Музыкальное развитие ребенка с отклонениями

Екатерина Мамонова
Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии

Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (сокращённо ОВЗ). Что это такое? Речь идёт о дефектах, физических, психических или сенсорных, в результате которых человек не может исполнять те или иные функции. Данное состояние может быть хроническим или временным, частичным или общим.

Виды ОВЗ

Нарушение психических процессов Восприятие, внимание, память, мышление, речь, воля, эмоции

Нарушение сенсорных функций Зрение, слух, обоняние, осязание

Нарушение функций Дыхание, обмен веществ, кровообращение, внутренняя секреция

Дети с отклонением в речевом развитии так же относятся к ОВЗ.

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится мало времени — ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отражается на его деятельности и поведении.

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера.

Причин нарушения речи много, они могут быть как внешние, так и внутренние, сочетаться между собой.

Основными являются:

• внутриутробные патологии;

• родовые патологии;

• заболевание первых лет жизни;

• наследственность;

• неблагоприятные социально-бытовые условия.

Нарушение и расстройства речи возможны при непосредственном произношении высказывания (фонационное оформление); системные (полиморфные) отклонении.

К нарушениям фонационного оформления во время произношений высказывания наблюдаются следующие речевые особенности:

• голосообразование;

• звукопроизношения;

• темпоритмика;

• интонирование.

Ребёнок правильно понимает речь, но воспроизвести не может в результате дефекта.

При нарушениях структурно-семантического оформления наблюдается поражения коры головного мозга, из-за которой у ребёнка наблюдается полная или частичная утрата не только воспроизвести, но и понять высказывание.

Соответственно речевым нарушениям распределяются на три группы:

1 группа: фонетические нарушения речи. Как правило, детьми произносятся не все звуки, других нарушений не наблюдается.

2 группа: дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Ребенок в этом случае не только не произносит звуки, но и плохо их различает, не понимает артикуляционной и акустической разницы. Таким детям не дается звуковой анализ, им тяжело учится читать и писать, в устной речи они переставляют слоги, «проглатывают» окончания в словах.

3 группа – это дети с общим недоразвитием речи. Такой ребенок не различает звуков, не сливает их в слоги, бедный лексический запас, связная речь отсутствует. Если малышу не оказать вовремя специальную логопедическую помощь, то в дальнейшем возможны серьёзные проблемы в коммуникационной сфере.

Соответственно нарушениям речи у детей выделяют три уровня общего недоразвития речи (за Р. Е. Левиной, если сохранен физический слух:

Первый уровень: ребенок в возрасте 5-6 лет не разговаривает, издает только непонятные звуки, которые сопровождаются жестами.

Второй уровень: ребенок употребляет только общие слова, некоторые грамматические формы, но речевые возможности существенно отстают от нормы.

Третий уровень: фразовая речь у ребенка развернутая, но присущи некоторые фонетико-фонематические и лексико-грамматические дефекты. В общение вступает только в присутствии взрослых.

Речевые нарушения существенно влияют и на остальные психические функции ребенка. Как правило, такие дети имеют неустойчивое внимание, которое тяжело распределяют. Мышление тоже отличается, особенно словесно-логическое. Им тяжело дается анализ и синтез, сравнение и обобщение. У таких детишек могут наблюдаться плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость. Очень тяжело ими воспринимаются словесные инструкции. Особого внимания требует мелкая моторика рук.

Ребенок с нарушениями речи, особенно тяжелыми, отличается резким негативизмом, агрессивностью, обидчивостью, нежеланием общаться и устанавливать контакты, неуверенностью в себе.

Такому ребенка нужна помощь.

Современная педагогика ориентирована на использование в коррекционной работе музыки как важнейшего средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами нарушением речи.

Коррекционная работа с детьми с нарушением речи средствами музыкального искусства определяет необходимость употребления клинико-психологической терминологии, принятой дефектологии.

Коррекция — система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.

Компенсация — сложный процесс приспособления, перестройки организма вследствие произошедших нарушений или недоразвития функций человека

Реабилитация (в медико-психолого-педагогическом значении) — восстановление функций, включение ребенка с проблемами в социальную среду, приобщение к труду, общественной жизни.

Резервы воздействия музыкального искусства на личность ребенка используются полностью лишь в том случае, если решаются коррекционно-развивающие задачи, при компенсации и реабилитации они недейственны.

Музыкальные занятия — форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей.

У детей с нарушениями речи на музыкальных занятиях, как правило, встречаются следующие проблемы:

• дети не поют, а говорят;

• не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука.

• плохо запоминают тексты, названия песен;

• плохо запоминают названия произведений для слушания;

• недостаточно согласовывают движение с музыкой, песней, словом;

• затрудняются в передаче ритмического рисунка;

Цели и задачи музыкально-коррекционной деятельности в ДОУ:

• развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;

• развитие и накопление элементарных и двигательных навыков;

• формирование правильной осанки;

• повышение работоспособности и двигательной активности;

• развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;

• развитие творческих способностей.

Виды музыкально-коррекционной работы:

• Занятия по логоритмике для детей с нарушениями речи, координации движений.

• Пальчиковая гимнастика для мелкой моторики рук.

• Упражнения для нормализации мышечного тонуса – силы и точности движений.

• Певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса.

• Упражнения на развитие речевого, певческого дыхания.

• Театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией.

• Упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке, движениях, речи, в игре на ДМИ.

• Игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.

В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей, музыка для них является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности. Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (хлопки, притопы, во время исполнения танцевальных движений.

Развитие речи во время музыкальных занятий связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании, с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен).

Развитие умственной деятельности происходит в процессе различения музыкальных параметров, узнавания музыки, распознавания музыкальных инструментов, осознанного выбора музыки, осознание содержания песен.

Виды музыкальной деятельности при коррекционной работе традиционные. Это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, творчество. Но имеют ряд определённых особенностей.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути, является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач.

У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое, в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти.

Исполнительство: значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика. Научить детей с нарушением речи игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестре это средство решения таких коррекционных задач, как:

— развитие внимания и памяти;

— развитие координации движений (бубен, барабан, металлофон, маракасы и др.);

— развитие мелкой моторики пальцев рук (дудочка, металлофон, колокольчик и др.);

— развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы, дудочки);

— развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа: «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото»;

— развитие координации пения с движением пальцев рук (неозвученое пианино);

— развитие музыкально-ритмического чувства.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности.

Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи.

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (В. Генералова).

Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедических группах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение.

Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей, предполагает развитие у них творческого воображения, активности, способности в импровизировании и пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.

В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а, скорее всего, средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.

Логоритмика – одно из важнейших методических средств, направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи. Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

В основу логометрический занятия положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением речевого материала.

Логоритмика может включать в себя:

— Движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега,

— общеразвивающие упражнения

— танец или хоровод

— четверостишье, сопровождаемое движениями

— песню

— артикуляционную гимнастику

— мимические упражнения, психогимнастику

— массаж (рук, ног и т. д., гимнастика для глаз

— пальчиковые игры

— подвижные, коммуникативные, спокойные игры

— игры на музыкальных инструментах

— релаксацию

Нейродинамическая ритмопластика – это сочетание двух направлений: лечебной физкультуры и хореографии.

Сочетание физических упражнений с речевыми производит двойной эффект.

Непроизвольная дыхательная гимнастика помогает ликвидировать застойные явления в легких, укрепить и развить физиологическое и речевое дыхание.

Регулярное выполнение игровых комбинированных упражнений способствует укреплению голоса и речевой моторики, что особенно важно в работе с детьми-дизартриками, имеющими парезы речевой мускулатуры.

Стихотворно-ритмические творческие упражнения позволяют включать в работу множество анализаторов-слуховой, зрительный, кожно-тактильный, кинестетический.

Добиться положительных результатов в коррекционной работе можно лишь при создании коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ.

Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми в логопедических группах.

Источник

Марина Гусева
Консультация-презентация для педагогов «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии»

«Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии».

Консультация –презентация для педагогов. 2017.

выполнила: Гусева М. А.

музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад № 42».

2017

1 слайд. Особенности детей с речевыми нарушениями.

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов,дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь. Основные особенности детей с речевыминарушениями можно свести к следующим:

• Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.)

• Отмечается нарушение психических процессов, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможении, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

• Наблюдается недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

Не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

2 слайд.

Общие задачи музыкального воспитания (по программе Ветлугиной):

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

Эта задача решается путём развития музыкального восприятия и музыкального слуха.

2. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.

3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

4. Развивать общую музыкальность путём развития основных и неосновных музыкальных способностей.

5. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений о музыке.

3 слайд.

6. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).

7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

4 слайд. Задачи музыкального воспитания детей с речевыми нарушениями.

Музыкальное воспитание в детском саду проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных,к которым относятся следующие:

1.Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

2. Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов слуха. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.

3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата; развитие равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, что коррекция движений сказывается на речи (Р. Б. Стеркина, К. В. Тарасова, Г. П. Визель). По мнению Г. А. Волковой («Логоритмика», М.: Просвещение, 1985) «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации».

4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.

5слайд.

Условия для успешной работы с детьми:

• Знания психофизических и речевых особенностей детей, учёт этих особенноятей, состава группы и её речевого профиля при планировании работы.

• Знание основной общеобразоватнльной программы, как основного документа, в котором изложен объём навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.

• Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с учителем-логопедом.

• Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния.

• Требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми, внимание к своему поведению, свое речи.

• Творческий подход в выборе при выборе материала, методических приёмов.

•Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований, внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

6 слайд.

Виды музыкальной деятельности.

• Слушание музыки (восприятие)

• Исполнительство — пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчество.

Обратим внимание на некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, страдающими нарушениями речи.

7 слайд. Слушание музыки (восприятие)

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

8 слайд. Игра на детских музыкальных инструментах – вид исполнительской деятельности.

Значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика –это средство решения коррекционных задач:

развитие внимания и памяти;

развитие координации движений (бубен, барабан, маракасы и др.);

развитие мелкой моторики пальцев рук (металлофон, колокольчик треугольник);

развитие дыхания при игре на духовых инструментах (свистульки, дудочки и др.);

развитие музыкально-ритмического чувства.

9 слайд. Пение – вид исполнительской деятельности.

Это один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

10 слайд. Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности.

Включает в себя упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (В. Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедических группах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическимдвижениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение. Они могут использоваться и в самостоятельной деятельности детей.

11 слайд. Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.

12 слайд. Творчество – вид исполнительской деятельности.

Предполагает развитие у детей творческого воображения, активности, способности к импровизации в разных видах деятельности. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.

13 слайд.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З. Пунина, Л. Брозелло «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»).

14 слайд. Музыка – средство развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности.

В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей, музыка для них является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности. Влияние музыки на эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает (эмоционально, активизирует, побуждает к деятельности (например, рисование под музыку, объединяет (во время любой совместной деятельности, в танцах, расслабляет (физически, концентрирует (музыка звучит – играю на ложках, музыка закончилась – не играю). Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (хлопки, притопы, во время исполнения танцевальных движений.

Развитие речи во время музыкальных занятий связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании, с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен).

Развитие умственной деятельности происходит в процессе различения музыкальных параметров, узнавания музыки, распознавания музыкальных инструментов, осознанного выбора музыки, осознание содержания песен.

15 слайд. Использование праздников и развлечений в целях коррекционно-воспитательной работы.

Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают праздники. Высокий эмоциональный подъём, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал содержания песен, стихов.

Положительный эмоциональный фон праздников и развлечений даёт возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями.

Сопричастность дошкольников к всенародным праздникам – это особое средство ознакомления их с явлениями общественной жизни, возможность обогащения новыми впечатлениями, пробуждение у них чувства любви к Родине.

Участвуя в праздничных утренниках, развлечениях, дети приобретают не только новые навыки, знания, но и закрепляют тот материал. который был отработан на занятиях. У детей постепенно начинают развиваться чувство уверенности и творческие способности.

Музыкальные руководители и воспитатели согласуют сценарии утренников с логопедом. Вместе с ним они подбирают стихотворения, инсценировки, продумывают соответствующую речевую работу, распределяют роли. При этом необходимо учитывать не только возраст детей,но и их психологические особенности: одни из них в силу отставания в развитии, отсутствия достаточной речевой практики, молчаливы, нерешительны, внутренне скованны, другие, наоборот, двигательно беспокойны, расторможены и часто недостаточно осмысленно многоречивы. Речь детей первого года обучения ещё крайне ограничена, иногда полностью отсутствует (1-й уровень ОНР). Поэтому программа утренников в сравнении с программой детей старшего возраста массовых детских садов значительно упрощается не только по содержанию, но и по объёму. Если в массовых детских садах к утреннику разучивается 5-6 песен, 3-4 танца, то, учитывая специфику работы с детьми-логопатами, нужно ограничиться двумя песнями и одним-двумя танцами. Для пятилетних детей с общим недоразвитием речи при подборе репертуара следует примерно ориентироваться на программу второй младшей – средней групп детского сада, особенно в первом полугодии. В зависимости от периода работы с детьми (особенно в начале первого года обучения) исполнителями стихов и ролей на празднике могут быть взрослые и принимающие посильное участие в них дети. Это обусловлено как сложностью структуры речевого дефекта, характерологическими особенностями детей, так и большой нагрузкой коррекционной работы с ними. Начиная с новогоднего утренника, дети постепенно привлекаются к участию в утреннике. Сценарии утренников должны быть несложными, простыми по содержанию, занимательными по форме, непродолжительными по времени в зависимости от этапа работы с детьми (от 15 до 45 мин). Специфика работы с детьми не допускает совместного проведения утренников с детьми массовых групп. Желательно не объединять пятилетних детей с детьми подготовительной группы с тем же дефектом.

Дети с системными речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное запоминание. Нередко то, что было только что заучено, быстро забывается. Важно обеспечить регулярное повторение отработанного материала, использовать при этом разнообразные методические приёмы. Не следует брать речевой материал, танцы, песни, требующие усиленной тренировки, большого физического и душевного напряжения детей. Многочисленные дополнительные занятия вредны, так как повышают утомляемость детей. Праздники в детском саду – это прежде всего радость для детей, а не только для гостей, присутствующих на утренниках.

16 слайд. Вывод.

Таким образом, виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей имеют особое значение. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу радости, творчества, встречи с прекрасным. Поэтому на приподнятом эмоциональном фоне обучающие, развивающие и коррекционные задачи решаются весьма результативно.

Литература:

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика – М. ,2002.

3. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2005.

4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М. ,2002.

5. Филичева Т. Б. Рекомендации к работе музыкального руководителя//Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М. ,2005.

6. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М. ,2005.

7. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М. ,2003.

8. Анисимова Г. И. Логопедическая ритмика. – ЯГПУ им. К. Д. Ушинского 2008

9. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.

10. Орлов А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1963. — Вып. 2.

11. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. — М., 1997.

12. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М. ,1987.

13. Руднева С, Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.

14.Статья: «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии» учитель-логопед Голикова Елена Олеговна

(кандидат педагогических наук).

Источник