Музыкальный праздник в эмоциональном развитии ребенка
Развитие
чувственно – эмоциональной сферы детей
в процессе подготовки и проведения
праздников.
Из опыта работы музыкального
руководителя
Постниковой Ирины Дмитриевны
МДОУ «Детский сад № 24 «Золотая
рыбка»,
г. Кимры, Тверская область.
2018г.
« Праздник – день торжества, установленный
в честь кого, чего-нибудь. День радости,
игр, развлечений».
« Эмоция – душевное переживание, чувство.
(положительные, отрицательные эмоции)».
С.И. Ожегов. «Толковый словарь».
Каждому человеку нужны положительные эмоции. Психологи, врачи, педагоги ставят знак равенства между хорошим настроением, весельем, радостью и физическим здоровьем человека. Наш организм, получая положительные эмоции, открывается добру и красоте. Если ребенок с раннего детства погружен в атмосферу радости, то он вырастает более устойчивым к стрессовым ситуациям, будет менее подвержен разочарованиям. Именно поэтому, почти, как воздух детям необходимы праздники. А что же такое праздник в понимании ребенка? «…Это когда приходят гости…Много света…Музыка… подарки!…Это когда я буду петь, а мама будет слушать… Мы будем читать стихи, плясать, веселиться…» А сколько с этим связано переживаний! Дети с нетерпением ждут праздники. Для них это целое событие.
Праздники являются частью воспитательной и образовательной работы в детском саду. Основная их цель – создать праздничное настроение, раскрыть творческие способности детей, порадовать, повеселить. Праздники знакомят детей с окружающим миром, развивают речь, воображение, эстетический вкус, обогащают эмоциональную палитру.
Деятельность детей на празднике разнообразна – они поют, танцуют, читают стихи, играют, соревнуются. По движениям, интонации в голосе, мимике, пластике детей можно определить какие эмоции преобладают в этот момент у ребенка. Из опыта своей работы я сделала вывод, что волнение очень часто мешает детям показать ярко свои умения и навыки, полученные на занятиях, эмоционально раскрепоститься. 30-40%, а иногда и 50% того, что было сделано на занятии и в другой музыкальной деятельности теряется детьми на праздниках. У некоторых детей появляется скованность, зажатость, чувство растерянности. Возникла необходимость помочь таким детям научиться справляться с волнением, чувствовать себя увереннее, свободнее.
Хочу на примере одной группы рассказать о своих поисках в работе по влиянию праздников и подготовки к ним на эмоциональное развитие детей.
С этими детьми я начала работать с первой младшей группы. Самая главная задача на первом этапе работы – расположит к себе детей, заинтересовать, поэтому мое первое появление в группе – это наш первый мини-праздник –«День знакомства». Строится он в виде игры. Я принесла с собой в группу куклу Таню (игрушка би-ба-бо). Она знакомилась с детьми, играла, пела и плясала. Дети эмоционально восприняли эту игрушку. Большинство из них с удовольствием выполняли вместе с ней простейшие движения: ладушки, «варили кашку», притопывали ножкой. В этом возрасте дети живо откликаются на музыку, с нетерпением ждут музыкальные занятия. Следующее занятие мы уже проводили в музыкальном зале, куда их пригласила кукла. Занятия всегда строятся в игровой форме. В этом возрасте очень важно не оставить в памяти детей негативных переживаний. По утверждениям психологов, в результате негативных впечатлений, эмоциональных проблем образуются психологические зажимы, что в последствие сказывается на эмоциональном развитии детей.
Приближался праздник – это был первый праздник с приглашением родителей. Как поведут себя дети? Не будут ли плакать, увидев своих мам? Эти вопросы мы обсудили с воспитателями и провели консультацию для родителей о значении музыки в эмоциональном развитии малышей, о задачах музыкального воспитания, а так же назначили дни открытых дверей. И не ошиблись. В присутствии родителей на занятии дети вели себя по-другому. Увидев маму, многие дети стали плакать, другие «заразились» их настроением. Мы предложили родителям стать активными участниками в ходе занятия. Вместе с малышами мамы играли, пели, плясали, слушали музыку. В уголке для родителей мы поместили тетрадь «Наши песенки» с текстами песен, альбом «Мы поем» с изображением сюжетов песенок. Родителям понравилась предоставленная возможность повторять знакомые песенки дома вместе с детьми.
На самом празднике мы усадили детей и мам рядом. Малыши спокойнее, свободнее чувствовали себя в такой обстановке. Постепенно дети привыкли, и уже на праздник новогодней елки большая часть детей играли в прятки, догонялки, танцевали с Дедом Морозом без помощи родителей.
Наряду с традиционными праздниками в младшем возрасте появился праздник перехода малышей в дошкольную группу. К концу учебного года дети приобрели достаточный уровень умений и навыков по музыкальному воспитанию. Впереди у них был следующий эмоциональный этап – переход на следующую возрастную ступеньку к новым воспитателям. Чтобы сделать этот переход менее болезненным, мы решили провести праздник и назвали его «Вот и стали мы на год взрослей». На него пригласили воспитателей, которые будут вести этих детей до школы, родителей. Ребята с удовольствием показывали все, чему научились в раннем возрасте, познакомились с новыми воспитателями, вместе с ними играли и танцевали танец «Давайте познакомимся». Затем воспитатели пригласили всех в новую группу, где их ждали новые игрушки. Малыши быстро привыкли к новой обстановке.
И так, дети встали на более высокую возрастную ступеньку – дошкольную. В этом возрасте проявление эмоций становится более многогранным: исполнительская и творческая деятельность, более осознанное отношение к персонажам, героям сказок на празднике, инсценирование песен, театральные постановки – все это проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный эмоциональный опыт, развивает его. Дети должны на праздниках эмоционально исполнять песни, выразительно передавать музыкальные образы в играх, танцах, хороводах, поэтому возникла необходимость специального обучения детей умелому и уместному использованию жестов и мимики в музыкальной деятельности. Элементы психогимнастики и аутотренинга («Психогимнастика». М.И.Чистяковой) способствуют более точному восприятию эмоций, развивают выразительность движений, навыков саморасслабления.
В средней группе дети эмоционально откликаются на добрые чувства в музыке, способны различать контрастную музыку, высокие и низкие звуки, но движения детей еще недостаточно скоординированы, не все уверенно ориентируются в пространстве, поэтому в разучивании движений (игр, плясок) им нужна активная помощь. Наблюдая за детьми в свободной деятельности, я заметила, что они с удовольствием играют в «животных», любят сказки, рассказы о них. Музыкальные образы перекликаются с художественными и даже можно «подглядеть», как дети передают их в движении, изображая кошечек, собачек, зайчиков и использовать в предварительной работе по восприятию музыки. В этом так же помогают этюды на выражение основных эмоций, на развитие мимики, фантазии, жеста. Они помогают активизировать внимание детей, вовлечь, заинтересовать их и подготовить к эмоциональному восприятию, глубокому переживанию чувств, выраженных в музыке.
Большой эмоциональный отклик вызывает у детей появление гостей на празднике. Здесь нет, и не может быть мелочей в подаче образа, начиная с предварительной работы и кончая самим выступлением. Очень важно, чтобы все номера, выступления были связаны единой эмоциональной линией с сюжетом праздника. Большое значение имеет тон и эмоциональность ведущего, героя, гостя, их артистизм. Ведущий должен «заразить» нужными эмоциями или наоборот, погасить их чрезмерную активность. В работе с ведущими необходимо уделять большое внимание интонации, мимике, потому что, если эмоциональные проявления взрослых скупы, то дети часто безразличны к тому, что происходит вокруг, а на празднике этого не должно быть.
Ускоренный темп жизни коснулся не только взрослых, но и детей. Неблагополучная обстановка в семье, конфликтные ситуации, информационная атака, компьютерная и телезависимость – все это откладывает свой отпечаток на эмоциональном развитии детей. Нехватка положительных эмоций отрицательно влияет и на физическое здоровье детей, а так же на дальнейшее развитие личности ребенка. Поэтому на занятия с эмоционально неблагополучными детьми полезно приглашать детей с яркой артистической жилкой, способных увлечь друзей нужной эмоцией. Яркое выражение эмоций вызывает подражательную реакцию во время исполнения этюдов.
При подготовке и проведении праздников необходимо стремиться к тому, чтобы были задействованы все дети, учитывая их желания, различный эмоциональный уровень, способности.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
6
Источник
Светлана Александрова
Проект «Развитие эмоциональной сферы ребенка в Музыкально — Игровой деятельности»
ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
В МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнил: Александрова Светлана Васильевна
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад № 15»
Приозерский район
Санкт-Петербург
2017 г.
Участники проекта:
воспитанники старшего дошкольного возраста
педагоги группы
музыкальный руководитель
родители
Срок реализации проекта: октябрь – март
Цель проекта:
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкально – игровой деятельности.
Задачи:
Получать положительные эмоции от музыки.
Активизировать творческие проявления ребёнка, направленные на осознание музыкального образа.
Развивать моторно-двигательные навыки (передача характера музыки в движении, различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых особенностей).
Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, творческое воображение.
Активизация словаря (вербальная передача знаний о музыке, образный рассказ, беседа о содержании, сопоставление).
Подобрать музыкальные игры, способствующие развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Повышать компетентность родителей о необходимости развития эмоционально-чувственной культуры детей.
Желаемый результат:
умение воспринимать произведения искусства и выражать свои эмоции в музыкальной деятельности,
развития эмоционально-чувственной культуры,
обогащение внутреннего эмоционального мира каждого ребёнка.
Итоговые мероприятия:
театрализация сказки «Колобок»
Фотоотчет для родителей и педагогов: «Ребенок и музыка»
Время и место организации музыкальных игр:
Музыкальныеигры проводились в течение всего дня:
как элемент музыкального занятия – 2 раза в неделю (приветствие, прощание, распевки, развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата т. д.);
в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
интегрировались в СОД по художественно – эстетическому и социально – коммуникативному развитию;
театрализация.
Наглядно – иллюстративный музыкальный материал:
детские песни, музыкальные пьесы в исполнении педагога и аудиозаписи – народные, эстрадные мелодии, классические произведения;
литературный (стихи, загадки);
беседы о музыке;
музыкально-дидактические пособия и игры с использованием пиктограмм «Весело — грустно»,
«Солнышко и тучка,
«Громко – тихо»,
«Море»,
«Три кита в музыке»,
«Кто как идёт»,
«Сказочные персонажи» и др.
Музыкальные игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
«Ассоциации»
Цель: развитие музыкального слуха, воображения, развитие эмоциональной сферы.
Педагог ставит подобранные мелодии (3-4, не более). Это могут быть отрывки из классических произведений (на выбор: Э. Григ «Утро», П. Чайковкий «Буря» ч. 2, А. Вивальди «Осень», Моцарт «Вальс цветов», Бетховен «Лунная соната»).
Дети слушают музыку и передают мысли и чувства, которые возникают у них во время прослушивания, ассоциативно. Возможно, кто-то устно расскажет о своих мыслях и чувствах, кто-то придумает стихотворение, нарисует небольшую картинку и т. д.
Время прослушивания 5-7 минут. Если одного раза недостаточно, ведущий еще раз ставит мелодию.
«Зарисовки»
Цель: развитие музыкального слуха, воображения, развитие эмоциональной сферы.
Педагог ставит различные отрывки из музыкальных произведений (на выбор: П. Чайковский «Песня жаворонка», Бетховен «Сурок», Штраус увертюра «Маленькая мышь», Моцарт «Колыбельная»).
Участники игры, прослушав мелодию, пытаются выразить свои мысли художественно, с помощью карандаша, ручки, кисти, мела, угля, изобразить то, что они думают, как воспринимают прослушанную мелодию. Каждый сам выбирает для себя способ, наиболее полно выражающий то, что участники хотят донести до окружающих. Рисовать можно и во время звучания музыки.
Когда дети закончат рисовать (время, которое отводится на рисование, — 15-20 минут, они обмениваются своими «произведениями искусства» и рассказывают, как они поняли рисунки других.
«Угадай мелодию»
Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти, развитие эмоциональной сферы.
Ход игры: Педагог прохлопывает ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни. Дети повторяют за педагогом данную фразу. После повтора фразы дети должны узнать ее и назвать песню, частью которой она является. Для поддержания интереса к игре можно использовать ударные инструменты (ложки, бубны, трещотки и т. д., которые предлагаются детям-солистам для исполнения ритмического рисунка той или иной фразы.
«Аплодисменты»
Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти, развитие эмоциональной сферы.
Одна из самых простых музыкальных игр — на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий.
Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
Ритм можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить «автора» повторить этот ритм столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример — он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.
Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова,например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.
«Пантомима»
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Дети делятся на две группы.
Педагог играет мелодию или дает ее прослушать. Музыкаможет быть самой разной: классической, танцевальной, современной эстрадной, из детских песен, сказок, фильмов. Дети внимательно слушают музыку.
Затем ведущий дает время (5-7 минут) каждой команде, чтобы участники обдумали и посоветовались, что они будут изображать. Придуманная пантомима, сценка, в которой действующие лица не говорят, а выражают все с помощью жестов, мимики лица, должна быть понятна другой группе.
По окончании отведенного времени, педагог еще раз дает прослушать музыку. В придуманной сценке дети отражают характер музыки. Если музыка грустная, участники должны изобразить это движениями, жестами, мимикой, плачем, тоскливым выражением лица, обыграть это в сюжете.
Когда одна группа показывает, другая внимательно смотрит и пытается понять сценку. Проигрывает та команда, которая не сумела достаточно ясно отразить в своей сценке мелодию, и действия этой группы не были понятны другой команде.
«Хоровод»
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Для детей от 5 лет, так как здесь могут использоваться только детские песни. Число — не менее 4 человек.
Дети встают в хоровод, берутся за руки и начинают движение. Ведущий запевает песню, следующую строчку поет стоящий рядом с ведущим (с той стороны, в которую движется хоровод, так продолжается до тех пор, пока песня не закончится. Тот, кто пропел последнюю строчку, запевает новую песню.
Можно петь только припев или куплет, если число игроков ограничено. Так в игре будет задействовано больше песен за более короткий срок. Игра усложняется, если возраст игроков это позволяет.
Хоровод можно вести в разные стороны, в зависимости от этого и песня будет исполняться либо правильно, либо с конца к началу. Если хоровод идет по часовой стрелке, то песня исполняется, как положено, если против часовой стрелки — ее исполняют с конца. В этом случае нужно еще и быстро отреагировать и не сбиться со строки. Тот, кто споет не ту строчку, выбывает из игры.
Двигаясь в обратную сторону, можно петь только ту песню, которую уже исполняли правильно, чтобы участники могли вспомнить ее всю. Выбираются песни, знакомые всем.
«Ходим кругом»
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу (хоровод, поют песенку,в которой упоминается имя водящего:
Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,
Будем дружно повторять!
Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу).
Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.
Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.
«Тропинка»
Задачи: движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закругленным линиям-интонациям мелодии; соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку, которая также звучит негромко; движение «змейкой», т. е. свободное определение в пространстве себя и идущих следом.
Педагог задает детям следующую эмоционально-образную ситуацию:
«Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки.
Нам придется выходить из этого леса по извилистой тропинке («змейкой», двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет музыка. Тот, кто оказывается первым в «змейке», будет ведущим. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку-помощницу, а остальные будут копировать его движения.
Когда ведущему надоест его роль, он может перебежать в хвост «змейки» и таким образом передать роль ведущего следующему за ним».
Источник