Наблюдение за развитием ребенка бине

Диагностическое обследование по шкале умственного развития

А. Бине — Т. Симона

Диагностика детей 3-4 лет

Для начала ребенку предлагается выполнить задания, отмеченные в колонках 3-14. С помощью условных обозначений в таблице фиксируются результаты: «+» — задание выполнено, «+?» -задание выполнено не полностью, «-» — задание не выполнено. Затем проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи, результаты которой также фиксируются в таблице.

Уровень развития внимания и речи педагог-психолог оценивает через наблюдение за ребенком в ходе обследования, анализируя его деятельность и ответы на поставленные вопросы.

Для исследования внимания используется игра Что изменилось?. Перед ребенком в ряд выставляют три цветных пластмассовых стаканчика и просят его запомнить их расположение. Затем местоположение стаканчиков меняется, и ребенку предлагается определить, что изменилось.

Также уровень развития внимания диагностируется с помощью методики «Нахождение сходства» . Перед ребенком выкладывается картинка с 4-6 почти одинаковыми изображениями (например, снеговиками). Инструкция следующая: «Посмотри на этих снеговиков: они все друг от друга хоть чем-то, да отличаются, но все же два из них совершенно одинаковые, попробуй их найти и показать мне. Будь очень внимателен, работать нужно быстро». Для обследования необходимо подготовить 2-3 бланка со стимульным материалом. Бланки предлагаются ребенку поочередно. Необходимо замерить время выполнения задания по каждому бланку отдельно и по окончании зафиксировать результаты. Время работы — не более 5 минут на один стимульный бланк. Общий показатель развития наблюдательности So6 подсчитывается по формуле:

So6=∑С/∑t,

где С — количество отличий на рисунках, указанных ребенком;

t — время, затраченное на выполнение задания.

Восприятие цвета проверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Ребенку предлагается набор кружочков диаметром примерно 3 см основных цветов (по два на каждый цвет) и коробочек соответствующего цвета. Задача ребенка — разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. Важно, чтобы в процессе игры взрослый не называл цвет кружочков.

Уровень развития зрительной памяти исследуется с помощью предметных картинок. Педагог-психолог раскладывает перед ребенком семь картинок с изображением знакомых предметов и предлагает ему внимательно на них посмотреть. Спустя некоторое время он убирает картинки и просит назвать те из них, которые ребенок запомнил.

Диагностику мышления (умения производить анализ, синтез, делать обобщения) удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний». В качестве стимульного материала можно использовать картинки из пособия «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (авторы С.Д. Забрамная, О.В. Боровик) или материал дидактической игры «Найди четвертый лишний — 2. Развивающая игра для дошкольников» (2012 г.). Ребенку предлагают картинку, на которой изображены предметы. Инструкция следующая: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы четыре предмета. Три из них подходят друг другу, а четвертый — лишний. Какой предмет лишний и почему?»

Для оценки уровня речевого развития можно использовать методику «Времена года». Ребенку показывают рисунки и просят, внимательно посмотрев, сказать, какое время года изображено на каждом из них (из пособия С.Д. Забрамной и О.В. Боровик). Ребенок должен назвать соответствующее время года и объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

 Если ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 3-4 признака, подтверждающих его мнение, то это говорит о высоком уровне развития речи. Если правильно определил времена года на всех картинках, указав при этом 1-2 признака, подтверждающих его мнение, то это свидетельствует о среднем уровне. Низкий уровень наблюдается, когда ребенок правильно определил времена года только на 1-2 картинках из четырех и указал только один признак в подтверждение своего мнения. Если ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака, то можно сделать вывод об очень низком уровне развития речи.

Диагностическое обследование по шкале умственного развития

А. Бине — Т. Симона

Диагностика детей 4-5 лет

Для начала ребенку предлагается выполнить задания, отмеченные в колонках 3-12. Также с помощью условных обозначений в таблице фиксируются результаты, после чего проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

Особенности внимания исследуются с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики» и «Что изменилось?» Например, перед ребенком выставляют четыре цветных пластмассовых стаканчика (или игрушки), два из которых совпадают по цвету, размеру и форме, и предлагают найти одинаковые предметы. Затем эти же предметы ставят в ряд и просят ребенка запомнить их расположение. После чего местоположение стаканчиков меняют и задают вопрос «Что изменилось?».

Можно использовать методики «Нахождение различий в парных картинках», «Корректурные пробы» (сейчас можно найти в Интернете много интересных вариантов корректурных проб для детей дошкольного возраста).

При изучении особенностей восприятия используется игровое задание «Сложи картинку» с использованием разрезных картинок из трех-четырех частей (материал из пособия С.Д. Забрамной и О.В. Боровик).

Восприятие цвета исследуется в ходе игры «Разложи кружочки  по коробочкам». Инструкция: ребенку предлагается набор кружочков диаметром примерно 3 см основных цветов (по два на каждый цвет) и коробочек соответствующего цвета. Задача ребенка — разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. Важно, чтобы в процессе игры взрослый не называл цвет кружочков.

Восприятие формы проверяется с помощью игры-классификации «Разложи геометрические фигуры»  Ребенку дают табличку, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед ребенком раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что в табличке) и предлагают разложить фигуры в ячейки таблички в соответствии с их формой.

Диагностику восприятия величины удобно проводить в ходе игры «Расставь матрешек по росту»

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью . пробы «Понимания текста» . Педагог-психолог зачитывает ребенку предложение: «Витя умылся, сделал зарядку, позавтракал, взял игрушечную машину и пошел в детский сад», — а затем спрашивает о порядке действий Вити.

При исследовании слуховой памяти используют вариант методики  «10 слов», предъявляя ребенку восемь слов.

   Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок (вариант с геометрическими фигурами).

Для диагностики мышления используется вариант методики «Классификация по заданному принципу». Педагог-психолог раскладывает набор картинок, на половине из которых изображено несколько предметов, на других — всего один. Задача ребенка — разложить картинки в две стопки, исходя из количества изображенных предметов.

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Дополнение фраз». Инструкция педагога-психолога следующая: «Давай сочиним рассказ. Я буду начинать, а ты заканчивать мои фразы. Итак, девочка взяла кубик и…» Затем последовательно предъявляются другие предложения:

«Мальчик весело смеялся, потому что…»,

«Если пойдет дождь, то…» и т. д.

Диагностическое обследование по шкале умственного развития

А. Бине — Т. Симона

Диагностика детей 5-6 лет

Ребенку предлагается для начала выполнить задания, отображенные в колонках 3-8. В задании на сравнение предлагается сравнить детей группы с этической и моральной точек зрения (Кто самый аккуратный в группе? Почему? Кто самый добрый? Почему? И т. п.).

Для диагностики внимания используется игровое задание «Сравни картинки»  Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначительными деталями, и дают инструкцию «Внимательно рассмотри картинки, сравни их и найди отличия»

Диагностика особенностей восприятия начинается с восприятия цвета, которое исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам» (усложненный вариант). Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый, серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый), и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Педагог-психолог предлагает ребенку разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом.

Восприятие формы проверяется с помощью классификации «Разложи геометрические фигуры» Ребенку дают табличку, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед ребенком раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что в табличке) и предлагают разложить фигуры в ячейки таблички в соответствии с их формой.

Диагностика восприятия величины проводится с помощью задания «Разложи полоски». Перед ребенком раскладываются 5-7 полосок одного цвета, но отличающихся друг от друга по длине на 2 см. Педагог-психолог предлагает разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать небольшой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После прочтения текста педагог-психолог спрашивает о том, что делала Таня в разное время суток.

Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов»

Педагог-психолог дает следующую инструкцию: «Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом порядке. Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога». При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их за мной, причем будешь говорить и те слова, которые назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь». При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем предъявлении: «Сейчас я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов». На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хорошим результатом является повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления и 8-10 слов после пятого предъявления.

Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью «Вариативной методики» Л.А. Ясюковой. Ребенку предлагается взглянуть на табличку с изображением различных предметов, цифр, букв, геометрических фигур, знакомых обследуемому. Педагог-психолог дает инструкцию: «Здесь нарисованы картинки. Посмотри и запомни. Потом ты мне назовешь всё, что запомнил, в любом порядке». Время предъявления 20-30 секунд, затем табличка убирается, и ребенка просят назвать те картинки, которые он запомнил. Когда ребенок замолчит, нужно сказать ему: «Попробуй представить мысленно картинку, может быть, ты еще что-нибудь увидишь». За одинаковые по смыслу слова в назывании картинок дается 1 балл (например, корабль или яхта, или лодка). За неполные или ошибочные ответы — 0,5 балла. Хорошим результатом будет называние более 7 картинок.

Для исследования умственной работоспособности детей можно использовать тест Тулуз-Пьерона (модификация Л.А. Ясюковой для детей дошкольного возраста).

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна. Подготавливается серия из 3-5 картинок, отражающих обычные ситуации из жизни детей (можно взять сюжетные картинки из детских книжек В. Сутеева). Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Педагог-психолог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие, и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было видно, где начало, где конец, и придумать по ним рассказ.

Для получения целостной картины можно использовать методики, исследующие эмоционально-волевую и личностную сферы, например: «Тест тревожности» (авторы — Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Детский апперцептивный тест», методику «Крокодилы» Н. Акимовой и Л. Лебедевой, тест «Рисунок человека» (авторы — К. Маховер, Ф. Гудинаф), методику «Несуществующее животное» и другие.

Вторичная диагностика готовности к школе

Для обследования используются следующие методики:

  • методика психолого-педагогической оценки готовности ребенка к началу школьного обучения, включающая субтесты «Продолжи узор», «Сосчитай и сравни», «Слова», «Шифровка», «Рисунок человека» Н. и М. Семаго;
  • тест социальной информированности;
  • методика «Выделение четвертого лишнего», «Классификация», «Последовательность событий»;
  • диагностика зрительной и слуховой памяти («Вариативная методика» Л.А. Ясюковой и «10 слов»);
  • диагностика учебной мотивации «ДУМ-1» Н.Н. Мельниковой и Д.М. Полева.

После анализа результатов итоговой диагностики детей подготовительных к школе групп, составляется аналитическая справка. С результатами знакомятся воспитатели и родители детей «группы риска», даются рекомендации по преодолению имеющихся трудностей.

Источник

Фамилия, имя ребенка……………………………………………

Сфера наблюдения   Цата, возраст ребенка
Режим дня •Хорошо засыпает •Хорошо ест          
Навыки самообслуживания •Стремится к самостоятельности          
Преобладающее настроение •Бодрое, жизнерадостное •Спокойное • Подавленное, тревожное          
Отношение к себе •Узнает себя на фотографиях, в зеркале
•С удовольствием разглядывает свои изображения
• Демонстрирует взрослому свои умения, достижения
         

Продолжение карты

Сфера наблюдения Дата, возраст ребенка
  •Уверен в себе (настойчив в привлечении к себе внимания взрослого, не боится незнакомых людей, новых занятий, игрушек, упорно добивается желаемого)          
Общение со взрослыми • Проявляет инициативу •Откликается
на предложения взрослого о совместной деятельности
• Выполняет просьбы •Учитывает оценку
взрослого в своей деятельности •Легко вступает в контакты с посторонними взрослыми
         
Общение со сверстниками • Проявляет доброжелательность
• С интересом наблюдает за другими детьми
• Играет рядом со сверстниками
• Играет вместе со сверстниками
• Принимается детьми в игру
• Охотно участвует
в групповых занятиях
         
Действия с предметами • Радуется новым игрушкам, играм, занятияк i
• Проявляет любознательность
•Знает назначение бытовы> предметов, использует игровые предметы в соответствии с их назначением
       

248 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Окончание карты

Сфера наблюдения Дата, возраст ребенка
  •Длительно
и сосредоточенно может
заниматься
каким-то делом • Проявляет настойчивость
в достижении результата
имеет любимые игрушки
игры и занятия
(указать, какие)
         
Игра
с сюжетными
игрушками
•Охотно играет
с сюжетными игрушками
вместе со взрослым •Умеет играть
самостоятельно •Умеет использовать
предметы-заместители
         
Речь • Понимает речь взрослого •Лепечет
• Говорит отдельные слова
• Произносит фразы
         
Художественно-эстетическая деятельность • Проявляет интерес
к книжкам, любит слушать
чтение взрослого,
рассматривать
иллюстрации к книгам •Любит рисовать •Любит играть
с музыкальными
игрушками •Любит танцевать
         

Ориентируясь на приведенную карту наблюдений, педагог может разработать различные ее варианты в соответствии со своими задачами. Например, в карту могут быть внесены до­полнительные пункты, отражающие физическое развитие или какие-то другие качества ребенка, которые вызывают обеспо­коенность взрослых (застенчивость, агрессивность и пр.). Что­бы проследить за динамикой развития той или иной деятель­ности ребенка, педагог должен выделить для наблюдения ее существенные показатели и этапы становления.

8. Организация планирования педагогической деятельности 249
___________________________ и наблюдения за развитием детей__________

Работа с картой развития. Воспитатель должен выде­лить время для работы с картой, встроив его в распорядок дня и недельное расписание. Педагоги распределяют между собой детей, за которыми ведут наблюдение и заполняют со­ответствующие карты.

Чтобы отслеживать все области развития каждого ребен­ка, воспитатель использует разные ситуации в течение дня. В карту развития заносятся данные, которые накаплива­ются у воспитателя в течение ежедневных наблюдений за неделю или месяц. В карту не следует заносить наблюде­ния, накопленные за один—два дня, так как достоверный вывод о развитии ребенка можно сделать лишь на основа­нии повторяющихся особенностей его поведения в разных ситуациях. Воспитатель имеет возможность каждый день общаться с ним, наблюдать за его жизнью, суммировать свои впечатления при заполнении карты. Рассмотрим пример.

Педагог наблюдает за сюжетной игрой детей, но Вика от­казывается от этого вида игры, предпочитает заниматься мо­заикой, рисованием, вкладышами. На следующий день она опять не вступает в игру, занимается чем-то другим, но в по­следующие дни увлеченно играет с куклой, кормит ее, ката­ет в коляске. Следовательно, было бы неверно делать вывод о том, что у девочки не развита игровая деятельность на осно­вании наблюдений первых двух дней.

Заполнять карту можно разными способами. Лучше всего словесно:

• обычно, да (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто);

• изредка (когда качество проявляется время от времени);

• нет (когда качество не проявляется вовсе).

Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целост­ное представление о развитии малыша на данном возрастном этапе, о его достижениях и недостатках, строит педагогичес­кий процесс с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Планирование педагогической работы на основе наблюде­ний. Карта развития — не тест. Работа с ней не требует подсче­та баллов и строгой оценки. С ее помощью можно составить представление о развитии ребенка и его индивидуальных осо­бенностях, определить направление коррекционной работы. Результатом наблюдений должна стать конкретизация целей

250 «I. Содержание и методы педагогической

________________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА_____________________________________________

педагогической работы с малышом, их реализация, последу­ющая фиксация изменений в соответствующей сфере его раз­вития.

Индивидуально-групповая карта развития

Эта карта составляется с целью получения общей характе­ристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка. По содержанию она аналогична предыдущей, но от­личается по форме. Чтобы карта не была слишком громозд­кой, ее можно представить в виде отдельных составляющих по каждому направлению развития. Приведем пример такой карты.

Источник