Музыкально дидактическая игра как средство музыкального развития ребенка

Елена Большанина
«Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Семинар

Добрый день уважаемые коллеги!

Тема семинара звучит так: «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста«.

Цель создание условий для развития музыкальных способностей детей посредством музыкально — дидактических игр и пособий.

Задачи:

• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

• Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

• Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять музыкальный кругозор.

Музыкально-дидактическим играм присущи две функции в процессе обучения. Первая функция — совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Музыкально-дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное, (эмоционально – образное, то для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления. Поэтому введение ребёнка в атмосферу искусства должно быть неожиданным, загадочным.

Я использую МДИ во всех возрастных группах Знакомлю детей с музыкальными инструментами начиная с раннего возраста. Постепенно, усложняя задания от занятия к занятию.

Дети слушают высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона; учатся различать звучание бубна и погремушки. Музыкальные игрушки: дудочки помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности.

В этом возрасте использую МДИ: «Чудесный мешочек», «Где мои детки?», «Дождик», «Курочка и цыплята», «Птица и птенчики» и т. д.

На занятиях стараюсь создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. В гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера.

В младшей группе дети способны различать регистры, тембровую окраску двух инструментов, несложный ритм, различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и танцы. Дети различают контрастное звучание и воспроизводят его. В младшей группе я использую такие игры, как «Лесенку», Где мои детки? Чудесный мешочек «Птицы и птенчики» «Курица и цыплята» «Угадай-ка» «Кто в домике живет?» «В лесу» «Зайцы». В этом возрасте ребенок учится различать основные свойства музыкального звука: высоту, длительность, тембр, силу

В средней группе задания усложняются. В средней группе больше уделяю внимания развитию творчества детей в музыкальной деятельности. Музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне. Использую игры для развития звуковысотного слуха такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» «Угадай-ка» и т. д. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости». Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» «Колобок» игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т. д.

Все эти МДИ развивают не только тембровый, звуковысотный, динамический слух, и чувство ритма, но и творчество детей, побуждают к самостоятельным действиям

Детей старшей группы учу исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. В старшей группе необходимо соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать. У ребят развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий поем попевки с показом рукой высоты звуков. Использую лесенку с пятью и с семью ступенями. Применяю мди «Матрешки» Эту игру можно проводить в разных вариантах. Проводятся с пособиями в конце игры за лучшее выполнение задания подгруппу детей или ребенка, я награждаю медалью. В процессе МД игры дети выполняют правила.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

В процессе пения МДИ помогают мне научить детей петь выразительно, непринужденно, они учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В свободное от занятий время дети могут самостоятельно организовать различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. Предлагаю посмотреть МД подвижную игру «МЕДВЕДЬ»

Музыкально-дидактическая подвижная игра всегда требует слуховой сосредоточенности. В таких играх всегда есть элемент соревнования в увертливости и ловкости. Эти игры помогают развить музыкальный слух у детей, музыкальную память, чувство ритма, пробуждают фантазию детей. Открывают большое поле для творчества детей. Ребенок во время игры представляет себя в роли медведя бабочки собачки и т. д., то есть учится входить в роль, развивая талант перевоплощения. Я предлагаю вашему вниманию посмотреть еще одну муз. дидактическую игру, которая называется «Котята»

Воспитывая устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывая основы художественного вкуса, развивая эмоциональную отзывчивость я применяю МД игрыс Информационно Компьютерными Технологиями: презентации о композиторах, о музыкальных инструментах, о составе симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Благодаря Информационно компьютерным технологиям дети лучше усваивают муз. материал.

При разучивании попевок я использую такие игры: «Заинька», «В огороде заинька», «Чик-чирик», «Лиса», «У кота» и т. д. При обучении игры в ансамбле на музыкальных инструментах использую игры: «Веселые музыканты», «Мишка», «Полька бабочек», «Оркестр трех поросят», «Оркестр под елочкой», «Маленькая ёлочка». Для знакомства с инструментами использую игры: «Веселые музыканты», «Музыкальные инструменты» и т. д.

Я применяю МД подвижные игры с информационно компьютерными технологиями на праздниках и развлечениях «Паровозик Таки-Таки», «Новогодний паровозик». Используя такие игры у детей ярче проявляются творческие способности в исполнении песен, музыкально — ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах. У них формируется умение оценить прослушанное произведение. Давая творческие задания детям надо дифференцированно подходить к уровню развития музыкальных способностей. Ребёнок должен получить удовлетворения от реализации полученных знаний.

В подготовительной группе ставлю задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, применяю игру. Также музыкально-дидактические игры я использую для развития чувства ритма. Игровая форма разучивания помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. у них развивается музыкально-слуховое восприятие, что. необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.

Для знакомства детей с ударными, шумовыми и струнными инструментами использую игру «Гномик». Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальные произведения, мог сопоставить и проанализировать музыкальные образы я снова обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Применение игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. А также МДИ помогают мне включить ребенка в познавательную деятельность через игровую ситуацию. Для закрепления пройденного материала я использую МДИ, как «Найди лучшую иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка», «Веселый волчок». Я предлагаю вам посмотреть фрагмент МДИ «Веселый волчок».

Конечная цель работы музыкального руководителя с помощью музыкально-дидактических игр и пособий перевести ребёнка из зоны ближайшего развития — когда он не может освоить что-то сам, без помощи взрослого, в зону актуального развития – когда ребёнок может сделать сам.

Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.

Практика доказала, что в процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Наглядные пособия, музыкально-дидактические игры – очень эффективное средство, воздействующее на ребенка и создающее определенные образы для восприятия и запоминания.

Заключение.

И закончить семинар-практикум хочу словами Комиссаровой, МДИ «Является очень важным аспектом для развития у детей музыкальной культуры».

Литература.

1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка»М: Просвещение 1968г.

2. Ветлугина Н. А. «Музыкально Дидактические игры для детей». Дошкольное воспитание, 1987г №12.

3. Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста».

4. Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры.М: «Просвещение» 1982г.

5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей д/с.М: Просвещение 1986г.

6. Логинова В. И., Саморукова П. Г. «Дошкольная педагогика» Пособие для студентов пед. Института.М: Просвещение 1983г.

7. «Методика музыкального воспитания в д/с». Дошкольное воспитание. Под редакцией Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, и др. 3-е издание,М: Просвещение 1989г.

8. Орлова Т. «Музыкально-дидактические игры в развитии детей». Дошкольное воспитание, 1984г №9.

(Л. С. Выготский, А. В. Запарожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин)

Источник

Екатерина Бессчастнова
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Игра является основным, ведущим видом деятельности детей. А. С.Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба». А дидактическая игра позволяет осуществить весь комплекс развивающих, обучающих, воспитывающих задач в понятной для детей доступной игровой форме. С помощью дидактической игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

«Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» — так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

В музыкально-дидактических играх дети наиболее полно реализуют потребность в игровом применении полученных музыкальных знаний, умений, навыков. В процессе игры формируется фантазия, творческое воображение, наглядно-образное мышление, а педагог получает возможность ненавязчиво осуществлять развитие музыкальных способностей, проводить экспериментальную, диагностическую работу.

Музыкально-дидактические игры способствуют развитию самостоятельной музыкальной — игровой деятельности детей, важнейшей особенностью которой является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку.

В содержание самостоятельной музыкально — игровой деятельности, прежде всего, входит то, чему дети научились с помощью взрослых. А необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной предметной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке», уже в средней группе должен быть набор следующих технических средств: проигрыватель, пластинки, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и не озвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями, кроме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради», дирижерская палочка.

Кроме того, музыкально-дидактические игры решают задачи развития музыкальной сенсорики. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие, однако нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки. Нельзя недооценивать значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха.

Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала — учебное, познавательное, и игровое, занимательное.Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

• обучающей задачи;

• содержания;

• правил;

• игровых действий;

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером.

Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Большинство музыкально-дидактических игр первоначально разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Для успешного усвоения игры детьми, необходимо предварительное разучивание игры с воспитателем. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Взрослые на первых этапах тоже являются участниками игры. Еще А. С.Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

Поэтому деятельность воспитателя направлена на организацию и координацию игровых действий: он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.

Применение музыкально-дидактических игр, пособий и упражнений на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. С их помощью дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально — ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.

В основе дидактического материала пособий лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, сенсорного опыта, а игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки

В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты.

Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры, задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Их положительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения.

В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Этот процесс требует от дошкольника большой активности и умственного напряжения. С помощью музыкально-дидактических пособий и игр дошкольники определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности. Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми. Дидактические игры и упражнения, используемые в пении, способствуют также развитию навыка чистого интонирования, закреплению знакомых песен, развитию творческой импровизации Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки. Их также можно проводить в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.

Использование музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма и музыкально- ритмических движений

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми и выполнением творческих заданий. Например, в инсценировании сюжета песни «Тень — тень» дети действуют как сказочные герои, в движениях передают музыкально-игровые образы животных, находящиеся в определенных взаимоотношениях. Развитию чувства ритма способствуют музыкально-дидактические игры «Прогулка», «Научи матрешек танцевать» используемые в практической части работы.

Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.

Использование музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах

Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Кроме того, некоторые игрушки — инструменты используются как наглядные — дидактические пособия. Они помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты.

С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь уметь четко воспроизводить ритм. Благодаря играм у детей развивается чувство ритма, закрепляются знания о длительностях нот. С их помощью дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах, развивается интерес к познанию.

Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальный теремок» благотворно влияет на развитие тембрового восприятия, совершенствование знаний о музыкальных инструментах.

Благодаря музыкально-дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приемам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, инструментовать пьесы, играть в ансамбле. Помогают обучению различные песенки-попевки включенные в репертуар. Все это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально-сенсорного развития.

Источник