На что нужно обратить внимание в развитии ребенка

На что нужно обратить внимание в развитии ребенка thumbnail

Формула развития ребёнка, статьяОдним из первых новорожденного еще в роддоме осматривает невролог. И в течение первого года жизни кроха не раз побывает на приеме у этого специалиста. Какие патологии нервной системы у малышей вызывают тревогу, на что нужно обратить внимание, чтобы ребенок рос здоровым?

Причины неврологических патологий ребёнка

 Основа развития ребенка закладывается в самом раннем возрасте до одного года. От этого зависит, как впоследствии сложатся его взаимоотношения в обществе, обучение, карьера, семья. Сегодня неврологическая медицина является в большей степени профилактической. То есть лучше рано выявить минимальные нарушения и скорректировать их, чем потом лечить серьезные заболевания. Совершенствование диагностики позволяет выявлять раньше рождённых нездоровых детей. Если лет 10-15 назад сделать ультразвуковое сканирование головного, спинного мозга или позвоночника новорожденного было проблемой, то сегодня почти в каждой поликлинике, перинатальном центре есть ультразвуковой аппарат и специалисты.

Врач-невролог в первую очередь смотрит анамнез историю развития ребенка, была ли в процессе вынашивания беременности:

  • гипоксия — нехватка кислорода,
  • ишемия — недостаток кровотока,
  • механические повреждения нервной системы,
  • инфекционные процессы.

Учитывая эти факторы, ребенок рождается не совсем здоровым изначально. Но при этом он может хорошо спать, хорошо кушать. Обычно родителей в первую очередь это беспокоит. «Сосет грудь, не плачет —  значит, нет вопросов, нервная система хорошая». Но это не совсем так. Потому что ребенок рождается с незрелой нервной системой, в отличие от других органов и систем, которые к моменту рождения полностью сформированы. Нервная система человека созревает активно в течение первого года жизни. Она готова воспринимать максимум информации в процессе своего созревания и обучаться.

На какие моменты в поведении, развитии ребёнка родителям нужно обратить внимание:

  • Самое главное — это отклонения от нормы в анамнезе — неблагоприятное течение беременности, инфекции, стрессы, заболевания матери.
  • Нельзя оставлять без внимания лечение родителей от бесплодия, проблемы в период родов, например, стимуляция, помощь акушеров, механические повреждения. Это не значит, что акушеры виноваты, в большинстве своем они все делают грамотно. Просто физиологически протекающие роды тоже могут быть травмоопасными.
  • Надо обратить внимание на моменты после рождения ребенка: не сразу закричал, было обвитие пуповины, реанимационные мероприятия, искусственная вентиляция легких, зондовое питание, какие-то отклонения, найденные при ультразвуковом сканировании.

 Все это факторы риска, при которых нужно консультироваться у специалистов, а не сидеть сложа руки и ждать, когда вас кто-то куда-то вызовет. Плюс родители должны знать формулу развития ребенка: «два-четыре-шесть-восемь-двенадцать».

  • В два месяца ребенок держит голову,
  • в четыре — начинает переворачиваться,
  • в шесть — присаживаться,
  • в восемь — ползти,
  • в двенадцать — вставать и идти.

Это идеальная формула развития, отклонения от которой должны всегда настораживать. Их причины определяет врач-невролог и при необходимости назначает лечение в виде инъекций, физиотерапии, массажа или гимнастики. Пускать проблемы нервной системы ребенка на самотек, на волю природы — тупиковая ситуация.

Этапы развития

Обычно родителей пугает, если ребенок запаздывает в своем развитии — позже сел, позже пошел, позже заговорил. Есть и обратная ситуация, которая связана с генотипом конкретных людей. Есть дети, у которых нервная система, органы, мышцы настроены на раннее созревание. Задача родителей — не перетрудить ребенка. Малыш, в полтора года со знанием дела сидящий за компьютером — это не совсем норма. Тем не менее это не значит, что ребенок болен. Наоборот, это очень хорошо. Просто родители должны следить за тем, чтобы ребенок не перегрузился. Потому что неизвестно, как он будет реагировать на переизбыток информации. Может, впоследствии у него будут частые нервные срывы, острые стрессовые невротические реакции. Он может быть более эмоциональным и вследствие этого больше подвержен депрессиям. Важно этого не допустить.

У некоторых детей отдельные стадии развития меняются местами или просто-напросто выпадают, например, сначала встал, потом сел, или не ползал, а сразу пошел. Здесь надо рассматривать ситуацию обязательно в комплексе. Один симптом неполадки в нервной системе сам по себе ни о чем не говорит. Может, это какая-то семейная особенность. Наследственный фактор играет огромную роль, в том числе в развитии речи, интеллекта, движений, мелкой моторики. Может быть, ребенок так же, как и папа, заговорит только к трем-четырем годам. Но если у него были какие-то отклонения в анамнезе, на мой взгляд, определенные виды терапии надо получать. Иначе можно пропустить благоприятный для лечения период.

Перинатальное поражение центральной нервной системы не всегда переходит в более серьезный диагноз. В неврологии это 10-20 процентов. Но если мы приплюсуем сюда психологические проблемы, то это еще 10-15 процентов. К таким проблемам относится, например, гипердинамический синдром с дефицитом внимания, который очень многих родителей сегодня беспокоит, когда ребенок имеет повышенную возбудимость, активность. Если говорить о нервно-ортопедической патологии, прибавим еще столько же процентов.

Обычно к году при соответствующем лечении у малыша уходит большинство проблем, выявленных неврологом. Однако, родителям нельзя беспечно относиться к предупреждениям, рекомендациям врача, надеясь, что все и так пройдет само. Самый грубый вариант развития этой ситуации — детский церебральный паралич, различные формы и степени олигофрении, то есть умственной отсталости, эпилептические приступы и другие заболевания. Микросимптомы серьезных дефектов проявляются уже в раннем возрасте. Другое дело — разовьются ли они в серьезный симптомокомплекс — синдром. Внутриутробные закладки органов, нервной системы, произошедшие с поломкой, конечно, выливаются в грубую патологию.

После года болезнь мозга может проявляться так называемой резидуальной симптоматикой — остаточными проявлениями перинатальной патологии нервной системы (задержкой речи, моторики и т.д.), могут прогрессировать, как, например, при некоторых формах эпилепсии или нивелироваться. В этом и состоит проблема активного созревания нервной системы в первый год жизни ребенка, именно в этот период отклонения максимально активны. Конечно, желательно их исправить. А когда процесс приостанавливается, то есть нервная система начинает себя вести более стабильно, то диагнозы могут сниматься. Но в развитии ребенка есть еще несколько периодов, например, с полутора до трех лет, когда нервная система опять начинает активно развиваться. Тогда возможно повторение тех нарушений, которые были раньше. Это происходит и в то время, когда у ребенка возникает дополнительная несанкционированная нагрузка, например, в первом классе.

Когда начинать развивать интеллект ребёнка?

Существую различные методики развития ребёнка начиная ещё с внутриутробного развития, которые направлены на стимуляцию мозга плода. Споры специалистов по поводу их возможной пользы или вреда не утихают. Есть и отдельные доказательства влияния этих методик на развитие плода. Сказки перед сном, прослушивание музыки, разговоры с плодом создают определенный положительный настрой, ауру ожидания вокруг ребенка. И хотя доказательная медицина пока не сказала своего веского слова о влиянии вибрации, электромагнитных волн на интеллект малыша, его музыкальный слух, восприятие, что чем больше ребенок будет окружен положительной энергией, атмосферой, тем лучше будет протекать его дальнейшее развитие.

После рождения малыша родители, следуя методикам раннего развития начинают обучать. И здесь важно не перегрузить ребенка. Малыш стал хуже спать, капризничает, не желает воспринимать новую информацию, — стоит остановиться. Даже если он начал читать или произносить те слова, которые не знают дети и в старшем возрасте. Должна быть золотая середина — родительская ответственность.

Оригинал статьи: газета «Челябинский рабочий», текст: Людмила Вишня

Плеханов Л.А., детский невролог, ДМН.

Источник

Содержание:

  • Активно двигаемся
  • Учимся ползать
  • Начинаем ходить
  • Мы смотрим
  • Растем и набираем вес
  • Слушаем и говорим

У вас появился малыш. Он такой хрупкий и беспомощный. Но это только кажется. Ему несколько дней, а он уже столько умеет — находит мамину грудь, активно сосет, поворачивает головку, плачет, если чем-то недоволен. А вот уже и на живот перевернулся, пытается ползать, вставать. Не рано ли? Ведь он еще маленький. Как бы не упал, не сломал, не вывихнул. И вы в тревоге: «Вот у подруги ровесник моему и еще только сидит и вставать не пытается, зато с утра до вечера лопочет, а мой все молчит».

На что же мамы и папы должны обращать внимание, чтобы понапрасну не волноваться и быть уверенными, что малыш правильно развивается? О наиболее значимых моментах первого года жизни детей рассказывает врач высшей категории, педиатр-невролог Татьяна Юрьевна Николаева.

Первые ориентиры

Внимательно отнеситесь к тому, что указано о состоянии здоровья малыша в выписке из роддома. Это поможет вам понять, на что обращать внимание и к каким специалистам в случае необходимости обращаться. Функциональные нарушения в развитии нервной системы и головного мозга ребенка поддаются лечению. Главное — своевременно их выявить.

Первый совет молодым родителям — не пропускайте плановые посещения детской поликлиники, как бы вы ни были заняты и как бы ни боялись, что малыш может заболеть, «пообщавшись» там с другими детьми. Самостоятельно и вовремя распознать, что с малышом все в порядке или что-то не так, не всегда просто (сколько бы вы книг на эту тему ни прочитали и какие бы «правильные» советы ни давали вам знающие подруги).

Именно поэтому вас ждут специалисты — невролог, окулист, ортопед и отоларинголог — в детской поликлинике, куда надо прийти с ребенком, когда ему исполнится месяц, три, шесть и год. При посещении врача расспросите обо всем, что вас интересует и волнует, постарайтесь записать необходимую вам информацию.

Активно двигаемся

Желательно, чтобы малыш сначала научился ползать и лишь затем стал садиться и вставать.

Родители обычно очень радуются, когда малыш демонстрирует определенные движения и умения раньше обозначенного срока. Например, начинает держать голову или пытается ползать буквально после возвращения из роддома. Но как раз в этом случае нужно немедленно проконсультироваться у врача, так как это может быть связано с мышечным гипертонусом (и повышенным внутричерепным давлением) у ребенка.

Правильно, если мама начинает проявлять беспокойство, когда видит, что малыш даже не пытается держать голову к трем-четырем неделям, не раскрывает полностью ладошку позже трех месяцев, не переворачивается в четыре, а в семь не ползает, не сидит и не делает попыток садиться. Детский невролог должен вам подсказать, каким ключевым движениям с вашей помощью должен малыш научиться.

Многие родители считают опасными для здоровья ребенка современные методы обследований. Это заблуждение! Например, с помощью нейросонографии, пока открыт родничок, можно увидеть полную картину внутренних сред и структур головного мозга.

Кстати, у детей, имеющих при рождении большой рост и вес, развитие двигательной активности может несколько запаздывать. Нормой для таких детей является «среднестатистический» возраст плюс две-четыре недели. Таким образом природа ставит защитные барьеры для организма — иначе возможны проблемы с позвоночником и костной системой в целом. Основное время бодрствования такие дети должны проводить на животе, не помогайте им садиться и ходить, а вот ползать нужно обязательно!

Визитная карточка детства
Уроки ползания — это бесценный опыт гармоничного физического развития младенца, совершенствования нервной системы и даже интеллекта. Ползание входит в обязательный «репертуар» основных двигательных навыков ребенка первого года жизни.
По мнению И. С. Красиковой, автора книги «Массаж вашего ребенка», ползание — естественное, доставляющее много удовольствия ребенку упражнение, благодаря которому укрепляются все мышцы тела.
Желательно, чтобы малыш сначала научился ползать и лишь затем стал садиться и вставать.
Ползание — неотъемлемая часть раннего детства, его визитная карточка: все другие виды основных движений человек использует на протяжении всей жизни, а вот ползает только в детстве!

Учимся ползать

Если ребенок сначала встает, а лишь потом начинает садиться или ползать, можно говорить о функциональных нарушениях нервной системы, о некоторой разбалансировке функций правого и левого полушарий головного мозга. В силу удивительной пластичности детского организма часто такие нарушения незаметны и проходят сами собой. Но могут и всплыть через несколько лет в виде малообъяснимых ошибок по русскому языку, например.

Вообще всем детям и взрослым очень рекомендую иногда… ползать. Лучшего упражнения для координации полушарий головного мозга, для улучшения мышечного тонуса и настроения не найти!

Если ребенок не ползает, его нужно этому учить. Придумывайте игры с пролезанием через мягкую мебель, стройте на полу (разложив на нем нескользкие кокосовые циновки, на которых и ладошки отлично раскрываются) тоннели и трубы. Ваши усилия будут вознаграждены.

Мини-тест для родителей

Проверьте свои знания о физическом развитии вашего ребенка.
От рождения до 1 месяца: Лежит в позе эмбриона — руки согнуты, прижаты к груди, кисти сжаты в кулак, ноги согнуты, слегка разведены.
1 месяц: Лежа на животе, поднимает голову на несколько секунд.
2 месяца: Лежа на животе, поднимает плечи (держится на локтях), хорошо держит голову.
3 месяца: Разжимает пальчики; недолго держит погремушку; тянется за предметами двумя руками, пытается схватить их.
4 месяца: Переворачивается на живот; хватает предметы всей ладонью; пытается ползти по-пластунски.
5 месяцев: Садится, если ему помочь; пытается переворачиваться с живота на спину.
6 месяцев: Сидит с опорой; пробует ползать на четвереньках.
7 месяцев: Садится самостоятельно; перекладывает предметы из одной ручки в другую; при опоре встает на коленки; начинает вставать в кроватке.
8–9 месяцев: Встает и садится сам; стоит с поддержкой; пытается ходить при поддержке; переступает, держась за барьер (боком).
10–11 месяцев: Стоит без поддержки, ходит, держась за руку взрослого или ручку коляски, нагибается за игрушкой.
12 месяцев: Ходит самостоятельно; приседает и выпрямляется без опоры.

Начинаем ходить

Без помощи родителей и опоры ребенок должен начать ходить не позже 12–14 месяцев. Не ждите полутора лет, как написано во многих европейских книжках.

Разумеется, делайте скидку на характер и темперамент своего малыша. Например, есть дети тревожномнительные, очень осторожные. Их психоэмоциональные особенности проявляются и в «освоении» ими пространства, в моторике. Такой малыш, научившись стоять без опоры, свой первый шаг сделает не завтра.

Но чуткий контроль родителей нужен и здесь — не списывайте все на характер ребенка, при малейших сомнениях консультируйтесь с педиатром.

Никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми, ведь особенности именно вашей беременности, вес и рост ребенка при рождении, наследственные факторы, тип вскармливания — все это влияет на его психическое, физическое и эмоциональное развитие. Сравнивайте ребенка с ним же самим, но на предыдущем возрастном этапе. Прогресс будет очевиден.

Мы смотрим

Определить, есть ли у малыша проблемы со зрением, могут сами родители. В течение первых трех-четырех недель после рождения (не позже!) малыш учится фиксировать взгляд, сосредоточиваться на предмете (особенно на лице мамы), следить взглядом за яркой игрушкой. Если этого не происходит, желательно проконсультироваться у окулиста.

Возможно, он вас успокоит: бывает так, что после тяжелых родов организм новорожденного приходит в норму дольше обычного (в течение пяти-шести недель, а не двух-трех). Но именно специалист должен это определить. При травматических родах, когда есть поражения центральной нервной системы, бывают и ущербные состояния глазного дна, частичная атрофия зрительного нерва. К счастью, в большинстве случаев это все лечится, если вовремя обратиться к врачу.

А вот что не должно сильно волновать родителей, так это младенческое косоглазие. Глазные мышцы ребенка первых месяцев жизни еще недостаточно развиты, чтобы держать оба глаза «в соответствии». Кроме того, расстояние между глазами у младенцев пропорционально больше, чем у взрослых, радужная оболочка также соответственно больше и смещена к внутренней стороне глаза. Это и создает иногда видимость косоглазия, хотя на самом деле все в порядке.

Если ребенок продолжает немного косить и после четырех-шести месяцев, покажите его детскому окулисту.

Растем и набираем вес

Есть ли повод для беспокойства, если малыш по весу и росту не соответствует среднестатистическим нормам? Вряд ли что-то можно изменить кардинально, ведь такие параметры в большей степени связаны с наследственными факторами. Но важны не сантиметры и килограммы, а их гармоничное соотношение и плавная динамика развития. Остановка, скачки — вот что должно вызывать тревогу (и возможно, потребует консультации у эндокринолога).

К сожалению, иногда предлагают переходить с грудного молока на молочные смеси, раньше вводить прикорм — якобы малыш не набирает нужный вес. Осторожно относитесь к таким рекомендациям. Катастрофическая нехватка веса (гипотрофия) обычно связана с нарушениями в обмене веществ, молочной смесью эту проблему не решить. А вот отказ от маминой груди — серьезный минус для здоровья и развития ребенка!

Слушаем и говорим

Нет ничего удивительного в том, что не каждый ребенок вздрагивает или замирает, когда сильно хлопает дверь.

У младенца слух развит лучше, чем зрение, и это естественно: новорожденный много слышал в течение своей внутриутробной жизни, во всяком случае, в последние два месяца. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что не каждый ребенок вздрагивает или замирает, когда сильно хлопает дверь. Хотя то, что он это слышит и реагирует, является для вас благоприятным знаком.

Иногда функциональная оглушенность возможна после оперативных родов (кесарево сечение). В этом случае период адаптации длится обычно три-четыре недели, после чего желательно ребенка показать лор-врачу. Слух напрямую связан с речью. Если малыш не гулит в четыре месяца и не лопочет с полугода, первое, что можно предположить, что у него проблемы со слухом. Малышу просто нечего воспроизводить. Расстройство слуха у маленького ребенка приводит к нарушению развития речи, к отклонениям в формировании интеллекта и личности в целом.

Когда все в порядке

  • Ребенок активно сосет грудь.
  • Проявляет интерес к окружающему миру.
  • Быстро засыпает и хорошо спит.
  • В первые два месяца голова у него больше груди, после трех месяцев объем груди должен превышать объем головы.
  • Все эти признаки косвенно свидетельствуют о нормальной деятельности центральной нервной системы, которая играет ведущую роль в развитии детского организма в первый год жизни.

Ольга Попова
Статья предоставлена журналом «Young Family»

Источник