Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье
Лариса Иванова
Музыкальное развитие ребёнка в семье
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, её традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры.
В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребёнком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребёнок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.
Вместе с тем в семье есть все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребёнок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребёнок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись, на электронном носителе).
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребёнок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения, Во многих семьях есть музыкальные инструменты – игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.
Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр – напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.
Музыкально-образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой-либо системы.
Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребёнок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.
Педагог в своей работе учитывает специфику каждой семьи, ориентируется на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.
Задачи музыкального воспитания в семье.
Используемый репертуар
Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении,а именно:
— обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать
интерес к музыке, передавать традиции своего народа, сформировать
основы музыкальной культуры.
— развить музыкальные и творческие способности в процессе различных
видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство,
творчество, музыкально-образовательная деятельность);
— способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей,
Формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта.
Методы обучения в семье
Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.
Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания.
Если ребёнок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование её как фона для другой деятельности).
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребёнку настроиться на её восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребёнка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поёт скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребёнку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.
Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например в игре на музыкальных инструментах, насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.
Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начинали скучать.
Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных её видов, наглядности.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребёнок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье.
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных формах — как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности.
В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна — это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание записей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребёнку сменить запись, подобрать мелодию и т. д. Ребёнок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности — слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающее беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.
Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмические мелодии.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
Источник
Лилия Кузнецова
Музыкальное воспитание ребенка в семье.
Самые лучшие условия воспитания, в том числе и музыкальные, должны быть созданы в семье, прежде всего. Так как не все дети до трех лет посещают детские сады. Родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что это период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. В самом раннем возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкально воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни в семье, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит, понимает, разбирается как в современной, классической и народной музыке.
А все ли родители понимают и любят классическую, народную музыку?
Как организовать работу с родителями по обучению в области музыки, как привлечь родителей к совместной работе с педагогическими учреждениями, какую помощь оказать, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты?
Основные усилия должны исходить от образовательных учреждений: детских садов, школ, центров внешкольной работы, школы искусств. Именно в них работают профессиональные педагоги, которые владеют методикой, используют современные научные данные, свои наблюдения за детьми и опыт работы с ними. А современную музыку дети могут слушать самостоятельно.
Основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении.
— Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
— Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность, способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения;
Все задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, в музыкальных кружках, студиях, в музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культуры народа. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он естественно «проникается» народно — песенными интонациями. Они становятся ему привычными родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию различных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную и современную музыку, как «взрослую» так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского М. И. Глинки) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта
Воспитательная роль современной семьи, её жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя её взрослых членов, от целеустремлённости, волевых черт характера.
Нравственное и эстетическое воспитание в семье призвано развивать талант и дарования детей, или как минимум дать представление о прекрасном существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось много ложных ценностей, сбивающих и детей и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир и гармонию, заложенную природой.
Музыка — величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомится с окружающими явлениями.
Источник
Музыкальное воспитание ребенка в семье.
Самые лучшие условия воспитания, в том числе и музыкальные, должны быть созданы в семье. Так как не все дети до трех лет посещают детские сады. Родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что это период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. В самом раннем возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкально воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит, понимает, разбирается как в современной, классической и народной музыке.
Основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении:
— обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями
— вызвать интерес к музыке,
— передать традиции своего народа,
— сформировать основы музыкальной культуры;
Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, игра на детских музыкальных инструментах).
Все задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, в музыкальных кружках, студиях, в музыкальных школах; посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культуры народа. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он естественно проникается народно — песенными интонациями. Они становятся ему привычными родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию различных музыкальных инструментов.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского М. И. Глинки) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарт
Я думаю, что игра на инструментах — интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Поэтому дети должны слышать, что родители поют или играют на гитаре, на фортепиано, на губной гармошке. Детей должны окружать «живые звуки». Это важно, когда ребенок только познает мир. Постепенно дети начинают подпевать или подыгрывать. У них развивается слух и мышление.
Родители должны помогать ребенку, осваивать настоящий музыкальный инструмент. Это может быть тростниковая дудочка или губная гармошка или что-то другое. Хорошо, если родители что-то играют, а ребенок помогает, к примеру, на барабане.
Элемент игры должен сохраняться, но такие занятия надо продолжать и осваивать что-то новое. Обязательно показывать, что уже умеет ребенок, друзьям, бабушкам и дедушкам. Для ребенка важно признание и похвала.
Предлагаю использовать Музыкальные игрушки. Выбор игрушек для ребенка очень важен. Музыкальные игрушки нравятся всем детям. Родители должны заинтересованно играть с детьми в игрушки и помогут развить воображение и интеллект. «Нажималки» оказывают на ребенка такое же действие, как и любая звучащая музыка:
— влияют на настроение и поведение ребенка (медленная музыка успокаивает, бодрая — возбуждает)
— стимулирует речевое и эмоциональное развитие, улучшает наглядно-образное мышление.
Мягкие игрушки нравятся всем детям. Их можно кормить, одевать, укладывать с собой в кроватку. А если игрушка умеет еще и «петь», то заниматься с ней вдвойне веселей! Одними из самых популярных, по крайней мере среди моих знакомых, являются обучающие игрушки, озвучивающие буквы, цифры, несложные стишки-потешки и детские песенки. Это весело, а самое главное ребенок во время игры узнает что-то новое.
Игрушки, имитирующие настоящие звуки познакомят ребенка с окружающим миром. Для большей «достоверности» можно использовать игрушки, имитирующие, причем часто вполне правдоподобно, реальные звуки: игрушки с голосами домашних животных, с голосами диких зверей и птиц и т.д. Мальчикам наверняка придется по душе музыкальная игрушка автомобильной тематики со звуками сирены, сигнализации, клаксона, работающего двигателя. Девочкам – игрушки со звуками стиральной машины, микроволновки, холодильника. Существуют и игрушки, имитирующие звуки настоящих музыкальных инструментов.
Погремушка хороша тем, что ее не обязательно покупать. Можно сделать из подручных материалов: «Киндер сюрприза», насыпав туда сахар, крупу, фасоль. Для ребенка постарше можно сделать погремушку из пластиковой бутылки или даже из воздушного шарика. Более мелодичный, «музыкальный» звук издают так называемые звенящие шары и неваляшки.
Когда ребенок становится постарше, можно начинать знакомить его с природой звука. Для этого понадобятся инструменты как минимум трех групп: Ударные:
начать лучше с ударных, в них все как-то понятней– стукнул, шлепнул – вот и звук. Детки постарше начинают осваивать палочки. А с помощью палочек уже можно играть и на барабане, и на ксилофоне, и на металлофоне, и на чем угодно. Ну а если вашему ребенку по душе русские инструменты, то среди них ударных тоже много: это и деревянные ложки, и трещотка, и рубель (это ребристая доска для стирки белья)
стирать – так вот, наши предки с помощью специальных палочек и ее в музыкальный инструмент превращали).
состав симфонического оркестра входит), состав симфонического оркестра входит),
Духовые: у духовых инструментов другой способ извлечения звука дунул – зазвучало! А с помощью определенных манипуляций можно еще и звуки разной высоты издавать, целую мелодию сыграть! Начинать, опять же, надо с чего попроще – со свистулек. Можно простейшую «свистульку» и самим сделать – из стеклянной бутылки, частично наполненной водой. Если дунуть в горлышко под определенным углом – бутылка зазвучит. А меняя количество воды, можно и высоту звука менять. Есть и инструменты посложнее — губные гармошки, игрушечные дудочки и флейты. Ну а если ребенка это увлечет — тем лучше.
Струнные: в этих инструментах звук издает колеблющаяся струна. Ее можно увидеть, пощупать. Строго говоря, такие инструменты редко бывают «игрушечными», на них как-то не принято играть «просто так». Но что мешает попробовать? Если моторика ребенка уже достаточно развита, чтобы «щипать» отдельные струны, можно предложить гусли, балалайку, домру, гитару, хоть арфу – главное, чтобы это доставляло вам и малышу удовольствие.
Движение под музыку (танцы и музыкальные игры) учат ребенка лучше управлять своим телом;
Музыка — величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомится с окружающими явлениями.
Источник