Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

Музыкальный руководитель

_______________________

 Прежде чем приступить к рассмотрению данной темы, давайте, немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В  ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности.

        В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

     Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

     Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности.

     К важнейшим показателям креативности относятся  творческая активность, самовыражение, интеллект, знания и навыки.

     К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести: информационный, позволяющий развивать интеллект; социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями; эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

        Знание и учёт указанных выше показателей креативности и факторов, которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу осуществлять функцию опосредованного управления процессом музыкального образования детей.

        Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.

        Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду, которая достаточно подробно разработана в дошкольной педагогике.

     Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума.

     В соответствии с этим мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования (среда социума).

     1. Музыкально-образовательная среда ДОУ. Эта среда подразделяется на Среду организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ и Среду нерегламентированной (совместно с воспитателем и самостоятельной) музыкально-творческой деятельности. Среда организованной музыкально-творческой деятельности  создаётся на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руководитель, а также на занятиях в музыкальной студии, музыкальном театре и т.д. Эта среда через своё содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка, стимулирующие развитие его креативности. Организатором  среды, и её компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры.

Читайте также:  Развитие речи ребенка дошкольного возраста в психологии

     Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности создаётся в группе вне занятий. Большую часть времени ребёнок проводит в группе детского сада, поэтому эта среда – должна иметь – потенциал для музыкального воспитания и становления его креативности.

     Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в кружках музыкального творчества, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей – он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывает своё отношение к неё, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции (утренняя  песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).

        Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью музыкального руководителя либо сам, но по согласованию с музыкальным руководителем. Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий.

— Наличие у детей умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности, а также достаточный репертуар, который дети могут использовать в своей музыкальной деятельности.

— Наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях (карточки для музыкальных упражнений и игр, детские музыкальные инструменты и игрушки).

— Наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель специально для воспитателя записывает новый музыкальный репертуар, кассет с записью инструментальной музыки и музыкальных сказок.

В этой среде воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей. Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми , танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

     2. Среда семьи как место музыкальной деятельности ребёнка. Общепризнанно: семья или способствует музыкальному развитию ребёнка, или тормозит его. Основная проблема во взаимодействии с семьёй – непонимание родителями значения музыкального воспитания детей. Что делать? Педагогу детского сада необходимо иметь сведения о культуре родителей (их музыкальные предпочтения), об их осведомлённости о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ. Работа с семьёй  включает музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной деятельности ( праздники, развлечения с родителями, конкурсы на лучший муз. ребус, лучший самодельный детский музыкальный инструмент). Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие, улучшают настроение. На детей большое влияние оказывают литературные образы, поэтому семейные чтения хорошо сопровождать музыкой (записи детских музыкальных сказок).

     3. Социум как среда музыкального просвещения ребёнка. Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому весьма важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды. Она направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, спектакли театра и т.д.). Увлечённость профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать её как мощный фактор стимулирования творческой активности детей.

        Итак, при организации музыкальной среды ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет различные функции: проводит диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность), проектирует цель и средства её достижения, организует музыкально-образовательный процесс, консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания детей,, обеспечивает взаимодействие всех компонентов, анализирует результаты процесса музыкального воспитания детей и корректирует.

Источник

Елена Заводинец
Консультация «Развитие креативности детей в процессе музыкального воспитания».

Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка.

К важнейшим показателям креативности относятся: творческая активность, т. е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, — свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, интеллект (интеллектуальные способности, — музыкальный интеллект – способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку; знания и навыки.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка в детском саду

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести: информационный, позволяющий развивать интеллект; социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества; эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Знание и учет этих показателей креативности и факторов, которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу осуществлять функцию управления процессом музыкального образования детей. Опосредованное управление, использующее в качестве педагогического средства окружающую среду, находится в настоящее время на стадии становления.

Понимание среды как основного фактора и средства воспитания и образования личности выделяются два подхода: один определяет среду как условие реализации ребенком своих способностей, другой – как средство воспитания личностных качеств.

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре. Музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в т. ч. занятий и праздников.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду, которая разработана в дошкольной педагогике. Но этого недостаточно для музыкального образования, направленного на становление креативности.

Для ребенка дошкольного возраста очень важна среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума. Творческая среда характеризуется творческой атмосферой.

При разработке и оценке музыкальной среды опираются на следующие критерии ее качества:

1) качество содержания;

2) качество структуры;

3) функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Целостность содержания музыкальной среды строится на следующих основах:

1) психологической, где учитываются возрастные возможности детей;

2) эстетической, где учитывается дизайн интерьера;

3) педагогической, где среда создается для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности.

Среда должна быть системной, отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребенка и уровню его подготовки.

Музыкально-образовательная среда ДОУ.

— среда организованной (регламентированной) музыкально-творческой деятельности: музыкальных занятий, развлечений и других видов деятельности с использованием музыки;

— среда нерегламентированной совместной музыкально-творческой деятельности детей с воспитателем в группе;

— среда нерегламентированной самостоятельной музыкально-творческой деятельности.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности ДОУ.

Исходное требование к среде – ее проблемность и развивающий характер: она через свое содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребенка, стимулирующие развитие его креативности.

В программе «Истоки» отражено базисное содержание дошкольного воспитания, которое предполагает всестороннее развитие ребенка, в т. ч. формирование у него творческих способностей.

Задачи музыкального воспитания, направленные на развитие творчества.

Ранний возраст:

1)Увлекать, удивлять и радовать детей музыкой.

2)Приучать внимательно слушать музыку.

3)Побуждать к подпеванию и пению.

4)Развивать умение связывать движения с музыкой в сюжетных играх, упражнениях, плясках.

Младший возраст:

1)Побуждать к творческим проявлениям в игре, танцах, к самостоятельным действиям.

2)Развивать желание и умение воплощать в творческих свободных движениях общий характер музыки, динамику ее образов.

3)Учить совместному со взрослым музицированию на музыкальных инструментах, используя песни-ритмы, построенные на одном звуке.

4)Учить подбирать по слуху мелодические построения.

5)Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.

Старший возраст:

1)Активизировать творческую самостоятельность при импровизации простейших попевок, плясовых, игровых движений.

2)Развивать желание и умение детей воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа.

3)Развивать творческое воображение и музыкальное мышление.

4)Способствовать становлению музыкально-двигательной импровизации в сюжетных этюдах.

5)Учить детей подбирать по слуху простейшие мелодии на музыкальных инструментах.

6)Развивать творческую активность, воображение и фантазию ребенка в процессе импровизации на детских музыкальных инструментах.

Читайте также:  Как влияют витамины на развитие ребенка

Базисная программа имеет открытый характер. Музыкальный руководитель по своему усмотрению с учетом возможностей детей и собственного профессионального опыта может творчески использовать как предложенные в Программе, так и другие педагогические технологии.

Информационный фактор играет в этом значительную роль, поэтому педагог проектирует предметно-развивающий компонент среды (музыкальные инструменты, пособия, костюмы и т. д.) К нему относится и репертуар в соответствии с программой.

Социальный фактор проявляется в том, что организатором среды и ее компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии с воспитателем.

Эмоциональный фактор данной среды включает психологический комфорт, настрой на активную познавательную деятельность. Ребенок должен получить эстетическое наслаждение, тогда ему будет понятно эмоционально-образное содержание музыкального произведения. Нельзя заставить ребенка полюбить музыку – ею можно только увлечь.

Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности ДОУ.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому она должна иметь потенциал для музыкального воспитания и становления креативности.

Информационный фактор обеспечивает преемственность с организованной музыкальной деятельностью.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе. Воспитатель не обучает – он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, и т. д.

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий:

— наличие у детей умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности;

-наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях;

-наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель записывает музыкальный репертуар.

Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является образцом музыкального творчества.

Эмоциональный фактор в виде заинтересованности детей в музыкально-творческой деятельности должна преподноситься воспитателем через собственную эмоциональную активность и стимулировать творческую активность детей.

Параллельно осуществляется самостоятельная музыкально-творческая деятельность детей, обладающая наибольшим потенциалом развития креативности дошкольников.

Музыкально-образовательная среда семьи.

В среде семьи осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей:

— совместная с родителями;

— самостоятельная.

Общепризнанно: семья или способствует музыкальному развитию ребенка или тормозит его.

Информационный фактор представлен в виде музыкального репертуара, выбор которого определяется особенностями культуры каждой семьи. Здесь желательно согласование музыкального репертуара и педагогических действий между родителями и музыкальным руководителем.

Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию, проведение дней открытых дверей, индивидуальных консультаций и др. Родителям нужно рассказывать о музыкальном режиме в группе, о значении музыкотерапии.

Особенность социального фактора в семье состоит в том, что он представлен родными для ребенка людьми. Это обстоятельство накладывает отпечаток и на эмоциональный фактор в процессе приобщения ребенка музыкальному творчеству.

Музыкально-образовательная среда социума.

Среда социума отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому весьма важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды.

Информационный фактор предусматривает согласование музыкальным руководителем и воспитателем, с одной стороны, и родителями с другой, возможностей использования социума в музыкальном воспитании детей.

Музыкальные произведения, с которыми дети встречаются в театре, должны быть им знакомы. Это дает детям возможность получить удовольствие от встречи со знакомыми произведениями и более активно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум).

Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Увлеченность профессионалов заражает детей и является фактором стимулирования творческой активности детей. Использование возможностей социальной среды способствует личностному росту детей – развитию их музыкальности в целом, художественной и общей культуры, творческого воображения.

Источник