Наблюдение за развитием ребенка бине
Диагностическое обследование по шкале умственного развития
А. Бине — Т. Симона
Диагностика детей 3-4 лет
Для начала ребенку предлагается выполнить задания, отмеченные в колонках 3-14. С помощью условных обозначений в таблице фиксируются результаты: «+» — задание выполнено, «+?» -задание выполнено не полностью, «-» — задание не выполнено. Затем проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи, результаты которой также фиксируются в таблице.
Уровень развития внимания и речи педагог-психолог оценивает через наблюдение за ребенком в ходе обследования, анализируя его деятельность и ответы на поставленные вопросы.
Для исследования внимания используется игра Что изменилось?. Перед ребенком в ряд выставляют три цветных пластмассовых стаканчика и просят его запомнить их расположение. Затем местоположение стаканчиков меняется, и ребенку предлагается определить, что изменилось.
Также уровень развития внимания диагностируется с помощью методики «Нахождение сходства» . Перед ребенком выкладывается картинка с 4-6 почти одинаковыми изображениями (например, снеговиками). Инструкция следующая: «Посмотри на этих снеговиков: они все друг от друга хоть чем-то, да отличаются, но все же два из них совершенно одинаковые, попробуй их найти и показать мне. Будь очень внимателен, работать нужно быстро». Для обследования необходимо подготовить 2-3 бланка со стимульным материалом. Бланки предлагаются ребенку поочередно. Необходимо замерить время выполнения задания по каждому бланку отдельно и по окончании зафиксировать результаты. Время работы — не более 5 минут на один стимульный бланк. Общий показатель развития наблюдательности So6 подсчитывается по формуле:
So6=∑С/∑t,
где С — количество отличий на рисунках, указанных ребенком;
t — время, затраченное на выполнение задания.
Восприятие цвета проверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Ребенку предлагается набор кружочков диаметром примерно 3 см основных цветов (по два на каждый цвет) и коробочек соответствующего цвета. Задача ребенка — разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. Важно, чтобы в процессе игры взрослый не называл цвет кружочков.
Уровень развития зрительной памяти исследуется с помощью предметных картинок. Педагог-психолог раскладывает перед ребенком семь картинок с изображением знакомых предметов и предлагает ему внимательно на них посмотреть. Спустя некоторое время он убирает картинки и просит назвать те из них, которые ребенок запомнил.
Диагностику мышления (умения производить анализ, синтез, делать обобщения) удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний». В качестве стимульного материала можно использовать картинки из пособия «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (авторы С.Д. Забрамная, О.В. Боровик) или материал дидактической игры «Найди четвертый лишний — 2. Развивающая игра для дошкольников» (2012 г.). Ребенку предлагают картинку, на которой изображены предметы. Инструкция следующая: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы четыре предмета. Три из них подходят друг другу, а четвертый — лишний. Какой предмет лишний и почему?»
Для оценки уровня речевого развития можно использовать методику «Времена года». Ребенку показывают рисунки и просят, внимательно посмотрев, сказать, какое время года изображено на каждом из них (из пособия С.Д. Забрамной и О.В. Боровик). Ребенок должен назвать соответствующее время года и объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Если ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 3-4 признака, подтверждающих его мнение, то это говорит о высоком уровне развития речи. Если правильно определил времена года на всех картинках, указав при этом 1-2 признака, подтверждающих его мнение, то это свидетельствует о среднем уровне. Низкий уровень наблюдается, когда ребенок правильно определил времена года только на 1-2 картинках из четырех и указал только один признак в подтверждение своего мнения. Если ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака, то можно сделать вывод об очень низком уровне развития речи.
Диагностическое обследование по шкале умственного развития
А. Бине — Т. Симона
Диагностика детей 4-5 лет
Для начала ребенку предлагается выполнить задания, отмеченные в колонках 3-12. Также с помощью условных обозначений в таблице фиксируются результаты, после чего проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.
Особенности внимания исследуются с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики» и «Что изменилось?» Например, перед ребенком выставляют четыре цветных пластмассовых стаканчика (или игрушки), два из которых совпадают по цвету, размеру и форме, и предлагают найти одинаковые предметы. Затем эти же предметы ставят в ряд и просят ребенка запомнить их расположение. После чего местоположение стаканчиков меняют и задают вопрос «Что изменилось?».
Можно использовать методики «Нахождение различий в парных картинках», «Корректурные пробы» (сейчас можно найти в Интернете много интересных вариантов корректурных проб для детей дошкольного возраста).
При изучении особенностей восприятия используется игровое задание «Сложи картинку» с использованием разрезных картинок из трех-четырех частей (материал из пособия С.Д. Забрамной и О.В. Боровик).
Восприятие цвета исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Инструкция: ребенку предлагается набор кружочков диаметром примерно 3 см основных цветов (по два на каждый цвет) и коробочек соответствующего цвета. Задача ребенка — разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. Важно, чтобы в процессе игры взрослый не называл цвет кружочков.
Восприятие формы проверяется с помощью игры-классификации «Разложи геометрические фигуры» Ребенку дают табличку, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед ребенком раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что в табличке) и предлагают разложить фигуры в ячейки таблички в соответствии с их формой.
Диагностику восприятия величины удобно проводить в ходе игры «Расставь матрешек по росту»
Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью . пробы «Понимания текста» . Педагог-психолог зачитывает ребенку предложение: «Витя умылся, сделал зарядку, позавтракал, взял игрушечную машину и пошел в детский сад», — а затем спрашивает о порядке действий Вити.
При исследовании слуховой памяти используют вариант методики «10 слов», предъявляя ребенку восемь слов.
Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок (вариант с геометрическими фигурами).
Для диагностики мышления используется вариант методики «Классификация по заданному принципу». Педагог-психолог раскладывает набор картинок, на половине из которых изображено несколько предметов, на других — всего один. Задача ребенка — разложить картинки в две стопки, исходя из количества изображенных предметов.
Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Дополнение фраз». Инструкция педагога-психолога следующая: «Давай сочиним рассказ. Я буду начинать, а ты заканчивать мои фразы. Итак, девочка взяла кубик и…» Затем последовательно предъявляются другие предложения:
«Мальчик весело смеялся, потому что…»,
«Если пойдет дождь, то…» и т. д.
Диагностическое обследование по шкале умственного развития
А. Бине — Т. Симона
Диагностика детей 5-6 лет
Ребенку предлагается для начала выполнить задания, отображенные в колонках 3-8. В задании на сравнение предлагается сравнить детей группы с этической и моральной точек зрения (Кто самый аккуратный в группе? Почему? Кто самый добрый? Почему? И т. п.).
Для диагностики внимания используется игровое задание «Сравни картинки» Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначительными деталями, и дают инструкцию «Внимательно рассмотри картинки, сравни их и найди отличия»
Диагностика особенностей восприятия начинается с восприятия цвета, которое исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам» (усложненный вариант). Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый, серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый), и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Педагог-психолог предлагает ребенку разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом.
Восприятие формы проверяется с помощью классификации «Разложи геометрические фигуры» Ребенку дают табличку, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед ребенком раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что в табличке) и предлагают разложить фигуры в ячейки таблички в соответствии с их формой.
Диагностика восприятия величины проводится с помощью задания «Разложи полоски». Перед ребенком раскладываются 5-7 полосок одного цвета, но отличающихся друг от друга по длине на 2 см. Педагог-психолог предлагает разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.
Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать небольшой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После прочтения текста педагог-психолог спрашивает о том, что делала Таня в разное время суток.
Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов»
Педагог-психолог дает следующую инструкцию: «Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом порядке. Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога». При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их за мной, причем будешь говорить и те слова, которые назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь». При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем предъявлении: «Сейчас я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов». На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хорошим результатом является повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления и 8-10 слов после пятого предъявления.
Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью «Вариативной методики» Л.А. Ясюковой. Ребенку предлагается взглянуть на табличку с изображением различных предметов, цифр, букв, геометрических фигур, знакомых обследуемому. Педагог-психолог дает инструкцию: «Здесь нарисованы картинки. Посмотри и запомни. Потом ты мне назовешь всё, что запомнил, в любом порядке». Время предъявления 20-30 секунд, затем табличка убирается, и ребенка просят назвать те картинки, которые он запомнил. Когда ребенок замолчит, нужно сказать ему: «Попробуй представить мысленно картинку, может быть, ты еще что-нибудь увидишь». За одинаковые по смыслу слова в назывании картинок дается 1 балл (например, корабль или яхта, или лодка). За неполные или ошибочные ответы — 0,5 балла. Хорошим результатом будет называние более 7 картинок.
Для исследования умственной работоспособности детей можно использовать тест Тулуз-Пьерона (модификация Л.А. Ясюковой для детей дошкольного возраста).
Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна. Подготавливается серия из 3-5 картинок, отражающих обычные ситуации из жизни детей (можно взять сюжетные картинки из детских книжек В. Сутеева). Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Педагог-психолог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие, и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было видно, где начало, где конец, и придумать по ним рассказ.
Для получения целостной картины можно использовать методики, исследующие эмоционально-волевую и личностную сферы, например: «Тест тревожности» (авторы — Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Детский апперцептивный тест», методику «Крокодилы» Н. Акимовой и Л. Лебедевой, тест «Рисунок человека» (авторы — К. Маховер, Ф. Гудинаф), методику «Несуществующее животное» и другие.
Вторичная диагностика готовности к школе
Для обследования используются следующие методики:
- методика психолого-педагогической оценки готовности ребенка к началу школьного обучения, включающая субтесты «Продолжи узор», «Сосчитай и сравни», «Слова», «Шифровка», «Рисунок человека» Н. и М. Семаго;
- тест социальной информированности;
- методика «Выделение четвертого лишнего», «Классификация», «Последовательность событий»;
- диагностика зрительной и слуховой памяти («Вариативная методика» Л.А. Ясюковой и «10 слов»);
- диагностика учебной мотивации «ДУМ-1» Н.Н. Мельниковой и Д.М. Полева.
После анализа результатов итоговой диагностики детей подготовительных к школе групп, составляется аналитическая справка. С результатами знакомятся воспитатели и родители детей «группы риска», даются рекомендации по преодолению имеющихся трудностей.
Источник
Фамилия, имя ребенка……………………………………………
Сфера наблюдения | Цата, возраст ребенка | |||||
Режим дня | •Хорошо засыпает •Хорошо ест | |||||
Навыки самообслуживания | •Стремится к самостоятельности | |||||
Преобладающее настроение | •Бодрое, жизнерадостное •Спокойное • Подавленное, тревожное | |||||
Отношение к себе | •Узнает себя на фотографиях, в зеркале •С удовольствием разглядывает свои изображения • Демонстрирует взрослому свои умения, достижения |
Продолжение карты
Сфера наблюдения | Дата, возраст ребенка | |||||
•Уверен в себе (настойчив в привлечении к себе внимания взрослого, не боится незнакомых людей, новых занятий, игрушек, упорно добивается желаемого) | ||||||
Общение со взрослыми | • Проявляет инициативу •Откликается на предложения взрослого о совместной деятельности • Выполняет просьбы •Учитывает оценку взрослого в своей деятельности •Легко вступает в контакты с посторонними взрослыми | |||||
Общение со сверстниками | • Проявляет доброжелательность • С интересом наблюдает за другими детьми • Играет рядом со сверстниками • Играет вместе со сверстниками • Принимается детьми в игру • Охотно участвует в групповых занятиях | |||||
Действия с предметами | • Радуется новым игрушкам, играм, занятияк i • Проявляет любознательность •Знает назначение бытовы> предметов, использует игровые предметы в соответствии с их назначением |
248 HI. Содержание и методы педагогической
____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Окончание карты
Сфера наблюдения | Дата, возраст ребенка | |||||
•Длительно и сосредоточенно может заниматься каким-то делом • Проявляет настойчивость в достижении результата имеет любимые игрушки игры и занятия (указать, какие) | ||||||
Игра с сюжетными игрушками | •Охотно играет с сюжетными игрушками вместе со взрослым •Умеет играть самостоятельно •Умеет использовать предметы-заместители | |||||
Речь | • Понимает речь взрослого •Лепечет • Говорит отдельные слова • Произносит фразы | |||||
Художественно-эстетическая деятельность | • Проявляет интерес к книжкам, любит слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации к книгам •Любит рисовать •Любит играть с музыкальными игрушками •Любит танцевать |
Ориентируясь на приведенную карту наблюдений, педагог может разработать различные ее варианты в соответствии со своими задачами. Например, в карту могут быть внесены дополнительные пункты, отражающие физическое развитие или какие-то другие качества ребенка, которые вызывают обеспокоенность взрослых (застенчивость, агрессивность и пр.). Чтобы проследить за динамикой развития той или иной деятельности ребенка, педагог должен выделить для наблюдения ее существенные показатели и этапы становления.
8. Организация планирования педагогической деятельности 249
___________________________ и наблюдения за развитием детей__________
Работа с картой развития. Воспитатель должен выделить время для работы с картой, встроив его в распорядок дня и недельное расписание. Педагоги распределяют между собой детей, за которыми ведут наблюдение и заполняют соответствующие карты.
Чтобы отслеживать все области развития каждого ребенка, воспитатель использует разные ситуации в течение дня. В карту развития заносятся данные, которые накапливаются у воспитателя в течение ежедневных наблюдений за неделю или месяц. В карту не следует заносить наблюдения, накопленные за один—два дня, так как достоверный вывод о развитии ребенка можно сделать лишь на основании повторяющихся особенностей его поведения в разных ситуациях. Воспитатель имеет возможность каждый день общаться с ним, наблюдать за его жизнью, суммировать свои впечатления при заполнении карты. Рассмотрим пример.
Педагог наблюдает за сюжетной игрой детей, но Вика отказывается от этого вида игры, предпочитает заниматься мозаикой, рисованием, вкладышами. На следующий день она опять не вступает в игру, занимается чем-то другим, но в последующие дни увлеченно играет с куклой, кормит ее, катает в коляске. Следовательно, было бы неверно делать вывод о том, что у девочки не развита игровая деятельность на основании наблюдений первых двух дней.
Заполнять карту можно разными способами. Лучше всего словесно:
• обычно, да (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто);
• изредка (когда качество проявляется время от времени);
• нет (когда качество не проявляется вовсе).
Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целостное представление о развитии малыша на данном возрастном этапе, о его достижениях и недостатках, строит педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Планирование педагогической работы на основе наблюдений. Карта развития — не тест. Работа с ней не требует подсчета баллов и строгой оценки. С ее помощью можно составить представление о развитии ребенка и его индивидуальных особенностях, определить направление коррекционной работы. Результатом наблюдений должна стать конкретизация целей
250 «I. Содержание и методы педагогической
________________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА_____________________________________________
педагогической работы с малышом, их реализация, последующая фиксация изменений в соответствующей сфере его развития.
Индивидуально-групповая карта развития
Эта карта составляется с целью получения общей характеристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка. По содержанию она аналогична предыдущей, но отличается по форме. Чтобы карта не была слишком громоздкой, ее можно представить в виде отдельных составляющих по каждому направлению развития. Приведем пример такой карты.
Источник