Музыкальная культура ребенка как показатель общего развития

Ирина Бодрова
Музыкальная культура дошкольника: музыкально-эстетический вкус, приобщение к музыкально-культурному наследию

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКА:

музыкально-эстетический вкус, приобщение к музыкально- культурному наследию.

Музыкальная культура ребенка – это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах, рождающее эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке и проявление эстетической и творческой активности.

Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения.

В действующем с 1 января 2014 года Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,

все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму.

Основное содержание образовательной области «Музыка«, к которой мы успели привыкнуть, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Итак, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир ребенка яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству – формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Важно не «учить дошкольников музыке», а «идти с ребенком к музыке, доверительно взяв его ручку» — именно такой путь будет приятным и полезным, а сам процесс принесет РАДОСТЬ от совместного творчества.

Я стремлюсь овладеть всеми эффективными методиками, использую свои знания и навыки, а так же посещаю различные семинары и курсы повышения квалификации.

Опираясь на разработанные профессионалами образовательные программы (М. А. Васильевой «От рождения до школы», Э. П. Костиной «Камертон», О. Р. Радыновой «Музыкальные шедевры», А. И. Бурениной Т. Э. Тютюнниковой «Тутти», я адаптирую предложенное содержание, и по-своему разрабатываю систему музыкального воспитания, опираясь на свои сильные профессиональные стороны, личные особенности и предпочтения. Творческому педагогу необходимо воплощать свои мысли, творческие идеи, накопленный опыт, руководствуясь знаниями, программными принципами, а также поставленными целями и задачами.

Задачи воспитания начал музыкальной культуры решаются через формирование эстетического отношения детей к музыке и музыкальной деятельности. Решающую роль здесь играет репертуар, который изучают дети.

Музыкальный репертуар – это основа, на которой строится музыкальное воспитание детей. В каждой программе есть примерный список музыкальных произведений по всем видам деятельности и для каждой возрастной группы детей.

Я придерживаюсь основным требования к подбору репертуара:

— художественность произведения;

— доступность возрастным и индивидуальным возможностям;

— соответствие программным целям и задачам.

Это не значит, что в работе с детьми нужно использовать только классическую и народную музыку, но и авторские песни и пьесы, написанные специально для детей. В понятие художественности входят такие качества произведения, как яркость и выразительность, соответствие формы содержанию, точность и оригинальность выразительных средств и др.

Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Патриотический репертуар развивает чувство гордости и любви к Родине.

Например, в подготовительная группе дети с удовольствием исполняют песни:

«Моя Россия» сл. Н. Соловьевой муз. Г. Струве

«Будем в армии служить» сл. В. Малкова муз. Ю. Чичкова

«Будем моряками» сл В. Малкова муз. Ю. Слонова

«Вечный огонь» сл. Д. Чибисова перевод с укр. К. Лидиной муз. А. Филиппенко

«Наш край» сл. А. Пришельца муз. Д. Кабалевского

«Скворушка прощается» сл. М. Ивенсен муз. Т. Попатенко

«Самая счастливая» сл. К. Ибряева и Л. Кондрашенко муз Ю. Чичкова

«Весенний вальс» сл. Т. Волгиной муз. А. Филиппенко

А в старшей группе:

«Край родной» сл. и муз. Е. Гомоновой

«Бравые солдаты» сл. Т. Волгиной муз. А. Филиппенко

«Лучше нет родного края» сл. П. Воронько муз. В. Кожухина

«Я солдат» сл. Э. Костиной муз. Н. Бордюг

«Мамина песенка» сл. М. Пляцковского муз. М. Парцхаладзе

«Маме в день 8 марта» сл. М. Ивенсен муз. Е. Тиличеевой

«Наша Родина сильна» сл. Т. Волгиной муз. А. Филиппенко

«Родине спасибо» сл. Н. Найденковой муз. Т. Попатенко

Важно чтобы подобранный репертуар нравился и детям и педагогу, и при каждом повторении приносил удовольствие.

Мировая классика поддерживает у детей эмоциональный отклик, интерес, осмысленность и желание проявить свое отношение к музыке.

Большое влияние на формирование основ музыкальной культуры ребенка оказывают музыкальная среда, в которой он развивается, музыкальные традиции семьи и дошкольного образовательного учреждения. Основы музыкальной культуры, формируемые в дошкольном возрасте, становятся той базой, на которой происходит дальнейшее музыкальное развитие ребенка.

В своей работе я стремлюсь сохранить и передать детям духовные ценности, в том числе музыкальное наследие, используя тот «золотой фонд», песни и музыку, на которой выросло наше поколение. И даже родители отмечают, что им очень приятно слышать любимые детские песни. Это «золотой репертуар», который можно и нужно повторять из года в год, лишь дополняя его новыми.

Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом. В процессе восприятия музыки у ребенка возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты. Поэтому очень важно, чтобы с раннего детства они учились отношению к музыке не только как к средству увеселения, но и как к привлекательному и значимому явлению духовной культуры.

Читайте также:  Социально личностное развитие ребенка в детском саду

В процессе приобщения детей к музыкально- культурному наследию, я стараюсь проводить русские народные праздники и развлечения. Народный фольклор является неисчерпаемым и основным источником нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Народная мудрость, запечатленная в фольклоре, на протяжении многих веков воспитывает в детях гордость за свой талантливый народ и любовь к русской песне.

На основе переживания, осознания красоты музыкального произведения ребенок приближается к эстетическому восприятию. Он развивается через познание культурного наследия и должен воспитываться так, чтобы быть способным его приумножать.

Наши воспитанники принимают активное участие в мероприятиях общественной значимости.

Как известно, дети очень любят выступать, поэтому исполнительская деятельность закрепляет интерес к музыкальному искусству и потребность к самовыражению.

Поэтому мы с удовольствием принимаем участие и даже проводим благотворительные концерты на базе музыкальной школы № 1 для многодетных семей. Эта форма работы особенно актуальна для современного социума. Совместные досуги – это профилактика многих социальных болезней, а так же «ключ» к счастливой жизни, наполненной эстетическими переживаниями и радостью творческого самовыражения.

Кроме этого, каждый год мы готовим детей для участия на городских фестивалях «Солнышко в ладошке» (в номинации «Песенное творчество») и «Пасхальный колокольчик» (в номинации «Песенное творчество»). Занимая призовые места, мы понимаем, что на правильном пути. Это еще больше стимулирует и педагогов и родителей, а детей радует и дает жизненную установку на успех.

Музыкальная культура дошкольника невозможна без взаимодействия с родителями. От совместной работы родителей и музыкального руководителя зависит дальнейшее музыкальное развитие ребенка. Всю работу с семьей по этим вопросам мы осуществляем в двух направлениях:

1 музыкальное просвещение родителей:

— родительские собрания;

— открытые занятия;

— индивидуальные консультации;

— листы благодарности;

— наглядная информация в уголках родителей;

— фотоальбомы.

2 Приобщение к совместной музыкальной деятельности:

— совместные праздники родителей с детьми;

— совместные развлечения родителей с детьми;

— выставки музыкально-дидактических игр;

— конкурс на лучший музыкальный инструмент, сделанный своими руками.

Особенно нравятся родителям открытые занятия: они получают возможность наблюдать, сравнивать, и перенять приемы обучения музыкальной культуре

детей.

Степень воздействия музыки на личность ребенка и успешность его приобщения к началам музыкальной культуры зависит от комплекса педагогических условий и методов, от педагогического мастерства, внимания родителей и усилий общества.

Культурно — досуговая деятельность, как правило, является кульминацией образовательных проектов. Праздники, развлечения, сказки, конкурсы и концерты являются синтезом различных видов творчества, игры, общения, и способствуют не только эстетическому воспитанию детей, а также обогащению их жизненного опыта.

Наши выпускники – наша гордость. Продолжая музыкальное образование, они часто посещают нас с концертами уже в качестве учеников музыкальной школы и радуют своими успехами.

Сущность музыкально-эстетического воспитания состоит в превращении культуры общества в культуру конкретной личности.

Источник

Музыкальная культура, как средство развития ребенка дошкольного возраста

Автор: Федотова Е.А.

Организация: МАДОУ «Детский сад № 16»

Одной из важных задач всестороннего развития личности является воспитание музыкальной культуры.

Сформировать в ребенке основы музыкальной культуры можно только на художественных эталонах, которыми являются произведения народной музыки и классическое наследие композиторов всех эпох и стилей.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей ребенка, приобщение его к основам музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируется определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки правильного поведения, складывается характер. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие.

В отличие от различных видов искусств музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыкальная мелодия, которую слушает будущая мама, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Влияние родителей на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется семейными традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой. Слушание записей детских музыкальных сказок, фрагментов классической музыки, обучение детей игре на музыкальных инструментах, самостоятельное музицирование — все это обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку.

«…Какую звуковую информацию ребенок впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на частушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» (Науменко Г. И.).

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, культура отношения к музыкальному искусству, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (Радынова О. П.).

Читайте также:  Процесс развития ребенка по выготскому

Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей — содействовать первоначальному развитию музыкальной культуры и вкуса, развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.

Постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях. Не случайно с давних времен музыка была важнейшим средством воспитания.

Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.

«Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека» (В.А. Сухомлинский).

Список литературы:

  1. Науменко Г.И. Фольклорная азбука. М, 1996.
  2. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М. 1994.
  3. Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду», под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978.

4 Сухомлинский В. А.  «О воспитании» Москва, 1973.

Источник

     Ладовое
чувство. Лад – основа музыки. Существует
два лада – мажорный и минорный. Построение:
мажор – тон – тон – полутон – тон – тон
– полутон;               
минор – тон – полутон – тон – тон – полутон
– тон – тон.

     Развивается
тогда, когда идет: формирование представлений
о ладовой интонации как носителе образной
характеристики; формирование представлений
о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых
и неустойчивых ступенях, ручных знаках
– символах ладовых ступеней, нотной записи;
формирование представлений о ладе и его
разновидностях (лад – порядок; в музыке
– это система взаимосвязи музыкальных
звуков; у народов разных континентов
сложились свои лады, например, у европейских
– мажоро-минорная система).

     Роль 
лада в создании общей эмоциональной
окраски музыки, противопоставления мажора
и минора как средства отражения света
и тени, радости и горя. Значение лада –
это как средство воплощения музыкального
образа, связь лада с другими элементами
музыкального языка [20, с.106].

     На 
занятиях детям предлагается музыкально-дидактический
материал, на котором они могут играть
и петь. На его основе школьники последовательно
знакомятся со ступенями мажора, минора
и их характерными интонациями. На музыкальном
материале учащиеся знакомятся с конкретным
элементом лада. Первые представления
о той или иной интонации мажора, минора
дети приобретают в процессе восприятия,
пения и слухового анализа мелодии песни.
Как только они смогут ее узнать в нотной
записи по ручным знакам ладовых ступеней,
рекомендуется предложить им сыграть
мелодию песни на звуковысотных инструментах
[20, с.107].

     Сущность 
ладового развития заключается в том,
чтобы дети на собственной практике убедились
и почувствовали, что любая мелодия состоит
из совокупности ладовых интонаций.

     Развитие 
чувства ритма. Музыкально-ритмическое 
чувство – способность ориентации
в длительности звуков в их временной
последовательности. Оно происходит следующим
образом: восприятия и воспроизведения
равномерной пульсации метрических долей
в музыке;   различения сильных и
слабых долей в музыке при слушании и исполнении
маршевых и танцевальных пьес;  восприятия
соотношения различных длительностей
на примере несложных, хорошо знакомых
детских песен;   осознания выразительной
и изобразительной сущности ритма, развития
внутреннего ритмического слуха;  формирования
понятия о ритме как об одном из средств
музыкальной выразительности;   определения
выразительной сущности ритма на материале
знакомых произведений;   осознания
значения ритма для создания музыкального
образа и связи ритма с другими элементами
музыкального языка [21, с.59].

     Музыкально-ритмическая 
деятельность учащихся на занятии направлена
на закрепление приобретенных ранее навыков
выразительного движения и освоения более
сложных, на формирование умения творчески
использовать знакомые движения в плясках.
Опыт, приобретенный ребятами при выполнении
маршевых и танцевальных движений, способствует
формированию представлений о пульсации
сильных и слабых долей в музыке, соотношении
двух ритмических единиц, а также освоению
нотной записи.  

     2.3
Музыка как средство развития ребенка 

     Музыка 
обладает возможностями воздействия 
не только на взрослых, но и на детей самого
раннего возраста.

     Более
того, и это доказано, даже внутриутробный
период чрезвычайно важен для 
последующего развития человека: музыка,
которую слушает будущая мать,
оказывает положительное влияние 
на самочувствие развивающегося ребенка
(может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Только
развивая эмоции, интересы, вкусы детей
можно приобщить их к музыкальной культуре,
заложить ее основы. Дошкольный возраст
важен для последующего овладения человеком
музыкальной культуры. Если в процессе
музыкальной деятельности детей будет
развито их музыкально-эстетическое сознание,
это не пройдет бесследно для последующего
развития человека, его общего духовного
становления [22, с.112].

     Музыка 
развивает ребенка и умственно.
Помимо разнообразных сведений о музыке,
имеющих познавательное значение, беседа
о ней включает характеристику эмоционально-образного
содержания. Словарь детей обогащается
образными словами и выражениями, характеризующими
настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыкальная деятельность предполагает
умственные операции: сравнение, анализ,
сопоставление, запоминание, и таким образом
способствует не только музыкальному,
но и общему развитию ребенка [23, с.67].

     Очень
важно создавать условия для 
формирования основ музыкальной культуры
детей дошкольного возраста. В дошкольной
педагогике музыка рассматривается как
ничем не заменимое средство развития
у детей эмоциональной отзывчивости на
все доброе и прекрасное, с которым они
встречаются в жизни.

Читайте также:  Упражнения на развитие психических процессов ребенка

     В
самом раннем возрасте малыш выделяет
музыку из окружающих его звуков, шумов.
Он сосредоточивает свое внимание на услышанной
мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается,
реагирует улыбкой, гулением, отдельными
движениями, проявляет «комплекс оживления».
Дети постарше обладают уже возросшими
психическими способностями. Они осмысливают
некоторые связи между явлениями, способны
сделать простейшие обобщения — определить,
например, характер музыки, назвать, по
каким признакам сыгранная пьеса веселая,
радостная, спокойная или грустная. Им
понятны и требования: как надо спеть различную
по характеру песню, как двигаться в спокойном
хороводе или в подвижной пляске. Складываются
также и музыкальные интересы: оказывается
предпочтение тому или другому виду деятельности,
жанру музыки [24, с.95].

     К
шести-семи годам наблюдаются первоначальные
проявления художественного вкуса 
— способность дать оценку произведениям 
и их исполнению. Певческие голоса
в этом возрасте приобретают звонкость,
напевность, подвижность. Выравнивается 
диапазон, вокальная интонация становится
более устойчивой. Если четырехлетние
дети еще нуждаются в постоянной поддержке
взрослого, то при систематическом обучении
большинство шестилетних детей поет без
инструментального сопровождения.

     Действия 
детей на музыкальных занятиях направлены
на выполнение учебных и творческих заданий.
Они усваивают исполнительские навыки
и импровизируют собственные незатейливые
мелодии, а при исполнении различных танцев
стремятся по-своему передать различные
танцевальные движения, музыкально-игровые
образы [25, с.54].

     Разностороннее 
развитие личности ребенка обеспечивается
благодаря тесной взаимосвязи эстетического 
воспитания с нравственным, умственным,
физическим. Осуществлению идейно-нравственного 
воздействия помогают правильно 
разработанная программа и подобранные
в соответствии с возрастными возможностями
детей произведения. Но самое главное
— это «школа чувств», которые формируются
благодаря особому свойству музыки —
вызывать сопереживание слушателей.

     На 
музыкальных занятиях активизируется
также познавательная и умственная деятельность.
Дети о многом узнают, внимательно слушая
произведение. Однако воспринимают они
лишь самые общие его черты, самые яркие
образы. При этом эмоциональная отзывчивость
не утрачивает своего значения, если перед
ребенком будут поставлены задачи вслушаться,
различить, сравнить, выделить выразительные
средства. Эти умственные действия обогащают
и расширяют сферу чувств и переживаний
ребенка, придают им осмысленность [25,
с.56].

     Гармоничность
музыкально-эстетического воспитания
достигается лишь в том случае, когда используются
все виды музыкальной деятельности, доступные
дошкольному возрасту, все творческие
возможности растущего человека. Вместе
с тем, усложняя педагогические задачи,
нельзя злоупотреблять особой детской
восприимчивостью. Само музыкальное искусство,
его особенности выдвигают перед педагогом
необходимость решения ряда специфических
задач [26, с.101]:

     1.
Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Только развитие эмоциональной отзывчивости
и восприимчивости дает возможность широко
использовать воспитательное воздействие
музыки.

     2.
Обогащать впечатления детей, знакомя
их в определенно организованной системе
с разнообразными музыкальными произведениями
и используемыми средствами выразительности.

     3.
Приобщать детей к разнообразным видам
музыкальной деятельности, формируя восприятие
музыки и простейшие исполнительские
навыки в области пения, ритмики, игры
на детских инструментах. Знакомить с
начальными элементами музыкальной грамоты.
Все это позволит им действовать осознанно,
непринужденно, выразительно.

     4.
Развивать общую музыкальность 
детей (сенсорные способности, 
ладовысотный слух, чувство ритма),
формировать певческий голос 
и выразительность движений. Если 
в этом возрасте ребенка обучают 
и приобщают к активной практической
деятельности, то происходит становление
и развитие всех его способностей.

     5.
Содействовать первоначальному 
развитию музыкального вкуса. 
На основе полученных впечатлений 
и представлений о музыке проявляется 
сначала избирательное, а затем 
оценочное отношение к исполняемым произведениям.

     6.
Развивать творческое отношение 
к музыке прежде всего в 
такой доступной для детей 
деятельности, как передача образов 
в музыкальных играх и хороводах, 
применение новых сочетаний знакомых 
танцевальных движений, импровизация
попевок. Это помогает выявлению самостоятельности,
инициативы, стремления использовать
в повседневной жизни выученный репертуар,
музицировать на инструментах, петь, танцевать.
Конечно, такие проявления более характерны
для детей среднего и старшего дошкольного
возраста.

     Музыка 
— искусство, воздействующее на ребенка 
уже в первые месяцы его жизни.
Непосредственное влияние ее на эмоциональную 
сферу способствует возникновению 
первоначальных ответных действий, в 
которых можно видеть предпосылки 
к формированию в дальнейшем основных
музыкальных способностей.

     Чтобы
развитие детей в этом направлении 
совершалось успешно, необходимо организовать
работу по музыкальному воспитанию с 
учетом особенностей музыки и возрастных
возможностей детей [26, с.102].

     Все
музыкальные способности объединяются
единым понятием — музыкальность. «Музыкальность
– это комплекс способностей, развиваемых
на основе врождённых задатков в музыкальной
деятельности, необходимых для успешного
её осуществления» [27, с.30].

     Ядром
музыкальности являются три основные
способности, которые необходимы для успешного
осуществления всех видов музыкальной
деятельности: эмоциональная отзывчивость,
музыкальный слух, чувство ритма.

     Эмоциональная
отзывчивость на музыку — это центр 
музыкальности ребенка, основа его
музыкальной деятельности, необходимая
для прочувствования и осмысления музыкального
содержания и его выражения в исполнительской
и творческой деятельности.

     Музыкальный
слух необходим для чистого интонирования 
при пении, чувство ритма – 
для движения, танцев и игре на музыкальных
инструментах.

     Современными 
исследователями доказано, что формировать 
основы музыкальной культуры, развивать 
музыкальные способности нужно 
начинать как можно раньше. Бедность
музыкальных впечатлений детства,
их отсутствие вряд ли можно будет восполнить
позднее, будучи взрослым. Для формирования
основ культуры необходима соответствующая
окружающая среда, которая даст ему возможность
познакомиться с разнообразной музыкой,
научиться воспринимать и переживать
её [27, с.31].

     Музыкально-образовательная
деятельность не существует изолированно
от других видов. Знания, сведения о музыке
даются детям не сами по себе, а в процессе
восприятия музыки, исполнительство, творчество,
по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной
деятельности требует определенных знаний.
Для развития исполнительства, творчества
нужны специальные знания о способах,
приемах исполнительства, средствах выразительности.
Обучаясь пению, ребята приобретают знания,
необходимые для овладения певческими
навыками. В музыкально-ритмической деятельности
дошкольники осваивают различные движения
и способы их исполнения, что также требует
специальных знаний: о слитности характера
музыки и движений, о выразительности
игрового образа и его зависимости от
характера музыки, от средств музыкальной
выразительности (темпа, динамики, акцентов,
регистра, пауз). Дети узнают названия
танцевальных шагов, усваивают названия
танцев, хороводов. Обучаясь на игре на
музыкальных инструментах, дети так же
получают определенные знания о тембрах,
способах, приемах игры на разных инструментах
[27, с.32].

     Таким
образом, необходимо помнить, что музыкальное 
развитие положительно влияет на общее 
развитие детей. У ребёнка совершенствуется
мышление, обогащается эмоциональная 
сфера, а умение переживать и чувствовать
музыку помогает воспитать любовь к прекрасному
в целом, чуткость в жизни. Развиваются
и мыслительные операции, язык, память.
Поэтому развивая ребёнка музыкально,
мы способствуем становлению гармонично
развитой личности, что очень важно. Музыкальная
деятельность дошкольников – это различные
способы, средства познания детьми музыкального
искусства (а через него и окружающей жизни,
и самого себя), с помощью которого осуществляется
и общее развитие. 
 
 

Источник