Музыкальное воспитание и развитие ребенка в детском саду
Мухина Евгения Юрьевна
Музыкальное воспитание в ДОУ: задачи, формы организации
Музыкальное воспитание в ДОУ
Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей. Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его таланты, идет активное развитие личности.
За короткий срок в системе музыкального воспитаниядошкольников изменилось очень многое: появилось большое количество программ, образовательных технологий, изменились дети и родители. А главное – изменились требования к их содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволили образовывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания:
Область «Музыка» входит в совокупность образовательных областей программы. Реализация её содержания направлена на формирование общей культуры детей через развитие музыкальности, приобщение к музыкальному искусству.
Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, способствует гармоничному личностному развитию. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей, но и способствует социализации ребенка, а также формирует его духовную культуру.
Основные задачи музыкального воспитанияв соответствии с ФГОС ДО:
• Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
• Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
• Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
• Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: Образовательная деятельность, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках и музыка в семье.
Образовательная деятельность — основная форма работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Образовательная деятельность включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Объединяет детей общими, радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учит культуре поведения, требует определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее, на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на непосредственно образовательной деятельности. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей. Содержание занятий включает обучение пению, слушанию музыки, ритмике, элементам музыкальной грамоты, игре на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада.
Цель и задача образовательной деятельности заключается в том, что бы привить дошкольникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации, жанрах, музыкальных формах, способствовать формированию у детей художественного вкуса.
Образовательная деятельность, является основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения. В быту же, приоритетным становится косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей. Музыка в повседневной жизни детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности: праздники, развлечения, утренняя гимнастика.
Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя, музыкального руководителя,родителей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и пристрастия детей. Взаимодействие всего педагогического коллектива является одним из признаков высокоэффективной организации воспитательно – образовательного процесса. Музыкальный руководитель создаёт условия для овладения детьми знаниями, умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности, а воспитатель способствует их закреплению.
Для того, чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, музыкальному руководителю необходимо выстроить взаимодействие не только с коллективом педагогов, но и родителями. Для этого с родителями проводится определённая работа, в процессе которой необходимо добиться, чтобы они стали проводниками культурного становления ребёнка. Дети и взрослые любят общие формы взаимодействия, а это праздники, развлечения, конкурсы, викторины.
Кружковая работа также способствует возникновению самостоятельной музыкальной деятельности детей как в группе, так и дома вместе с родителями. Накопленный музыкальный опыт ребёнок переносит в повседневную жизнь в соответствии со своими интересами и желаниями.
Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.
Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством Н. А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его организациирекомендуется придерживаться следующих положений:
— обучение — средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;
— музыкальные занятия — основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации, как в детском саду, так и в семье;
— содержание обучения должно соответствовать целям музыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи;
— руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху, в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.
Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках.
Источник
наиля газизова
Доклад «Музыкальное воспитание в детском саду»
Доклад на тему:
«Музыкальное воспитание в детском саду»
Для чего, скажи мой друг, музыка нужна?
Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!
Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!
Чтобы чувства, настроения
Мы без слов могли понять!
Значимость музыкального воспитания в детском саду является
одним из основных компонентов эстетического воспитания
дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко
и эмоционально реагируют на музыку.
Она является важнейшим элементом психологического
комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть
творческие способности детей, развить артистизм и воображение,
развивает физическую координацию движений.
Музыка – источник особой детской радости в дошкольном
детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу
искусства при достаточном богатстве впечатлений, стремится
выразить их в собственном «творческом продукте» через
музицирование.
Цель: Создать условия, развития особого неравнодушного
активно преобразующего отношения ребёнка к миру
эстетического отношения в котором переплетаются качества
нравственности, эстетического и эмоционального начала,
его образного мышления, творческих способностей.
Задачи:
Способствовать формированию у дошкольников эмоционально
ценностного отношения к миру:
.развивать эмоционально чувственную сферу ребёнка и его
художественно-образное мышление как основу развития
творческой личности;
. способствовать развитию у детей способности к восприятию
произведений искусства;
. воспитывать понимание красоты произведений искусства,
потребность общения с ними;
. расширение культурного кругозора дошкольников создание
предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической
и современной музыки;
. приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной
речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу
для последующего самостоятельного знакомства с музыкой,
музыкального самообразования и самовоспитания.
. помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании
музыкальной культуры ребёнка. а через неё и художественной
и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства,
развить его воображение, фантазию, художественные способности
через систему творческих заданий.
Что делает музыкальный руководитель?
Осуществляет и развивает все виды музыкально художественной
деятельности детей. Формирует интерес и любовь к музыке,
знакомит детей с различными жанрами музыкальных произведений,
композиторами. Совершенствует у детей навык различения
звучание музыкальных инструментов, формирует певческие
навыки. Развивает чувство ритма, формирует навыки исполнения-
танцевальных движений. Музыкальный руководитель в
начале и в конце года проводит диагностику музыкальных
способностей детей. На основе полученных данных подбирает
индивидуальные музыкальные упражнения для детей. Организует
тематические музыкальные праздники и развлечения, театрали-
зованные представления и концерты. Проводит работу по
развитию творческого потенциала дошкольников средствами
театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях дети
разучивают музыкальные игры, считалки, скороговорки, которые
способствуют развитию творческой активности. Проводит
нестандартные занятия.
Музыкальные занятия в детском саду.
Музыкальные занятия позволяют ребёнку войти в увлекательной форме
в мир музыки, развивают умственные, физические способности.
Весёлые песенки, упражнения под музыку, потешки и классическая
музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности
ребёнка, формирование его творческих способностей.
Занятия развивают двигательные навыки, координацию,
, концентрацию внимания, речь. Дети учатся взаимодействию
в коллективе, развивают музыкальный слух, обучаются игре на
музыкальных инструментах. В нашей работе используется много
фольклорного материала: потешки, весёлые песенки, дразнилки,
частушки. Музыкальные занятия раскрепощают ребёнка, обогащают
ребёнка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные
способности.
Праздники в детском саду.
Это особый день для ребёнка. Именно светлые воспоминания
детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.
Праздники помогают выразить свои эмоции в музыке, в
художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает
интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями.
закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус,
активизирует их.
Памятка для родителей.
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости
начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше
2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков.
Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения
что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают
подобные желания, то пение на ваш взгляд кажется далёким от
совершенства, а движение смешным и неуклюжим. Не расстраивайтесь!
Количественные накопления обязательно перейдут в качественные.
Для этого потребуется время и терпение
.
3. Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» немузыкальный, если вы
ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Источник
Потёмкина Оксана Николаевна
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Для чего, скажи, мой друг, музыка нужна?
Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!
Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!
Чтобы чувства, настроение мы без слов могли понять!
Музыкальное развитие детей, как и развитие речи ребенка, немыслимо без активного участия Вас, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки. Здесь вы найдете материалы по музыкальному развитию малышей.
Музыкальное воспитание в детском саду №149 г. Воронеж осуществляет музыкальный руководитель Потёмкина Оксана Николаевна.
Занятия ведутся во всех возрастных группах по программе «От рождения до года».Также используются в нашей работе программы:
* «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.
* «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой.
* «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.
* Программа «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, технология Т. Суворовой.
Музыкальное воспитание в детском саду — важнейшее направление эстетического развития.
Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку. Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение, развивает физическую координацию
Музыка — источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование.
ЦЕЛЬ: создать условия развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребёнка к миру — эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.
ЗАДАЧИ:
* способствовать формированию у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к миру;
* развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
* способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
* воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
* расширение культурного кругозора дошкольников, создание предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической и современной музыки;
* приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной, речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания
* помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании музыкальной культуры ребёнка, а через неё и художественной и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства, развить его воображение, фантазию, художественные способности через систему творческих заданий.
ЧТО ДЕЛАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ?
Осуществляет и развивает все виды музыкально-художественной деятельности детей. Формирует интерес и любовь к музыке, знакомит детей с различными жанрами музыкальных произведений, композиторами. Совершенствует у детей навык различения звучания музыкальных инструментов, формирует певческие навыки. Развивает чувство ритма, формирует навыки исполнения танцевальных движений. Музыкальный руководитель в начале года проводит диагностику музыкальных способностей детей. На основе полученных данных подбирает индивидуальные музыкальные упражнения для детей.
Организует тематические музыкальные праздники и развлечения, театрализованные представления и концерты. Проводит нестандартные занятия («Богатыри земли русской», интегрированные («Что у осени в корзине?», доминантные по пению («Прекрасен мир поющий»). Проводит работу по развитию творческого потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях дети разучивают музыкально — театрализованные игры, музыкальные этюды, считалки, скороговорки, которые способствуют развитию творческой активности.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
Мы, маленькие дети, счастливей всех на свете.
Мы весело живём. Танцуем и поём!
Под таким девизом проходят мои музыкальные занятия. Музыкальные занятия позволяют ребёнку не только в увлекательной игровой форме войти в мир музыки, но и развивает умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребёнка. Весёлые песенки, упражнения под музыку, потешки, народная и классическая музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности ребёнка, формирование его творческих способностей. Занятия развивают двигательные навыки, координацию, концентрацию внимания, речь (подпевания, дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают музыкальный слух, обучаются игре на музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях детей учат петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах. Большое внимание уделяется также театрализованной деятельности.В нашей работе используется много фольклорного материала: потешки, весёлые песенки, дразнилки, частушки и т. д. Музыкальные занятия эмоционально раскрепощают ребёнка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные способности. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Праздник в детском саду — особый день для ребёнка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Праздник помогает выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их.
НА ДЕТСКОМ ПРАЗДНИКЕ
Добро пожаловать на детский праздник к нам.
И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.
Мы в музыкальном зале рады видеть всех.
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать. Нехорошо артистов огорчать.
В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтоб на утренник в детский сад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или ваш сынок. Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.
А что же можно? Спросите вы нас! Мы очень просим, дорогие вас,
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей. А если уж пришлось вам опоздать.
То постарайтесь никому не помешать. Вы между номерами паузу дождитесь.
Пройдите в зал и у дверей садитесь. И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки. А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!» Ещё хотим, друзья вам предложить.
Свои таланты в зале проявить. Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть. Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.
И знайте, ждем всегда мы очень встреч, приятных с вами!
Памятка для родителей по музыкальному воспитанию.
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент,то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», — считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.
2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
3. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» — немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Источник