Музыкальное развитие ребенка м казиник
Как приучить ребенка к классической музыке? Спросили у Михаила Казиника, знаменитого музыканта, искусствоведа и педагога.
Билеты на концерты Михаила Казиника в Москве
Билеты на концерты Михаила Казиника в Сочи
«Мой ребенок целыми днями играет с планшетом», «мой сын слушает ужасную музыку», «моя дочь деградирует» — подобные родительские жалобы раздаются каждый день по многу раз. Оставим за скобками вопрос, действительно ли современные развлечения плохи или просто сменилась эпоха. И все же тысячи мам и пап хотят привить малышу хороший вкус с детства, желают, чтобы дитя не примитивные хиты слушало, а вечную классику.
Что нужно сделать, чтобы дочь или сын полюбили Баха или Моцарта? Вариант «насильно заставлять» точно не подходит (особенно в версии «запихнуть в музыкальную школу»). Многим малышам тяжело долго сидеть на одном месте, а классическая музыка быстрыми ритмами обычно не отличается, а часто и вовсе мрачная и тяжелая. Никому ещё не удавалось заставить кого-то что-то искренне полюбить. Нередко такие дети, вырастая, начинают классику просто ненавидеть.
Мы поговорили с известным скрипачом и педагогом Михаилом Казиником и задали ему несколько важных вопросов по теме. Читайте и берите на вооружение!
С какого возраста можно начать водить детей на классику?
Лучше начинать еще с внутриутробного развития плода. Одним из важнейших дел своей жизни я считаю создание двойного диска с записями музыки с комментариями.
В нем всё расписано по неделям и месяцам, что связано с этапами развития плода и изменениями состояния мамы по мере этого развития. Так, например, музыку величайшего музыкального архитектора эпохи барокко Арканжело Корелли я предлагаю слушать в период формирования у плода вестибулярного аппарата. А музыку Бетховена в период установления личностного контакта между мамой и ребёнком для глубинного постижения мамой и через неё ребёнком аполлонического и дионисийского, то есть, гармонии между разумом и эмоцией, между мыслью и чувством.
Предложенная мной музыка Гайдна — сильнейший антидепрессант, записанный на дисках Вивальди создаёт ощущение тепла и света, а музыка Моцарта лучше подходит последним месяцам беременности, когда нужно принять решение, чтобы ребенок вошел в мир Моцарта, а не жестокости и агрессии.
Письма, полученные мною от мам, слушавших во время беременности эти диски, подтверждают мою правоту: их дети в любом возрасте готовы воспринимать самую замечательную классическую музыку и разительно отличаются от прочих детей.
Также первые звуки музыки барокко и венских классиков могут негромко звучать во время кормления, засыпания, пеленания, а затем и первых шагов ребёнка. А когда ребёнку исполнится три года, очень хорошо организовать вечером «моцартовские 10 минут» и сделать их ежевечерним ритуалом. Наибольший эффект достигается, когда мама, папа и ребёнок сидят рядом, и в полумраке (при свечах или при свете торшера) слушают музыку Моцарта (или композиторов эпохи барокко). Композиторов-романтиков и последующих (кроме некоторых произведений Клода Дебюсси) лучше исключать, чтобы не перевозбуждать систему восприятия ребёнка). Исключение — «Детский альбом» Чайковского. А водить на концерты желательно на ту музыку, которая уже звучала дома. Тогда у ребёнка появится радость узнавания музыки и дополнительный эффект прослушивания привычной и полюбившейся музыки вместе с другими людьми.
Творчество каких композиторов ребенок лучше всего воспринимает?
Корелли, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Скарлатти, хоральные прелюдии И. С. Баха….Стоит учитывать индивидуальность, впечатлительность, тип темперамента ребёнка. Конечно, сказка «Петя и волк» Прокофьева. Годам к пять-семи — «Путеводитель по оркестру Бриттена», балетные фрагменты Чайковского. Но подробности — тема для отдельного разговора.
Я выпустил диски с музыкой для трёх- четырёхлетних. И далее по мере взросления. Родители рассказывают, что первый диск «Приключения петушка» дети 2–3 лет готовы слушать до бесконечности. И мои разговоры-фантазии, и саму музыку.
Что вы думаете об «адаптированной» классике для детей? Это правильно или искажает их представление о ней?
Всё должно начинаться не с вторичной обработки, а с оригиналов, созданных великими композиторами. Именно оригиналы, записанные гениями, есть доказательство принадлежности Человека к Высшему космическому разуму. Гении считывают информацию вечности и передают гармонию бытия.
Если ребенку совсем не нравится классическая музыка, нужно ли ему ее подсовывать или пусть сам к ней придет?
Не нужно действовать дидактически и, тем более, заставлять. Принцип «хитрой лисы» или «кривой козы» безотказен. «Ты можешь поиграть с игрушками, а мы с папой сейчас послушаем нашу любимую музыку. Или сочетать классику со сказками (читать или сочинять самим).
Если ребенок ходит в музыкальную школу, ему нужно чаще ходить на классику (для развития) или реже (т. к. уже много классики слушает в школе)?
Это сложный вопрос, поскольку многие школы не прививают любовь к великой музыке, а отворачивают от неё. Многое зависит от индивидуальности учителя, от степени контакта, доверия и любви учителя к ученику и наоборот. Видимо, если ребёнок, обучаясь в музыкальной школе, подаёт все признаки нелюбви к этому занятию, то слушанье музыки дома выполнит более важную функцию для формирования личности ребёнка, чем общение с музыкой в музыкальной школе.
Среди глубоких слушателей музыки есть многие, никогда не игравшие на музыкальных инструментах. То, о чём я пишу, связано не с конкретными музыкальными школами, а с проблемами слабого образования вообще и музыкального в частности. Восприятие классической музыки осмелюсь назвать более важным аспектом, чем обучение игре на музыкальных инструментах. Естественно, возможны и существуют исключения.
Кто больше любит классическую музыку — мальчики или девочки?
Мой опыт показывает, что девочки, но по мере знакомства с классической музыкой и тех, и других обнаруживается, что девочки больше тянутся к красивым мелодиям, гармониям, ассоциациям, а мальчиков начинает притягивать музыкальная конструкция. Условно говоря, девочкам ближе мелодии Чайковского и Моцарта, а мальчикам — структуры сонатной формы или фуги. Осмелюсь сказать, что девочки легче приобщаются к классической музыке, но мальчики, приобщившись, становятся не только слушателями, но и исследователями.
С этим моим утверждением можно спорить, но пока мой опыт свидетельствует именно о таком распределении.
Лучше водить детей на обычные симфонические концерты или на оперу/балет?
Это очень индивидуально. Главное, подготовиться к посещению, и сейчас у всех есть такая возможность.
Что касается оперы, то перед походом лучше подробно обсудить либретто. Ребёнок должен знать, что в отличие от кинофильма или театрального спектакля, опера требует предварительного знания сюжета. Условно говоря, убийство Ленского Онегиным на дуэли и исцеление Иоланты не должны стать сюрпризами для детей.
Подводя итоги, хочу сказать, что основной вопрос отношения ребёнка к классике чаще всего и эффективнее всего решается в семье. И второе, не менее важное: классическая музыка нужна не только для заполнения досуга (есть масса других занятий). Её необходимость для формирования личности давно доказана. Классическая музыка приводит в баланс обе доли мозга, помогает мышлению в области точных наук, формирует панорамное сознание и мышление, выполняет терапевтическую функцию.
Узнать больше о Михаиле Семеновиче, о его книгах, дисках и проектах можно на персональном сайте артиста.
Уже этой осенью Михаил Казиник даст несколько концертов в России: 10, 11, 17 и 18 ноября они состоятся в столичном Центре Павла Слободкина, а 28 сентября – в сочинском Летнем театре парка им. Фрунзе.
Билеты на концерты Михаила Казиника в Москве
Билеты на концерты Михаила Казиника в Сочи
Источник
Михаил Казиник считает, что его задача – духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы… «Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, – испорченный приемник. Я его ремонтирую», – говорит Михаил Семенович. В челябинской школе «Семь ключей» создатель «Школы будущего», музыкальный эксперт Нобелевского концерта, один из авторов уникального цикла из 64 фильмов, посвященных мировой музыкальной культуре, говорил с родителями о воспитании гениальных детей.
Высшая сила
– Михаил Семенович, вы уделяете огромное внимание музыкальному воспитанию детей. Что значит музыка для будущего гения?
– Когда в 2005 году я проинтервьюировал нобелевских лауреатов, спросив их о детстве, выяснилось, что все они учились музыке, что у них есть любимые композиторы, поэтому я часто говорю: дорогие папы, мамы, бабушки и дедушки, если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал лауреатом Нобелевской премии, начните с музыки. Есть высшая невербальная сила, выстроенная по законам космической гармонии, космических вибраций, – это музыка. Но мы простых вещей не знаем, отсюда наша зомбированность, мы хотим принести своим детям только пользу, а делаем все хуже и хуже. Ребенку нужно дарить гармонию! Математика, музыка и культура связаны воедино! У них единый знаменатель!
– Суть вашей методики воспитания в гармоничном соединении разных предметов?
– Именно. Нынешняя школа находится в состоянии цивилизационного тупика, потому что формирует клиповое сознание. Отсутствует комплексный подход в передаче знаний. Нет понимания, что бессмысленно читать историю Англии отдельно от Шекспира и Мильтона, а историю Норвегии – отдельно от Ибсена и Грига. Ибо подлинная история Англии – это Шекспир, а подлинная история Италии – эпоха Возрождения. Школа клипового мышления должна уйти в небытие, нужна школа нового типа, школа будущего, где география – это место, история – это время, а искусство и мысль – наполнение. Вчера я был на уроке, где учитель физики пел, учительница литературы читала стихи, и надо было видеть глаза детей, которые принимали во всем этом участие!
– Мудрые педагоги часто говорят: не нужно навязывать ребенку своих желаний, важно слышать, чего он сам хочет. Это так?
– Когда я слышу: мой ребенок станет инженером, и ему не нужна музыка, я понимаю, что это из Козьмы Пруткова. Если хотите погубить ребенка, так и делайте. Только потом не спрашивайте, почему он вырос чудовищем, ведь ни в чем ему отказа не было? Да потому, что нам изначально дается дух, который нельзя пощупать, у которого нет формулы, но именно он делает человека гениальным творением. А мы этому духу не даем расти и развиваться. Каждый раз, когда я вижу ребенка, играющего в компьютерные игры, я испытываю жалость – передо мной очередная жертва глупых родителей, тупого сообщества, дичайшей школы. Все они превращают ребенка в ужасное существо, у которого мир духа не развит. Ребенок с рождения знает, что музыка сильнее слова! Когда вы его не отпускаете гулять, он начинает ныть, как принято говорить. Так вот: ваш ребенок не ноет, он поет, чтобы воздействовать на вас. Пение – это магия, музыка – это магия. Это знаки и знания тысячелетий. Почему я музыкой наполняю школу, потому что в ней скрыты все знаки науки, все IQ. Великая музыка – это источник особых вибраций. Она способна проникать в душу до самой глубины.
Два мира
– И есть родители, которые заботятся о будущем ребенка, которые боятся совершить ошибку. Как вы относитесь к родительским ошибкам?
– Порой ошибки совершают целые страны в вопросах воспитания детей, а это страшнее. Родители должны бояться не того, что он или конкретная школа, или конкретный учитель совершит ошибку, а того, что вся система, в которой ребенок растет, – система масс-медиа, телевидения, система привития вкусов, система попсы, которая все заполонила, мыльных опер, рулеток, – несет в себе огромную опасность. И вполне естественно, что школа не может быть иной, чем вся система. Опасность чаще всего заключается не в отдельных людях, а в той структуре, которая не позволяет человеку раскрыть свои способности, быть творческим человеком.
– Пойти против системы одному человеку сложно, что должна сделать семья, чтобы поддержать собственного ребенка?
– Знаю, что целый ряд семей после моих фильмов, программ пошли за мной, а не за системой: за моими фильмами, передачами, книгами, рекомендациями… И у них все получилось. Они пишут мне письма с благодарностью, пишут, что у ребенка (у подростка, у юноши) все изменилось. И сами дети мне пишут. Я убежден в том, что есть два мира. В первом никогда не будет достаточно денег, квадратных метров, рыбок в пруду и так далее. А второй мир – это мир духа, в котором человек предстает перед высотой, его сотворившей в том подлинном человеческом виде. Сегодня этой высоты почти нет, она подменена массой всевозможных понятий. Но я знаю, что в этом втором мире люди могут почувствовать гармонию и счастье, радость общения друг с другом, радость владения прекрасной музыкой и прекрасным языком, тайными знаками культуры, которая только и ждет обращения к ней. Ведь это самое значительное, самое лучшее, что накоплено человечеством веками.
– К вам часто обращаются с вопросом: что делать?
– Да. И я отвечаю: за все эти годы я уже столько сделал, что вы можете пользоваться и пользоваться этим всю оставшуюся жизнь и передать это своим детям, внукам… Это 64 фильма, сотни программ на «Серебряном дожде», «Голосе России», это мои книги и статьи. Все это знаки, это коды. Сегодня меня слушают во всем мире. И те люди, которые услышали, поняли, в чем дело. Обратитесь к тому, что сделано. Ведь я же продумал всю систему: от ожидания ребенка беременной мамой и до последних дней жизни человека на этой земле. Тысячи матерей мне написали, какое чудо произошло, когда они обратились к моим работам, вы все это можете найти на моем сайте.
– Сегодня вашей замечательной книге «Тайны гениев», от которой, как и от фильмов, трудно оторваться, уже нет в продаже, будет ли переиздание?
– Уже было пять переизданий, но они быстро расходятся. Сейчас многие, особенно молодые люди, читают на электронных носителях. Есть электронная версия моей книги. Найдите и читайте. Недавно я был в Нижнем Новгороде – три концерта в зале на тысячу мест, все билеты проданы. Казалось бы, я должен быть счастлив. Но ведь в городе не три тысячи населения, а почти миллион, поэтому Интернет играет большую роль.
Наивность и бессознательность
– Как относитесь к тому, что родители порой заставляют ребенка заниматься музыкой, а он сопротивляется?
– Нужно разобраться, почему не хочет. Может быть, у него плохой преподаватель? Может быть, он скрипочку неправильно держит и у него от этого начинаются боли в мышцах. Всегда есть причина. Надо вспомнить Моцарта-отца, воспитавшего гения: когда он занимался со старшей дочерью на клавесине, маленький Вольфганг – обиженный, что папа играет не с ним – бегал вокруг и плакал, потому что главная игрушка в доме принадлежала не ему, а старшей сестре. Моцарт родился в той семье, где все игрушки были музыкой, где соседи были музыкантами, где говорили о музыке, где самыми главными событиями были концерты. Найдите время и послушайте музыку Моцарта всей семьей. Сделайте такие семейные концерты ритуалом: зажгите свечи, включите музыку, сядьте рядом с ребенком, обнимите его… Поверьте, даже если через пять-десять минут он вернется к своим игрушкам, чудо произошло, он будет слушать музыку, он в ней будет купаться. И вечера эти он будет помнить всю свою жизнь.
– То есть когда все построено на любви и искренности, ребенка не приходится заставлять?
– Да, у Томаса Манна есть замечательная фраза: «Мне кажется, наивность, бессознательность и самоочевидность – есть неотъемлемые признаки того явления, которое мы зовем культурой». В такие моменты, когда человечество устремляется в наивность, бессознательность и самоочевидность, рождается подлинная культура. А когда культура насаждается, это уже насилие, что печально. Ведь что такое культура – это возделывание. Нельзя возделывать социум, не старайтесь, лучший социум у муравьев, никто ничего лучше не возделает. Важно понять, что основная цель существования человечества – не поедание колбасы и не стремление срочно получить лишний квадратный метр жилья. Это придет само собой, если в основе жизни лежит культура духа. Дух обладает гигантскими возможностями. Он имеет даже терапевтический эффект.
– Сегодня вы известны во всем мире, и вас часто приглашают в Россию. Если бы не было мировой известности и вы бы жили не в Европе, а в России, были бы столь же востребованы на Родине?
– Однажды в Одессе моя жена спросила о том же самом: «У вас такой восторг перед Михаилом Казиником, а если бы он оставался лектором-музыковедом Белорусской филармонии, а не экспертом Нобелевского концерта»? И услышала: «Да кому бы он был нужен?! У нас музыковедов своих полно». Конечно, мне помогло то, что я стал на Западе статусным человеком, что там заговорили о моей школе, что меня пригласили стать экспертом Нобелевского концерта и так далее. Но я рад любому приглашению на Родину.
– Что вами движет?
– Я не хочу, чтобы моя родная страна лишилась генофонда. А генофонд – это и есть возделывание культуры. Мной движет идея, что я вот такими точечными усилиями смогу оттянуть гибель цивилизации. Это не громкие слова. Мы всем миром эту цивилизацию уничтожаем. И Россия это делаем семимильными шагами. Иногда мне кажется, что делается это намеренно. Когда все уже было готово к тому, чтобы открыть «Школу будущего» в Москве, чиновники в несколько раз подняли цену на аренду помещения. И тех денег, которые были уже собраны, стало ни на что не хватать. А Лукашенко вообще открыто заявил, что нечего делать вид, будто мы должны воспитывать музыкантов, мы должны воспитывать трактористов. И закрыл все специальные школы искусств, школы с углубленным изучением языков и так далее в Белоруссии. Понятно почему: вне культуры, вне духа люди – рабы, они более управляемы.
– Когда вы поняли, что у вас талант рассказывать о музыке, об искусстве так, что даже непосвященные становятся ее поклонниками?
– Лет в 14-15. А в уже зрелом возрасте я прочел цикл лекций в колониях для несовершеннолетних. Мне дали такую возможность. И этот опыт тоже показал, что можно перетянуть на сторону духа очень большое количество людей, поэтому я без устали ношусь повсюду, пытаюсь подарить всем Моцарта, Шуберта, Баха…. Сегодня я получаю огромное количество писем с благодарностью от мам, которые уверовали в мою систему музыкального воспитания еще не родившегося ребенка. Они рассказывают, что их малютки очень рано гармонизируются. Переход ребенка в этот мир из утробы матери – это огромный стресс для него, но если он появляется под музыку, стресс минимален. И это доказано. Если вам сказали в музыкальной школе, что у вашего ребенка нет слуха, обходите эту школу стороной. У каждого ребенка есть слух. На моих занятиях дети не только начинают играть на музыкальных инструментах, ни разу до этого не игравшие, они сочиняют, фантазируют, они не хотят уходить из класса… У ребенка есть внутренний слух, просто те, кто его проверял, не умеют нажимать на эти внутренние клавиши. А мне нужно три минуты, чтобы развязать эти клавиши. Ребенок будет петь! У него связки как орган. И нужно видеть, как счастлив ребенок в этот момент! Потому что это его естественное состояние, он попал в свою стихию.
Благодарим школу «Семь ключей» за возможность сделать интервью с Михаилом Казиником.
Источник