Мышление эвристическое развитие мышления у ребенка

Вы когда-нибудь задумывались о способах, которые используете для решения той или иной задачи? Нет? Тогда настало время. Есть несколько подходов к решению сложных и повседневных проблем. Один из них подразумевает логическое мышление, а другой – эвристическое мышление. О творческом подходе к решению проблем читайте ниже.
Определение
Эвристическое мышление – это способ решения задач, в котором используется нетривиальный подход. Для того чтобы решить ту или иную проблему, креативный человек будет разрабатывать собственный подход на основе уже имеющихся у него в голове знаний. Такой метод хоть и не экономит силы и задействует все ресурсы головного мозга, но позволяет улучшать воображение, мышление и развивать память. Понятие эвристического мышления базируется на уже имеющихся у человека знаниях. Именно благодаря их использованию можно создать синтетический подход, который не был известен человечеству или же конкретному индивиду ранее. Как происходит процесс эвристического мышления? Проще всего наблюдать такой вид развития идеи с помощью наводящих вопросов, которые себе задает индивид. Благодаря применению и нахождению ответов, схожих своей задаче, будет легко сделать вывод в любой смежной области. Причем такой прием можно использовать не только относительно творчества, но и в точных науках. Достаточно вспомнить уроки геометрии, где вывод одной теоремы базировался на другой.
Виды
Как вы уже выяснили выше, мышление бывает разным. Причем даже один тип делится на различные виды и формы. Мышление – это сложный процесс, изучение которого ведется на протяжении многих столетий. Но к сожалению, о мозге и протекающих в нем процессах известно очень мало. Зато о видах эвристического мышления достоверно известно, исходя из наблюдений за реакциями многочисленных людей различных культур, национальностей и религий:
- Наглядное действие. Человек может что-то придумать, исходя из своего визуального наблюдения. Такой вид эвристического мышления свойствен всем детям. Они наблюдают за взрослыми, но не только копируют их действия, а пытаются синтезировать увиденное так, чтобы достичь какой-либо поставленной цели. Например, ребенок может увидеть, как мама надевает свои туфли. Девочка тоже попробует надеть мамины каблуки, но нога в них будет болтаться. Поэтому ребенок может надеть свою обувь, а затем уже на нее -мамину. Таким образом, у девочки получится успешно решить довольно простую задачу нетривиальным образом.
- Наглядно-образное. Такой вид мышления используют не только подростки, но и люди-визуалы. Те индивиды, которым сложно конструировать что-то в голове, делают это на бумаге или в пластилине. Например, инженер, прежде чем решить, как построить дом, должен продумать его конструкцию. Сделать в голове точные расчеты будет невозможно, поэтому он начнет изобретать новые, неиспользованные до него методы перекрытия на бумаге.
- Абстрактно-теоретическое. Люди с развитым воображением могут размышлять и формулировать идеи у себя в голове. Им для этого не нужна ни бумага, ни пластилин. Все расчеты и вычисления поставленной задачи лягут на бумагу уже в готовом варианте.
Компоненты мышления
Мало кто задумывается над тем, что участвует в природе порождения мысли. Какие существуют компоненты эвристического мышления?
- Память. Прежде всего, в этом процессе участвуют воспоминания человека. Чем их больше, тем лучше будет развито воображение. Знания тоже играют не последнюю роль. Интеллектуалу проще придумать новый подход к решению какой-то задачи, чем школьнику, не получившему среднего образования.
- Воображение. Если учесть, что эвристика – это наука, разрабатывающая творческие подходы к решению проблем, то можно понять, что человек в этом процессе задействует фантазию. Именно она помогает породить что-то новое и невиданное.
- Мышление. Воображение и память помогают человеку придумать что-то абсолютно новое. Как же происходит этот процесс? Человек размышляет о чем-то, синтезирует знания, обогащает их воображением и применяет изобретенный подход для решения той или иной задачи.
Стиль мышления
Как человек может придумывать что-то новое? Для каждого индивида характерен собственный подход к творчеству. Ведь эвристика – это наука, изучающая методы и способы того, как человек делает открытия. На какие же стили делится мышление?
- Экспрессивное. Спонтанное творчество является основой любого вида изобретений, открытий и порождения креативных идей. Человек творит ради того, чтобы творить. Вдохновение для своих идей и открытий индивид может найти где угодно: дома, по дороге до магазина или же в общественном транспорте. Идея приходит спонтанно и требует немедленного осмысления и реализации.
- Продуктивное. Такой вид мышления контролируется человеком. Идея заранее хорошо обдумывается и уточняется. Человек не делает ничего спонтанного, хотя и не отказывается от возможности креативного проявления своей натуры. Творческое видение проблемы всегда выражается в продуктивном мышлении.
- Инвентивное. Изобретательское мышление свойственно не всем людям. Оно в основном присутствует у конструкторов, архитекторов или проектировщиков. Люди самостоятельно настраивают свое мышление на нужную волну, чтобы было проще входить в рабочее состояние.
- Инновационное. Человек может не изобретать велосипед заново, а модернизировать его. Такой процесс тоже называется творческим, но все же это творчество специфическое, хотя и необходимое для развития нашего общества.
Качество
Эвристическое мышление может работать на разных уровнях. Как именно человек мыслит, зависит от него и от его личных способностей и качеств:
- Ширина. Чтобы сделать нововведение в какой-либо области, ее необязательно досконально изучать. Можно воспользоваться знаниями, имеющимися у человека в смежных областях. Например, когда человек захочет построить собаке будку, ему необязательно изучать, как должно выглядеть жилище для питомца. Он может придумать форму и метод постройки на основании знаний, имеющихся по строительству жилых домов.
- Глубина. Если человек хочет сделать нововведение в какой-то специфической области, например в сфере дизайна логотипов, то должен хорошо изучить историю создания фирменных знаков и их развитие. Копать в ширину в этом случае необязательно. Здесь будет важна глубина.
- Быстрота. Всегда важно, сколько времени человеку нужно, чтобы решить ту или иную задачу или же справиться с поставленной целью. Если он сможет заставить свой мозг работать быстро и при этом формулировать хорошие идеи, значит, он сумеет стать творческой личностью. А вот тугодума назвать креативным человеком нельзя. Так что работайте не только над качеством идеи, но и над быстротой ее создания и исполнения.
Приемы мышления
Эвристический тип мышления встречается довольно часто у творческих людей. Какими же способами эти люди привыкли решать свои проблемы?
- Прием. Действие, которое выполняется для достижения поставленной цели. В эвристическом типе мышления прием подразумевает синтез уже увиденных ранее действий и его переосмысление во что-то новое.
- Метод. Способ достижения поставленной цели через совокупность нескольких специально выведенных для этой цели приемов. Действия, методики и теории вырабатываются на основе чего-то знакомого, но в результате получается инновационный подход.
- Методика. Совокупность нескольких методов для достижения поставленной цели. Для каждой конкретной задачи вырабатывается своя методика. Это своеобразный путь, который должен пройти человек, чтобы разработать свой универсальный способ достижения цели.
- Методология. Структура методик, которые объединены для решения одной поставленной задачи.
Процессы
Эвристический стиль мышления – это уникальный творческий подход к решению задачи. Чтобы выработать определенную структуру мышления, нужно следовать четко определенной схеме. Несмотря на всю креативность, процессы мышления у всех людей одинаковы:
- Зарождение проблемы или идеи. На первом этапе человек знакомится с проблемой или создает идею. Образ, решение и структура еще не определены.
- Анализ. Человек сравнивает различные подходы, которые работали у его коллег. Он ищет наиболее удачные способы решения своей проблемы путем переработки и доработки чужих идей.
- Синтез. Смешение различных выводов, которые были найдены на прошлом этапе, помогают человеку сформировать и определиться с вектором развития решения проблемы.
- Конкретизация. Проблема приобретает реальные очертания, и определяется понятный и логичный способ ее устранения.
Условия формирования
Творческое креативное мышление возможно только под воздействием определенных факторов. Что же именно способствует проявлению нетривиального способа мышления?
- Положительная мотивация. Человек должен точно знать награду, которую ему принесет решение проблемы или же формирование идеи. Это может быть как денежное вознаграждение, так и моральное удовлетворение.
- Интерес. Индивид должен быть заинтересован в решении проблемы. Человек сможет найти мотивацию к работе только в том случае, если решение проблемы каким-либо образом будет помогать его личному или профессиональному росту. Человек способен работать над чем-то, что приносит ему удовольствие, в течение долгого времени. Поэтому если вы хотите что-то создать, обязательно подумайте над тем, что вы получите взамен на потраченное время.
- Креативность. Творческий подход – это обязательный факт для развития творческого мышления. Благодаря нестандартным методам и синтезам стандартных методов решения проблемы индивид находит новые теории и незамедлительно проверяет их на практике.
Тест
Вы верите в систему тестирования? Психологи говорят, что она может помочь узнать о ваших личных качествах и выяснить сильные и слабые стороны. Тесты на мышление и на креативность существуют разные. Но все они должны справиться с двумя задачами:
- Анализ жизненного опыта. Каждый человек развивался, воспитывался и вырос в разных условиях, и именно они наложили отпечаток на то, как человек мыслит. Жизненные ценности, опыт и знания играют немаловажную роль в формировании креативной идеи. Человек будет биться над теми вопросами, решение которых считает по-настоящему важными.
- Анализ личного мышления. Личные предпочтения играют немаловажную роль в восприятии этого мира. Жизненный опыт, прочитанные книги, эмоции и впечатления — все это накладывает определенный отпечаток на то, как человек думает и что считает приоритетом.
Один из простых тестов на мышление приведен выше. На картинке изображены две фигуры. Вам нужно дополнить их так, чтобы получилось какая-нибудь внятная форма. Это может быть живое существо или же небольшой сюжет вроде иллюстрации. Ниже приведены примеры того, как с этим заданием справились креативные люди.
Если вы тоже нарисовали какой-то сюжет, то можете считать, что ваше творческое мышление развито очень неплохо. Чем более детализированное изображение, тем лучше для вас.
Развитие
Эвристические приемы творческого мышления человек познает с течением времени. Они не закладываются человеку в голову с детства. Поэтому, если вы обделены креативным мышлением, не переживайте. Оно поддается развитию. Что же можно делать для того, чтобы стать немного спонтаннее и креативнее? Развитие эвристического мышления подразумевает какую-то цель. Вы должны точно понимать, что вы делаете и зачем вы это делаете. Делать что-то ради удовольствия можно, но отслеживать результат такого процесса будет сложно. Поэтому попробуйте сформировать цель своих стремлений. Когда у вас появилась цель, придет и мотивация. Для того чтобы повысить уровень своей креативности, вам нужно практиковаться ежедневно. Например, вы можете придумывать какие-то идеи по улучшению вашего быта. Примеров может быть масса. Как была изобретена мультиварка? Этот незаменимый для многих хозяек помощник появился в их доме благодаря тому, что умный инженер сумел объединить кастрюлю, микроволновку, духовку и пароварку в единое целое. Попробуйте и вы изобретать что-то подобное.
Один из способов развития креативного мышления – это мозговой штурм. Вы должны быстро накидать любые идеи по улучшению того или иного предмета. Если вы этого сразу сделать не можете, то на первом этапе выпишите те свойства, которые хотели бы видеть в вашем изобретении. Теперь объедините полезные свойства в одно составляющее, и у вас получится универсальное изобретение.
А как можно развивать креативное мышление у детей? Есть очень простой метод. Делается это с помощью ассоциаций. Взрослый говорит ребенку любое слово, например «дом». Ребенок должен сделать любую строчку существительных из 5-6 пунктов. Например: дом – огород – деревья – яблоки – сок – здоровье. Вы можете импровизировать с заданием и давать первое и последнее слово. А промежуточную часть нужно будет заполнить ребенку.
Источник
Тема: «Развитие творческого мышления детей»
Что такое творческое мышление?
Наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение сводиться к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Психологические составляющие творческой деятельности:
а) гибкость ума;
б) систематичность и последовательность мышления;
в) диалектичность;
г) готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую.
Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решение до конца не продумывается.
В этом же случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он нерешителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются.
Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.
Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.
Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей. Но перечисленные психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления.
У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде, чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.
Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум 3 стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
Наглядно-действенное мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей.
К 6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления.
Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образы-представления.
Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К 5 годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.
Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединить детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире.
В психологии эту способность назвали фантазией.
Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или карандашей, описание необычных, новых свойств предметов.
Фантазия ребенка на 1 стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, но и более вероятных цепочек событий.
Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно- действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, но связываемые обычно в жизни, образы предметов.
Наглядно-действенное мышление позволяет школьникам понимать пространственные и временные отношения. Сложнее осмыслить причинно-следственные связи.
Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на 1 план. Чтобы их выявить нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте.
Изучение познавательной деятельности показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам, дети читая и наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. К 11 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых запросов.
Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий. Исследование активности детей на этапе причинного мышления характеризуется 2 качествами: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления.
Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества. С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более логичным, осмысленным, правдоподобным.
С другой стороны, критичность может помешать творчеству, т.к. на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены.
Подобные самоограничения сужают возможности появления новых идей.
Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы. Вот некоторые из них:
— прием образного сравнения (аналогии), когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным.
Этот прием используется для составления загадок, поговорок, пословиц.
— метод мозгового штурма. Это метод коллективного решения проблемы. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещается и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется.
— метод комбинированного анализа. В основе комбинированного анализа лежит матрица сочетаний 2-х рядов фактов.
Эвристическое мышление
По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Мышление, которое опирается на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называется эвристическим.
Эвристическое мышление формируется к 12-14 год. В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высокая. Дети задают много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых различных аспектов ситуации. Подростки же сразу концентрируют свое внимание на 1 или нескольких гипотезах.
Это экономит время, хотя может привести к застреванию на неэффективной идее.
Сузить «зону поиска» помогают критериальные правила эвристики.
Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении- это слишком поспешное принятие кажущихся оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего.
Уже, начиная с 1 класса, я и мои коллеги стараемся развивать у учащихся сильное мышление.
Помогает нам в этом направление Триз-педагогика. И если в 1 классе мы учимся лишь нестандартно смотреть на явления и факты, то к концу 3-4 класса мы уже пытаемся решать нестандартные задачи, стремясь делать это не эпизодически, а в системе. Как правило, последние 2-3 урока четверти отводятся «мозговому штурму». Этим самым дается хорошая пища для ума «сильным детям», но и также развивает учащихся со средним уровнем развития.
Триз-педагогику применяем не только лишь на математике, но и также на естествознании. На этапе формирования наглядно-действенного мышления мы учим детей написанию загадок, , маленьких стихов, сказок. У нас есть сборник «Светлячок», где печатаются творческие работы детей. Это хороший стимул для талантливых и стремящихся детей.
Источник