Музыкальные упражнения для развития творческого воображения ребенка

Морохай Ала Васильевна,

Учитель музыки, педагог дополнительного образования Федерального государственного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 162» г. Хабаровск – 47

morohai73@mail.ru

    Упражнения применяемые для  развития творческого воображения на уроках музыки

Аннотация. В статье рассматриваются упражнения,  способствующие развитию творческого воображения и фантазии, которые можно применить на уроках музыки.

Ключевые слова: школа, музыка,  активизация творческого воображения, фантазия

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особом развитии. А развивается она особенно интенсивно в детском возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Изменения, произошедшие в системе образования с внедрением Федеральных Государственных стандартов второго поколения, привели к переосмыслению методов и приемов обучения в общеобразовательной школе. Перед учителями и преподавателями абсолютно всех учебных дисциплин ставятся непростые задачи, так как наша роль — помочь овладеть учащимся познавательными, регулятивными, коммуникативными и т.д. навыками, которые им действительно пригодятся в жизни. Для того, чтобы полученные учениками знания, применялись не только в учебных ситуациях, важное значение имеет развитие творческого воображения и мышления.  

В методике развития творческого мышления и творческих способностей учащихся существуют методы и приемы активизации творческого воображения и фантазии, преодоления психологической инерции мышления и познавательно – психологических барьеров, а также приемы генерирования творческих идей и повышения эффективности решения творческих задач.

Содержание методики можно разбить на два класса:

Приемы и методы первого класса в основном используются для развития компонентов творческого воображения и мышления: гибкости, оригинальности, переключаемости внимания, памяти и др.

Методы второго класса позволяют получать фантастические идеи путем целенаправленного преобразования исходной ситуации.[1]

Приведенные ниже упражнения можно применить на уроке музыки для развития творческого воображения, мышления и фантазии.

Упражнение 1. Составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова.

Пример:

1. Слова: музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

2. Слова: Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс «Венецианская ночь”);

3. Слова: сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

Упражнение 2. Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова.

Пример:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;

г) барокко – причудливый, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.

Упражнение 3. На исключение лишнего элемента (звена) объекта. Выберите три-четыре любых объекта, характеристики которых в чем-то сходны. Это сходство может быть выражено чем угодно: функциями этих объектов, отдельными признаками и др. Найдите как можно больше общих признаков, объединяющих эти объекты. Чем больше общих признаков – тем больше связей между ними. Выявите из трех-четырех исходных объектов два, имеющие наибольшее число общих или объединяющих признаков (связей). Остальные объекты лишние, они должны быть исключены. Целью упражнения является нахождение как можно большего количества вариантов, объединяющих сходные объекты и исключающих «лишний» объект.[1]

Пример: Даны четыре картинки с  изображением музыкальных инструментов (рисунок 1):1. Труба; 2. Тромбон; 3. Валторна; 4. скрипка. Какая картинка лишняя? На всех четырех картинках изображены музыкальные инструменты. Лишняя- картинка со скрипкой, потому что она одна относится к струнно- смычковой группе инструментов, а остальные инструменты на картинках из медно – духовой группы.

1.2.

3.4.

Рисунок 1.     1. Труба; 2. Тромбон; 3. Валторна; 4. Скрипка.

Упражнение 4 . Задача. В симфоническом оркестре есть духовые инструменты: кларнет, флейта, туба, труба.(рисунок 2) Реши задачу и выбери правильную картинку.

Кот Василий не играет ни на кларнете, ни на тубе. И кот Мурзик не умеет играть на кларнете. Бурундучок Хома не умеет играть на флейте, на которой играет мышонок Фома. На каком инструменте играет бурундучок Хома?

1. 2.

3.  4.

рисунок 2.  1. Кларнет; 2. Флейта; 3. Туба; 4. Труба.

Упражнение 5. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение.

Пример: Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование…

Упражнение 6. Определи звучащий инструмент.

Заранее раздаются карточки с изображениями музыкальных инструментов. При прослушивании пьесы, ребята определяют звучащий инструмент и поднимают карточку с его изображением.

Упражнение 7. Найди карточку соответствующую музыкальному образу. Заранее раздаются карточки с изображениями. Например: музыка весёлая — «солнышко улыбается», музыка грустная — «солнышко грустит»). При прослушивании ребята поднимают нужную карточку.

Упражнение 8. Создание  звуковых картин

Пример: звуковая картина «В зимнем лесу»

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.

«Идём по снегу» — дети  равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» — хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» — пауза.

«Завыл ветер» — голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» — дети шуршат листами бумаги.

«Сосульки» — звучит  треугольник или металлофон.

«Дятел стучит»  — карандашами по столу.

Упражнение 9. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке «Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.

Упражнение 10. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях.  Учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.

Упражнение 11. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки могут писать сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также можно  сочинять сказки и рассказы.

Упражнение 12. «Перевод на язык другого вида искусства”. Можно предложить несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения «перевести” его на язык красок или движения. Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.

Ссылки на источники:

1. М. М. Зиновкина, В. В. Утёмов. Курс «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС», модуль «Методология получения нестандартных эффективных решений творческих задач» 2014 г.

Morohai Ala.

The music teacher, the teacher of additional education of the Federal state educational institution» secondary school № 162″ , Khabarovsk — 47
morohai73@mail.ru

Exercises used for the development of creative imagination for music lessonsAbstract. The article discusses exercises that promote the development of creative imagination and imagination that can be used for music lessons.
Keywords: school, music, promotion of creative imagination, fantasy

Источник

Ольга Губарева
Развитие творческого воображения у детей на музыкальных занятиях в детском саду

Губарева Ольга Евгеньевна,

Музыкальный руководитель,

МБДОУ «Детский сад №10»,

Г. Костромы

«Развитие творческого воображения у детей на музыкальных занятиях в детском саду»

Эпохе дошкольного детства присуще наиболее радикальное и необратимое изменение субъективного внутреннего мира человека. Первые шаги. Первые слова. Первые человеческие действия с человеческими предметами – это еще как бы в порядке вещей. В этом ребенку прямо содействует взрослый. Он что- то объясняет малышу. В чем- то упражняет его. Здесь причины появления новых знаний, умений, навыков и даже способностей поддаются более или менее рациональному объяснению. Но рано или поздно взрослый обнаруживает в ребенке нечто такое, чему его явно никто не учил и не мог научить. Необычный рисунок, придуманная история, затейливое слово.

Откуда все это? Может быть надо предоставить этому явлению развиваться самостоятельно, просто не мешать?

В творениях человеческих рук и умов в сжатом виде всегда присутствует энергия породившего их процесса созидания. Однако ребенку, вне рамок образовательного сотрудничества со взрослым, далеко не всегда легко войти в человеческий мир, исторически складывающуюся культуру людей. Обучение и воспитание служит всеобщей формой психологического развития ребенка.

(Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов)

Тем не менее не любое обучение и воспитание конструктивно направляет процесс детского развития, приводит к прогрессивным. Качественным изменениям в психике. Подлинное предназначение обучения и воспитания не натаскивать. Не набивать руку. Т. е. не суживать возможности ребенка под видом их мнимого расширения через «усвоение нового».Не надо упускать из виду: способность видеть, изображать прекрасное и умение держать карандаш. Правильно двигаться. Петь не совсем одно и то же. Необходимо заботиться о развитии у ребенка целостного эстетического взгляда на мир, а не переносить задачу на овладение приемами муз деятельности. Важно развивать творческое воображение, благодаря которому человек творит, разумно планирует свою деятельность, управляет ею.

Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Нет надобности доказывать, что дети фантазеры и особую роль в их развитии играет воображение. Оно выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал. Особенности возникающих образов зависят от опыта ребенка, материала, накопившегося в его памяти, уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит вокруг.

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Являясь сложным структурным образованием воображениенаходится в тесной взаимосвязи со всеми психическими процессами: восприятием, памятью, мышлением, речью, эмоциями.

Л. С. Выготский указывал, что воображение строится из элементов, взятых из действительности, поэтому находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта. В связи с этим одним из путей развития воображения является расширение детского опыта и понятийного мышления. Воображение непосредственно связано с творческим мышлением и творческой деятельностью. Развитие воображения предполагает не только опознанием и осознание образа, но и его самостоятельное построение и воплощение.

Воображениеразличают по степени контроля человека за его образами: произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное, а также по способам создания образов и результатам деятельности активного воображения: воссоздающее и творческое. Воображение, продуктом которого являются новые образы, называется творческим. В творческом комбинировании образов ведущее место занимает эмоционально окрашенное мышление.

Базой воображения всегда является восприятие. Предоставляющее материал. Из которого будет строиться новое, затем идет процесс переработки этот материала- комбинирование — перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются анализ и синтез воспринятого. Вся дальнейшая деятельность воображенияосуществляется с помощью известных механизмов: агглютинации, акцентирования, гиперболизации, реконструкции, схематизации и типизации.

Многие психологи указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием человека.

Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуются восприятие, мышление, память, воображение.

Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Процесс обучения детей музыке методически мало эффективен, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание музыкальной педагогики. Художественная деятельность помогает решать многие психолого-педагогические задачи, касающиеся формирования личности.

Для стимуляции творческойактивности используются различные методы и приемы: игровые, словесные, практические, метод проблемных ситуаций.

Сущность творческого воображения заключается в самостоятельном создании образа, признака, не имеющего аналогов. Если у ребенка мало кирпичиков-образов (представлений). То складывать новое ему будет не из чего, поэтому важно развивать, формировать представления детей о музыке. Музыку можно слушать и не слышать, не чувствовать. Необходимо учить ребенка фиксировать свое внимание на музыке, помочь создать ориентировочную основу действий а для этого ребенок должен быть знаком с такими явлениями как темп, ритм, громкость, настроение и т. д.

Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальномувоспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения, музыкально ритмических движений. Одной из основных задач в работе по основным разделам музыкального воспитания в детском саду является развитие творческого воображения (песенное, танцевальное творчество, т. д.)

Одним из примеров такой работы является элементарное музицирование.

Карл Орф- творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал. Что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и музыка вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе бы не расцвели» Орфовская система музыкального воспитания является ярким примером развития творческих способностей ребенка. Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения. А для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей. Раскрепощение индивидуально-творческих сил. Раскрытие природной музыкальности.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. «Воображение и творчество»;

2. Венгер Л. А. ,Дьяченко О. М. ,Говорова Р. И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста»-М. ,1989.

3. Боровик О. В. «Развитие воображения» М., 2000.

4. Тютюнникова Т. «Что такое «Шульверк К. Орфа?» Журнал «Дошкольное воспитание» 4. 1998.

Источник

Глухова Галина Петровна
Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим были приняты ФГОС ДО, которые должны решить задачи современного дошкольного образования.

Одна из задач музыкального воспитания — развитие воображения и творческой активности дошкольников через музыкальную деятельность.

Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями. Эти представления развиваются на основе восприятия музыки, поставляющие слуху живые впечатления непосредственно звучащей музыки.

Музыкальное воображение имеет важное значение для развития личности ребенка. Ребенок становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы решения одной задачи (например, при «рисовании» картинки при помощи звуков использовать различные музыкальные инструменты или их сочетание для обозначения какого-то момента или действия). Он учится по-разному реагировать не только на разную по характеру музыку, но и на музыку одного характера, находя при каждом новом прослушивании новые детали и нюансы, становиться эмоционально более развитым, отзывчивым.

Принцип проведения музыкального занятия как занятия, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы дошкольника.

Поэтому для достижения оптимального результата можно использовать следующие методы и приемы.

• метод художественной игры, предполагающий создание на занятии творческой атмосферы, побуждающей фантазию ребенка;

• создания художественного контекста, осуществляющего взаимосвязь музыки с другими видами искусства, природой;

• композиций, заключающихся в объединении разных форм музыкальной деятельности при изучении одного произведения – слушании, игре на детских инструментах, создании танцевальных композиций, пантомимических картин;

• прием сравнения, когда сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра;

«Цвет – настроение», позволяющий детям в игровой форме запоминать новые слова и музыкальные термины;

• создания танцевальных композиций, побуждающий фантазию детей и позволяющий наиболее полно прочувствовать музыкальный образ произведения;

«Рисуем музыку», предполагающий передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка (задание выполняется дома или в группе);

«Музыкальные фантазии», направленные на развитие воображения детей и заключающиеся в составлении рассказа, навеянного музыкальным произведением.

Для активизацииучебного процесса создаются наглядные пособия: дидактические игры, картотека композиторов и их музыкальных произведений, фонотека, а также подбирается иллюстративный материал.

Предлагаю вспомнить виды музыкальной деятельности.

Музыкально-ритмические движения.

Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения (Л. С. Выготский) и доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе и на самых ранних. Кроме того, именно в музыкально-ритмических движениях у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции – радость, удовольствие, которые являются важнейшим условием формирования творчества вообще и музыкального творчества в особенности.

Музыкально-игровое творчество.

Дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

Передача образов отдельных персонажей: хитрая лиса, резвая белочка, быстрый зайка, неуклюжий медвежонок…

Изменение образа в соответствии со сменой характера музыки (люди работают, отдыхают, веселятся).

Участие в играх с развернутымтеатральным действом: этюды, инсценировки, спектакли.

Танцевальное творчество — это умение детей комбинировать из знакомых элементов танца новые композиции.

Пляски по показу педагога, пляски с зафиксированными движениями, переплясы.

Импровизация отдельных движений с воображаемыми предметами.

Придумывание танцевальных композиций в заданном жанре.

Слушание музыки — активный творческий процесс. Так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.

Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления, через восприятие музыки.

Для решения задач восприятия музыкииспользуются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Практический метод заключается в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии, прием «цвет-настроение».

Например: прием «цвет-настроение». После прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению музыкального произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке. (С. Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский «Баба-Яга» и др.)

Песенное творчество — это умение детей импровизировать простейшие мелодии.

Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально-слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

• импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов. Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука);

• импровизация музыкальных вопросов и ответов;

• сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта, в разном темпе и ритме; создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.

Музыкально-дидактическая игра выступает одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка.

Например, дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года – это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось.

Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Знакомство с музыкальными инструментами — различие тембрового звучания.

Обучение приемам звукоизвлечения– воспроизведение несложного ритмического рисунка.

Игра в ансамбле – импровизация вопросно – ответной интонации, окончания мелодии.

Совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки –прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.

Творчество детей понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” — эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.

Развивать творческие способности детей — значит развивать их воображение.

“Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто

искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство”. (Выготский Л. С.)

Источник