Музыкальное развитие ребенка в работе ветлугиной контрольная

(ПО Н.А. ВЕТЛУГИНОЙ)*

* Ветлугииа Н.А., Кснеман Л.В. Теория и методика музыкального воспитания в диском саду. — М: Просвещение, 1983. — С. 222   226

Продолжение таблицы

1

2

Движение в соответствии с музыкой

Звучит украинская народная мелодия, ребе нок должен, менять движения соответствен но музыке (бег и притопывание ногой).

Средняя группа

Выявление музыкальных интересов

Дети «по секрету» говорят педагогу, какую музыку им хочется послушать.

Узнавание знакомых пе сен и пьес, исполняемых педагогом

Детям раздают карточки с условным изобра жением содержания знакомых им пьес и пе сен. Узнав произведение, ребенок поднимает соответствующую карточку.

Узнавание знакомых му зыкальных произведений по вступлению, заключе нию

Педагог исполняет вступление или заключе ние знакомых детям музыкальных произве дений.

Проверка качества певче ских навыков

Коллективное исполнение знакомых песен в сопровождении фортепиано. Дети опраши ваются небольшими группами.

Проверка    правильности исполнения   простейшей попевки без сопровожде ния

Индивидуальный опрос. Педагог помогает ребенку, если он затрудняется, даст оценку исполнения.

Различение   звуков   по высоте

Используя примеры из «Музыкального бук варя», педагог предлагает детям различать высокие и низкие звуки в пределах октавы, септимы, сексты, квинты.

Различение ритмического рисунка пьесы

Дети передают хлопками простейший рит мический рисунок мелодии.

Передавать   движениями характер незнакомой му зыки

Дети двигаются под музыку, стараясь пере дать плясовой или маршевый ее характер.

Умение заканчивать дви жение   одновременно   с окончанием звучания му зыки

Дети движутся под марш. Педагог неожи данно перестает играть (после окончания му зыкальной фразы, предложения) и фиксиру ет, остановился ли ребенок, когда перестала звучать музыка.

Различение части в двух-

частном построении музыкального произведения

Дети движутся под незнакомую музыку, ме няя движение или направление движения со сменой частей в музыке.

Различение части в трех частном построении музыкального произведения

Выполнение детьми элементов танцев, пред ложенных педагогом.

Продолжение таблицы

1

2

Применение знакомых эле ментов танца в свободной пляске

Детям предлагают двигаться под музыку танцевального характера, используя знако мые элементы танца.

Старшая группа

Выявление интересов детей к музыкальным произведе ниям

Педагог устанавливает, какие песни, пьесы дети помнят. Дети по очереди шепотом на зываю! педагогу любимое произведение.

Различение характера, жан ра музыкальных произведе ний (марш, вальс, полька, колыбельная)

Педагог исполняет незнакомые мелодии, а дети показываю! соответствующие карточ ки с изображением детей, марширующих, танцующих или укачивающих куклу.

Узнавание знакомого музы кального произведения по вступлению или мелодии

Педагог исполняет вступление или мело дию знакомой песни (пьесы), дети называ ют ее.

Проверка качества исполне ния детьми знакомых песен

Коллективное исполнение знакомых песен (по типу «Устроим концерт»), затем испол нение несложных песен или попенок без сопровождения. Индивидуальное исполне ние знакомой песни с фортепианным со провождением.

Проверка певческого слуха, вокально-слуховой координации

Каждому ребенку дается задание на повто рение мелодии «музыкальное эхо». С этой целью педагог варьирует мелодиче ские интонации, наиболее сложные из них предлагает повторить хорошо успевающим детям.

Проверка качества детских импровизаций

Педагог дает детям задание различной сте пени трудности: а) «Спой свое имя»; б) му зыкальные вопросы и ответы («Как тебя зо вут?»).

Проверка навыков создания музыкально-игровых   обра зов звучания наиболее контрастных но тембру детских музыкальных инструментов

Педагог предлагает незнакомые произведе ния, различные по тематике и жанрам, и просит показать движениями, как марши руют солдаты, летит самолет, крадется ли са, порхают бабочки.

Проверка качества усвоения танцевальных движений и их импровизации

Исполняется двух-частная пьеса (полька). На первую часть дети бегут парами, на вто рую каждый придумывает комбинацию из знакомых танцевальных элементов. Задание выполняется коллективно.

Различение и передача ритмического рисунка мелодии попевки

Педагог исполняет пьесу на металлофоне,

барабане, бубне (из «Детского оркестра» Н.А. Ветлугиной). Дети должны назвать инструмент.

Определение на слух

Поочередное пение и исполнение на инстру менте ритмической попевки (из «Музыкального букваря А. Ветлугиной)

Подготовительная группа

Называние любимых музыкальных произведений

Педагог просит ребенка назвать любимое произведение и объяснить, почему оно нра вится

Узнавание знакомого музыкального произведе ния по отдельным фраг ментам

Педагог предлагает детям узнать исполняе мое произведение по отдельно сыгранным вступлению, заключению, второй части, яр кому фрагменту. Опрос проводится индиви дуально

Различение характера трех пьес одного жанра (пляска, полька, вальс)

Детям предлагают рассмотреть картинки с условным изображением польки, вальса и плясовой. После исполнения произведений дети выбирают соответствующую картинку. Педагог исполняет незнакомое произведе ние. Фишками разного цвета дети отмечают начало звучания каждой части

Определение трехчастной формы музыкально го произведения при ус ловии динамических и темповых изменений во второй части

Знать и называть знако мые произведения ком позиторов

П.И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского

Различение вокальной и инструментальной музыки

Звучит грамзапись. Педагог предлагает де тям определить вокальную и инструментальную музыку

Исполнение знакомых
песен

Дети по своему  выбору исполняют 2-3 пес ни

Исполнение знакомой песни в разных тональностях

Дети исполняют знакомую песню в двух раз ных тональностях по тону, данному педаго гом

1

2

Определение направления движения мелодии вверх и вниз

По звукоряду дети определяют, куда движется мелодия, вверх или вниз, и по ют звукоряд.

Определение высоких и низких звуков в пределах квинты-терции

Педагог поочередно исполняет высокие и низкие звуки в пределах квинты-терции. Кто-либо из детей определяет, какой звук высокий (низкий).

Различение точности ис полнения песни

Кто-либо из детей исполняет песню, а другой ребенок определяет качество пе ния.

Передача в движении му зыкально-игрового образа

Прослушав незнакомую музыку, дети изображают с помощью выразительных движений характер персонажа.

Оценка исполнения танца товарищами

Дети парами исполняют танец. Осталь ные дают оценку их исполнению.

Сочинение танца

Дети становятся парами и договаривают ся, какие движения будут выполнять. Наблюдающие оценивают их исполне ние.

Импровизация пляски с использованием знакомых элементов народного танца

Опрос идет по парам (кто придумает больше вариантов?).

Инсценирование незнако мой песни с помощью самостоятельно подобранных движений

Педагог поет песню, ребенок импровизирует, стараясь не копировать своих това рищей.

Определение на слух зву чания детских музыкаль ных инструментов

Дети прослушивают и определяют, на каких  инструментах играли в оркестре взрослые.

Исполнение мелодии зна комых песен на детских инструментах

Детям предлагают па инструменте с диатоническим или хроматическим звукоря дом исполнить знакомую мелодию.

Знание и умение исполнять знакомые попевки

Педагог предлагает детям по желанию исполнить любимую попевку на музыкальном инструменте.

Источник

Çàäà÷è è ñîäåðæàíèå ïðîãðàììû ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ. Ðàçðàáîòêà Í.À. Âåòëóãèíîé ñèñòåìû ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ äëÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ïðèìåíÿåìîé â äåòñêèõ ñàäàõ. Âèäû è ôîðìû îðãàíèçàöèè ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé. Ìóçûêàëüíûé áóêâàðü.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

Çàäà÷è è ñîäåðæàíèå ïðîãðàììû ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ

Âèäû è ôîðìû îðãàíèçàöèè ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé

Ìóçûêàëüíûé áóêâàðü

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Ðàçëè÷íûå âèäû èñêóññòâà îáëàäàþò ñïåöèôè÷åñêèìè ñðåäñòâàìè âîçäåéñòâèÿíà ÷åëîâåêà. Ìóçûêà æå èìååò âîçìîæíîñòü âîçäåéñòâîâàòü íà ðåáåíêà íà ñàìûõðàííèõ ýòàïàõ. Äîêàçàíî, ÷òî äàæå âíóòðèóòðîáíûé ïåðèîä ÷ðåçâû÷àéíî âàæåí äëÿ ïîñëåäóþùåãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà: ìóçûêà, êîòîðóþ ñëóøàåò áóäóùàÿ ìàòü, îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ñàìî÷óâñòâèå ðåáåíêà.

Ìóçûêà ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç áîãàòåéøèõ è äåéñòâåííûõ ñðåäñòâ ýñòåòè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ, îíà îáëàäàåò áîëüøîé ñèëîé ýìîöèîíàëüíîãî âîçäåéñòâèÿ, âîñïèòûâàåò ÷óâñòâà ÷åëîâåêà, ôîðìèðóåò âêóñû.

Ñîâðåìåííûå íàó÷íûå èññëåäîâàíèÿ ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî ðàçâèòèå ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé, ôîðìèðîâàíèå îñíîâ ìóçûêàëüíîé êóëüòóðû — ò.å. ìóçûêàëüíîå âîñïèòàíèå íóæíî íà÷èíàòü â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Îòñóòñòâèå ïîëíîöåííûõ ìóçûêàëüíûõ âïå÷àòëåíèé â äåòñòâå ñ òðóäîì âîñïîëíèìî âïîñëåäñòâèè. ×òîáû ïîëþáèòü ìóçûêó, ðåáåíîê äîëæåí èìåòü îïûò âîñïðèÿòèÿ ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé ðàçíûõ ýïîõ è ñòèëåé, ïðèâûêíóòü ê åå èíòîíàöèÿì, ñîïåðåæèâàòü íàñòðîåíèÿ.

Ìóçûêàëüíîå ðàçâèòèå îêàçûâàåò íè÷åì íå çàìåíèìîå âîçäåéñòâèå íà îáùåå ðàçâèòèå: ôîðìèðóåòñÿ ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà, ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ìûøëåíèå, âîñïèòûâàåòñÿ ÷óòêîñòü ê êðàñîòå â èñêóññòâå è æèçíè. «Òîëüêî ðàçâèâàÿ ýìîöèè, èíòåðåñû, âêóñû ðåáåíêà, ìîæíî ïðèîáùèòü åãî ê ìóçûêàëüíîé êóëüòóðå, çàëîæèòü åå îñíîâû. Äîøêîëüíûé âîçðàñò ÷ðåçâû÷àéíî âàæåí äëÿ äàëüíåéøåãî îâëàäåíèÿ ìóçûêàëüíîé êóëüòóðîé. Åñëè â ïðîöåññå ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè áóäåò ñôîðìèðîâàíî ìóçûêàëüíî-ýñòåòè÷åñêîå ñîçíàíèå, ýòî íå ïðîéäåò áåññëåäíî äëÿ ïîñëåäóþùåãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà, åãî îáùåãî äóõîâíîãî ñòàíîâëåíèÿ» (4).

Çàäà÷è è ñîäåðæàíèå ïðîãðàììû ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ

Í.À Âåòëóãèíà ðàçðàáîòàëà ñèñòåìó ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ äëÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, êîòîðóþ àêòèâíî ïðèìåíÿþò â äåòñêèõ ñàäàõ.

Öåëüþ ïðîãðàììû ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ó ðåáåíêà îáùåé ìóçûêàëüíîñòè. Ìóçûêàëüíîñòü — ýòî óñâîåííûé ìóçûêàëüíûé îïûò, ñïîñîáû óñâîåíèÿ îïûòà, à òàêæå ñïîñîáíîñòè, âûñòóïàþùèå êàê ðåçóëüòàòà óñâîåíèÿ äåòüìè îáîáùåííûõ ñïîñîáîâ ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Ìóçûêàëüíîñòü ó äåòåé — ýòî êîìïëåêñ ñïîñîáíîñòåé, ñîäåéñòâóþùèõ óñïåøíîìó ïðîÿâëåíèþ àêòèâíîé ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè â äîñòóïíûõ ôîðìàõ. Èíòåðåñ ê ìóçûêå è äîñòàòî÷íî ðàçâèòûé ìóçûêàëüíûé ñëóõ, ãîâîðÿò î ìóçûêàëüíîñòè ðåáåíêà. . Ìóçûêàëüíîñòü ôîðìèðóåòñÿ ÷åðåç ìóçûêàëüíóþ äåÿòåëüíîñòü äåòåé. Ñóùåñòâóþò ñïîñîáíîñòè, íàëè÷èå êîòîðûõ íåîáõîäèìî ðåáåíêó äëÿ âûïîëíåíèÿ êîíêðåòíîé äåÿòåëüíîñòè — ñëóøàíèÿ, èñïîëíåíèÿ, òâîð÷åñòâà. Òàêèìè ñïîñîáíîñòÿìè ÿâëÿþòñÿ:

1)ñïîñîáíîñòü öåëîñòíîãî âîñïðèÿòèÿ ìóçûêè (âíèìàòåëüíîå ñëóøàíèå è ñîïåðåæèâàíèå õóäîæåñòâåííîãî îáðàçà â åãî ðàçâèòèè) è äèôôåðåíöèðîâàííîãî (ðàçëè÷åíèå ñðåäñòâ ìóçûêàëüíîé âûðàçèòåëüíîñòè);

2)èñïîëíèòåëüñêèå ñïîñîáíîñòè (÷èñòîòà ïåâ÷åñêèõ èíòîíàöèé; ñîãëàñîâàííîñòü äâèæåíèé ïðè èãðå íà äåòñêèõ èíñòðóìåíòàõ);

3)ñïîñîáíîñòè, ïðîÿâëÿþùèåñÿ â òâîð÷åñêîì âîîáðàæåíèè ïðè âîñïðèÿòèè ìóçûêè, â ïåñåííûõ, ìóçûêàëüíî èãðîâûõ òàíöåâàëüíûõ èìïðîâèçàöèÿõ.

Âåòëóãèíà âûäåëèëà îñíîâíûå óìåíèÿ è íàâûêè ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè:

1. Öåëîñòíîå è äèôôåðåíöèðîâàííîå âîñïðèÿòèå òîãî èëè èíîãî ïðîèçâåäåíèÿ, îðèåíòèðîâêà â íåì. Öåëîñòíîå âîñïðèÿòèå ïðåäïîëàãàåò ïðàâèëüíóþ ýìîöèîíàëüíóþ ðåàêöèþ íà îáùèé íàñòðîé ïåñíè èëè ïüåñû. Ðåáåíîê ñëåäèò çà ðàçâèòèåì õóäîæåñòâåííîãî îáðàçà, âûðàæåííîãî êîìïëåêñîì ìóçûêàëüíûõ ñðåäñòâ â îïðåäåëåííîé ôîðìå. Íåîäíîêðàòíîå ïðîñëóøèâàíèå ïîçâîëÿåò âîñïðèíèìàòü ìåëîäèþ äèôôåðåíöèðîâàííî, óëàâëèâàòü êîëè÷åñòâî åå õàðàêòåðíûõ ÷åðò. Ýòè óìåíèÿ ïîìîãàþò óëó÷øàòü êà÷åñòâî ñîáñòâåííîãî èñïîëíåíèÿ.

2. Ñîïåðåæèâàíèå ÷óâñòâ, íàñòðîåíèé, âûðàæåííûõ â ìóçûêå. Îíî íåîáõîäèìî äëÿ âûðàçèòåëüíîé èñïîëíèòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè.

3. Õóäîæåñòâåííîå èñïîëíèòåëüñòâî. Äåòÿì äîñòóïíî óìåíèå ïðîÿâèòü ñâîå îòíîøåíèå ê èñïîëíÿåìîìó ïðîèçâåäåíèþ; íåïðèíóæäåííîñòü, åñòåñòâåííîñòü äåéñòâèé âî âñåõ âèäàõ ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè; îòíîñèòåëüíàÿ òî÷íîñòü ïåâ÷åñêèõ è ìóçûêàëüíî — ðèòìè÷åñêèõ íàâûêîâ.

4. Òâîð÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ äåòåé. Ñîçäàíèå íîâûõ îáðàçîâ è äåéñòâèé.

5. Ñàìîñòîÿòåëüíûå äåéñòâèÿ. Óìåíèÿ äåéñòâîâàòü áåç ïîñòîðîííåé ïîìîùè.

Íàçâàííûå óìåíèÿ è íàâûêè ñïîñîáñòâóþò ðåàëèçàöèè îñíîâíûõ çàäà÷ ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ:

1. Âîñïèòûâàòü óñòîé÷èâûé èíòåðåñ è ëþáîâü ê ìóçûêå, çàêëàäûâàòü îñíîâû ìóçûêàëüíîãî âêóñà, ðàçâèâàòü ñòðåìëåíèå ñîâìåñòíî èñïîëíÿòü ïåñíè, ïëÿñêè, ðàçâèâàòü íðàâñòâåííûå êà÷åñòâà, ýìîöèîíàëüíóþ îòçûâ÷èâîñòü, ìóçûêàëüíûå ñïîñîáíîñòè è ïàìÿòü.

2. Ðàçâèâàòü ñïîñîáíîñòü âîñïðèÿòèÿ è èñïîëíèòåëüñòâà: öåëîñòíîå è äèôôåðåíöèðîâàííîå âîñïðèÿòèå, ïåâ÷åñêèé ãîëîñ, ñëóõîâîé ñàìîêîíòðîëü, âûðàçèòåëüíîñòü ïåíèÿ, îáðàçíîñòü è ðèòìè÷íîñòü äâèæåíèé, óìåíèå èãðàòü â àíñàìáëå íà ðàçëè÷íûõ èíñòðóìåíòàõ.

3. Çíàêîìèòü ñ ïðîñòåéøèìè ñâåäåíèÿìè î õàðàêòåðå ìóçûêè, åå ðàçâèòèè, èçìåíåíèè, î ñõîäíûõ è êîíòðàñòíûõ ïîñòðîåíèÿõ, âûðàçèòåëüíûõ ñðåäñòâ, î íàëè÷èè âûñîêèõ — íèçêèõ, äîëãèõ — êîðîòêèõ çâóêîâ.

4. Ðàçâèâàòü òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè äåòåé, ïðèîáùàÿ èõ ê ïåñåííûì èìïðîâèçàöèÿì, èíñöåíèðîâàíèþ èãðîâûõ ïåñåí.

Íàçâàííûå âûøå çàäà÷è êîíêðåòèçèðóþòñÿ â ôîðìå îïðåäåëåííûõ âèäîâ ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.(2,3)

Âèäû è ôîðìû îðãàíèçàöèè ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé.

Ïåðâûì è âåäóùèì âèäîì â äåòñêîé ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ÿâëÿåòñÿ ñëóøàíèå — âîñïðèÿòèå. Ñëóøàíèå ñêëàäûâàåòñÿ èç ñëåäóþùèõ äåéñòâèé:

-ñëóøàíèÿ ïðîèçâåäåíèé;

-ñëóøàíèÿ â ïðîöåññå ðàçó÷èâàíèÿ ïåñåí, õîðîâîäîâ, òàíöåâ.

-ñëóøàíèÿ ñ öåëüþ îïðåäåëåíèÿ ñâîéñòâ çâóêà â äèäàêòè÷åñêèõ èãðàõ.

Âòîðûì âèäîì ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ÿâëÿåòñÿ äåòñêîå èñïîëíèòåëüñòâî. Ïåíèå ÿâëÿåòñÿ ìàññîâûì è äîñòóïíûì âèäîì èñïîëíèòåëüñòâà. Ïåñíÿ — öåííîå ñðåäñòâî íðàâñòâåííî- ýñòåòè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ áëàãîäàðÿ åäèíñòâó ìóçûêàëüíîãî è ëèòåðàòóðíîãî òåêñòà. Åùå îäíèì âèäîì ÿâëÿåòñÿ ðèòìèêà. Ìóçûêàëüíî — ðèòìè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü óñëîâíî äåëèòüñÿ íà äâå ãðóïïû: âîñïðèÿòèå ìóçûêè è âîñïðîèçâåäåíèå åå âûðàçèòåëüíûõ ñâîéñòâ è äâèæåíèé. Ïåðâàÿ ãðóïïà äåéñòâèé ñâÿçàíà ñ öåëîñòíûì âîñïðèÿòèåì ìóçûêè, êîòîðîå ïîñòåïåííî äèôôåðåíöèðóåòñÿ, ñòàíîâèòüñÿ áîëåå òî÷íûì. Ðåáåíîê âûäåëÿåò îòäåëüíûå íàèáîëåå ÿðêèå ñðåäñòâà — ðåãèñòðû, äèíàìè÷åñêèå, òåìïîâûå íþàíñû, ìåòðè÷åñêóþ ïóëüñàöèþ, ñòðóêòóðó ïðîèçâåäåíèÿ è ò.ä. Âòîðàÿ ãðóïïà äåéñòâèé íàïðàâëåíà íà îñâîåíèå äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ â ïðîöåññå ìóçûêàëüíûõ èãð, õîðîâîäîâ, òàíöåâ. Ïðè ýòîì èñïîëüçóþòñÿ ðàçëè÷íûå äâèæåíèÿ: èç îáëàñòè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, òàíöà. Âñå ìóçûêàëüíî — ðèòìè÷åñêèå äâèæåíèÿ âûïîëíÿþò îáùóþ çàäà÷ó — äîáèòüñÿ ñëèòíîñòè õàðàêòåðà äâèæåíèÿ è ìóçûêè. Ìóçûêàëüíûå èãðû — âåäóùàÿ ôîðìà îðãàíèçàöèè ðèòìè÷åñêèõ äâèæåíèé.  îñíîâå èãðû ÷àùå âñåãî ìóçûêà, êîòîðàÿ ïîäñêàçûâàåò õîä äåéñòâèé ñþæåòíîé èãðû, ìóçûêàëüíóþ õàðàêòåðèñòèêó ïåðñîíàæåé. Õîðîâîäû ÷àùå âñåãî ïðîõîäÿò ïîä íàðîäíûå ïåñíè. Òàíöû ïîñòðîåíû íà çàôèêñèðîâàííûõ äâèæåíèÿõ â îïðåäåëåííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè è ïîñòðîåíèè (ïàðû, êðóã)- ñîñòîÿò èç çíàêîìûõ ýëåìåíòîâ äâèæåíèé, êîòîðûå ïîâòîðÿþòñÿ íà ïðèïåâ.

Èãðà íà äåòñêèõ ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòàõ. Ñíà÷àëà äåòåé çíàêîìÿò ñ ðàçëè÷íûìè èíñòðóìåíòàìè , íàçûâàþò èõ, îáðàùàþò âíèìàíèå äåòåé íà òåìáðîâóþ îêðàñêó, îáúÿñíÿþò ðàñïîëîæåíèå âûñîêèõ è íèçêèõ çâóêîâ, ïîêàçûâàþò ïðèåìû èãðû. Ïîñòåïåííî â ñàìîñòîÿòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòè îñâàèâàþò ïðèåìû èãðû. Äîøêîëüíèêàì äîñòóïíû òàêèå èñïîëíèòåëüñêèå êà÷åñòâà êàê: âûðàçèòåëüíîñòü âîñïðîèçâåäåíèÿ, óìåíèå ïðîÿâèòü ñâîå îòíîøåíèå ê èñïîëíÿåìîìó ïðîèçâåäåíèþ; íåïðèíóæäåííîñòü, åñòåñòâåííîñòü äåéñòâèé âî âñåõ âèäàõ ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè; îòíîñèòåëüíàÿ òî÷íîñòü ïåâ÷åñêèõ è ìóçûêàëüíî — ðèòìè÷åñêèõ íàâûêîâ.

Òðåòèé âèä äåÿòåëüíîñòè — äåòñêîå ìóçûêàëüíîå òâîð÷åñòâî.  ïåíèè ýòî èìïðîâèçàöèÿ ïðîñòåéøèõ ìîòèâîâ, ïðèäóìûâàíèå ñâîèõ ìåëîäèé íà çàäàííûé òåêñò. Òàíöåâàëüíîå òâîð÷åñòâî ïðîÿâëÿåòñÿ â óìåíèè êîìáèíèðîâàòü çíàêîìûå ýëåìåíòû òàíöà, ñîçäàâàòü ñîáñòâåííûå äâèæåíèÿ, ïðèäóìàòü ïðîñòîé òàíåö.

×åòâåðòûì âèäîì ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå ýëåìåíòàðíûõ ñâåäåíèé î ìóçûêå. Ýòîò âèä äåÿòåëüíîñòè íå âêëþ÷åí â ïðîãðàììó äåòñêîãî ñàäà. Ñþäà âêëþ÷åíû ñâåäåíèÿ, êàê îáùåãî, òàê è ñïåöèàëüíîãî õàðàêòåðà.

Ïåðâàÿ ãðóïïà ñâåäåíèé äàåò ïîíÿòü äåòÿì, ÷òî ìóçûêà âñåãäà îòðàæàåò îïðåäåëåííûå ÷óâñòâà, ìûñëè, îíà êàê áû ïîâåñòâóåò î ÷åì — òî è ïîýòîìó òàê ðàçëè÷íà ïî ñâîåìó õàðàêòåðó, íàñòðîåíèþ. Äåòÿì ñîîáùàåòñÿ, ÷òî ìóçûêó ñîçäàþò êîìïîçèòîðû, íàðîä.

Âòîðàÿ ãðóïïà ñâåäåíèé ñâÿçàíà ñ ðàçëè÷íûìè âèäàìè ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.

Âåòëóãèíà Í.À âûäåëèëà 3 ôîðìû çàíÿòèé:

Ôðîíòàëüíûå çàíÿòèÿ ñî âñåé ãðóïïîé äåòåé. Îíî ïðåäóñìàòðèâàåò ñëåäóþùóþ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü äåòñêîé ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè: â íà÷àëå çàíÿòèÿ ìóçûêàëüíî — ðèòìè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, âñëåä çà íèìè ñëóøàíèå ìóçûêè, çàòåì ïåíèå è ïîñëå ýòîãî ìóçûêàëüíàÿ èãðà èëè òàíåö.

Ïîñòðîåíèå çàíÿòèÿ äîëæíî îòâå÷àòü ñëåäóþùèì òðåáîâàíèÿì:

1) Ó÷èòûâàòü óìñòâåííóþ, ôèçè÷åñêóþ è ýìîöèîíàëüíóþ íàãðóçêè äåòåé;

2) Óñòàíàâëèâàòü ïðååìñòâåííîñòü ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé â ïðîöåññå ïðèîáðåòåíèÿ íàâûêîâ, çíàíèé, óñâîåíèÿ ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé;

3) Îáåñïå÷èâàòü ñâÿçü è ïîñëåäîâàòåëüíîñòü âèäîâ äåÿòåëüíîñòè è ðàçó÷èâàåìîãî ìàòåðèàëà;

4) Áûòü âàðèàòèâíûìè è ñîîòâåòñòâîâàòü âîçðàñòíûì âîçìîæíîñòÿì äåòåé, ó÷åáíûì çàäàíèÿì.

Èíäèâèäóàëüíûå ìóçûêàëüíûå çàíÿòèÿ ñ äåòüìè ñòðîÿòñÿ íà îñíîâå òùàòåëüíîãî èçó÷åíèÿ ïåäàãîãîì âîçðàñòíûõ è òèïîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé äåòåé, àíàëèçà èõ ïîâåäåíèÿ è äåÿòåëüíîñòè â êîëëåêòèâå, ó÷åòà óðîâíÿ èõ ôèçè÷åñêîãî, óìñòâåííîãî è ýñòåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ýìîöèîíàëüíîãî æèçíåííîãî òîíóñà. Ïåäàãîã — ìóçûêàíò ó÷èòûâàåò îñîáåííîñòè êàæäîãî ðåáåíêà è ñîçäàåò åìó óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ, îêàçûâàåò èíäèâèäóàëüíóþ ïîìîùü, îáó÷àåò è âîñïèòûâàåò ðåáåíêà.

Ìóçûêàëüíûå çàíÿòèÿ ñ íåáîëüøèìè ãðóïïàìè ïðîâîäÿòñÿ ñ äåòüìè, ó êîòîðûõ íåäîñòàòî÷íî ðàçâèòû ìóçûêàëüíî ñëóõîâûå ïðåäñòàâëåíèÿ, ìóçûêàëüíî — ðèòìè÷åñêîå ÷óâñòâî, ñ çàñòåí÷èâûìè äåòüìè, êîòîðûå ìîãóò ïðîÿâëÿòü ñåáÿ òâîð÷åñêè, íî áîÿòñÿ êîëëåêòèâà.(3)

Íà íèõ ðåøàþòñÿ çàäà÷è ìóçûêàëüíî — ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, îáó÷åíèÿ ðàçëè÷íûì ñïîñîáàì âûïîëíåíèÿ ìóçûêàëüíûõ çàäàíèé ïî ïåíèþ, òâîð÷åñêèå ìóçûêàëüíûå çàäà÷è.

Ïî êàæäîé âîçðàñòíîé ãðóïïå èìååòñÿ êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ïñèõîôèçè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé äåòåé è îïðåäåëåíû çàäà÷è íðàâñòâåííîãî, óìñòâåííîãî è ýñòåòè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îáùèìè òðåáîâàíèåì ïî âñåì âîçðàñòíûì ñòóïåíÿì ÿâëÿåòñÿ âîñïèòàíèå ëþáâè, èíòåðåñà ê ìóçûêå, ýìîöèîíàëüíîé îòçûâ÷èâîñòè, à òàê æå ðàçâèòèå ìóçûêàëüíûõ è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Çàäà÷è, ïîñëåäîâàòåëüíî óñëîæíÿþòñÿ, ò.å. èñïîëüçóåòñÿ êîíöåíòðè÷åñêèé ñïîñîá ïîñòðîåíèÿ ïðîãðàììû.

Âåòëóãèíà Í.À îòìåòèëà ÷åðòû, õàðàêòåðèçóþùèå ïðîèçâåäåíèÿ, ïðåäíàçíà÷åííûå äëÿ äåòåé. Ïðè ýòîì íåîáõîäèìî, ÷òîáû ïðîèçâåäåíèÿ:

-îòáèðàëèñü èç òðåõ èñòî÷íèêîâ: íàðîäíîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà, êëàññèêè è ñîâðåìåííîé ìóçûêè;

— áûëè ïðîíèêíóòû ãóìàíèçìîì;

— îòëè÷àëèñü ïðîíèêíîâåíèåì â ìèð ÷óâñòâ äåòåé, îòðàæàëè èõ èíòåðåñû, áûëè îáðàçíûìè;

— áûëè ÿðêèìè çàïîìèíàþùèìèñÿ, îïèðàëèñü íà èíòîíàöèîííî — ëàäîâûé ñòðîé ìóçûêè;

— õóäîæåñòâåííûé óðîâåíü äîëæåí îòâå÷àòü òðåáîâàíèÿì áîëüøîãî èñêóññòâà.

Ñîâåòîâàëà èñïîëüçîâàòü íàðîäíîå òâîð÷åñòâî, åãî ôîðòåïèàííóþ îáðàáîòêó è ïðîèçâåäåíèÿ êîìïîçèòîðîâ, íàïèñàííûå íà íàöèîíàëüíîé îñíîâå. Êëàññè÷åñêàÿ ìóçûêà òàê æå ïðåäñòàâëåíà â ðåïåðòóàðå ïðîãðàììû. Èçâåñòíî, ÷òî êîìïîçèòîðû — êëàññèêè ïðîÿâèëè áîëüøîé èíòåðåñ ê ñîçäàíèþ ïðîèçâåäåíèé äëÿ äåòåé: ×àéêîâñêèé È.Ï. «Äåòñêèé àëüáîì», Øóìàí Ð. «Äåòñêèå ñöåíû», Ìóñîðãñêèé Ì.Ï. «Êàðòèíêè ñ âûñòàâêè» è ò.ä. . Äëÿ çàíÿòèé ðèòìèêîé èñïîëüçóåòñÿ, â îñíîâíîì íàðîäíàÿ ìóçûêà è ìóçûêà, íàïèñàííàÿ äëÿ äåòåé ñîâåòñêèìè êîìïîçèòîðàìè.(2)

Äëÿ èñïîëíåíèÿ îðêåñòðîì Í.À.Âåòëóãèíà ðåêîìåíäóåò èñïîëüçîâàòü ïðîèçâåäåíèÿ, âûó÷åííûå ðàíåå èç ïðîãðàììû ïî ïåíèþ, ñëóøàíèþ èëè ðèòìèêå.

Äëÿ áîëåå ïîëíîãî âîñïðèÿòèÿ ïðîèçâåäåíèÿ äåòüìè àâòîð ðåêîìåíäóåò èñïîëüçîâàòü íàãëÿäíîñòü. åñëè ðå÷ü èäåò î ëèòåðàòóðíîì ïðîèçâåäåíèè( ñòèõè, öèòàòà èç òåêñòà ïåñíè) èëè î ôðàãìåíòàõ èç ñàìîãî ìóçûêàëüíîãî ïðîèçâåäåíèÿ, òî ìîæíî ãîâîðèòü î ñëóõîâîé íàãëÿäíîñòè , èáî îíà îáðàùåíà ê ñëóõó ðåáåíêà. Ïðè ýòîì æåëàòåëüíî èñïîëüçîâàòü òåõíè÷åñêèå ñðåäñòâà, ïëàñòèíêè, ìàãíèòîôîííûå çàïèñè. Äëÿ çðèòåëüíîé íàãëÿäíîñòè ìîãóò áûòü ïðèìåíåíû ðàçëè÷íûå íàãëÿäíûå ïîñîáèÿ — ëèòåðàòóðíûé òåêñò, óñëîâíûå îáîçíà÷åíèÿ, êàðòî÷êè, ñîîòâåòñòâóþùèå õàðàêòåðó ïüåñû, äâèæåíèþ ìåëîäèè.

Ðåêîìåíäóåòñÿ îäíî ïðîèçâåäåíèå ñëóøàòü íåñêîëüêî çàíÿòèé ïîäðÿä, ñ êàæäûì ïðîñëóøèâàíèåì àêöåíòèðóÿ âíèìàíèå íà ôîðìå ïðîèçâåäåíèÿ, ñðåäñòâàõ âûðàçèòåëüíîñòè, ðèòìå è ò.ä.

 ðàçäåëå ïåíèå íà ìóçûêàëüíûõ çàíÿòèÿõ àêöåíòèðóåòñÿ âíèìàíèå íà èñïîëüçîâàíèè ïîïåâîê — óïðàæíåíèé, ìíîãîêðàòíîå ïîâòîðåíèå êîòîðûõ ðàçâèâàåò ïðàâèëüíîñòü è ÷èñòîòó èíòîíèðîâàíèÿ. Í.À.Âåòëóãèíà ñ÷èòàåò, ÷òî äëÿ ïîëíîöåííîãî âîñïðèÿòèÿ ìóçûêè íåîáõîäèìî îáó÷àòü äîøêîëüíèêîâ ïåíèþ ïî íîòàì. Ìåòîäèêà îáó÷åíèÿ ïåíèþ ïî íîòàì èçëîæåíà â «Ìóçûêàëüíîì áóêâàðå».(4)

«Ìóçûêàëüíûé áóêâàðü»

Çàäà÷à «Ìóçûêàëüíîãî áóêâàðÿ»- çàèíòåðåñîâàòü äåòåé ìóçûêîé, ðàçâèòü èõ ìóçûêàëüíûé ñëóõ. Ïîäãîòîâèòü ê ïåíèþ ïî íîòàì.

Ïðåæäå âñåãî, íóæíî, ÷òîáû ðåáåíîê íàó÷èëñÿ ñëóøàòü ìóçûêó, è ïîëþáèë åå.

Êíèãà ñîñòîèò èç ÷åòûðåõ ðàçäåëîâ. Ïåðâûé ðàçäåë — äîíîòíûé. Îí ñîäåðæèò çàäàíèÿ è óïðàæíåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà ðàçëè÷åíèå ðåáåíêîì âûñîêèõ è íèçêèõ, äîëãèõ è êîðîòêèõ çâóêîâ, äâèæåíèå ìåëîäèè ââåðõ è âíèç. Âñå ýòî ðåáåíîê óñâàèâàåò íà ñëóõ. Ïîìåùåííûå çäåñü êàðòèíêè äàþò íàãëÿäíî- çðèòåëüíîå ïðåäñòàâëåíèå.

Âòîðîéðàçäåë- áóêâàðü. Äåòè çíàêîìÿòñÿ ñ íàïèñàíèåì è ðàñïîëîæåíèåì íîò è ïðèó÷àþòñÿ ïåòü ïî íîòàì. Îíè ïîëó÷àþò ñàìûå ïðîñòåéøèå ñâåäåíèÿ; óçíàþò íåñêîëüêî íîò, çíàêîìÿòñÿ ñ âîñüìûìè è ÷åòâåðòûìè äëèòåëüíîñòÿìè. Ê êàæäîìó çàäàíèþ íóæíî âîçâðàùàòüñÿ íåñêîëüêî ðàç, òîëüêî òîãäà óñâîåíèå íîâîãî ìàòåðèàëà áóäåò ïðî÷íûì è óñòîé÷èâûì.

 òðåòüåì ðàçäåëå — ïîìåùåíû ïðîñòåéøèå ïåñíè. Èõ äåòè ïîþò óæå ïî íîòàì. Ðàçó÷èâàÿ ïåñíþ, ðåáåíîê ñíà÷àëà íàçûâàåò íîòû, äëèòåëüíîñòè. Çàòåì âçðîñëûé äàåò ïåðâûé òîí. Äåòè èñïîëíÿþò ïåñíè ñíà÷àëà ïî íîòàì, à çàòåì ñî ñëîâàìè. Âñå óïðàæíåíèÿ â áóêâàðå äàíû íà çâóêàõ ÔÀ ïåðâîé îêòàâû — ÄÎ âòîðîé îêòàâû.

×åòâåðòûé ðàçäåë— (ïðèëîæåíèå)- «Íîòíîå ëîòî».  ýòîì ðàçäåëå äàíû èãðû, êîòîðûå ïîìîãóò ðåáåíêó â èíòåðåñíîé äëÿ íåãî ôîðìå îñâîèòü âñå òî, ÷òî îí óæå âûó÷èë ïî êíèãå.

Êíèãà íàïèñàíà äëÿ äåòåé è ðîäèòåëåé. Êàæäàÿ ëåâàÿ ñòðàíèöà ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ âçðîñëîãî, êàæäàÿ ïðàâàÿ — äëÿ ðåáåíêà. Çàíÿòèÿ äîëæíû áûòü ñèñòåìàòè÷íû, è ïî âðåìåíè íå ïðåâûøàòü 15 ìèíóò.

 äåòñêîì ñàäó ïåäàãîãè ðàáîòàþò íà ðàçäåëîì êíèãè, êîòîðûé íàçâàí «Ìû ïîåì».

Ïåðâîé çàäà÷åé ÿâëÿåòñÿ — íàó÷èòü äåòåé îòëè÷àòü è ïðîïåâàòü 2-3 ðàçëè÷íûõ ïî âûñîòå çâóêà.

Âòîðàÿ çàäà÷à — ðàçâèâàòü ó äåòåé ñïîñîáíîñòü ðàçëè÷àòü è ïðîïåâàòü ñîñåäíèå çâóêè, èäóùèå ââåðõ è âíèç. Äåòè çíàêîìÿòñÿ ñî çâóêîðÿäîì.

Òðåòüÿ çàäà÷à — ïîñòåïåííîå îçíàêîìëåíèå ñ ðàçëè÷èåì çâóêîâ ïî äëèòåëüíîñòè. Ïîíÿòèå î äëèòåëüíîñòè äàåòñÿ â ñàìîé ïðîñòîé ôîðìå, ïî àíàëîãèè ñ ðàçëè÷íûìè ÿâëåíèÿìè.(1)

Çàêëþ÷åíèå

Òàêèì îáðàçîì, ìû ðàññìîòðåëè ñèñòåìó ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ, ïðåäëîæåííóþ Âåòëóãèíîé Í.À., è ïðèøëè ê âûâîäó, ÷òî çàíèìàÿñü ìóçûêàëüíûì âîñïèòàíèåì, âàæíî ïîìíèòü è îá îáùåì ðàçâèòèè äåòåé. Äîøêîëüíèêè èìåþò íåáîëüøîé îïûò ïðåäñòàâëåíèé î ÷óâñòâàõ ÷åëîâåêà, ñóùåñòâóþùèõ â ðåàëüíîé æèçíè. Ìóçûêà, ïåðåäàþùàÿ âñþ ãàììó ÷óâñòâ è èõ îòòåíêîâ, ìîæåò ðàñøèðèòü ýòè ïðåäñòàâëåíèÿ. Ïîìèìî íðàâñòâåííîãî àñïåêòà, ìóçûêàëüíîå âîñïèòàíèå èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé ýñòåòè÷åñêèõ ÷óâñòâ: ïðèîáùàÿñü ê êóëüòóðíîìó ìóçûêàëüíîìó íàñëåäèþ, ðåáåíîê ïîçíàåò ýòàëîíû êðàñîòû, ïðèñâàèâàåò öåííûé êóëüòóðíûé îïûò ïîêîëåíèé. Ìóçûêà ðàçâèâàåò ðåáåíêà è óìñòâåííî. Ïîìèìî ðàçíîîáðàçíûõ ñâåäåíèé î ìóçûêå, èìåþùèõ ïîçíàâàòåëüíîå çíà÷åíèå, áåñåäà î íåé âêëþ÷àåò õàðàêòåðèñòèêó ýìîöèîíàëüíî-îáðàçíîãî ñîäåðæàíèÿ, ñëåäîâàòåëüíî, ñëîâàðü äåòåé îáîãàùàåòñÿ îáðàçíûìè ñëîâàìè è âûðàæåíèÿìè, õàðàêòåðèçóþùèìè ÷óâñòâà, ïåðåäàííûå â ìóçûêå. Óìåíèå ïðåäñòàâèòü è âîñïðîèçâåñòè âûñîòó çâóêîâ â ìåëîäèè òàê æå ïðåäïîëàãàåò óìñòâåííûå îïåðàöèè: ñðàâíåíèå, àíàëèç, ñîïîñòàâëåíèå, çàïîìèíàíèå, ÷òî òàê æå âëèÿåò íå òîëüêî íà ìóçûêàëüíîå, íî è íà îáùåå ðàçâèòèå ðåáåíêà.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Âåòëóãèíà Í.À. Ìóçûêàëüíûé áóêâàðü. — Ì.:Ìóçûêà,1966.-92 ñ.;

2. Âåòëóãèíà Í.À. Ìóçûêàëüíîå âîñïèòàíèå â äåòñêîì ñàäó.- Ì.:Ïðîñâåùåíèå,1981.-240 ñ.;

3. Âåòëóãèíà Í.À., Êåíåìàí À.Â. Òåîðèÿ è ìåòîäèêà ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ â äåòñêîì ñàäó. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1983.- 255ñ.;

4. Ñïåöèôèêà ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ//www.ret.by/refs/62/13539/1.htm;

Источник