Музыкальные разработки раннего развития ребенка
Особенности раннего музыкального развития
Практически каждая мама слышала призыв о том, что раннее музыкальное воспитание для ребенка необходимо. И если раньше таковым считался возраст 5-6 лет, то сегодня психологи и педагоги рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к музыке еще на этапе внутриутробного развития. И ошибочно думать, что раннее музыкальное развитие – это изнурительные занятия музыкой. Скорее, это игра, которая постепенно прививает хороший музыкальный вкус, любовь к прекрасному, развивает духовность малыша. Ведь главная цель развития – изменение и совершенствование уже имеющихся способностей, умений.
Чтобы добиться прогресса в музыкальном развитии ребенка, нужно способствовать этому различными способами: создать оптимальную атмосферу дома, заинтересовывать ребенка классической музыкой и современными произведениями для детей, познакомить малыша с музыкальными инструментами и учить игре на них. Но стоит ли уделять раннему музыкальному развитию ребенка столько внимания и времени?
Плюсы и минусы раннего музыкального развития
Каждому родителю приятно видеть, как его ребенок добивается успехов в разных сферах деятельности в столь юном возрасте. Однако некоторые взрослые искренне не понимают, зачем истязать малышей-дошкольников массой дополнительных занятий, которые немного позже будут преподаваться в школе. Кто прав, каждый решит для себя сам. А мы в свою очередь приведем положительные и отрицательные стороны раннего музыкального развития ребенка, которые помогут сделать правильный выбор.
Итак, плюсами являются:
- развитие врожденных задатков ребенка, которые впоследствии, возможно, станут его основной деятельностью;
- активное развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, логики и т.д.;
- формирование личностных качеств ребенка;
- освоение координации движений;
- формирование способности к обучению;
- развитие четкой, осмысленной, красивой речи с правильной интонацией;
- развитие эстетических и духовных чувств, творческих способностей.
Может ли музыка оказать негативное влияние на ребенка? В некоторых случаях – да:
- Если выбран неправильный репертуар для обучения ребенка (например, вместо классики – застольные композиции).
- Если педагог неправильно составил программу обучения (например, требования учителя не соответствуют возрасту ребенка).
- Если педагог оказывает давление на ребенка в процессе обучения.
- Если не учитываются индивидуальные особенности малыша.
Любое неправильное действие взрослого может убить желание ребенка заниматься музыкой. Если же уроки поставлены правильно, раннее музыкальное развитие оказывает исключительно положительное влияние на детей.
Методики раннего музыкального развития детей
Каждая из представленных ниже методик раннего музыкального развития уникальна, эффективна и признана разными странами всего мира. Их основателями стали такие известные музыканты, как Шиничи Сузуки, Золтан Кодали и Карл Орф. В чем же заключаются методики? Рассмотрим далее.
Раннее музыкальное развитие по методу ШиничиСузуки
Гениальный музыкант на собственном опыте понял, что учиться музыке может каждый, независимо от того, есть ли у него особый талант. Причем музыкальное развитие лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок учится говорить. Ведь музыка – как речь человека: ее может выучить каждый. Так в детстве Шиничи Сузуки начал наигрывать мелодии на скрипке, совершенно не зная нотной грамоты. Это стало первым шагом к его известному будущему.
Метод Сузуки заключается в главном принципе подражания: дети склонны к подражанию взрослым абсолютно во всех сферах. Так почему не воспользоваться этой особенностью детского восприятия? На занятиях малыш может слушать музыку, пытаться воспроизводить звуки на музыкальных инструментах, повторяя за педагогом. Однако принуждать к этому детей категорически нельзя: так можно свести на нет весь энтузиазм малыша.
Сузуки убеждает, что музыкальное обучение детей нужно начинать сразу же после рождения. Это может быть всего одно произведение, разбитое на несколько музыкальных фраз. Благодаря ежедневному прослушиванию композиции или отдельной фразы, взятой из произведения, ребенок уже спустя полгода запомнит ее на всю жизнь без всякой нотной грамоты. Очень важный момент в методике Сузуки – ежедневное повторение изучаемого материала, ведь чем чаще ребенок практикуется, тем лучше он осваивает информацию. Главное условие музыкального обучения – композиции должны звучать качественно, чисто, без посторонних шумов, а положение ребенка за инструментом должно быть правильным.
Раннее музыкальное развитие по ЗолтануКодали
Венгерский композитор и педагог за долгие годы практики пришел к выводу, что музыкальное образование нужно начинать в раннем возрасте, когда дети воспринимают новую информацию в процессе игр, пения, танцев. ЗолтанКодали считает, что именно пение, которое является главным музыкальным инструментом человека, помогает ребенку узнать родной язык, музыкальные традиции и культуру своей страны.
Кодали – сторонник поступательного музыкального развития, то есть он советует начинать обучение от простых знаний к более сложным. Так, в основу его обучения входят танцы, пение, слушание музыки и ритмика. Когда дети знакомы с этими понятиями, Кодали рекомендует начать изучение нотной грамоты. При этом главными обучающими методами являются игры, хлопки, хороводы, двигательные песни – без движения обучение музыке не может быть эффективным.
Как петь с детьми до 5 лет? Вот что советует Кодали:
- Отдавайте предпочтение коротким песням, в которых нужно использовать движения.
- В вашем репертуаре должно быть не менее 30 разных песенок, пойте их уверенно и без заминок – волнение взрослых всегда передается детям.
- Пойте без аккомпанемента.
- Меняйте темп песенок.
- Обязательно хвалите детей.
- Не ленитесь повторять песенки – дети очень любят повторы и с удовольствием подпевают взрослым.
Согласно методике Кодали, в обучении нужно использовать качественную музыку для детей или народные композиции.
Методика Карла Орфа
Главной задачей немецкого композитора было сформировать музыкальный вкус ребенка и развить его слух. В работе с детьми он задействовал тандем из музыки, движений, речи и элементов драматизации. Карл Орф считал, что музыка должна соответствовать психическому развитию ребенка. При этом ознакомление ребенка с музыкой не должно ограничиваться только классическими композициями: произведения должны отличаться по темпу, ритму и настроению.
В своей методике Орф особое место отводит отношению педагога и ученика. Так, согласно антологии композитора, педагог не должен быть авторитарным персонажем на занятиях – он должен помогать детям раскрыться, он обязан общаться с учениками посредством музыки. Как преподнести музыку детям – решает педагог, но главное – он должен импровизировать. Вся методика композитора построена на фантазировании, придумывании, творчестве – все это очень близко детям, а потому достаточно эффективно.
Особенности раннего музыкального обучения
Любое обучение должно быть постоянным и регулярным, поэтому как родителям, так и ребенку, нужно быть готовым к новому жизненному ритму. Помните, что занятия не должны быть навязчивыми. Лучше, если ваш ребенок будет посещать индивидуальные уроки.
Как правило, в домашних условиях можно использовать такие упражнения для раннего музыкального развития:
- пальчиковые игры;
- показ игрушек с пением;
- поиск источников звука;
- узнавание картинок по разным звукам;
- танцевальные движения под музыку;
- упражнения на развитие чувства ритма;
- звукоподражание;
- упражнения на развитие слуха;
- игра на шумовых музыкальных инструментах (погремушках).
Такие упражнения подходят для малышей с 1-2 месяца после рождения. Постоянное использование подобных упражнений позволяет развить у ребенка чувство ритма, музыкальный слух, мелкую моторику пальцев рук. В дальнейшем это станет хорошей основой для музыкального образования. Поэтому, говоря о целесообразности раннего музыкального обучения, можно с уверенностью сказать, что даже если вы не пророчите своему чаду великое музыкальное будущее, отказываться от него не стоит.
comments powered by HyperComments
Другие материалы рубрики
Источник
Размышляя про раннее музыкальное развитие детей, я пожалел, что писать на эту тему мне пришлось не лет 10 тому назад, когда я, молодой и счастливый, вышел из стен педагогического университета. Сколько знаний и переработанной информации во мне хранилось и как хотелось ими поделиться!.. Вот тогда бы я написал такую статью, в которой бы точно отражалось все необходимое, что нужно учесть любому родителю, желающему сопроводить свое чадо в прекрасный мир музыки!
Содержание статьи:
- Нужен ли Моцарт малышам?
- Почему? Какой в этом секрет?
- Мне многого не надо.
Нужен ли Моцарт малышам?
А потом началась практика. Позже появились свои дети. Еще позднее стал формироваться собственный опыт. И вот теперь, когда все университетские знания потерпели абсолютный крах в «схватке» с учениками, мне предстоит разобраться в вопросах раннего музыкального развития.
Классическая музыка — так ли она нужна малышам? Можно ли обойтись без нее? На что именно она влияет? Как? С какого возраста? Именно эти аспекты хочу разобрать и поделиться своими субъективными соображениями.
Для начала давайте определимся с самим понятием «классическая музыка». Классика (от латинского classicus) — образцовый. Исторически оно связано с эпохой классицизма, что предполагает стройность и четкость композиции, простоту восприятия, структурную упорядоченность. Именно этим отличается творчество композиторов-классиков: Й. Гайдна, В.А. Моцарта и Л. Ван Бетховена.
В реальности же, термин «классическая музыка» относят к произведениям, прошедшим проверку временем и завоевавшим сердца не одного поколения людей. Справочники рассматривают этот термин в контексте «академической музыки», что тоже имеет место быть.
Конечно, можно однозначно заявить:
«Классическая музыка нужна и должна звучать в каждом доме, где есть маленький ребенок».
Однако после этих строк читатель перелистнёт страницу или, еще хуже, закроет журнал. Ведь современность такова, что музыку, именуемую классической, понимает далеко не каждый. Да и нужды понимать ее нет, не в том веке живем…
И вот тут бы мне использовать информацию из различных источников, дружно кричащих о том, что раннее музыкальное развитие – полезно, куда не глянь. Что дети, которым ежедневно дают слушать классическую музыку более гармонично развиты, эрудированы, обладают высоким показателем IQ и все в этом роде. Но позволю себе лирическое отступление и окунусь в далекие времена, когда в дворянских семьях дети с самого рождения были окружены творчеством во всех его проявлениях и сопровождалось оно ненавязчивым звучанием музыки. Какой, как вы думаете?.. Да, действительно, классической. Причем она звучала отовсюду — пение, танцы, уроки по фортепиано или другому инструменту, уроки живописи или письмо — все было пронизано классической музыкой.
Видео «Урок Музыка для детей — Лада Лось преподаватель раннего музыкального развития»:
Почему? Какой в этом секрет?
Первое, что скажут большинство читателей: у них не было альтернативы. Возражу — была. Музыку, носящую развлекательный характер, писали всегда, просто в каждой эпохе она была своя. Однако предпочтение отдавалось именно классике. Как написано в одном из исторических писем московского дворянства XVIII века, делалось это, «чтобы дети имели здравый разум и доброе сердце».
Безусловно, раннее музыкальное развитие и музыка в целом имеют сильное влияние на психическое, эмоциональное и физическое состояние человека. Множество исследований связи музыки и состояния здоровья человека только доказывают это. В результате подобных исследований возникло понятие «музыкотерапия». На мой взгляд, замечательно об этом явлении («Музыкотерапия — миф или реальность») написал Л. Дворецкий, профессор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, где он анализирует его от истоков в древности и с позиции религиозных источников, приводит практику врачей и известных классических музыкантов и композиторов, а также выделяет средства, благодаря которым музыка влияет на человека тем или иным способом.
Педагоги также не остались в стороне, изучая многообразие свойств классической музыки и раннее музыкальное развитие. Интересную идею в свое время выдвинул и реализовал Карл Орф. Он предложил новаторский подход в обучении детей музыке, соединив вместе движение, пение, игру и импровизацию (Орф-Шульверк).
Но больше всего изучений о влиянии музыки на человека, в частности на ребенка, провели психологи. Некоторые даже осмелились и составили плей-лист с указанием рекомендуемой к прослушиванию музыки при каких-либо психических отклонениях. Но как один и тот же лекарственный препарат обладает неодинаковой эффективностью у различных больных, так и музыка находит разный эмоциональный отклик у людей, в зависимости от их внутреннего состояния и чувствительности.
Итак, зная, что музыка имеет свойство воздействовать на настроение, характер и многогранное развитие ребенка, какую музыку вы будете ему включать? Каким вы хотите увидеть своего ребенка в будущем? Хотите ли, чтобы он отличался от других детей?
Раннее музыкальное развитие: Мне многого не надо
На самом деле, не так много классики нужно, чтобы развить всесторонне развитую личность — всего 30-40 мин. в день. И посмотрите, как легко можно включить ее в режим дня ребенка. Например, ребенок сел рисовать — включите ему фоном музыку композиторов, обладающих так называемым «цветным» слухом:
- Н. Римский-Корсаков;
- А. Скрябин;
- К. Дебюсси.
Если ребенок совсем маленький (до года), классическую музыку можно включить за 10 минут до начала укладывания ребенка спать или же, наоборот, во время активного бодрствования — соответственно и музыку подбирать в первом случае спокойную, расслабляющую (ноктюрны Ф. Шопена, «Баркаролу» П. Чайковского из цикла «Времена года», «Адажио» А. Вивальди, «Лунный свет» К. Дебюсси), а во втором — динамичную (преимущественно композиторов-романтиков:
- «Первый концерт» П. Чайковского;
- С. Рахманинов;
- М. Глинка;
- Р. Шуман;
- Ф. Лист.
Если вы любите путешествовать с детьми на автомобиле, то такие хиты, как «Маленькая ночная серенада» и «Турецкое рондо» В. А. Моцарта, «Времена года» А. Вивальди и П. Чайковского, «Лунная соната» Л. Бетховена, Польки и Мазурки Ф. Шопена, «Венгерский танец № 25» Й. Брамса станут приятным сопровождением в поездке.
Я очень люблю слушать с детьми различные инструментальные циклы: К. Сен-Санс «Карнавал животных», М. Мусоргский «Картинки с выставки», сюита Н.А. Римского-Корсакова «Шахеразада» — они легко воспринимаются как самыми маленькими меломанами, так и детьми постарше.
И еще одно. Личное. Классическую музыку можно постепенно включать вместо мультфильмов и/или планшетов. Для ребенка такое раннее музыкальное развитие будет в разы полезнее и продуктивнее в перспективе. Классическая музыка дает свободу воображению и полет детским фантазиям, а это и есть стимул к новым знаниям и первым изобретениям, будь они из бумаги или конструктора. Научившись черпать вдохновение из прекрасного и бессмертного искусства, ребенок легче переносит сложности и во всем, что преподносит ему жизнь, видит только хорошее. Задача родителей — помочь ребенку сделать правильный выбор. Источник. Ставьте лайки и Подписывайтесь на наш канал.
Источник
Что говорить родителям
У большинства родителей нет сомнений в том, что занятия музыкой — это отличный способ развития ребенка. Однако мамы и папы не всегда знают как, когда и чем именно может заниматься их малыш, если ему еще нет и трёх лет.
Клиенты, приводящие малышей в детский клуб, зачастую хотят получить профессиональные объяснения — для чего нужны музыкальные занятия или музыкальные упражнения в составе занятий по раннему развитию.
К сожалению, не всегда администраторы могут дать развернутые ответы — у них просто нет знаний об этой сфере развития детей.
Я предлагаю вам статью, в которой доступно и лаконично отвечаю на самые часто задаваемые вопросы и привожу факты, которые помогут вам убедить родителей начать музыкальные занятия с детьми как можно раньше.
Дайте почитать этот текст администратору, и он сможет более грамотно разговаривать с родителями.
Педагогу эта информация тоже поможет — когда есть готовая структурированная аргументация, общаться всегда легче.
Наиболее частые вопросы касаются:
- оптимального возраста для начала таких занятий
- видов музыкальной деятельности
- способов развития у детей чувства ритма, музыкальной восприимчивости и отзывчивости.
У всех ли детей есть музыкальный слух?
Практически все маленькие дети очень чувствительны к музыке. Это выражается в направленном интересе к музыкальным звукам. У малышей появляется улыбка, они начинают ритмично двигаться, качать головой, хлопать в ладоши, перетаптываться и качать корпусом на месте, когда слышат детские песенки или неагрессивную музыку.
Чем раньше малыш слышит хорошие музыкальные образцы — тем быстрее развивается его музыкальный слух. Если с раннего детства мама поет ребенку колыбельные песенки, малыш раньше начнет свои первые попытки интонирования – подпевания за мамой. Что в будущем поможет быстрому развитию речи.
Конечно, музыкальные задатки детям даны в разной мере. Однако с помощью музыкальных занятий, опираясь на интерес, который испытывают дети к музыке, можно подобрать такие комплексы упражнений, которые помогут развить имеющиеся способности и привить любовь к музыкальной деятельности у каждого малыша.
С какого возраста?
На мой взгляд, чем раньше, тем лучше!.) С рождения для ребенка мама является главным примером и образцом. Даже не имея музыкального образования, она может петь ребенку потешки, делать массаж, используя фоном спокойную классическую музыку, а также знакомить ребенка с различными детскими шумовыми инструментами – погремушками, бубенцами, маракасами, бубнами и т.д..
К годовалому возрасту малыш вполне готов участвовать в групповых занятиях вместе с мамой, однако это должны быть небольшие по составу группы, с выраженным позитивным настроем и очень деликатной подачей музыкального материала.
Виды музыкальной деятельности
Для детей раннего возраста существует достаточно большой арсенал упражнений, направленных на развитие музыкальных задатков. К основным видам музыкальной деятельности детей раннего возраста я могу отнести игру на детских музыкальных инструментах, песенки-попевки, музыкальные ритмические разминки, игры на развитие слухового восприятия, простейшие коммуникативные танцы.
Способы развития музыкальных способностей
У детей раннего возраста ведущий тип деятельности — игра. Поэтому все упражнения, задания, танцы и даже музицирование на детских музыкальных инструментах должны проводиться с помощью включения детей в игровую деятельность.
Безусловно, ведение музыкальных занятий в игровой форме, эмоционально и позитивно, требует от педагога профессионального мастерства и большой энергетической отдачи. Однако кто «горит» детским развитием и стремится качественно улучшить свои занятия, обязательно должен обратить свое внимание на плюсы, которые дает детям музыкальное развитие в раннем возрасте.
Плюсы музыкального развития в раннем возрасте
Научно доказано, что с помощью музыкальных упражнений и игр у детей раннего возраста:
- улучшается психоэмоциональное состояние
- развивается слуховое восприятие
- стимулируется развитие речи
- развивается кратковременная память
- увеличивается концентрация внимания
- активизируются мыслительные процессы
- совершенствуется координация движений
- развивается музыкальный слух и голос
- налаживается вокально-слуховая координация
- формируются эстетические представления, музыкальный вкус.
Надеюсь, что эта статья поможет вам раскрыть родителям всю прелесть музыкальных упражнений и иметь больше благодарных учеников.
А в вашем клубе родители интересуются музыкой для малышей?
Источник