Музыкальный театр как средство развития личности ребенка

Таболина Надежда Павловна
Музыкальный театр в детском саду как средство формирования творческой личности

На современном уровне общественного развития все большую актуальность приобретает творческий, креативных подход к решению различных задач. Что же такое творческая личность и на каком этапе начинается ее формирование? Или это врожденный набор характеристик, не подлежащий корректировке? По мнению ученого Альтшуллера Г. С. воспитывать творческую личность нужно, начиная с детского сада, способную в будущем решать творческие задачи.

Для ребенка творчество так же естественно, как игра, поэтому важно способствовать свободному выражению творческого потенциала, реализовывать способности детей в детском коллективе. Наибольшую роль в формировании необходимых качеств творческой личности может сыграть музыкальный театр. Музыкальный театр представляет собой синтез музыкального и драматического искусства, таким образом охватывая значительную сферу творчества.

Музыкальный театр является источником развития эмоциональности, чувств, переживаний ребенка. Театральная деятельность формирует огромный набор социальных и коммуникативных навыков. Сложно переоценить пользу от занятий сценической речью, отсутствия боязни перед сценой, аудиторией, свободы движений. Это позволяет преодолеть робость, застенчивость. Театр формирует у ребенка уверенность в себе – одно из важнейших для современного человека качеств. В совокупности с музыкальными средствами выразительности, музыкальный театр позволяет выявить и развить голос ребенка, чувство ритма, музыкальность и выразительность.

Влияние музыки и пения на развитие творческих способностей ребенка велико. Исполнение песен является значимым стимулом для развития памяти и интеллекта. Исполнение песни в музыкальном театре – не просто музыка, это часть драматического образа, позволяющая достигнуть наибольшего эмоционального отклика на исполняемую роль. Исполнение вокальной партии сопровождается сценическим движением, что способствует более глубокому формированию сценического образа. Сценическое движение формирует эмоциональную сферу ребёнка, его координацию, музыкальность и артистичность, воздействует на его двигательный аппарат, развивает слуховую, зрительную, мышечную память. Сценическое движение – это тренировочная дисциплина, позволяющая ребёнку открыть и развить его двигательные способности, научить тело юного актёра реактивности, выносливости, пластичности и выразительности

Благодаря разыгрываемым спектаклям ребенок познает мир, добро и зло, проявляет свое личное отношение к ним, сопереживает героям и событиям. Наиболее приемлемой постановкой музыкального театра является сказка. Музыкальные сказки имеют воспитательное значение для детей, способствуя развитию эстетического вкуса, вызывая у детей яркий эмоциональный отклик. Детям в сказках проще передавать сценический образ и движения, речевые интонации и исполнять песни.

Сказка развивает фантазию ребенка, служит средством умственного развития, помогает осознать музыку.

Музыкальные сказки, как правило, имеют духовно-нравственное содержание, которое усиливает музыкальное сопровождение. Сказки вызывают сопереживание героям, соучастие, сотворчество.

Спектакли по мотивам сказок пользуются у детей любовью. Каждый ребенок хочет перевоплотиться в сказочного персонажа и с помощью костюма и грима изменить свою внешность.

Постановка музыкальной сказки открывает возможность детям проявить творчество, импровизацию, фантазию. Важным моментом является включение в творческий процесс ассоциативного мышления ребенка, что обусловлено неизбежным включением предметно-пространственной среды.

Музыкальный театр позволяет всесторонне развить ребенка, выразить его творческий потенциал, научить ставить перед собой сложные задачи и находить их творческие решения.

Источник

АЛЁНА ТЕДЕТЫ
Музыкально-театрализованная деятельность — средство всестороннего развития ребёнка в ДОУ

Современный динамично меняющийся мир предъявляет высокие требования к развитию личности наших воспитанников. В наше время качество жизни оценивается через призму успеха, достижения целей. В формировании всесторонне развитой, конкурентоспособной личности немаловажную роль играет творческое и эстетическое развитие детей.

Дошкольный возраст — это период закладывания фундамента, на котором будет основана вся дальнейшая жизнь человека. Нравственное, художественно-эстетическое воспитание является важной составляющей того «цемента», на котором будет строится жизненная платформа человека. Одним из средств, которое помогает претворять в жизнь данное направление является музыкально-театрализованная деятельность.

Музыкальный театр – средство взращивания в маленьком человечке духовных и физических потенциалов для успешного будущего. Богатство внутреннего мира, развитая фантазия, воображения будут надёжным спутником успешного человека. И конечно нельзя выпускать из внимания такую не маловажную составляющую, как психологический комфорт, гармоничность личности, достигающихся посредством воздействия музыки и возможности самореализации в театральной постановке.

Целью моей работы является: музыкальное, художественно–эстетическое развитие детей; формирование всесторонне – развитой свободной творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Для достижения цели мною определены следующие задачи:

1. формирование у детей представления о театре, о разных видах театрального искусства;

2. формировать чувства прекрасного, любви к искусству;

3. расширять представления об искусстве;

4. приобщать к музыкально–театрализованной деятельности доступными для детей средствами: использовать игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра как основу деятельности;

5. формирование у детей потребности духовного обогащения через театрализованную деятельность;

6. развитие навыков творческого воображения в различных видах деятельности,способствовать познавательной активности воспитанников;

Основу моей работы определяют следующие принципы:

1. Развивающее обучение – познавательная, воспитательная деятельность, направленная на побуждение детей к самостоятельному поиску, импровизации.

2. Последовательность и систематичность занятий – залог успешного применения знаний, умений и навыков на практике.

3. Доступность – учёт возрастных особенностей, уровня подготовленности детей.

4. Интегрированный подход – совместная работа с педагогами детского сада (воспитателями, осетиноведом, логопедом, с хореографом).

5. Индивидуально – дифференцированный подход не только в процессе каждого занятия, но и к каждому участнику музыкально–театрализованной деятельности; учет интересов, потребностей и возможностей каждого ребёнка.

6. Целенаправленность – цели и задачи работы строятся в соответствии с государственной политикой в области дошкольного образования (ФГОС).

Главной задачей в музыкально-театрализованной деятельности является совершенствование физических данных ребёнка, развитие элементарных музыкальных и актёрских навыков, содействие развитию интереса к миру искусства, создания благоприятного психологического климата при проведении занятий.

Реализация программ по музыкально-театрализованной деятельности в рамках ДО осуществляется с учетом следующих аспектов образовательной деятельности:

1. Развитие творческих способностей: чувства ритма, темпа, исполнительских навыков, актёрских, развитие художественного вкуса;

2. Укрепление и сохранение здоровья:- давать нагрузку с учетом физических и психологических возможностей ребёнка.

3. Эстетическое воспитание – воспитание чувства красоты, лучших человеческих качеств, формирование осанки, походки, выразительности телодвижений.

4. Социализация ребёнка — развитие способности преодолевать трудности, создавать условия для самореализации воспитанников, научить ладить с коллективом и радоваться чужим успехам.

Данный вид деятельности проводится с детьми старшего дошкольного возраста и в итоге занятии музыкально-театрализованной деятельностью у детей развиваются творческие способности, повышается общее развитие, возрастает любознательность, стремление к познанию нового.

Элементарные основы актёрского мастерства помогли детям переживать свой образ, учили контролю своих эмоций и проявлению к окружающим.

Нельзя не отметить, что занятия музыкой, театральной деятельностью являются одним из средств тренировки внимания; разучивание песен, рисунка танца, текста способствуют также тренировке памяти.

Применение танцевальных элементов в театральных постановках помогли в развитии двигательных навыков, мобилизовали физиологические функции дошкольника: когда ребёнок танцует дыхание, кровообращение, нервно-мышечная деятельность переходят в активную фазу, заставляя организм лучше функционировать.

Активное участие детей в театральных номерах являются важным этапом в преодолении боязни публики. А ведь страх перед полным залом, перед большой аудиторией – это довольно распространённое явление в человеческой среде. Похвала родителей и педагогов приносит ребёнку положительные эмоции, создавают условия для развития творческого потенциала.

Воспитание художественного вкуса, приобщение детей к миру прекрасного, развитие способности детей слушать, воспринимать, оценивать музыку — вот основные направление музыкально-театрализованной деятельности в ДОО.

Таким образом вовлечение детей в музыкально-театрализованную деятельность выполняет ряд важных задач, поставленных перед современным образованием и является вспомогательным средством воспитания всесторонней развитой успешной личности. Всё выше сказанное говорит об актуальности и эффективности реализации и развитии мной данной темы в работе со старшими дошкольниками.

Источник

Светлана Приходченко
Музыкальный театр в работе с дошкольниками

Музыкальный театр в работе с дошкольниками.

Введение.

Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает,

воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по- настоящему,

всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.

К. С. Станиславский

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Одной из основных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Указывается на создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Эти и другие задачи решаются в процессе музыкального развития дошкольников.

Несмотря на то, что музыкальное развитие в новом Стандарте образования включено в состав художественно-эстетического блока, в каждой из вышеперечисленных образовательных областей можно выделить задачи, определяющие музыкальное развитие.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности она оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Театрализацию в работе с детьми необходимо применять с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения.

В целом необходимо добиться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Большое внимание нужно уделять речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь.

В более старших группах нужно добиваться выразительной речи, развития представления о нравственных качествах, правилах поведения зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.

Возможно использование игр на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Музыкально- театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

— восприятие музыки;

— песенно-игровое творчество;

— пластическое интонирование;

— инструментальное музицирование;

— художественное слово;

театрализованные игры;

— сценическое действие с единым художественным замыслом.

Наиболее эффективны при слушании музыки, являются следующие методические приёмы:

«Послушай и расскажи»

«Послушай и протанцуй»

«Послушай и сыграй»

«Слушай и пой» и др.

Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально- театральной работе уделяется такому виду деятельности, как ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок или мюзиклов образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест.

Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

1. Инсценировка песен;

2. Театральные этюды;

3. Развлечения;

4. Фольклорные праздники;

5. Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Особой популярностью в работе с дошкольниками в последнее время пользуются постановки мюзиклов.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального, нравственного и художественно-эстетического развития. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

2. Роль музыки в театральных постановках.

Детские спектакли приобретают особую окраску благодаря использованию в них музыки и звуков. Песни и танцы, а также и музыкальные фоны в некоторых спектаклях играют не менее важную роль, чем слово.

Существует ряд правил и ограничений по подбору и разучиванию музыкального репертуара с детьми дошкольного возраста.

Например, каждой возрастной группе детей-дошкольников, благодаря возрастным особенностям, соответствует свой диапазон пения, поэтому в работе с детьми мы используем песни с удобной тесситурой, т. е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. В этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

3. Практическая часть. Обобщение опыта работы.

Музыкальная сказка в работе с дошкольниками.

Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей, осуществляет художественное познание окружающего мира, реализует индивидуальный творческий потенциал.

Обобщенными целями музыкального развития и образования детей, стоящими перед педагогами в каждой возрастной группе, являются:

— развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;

— развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

В связи с этим программа каждой возрастной группы содержит две части:

музыкальное восприятие — слушание — интерпретация;

музыкальное исполнительство — импровизация — творчество.

Эти задачи легко решаются в процессе занятий музыкально- театрализованной деятельностью.

Целью моей работы является: формирование художественно-эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Последние 10 лет театрально- музыкальная деятельность является одним из основных направлений в моей работе. В то время в нашем детском саду была организована театральная студия.

Было выделено помещение под зрительный зал, где соорудили театральную сцену, оборудовали помещение под гримерную и костюмерную. Театрализованной деятельностью с детьми занимался педагог-театрал. Она подбирала репертуар, выбирала сказки, драматизации, сценки, мини-спектакли, а мне, как музыкальному руководителю нужно было подобрать музыку. Это была совместная деятельность. Вместе подготовили экологическую сказку «Легко ли друга найти», в которую включили музыкальные номера: групповые и сольные песни, песни-инсценировки, музыку для выхода героев. Также была подготовлена музыкальная сказка «Заюшкина избушка». Музыкальные спектакли подготовили к празднику 8 Марта и показали их мамам.

С большим удовольствием работали с детьми над постановкой водевиля «Наши добрые соседи» Л. Олифировой. Очень понравился сюжет– продолжение сказки «Кошкин дом», и наконец, музыка к сказке написана в лучших традициях российской композиторской школы, что привлекло мое внимание, как педагога.

Ни одна постановка сказки не обходится без помощи хореографа. Общие и индивидуальные танцы, подтанцовка к песням, пластика, жесты, мимика всегда яркие и эмоциональные придают спектаклям особое жизнерадостное настроение и оставляют незабываемые впечатления.

Хотелось бы подчеркнуть еще одну причину огромной популярности постановки музыкальных сказок – участие всех детей. Ни для кого не секрет, что каждый из родителей считает своего ребенка самым лучшим и талантливым и каждый хочет видеть его на празднике в роли яркого интересного персонажа. Поэтому в музыкальном спектакле занята вся группа. У каждого ребенка есть роль, в зависимости от способностей: вокальных, танцевальных, актерских.

В средней группе мы подготовили театрализацию «Чья мама лучше?», «Непослушный медвежонок», В них каждый герой исполнял сольный номер (небольшой фрагмент в общей песне, в инсценировке с использованием музыкально-ритмических движений, в игре на шумовых инструментах).

На празднике, посвященном 8 марта, в инсценировку песни «Про козлика» включены элементы сольного пения, инсценировка с использованием музыкально-ритмических движений «Цыплята», использование шумового оркестра «Котята-поворята».

В старшем дошкольном возрасте представления об окружающей действительности расширяются. Появляется осознанное отношение к исполнению роли, ответственность, выразительность речи. Используются игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Появляется устойчивый интерес к театрализованной игре, желание выступать перед зрителями. Постепенно проходит зажатость, боязнь сцены у малоактивных детей.

Итогом в старшей группе был показ сказки «Испечем-ка колобок». Здесь много героев, которые взаимодействуют друг с другом, исполняют сольные песни, речевые диалоги.

В подготовительной группе работа с детьми по всем направлениям театрализованной деятельности продолжается. Главная задача педагогов — совершенствовать всестороннее развитие артистических, вокальных, танцевальных способностей детей средствами театрального искусства. Усложняется репертуар, возрастают требования к передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку. Более сложными становятся театральные этюды и игры: дети должны проявлять больше творчества, импровизировать.

В качестве примера хочу обратиться к водевилю «Наши добрые соседи»Л. Олифировой, который включает разнообразные музыкальные номера: общие песни, диалоги, сольные песни главных героев, общие танца, дуэты, оркестр детских инструментов.

В музыкальной сказке «Три поросенка» были использованы приемы кукловождения больших кукол, по типу кукол-марионеток.

Для реализации программы по театрализованной деятельности в нашем детском саду созданы все необходимые условия. Музыкальный зал разделен занавесом на зоны, необходимые для театрализации. Существует костюмерная, которая постоянно пополняется путем кропотливого труда наших сотрудников. Невозможно представить ни один праздник без активного участия педагога по изодеятельности: в оформлении музыкального зала, изготовлении декораций, атрибутов, афиш, выставок рисунков.

Организована развивающая среда в группах. Имеются музыкальные уголки, где представлены:

музыкальные инструменты (металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки и др.);

— различные виды театров: теневой, бибабо, пальчиковый, настольный и др. ;

— шапочки для игр-драматизаций.

В группах функционируют уголки ряженья. Имеется фонотека, позволяющая подобрать музыку к спектаклям.

В ноябре 2013 года, с детьми подготовительной группы подготовили Мюзикл «Детский сад для зверят» по сказке Л. Олифировой. Показ состоялся на городском методическом объединении музыкальных руководителей в рамках моего творческого отчета и на ВПЗ слушателей группы воспитателей ДОУ ИПК ПРО.

После показа спектакля, рассматривания фотографий, просмотра видеофильма, сделанного на его основе, были проведены беседы с маленькими артистами и зрителями. Дети нарисовали понравившихся героев сказки и запомнившиеся сюжеты. Ещё долго дети возвращались к героям этого произведения, делились друг с другом своими переживаниями. Таким образом, этот спектакль вошёл в жизни детей нашего ДОУ.

В годовом плане нашей образовательной организации одной из основных задач является задача создания условий в ДОУ для формирования личности ребёнка через театрально – игровую деятельность.

Совместно с воспитателями всех групп была проведена огромная работа по театрализованной деятельности. Это и обогащение театральных уголков новыми нетрадиционными видами детских театров, театрализованными играми. Это консультации и методические объединения на тему «Развитие театрально – игровой деятельности дошкольников». Это подготовка спектаклей, рисование афиш. Итогом всей проделанной работы стал театральный фестиваль, посвященный празднованию Дня театра, к которому каждая группа подготовила свой спектакль.

В подготовительной группе работа с детьми по всем направлениям театрализованной деятельности продолжается. Главная задача педагогов — совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства. Усложняется репертуар, возрастают требования к передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку. Более сложными становятся театральные этюды и игры: дети должны проявлять больше творчества, импровизировать.

Заключение.

Дети стали больше проявлять желание участвовать в театрализованных играх, спектаклях. Стали более раскованными, активными, инициативными.

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа.

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное.

Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

я наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Список используемой литературы:

1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду»; Москва, Творческий центр «Сфера», 2009 г.

2. Блохина Л. А., Горбина Е. В. Начинаем наш концерт. Сценарии праздников для дошкольников, Академия Развития,2003г.

3. Буренина А. И. «Театр всевозможного«, С. -Пб. 2002г.

4. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», С-Петербург, ЛОИРО, 2000г. ;

5. Горбина Е. В., Михайлова М. А. «Здравствуй, сказка! Здравствуй, песня! Музыкальные спектакли для малышей» Академия Развития, 2005г.

6. Горбина Е. В., Михайлова М. А. «В театре нашем поем и пляшем».

7. Горохова Л. А., Макарова Т. Н. «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» (интегрированные занятия, 2005г.

8. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012 г.

9. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников, Москва «Вако»2007г.

10. Журналы: «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»;

11. Зарецкая Н. В. «Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста», Москва, «Айрис пресс», 2004г. ;

12. Каплуновам И. Новоскольцева И. Музыкально-двигательные фантазии, Санкт-Петербург, «Композитор», 2003;

13. Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет». М.: Сфера, 2005 г.

14. Картушина М. Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых, Москва, «Творческий центр «Сфера», 2005г. ;

15. Маханева М. Д., «Театрализованные игры в детском саду» 2001г.,

16. Петрова Т. И., Сергеева Е. П. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», Москва,2000г.

17.«Праздники в детском саду» Ярославль, «Академия развития» 2001г. ;

18. Радынова О. «Музыкальные шедевры. Система занятий».

19. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, С-Пб, «Музыкальная палитра», 2008 г.

20. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства «Театр-творчество-дети«.

21. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства «Театр-творчество-дети«.

22.«Сценарии детских праздников. Эскизы костюмов», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003г. ;

23. Федорова Г. П. «На золотом крыльце сидели», С-Петербург, «Детство-пресс», 2003г.

24. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, Москва, «Владос», 2004

25. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду», Москва: Мозаика-синтез, 2008.

Источник