Наблюдение за развитием ребенка по неделям

Консультация для педагогов: Наблюдение за детьми

Наблюдения за ребенком позволяет определить моменты, вызывающие озабоченность. Помогают педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Их диапазон может простираться от проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Они способствуют умению найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдения позволяют педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. По средствам наблюдений можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого они позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному.Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка, подтвердить выдвигаемые гипотезы или опровергнуть их. Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами», предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности(или неэффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды

Наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребёнка, которая должна:

— Сосредотачиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах. Способствовать успеху детей и оптимизировать процесс развития.

— Подчёркивать важность позитивной динамики в развитии.

— Быть постоянным компонентом процесса обучения, являться источником информации, подсказкой, чему и как обучать.

— Быть мгновенной, сосредоточенной на всех областях развития (социально-эмоциональной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической).

— Включать активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями, а по возможности и, и детьми.

— Быть абсолютно понятной родителям.

— Своевременно выявлять действительные потребности детей, которым необходима дополнительная помощь.

— Обеспечивать руководителям понимание того, как продвигаются в развитии отдельные дети и группы в целом.

— Обеспечивать сопоставимость достижений детей, занимающихся по разным образовательным программам.

Дополнительные эффекты наблюдения:

Наблюдение – это:

— проверка и воспитание своей объективности и проницательности,

— вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование сообщества,

— формирование у ребёнка навыка самоанализа и самооценки,

— формирование в образовательном учреждении культуры организации обучения на основе системной и систематической оценки достижений каждого ребёнка.

Результаты наблюдений заносятся в дневник. Задача педагога заключается в том, чтобы как можно меньше времени тратить собственно на описание, и в том, чтобы внесённая информация была достоверной и полезной. Поэтому мы предлагаем форму дневника, в которой педагог только отвечает на готовые вопросы.

Дневник наблюдений за ребенком

Педагоги___ Группа___

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ возраст___

Таблица

Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Дата наблюдения

Настроение утром,в течение дня

С кем и во что играл

Взаимоотношения ребенка с детьми

Конфликты

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Как ел

Как засыпал

Проблемы для обсуждения, предложения коллегам

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА

Из приведенного ниже списка выберите часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения и впишите в дневник наблюдений.

Агрессивность Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника, ударяет встречных; кусается, плюется.

Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, когда не слышат взрослые.

Вербальная: ругается, говорит обидные слова, нецензурные слова.

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.

В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.

Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя: щипает себя; просит, чтобы ударили еще раз.

Вспыльчивость: В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.

В речи: может неожиданно грубо ответить, выразиться нецензурно.

Негативизм: В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.

Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.

Вербальный: говорит часто «не хочу», «не буду», «нет».

Демонстративность: В движениях: отворачивается спиной; утрирует движения на занятиях.

Как состояние на собственное состояние и поведением: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость): Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.

В мимике: недовольное выражение лица; плачет.

Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликты; отвечает конфликтном на конфликтные действия других.

Вследствие эгоцентризма: не учитывает желания и интересы сверстников.

Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.

Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки.

Эмоциональная отгороженность: Как центробежные тенденции: когда все дети вмести, стремиться уединиться.

Как эмоциональная поглощенность: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.

Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.

Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурашливость: Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка.

В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает движения.

Нерешительность: В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявление в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.

В физических действиях: боится прыгнуть с высоты.

Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.

Страхи: Конкретные: страх пылесоса, страх собаки, страх темноты, страх от порывов ветра.

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.

Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.

Тревога: В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движении: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит

Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремиться быть поближе к взрослым.

Скованность: В движениях: двигается скованно.

В речи: запинается в речи.

Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.

Заторможенность: В познавательной активности: не знает, чем заняться.

В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам

В речи: говорит слишком тихо; медленно.

Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.

Эгоцентричность: Как отношение к себе: считает, что все конфеты, все игрушки для него.

Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желание детям.

В речи: часто использует местоимение «я».

Избегает умственных усилий: В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; не слушает сказку.

На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания(на сравнение, обобщение, действия по образцу).

Дефицит внимания: Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятиях.

Содержание помощи ребенку: приходиться словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.

В речи: переспрашивает условия выполнения задания.

Двигательная расторможенность (гиперактивность): Особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия.

Как избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала.

Длительность содержания гиперактивности: встает на первой половине занятия.

Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается после шумной игры.

Речевая расторможенность: Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.

Темп речи: убыстрен, речь взахлеб.

В социальных отношениях: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.

Непонимание сложных словесных инструкций: Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.

Непонимание простых словесных инструкций: Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

Застреваемость: В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.

Во взаимоотношениях и в речи: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.

На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.

Как трудность переключения: с трудом переключается на другой вид деятельности.

Работоспособность (умственная): Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книгу; устает на первой части организационного занятия.

Работоспособность (физическая): Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой части занятия; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.

Источник

Мы уже писали о том, зачем наблюдать за ребёнком и давали технику наблюдения, и публиковали список действий малыша, за которыми можно наблюдать. В этой статье разберём несколько примеров, чтобы стало понятней, как наблюдение выглядит в реальности.

Напоминаем, что во время наблюдения мы не пытаемся интерпретировать поведение ребёнка. Все выводы делаем уже после наблюдения. Кроме того, стоит ограничить обратную связь: если не получается наблюдать издалека, то постарайтесь стать максимально «прозрачным» для малыша. Также можно сделать запись на камеру, а уже после расшифровать его и сделать выводы.

Все фото и скриншоты взяты из домашних заданий участниц нашего курса «Развитие и воспитание ребёнка до трёх лет». К каждому наблюдению идёт комментарий нашего эксперта, психолога и Монтессори-педагога АМИ Анны Федосовой.

Пример 1. Наблюдение за ребёнком, которому 1 год

Ребёнок: Арина, 1 год
Наблюдатель: мама
Время наблюдения: с 10:18 до 10:38, с перерывом 10 мин на покушать
Место: гостиная

Фото Екатерины Шаповаловой

10:18 Ползает по полу, увидела муху на полу, ползает за ней. Села. Задумалась. Посмотрела сумку. Изображает лай.

10:19 Подвинула сумку. Взяла зайца, заглядывает под стол.

10:20 Положила зайца, залезла под стол. Берет утку. Смотрит. Нажимает. Прижала к губам. Бросила.

10:21 Переложила пакет на другую сторону, взяла утку, села, нажимает на голову. Стукнула об пол, взяла корову, бросила.

10:22 Приползла, взяла зайца, стоит мотылями им, издаёт звуки, берет в рот. Держит в зубах, мычит, грызёт. Бросила.

10:23 Приползала, взяла Хрюшу, грызёт. Другой рукой отодвинула сумку.

10:24 Бросила, отползла, зависла, поползла, села, осмотрелась. Ещё шаг. Ползёт, кричит «Ааааа», смотрит, ползёт.

10:25 Нашла маленькую палочку, взяла в рот. Увидела зубочистку, взяла, уронила( я забрала).

10:26 Покатила деревяный стаканчик, поползла. Взяла предмет, что-то болтает, сложила все маленькие предметы в корзину. Встала, соединят крышки фруто няни. Копирует лай, соединяет, шевелит губами. Кряхтит. Наклонилась встала 2 раза.

10:28 Села. Грызёт крышки. Бросила. Лай. Увидела муху приползла. Передвинула сумку, пошла в центр. Села на четвереньки.

10:29 Ползёт ко мне. Лезет на Руки. Смотрит блокнот. Требует ручку. Кричит «Дай».

10:30 Забрала, ползает с ней в зубах, грызёт. Присоединяет на мою ногу. Лезет на диван со звуками «Ш-ш-ш».

10:31 Села на диван. «Ш-ш-ш». Играет с бумами, рассматривает, нанизывает на ногу. Увидела блокнот. Пытается отобрать. Листает половину. Отбирает ручку.

10:34 Требует грудь.

10:35 Смотрит в сторону на стол. Кричит «Дай дай».

10:36 Взяла обёртку от шоколадки, грызёт. Положила.

10:37 Взяла фигуру, грызет бросила. Закричала, плачет. Услышала собаку — копирует «А-а-а». Грызёт фигуру, возмущается.

10:38 Просится ко мне, плачет, кушает.

Дальше не буду описывать, я увлеклась наблюдением на целый час)


Выводы из наблюдения

Навыки:

  • ходит, замечает мелкие предметы, следит;
  • перемещает предметы, взаимодействует с 2 предметами, пытается их соединять или надевает на ногу;
  • пока пишу, двигает тумбочку;
  • замечает звуки., пытается говорить;
  • впихивает предметы в отверстия;
  • сладывает предметы во что-то.

Интересы:

  • исследует предметы, бросает, трогает, грызёт;
  • реагирует на новые звуки, показывает в их сторону.

Актуальные занятия: различные предметы для изучения форм, размера, фактур.Какие можно внести улучшения:

  • подобрать предметы, плюс ждём новые игрушки, соответствующие данному возрасту;
  • ещё, может, сходить в зоопарк, чтобы ребёнок послушал звуки и увидел источник? Или пока рано?

Комментарий эксперта к наблюдению

Пример 2. Ребёнку 1 год 2 месяца

Ребёнок: Настасья 1 год 2 месяца
Наблюдатель: мама
Время наблюдения: с 14:30 до 14:50
Место наблюдения: гостиная и коридор

Фото Анны Кривцовой

14:30 В руке у ребёнка мягкая игрушка, идёт к лошадке-качалке, усаживает мягкую игрушку, та соскальзывает, ребёнок повторяет процедуру несколько раз.

14:31 Ребёнок пытается сам залезть на качалку — не получается, смотрит на маму-наблюдателя, требовательно зовёт на подмогу «А-а-а», когда мама не подходит, идёт к ней, обнимает, начинает на своём языке бормотать с нотками возмущения (как я понимаю, жалуется, что не получилось самостоятельно сесть на качалку и что мама не помогла).

14:33 Уходит в коридор, берет в руки поводок собаки, вертит в руках, бросает на пол, слышит лай соседской собаки за дверью, имитирует «Ав-ав».

14:35 Возвращается в комнату, видит на полу лист с наклейками (занимались чуть раньше), поднимает, разглядывает, имитируя звуки животных на картинке, пробует отклеить одну наклейку, случайно рвёт лист, далее продолжает рвать намеренно.

14:37 Подходит к маме, пытается забрать ручку, которой мама делает заметки, выражает звуками недовольство, когда не получается забрать (мама встаёт и отходит). Садится на диван, начинает кусать себя за палец на ноге — морщится («больно»). Бросает подушку с дивана на пол, говорит «бух», «па» (упала).

14:39 Слезает с дивана, ходит по комнате, видит книгу, садится и начинает листать. Пробует листать с разных сторон.

14:40 Слышит лай собаки, отвлекается, говорит «Ав-ав». Возвращается к книге, даёт маме в руки «А-а» (почитай). Мама не читает — ребёнок оставляет книгу. Идёт к стулу, берет свой поильник, начинает пить, потом кусает силиконовый носик. Возвращается к маме, просит грудь, ест, потом прижимаемся губами к груди, издаёт звук пр-р — нравится звуковой эффект, повторяет несколько раз.

14:44 Идёт к собаке, начинает играть — забирать мяч, в процессе имитирует смех «кхи-кхи-кхи».

14:45 Забрать мяч не удаётся, отходит от собаки, бродит по комнате, повторяет звук пр-р-р, лепет, пробует разные звуки, повторяет да-да-да. Подходит к миске собаки, начинает бросать сухой корм по одной штучке в чашку с водой, вылавливает, разглядывает, трогает с интересом — корм на ощупь уже другой, опять бросает в воду, достаёт, засовывает в рот, выплёвывает, опять кладёт в воду, встаёт на ноги и пытается поднять чашку, вода разливается, мама идёт устранять потоп и прекращает наблюдение).

Выводы из наблюдения

Какие навыки уже есть у ребёнка:

  • залезать и слезать с дивана, попытки расширить свои возможности — освоение качалки-лошадки;
  • первые слова и имитация звуков;
  • хорошо листает книги, нравится этот процесс.

К чему проявляет интерес:

  • активно познаёт мир звуков: пробует воспроизвести разные, много имитирует, повторяет интересные звуки и способы извлечения;
  • изучает возможности своего тела: пробует сама оседлать лошадку-качалку, кусает себя за пальцы ног;
  • проявляет интерес к играм с водой, к изучению текстур на ощупь и «на зубок».

Какие занятия актуальны:

  • различные занятия, развивающие тактильные ощущения: возможность ощупывать различные текстуры: пластилин, крупы, вода;
  • физические занятия, дающие возможность исследовать способности своего тела;
  • занятия на развитие речи: звукоподражание, чтение, песенки.

Какие возможны улучшения:

  • в первую очередь нужно организовать место для безопасных физических упражнений: ждём наш спортивный уголок — должны доставить со дня на день;
  • создать место для творческих занятий с различными материалами и водой;
  • решить вопрос с налётами на место кормления собаки: в прошлом ДЗ подсказали отличный вариант кормушек с дозатором, почему-то мне раньше не приходила в голову эта мысль.

Комментарий эксперта

Пример 3. Ребёнку 1 год 7 месяцев

Ребёнок: Давид 1,7
Наблюдатель: мама
Время наблюдения : с 10:16 до 10:30
Место: гостиная. Наполовину разложенный диван (один уровень ниже другого), рядом на полу стоит низкий стульчик. На диване лежит книга, банка с овощами из полимерной глины, 2 меховые игрушки — мишка и собачка.

Фото Надежды Ханчиевой

10.16 Рассматривает книгу говорит «ба ба ба» «мама». Берет из банки помидор, кладёт на стул, спускается с дивана на пол.Встает на стул, залазит на диван.

10.18 Спускается с дивана на пол. Кладёт помидор на стул.
Встает на стул, залазит на диван. Рассматривает книгу говорит «дядя», «ляля». Машет рукой маме. Говорит «Мама иди».

10.19 Берет огурец из банки. Спускается с дивана на пол. Кладет огурец на стул. Встает на стул, залазит на диван. Говорит «Мама ам-ам», «А-ля а-ля».

10.20 Садится на книгу, она падает в щель. Смотрит куда упала книга, говорит «бубух». Закрывает и открывает банку с овощами.

10.21 Берет из банки огурец. Кладёт на стул, спускается с дивана на пол. Встаёт на стул, залазит на диван.

10.22 Спускается, идёт ко мне говорит «Пипи мокро». Предлагаю снять трусики. Говорит «Мама помоги». Снимаем вместе трусики. Относит трусики в грязное белье.

10.25 Встает на стул, залазит на диван кладёт огурец в банку с овощами. Облокачивается на мишку. Прыгает сидя на диване. Спускается с дивана на пол, говорит «Ап-ап».

10.26 Встает на стул, залазит на диван. (На этот раз залазит быстрее по одной ногой встает на стул а другой сразу на диван, до этого вставал на стул 2 ногами).

10.27 Смотрит на место куда упала книга , говорит «Бубух», «Мама иди». Спрашиваю: «Тебе помочь достать книгу?» и предлагаю сложить диван.
Суетится, показывает на собачку.

10.28 Залазит на диван относит собачку на место, потом мишку, потом банку с овощами, стульчик в прихожую. Складываем диван. Смотрит на наблюдателя. Спрашиваю, что будем делать дальше?

10.30 Сам достаёт книгу из-под дивана. Зовёт маму.

Выводы из наблюдения

Сын познает возможности тела в пространстве. Повторяет выдуманную последовательность действий. Иногда может складывать вещи без напоминаний — стремление к порядку.

Комментарий эксперта

Пример 4. Ребёнку 1 год 11 месяцев

Ребёнок: Габриель 1 год и 11 месяцев
Наблюдатель: мама
Время наблюдения : с 17:25 до 17:43
Место: периодически перебегал из комнаты в комнату

Фото Виолетты Дащян

17:25 Играет с робомашинкой, наблюдает, ходит по пятам (машинка светится, крутится и издает громкие звуки) периодически имитировал звуки сирены «Уиу уиу уиу» и «Оооо» (восторг). Потом взял другую машинку и начал имитировать аварию между робомашиной и своей. Робомашинка уехала под кровать, после чего последовало разочарование «Оооо».

17:27 Взял книгу — виммельбух (приобрели после рекомендации в одном из уроков — ребенок в восторге!). «Хохооо и сел на игрушечную ракету, ростом с него самого, и начал разглядывать картинки и открывать окошки, комментируя происходящее.

17:30 Взял свои кроксы, надел на руки и имитировал звук пистолета.

17:31 Взял машинку скорой помощи и сев на свою ракету начал играть, озвучивая процесс «Виу-виу-виу».

17:33 Подошел к батарее, потрогал, сказал «Уффф уфф» (горячо), встал на игрушечный гараж и кричал «Абииии-Абии-Абиии».

17:34 Залез на батарею, держась за лампу на подоконнике, смотрел в окно и вздохнул «Охх», а потом закричал «Эхээй» проезжающему автобусу.

17:35 Слез с батареи и залез на гараж, потом начал тащить его в центр комнаты.

17:36 Наткнуся на виммельбух и начал рассматривать, при этом бормоча «Кадик Кадик» (дело происходило сидя на ракете).

17:38 Пошел в другую комнату, начал играть машинками, взял 2 инерционные машинки и начал одновременно пускать и визжать от восторга «Хохоооо кааар» (машина на англ), затем поставил их на коробку с памперсами и снова запустил.

17:41 Сел на большую желтую машину и поехал сигналя в гудок лбом-«Бибиии» потом встал.

17:43 Взял маленькую машинку и положил ее в ковш экскаватора игрушечного, крича «Аааа» от восторга, затем сел снова на желтую машину и уехал в коридор.

Выводы из наблюдения

Наибольший интерес вызывают пока что книги, иногда садится за свой стол, чтобы немного порисовать. Совсем недолго концентрируется на чем-то одном. Но успех в том, что если я занята, может почитать книгу сам или поиграть с машинками. Когда становится скучно подходит, берет за руку ведет с собой, чтобы почитала с ним. Вовлекаю его по максимуму в домашние дела: готовку, уборку. Не всегда, но чаще стал класть вещи на место.

Комментарий эксперта

Источник