Музыкальное и речевое развитие ребенка

Екатерина Чернова
Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности

Тема: Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность

(выступление на районном методическом объединении)

(1 слайд)

Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность

(2 слайд)

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально — дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально -пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.

(3 слайд)

Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.

(4 сл)

Знания о композиторах расширяют словарь музыкальных терминов (узнаем, фамилиюкомпозитора, кто такой композитор, какую музыку он писал)

(5 слайд)

Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение способствует развитию речевых навыков,пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых,а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «та-ра-ра» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

(6 слайд)

Дыхательная гимнастика формирует правильное речевое дыхание и тренируют силу вдоха и выдоха); «Подуй на бабочку», «Понюхай цветок

(7 слайд)

Песенки –распевки, задают позитивный тон и подготавливают голос к пению. «Труба», «Лесенка», «Лиса по лесу ходила», «Бубенчики» и др.

(8 слайд)

Музыкально – дидактические игры развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух. Лесенка», «Тихо — громко», «Весело- грустно», «Птица и птенчики» и др

(9 слайд)

Музыкально— ритмические движения. Танцы, национальные, характерные, хороводы, игры с пением,

Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение, Активизируют речь детей, Тренируют память, фантазию, воображение. (Игры с пением «Ищи» муз. Т. Ломовой, «Ворон», «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской. Хороводы «Ой, бежит ручьем вода…», «Огородная – хороводная» муз Б. Можжевеловасл. А. Пассовой, новогодние хороводы.)

(10 слайд)

Игра на детских музыкальных инструментах.

Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики.

В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты. Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка.

(слайд 11)

Музыкально – пальчиковые игры.

Способствуют развитию

1. мелкой и крупной моторики.

2. слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления.

3. фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.

4. Совершенствование умения согласовывать движения и речь

Заключение

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

(12 слайд) Спасибо за внимание!

Источник

Юлия Мамаева
Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

Влияние музыки на речевое развитие детей.

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.

В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. Детские глаза и уши смотрят и слушают нас и впитывают полученные знания, как «губка».

В искусстве, особенно в музыке, ребенку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать ее, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребенка в мир музыки.

Музыка в этом вопросе — незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций:

1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

Читайте также:  Физическом развитии ребенка от глен домана

2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.

3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста, а школьникам поможет в изучении иностранных языков. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, небольшие попевки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи. Например: «Петушок», «Гуси», «Пошла млада за водой» и т. д.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

• Например, упражнение для детей младшего и среднего возраста:

ДВЕ ТЕТЕРИ

Как на нашем на лугу пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу. Соединить перед собой руки, сделав круг.

Прилетели две тетери помахать кистями рук как крыльями,

Поклевали соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «клювик»

Улетели. Помахать руками

• Для детей старшего возраста:

«Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывать пальчики из кулачка,

Вышли пальцы танцевать (свободное движение ладошками).

Большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга,

Указательный — в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста,

Средний пальчик – поклонился (средние пальцы сгибаются и выпрямляются,

Безымянный – притаился

(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).

А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!

(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)

Как же дальше танцевать? (Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)

Надо цепь нам разорвать.

Как это ни парадоксально, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, особенно с развитием чувства ритма.

Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.

Например:

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Например: «Жаба Квака» (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Интерес представляет и занятия музыкально-ритмической деятельностью. Очень эмоционально могут проходить занятия ритмической гимнастикой, аэробикой, где звучание музыкальных произведений занимает не последнее место, задавая должный ритм и темп, создавая определенный эмоциональный заряд бодрости и настроения.

«ТРАКТОРА» (Для старших дошкольников).

Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.

Читайте также:  Как заниматься с ребенком дома для развития речи

Описание: дети под текст выполняют движения ритмично.

Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим шагом

Из колхозного двора

Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в круг

Будем землю пахать, выделяют ударные слова

Будем рожь засевать, сильным притопом

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

«МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП» (Для младшего и среднего возраста).

Цель: понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.

Описание: дети выполняют движения под слова песни на музыку М. Гоголевой (см. ноты ниже).

Мы ногами топ-топ, топают

Мы руками хлоп-хлоп, хлопают

Мы глазами миг-миг, подмигивают

Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики

Раз – присели, два – привстали, пружинка

Раз, два, приставной шаг влево

Раз, два приставной шаг вправо

Поиграть нам всем пора! Делают 4 хлопка над головой

В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией.

Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваются основные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.

Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей, как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».

Источник

татьяна ряхлова
Роль музыки в развитии активной речи детей

«Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста».

В последние годы отмечается увеличение количества детей,имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.

Связь музыки и речи очевидна: Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.

Музыка как и речь имеет интонационную природу. (Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка,обладая интонацией, выражает настроение,характер.)

Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.

Слушание музыки,пение,движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.

Слушание музыки

Слушание безусловно формирует слуховое внимание,эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.

Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей,исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и,следовательно,позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке. (в дальнейшем подробнее об этом).В слушании музыки огромное значение имеет выбор репертуара. Интерес детей повышается,если:

— муз. произведения объединены общим рассказом

-муз. произведения принадлежат творчеству одного композитора (несколько занятий)и в заключении детям предложена музыкально- дидактическая игра» Узнай и назови произведение»

-муз. произведения сравниваются по содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия.

Пение

Это, безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь,испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает дыхание,голос, формирует чувство ритма и темпа речи,улучшает дикцию,координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение,проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Читайте также:  Пол ребенка развитие ребенка в 12 недель фото

Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают,что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образоом, пение по природе своей исключает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции,чудо творчества!

Кроме того, песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводятся, потому что речевой поток сопровождается музыкой.

Еще одно экслюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии.

Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:

-Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.

-Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога,так и детей.

-Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.

— Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

— Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.

-Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, собитий, явлений.

— Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.

— Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

Музыкально-ритмические движения

Музыкальная ритмика безусловно оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».

Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.

Для развития речи детей мы отмечаем важным в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – польчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Особо следует остановиться на логоритмике. Логоритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые,музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

развитие слухового внимания ;

развитие фонематического чувства;

развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

развитие слухо-зрительно-двигательной координации;

развитие речевой моторики;

развитие дыхания;

Упражнения по логоритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному воспитанию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.

Игра на детских музыкальных инструментах

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность,творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики (о важности которой мы говорили в разделе музыкально-ритмические движения).

Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники).Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок,извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии,сравнивать их, различать по высоте, накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. А момент голой дидактики, тренинга просто невозможен. Считаем, что значение музыкального воспитания в развитии речи детей недостаточно оценен и используется специалистами на практике

Источник