На всех этапах развития ребенка с сенсорной алалией у него отмечаются
При сенсорной алалии ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.
Это происходит из-за повреждения коркового конца речеслухового анализатора
(в клетках верхне-височной извилины — петля Гешля), где осуществляется
первичный анализ речевых звуков. У детей не формируется фонематическое восприятие,
не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмечаются
несформированность акустико-гностических процессов, понижение способности к
восприятию речевых звуков.
Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная. В некоторой степени это
связано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно невелико,
а его распознавание и дифференциальная диагностика с другими нарушениями затруднены.
Нарушение понимания при сенсорной алалии существенно отличается от
нарушения, вызванного снижением слуха. Наблюдения показывают, что обычно у
слабослышащих бывает достаточно стабильный, устойчивый порог восприятия,
ниже которого дифференциация звуковых сигналов становится невозможной.
Сенсорное же нарушение отличается отсутствием четкого порога восприятия.
У ребенка отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: сигналы
одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспринимаются. Это зависит от
повышенной возбудимости или заторможенности ребенка, от его соматического и
нервного состояния, от психической активности, особенностей окружающей среды,
обстановки, способов подачи сигналов и ряда других факторов. Увеличение
громкости обращенной речи улучшает понимание слабослышащих детей и приводит
к обратному эффекту у детей ссенсорной алалией. Сверхсильные раздражители
вызывают запредельное охранительное торможение в коре головного мозга и
недоразвитые клетки впадают в состояние функциональной блокады, выключаются из
деятельности. Более тихую, спокойную речь ребенок с сенсорной недостаточностью
обычно воспринимает лучше.
В отличие от слабослышащих детей, дети с сенсорной алалией часто имеют
гиперакузию — повышенную чувствительность к звукам, безразличным
для окружающих: шум, шуршание, скрип и т. д. Дети воспринимают такие звуки
болезненно и дают на них своеобразную реакцию.
Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги,
звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего,
но повторения являются нестойкими. Подражание звукам при сенсорной алалии
непостоянно и во многом зависит от ситуации. Пассивный словарь ребенка часто
неустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет в
любой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенных
условиях. Дети с сенсорной алалией продуцируют звуки с нормальной модуляцией
и интонациями.
Степени недоразвития речеслухового анализатора, как и речедвигательного,
бывают различными, отсюда и многообразие проявлений недостатков понимания.
В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, безразличен
к любым речевым и неречевым звуковым раздражителям. В других случаях ребенок
понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне
развернутого высказывания. Иногда понимание изолированных слов затрудняет
ребенка больше, чем понимание смысла фразы. Постепенно ребенок начинает
прислушиваться к звукам, в том числе и речевым, но внимание его долгое время
остается неустойчивым и истощаемым. Фонематическое восприятие развивается
замедленно и надолго остается несформированным. Большую роль для детей с
сенсорной алалией играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний
только в определенном контексте. При изменении формы слов, их порядка,
изменения темпа высказывания понимание исчезает.
Отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания,
замедленность слухового восприятия.
Встречаются дети, которые понимают только то, то могут проговорить сами,
и понимают только после такого проговаривания. Проговаривание в момент
восприятия приводит к улучшению понимания, видимо, потому, что оно
подкрепляется кинестезиями от собственного произнесения. Часто дети смотрят в
лицо говорящего (зрительное подкрепление — чтение с лица).
На всех этапах развития ребенка с сенсорной алалией у него отмечаются
колебания слухового внимания и восприятия: трудности включения и
концентрирования внимания, его устойчивости и распределения, повышенная
отвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания.
У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной
или грубо искажается собственная речь. В тяжелых случаях у безречевого ребенка,
не понимающего речь, могут отмечаться двигательное беспокойство,
выраженные трудности поведения. Дети пользуются для общения жестами, мимикой,
правильно реагируют на изменение интонации, не понимая слов-обращений.
Игру сопровождают модулированным лепетом. Постепенно ребенок начинает
прислушиваться к окружающим звукам, осмыслять некоторые из них, соотносить с
определенными явлениями. Как реакция на речевое окружение у ребенка с
сенсорной недостаточностью появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания,
прямо не связанные с ситуацией, но свидетельствующие о речевой активности.
Затем в ходе развития постепенно появляется ситуационное, более устойчивое
понимание и употребление отдельных слов и простых словосочетаний. Значение
слов, проговариваемых ребенком неустойчиво.
При искажениях звуковой и слоговой структуры слов отмечаются многочисленные
поиски, ребенок не уверен в своей речевой продукции и ищет адекватные
кинестезии. Диффузное недифференцирование восприятия звуков приводит к
недифференцированному проговариванию. Постепенно у ребенка вырабатывается
осознание ошибок. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных
ребенку слов, отмечаются персеверации услышанного или произнесенного слова
или словосочетания, эхолалии. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не
закрепляется. В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения, соскальзывания
со звуков, многообразные звуковые замены, искажения структуры слов. В
большинстве случаев искажения и замены не носят фиксированный характер.
При наличии собственной речи дети с сенсорной алалией говорят легко, плавно,
без напряжения, не задумываясь о подборе слов, точном выражении мысли,
построении предложений, не замечают допущенных ошибок. Речевая продукция
детей остается вне их контроля, встречается неадекватность высказываемого.
Отмечается фрагментарность речи, но это связано с малым объемом восприятия,
с трудностями поиска правильного варианта высказывания.
Высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме,
проговаривание характеризуется как бы приблизительностью, выявляется обилие
парафазий (замен), пропусков звуков, частей слов, персевераций, контаминаций
(часть одного слова соединяется с частью другого слова). В целом речь ребенка
с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая
активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствие
контроля за своей речью. Грубо искаженная речь не может использоваться
ребенком как средство общения.
Вне зависимости от степени нарушения понимания и собственной речи у
ребенка с сенсорной алалией отмечаются нарушения личности: разнообразные
трудности в поведении, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная
задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором
поведения и деятельности такого ребенка.
Без целенаправленного обучения, если дотянуть до 5 лет без занятий —
безнадежно учить говорить, если начать заниматься сразу, как только
почувствовали что-то не то — может быть очень терпимый прогноз.
При коррекции этих и других нарушений речи
рекомендуем использовать программу
«Автоматизация согласных»
Источник
В прошлый раз я живописала портрет моторного алалика, сегодня опишу сенсорного.
Один диагноз — алалия — объединяет моторных и сенсорных во вроде бы одно нарушение, вроде бы незначительно друг от друга отличающееся.
На самом же деле это два совершенно разных механизма нарушения и совершенно разные дети .
Моторного алалика в раннем возрасте часто очень трудно заставить говорить даже то, что он может — ему не надо, его все устраивает ???? Его театр мимики и жеста доступен для понимания всем близким ????
Пока не создастся ситуация определенного дискомфорта, связанная с развитием мышления и желания поделиться впечатлениями, а также связанная с трудностями контакта со сверстниками — такой ребенок будет изобретательно саботировать все попытки целенаправленного обучения речи ???? И будет вполне счастлив и доволен жизнью .
Ребенок с сенсорной алалией впечатление счастливого производит редко. У него тоже все в порядке с мотивацией к общению, и он пытается общаться, тоже используя мимику, жесты, эмоции — но его попытки это делать становятся все более робкими и неуверенными.
Что толку, когда ты все равно не понимаешь, что тебе отвечают? Мир полон разнообразных шумов, часто очень громких и неприятных (для ребенка с сенсорной алалией множество совершенно обыденных звуков — именно такие, в том числе частота человеческой речи).
Поэтому желание коммуницировать постепенно сменяется потребностью слышать поменьше. Ребенок уходит в себя, закрывает уши руками, пытается перебить звуковой фон отвлекающими движениями, действиями и собственными звуками — он хаотично бегает, качается, бьётся головой, воспроизводит бессвязный речевой поток и, довольно скоро, начинает производить впечатление глубоко умственно отсталого, либо тяжёлого аутиста .
Если сенсорная алалия тяжёлая, а диагноз не поставлен в раннем возрасте — впоследствии только очень высококлассный специалист не поставит на ребенке клеймо. Вытащить первичную алалию из клубка вторичных наслоений чем дальше, тем становится сложнее…
При самой тяжёлой степени поражения речеслухового анализатора ребенок воспринимает человеческую речь просто как шум, не вычленяя даже своего имени и никак не реагируя на речь окружающих. Иногда ребенок понимает отдельные слова, но теряет их смысл во фразе, а иногда — наоборот, воспринимает фразу, опираясь в том числе на интонацию, но не понимает слов по отдельности .
В более лёгких случаях отмечается так называемое ситуативное понимание речи, при котором родителям иногда кажется, что все в относительном порядке.
Ребенок неплохо ориентируется в быту, выполняет простые инструкции. Поставь стакан на стол — говорите вы ему, протягивая этот самый стакан и незаметно для самих себя кивая головой в сторону стола. Ребенок берет стакан и ставит его на стол. Понял ли он вас? Конечно. Понял ли он вашу речь? Не факт. В следующий раз предложите ему съесть стакан, и тогда картинка станет более объективной .
При относительно развившемся понимании речи дети часто теряются при изменении ее темпа, интонации, путают слова, близкие по звучанию, слова с похожей слоговой и звуковой структурой. Иногда дети нуждаются в многократном повторении фразы, для того, чтобы понимание произошло.
Встречаются дети, которые понимают высказывание лишь после того, как сами его проговорят, и часто неоднократно. Часто дети внимательно смотрят в лицо говорящему, читают с губ — включение зрительного анализатора является для них дополнительной опорой. Иногда ребенок понимает только одного человека — мать или педагога… Иногда воспринимает только низкий тембр голоса, или, наоборот, только высокий .
Лёгкая степень сенсорной алалии выдает себя тем, что ребенок неохотно слушает сказки, рассказы, нуждается в разъяснении общеупотребительных слов и выражений, многократном повторении.
И, наверное, стало понятно, какое это сложное и трудноклассифицируемое нарушение — сенсорная алалия…
Моторная алалия
Что такое алалия
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Степени недоразвития речеслухового анализатора, как и речедвигательного, бывают различными, отсюда и многообразие проявлений недостатков понимания. В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи и шумы неречевого характера, безразличен к любым речевым и неречевым звуковым раздражителям.
В других случаях ребенок понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Иногда понимание изолированных слов затрудняет ребенка больше, чем понимание смысла фразы. Улавливая в обращении к нему не все слова и их оттенки, ребенок дает неправильную реакцию.
Встречаются дети, которые относительно легко выполняют требуемое простое задание, но при этом не понимают слова инструкции вне конкретной ситуации, т. е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов. Постепенно ребенок начинает прислушиваться к звукам, в том числе и речевым, но внимание его долгое время остается неустойчивым и истощаемым. Фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным.
Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Их затрудняет понимание смысла слов при изменении форм и порядка слов, не воспринимается ими смысл грамматических конструкций.
В ряде случаев дети не понимают слегка усложненных заданий, не отличают ошибочно сказанного от правильного варианта. Некоторые не понимают речь при изменении темпа высказывания, путают слова с однотипной акцентно-слоговой структурой, близкие по звучанию слова воспринимают как тождественные. Иногда дети просят повторить обращенную к ним речь и понимаюттолько то, что проговаривается несколько раз, так как одноразовый раздражитель оказывается недостаточным для восприятия. При подкреплении слухового раздражителя процесс восприятия улучшается. Отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания. Ребенок не сразу воспринимает звук, обращенную к нему речь. Отвлекается внешними раздражителями и без них. Обращает на себя внимание замедленность слухового восприятия. Не поняв что-то, ребенок может разобраться, если одно и то же будет повторено несколько раз в неизменном виде или пересказано другими словами. Иногда затруднено узнавание и знакомых слов. Встречаются дети, которые понимают только то, что могут проговорить сами, и понимают только после такого проговаривания. Проговаривание в момент восприятия приводит к улучшению понимания, видимо, потому, что оно подкрепляется кинестезиями от собственного произнесения. Часто дети смотрят в лицо говорящего. В этом случае понимание улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора чтения с лица; включение в восприятие зрительного раздражения усиливает акустические впечатления.
На всех этапах развития ребенка с сенсорной алалией у него отмечаются колебания слухового внимания и восприятия: трудности включения и концентрирования внимания, устойчивости и распределения его, повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания.
Иногда ребенок понимает только одного человека мать, педагога и не понимает, когда тоже самое говорит кто-то другой. При этом реакция на звуки не зависит от громкости звучания.
При сенсорной алалии страдает различение фонем, фонематический анализ и анализ морфологического состава слов. Именно это и составляет специфику данного нарушения. В.К. Орфинская, НиколайИванович Жинкин выделяют особую семантическую алалию, при которой сохранно восприятие речи, но нарушено ее понимание.
Дети пользуются для общения жестами, мимикой. Слушают музыку, избирательно относятся к мотивам. Тишина успокаивает детей, громкие же разговоры, крик раздражают. Они правильно реагируют на изменение интонации, не понимая при этом слов-обращений. Игру сопровождают модулированным лепетом. Постепенно лепет перерастает в активный словарь, но слова произносятся искаженно в звуковом и структурном отношении, понимание смысла слов затруднено.
Постепенно ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, осмыслять некоторые из них, соотносить с определенными явлениями окружающей жизни. Как реакция на речевое окружение у ребенка с сенсорной недостаточностью появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, а свидетельствующие о его речевой активности. Затем в ходе развития постепенно появляется ситуационное, более устойчивое понимание и употребление отдельных слов и простых словосочетаний. В лепете различаются отдельные слова или их обрывки, междометия, которые продуцируются вне связи с ситуацией. Значение слов, проговариваемых ребенком, неустойчиво. Наличие слов в активном словаре превышает пассивный словарь.
Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется.
В словах отмечаются многочисленные ошибки в ударении, соскальзывания со звуков, разнообразные звуковые замены, искажения структуры слов. В большинстве случаев искажения и замены носят не фиксированный характер, при каждом новом воспроизведении ребенок допускает новый вариант искажения. Эквиваленты слов (звуковые комплексы) не всегда соотносятся с предметами. Искажения в экспрессивной речи обусловлены неполноценностью восприятия собственной речи и речи окружающих.
При наличии собственной речи дети с сенсорной алалией говорят легко, плавно, без напряжения, не задумываются при подборе слов о точном выражении мысли и о построении предложений, не замечают допущенных ими ошибок. Речевая продукция детей остается вне их собственного контроля, встречается неадекватность высказываемого, проговариваются слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишенные смысла. Отмечается фрагментарность речи, но это связано не с моторными затруднениями ребенка, а с малым объемом восприятия, с трудностями поиска правильного варианта высказывания.
Дети не могут длительно слушать, когда им читают или рассказывают. Не понимая содержания, они теряют интерес и перестают слушать. Новые слова и структуры ребенок осваивает медленно, к речи некритичен, в поведении хаотичен, действует импульсивно.
V.
Исследователи выделяют три варианта эмоционального отношения детей с темпо-ритмическими нарушениями речи к своему дефекту:
безразличное,
умеренно-сдержанное,
безнадежно-отчаянное и три варианта волевых усилий в борьбе с ним.
ВячеславИванович Селиверстов выделяет следующие показатели степеней фиксированности детей с темпо-ритмическими нарушениями речи на своем дефекте:
1) нулевая степень фиксированности на своем дефекте. Дети не испытывают ущемления от сознания неполноценности речи или даже совсем не замечают ее недостатков. Они охотно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми. У них отсутствуют элементы стеснения или обидчивости;
2) умеренная степень фиксированности на своем дефекте. Дети испытывают в связи с дефектом неприятные переживания, скрывают его, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок. Тем не менее, осознание детьми своего недостатка не выливается в постоянное, тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый шаг, каждый поступок оценивается через призму своего дефекта;
3) выраженная степень фиксированности на своем дефекте. Дети постоянно фиксированы на своем речевом недостатке, глубоко переживают его, всю свою деятельность ставят в зависимость от своих речевых неудач. Для них характерен уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник