Музыкальная школа развитие творческой личности ребенка
Юлия Геннадьевна Тюгашева
Роль ДШИ в формировании творческой личности в современном мире
Важнейшими социальными институтами, которые формируют личность ребёнка, являются семья, школа и социальное окружение. Дополнительное образование детей – это сфера, которая должна быть местом обучения и воспитания, а также пространством для саморазвития и самореализации. О том, что искусство лечит, знали ещё в глубокой древности. А музыка обладает силой формировать характер. Музыка создаёт волну подъёма духовных чувств. Здоровье ребёнка, его психологическая адаптация, его рост и развитие определяется средой, в которой он живёт. Естественно, что под влиянием семьи первоначально формируются интересы и эстетический вкус ребенка. Музыка, если человек привык к ней с детства, и в нем проросло замечательное чувство вкуса, может стать для него ярким и ни с чем несравнимым по силе увлечением. Ребёнок, для которого жизнь стала творческим самовыражением, неподвластен хандре и стрессам. Когда дети увлечены своим делом, они получают удовольствие, у них уменьшается тревожность, они забывают о своих проблемах. Детское творчество – это показатель духовного становления через искусство. Дети учатся осмысливать окружающую действительность, оценивать свои мысли и поступки через искусство. Воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное, нравственное и физическое совершенство, должно включать все элементы, обеспечивающие его всестороннее развитие.Старинное изречение гласит: «Держа в руках скрипку, человек не может совершить ничего плохого». Исполнительство, как и всякое другое творчество, по словам К. С. Станиславского, есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает кроме того и тело, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Произведения искусства дают возможность пережить жизнь, отраженную в свете определенного мировоззрения, а в процессе этого переживания создаются определенные отношения, моральные оценки. Роль педагога – предложить, заинтересовать, воспитать.
Система дополнительного образования имеет все возможности для вариативной педагогической деятельности, что позволяет реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, с учётом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Ребёнку нужны поддержка и помощь, позитивная оценка достижений. Задача любого образовательного учреждения – использовать все возможности ребёнка для полного и свободного развития личности. Умение педагога устанавливать контакт с каждым учеником, умение слушать, поддерживать, поощрять любые проблески замысла, приводит к готовности обучающегося добиваться того, что он ещё не умеет делать, повышает веру ученика в свои силы. Творчество – это условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя. Каждый ребёнок – личность, обладающая индивидуальными задатками, талантами. Индивидуальная работа позволяет находить подход к каждому воспитаннику. Цель педагога не только привить детям навыки и приёмы работы, но и раскрепостить их, придать уверенность, развить фантазию и воображение. Творчество, познавательный поиск являются основным способом существования ребёнка в пространстве личностно – ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребёнок ставится в центре педагогической системы учреждения, цель которого, используя задатки, способности, возможности детей для более полного развития личности. Конечно, дети приходят к нам разного уровня одаренности. Одаренность ученика заключается вовсе не в том, что он обладает абсолютным слухом, великолепной музыкальной памятью, метроритмической чувствительностью. При наличии этого комплекса природных данных одаренный ребенок более развит, чем его сверстники в личностном плане. Он наделен богатой внутренней интуицией, эмоциональной культурой. Некоторые дети могут обходиться без «подсказок», у них богат их внутренний мир и все его существование как бы направлено на музыку. Но чаще всего детская музыкальная одаренность выступает не так открыто. Усилия педагога как раз и должны быть направлены на развитие личности. Процесс этот находится в очень тесной связи с комплексом знаний и, пожалуй, стоит на первом месте, все остальное является лишь приложением.
Основа личностно – ориентированной педагогической технологии – это равенство во взаимопонимании, общении и сотрудничестве. Эти технологии имеют деятельностно – творческий характер, способствуют поддержке индивидуального развития ребёнка, предоставляют ему пространство свободы для принятия самостоятельных решений. Это касается работы со всеми детьми,в том числе с ограниченными возможностями здоровья: с разными нарушениями зрения, слуха, речи, с задержкой психики, интеллекта. Такие дети, как никто нуждаются в постоянной заботе, внимании, поддержке. Занятия творчеством, в том числе музыкой, формируют уверенность в себе, снимают страх неудачи, стимулируют интерес детей к творчеству. Методы обучения различны – просто беседа, объяснение, обсуждение, различные методические игры. Менее способных детей нужно морально поддержать, более сильным детям предлагается больше различных идей, так как они способны выполнять более сложные задачи. Некоторым детям необходимы для успешного завершения работы перерывы, отдых, игровые моменты. Необходимо вносить в жизнь ребёнка положительные эмоции, приятные переживания. Это может быть простая улыбка, ласковое слово, похвала, спокойный доброжелательный голос преподавателя. Работа может чередоваться с физкультминутками. Все задания должны разъясняться и выполняться поэтапно, занятия должны обеспечиваться современными средствами обучения. В процессе занятий у детей развиваются память, мышление, мелкая моторика, координация, внимание. Это очень важно для всех детей, в особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог даёт ученику импульс к развитию, самореализации.
В процессе обучения в ДШИ, дети участвуют в различных конкурсах, участвуют в творческих вечерах, в различных мероприятиях, выступают на концертах, тем самым реализую свои творческие способности. Эстетическое удовлетворение, которое неизменно испытывает исполнитель (также как и слушатели) имеет огромное воспитательное значение. Оценка и одобрение слушателей всегда стимул к дальнейшему совершенствованию. Публичные выступления имеют широкое общественное значение, они привлекают внимание преподавателей, родителей, обучающихся к процессу художественного творчества, пробуждают интерес к музыке, оказывают влияние на рост эстетического воспитания школы. Одно из важнейших педагогических задач при обучении музыке является задача завершенности исполнения. Эта завершенность требует не только труда и духовного напряжения, но и помогает ребенку осознать всё значение овладения искусством, воспитывать у него чувство величайшей ответственности. Концепция воспитания включает в себя развитие творческих способностей ученика, сочетание индивидуального и коллективного воспитания, постановка цели.
Ребёнок, обучающийся в ДШИ, получает не только определённые знания и умения, но и приобретает социальный опыт, саморазвивается и самореализовывается. Дети учатся общаться, понимать друг друга, ориентируясь на высокие ценности. Они строят мир будущего, мир красоты и дружбы. Каждый ребёнок имеет право на интеллектуальное, духовное, физическое развитие своих способностей. Детское творчество – это показатель духовного становления ребёнка через искусство. Важным показателем здоровья является душевное равновесие. Для умения владеть собой в любой ситуации, правильно строить отношения с окружающими, чтобы понимать других людей – необходимо укреплять свои душевные силы через искусство. Платон считал, что «ритм и гармония находят свой путь в глубину души». Бытует мнение, что биополе шедевров искусства – танцев, картин, музыки – обладают энергетической мощностью. Это позволяет управлять сознанием людей, создаёт волну подъёма духовных чувств, энтузиазма. Преподавать музыку – значит не только передавать знания, но и воспитывать, растить личность ученика, формировать его отношение к жизни, развивать художественный вкус.
Литература:
1. Достал Я. Ребёнок за роялем. М.: «Музыка», 1989 г.
2. Милич. Б. Воспитание ученика – пианиста. М.: «Кифара», 2012 г.
3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: «Музыка», 1987 г.
4. Якиманская И. С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996 г.
5. М. И. Лукьянова Организация формирующей деятельности педагогов и учащихся, учебно – методическое пособие – УИПКПРО Ульяновск — Димитровград, 2012.
Источник
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДШИ
Наблюдая за детьми, обучающимися в ДШИ, и сравнивая их с обычными учениками общеобразовательной школы, можно сделать вывод, что дети, обучающиеся в ДШИ, более развиты во всех отношениях. В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль.
Так какие же личностные качества приобретает человек в процессе музыкального воспитания, как музыкальное воспитание влияет на его мир чувств, поведение?
Существует огромное количество научных работ известных музыкантов – педагогов, и все они указывают на то, что особое место в процессе формирования гуманистического мировоззрения, нравственных и эстетических идеалов принадлежит искусству.
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным, особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей.
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность ее содержания, воздействия на человека. Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.
Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.
В ДШИ существуют следующие основные пути осуществления воспитания творческой личности ребенка:
а) развитие способности воспринимать музыку (слушание);
б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений способностей и умений (пение, игра на инструментах);
в) усвоение нужных знаний (грамотность).
Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей. Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.
Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели, как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться на музыку.
В программу ДШИ включены такие дисциплины как музыкальная литература и слушание музыки, сольфеджио, элементарная теория музыки, ритмика, обучение игре на инструментах, хоровое пение.
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.
Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку — дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
Центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:
— специального подбора музыкального репертуара и методов работы с ним;
— использования на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
— использования на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.
Другой формой приобщения детей к музыке является творческая
исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых
различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре,
сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и др.).
Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.
Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.
Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по-настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства.
Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти задачи решаются только в крепко организованном хоре, благодаря целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара.
Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Этот вид музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, чтобы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следовательно, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Важно, чтобы ребенок почувствовал выразительные возможности инструмента и научился использовать разнообразие его тембровых красок.
Индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах является основополагающим для исполнения музыкальных произведений в ансамбле, оркестре.
Музыкально-исторические знания освещают пути возникновения и становления музыкального искусства на различных этапах истории. Новые поколения композиторов используют в своем творчестве сложившиеся традиции и вместе с тем проявляют новаторство, обеспечивая поступательное движение музыкального искусства.
Музыкальная литература расширяет кругозор детей. При изучении
музыкальной литературы характеризуются не только творчество и произведения отдельных композиторов, но и музыкальная литература различных эпох, изучаются народное творчество, особенности камерной музыки, хорового искусства, симфонического жанра, балета, оперы.
Главное – подчеркивается эмоционально-образное содержание произведения, особенности развития музыкальных образов, комплекс выразительных средств.
Не каждый умеет слышать музыку, хотя каждый ее слушает. Здесь важную роль играет такая учебная дисциплина, как сольфеджио.
Сольфеджио развивает координацию всех слуховых навыков и теоретических знаний. Именно комплексное применение разнообразных форм работы на уроках сольфеджио, как показывает практика, обеспечивает разностороннее развитие музыкального слуха.
Ритмика как один из учебных предметов музыкально-теоретических
дисциплин занимает несколько особое место. Освоение музыкально-
теоретических знаний происходит здесь в процессе восприятия произведения, а его эмоционально-образное содержание непосредственно отражается в движении детей. Иными словами, движение используется как способ активизации музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально- духовного к конкретно-физическому. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.
Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать
следующие принципы:
— комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
— систематичность;
— постепенность;
— последовательность;
— повторность.
Все перечисленные формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой детей. В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие детей. Поэтому так важно в музыкальном воспитании использовать все виды музыкальной деятельности.
В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и происходит это только через деятельность.
Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса, способствуют становлению характера, норм поведения, обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству — формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично — развитого, духовно богатого человека.
Сегодня, в эпоху кризиса духовной и эстетической культуры, во времена падения гуманистических идеалов и суждений, что обусловлено многими негативными факторами, в том числе и социально-экономическими; важно возродить тенденцию ценностного отношения общества к человеческой личности и заинтересованность в ее гармоничном развитии. Необходимо создать целостную систему эстетического воспитания подрастающего поколения, сосредоточием которой может и должна стать Детская школа искусств, где приобщение детей к искусству и сокровищам общечеловеческой культуры ведется планомерно и целенаправленно.
Источник