Музыкальная сказка как средство развития ребенка дошкольного возраста

Музыкальная сказка как средство развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Содержание

Введение 3

Глава 1. Музыкальная сказка как средство развития ребенка

1.1. Музыка как средство развития ребенка дошкольного возраста 5

1.2. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через

мир музыкальной сказки 11

1.3. Методика применения музыкальной сказки в программе

О.Радыновой «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста 15

Глава 2.Музыкальная сказка в повседневной жизни ребенка дошкольного возраста

2.1. Музыкальные игры-сказки для детей дошкольного возраста 17

2.2. Создание музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста 19

Заключение 27

Библиография 28

Введение

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду — а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Влияние и значение сказок детям в дошкольном возрасте несомненно. Именно поэтому каждая сказка, которая предлагается ребенку, требует внимания со стороны взрослого, и все чаще встает вопрос психолого-педагогической экспертизы современной детской литературы, которая включала бы в себя анализ разных видов сказочных форм, оценивала бы качество печатных изданий для детей и качество мультфильмов, как воплощения литературных сказочных образов.

Такой подход позволяет не только осознано подойти к выбору сказки для чтения или прослушивания из уже существующий произведений, но и дает возможность современным авторам и родителям написать именно те сказки, которые будут полезны и востребованы детьми.

Давайте задумаемся о влиянии сказочной формы на развитие ребенка и обозначим ее основные особенности и достоинства:

— Сказка задает оценку положительного и отрицательного в жизни, противопоставляет идеальное и ошибочное, добро и зло.

— Аудио сказки влияют на эмоциональное развитие ребенка: яркая образная форма заставляет ребенка сопереживать, волноваться и радоваться.

— Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо, в том числе, и для решения ребенком его собственных проблем.

— Отмечено, в процессе слушания сказок помимо развития сенсорной системы ребенка интенсивно развивается эгоцентрическая сторона речи, очень похожая на внутреннюю речь взрослого.

Актуальность исследования: Музыкальная сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а часто и остается с ним на всю жизнь.

Объект исследования: ребенок дошкольного возраста.

Предмет исследования: диагностика и развитие музыкальных способностей детей через музыкальную сказку, как средство музыки.

Цель исследования: выявить, обосновать влияние музыкальной сказки на детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через прослушивание произведений на сказочные темы.

2. Развивать слуховое внимание воображением.

3. Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.

База исследования:

Структура курсовой работы: введение, основная часть, которая состоит из двух глав, заключение, библиография.

Глава 1. Музыкальная сказка как средство развития ребенка дошкольного возраста

1.1. Музыка как средство развития ребенка дошкольного возраста

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста.

Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Только развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культуры. Если в процессе музыкальной деятельности детей будет развито их музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

Музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже впервые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет “комплекс оживления”. Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное — это “школа чувств”, которые формируются благодаря особому свойству музыки — вызывать сопереживание слушателей.

На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

Источник

Инфоурок

Доп. образование
›Презентации›Выпускная квалификационная работа « Музыкальная сказка как средство развития детей дошкольного возраста».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выпускная квалификационная работа « Музыкальная сказка как средство развития

Описание слайда:

Выпускная квалификационная работа « Музыкальная сказка как средство развития детей дошкольного возраста».   Выполнила: слушатель Добрынина Жанна Михайловна. Руководитель: Лазарева Ольга Сергеевна.

2 слайд

Актуальность Музыкальная сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возра

Описание слайда:

Актуальность Музыкальная сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а часто и остается с ним на всю жизнь. — Сказка задает оценку положительного и отрицательного в жизни, противопоставляет идеальное и ошибочное, добро и зло. — Аудио сказки влияют на эмоциональное развитие ребенка: яркая образная форма заставляет ребенка сопереживать, волноваться и радоваться. — Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо, в том числе, и для решения ребенком его собственных проблем. — Отмечено, в процессе слушания сказок помимо развития сенсорной системы ребенка интенсивно развивается эгоцентрическая сторона речи, очень похожая на внутреннюю речь взрослого.

3 слайд

Объект исследования: музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Предмет

Описание слайда:

Объект исследования: музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования: музыкальная сказка как средство развития детей дошкольного возраста.

4 слайд

Проблема: Как развивать детей дошкольного возраста с помощью музыкальной сказ

Описание слайда:

Проблема: Как развивать детей дошкольного возраста с помощью музыкальной сказки? Противоречие: заключается в больших педагогических возможностях музыкальной сказки и малой методической разработанности её применения.

5 слайд

Изучить значение музыкальной сказки в развитии детей дошкольного возраста. Це

Описание слайда:

Изучить значение музыкальной сказки в развитии детей дошкольного возраста. Цель исследования

6 слайд

Для достижения поставленной цели выпускной работы необходимо решить следующие

Описание слайда:

Для достижения поставленной цели выпускной работы необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть значение музыки в развитии ребёнка дошкольного возраста. 2. Изучить психолого – педагогические особенности музыкального развития дошкольников. 3.Систематизировать музыкальные игры — сказки для детей дошкольного возраста. 4. Описать методику применения музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста.

7 слайд

Методы исследования: - сравнение, - систематизация, - классификация, и обобще

Описание слайда:

Методы исследования: — сравнение, — систематизация, — классификация, и обобщение опыта работы ведущих специалистов, — изучение и анализ научной психолого-педагогической и методической литературы. — педагогическое наблюдение, — беседа, — изучение продуктов деятельности.

8 слайд

Практическая значимость: заключается в описании методики применения музыкальн

Описание слайда:

Практическая значимость: заключается в описании методики применения музыкальной сказки в развитии детей дошкольного возраста.

9 слайд

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, им

Описание слайда:

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание. Учитывая роль сказки, как носителя нравственных и социальных ценностей и идеалов, особое внимание необходимо уделять содержательному аспекту, характерологическим особенностям героев, диалоговой речи в произведении.

10 слайд

Ежегодное диагностическое обследование детей показывает, что интегрированные

Описание слайда:

Ежегодное диагностическое обследование детей показывает, что интегрированные занятия по слушанию музыки, включение классической музыки в музыкальные развлечения и праздники, разыгрывание музыкальных сказок и постановка музыкальных спектаклей, посещение театров оказывают положительное воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их музыкальных и творческих способностей. А мир музыкальной сказки является прекрасным средством приобщения дошкольников к классической музыке, развития эмоциональной сферы, формирования основ музыкальной культуры.

11 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Музыкальная сказка как средство развития ребенка дошкольного возраста

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Музыкальная сказка как средство развития ребенка дошкольного возраста

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Музыкальная сказка как средство развития ребенка дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Музыкальная сказка как средство развития ребенка дошкольного возраста

Курс профессиональной переподготовки

Методист образовательной организации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА » МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Музыкальная сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а часто и остается с ним на всю жизнь.

— Сказка задает оценку положительного и отрицательного в жизни, противопоставляет идеальное и ошибочное, добро и зло.

— Аудио сказки влияют на эмоциональное развитие ребенка: яркая образная форма заставляет ребенка сопереживать, волноваться и радоваться.

— Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо, в том числе, и для решения ребенком его собственных проблем.

— Отмечено, в процессе слушания сказок помимо развития сенсорной системы ребенка интенсивно развивается эгоцентрическая сторона речи, очень похожая на внутреннюю речь взрослого.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-592502

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Музыкальный руководитель высшей категории Рябова Л.И.

Высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем возрасте. Как сделать творческую деятельность потребностью?

Искусство – необходимая часть жизни человека. Искусство – это его душа. Проблема духовности очень остро стоит в нашем обществе, мы повторяем это постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду, а затем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирование личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей детей.

Влияние и значение сказок для детей, в дошкольном возрасте, несомненно. Музыкальная сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а иногда и остается на всю жизнь. Музыкальная сказка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.

Музыка развивает эмоции, интересы, вкусы детей. Музыка развивает ребенка умственно. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе, прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста — с другой.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

Музыка для ребенка – искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Малыш выделяет музыку из всех окружающих его звуков. Он замирает, затихает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гуканием, проявляется «комплекс оживления».

Старшие дети делают простейшие обобщения (веселая, грустная музыка). К 6-7 годам наблюдаются проявления художественного вкуса – способность дать оценку произведению.

Дети в процессе обучения должны научиться видеть красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством. Такое направление в музыкальном воспитании является приоритетным, так как формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Сказку любят все: и взрослые и дети. Сказка – это воплощение мечты, представление о справедливости, добре. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей. Музыка наполняет сказочные образы живым биением сердца. В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Музыкальная сказка – это яркое эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.

В работе с младшими дошкольниками по этой теме мы используем несложные пьесы (детский альбом П. Чайковского). Малыши эмоционально откликаются на музыку, слышат ее настроение, делают первые шаги в высказываниях о прослушанной музыке. Со старшими дошкольниками продолжаем слушать и разыгрывать музыкальные сказки, используя лучшие образцы классической музыки (К.Сен-Санс, Э. Григ).

Музыкальные сказки с использованием небольших инструментальных пьес являются переходной ступенькой к пониманию таких сложных жанров как опера и балет.

Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазии и воображение. Поэтому, сказка может помочь научить воспринимать музыку.

С раннего возраста музыкальный руководитель, посредством игрового образа, стимулирует и развивает первые предпосылки творческих проявлений. На музыкальных занятиях постоянно активизируем внимание детей, развивая самостоятельное мышление, побуждая на активное действие различными методическими приемами. Задания на музыкальных занятиях по песенному творчеству предполагают сочинение детьми разнообразных импровизаций — от самых простейших на звукоподражание с использованием различных музыкально-игровых образов, до сочинения сказок — опер в среднем и старшем возрасте.

У детей огромное желание участвовать в создании музыкального спектакля. Порой их привлекают взрослые термины, такие как роли, репетиции, лейтмотив, тема, ария, массовка и т.д. Развитие творчества детей идет параллельно с развитием мышления, самостоятельности, интереса к сочинительству, выступлению. Развитие музыкально — игрового творчества ребенка, осуществляется на протяжении всего пребывания его в детском саду.

Музыкальные игры-сказки занимают большое место в жизни детского сада. Именно эта форма несет в себе огромный развивающий эффект. Игры-сказки дети исполняют в совместной деятельности в ходе режимных моментов. Игра – самый приемлемый, доступный и любимый вид деятельности для ребенка. Она является естественной формой подготовки музыкальных сказок, при такой подготовке дети чувствуют себя раскованно, уверенно, непосредственно, по-детски на зрителях, они не боятся забыть свою роль, так как каждый раз все роли пополняются новыми вариантами импровизаций. Педагог направляет эту игровую деятельность детей, увлекая их, стимулируя детей на дальнейшие творческие поиски. Работа над сказкой должна приносить радость, а не превращаться в тренинг.

Игры-сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей. Они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации. Прежде, чем предложить сказку детям, нужно ее хорошо знать педагогу. Сказка усваивается в несколько этапов.

Основной целью работы по созданию сказки с детьми является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира, отражению его впечатления и отношения к окружающему миру через творческую деятельность.

Воспитание ценностного отношения к музыкальной и художественной культуре очень важно для личностного становления детей.

Причины нарушения эмоциональной сферы различны, но, как правило, лежат у истоков — те или иные неблагополучия и отставания на самых ранних этапах развития детей (в младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте).

Эмоциональная сфера, будучи наиболее тонким и изначально природой заложенным уровнем психической организации человека, первичным способом отражения им окружающего мира, к этим неблагополучиям оказывается наиболее чуткой. Поэтому и разнообразные факторы психической депривации прежде всего негативно сказываются именно на ней. Исследования ученых свидетельствуют о том, что дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом собственно человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Несмотря не изначальную сохранность мозговых структур, природных предпосылок развития, им, как правило, оказываются свойственны такие личностные комплексы, как повышенный уровень тревожности, сверхбдительность, состояние постоянного напряжения, ожидание возможной опасности, незащищенность. На этом фоне легко возникают вторичные поведенческие и личностные отклонения, обусловливающие низкую социальную ориентировку детей, их социальную беспомощность, неэффективные способы поведения и общения со сверстниками, взрослыми, нарушения других видов деятельности — игровой, трудовой, учебной. Дети — это наше будущее, надо помнить об этом. Нельзя проходить мимо неблагополучия, тем более, что мы в состоянии помочь ребенку.

В педагогике известна закономерность: чем меньше возраст ребенка, тем большее влияние на его развитие оказывают конкретные условия и обстоятельства его жизни. Музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти детям в нужное психологическое состояние.

Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Музыка и связанная с ней деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность — желание «общаться» с нею, а по мере возможности и «рассуждать» о ней. В этом эстетический аспект музыкального воспитания и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка. Мы музыканты имеем огромную возможность воздействовать на ребенка «прекрасным», используя высокохудожественные музыкальные произведения, в сочетании с сюжетами русских народных сказок. Это так понятно и доступно детям, это затягивает, завораживает детей и взрослых.

Учитывая роль сказки, как носителя нравственных и социальных ценностей и идеалов, особое внимание необходимо уделять содержательному аспекту, характерологическим особенностям героев, диалоговой речи в произведении. Среди основных групп социально-нравственных норм, усваиваемых в дошкольном возрасте, можно назвать: нормы внутрисемейных отношений, нормы поведения, социальные, моральные нормы саморегуляции и организации межличностных отношений, предпочтения в выборе идеала развития, эстетические представления и др. Преподнесенные языком сказки – эти нормы закладывают мировоззренческую и нравственную основу личности.

Литература.

  1. Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду М.Просвещение, 1981

  2. Зимина А.Н.Основы музыкального воспитания и развития М.,“Владос”2000 г.

  3. Коренева Т.Ф. “В мире музыкальной драматургии” М., “Владос”

  4. Мерзлякова С.И. “Волшебный мир театра”М., “Владос”, 1999

  5. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников, М., АРКТИ, 2000

  6. Радынова О.П., Музыкальные шедевры, М., “Гном-пресс”, 1999

  7. Радынова О.П., Музыкальные игры-сказки, М., 2003

Источник