Музыкальное развитие ребенка как процесс саморазвития
АУДИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Одним из эффективных средств достижения этой задачи является музыкальное воспитание ребенка в детском саду. В процессе знакомства с мировой музыкальной культурой, у детей дошкольного возраста начинает формироваться музыкальный вкус, развивается творческий потенциал.
У каждого ребенка могут проявиться те или иные творческие способности, важно ему помочь их обнаружить, сохранить, а в дальнейшем развить.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих повышение творческой активности ребенка, является аудиальное развитие. Аудиальное развитие – это предмузыкальное развитие. Это фундаментальный уровень, без которого не могут полноценно развиваться музыкальные способности ребенка. Более того, именно аудиальные способности помогают ребенку адаптироваться к невидимому миру, защититься от негативного и вредного звукового потока, что не способна сделать даже музыка. Научившись восстанавливать энергетический баланс в процессе качественного аудиального развития, человек может восстановить свое здоровье.
На музыкальных занятиях ребенок сразу попадает в мир музыки, который ему еще не понятен, так как он (мир музыки) создавался веками и находится далеко от природы человека. Это значит, что систематической музыкальной работе должен предшествовать предмузыкальный период развития, который позволяет полноценно развиваться музыкальным способностям ребенка.
Методы и приемы аудиального развития позволяют ребенку адаптироваться к социальной и учебной среде, легче усваивать материал, свободнее и естественнее общаться со сверстниками и взрослыми. Внутренняя свобода ребенка – огромный резерв его саморазвития и совершенствования.
Окружающий нас мир наполнен невидимой материей, которая вибрирует, перемещается, концентрируется, поэтому неслучайно существуют такие понятия, как аура, энергетическое поле. Эта тонкая среда воздействует на нас, и мы должны учитывать ее воздействие. Музыка, звуки, шумы имеют энергетическое происхождение, это прежде всего физические явления, которые представляют собой колебания воздуха. Они способны непроизвольно вызвать вибрацию мышц тела. Такое воздействие должно быть благоприятным для человека.
Научить детей различать положительное и отрицательное воздействие звукового фона, помочь понять, а значит, и корректировать это воздействие является одной из задач аудиального развития. Обращение к музыке, в том числе и классической, не самоцель, а всего лишь средство, так как лишь музыка из всего звукового фона воздействует ритмически организованно, мелодически выверенно, а значит, гармонически целостно.
Используя материалы технологии аудиального развития, музыкальный руководитель будет создавать необходимые ситуации, которые направляют внимание ребенка на восприятие звукового мира, углубляют его представления о звучащей среде. Это поможет ребенку в обычном мире увидеть, а точнее услышать необычное.
Аудиальная система человека развивается под воздействием не только облагороженных звуков музыкальных произведений, но и не контролируемого потока шумов и звуков окружающего мира. Ребенок теряет природную естественную остроту слуха: шумы, звуки, громкая музыка могут отрицательно сказаться на его чувствительности. Только тонкое, слабое, нежное прикосновение звуков позволят дифференцировать звуковой поток, оценить его с позиций значимости и полезности.
Музыка играет огромную роль в развитии ритмичности ребенка и может влиять на восстановление нарушенных соматических, психических и ментальных ритмов. Но без специальной работы над восстановлением ритмичности как качества личности, развивать музыкальные способности ребенка и осуществить его общее развитие очень сложно. Техника аудиального развития предлагает для этого ритмическое фантазирование.
Важным аспектом в аудиальном развитии детей является понятие паузы. Необходимо научить ребенка слушать и слышать тишину в обычной жизни и музыке. Молчание помогает человеку научиться оставаться с самим собой, слушать себя, получать удовольствие от общения с собой. Осмысление молчания – возможность избавиться от одиночества. Слушая тишину, передаваемую в музыке, и прислушиваясь к паузам в любом музыкальном произведении, дети учатся познавать себя.
Голос – единственный живой музыкальный инструмент, который от природы обладает интонацией. Интонация, то есть духовное начало музыки, зависит от исполнителя. Каждый звук неповторим по интонации и тембру. Интонация – это индикатор состояния человека, она постоянно меняется. Тембр — это качество живого голоса и всего звучащего. Тембровое развитие является условием управления внутренним состоянием, эмоциональными процессами человека и основой предмузыкального образования детей. Развивать крепкие, интонационно богатые голоса можно лишь при пении без сопровождения. Начинать работу в этом направлении нужно с прислушивания к собственному голосу. Специальные упражнения позволяют развивать выразительность голоса (тембровое и мелодическое фантазирование).
Внутреннее состояние ребенка нередко выражается в жестах, мимике, интонации, в употреблении слов. По движениям и жестам можно определить, насколько ребенок в данный момент свободен или зажат, активен или пассивен, опечален или радостен, открыт или замкнут. Чтобы улучшить интонирование, развить слух и голосовые возможности ребенка, музыкальному руководителю необходимо помочь ему избавиться от напряжения и мышечных зажимов. Любой зажим в теле может стать причиной немузыкальности ребенка. Пластическое фантазирование, сопровождающее идеомоторной деятельностью, поможет снять мышечные зажимы и комплексы у ребенка. Своеобразная слитность движения, пения и слова дает ту гармонию тела, души и разума, которая называется духовностью. Создание особой вдохновенной атмосферы в процессе пения и слушания музыки – необходимое условие полноценности восприятия и исполнения музыки. Прежде всего, необходимо детям сидеть на музыкальном занятии свободно. Педагогу нужно серьезно подходить к выбору текста песен для исполнения детьми.
В аудиальном развитии детей немаловажное значение имеет импровизация, которая позволяет включать воспитанников в различные виды фантазирования (ритмическое, графическое, вербальное, мелодическое) которое в свою очередь ведет к сохранению и развитию творческого потенциала каждого ребенка.
При выраженном интересе к музыкальному миру, ребенок дошкольного возраста не владеет адекватными средствами получения необходимой информации, поэтому музыкальный руководитель призван помочь ему в овладении средствами аудиального развития, позволяющими самостоятельно открывать новое.
Таким образом, теоретический анализ и данные практики обусловили создание технологии использования аудиального развития детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка. Работа в этом направлении проводилась на базе ИМДОУ ЦРР детский сад «Сказка» городского поселения Излучинск. Экспериментом было охвачено 44 ребенка старшего и дошкольного возраста (22 человека – экспериментальная и 20 – контрольная группы). В процессе опытно – экспериментальной работы был определен алгоритм последовательных шагов: исходная диагностика уровня сформированности музыкальных навыков детей старшего возраста; определены задачи по дальнейшей апробации содержания форм и методов работы по аудиальному развитию детей для сохранения и совершенствования творческого потенциала ребенка.
Источник
МУЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Гуманистическая ориентация связана с созданием теории целостной личности , где реализуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире».Эта проблема обеспечивает гармоническое развитие ребенка, освоение им достижений цивилизации, формирование чувства личной и социальной ответственности, движения личности к своему образу Я.Основная цель образования на личностное развитие ребенка означает изменение характера самого образования: «Образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем». Культура выступает своеобразным связующим звеном между социальным, генетическим в личности и делает человека членом цивилизованного общества. Воспитание понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни. Образование обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства. Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно- направленном процессе обучения и воспитания детей. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой. Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально — художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях. Гуманистические ценности активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности, коммуникативных проявлении. Посредством музыкального искусства формируются и нравственно- эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка к природе, человеку, предметам в форме сочувствия сострадания, почитания, благородства, созидания и т.д. Превращение общечеловеческих ценностей посредством музыкального искусства в личностные, проявляющиеся в жизнедеятельности ребенка с проблемами, И выступает тем ключевым моментом, который определяет значение музыкального искусства в гуманистическом воспитании ребенка. Музыкальная Деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, музыку, игре, на инструментах), обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических художественных и семиотических функции.
Ребенок с отклонениями в развитии познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно—направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде. Взаимодействие ребенка с проблемами с музыкальным искусством осуществляется в условиях художественной среды, которая выступает компонентом, частью всей культурно-образовательной среды. Мы определяем художественную среду как «совокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект, и которые определяют формирование его художественных потребностей, способов и средств их удовлетворения». Педагоги рассматривают среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, влияющих и на динамику развития, и на появление новых качественных образований. При этом отмечаются необходимость понимания характера переживания ребенка, включенного в среду, характер аффективного отношения к среде и его активности в ней. Они характеризуют сущность среды в педагогическом процессе как условие для творческого саморазвития личности, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка. Художественная среда определяет взаимосвязь искусства и личности. Личность ребенка нормально развивающегося и с проблемами ра сматривается как субъект культуры, формирующийся в условиях этой среды. Взаимодействие субъекта со средой распадается на два относительно самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и ее освоение. Развитие ребенка в художественной (в данном случае в музыкальной среде) происходит только в результате деятельности. А взаимодействуя со средой в качестве ее субъекта, личность ребенка с проблемами испытывает и реализует эмоционально-эстетическую потребность, активизирует познавательные интересы, формирует ориентационно—ценностные представления и различные формы коммуникативно-рефлексивных основ.
Гуманизация коррекционно-образовательного процесса средствами музыкального искусства предполагает личностно-ориентированныи, деятельностный подход, который нацелен не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены Л.С.Выготским, А. Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном. Личность рассматривается или как субъект деятельности, который формируется в деятельности и в общении с
другими людьми. Деятельностный подход в музыкально-образовательном процессе предполагает, что в центре обучения находится ребенок с проблемами как личность с ее психологическими особенностями. Все методические решения и технология коррекционно-развивающего процесса средствами музыки, использованные приемы, способы, методы преломляются через призму личности обучаемого, его потребностей и способностей, активности, интеллекта и других индивидуально—психологических особенностей, а также имеющихся нарушений в развитии. В целом личностно—деятельностный подход в художественно—эстетическом освоении мира ребенком с проблемами
означает, что прежце всего в этом процессе ставится и решается задача формирования гармоничной, нравственно совершенной, социально-активной личности через раскрытие внутренних резервов и компенсаторных
возможностей личности ребенка данной категории.
Музыкальное искусство обеспечивает ребенку возможность художественного освоения действительности, которое осуществляется через восприятие и деятельность. Музыкально-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческого продукта. В этом освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и радости, заинтересованности,
через накопление эстетических впечатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм, свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избирательного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникновения оценочного отношения, что служит основой формирования
эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на
музыкальных инструментах. В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально—волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.
Источник
Сегодня мало таких родителей, которые задумываются о музыкальном образовании своих детей. Многие родители считают, что музыкальное образование не так важно, как например: юридическое, экономическое или филологическое. Наставляют своих детей, говоря: «Изучай иностранный язык, учи хорошо историю, математику…» и т. д., внушая тем самым своим детям мысль, что им нужны только те знания, которые пригодятся в жизни.
А что родителям еще остается говорить, ведь жизнь заставляет выбирать кратчайший путь к финансовому благополучию. Действительно, зачем тратить драгоценное время на изнурительные репетиции, которые изнуряют не только детей, но и самих родителей. Повезет если инструмент по специальности фортепиано, а не скрипка, например или виолончель. При занятиях на этих музыкальных инструментах дома, смычек играет не только на самой скрипке, но и на нервах самих родителей и нервах соседей по подъезду.
Но не всегда такое негативное отношение было к музыкальному образованию детей. Совсем недавно родители старались дать детям не только среднее, но и музыкальное образование, несмотря на неудобства и хлопоты, связанные с этим. И правильно делали, ведь музыка прививает не только любовь к творчеству и развивает душевные и духовные качества, но и помогает детям развить коммуникабельность и мыслительные способности. Очень часто дети, которые занимаются музыкой, отличаются от других ровесников грамотностью, трудолюбием, терпением и силой воли.
Смотря на всё это можно сделать выводы, что родителям кроме минусов, стоит замечать и плюсы в музыкальном развитии детей, понимая при этом, что потраченное время и силы могут принести их детям плоды в будущем.
Дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и умеют яснее выражать свои мысли. Это научно подтвержденный факт. Регулярные занятия музыкой с детьми развивают не только моторику рук, но и моторику речи.
Чтобы ребенок успешно учил иностранные языки, не надо заставлять его зубрить грамматику. Надо заниматься музыкой. Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.
Поговорим о взаимодействии двух составляющих: музыка и живопись. Исследования в области когнитивной психологии, изучающей познавательные процессы человеческого сознания, обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
«В течение 9 месяцев ученые наблюдали за тем, как уроки музыки и живописи влияют на развитие детей. В эксперименте участвовали 32 ребенка в возрасте 8–9 лет. Никто из ребят до этого не занимался музыкой. Детей протестировали неврологи, психологи и педагоги на предмет умения читать, моторики речи, поведенческих особенностей и развития головного мозга. Перед авторами стояли задачи: 1) можно ли говорить о врожденной предрасположенности к музыке, или это результат образования; 2) улучшает ли музыкальное образование когнитивные способности мозга, в частности чтение и построение речи. Детей разделили на две группы. Одним стали преподавать музыку, других обучать живописи. После 6 месяцев повторили тестирование. Результаты превзошли ожидания. Оказалось, что даже через такой короткий промежуток времени юные музыканты обогнали живописцев по многим параметрам. Они показали лучшие результаты по чтению, смогли преодолеть скованность в речи. Изменение биоритмов мозга доказывало влияние уроков музыки на нервные процессы. Кроме того, у всех музыкантов улучшилось поведение, они стали внимательнее к тому, что говорили взрослые, и не воспринимали их слова в штыки». (По материалам Steinway.com)
А если коснуться ещё одного взаимодействия таких компонентов, как музыка и ораторское искусство, то увидим, что связь музыкальности и речи интересовала ученых давно. После изобретения позитронно-эмиссионного томографа было сделано открытие, которое сейчас уже считается неопровержимым фактом. Мозг музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества. Сканирование коры головного мозга показало у большинства обследованных значительно превышенные размеры левой височной извилины planum temporale. А planum temporale совпадает с теми областями коры мозга, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи — это зона Вернике и зона Брока.
И как же не остановиться на одном из важных факторов — музыкальный интеллект. Мозг музыкантов работает лучше. Исследователям из Университета Вандербилта (США) удалось установить, что у музыкантов чаще, чем у других людей бывают задействованы оба полушария одновременно, и у них они одинаково активны. В целом IQ у любителей нот выше, их мозг быстрее обрабатывает информацию. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому нейронные сигналы распределяются равномерно. Музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой. (Colwell R. Music and Aesthetic Education: A Collegial Relationship).
Теоретическое обоснование детских занятий («Музыка с мамой» С. и Е. Железновы). Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение — необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми на музыкальных занятиях ребенок использует и развивает многие свои способности, в частности:
— улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка;
— развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память;
— формируются навыки вербального и/или невербального общения;
— ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе;
— развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Музыкально-ритмическая деятельность на занятиях имеет еще и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.
Исследователями отмечено заметное положительное влияние музыкально-ритмических игр на детей: формирование хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.
В настоящее время проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные — употребление родителями некоторых лекарств и алкогольных напитков, инфекционные заболевания и осложнения при родах, а также некоторые болезни матери и малыша. Но чаще всего недостаточная способность сосредоточиться имеет бытовые причины. Дети обычно проводят слишком много времени у телевизора: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истощают нервную систему детей. Способность к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредоточиваются на одном задании продолжительное время. Вместе с этим, у детей наблюдается физическая неловкость, падает интерес к творческой игре.
И самое время, на мой взгляд, озвучить факты о пользе обучения детей музыке. Исследование сотрудников Института образования Лондона подтвердило, что обучение музыке и игре на любом, даже шумовом, инструменте повышает уровень интеллекта и вообще улучшает общее самочувствие человека. Музыка способствует концентрации внимания, улучшает настроение и работу иммунной системы.
Ученые из Нортумбрийского университета (Великобритания) выяснили, что под музыкальный аккомпанемент двухлетние малыши гораздо быстрее запоминают новые слова и отдельные выражения, и пришли к выводу, что регулярные занятия детей музыкой один или два раза в неделю помогают увеличивать словарный запас, развивать простейшие арифметические навыки, способность слушать и усваивать информацию.
Обучение речи — процесс долгий и трудный. Израильские врачи Университета Хайфы и их датские коллеги из Университета Ольборг пришли к выводу, что ускорить процесс по развитию речи у таких детей помогает музыка. Был проведен эксперимент с маленькими детьми, которым была сделана кохлеарная имплантация.
В ходе занятий с ними по развитию речи использовались музыкальные инструменты и игрушки, а также дети слушали различные музыкальные произведения и песни. Как показал эксперимент, дети после таких занятий стали более спонтанно общаться между собой и тем самым лучше познавали свою родную речь. Как считают сами исследователи, музыка — одна из форм невербального общения, которая стимулирует коммуникационную деятельность ребенка, призывая его взаимодействовать с другими детьми. (Metodika_issledovaniya_muz._razvitiya).
Медицинское обоснование этих фактов нашли американцы: специалисты из медицинской школы Гарварда обнаружили, что у детей, которые в течение 15 месяцев не менее 2,5 часов в неделю занимались музыкой, объём мозолистого тела головного мозга (corpuscallosum), органа, предположительно отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями, увеличился в среднем на четверть.
Музыка Моцарта помогает недоношенным детям быстрее набирать вес и делает их более сильными. Это было доказано результатами экспериментов, проведенных израильскими медиками в Медицинском центре Тель-Авива, сообщает издание LiveScience. Двадцать малышей, родившихся раньше срока, были поделены на две группы: одной единожды в день по 30 минут давали слушать произведения Вольфганга Амадея Моцарта, а второй музыку не проигрывали вовсе. Для эксперимента была выбрана музыка Моцарта, поскольку в 1993 году в ходе эксперимента учащиеся колледжа лучше справлялись с пространственно-временными задачами, если слушали сонату австрийского композитора по 10 минут в день. Это явление получило название «эффекта Моцарта». Эксперимент с младенцами длился два дня. По окончании выяснилось, что после прослушивания музыки дети из первой группы становились спокойнее и расходовали меньше энергии, чем те, кто попал во вторую группу. Когда ребенок расходует мало энергии, ему не требуется много калорий для роста; как следствие, он быстрее набирает вес и растет. (По данным — livescience.com.)
Но для достижения положительного эффекта важно, чтобы ребенок стремился заниматься сам, без традиционного напора со стороны родителей.
Основываясь на результатах исследований, ученые разных стран предлагают увеличить долю уроков музыки в школьной программе и поставить ее в один ряд с математикой, чтением и правописанием.
Врачи и психологи подтверждают: у детей, которые регулярно поют, лучше иммунная система, они здоровее и эмоционально более уравновешены, чем не поющие дети. Родителям важно развивать способности ребенка с самого раннего детства. Начинать надо с дыхательных упражнений — игр, которые может выполнить любой ребенок.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.
Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Анализ литературных источников доказывает благотворное влияние на интеллектуальную деятельность определенных музыкальных произведений. Так, определены механизмы положительного влияния музыки на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.
В каждом человеке с рождения заложен потенциал, который стремится к раскрытию. Иными словами стремление к самовыражению заложено в нас на генетическом уровне и является такой же потребностью, как стремление утолить голод, жажду, создать комфортные условия жизни. Просто она находится на самом верху пирамиды потребностей, поэтому многие ее игнорируют, что лишает человека возможности быть по-настоящему счастливым.
По словам учёных, музыкальная деятельность на протяжении жизни может расцениваться как стимулирующие когнитивные упражнения, делающие мозг более подготовленным и приспособленным к проблемам старения. Поскольку обучение игре на музыкальных инструментах требует многих лет практики, это занятие может создавать альтернативные связи в мозге, которые способны компенсировать ухудшение познавательных способностей в старости.
И надо помнить, что музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно игра на музыкальном инструменте может стать новым звучанием вашей жизни и важным шагом к здоровью вашего ребенка.
Литература:
1. Битова А. Л. Музыкотерапия. — Сайт: https://www.gloria-lucia.com/
2. Брязгунов И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. — М., 2008. — 208 с.
3. Влияние классики на людей. www.classicalmusic.ru
4. Заваденко Н. Н. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1997. — № 1.– С. 58–61.
5. Источник: https://guitarline.ru/2010/05/11/o-polze-muzykalnogo-obrazovaniya/
6. Классика — забытое прошлое. Книга. Автор — В. И. Лукашевич. М -, ДРОФА, 2004
7. Лохов М. И. Плохой хороший ребенок / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко. — СПб, 2003.- 384с.
8. Макшанов С. И. Психогимнастика в тренинге / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. — СПб., 2001. — 254 с.
9. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль, 1997.
10. Музыка в нашей жизни. Автор — Н. Д. Зельницкая.1998. Астрель.Тула.
11. Музыка в Древние времена и при Древних Людях. www.music-in-ancient_time.ru
12. Музыкотерапия, основанная на прослушивании классической музыки. Сайт врача и его разработки. www.rognovsergey.ru
13. Музыкотерапия. Её виды и формы. Журнал «Здоровье». Страницы в интернете. www.zdoroviemagazin.ru
14. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. — 281 с.
15. Петрушин В. И. Музыкальная психология. — М., 2006. — 400 с.
16. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. — М., «Владос», 1999. — 176 с.
17. Психология. Т. И. Волкова.2002год. ЭКСМО. Москва.Стр.345–380.
18. Современная молодёжь и её музыкальные вкусы. www.yangpeple.ru
19. Colwell R. Music and Aesthetic Education: A Collegial Relationship // J. of Aesthetic Education. Vol. 20. ¹ 4. P. 31–38.
20. Хинич М. Слушать музыку. — Сайт: https://www.best-manual.com/
21. Шарапановская Е. В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. — М., «Сфера», 2005. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыка, музыкальное образование, родитель, головной мозг, игра, способность, мозг музыкантов, невербальное общение, иммунная система.
Источник