Музыкальное развитие ребенка первого года жизни

Музыкальное развитие ребенка первого года жизни thumbnail

На первом месяце жизни малыш еще не может проявить специфических реакций на музыку, хотя слышит и воспринимает самые разнообразные звуки. Ласковое пение матери во время укачивания становится для него средством эмоционального контакта с большим миром.

На втором – третьем месяце ребенок реагирует «комплексом оживления» на пение взрослых и контрастное звучание музыкальных инструментов.

У детей 3-6 месяцев «комплекс оживления» выражен более ярко, чем у двухмесячных, у них увеличивается объём и время концентрации внимания. Дети охотно слушают пение взрослых и музыку, исполняемую на триоле, детских гуслях, металлофоне. Движения малышей становятся более энергичными.

В 6 месяцев дети слушают непрерывно звучащую музыку ещё дольше; следят за перемещением звучащего инструмента, поворачивают голову; прислушиваются и отыскивают взглядом источник звука. Внимательно следят за действиями взрослого, играющего на инструменте, улыбаются или смеются во время «пляски», «гулят» в ответ на пение. После прослушивания музыки дети ещё больше оживляются: лепечут, «гулят», радостно двигаются.

В возрасте от 6-7 месяцев до года ребенок может найти глазами источник звука в любом месте комнаты; смотрит в ту сторону, поворачивает голову, поворачивается всем телом туда, куда скрылся играющий или поющий взрослый («слуховые прятки»); увидев знакомый инструмент, заинтересованно ждет звучания музыки. В ответ на пение взрослого «гулит» и лепечет. Начинает подражать его интонации: «А-а!» (в прятках), «Ма-а!» (в попевке «Мама»).

Ребенок повторяет движения взрослого (воспроизводит удары по бубну, барабанчику; «прячет», закрыв платочком, куклу: играет в ладушки и т.п.0. дети радостно участвуют в пляске с взрослым, заинтересованно смотрят, как он танцует для них, могут самостоятельно воспроизводить некоторые плясовые движения: пружинку, повороты кистей рук, боковое переступание, кружение (с помощью взрослого).

Задачи развития

— доставлять детям радость музыкой, пением, движением и музыкальной

игрой;

— развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

— способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой;

— развивать устойчивость слухового внимания, способность прислушиваться

к музыке, слушать ее.

Содержание и условия педагогической работы

Радостное эмоциональное состояние ребенка во время занятий со взрослым – непременное условие его музыкального развития.

В работе с детьми первого года жизни яркость музыкальных впечатлений создается за счет разнообразия тембров звучания музыки, повышающих устойчивость слухового внимания младенцев.

С детьми 2 – 3-го месяца жизни можно проводить музыкальные занятия по 2-4 минуты три раза в неделю. Обращайтесь к младенцу только спокойно и ласково. Называйте его имя, исполняйте попевочки на 1-3 звука: «Таня, Таня, Танечка…» или «Юра, Юра, Юрочка…». Пойте колыбельные песни. Напевая, можно иногда ритмично поглаживать младенца по ручке, плечику.

Детям 3 – 6 месяцев можно поиграть на детских музыкальных инструментах народные попевки или короткие детские песенки (например: «Ах вы, сени», «Барыня» и др.). Заниматься с малышом нужно 3 раза в неделю.

Занимаясь с такими малышами важно помнить, что дети этого возраста могут слушать непрерывно звучащую музыку только 15-20 секунд.

Во время занятия малыш лежит в кроватке. Он должен быть удобно одет и чувствовать себя благополучно. Подвесные игрушки необходимо сдвинуть в сторону, чтобы они не отвлекали внимание ребенка. В проветренном помещении должно быть тихо, взрослым не следует ходить по комнате.

С детьми 6 -7 месяцев слушание музыки проводится в течение 1,5-2 минут, обязательно с перерывами. Играя, нужно ходить вокруг кроватки.

Заниматься лучше три раза в неделю по 5-7 минут через 30 минут после кормления.

Для слушания хороши попевочки, небольшие колыбельные песенки и плясовые.

Музыкальные инструменты

Музыка для сопровождения песен, музыкально-двигательных показов, плясок, а также музыка для слушания исполняется на различных музыкальных инструментах с учетом содержания музыкального материала и характера звучания инструментов.

Музыкальные инструменты: триола; разнообразные дудочки, звук которых приятен и негромок; детские арфы и гусли; бубен; погремушки разного звучания; маленькие колокольчики («-3) разного звучания; детская гармошка; треугольник; маленький детский барабанчик (лучше кожаный); металлофон; ксилофон.

Советы родителям

Радуйте ребенка и радуйтесь сами общению с ним! Занимайтесь с малышом терпеливо, спокойно, ласково, заинтересованно. Вашу незаинтересованность малыш чувствует сразу и, как результат, не хочет слушать Ваше пение; Ваши движения вызывают у него отрицательные эмоции, безразличие, и он не хочет участвовать в Ваших играх. Не хочет,… и плачем выражает свой протест.

Следите всегда за силой звука. Не портите ребенку слух с первого года его жизни. Исключите громкую речь, крикливое пение, громкое, резкое звучание отдельных музыкальных инструментов (бубна, погремушек, дудочек ит.п.).

Источник

АННА ИСАЕВА
Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет

Статья «Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет«

Автор: музыкальный руководитель Исаева Анна Геннадиевна

В данной статье представлена программа по раннему музыкальному развитию детей от 1 года до 2 лет. Музыкальное развитие и воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни, когда он слышит мамин голос, берет в руки первый музыкальный инструмент — погремушку. Как приобщить малыша к музыкальному искусству, когда он подрастает? Что и как слушать? Музыка, пожалуй, один из самых мощных факторов, который воздействует на наши эмоции и чувства.

Пояснительная записка.

Музыкальное развитие детей от года до 3 лет — это составная часть их психического и физиологического взросления. Мелодичные ритмичные звуки являются прекрасной стимуляцией нервной системы ребенка. Поэтому в настоящее время широкое распространение получили методики раннего музыкального развития. Специалисты считают, что раннее музыкальное развитие благотворно влияет на формирование личности. Более того, практика показала, что дети занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной жизни, на работе. Музыкальное развитие детей раннего возраста учит воспринимать музыку и открывать преимущества влияния звуков на настроение и активность. Малыш, слушая музыку, проявляет новые эмоции и познает новые звуковые ощущения. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем в игровой форме, обеспечивая ребенку эстетическое, музыкальное, творческое, умственное и физическое развитие.

Цель: раннее музыкальное развитие путем создания игровой деятельности педагога и ребенка.

Задачи:

1. Обучать игре на музыкальных инструментах.

2. Создавать благоприятную, эмоциональную атмосферу на занятиях.

3. Воспитывать эстетический и музыкальный вкус.

4. Формировать умение слушать музыку.

5. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, музыкальный слух).

6. Способствовать развитию физических, умственных и творческих способностей.

Новизна программы:

• Составление учебно-тематического плана.

• Использование наглядно-методического материала (куклы-наперстки, куклы- перчатки, куклы — варежки)

• Подбор музыкального материала для игровой деятельности.

• Включение в содержание программы русских народных и пальчиковых игр.

Организация занятий

Программа рассчитана на 1 год. Занятия групповые — 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет:10минут.

Каждое занятие проходит вместе с воспитателем, при его активном участии. Также помогает помощник воспитателя.

Ожидаемые результаты:

1. Эмоциональное развитие малыша.

2. Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности.

3. Умение ребенка общаться в коллективе.

4. Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки

5. Выявление уровня музыкальных способностей

Формы подведения итогов:

Итоговые занятия проводятся 2 раза в год:

• Новогодний праздник проходит в форме сказки. (Декабрь)

• Итоговое занятие, посвященное дню защиты детей, проводится в виде концерта. (Май — июнь)

Итоговые занятия включают в себя игру на музыкальных инструментах, подвижные игры, хороводные игры, пальчиковые игры, игры с предметами, а также элементы театрального действия.

Содержание программы

1. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуют развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, помогают формированию речи.

2. Слушание музыки с движениями воспитывает внимание, помогает определить настроение героя, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, создает благоприятную атмосферу на занятии.

3. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, формирует умение играть в ансамбле, знакомит детей с различными характерами, развивает слух, помогает восприятию музыкальных произведений.

4. Игровой массаж, проводимый во время звучания музыки, активизирует все анализаторы коры головного мозга (слуховые, зрительные, тактильные, и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.

5. Подвижные игры, логоритмика. Подвижные игры развивают основные двигательные навыки, воспитывают концентрацию внимания, помогают развитию координации движений, создают благоприятные условия для работы в коллективе, развивают фантазию, воображение, творческие способности.

6. Танцы создают благоприятную социальную среду для ребенка, развивают

сознание, интеллект малыша, показывают правила поведения в коллективе, помогают научиться — красиво двигаться.

7. Игры с предметами позволяют детям войти в любую музыкальную сферу: «домашние животные», «лесные звери», «транспорт», «сказки», «путешествия»… Они помогают решить социальные вопросы, формируют музыкальное мышление, развивают музыкальную память, способствуют элементарному обучению малыша.

8. Пение в раннем возрасте это простейшее интонирование: изображение голосов животных, подпевание звукам природы, подражание сигналам

транспорта. Развитие голоса происходит постепенно, главное не торопить малыша, а побуждать его к пению своим показом.

Методическое обеспечение программы:

— Оборудование и материалы для занятий – музыкальный зал.

— Ковровое покрытие

— Детские стульчики

— Мольберт

Музыкальный центр, ноутбук

— Пианино/синтезатор

— Бубенчики, бубны, маракасы, деревянные ложки, погремушки, музыкальные молоточки, клавесы (деревянные палочки, металлофоны, ксилофоны, треугольники, коробочки, маленькие тарелочки, барабаны.

— Гимнастические палки, обручи, мячи средних размеров резиновые, массажные мячи, мешочки с песком, мячи футбольные.

— Куклы Би-ба-бо (петрушечные)

— Сюжетные игрушки

— Наглядное пособие (пальчиковый театр)

-Платочки и большие платки, подушки.

— Сюжетные картинки, ленты, мишура, султанчикифлажки, «сюжетные» шапочкидетали (маски, хвосты, ушки, крылья).

Методические рекомендации:

1. Педагог должен иметь свой собственный годовой план, скоординированный с ОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому занятию.

2. На каждом занятии желательно менять условия проведения игр, что способствует закреплению нового материала и поддерживает интерес многократного проведения выученных заданий.

3. Выбрав определенные игры, рекомендуется проводить их в течение 4-6 занятий, а затем постепенно заменять новыми.

4. Все занятия включают в себя совместное выполнение заданий взрослым и ребенком по показу педагога.

5. Разучивание новой игры представляет собой рассказ о сюжете, показ картины, либо яркое живое исполнение.

6. Необходимо делать тематические связки между упражнениями и играми.

7. Воспитатель должен быть активным участником игр, помогать ребенку в случае необходимости. Лучшая поддержка малыша — это совместная деятельность.

Организация музыкальных занятий проходит в разных формах, включая различные методики, новые принципы работы, интересный музыкальный материал.

Одной из таких методик, является музыкальная программа «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых. Цель их программы — способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.

Другая интересная методика, элементы которой мы включаем в занятие, это Орф-педагогика. Она построена на воспитании и обучении детей через искусство и творчество, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, движения, речи. Цель музыкального воспитания — развитие личности ребенка, его духовности в русле гуманистических традиций, развитие музыкальности через личное творение. Принципом работы по системе Орфа является элементарное музицирование.

Новыми принципами работы является организация творческой атмосферы на занятиях, подготовка малышей к взаимному сотрудничеству и результативной музыкальной деятельности.

Перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию.

Группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

Блок

программы Направления работы Составляющие качества

образования

1. Восприятие Слушание музыки Воспринимает знакомые песни,

народные мелодии контрастного

характера.

Подпевание Умеет внимательно слушать

песни до конца исполнения.

Музыкально-ритмические

движения Проявляет интерес к музыке.

2. Исполнительство. 1. Слушание музыки

2. Подпевание

3. Муз. -ритмические движения

Используемый репертуар:

«Погремушечка», укр. народная мелодия

«Колокольчик»

«Полянка», р. н. м

«Баю-бай» М. Красева

«Собачка» М. Раухвергера

«Да-да-да» Е. Тиличеевой

Игра «Найди колокольчик»

Игра «Ладушки» р. н. песня (сб. 1)

«Прилетела птичка» Е. Тиличеевой

«Полянка», р. н. м.

«Баю-бай»

«Топ-топ» М. Красева

«Кошка» Ан. Александрова

«Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой или «Маршируем дружно» М. Раухвергера

Игра «Птичка маленькая» А. Филиппенко

«Погремушка» р. н. мелодия

«Скачет зайка маленький» В. Агафонникова

«Флажок» В. Агафонникова

«Барабан» Е. Тиличеевой

«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова

«Погремушка» М. Раухвергер

«Где же наши ручки» Т. Ломовой

«Маленькая кадриль» М. Раухвергера

«Колечки» Ан. Александрова

«Уточка купается» А. Лазаренко

«Колыбельная» В. Агафонникова

«Колыбельная» М. Раухвергера

«Спи, мой мишка» Е. Тиличеевой

«Собачка» М. Раухвергера

«Погремушка» М. Раухвергера

«Маршируем дружно» М. Раухвергера

«Ай-да» Г. Ильиной

«Вот так вот» бел. нар. песня

«Игра с зайчиком» или «Игра с мишкой возле ёлки» А. Филиппенко

«Барабан» Е. Тиличеевой.

«Машенька-Маша» В. Тиличеевой.

«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова

«Топ-топ» М, Красева

«Маршируем дружно» М. Раухвергера

«Попляшите» М. Раухвергера

«Поиграем с мишкой» Е. Тиличеевой.

Р. н. сказка «Курочка — Ряба», «Поиграем в прятки»

Литература:

1. Буренина А. Ритмическая мозаика. — Санкт-Петербург, 2000.

2. Вихарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. — Санкт – Петербург: Композитор, 2007.

3. Железнова Е. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. — М.: издательский дом Катанского, 2006.

4. Железнова Е. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. -М.: издательский дом Катанского, 2009.

5. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. — Санкт-Петербург: Невская нота, 2010.

6. Конвенан И. Облака. Песенки для самых маленьких. — Санкт — Петербург: Композитор, 2003.

7. Петрова В. А. Музыка — малышам. — М.: Мозаика-синтез, 2001

8. Русские народные песни и танцы для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. В обработке Вечеслава Жилина. — Челябинск, 2004.

9. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. — Новосибирск, 2002.

10. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Ребятам о зверятах», /сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н. — Санкт — Петербург: Композитор, 1998.

11. Суворова Т. Танцевальная ритмика. — Санкт-Петербург, 2004.

12. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши! – Санкт — Петербург, 2001.

13. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Игрушки», / сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н. — Санкт — Петербург: Композитор, 1996, 1997, 1998.

14. О. Киенко «Танцуют малыши. Игротанцы для детей раннего возраста» https://secret-terpsihor.com.ua/

Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 летМузыкальное развитие ребенка первого года жизни

Источник

Раннее музыкальное развитие крайне важно для целостного формирования маленькой личности.

«А для чего это нужно — музыкальное развитие? 

Главное, чтобы ребёнок научился ходить, разговаривать, читать, писать…» — так рассуждают некоторые родители, далёкие от музыки. На самом деле, раннее музыкальное развитие крайне важно для целостного формирования маленькой личности. 

При этом не только воспитываются его моральные качества, но и совершенствуются физиологические. 

Во время прослушивания музыкальных произведений происходит укрепление центральной нервной системы и мышечного аппарата, развитие мелкой моторики и координации движений. 

У тех деток, родители которых уделяли особое внимание музыкальному воспитанию, намного лучше развито чувство прекрасного и художественного мышления.

С чего начать?

Поговорку «чем раньше, тем лучше» придумали как раз для подобных случаев. 

Как только приедете из родильного дома, начинайте включать малышу красивую, спокойную музыку. Более того, учёные уже давно доказали, что ребёнок прекрасно воспринимает музыкальное звучание, находясь ещё в животе у мамы. 

Думаете, что все усилия могут быть тщетны? Раз маме с папой «медведь на ухо наступил», то зачем мучить ребёнка? Вопреки общепринятому убеждению, с музыкальным слухом (даже абсолютным) не рождаются. Его можно и нужно развивать и делать это лучше всего до 3-х лет.

Если вы хотя бы немного разбираетесь в классической музыке и можете выбрать достойные образцы, тогда у вашего малыша будет формироваться не только восприимчивость к прекрасному, но и музыкальный слух, чувство ритма и отменный музыкальный вкус. 

Пусть ребёнок каждое утро просыпается под жизнеутверждающие, искромётные и гениальные произведения Моцарта; засыпает под лиричные и проникновенные фортепианные пьесы Шопена; подрастая, учится воспринимать мятежные порывы души великого Бетховена, а впервые признается в любви под изумительные мелодии живого итальянского классика Эннио Морриконе. 

И обязательно знакомьте его с русской музыкой. В вашей фонотеке должен быть «Детский альбом», а чуть позже — «Времена года» и музыка из сказочных балетов Чайковского, произведения Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева.

Музыка природы

Психологи рекомендуют в раннем возрасте прослушивание произведений из музыкальной классики чередовать с живыми звуками и шумом природы: капельками весеннего дождика или шумом ливня, сладкоголосым пением соловья или чириканьем воробушков, шелестом листьев, потрескиванием костра. 

Эти чарующие звуки можно назвать живой музыкой природы. Они благотворно влияют на всех людей, а на детей в особенности — успокаивают, умиротворяют, убаюкивают.

Первые музыкальные инструменты

С первых месяцев жизни малыш уже знакомится с самыми простыми музыкальными инструментами — погремушками. Начиная с 10–11 месяцев можно разнообразить их арсенал: купите ребёнку дудочку, ксилофон, барабан или бубен, звонкие колокольчики. Включите простую песенку и попробуйте отбить ритм. 

Пройдёт время, и кроха сам поймёт, как это делается, а в будущем эти занятия стимулируют его овладеть каким-либо музыкальным инструментом. Такие музыкальные игрушки будут способствовать развитию ребёнка намного больше, чем самые дорогие куклы и машинки.

Колыбельные песни

Какими бы прекрасными не были произведения, собранные в вашей домашней фонотеке, но первая песня мамы — она не сравнима ни с чем. Практически невозможно встретить взрослого человека, который бы не помнил, какую колыбельную пела ему в детстве мама. 

Подойдите к выбору этой песни (или нескольких) очень ответственно. Пусть это будет не какой-то сиюминутный хит, а по-настоящему красивая мелодия — вдохновенная, проникновенная. Из тех, что уже покорили сердца многих людей и прошли испытание временем. Большинство талантливых композиторов не смогли обойти этот жанр стороной, а значит, у вас есть хороший выбор.

Те колыбельные, которые мы вам предлагаем, уже являются классикой. Каждая из них без преувеличения — шедевр музыкального искусства. Они невероятно красивы и очень просты для исполнения.

  • В. Моцарт, «Спи моя радость, усни»;
  • И. Дунаевский, Колыбельная из к/ф «Цирк»;
  • Дж. Гершвин, Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» («Summertime»);
  • Е. Крылатов, «Колыбельная медведицы»;
  • Р. Паулс, «За печкою поёт сверчок»;
  • Т. Хренников, Колыбельная Светланы из к/ф «Гусарская баллада».

Методика Железновых

Отец и дочь Железновы — авторы замечательной методики раннего музыкального развития детей «Музыка с мамой», которая пользуется заслуженной популярностью не только в России, но и во многих странах мира. Ими выпущено множество видео- и аудиодисков с красивыми мелодиями, весёлыми детскими песенками, исполненными по-актёрски ярко, которые с удовольствием слушают малыши. 

Изначально программа была нацелена на развитие музыкальных способностей детей 3-5-ти лет для подготовки к поступлению в музыкальные школы. Но серьёзно заниматься музыкой — этим очень сложным искусством, готовы далеко не все дети. Поэтому Железновы придумали методику, которая развивала бы музыкальные способности детей в интересной игровой форме без нацеленности стать в будущем вторым Моцартом, для общего развития и получения положительных эмоций. 

Педагоги-новаторы Железновы сами сочинили множество весёлых игровых песенок, аранжировали народные потешки, придумали музыкальные упражнения. В результате такой творческой работы программа развития «Музыка с мамой» стала доступной даже для самых маленьких детишек.

Принципы методики Железновых:

  • участие родителей в уроке — важный и нужный момент. Формы участия должны быть креативными и разнообразными;
  • понимание музыки легче всего приходит к детям через движение, и поэтому основой музыкального развития детей от 1-го года и старше должны быть подвижные жестовые игры, танцы, музицирование;
  • широкое использование фонограмм, поскольку благодаря им педагог-музыкант имеет возможность участвовать в играх и танцах с детьми, а родители — проводить такие уроки дома;
  • главные критерии выбора музыкального материала — традиционность и заинтересованное восприятие детей. Музыка может быть программная классическая, с яркими и доступными детям образами; или же современная танцевальная, но обязательно хорошая.

Закончить тему хочется известной мыслью А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно…» 

А может ли претендовать на право быть прекрасным (в чеховском понимании) человек, который не любит и не воспринимает самое прекрасное из искусств — музыку?

Источник