На развития мышления ребенка на уроках начальная школа

На развития мышления ребенка на уроках начальная школа thumbnail

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем?

Никто не станет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится и в методической литературе, и в пояснительных записках к учебным программам. Но как это сделать, учитель не всегда знает. Часто это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большая часть учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)

Умение мыслить логически является одним из главных достоинств, которые ведут человека к самореализации и успеху. Поэтому, школа и семья должны сосредоточить все усилия для полноценного развития у детей всех психических процессов. Мышление детей и взрослых значительно отличается, это знает и может заметить каждый. Взрослый мыслит исходя со своего жизненного опыта, теоретических знаний, а мышление детей основано на наглядных примерах, впечатлениях, эмоциях, воображении. Подходя к школьному возрасту, ребенок имеет достаточно высокий уровень развития всех психических процессов. Благодаря любознательности, желанию познать внешний мир и его построение, у него полноценно развиваются процессы восприятия, памяти, речи, мышления, воображения. В процессе игры малыш экспериментирует, желает узнать причины тех или иных явлений, тем самым устанавливает примитивные причинно – следственные связи. Все познавательные процессы взаимосвязаны друг с другом. Именно они обеспечивают разные виды деятельности .

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Значит, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.

Сегодня обучение в школе не только вооружает знаниями, умениями, навыками. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

К логическим универсальным действиям относятся:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, , классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепочки рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики

Не столь важно, по какому УМК работает учитель, важно как проводить работу по данному напрвлению.

Программа 1-2 классов предусматривает максимальный объем работы с наглядными образцами, начиная с 3 класса, данный вид занятий умеренно сокращается и предпочтение отдается системе научных понятий. Умственные операции, с которыми ежедневно сталкивается школьник, становятся все более отдаленными от конкретной практической деятельности и наглядной опоры. Умение мыслить абстрактно дает возможность решать логические задачи и делать выводы, основываясь на существенные внутренние свойства, а не на явные признаки объектов. Постепенно осваивая приемы мыслительной деятельности, ученик приобретает способность решать поставленные задачи «в уме», а также анализировать процесс своих рассуждений. Рассуждения же постепенно приобретают логически-верный характер, включая операции анализа, синтеза, сравнения, распределения и обобщения. Новая стадия развития мышления становится основой формально-логического мышления, и ребенок постепенно осваивает действия моделирования, учится сопоставлять предметы.

Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Главная задача – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Ученье – процесс двусторонний: работают дети, работает учитель; он ведет за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет.

Чему нужно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы, учить подмечать закономерности, сходство и различие начинаю с простых упражнений, постепенно усложняя их. С этой целью подбирается серия упражнений с постепенным повышением уровня трудности.

Первый класс:

Система заданий предусматривает несколько групп систематически выстроенных задач и заданий, направленных преимущественно на выделение, прослеживание, распределение и изменение различных признаков и характеристик объектов:

Примеры заданий:

  1. Задания на выделение признаков у одного или нескольких объектов. Их цель – обратить внимание ученика на значимость того или иного признака. При этом задание оформлено в виде конструктивного письма графической формы, понятной ребенку без текста, что позволяет использовать эти материалы даже при работе с детьми, не умеющими хорошо читать;

  2. Задания на прямое распределение признаков (цвет, форма, размер);

  3. Задания на распределение с использованием отрицания одного из признаков;

  4. Задания, связанные с изменением признака;

  5. Те же самые задания, но трансформированные в другую графическую форму, более формализованную (матрицы);

  6. Задания, связанные на поиск недостающей фигуры, также оформленные в виде неполной матрицы (таблицы). Умение справляться с такими заданиями традиционно считается показателем высокого уровня умственного развития;

  7. Особое место в системе заданий уделяется развитию словесно-логического мышления: пониманию специальных речевых структур с употреблением связок “и”, “или”, “тоже”, “также”, слов “все”, “некоторые”, “любые”.

Во втором классе продолжается работа по развитию умения производить простые логические действия. Задания на классификацию усложнились: они неразрывно связаны с развитием у детей способности строить цепочки логических рассуждений.

Развитие словесно-логического мышления в этом возрасте возможно с помощью заданий на определение истинности или ложности высказывания, заданий на понимание высказываний с кванторами общности и существования.

Предполагаемые задания:

  1. Словесные тесты (предлагается ряд слов, в каждом из которых пять дается в скобках, а одно перед ними. Ребята должны выделить два слова, наиболее существенные для слова перед скобками; используются упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию и др.;

  2. Работа с логическими цепочками;

  3. Работа с анаграммами;

  4. Работа с числовыми тестами;

  5. Решение логических задач;

  6. Ребусы, загадки;

  7. Задания на нахождение правильного ответа в ряду из ложных и правильных ответов (с объяснениями, почему этот ответ правильный)

  8. Обучение доказыванию (задачи на достраивание составных высказываний, логические тестовые задачи).

Для развития наглядно-действенного мышления ученикам 1-2 классов также можно предложить игру «Почтальон», которую уместнее всего предложить на уроке математики. Для участия можно пригласить троих учеников. Каждый «почтальон» должен отнести письма в три дома, на каждом их которых изображена геометрическая фигура. Школьникам предоставляются сумочки с письмами — десятью геометрическими фигурами с картона. После сигнала о начале игры каждый «почтальон» старается как можно быстрее отыскать письмо для каждого дома и поочередно разнести их в соответствующие дома. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием, то есть разложит все геометрические фигуры. Прекрасно развивают мышления разнообразные задания с использованием счетных палочек. Примером, ученикам можно предложить составить 2 квадрата из 7 палочек или 2 треугольника с 5 и продолжить узор. 1-классникам подойдет задание выбрать из предоставленных деталей те, из которых можно сложить круг, а также другие подобные задания.

Развитие логического мышления в 3-4-х классах

В 3-4-х классах школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычислять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. К этому этапу развития логического мышления можно отнести и формирование умений давать определение понятий и на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки (игра – хоккей, растение – дерево – хвойное дерево).

В 4-ом классе необходимо уделить внимание развитию аналитической деятельности, которая, как показано выше, в 1-2-х классах заключается в анализе отдельного предмета, а к 3-4-му классу – в умении анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, рядоположенность, противоположность, причина и следствие, наличие тех или иных функциональных отношений и др.).

К окончанию начальной школы у ребенка должны быть сформулированы такие операции логического мышления как обобщение, классификация, анализ и синтез. Учащийся должен научиться таким элементам анализа как выявление и других связей между понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое и т.д.

Предлагаемые задания и упражнения:

  1. Упражнение на умение относить предметы к роду (рыбы, птицы, звери и т.д.).

  2. Упражнения на умение устанавливать последовательность подчинения понятий (ограничение и обобщение понятий) Например: определить самое узкое (самое широкое) понятие в ряду: кустарник, растение, ягода, малина; “мальчик”, “ученик”, “второклассник”.

  3. Составление определений;

  4. Формирование умения выделять общий признак в словах, понятиях;

  5. Упражнения на развитие логической операции отрицания;

  6. Упражнение на правильное употребление кванторов общности и существования “и”, “или”, “некоторые”, “всякий”, “каждый”;

  7. Упражнение с графическими изображениями понятий (круги Эйлера);

  8. Логические задачи;

  9. Загадки, ребусы.

Занятия по логике можно проводить в форме самостоятельной индивидуальной работы. Над нерешенными задачами предложить подумать дома, соблюдать при этом принцип добровольности, но мотивируя детей на достижение результата. Усвоение многих тем может быть более успешным, если использовать форму “командной” игры.

В результате обучения к концу 4-го класса мы имеем возможность с помощью специальных проверочных тестов убедиться, что все дети могут выполнить следующие задания: на классификацию заданных объектов и распознавание различных закономерностей; на сравнение и сериацию объектов по различным признакам; на распознавание и составление верных и неверных равенств (истинных и ложных высказываний); а также способны различать истинные ложные высказывания с кванторами общности и существования и строить цепочки логических рассуждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если мы хотим целенаправленно развивать интеллектуальные умения, основывающееся на таких приемах мыслительной деятельности как анализ, синтез, аналогия, обобщение, классификация, гибкость и вариативность мышления, то очевидно следующее: необходима специально выстроенная методика, направленная на формирование и развитие логических приемов умственных действий. Такие умения относятся не только к области математики, но и к мышлению в целом и к языку в частности.

Для развития мышления школьников придумано огромное количество игр, заданий и упражнений. Умелое использование их в школьной и родительской практике принесет наилучшие результаты. Главное здесь – желание и инициатива. Чтобы развитие логического мышления младших школьников характеризировалось высоким уровнем, учителя и родители должны объединить усилия и постоянно развивать у детей психические процессы, и логическое мышление.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

«Развитие логического мышления учащихся начальных классов

на уроках математики»

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ № 13, ст. Новоджерелиевская

Петлюра В.Н.

Основная цель курса начального математического образования школьников – это развитие всех сторон личности ребенка, формирование у него интереса к познанию, способности к творчеству, готовности к саморазвитию.

Развитие логического мышления учащихся – важнейшая задача современной школы. Сформированность умственных действий является необходимым условием сознательного и прочного усвоения материала учебных дисциплин, средством систематизации и выведения новых знаний. От особенностей развития логического мышления во многом зависит успешность учебной деятельности. Поэтому важность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в процессе обучения математике осуществляется не только изучение предмета, но и происходит более интенсивное развитие логического мышления младших школьников. Кроме того, развитие логики способствует повышению культуры мышления, что ведет к взаимопониманию, точному выражению мыслей, умению находить ошибки в рассуждениях.

Логическое мышление – способность и умение ребенка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

В настоящее время проблема развития логического мышления младших школьников достаточно освещена в педагогической и методической литературе. Разработкой этой проблемы занимались такие ученые и педагоги-практики как Л.С. Выготский, С.Ю. Головин, Р.П. Ефимкина, И.А. Липина, Д.Б. Эльконин, И.В. Яндрина и др.

Анализ методической литературы, объяснительных записок к учебным программам свидетельствует о том, что каждому учителю необходимо развивать логическое мышление детей. Однако учителя не всегда знают, как это делать на практике. Зачастую это приводит к тому, что развитие логических приемов мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство детей не овладевают начальными приемами логического мышления.

Следует признать, что почти все современные учебники математики для начальных классов содержат специальные упражнения, целью которых является развитие логического мышления. Однако эти задания часто воспринимаются учителем как дополнительные и необязательные (в связи с тем, что даются на страницах учебников эпизодически и, главным образом, в завершение материала урока – на полях или в нижней части страницы после основного материала) и поэтому адресуются в лучшем случае наиболее развитым ученикам класса.

Анализ действующего программно-дидактического обеспечения по математике для начальной школы, наблюдение за учебно-воспитательным процессом позволяет заключить, что конкретной программы развития приемов логического мышления, нет. В результате работа над развитием логических приемов младшего школьника идет стихийно, без знания системы необходимых приемов, их содержания и последовательности формирования.

Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольника, характеризующегося непроизвольностью, малой управляемостью. Благодаря работам Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова и их сотрудников, доказано, что дети младшего школьного возраста имеют большие познавательные возможности, что позволяет развивать у них основы теоретических форм мышления. Когда ребенок приходит в школу- у него в некоторой степени, развиты лишьдва вида мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное.

Наглядно-действенное мышление – это первый вид мышления, возникающий у ребенка в самом раннем детстве. В дошкольном возрасте у ребенка развивается мышление наглядно-образное. Словесно-логическое мышление активно развивается в период обучения ребенка в начальной школе. Важнейшей задачей обучения математике является развитие мышления и воображения учащихся. Конечно, развитие мышления и воображения учащихся происходит в процессе обучения всех учебных предметов, в процессе собственной деятельности и общения детей с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни. Однако роль обучения математике в развитии этих психических процессов очень велика.

Математика, в значительной мере, способствует развитию логического мышления. И главным элементом воспитательной функции математического образования является развитие у учащихся способностей к полноценной аргументации. На уроках математики дети оперируют разными формами мышления: понятиями, суждениями, умозаключениям.

В период развития логического мышления учащиеся овладевает приёмами логических действий, начинают действовать «в уме» и проводить анализ собственных и чужих рассуждений. Рассуждая, ребенок применяет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. В процессе школьного обучения активно формируется умение планировать свои действия. Младшие школьники регулярно ставятся в ситуации, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Поэтому у детей младшего школьного возраста активно развивается словесно-логическое мышление. При этом основная нагрузка ложится на формирование приемов рассуждения.При этом мышление у детей одного и того же возраста разное. Наличие такого разнообразия в развитии разных видов мышления у разных детей в значительной мере затрудняет и осложняет работу учителя.

Опыт известных педагогов, психологов и методистов (Гальперин, Талызина, А.В. Белошистая) показывает, что начинать формирование простых логических приемов мышления можно уже у 3-4-летнего ребенка с учетом возрастных особенностей, и тогда к 6-7-летнему возрасту они могут быть сформированы на достаточно высоком уровне. Период дошкольного и младшего школьного возраста является наиболее чувствительным и психологически благоприятным для того, чтобы стимулировать и развивать простые логические действия. В дальнейшем наличие этой базы поможет организовать специальную работу по формированию составных логических операций: обучению рассуждениям и способам доказательства.

Практика показывает, что если простые логические действия в определенной мере формируются у каждого человека стихийно, то составные логические операции, имеющие более сложный и комплексный характер, у большинства людей сами по себе не формируются, их развитие требует специальной целенаправленной методической работы. Этот вывод только в последние годы начинает привлекать к себе внимание методистов, и то, главным образом, специалистов по обучению математике в старших классах. При этом многие методисты отмечают, что низкий уровень логической культуры старшеклассников – это закономерное следствие отсутствия систематической работы над формированием логического мышления в начальных классах. Однако детально разработанной методической базы, на которую здесь мог бы опереться учитель начальных классов, на сегодня практически не существует.

Развитию логического мышления способствуют также в классе обсуждения путей решения задач, рассмотрение разных вариантов решения, когда учитель просит детей обосновать, рассказать, доказать правильность своих суждений. В методике математики говорят еще об аналитическом и синтетическом методах решения задач, имея в виду ход рассуждений в процессе решения: от требования к условиям или, наоборот, от условий к требованию задачи.

Сравнение – сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства (выделения общих свойств) и различий (выделения особенных свойств каждого из сравниваемых объектов) между ними .

С этим действием (операцией) связаны знаменитые феномены Пиаже.Пиаже еще в начале прошлого века установил, что у маленьких детей (4-6 лет) отсутствует «принцип сохранения (инвариантности) количества или величины» и они думают, что количество или величина вещества изменяется, если явно изменилось одно из его измерений или форма. Эта особенность детей была установлена Пиаже с помощью особых «задач Пиаже».

В последние годы на собеседованиях с детьми, поступающими в школу, проводят такой эксперимент. Берут два одинаковых листочка бумаги и спрашивают: «В каком листочке бумаги больше?» Дети уверенно говорят: «Одинаково». Тогда я на глазах ребенка один из листочков ножницами разрезаю по оси и из двух половинок складываю длинный прямоугольник. «А теперь, где больше бумаги, в старом (целом) листочке или в новом?» И многие дети говорили: «В новом листочке бумаги больше».

Как видим, дети 6-7 лет, поступающие в школу, еще страдают феноменом Пиаже. Поэтому в первом классе надо проводить работу для изжития у детей этого феномена. Для этого надо, во-первых, объяснить детям, что каждый предмет обладает многими разными свойствами и качествами. Надо, чтобы они научились видеть и устанавливать свойства разных знакомых им предметов. Затем надо их научить выделять в разных предметах общие свойства. Это кропотливая, довольно длительная работа, которая должна вестись параллельно с изучением другого учебного материала. Во-вторых, следует особо объяснить детям, что сравнивать разные предметы между собой можно лишь по какому-то общему свойству.

Для этого надо проделать такой эксперимент: выкладываем на столе примерно 10 разных предметов, среди которых имеются самый большой по объему, но легкий; самый тяжелый, но маленький по объему; и самый длинный, но тонкий (например, веревочка). Вызываем ученика к столу и спрашиваем: «Какой из этих предметов самый большой? А какой самый маленький?» Если ребенок указывает какой-то самый большой и самый маленький (обычно так и происходит), то объясняем ошибку: на этот вопрос нельзя дать ответ, ибо не указано, по какому свойству надо сравнивать: по длине, объему, массе .Этот опыт через некоторое время надо еще несколько раз повторить, чтобы дети твердо усвоили основной принцип сравнения предметов.

Абстрагирование – это мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков при одновременном отвлечении от всех других свойств и признаков этих объектов. В результате абстрагирования выделенное свойство или признак сам становится предметом мышления (абстрактным предметом).

Все математические понятия как раз и представляют собой абстрактные объекты. Так, например, понятие геометрической фигуры образуется путем выделения в наблюдаемых предметах их формы, протяженности или взаимного расположения в пространстве и отвлечения от всех других свойств (материала, из которого они изготовлены, цвета, массы и т.д.). Но при этом происходит не только абстрагирование (выделение какого-то свойства и отбрасывание всех других свойств), но и идеализация этих свойств путем мысленного перехода к предельным формам, которые реально, конечно, не существуют (идеальная прямая, точка, плоскость и т.д.). Необходимо, по крайней мере, в 3-4 классах обращать внимание учащихся на абстрактный и идеальный характер изучаемых математических понятий, объяснять, зачем и почему это делается, учить их видеть вокруг себя реальные прототипы абстрактных математических понятий.

Практика показывает, что для усвоения общих положений, правил, выводов учащимся требуется немалое количество конкретных упражнений. Только в результате целенаправленной длительной работы в данном направлении имеется возможность для эффективного развития логического мышления учащихся начальных классов. Для того чтобы заинтересовать учащихся математической логикой необходимо включать в учебный процесс интересные и увлекательные задания. Рекомендуется также использовать задания на продолжение рассуждений.

Для эффективного развития логического мышления младших школьников необходимо использовать специальную систему заданий, которую можно включать в учебный процесс при изучении различных учебных предметов дополнительно к учебникам. При этом сама система заданий должна учитывать специфику восприятия и мышления детей младшего школьного возраста.

Таким образом, можно отметить, что именно в начальной школе нужно проводить целенаправленную работу по формированию и развитию у детей логического мышления.

Библиографический список

  1. Эльконин, Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1986, 186 с.

  2. Эльконин, Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д.Б. Эльконин. – М., 1995, 311 с.

  3. Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова – М.: Просвещение, 1966, 270 с.

  4. Давыдов, В.В. В поисках нового содержания образования / В.В. Давыдов. – Красноярск, 1993, 234 с.

  5. Русанов, В.Н. Математические олимпиады младших школьников / В.Н. Русанов. – М.: Просвещение, 1990, 80 с.

  6. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя / Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 1998, 175 c.

Источник