Наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребёнка, которая должна:
— Сосредотачиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах. Способствовать успеху детей и оптимизировать процесс развития.
— Подчёркивать важность позитивной динамики в развитии.
— Быть постоянным компонентом процесса обучения, являться источником информации, подсказкой, чему и как обучать.
— Быть мгновенной, сосредоточенной на всех областях развития (социально-эмоциональной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической).
— Включать активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями, а по возможности и, и детьми.
— Быть абсолютно понятной родителям.
— Своевременно выявлять действительные потребности детей, которым необходима дополнительная помощь.
— Обеспечивать руководителям понимание того, как продвигаются в развитии отдельные дети и группы в целом.
— Обеспечивать сопоставимость достижений детей, занимающихся по разным образовательным программам.
Дополнительные эффекты наблюдения:
Наблюдение – это:
— проверка и воспитание своей объективности и проницательности,
— вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование сообщества,
— формирование у ребёнка навыка самоанализа и самооценки,
— формирование в образовательном учреждении культуры организации обучения на основе системной и систематической оценки достижений каждого ребёнка.
Результаты наблюдений заносятся в дневник. Задача педагога заключается в том, чтобы как можно меньше времени тратить собственно на описание, и в том, чтобы внесённая информация была достоверной и полезной. Поэтому мы предлагаем форму дневника, в которой педагог только отвечает на готовые вопросы.
Дневник наблюдений за ребенком
Педагоги___ Группа___
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ возраст___
Таблица
Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Дата наблюдения
Настроение утром,в течение дня
С кем и во что играл
Взаимоотношения ребенка с детьми
Конфликты
На занятиях (возможны комментарии специалиста)
Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами
Как ел
Как засыпал
Проблемы для обсуждения, предложения коллегам
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА
Из приведенного ниже списка выберите часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения и впишите в дневник наблюдений.
Агрессивность Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника, ударяет встречных; кусается, плюется.
Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, когда не слышат взрослые.
Вербальная: ругается, говорит обидные слова, нецензурные слова.
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.
Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.
Направленная на себя: щипает себя; просит, чтобы ударили еще раз.
Вспыльчивость: В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.
В речи: может неожиданно грубо ответить, выразиться нецензурно.
Негативизм: В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.
Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.
Вербальный: говорит часто «не хочу», «не буду», «нет».
Демонстративность: В движениях: отворачивается спиной; утрирует движения на занятиях.
Как состояние на собственное состояние и поведением: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость): Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.
В мимике: недовольное выражение лица; плачет.
Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.
Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликты; отвечает конфликтном на конфликтные действия других.
Вследствие эгоцентризма: не учитывает желания и интересы сверстников.
Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.
Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки.
Эмоциональная отгороженность: Как центробежные тенденции: когда все дети вмести, стремиться уединиться.
Как эмоциональная поглощенность: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.
Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.
Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.
Дурашливость: Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка.
В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает движения.
Нерешительность: В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.
Проявление в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
В физических действиях: боится прыгнуть с высоты.
Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.
Страхи: Конкретные: страх пылесоса, страх собаки, страх темноты, страх от порывов ветра.
Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.
Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.
Тревога: В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.
В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.
В движении: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит
Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремиться быть поближе к взрослым.
Скованность: В движениях: двигается скованно.
В речи: запинается в речи.
Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.
Заторможенность: В познавательной активности: не знает, чем заняться.
В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам
В речи: говорит слишком тихо; медленно.
Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.
Эгоцентричность: Как отношение к себе: считает, что все конфеты, все игрушки для него.
Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желание детям.
В речи: часто использует местоимение «я».
Избегает умственных усилий: В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; не слушает сказку.
На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания(на сравнение, обобщение, действия по образцу).
Дефицит внимания: Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятиях.
Содержание помощи ребенку: приходиться словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.
В речи: переспрашивает условия выполнения задания.
Двигательная расторможенность (гиперактивность): Особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия.
Как избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала.
Длительность содержания гиперактивности: встает на первой половине занятия.
Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается после шумной игры.
Речевая расторможенность: Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.
Темп речи: убыстрен, речь взахлеб.
В социальных отношениях: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.
Непонимание сложных словесных инструкций: Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.
Непонимание простых словесных инструкций: Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.
Застреваемость: В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.
Во взаимоотношениях и в речи: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.
На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.
Как трудность переключения: с трудом переключается на другой вид деятельности.
Работоспособность (умственная): Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книгу; устает на первой части организационного занятия.
Работоспособность (физическая): Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой части занятия; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.
Источник
Мы уже писали о том, зачем наблюдать за ребёнком и давали технику наблюдения, и публиковали список действий малыша, за которыми можно наблюдать. В этой статье разберём несколько примеров, чтобы стало понятней, как наблюдение выглядит в реальности.
Напоминаем, что во время наблюдения мы не пытаемся интерпретировать поведение ребёнка. Все выводы делаем уже после наблюдения. Кроме того, стоит ограничить обратную связь: если не получается наблюдать издалека, то постарайтесь стать максимально «прозрачным» для малыша. Также можно сделать запись на камеру, а уже после расшифровать его и сделать выводы.
Все фото и скриншоты взяты из домашних заданий участниц нашего курса «Развитие и воспитание ребёнка до трёх лет». К каждому наблюдению идёт комментарий нашего эксперта, психолога и Монтессори-педагога АМИ Анны Федосовой.
Пример 1. Наблюдение за ребёнком, которому 1 год
Ребёнок: Арина, 1 год
Наблюдатель: мама
Время наблюдения: с 10:18 до 10:38, с перерывом 10 мин на покушать
Место: гостиная
Фото Екатерины Шаповаловой
10:18 Ползает по полу, увидела муху на полу, ползает за ней. Села. Задумалась. Посмотрела сумку. Изображает лай.
10:19 Подвинула сумку. Взяла зайца, заглядывает под стол.
10:20 Положила зайца, залезла под стол. Берет утку. Смотрит. Нажимает. Прижала к губам. Бросила.
10:21 Переложила пакет на другую сторону, взяла утку, села, нажимает на голову. Стукнула об пол, взяла корову, бросила.
10:22 Приползла, взяла зайца, стоит мотылями им, издаёт звуки, берет в рот. Держит в зубах, мычит, грызёт. Бросила.
10:23 Приползала, взяла Хрюшу, грызёт. Другой рукой отодвинула сумку.
10:24 Бросила, отползла, зависла, поползла, села, осмотрелась. Ещё шаг. Ползёт, кричит «Ааааа», смотрит, ползёт.
10:25 Нашла маленькую палочку, взяла в рот. Увидела зубочистку, взяла, уронила( я забрала).
10:26 Покатила деревяный стаканчик, поползла. Взяла предмет, что-то болтает, сложила все маленькие предметы в корзину. Встала, соединят крышки фруто няни. Копирует лай, соединяет, шевелит губами. Кряхтит. Наклонилась встала 2 раза.
10:28 Села. Грызёт крышки. Бросила. Лай. Увидела муху приползла. Передвинула сумку, пошла в центр. Села на четвереньки.
10:29 Ползёт ко мне. Лезет на Руки. Смотрит блокнот. Требует ручку. Кричит «Дай».
10:30 Забрала, ползает с ней в зубах, грызёт. Присоединяет на мою ногу. Лезет на диван со звуками «Ш-ш-ш».
10:31 Села на диван. «Ш-ш-ш». Играет с бумами, рассматривает, нанизывает на ногу. Увидела блокнот. Пытается отобрать. Листает половину. Отбирает ручку.
10:34 Требует грудь.
10:35 Смотрит в сторону на стол. Кричит «Дай дай».
10:36 Взяла обёртку от шоколадки, грызёт. Положила.
10:37 Взяла фигуру, грызет бросила. Закричала, плачет. Услышала собаку — копирует «А-а-а». Грызёт фигуру, возмущается.
10:38 Просится ко мне, плачет, кушает.
Дальше не буду описывать, я увлеклась наблюдением на целый час)
Выводы из наблюдения
Навыки:
- ходит, замечает мелкие предметы, следит;
- перемещает предметы, взаимодействует с 2 предметами, пытается их соединять или надевает на ногу;
- пока пишу, двигает тумбочку;
- замечает звуки., пытается говорить;
- впихивает предметы в отверстия;
- сладывает предметы во что-то.
Интересы:
- исследует предметы, бросает, трогает, грызёт;
- реагирует на новые звуки, показывает в их сторону.
Актуальные занятия: различные предметы для изучения форм, размера, фактур.Какие можно внести улучшения:
- подобрать предметы, плюс ждём новые игрушки, соответствующие данному возрасту;
- ещё, может, сходить в зоопарк, чтобы ребёнок послушал звуки и увидел источник? Или пока рано?
Комментарий эксперта к наблюдению
Пример 2. Ребёнку 1 год 2 месяца
Ребёнок: Настасья 1 год 2 месяца
Наблюдатель: мама
Время наблюдения: с 14:30 до 14:50
Место наблюдения: гостиная и коридор
Фото Анны Кривцовой
14:30 В руке у ребёнка мягкая игрушка, идёт к лошадке-качалке, усаживает мягкую игрушку, та соскальзывает, ребёнок повторяет процедуру несколько раз.
14:31 Ребёнок пытается сам залезть на качалку — не получается, смотрит на маму-наблюдателя, требовательно зовёт на подмогу «А-а-а», когда мама не подходит, идёт к ней, обнимает, начинает на своём языке бормотать с нотками возмущения (как я понимаю, жалуется, что не получилось самостоятельно сесть на качалку и что мама не помогла).
14:33 Уходит в коридор, берет в руки поводок собаки, вертит в руках, бросает на пол, слышит лай соседской собаки за дверью, имитирует «Ав-ав».
14:35 Возвращается в комнату, видит на полу лист с наклейками (занимались чуть раньше), поднимает, разглядывает, имитируя звуки животных на картинке, пробует отклеить одну наклейку, случайно рвёт лист, далее продолжает рвать намеренно.
14:37 Подходит к маме, пытается забрать ручку, которой мама делает заметки, выражает звуками недовольство, когда не получается забрать (мама встаёт и отходит). Садится на диван, начинает кусать себя за палец на ноге — морщится («больно»). Бросает подушку с дивана на пол, говорит «бух», «па» (упала).
14:39 Слезает с дивана, ходит по комнате, видит книгу, садится и начинает листать. Пробует листать с разных сторон.
14:40 Слышит лай собаки, отвлекается, говорит «Ав-ав». Возвращается к книге, даёт маме в руки «А-а» (почитай). Мама не читает — ребёнок оставляет книгу. Идёт к стулу, берет свой поильник, начинает пить, потом кусает силиконовый носик. Возвращается к маме, просит грудь, ест, потом прижимаемся губами к груди, издаёт звук пр-р — нравится звуковой эффект, повторяет несколько раз.
14:44 Идёт к собаке, начинает играть — забирать мяч, в процессе имитирует смех «кхи-кхи-кхи».
14:45 Забрать мяч не удаётся, отходит от собаки, бродит по комнате, повторяет звук пр-р-р, лепет, пробует разные звуки, повторяет да-да-да. Подходит к миске собаки, начинает бросать сухой корм по одной штучке в чашку с водой, вылавливает, разглядывает, трогает с интересом — корм на ощупь уже другой, опять бросает в воду, достаёт, засовывает в рот, выплёвывает, опять кладёт в воду, встаёт на ноги и пытается поднять чашку, вода разливается, мама идёт устранять потоп и прекращает наблюдение).
Выводы из наблюдения
Какие навыки уже есть у ребёнка:
- залезать и слезать с дивана, попытки расширить свои возможности — освоение качалки-лошадки;
- первые слова и имитация звуков;
- хорошо листает книги, нравится этот процесс.
К чему проявляет интерес:
- активно познаёт мир звуков: пробует воспроизвести разные, много имитирует, повторяет интересные звуки и способы извлечения;
- изучает возможности своего тела: пробует сама оседлать лошадку-качалку, кусает себя за пальцы ног;
- проявляет интерес к играм с водой, к изучению текстур на ощупь и «на зубок».
Какие занятия актуальны:
- различные занятия, развивающие тактильные ощущения: возможность ощупывать различные текстуры: пластилин, крупы, вода;
- физические занятия, дающие возможность исследовать способности своего тела;
- занятия на развитие речи: звукоподражание, чтение, песенки.
Какие возможны улучшения:
- в первую очередь нужно организовать место для безопасных физических упражнений: ждём наш спортивный уголок — должны доставить со дня на день;
- создать место для творческих занятий с различными материалами и водой;
- решить вопрос с налётами на место кормления собаки: в прошлом ДЗ подсказали отличный вариант кормушек с дозатором, почему-то мне раньше не приходила в голову эта мысль.
Комментарий эксперта
Пример 3. Ребёнку 1 год 7 месяцев
Ребёнок: Давид 1,7
Наблюдатель: мама
Время наблюдения : с 10:16 до 10:30
Место: гостиная. Наполовину разложенный диван (один уровень ниже другого), рядом на полу стоит низкий стульчик. На диване лежит книга, банка с овощами из полимерной глины, 2 меховые игрушки — мишка и собачка.
Фото Надежды Ханчиевой
10.16 Рассматривает книгу говорит «ба ба ба» «мама». Берет из банки помидор, кладёт на стул, спускается с дивана на пол.Встает на стул, залазит на диван.
10.18 Спускается с дивана на пол. Кладёт помидор на стул.
Встает на стул, залазит на диван. Рассматривает книгу говорит «дядя», «ляля». Машет рукой маме. Говорит «Мама иди».
10.19 Берет огурец из банки. Спускается с дивана на пол. Кладет огурец на стул. Встает на стул, залазит на диван. Говорит «Мама ам-ам», «А-ля а-ля».
10.20 Садится на книгу, она падает в щель. Смотрит куда упала книга, говорит «бубух». Закрывает и открывает банку с овощами.
10.21 Берет из банки огурец. Кладёт на стул, спускается с дивана на пол. Встаёт на стул, залазит на диван.
10.22 Спускается, идёт ко мне говорит «Пипи мокро». Предлагаю снять трусики. Говорит «Мама помоги». Снимаем вместе трусики. Относит трусики в грязное белье.
10.25 Встает на стул, залазит на диван кладёт огурец в банку с овощами. Облокачивается на мишку. Прыгает сидя на диване. Спускается с дивана на пол, говорит «Ап-ап».
10.26 Встает на стул, залазит на диван. (На этот раз залазит быстрее по одной ногой встает на стул а другой сразу на диван, до этого вставал на стул 2 ногами).
10.27 Смотрит на место куда упала книга , говорит «Бубух», «Мама иди». Спрашиваю: «Тебе помочь достать книгу?» и предлагаю сложить диван.
Суетится, показывает на собачку.
10.28 Залазит на диван относит собачку на место, потом мишку, потом банку с овощами, стульчик в прихожую. Складываем диван. Смотрит на наблюдателя. Спрашиваю, что будем делать дальше?
10.30 Сам достаёт книгу из-под дивана. Зовёт маму.
Выводы из наблюдения
Сын познает возможности тела в пространстве. Повторяет выдуманную последовательность действий. Иногда может складывать вещи без напоминаний — стремление к порядку.
Комментарий эксперта
Пример 4. Ребёнку 1 год 11 месяцев
Ребёнок: Габриель 1 год и 11 месяцев
Наблюдатель: мама
Время наблюдения : с 17:25 до 17:43
Место: периодически перебегал из комнаты в комнату
Фото Виолетты Дащян
17:25 Играет с робомашинкой, наблюдает, ходит по пятам (машинка светится, крутится и издает громкие звуки) периодически имитировал звуки сирены «Уиу уиу уиу» и «Оооо» (восторг). Потом взял другую машинку и начал имитировать аварию между робомашиной и своей. Робомашинка уехала под кровать, после чего последовало разочарование «Оооо».
17:27 Взял книгу — виммельбух (приобрели после рекомендации в одном из уроков — ребенок в восторге!). «Хохооо и сел на игрушечную ракету, ростом с него самого, и начал разглядывать картинки и открывать окошки, комментируя происходящее.
17:30 Взял свои кроксы, надел на руки и имитировал звук пистолета.
17:31 Взял машинку скорой помощи и сев на свою ракету начал играть, озвучивая процесс «Виу-виу-виу».
17:33 Подошел к батарее, потрогал, сказал «Уффф уфф» (горячо), встал на игрушечный гараж и кричал «Абииии-Абии-Абиии».
17:34 Залез на батарею, держась за лампу на подоконнике, смотрел в окно и вздохнул «Охх», а потом закричал «Эхээй» проезжающему автобусу.
17:35 Слез с батареи и залез на гараж, потом начал тащить его в центр комнаты.
17:36 Наткнуся на виммельбух и начал рассматривать, при этом бормоча «Кадик Кадик» (дело происходило сидя на ракете).
17:38 Пошел в другую комнату, начал играть машинками, взял 2 инерционные машинки и начал одновременно пускать и визжать от восторга «Хохоооо кааар» (машина на англ), затем поставил их на коробку с памперсами и снова запустил.
17:41 Сел на большую желтую машину и поехал сигналя в гудок лбом-«Бибиии» потом встал.
17:43 Взял маленькую машинку и положил ее в ковш экскаватора игрушечного, крича «Аааа» от восторга, затем сел снова на желтую машину и уехал в коридор.
Выводы из наблюдения
Наибольший интерес вызывают пока что книги, иногда садится за свой стол, чтобы немного порисовать. Совсем недолго концентрируется на чем-то одном. Но успех в том, что если я занята, может почитать книгу сам или поиграть с машинками. Когда становится скучно подходит, берет за руку ведет с собой, чтобы почитала с ним. Вовлекаю его по максимуму в домашние дела: готовку, уборку. Не всегда, но чаще стал класть вещи на место.
Комментарий эксперта
Источник