Музыкальная игровая деятельность эффективна в развитии у ребенка
Елена Коршунова
Игровая деятельность на музыкальных занятиях
Музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память. По содержанию и задачам все музыкальные игры можно отнести к дидактическим.
Яркая и художественная форма, которая выражается в музыкальной теме, игровая ситуация, необходимость следовать определённым правилам вызывают у детей повышенный интерес, эмоциональный отклик, что способствует активному восприятию музыки, быстрому запоминанию и воспроизведению игры.
Привлекательность этой формы детской деятельности, интерес и радость, которые испытывают дети, способствуют успешному развитию у них музыкальных и творческих способностей.
Особенности и формы организации музыкально — игровой деятельности.
Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие. Основной принцип музыкально-игровой деятельности: тесная связь с музыкой. Движения используются как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям.
Значение игровой деятельности:1)Обеспечивает развитие двигательных, умственных, речевых навыков
2)Способствует всестороннему развитию ребенка
3)Расширяет сферу его интересов, возникает потребность в занятиях; происходит становление мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе
4)Способствует ускоренному формированию произвольной регуляции действий 5)Ведет к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности; укрепление саморегуляции поступков.
Музыкально – игровая деятельность в повседневной жизни детского сада очень разнообразна, так как ее истоки — сама жизнь детей. Она облечена в различные формы, возникает по чьей-либо творческой инициативе и требует особое,очень тонкое руководство педагога: предварительное планирование и создание условий, стимулирующих самостоятельную деятельность. Также ребёнок, в процессе музыкально – игровой деятельности, учится применять накопленный музыкальный опыт в своей жизненной практике, сформированные музыкальные умения и навыки — в новых условиях, в самостоятельной музыкально-игровой деятельности по своим интересам и желаниям. Музыкально – игровая деятельность ребенка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком – либо умении – например, в игре на детских музыкальных инструментах. В творческой деятельности дети сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на металлофоне, придумывают новые танцевальные движения, варианты игры или театрально – игровую сценку, т. е. они ищут свои варианты и способы действия.
Для творческой деятельности характерны такие организационные формы,как: а) сюжетно – ролевые игры; б) игра – импровизирование на детских музыкальных инструментах; в) песенные и танцевальные импровизации; г) театрализованные представления импровизационного характера; Однако, в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы,как: а) игра с пением; б) музыкально – дидактические игры, дополненные собственными вариантами; в) сюжетно – ролевые игры (музыкальные игры – сказки, истории, концерт и прочее); г) театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль – игра); д)импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего;
е) импровизированные ансамбли и оркестры. Благодаря музыкально – игровой деятельности, ребенок начинает понимать музыку, начинает проявлять способности к музыке, понимает смысл и начинает сам воспроизводить услышанную мелодию, так как он ее понял. В дошкольном возрасте все дети музыку понимают по разному, и в этом вся суть музыки и игровой деятельности.
Классификация музыкальных игр:
Сюжетные – определяются наличием несложного сюжета, конкретных персонажей, музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети передают в этих играх образы, согласуя свои движения с музыкой, реагируя на особенности её характера, используя характерные имитационные движения для персонажей.Примеры сюжетных игр: «Зайцы и лиса», «Кот т мыши», музыка Т. Ломовой, «Поездка», музыка В. Герчик, «Пастух и козлята», русская народная песня в обработке В. Трутовского.
Несюжетные – наиболее привлекательный тип игры для детей за счёт элемента соревнования. Вначале такие игры построены на зафиксированной последовательности движений, затем проводятся соревнования в ловкости, быстроте, которые уже предполагают свободную непринуждённую игру. С особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание музыки, смену частей, чередование музыкальных фраз, сильные и слабые доли, особенности ритмического рисунка.Примеры несюжетных игр: «Будь ловким!2, музыка Н. Ладухина, «Игра с бубном», музыка М. Красева, «Игра с цветными флажками», музыка Ю. Чичкова, «Кто скорее?», музыка М. Шварца.
Инсценировки под инструментальную музыку – построены на основе конкретного сюжета. Сначала педагог знакомит детей с сюжетом, они прослушивают музыкальные характеристики всех персонажей, а затем им предлагается поиграть в сопровождении музыки (без пения, используя пластику, характерные движения персонажей, передавая их действия и развитие сюжета. Педагог ограничивается небольшими репликами или текстовыми связками.Примеры: «Козлята и волк», музыка Т. Ломовой, «Зимняя сказка», музыка Е. Туманян.
Игры с пением
Хороводы – построены на основе игровых песен, в которых игровые действия детей соответствуют тексту песен, характеру мелодии. В хороводах используются плясовые и имитационные движения для передачи игровых образов.Примеры: «Каравай», «В сыром бору тропина», «Со вьюном я хожу», русские народные песни; «Кот Васька», музыка Г. Лобачёва, слова Н. Френкель.
Инсценирование песен. Используются песни с развёрнутым сюжетом, наличием нескольких образов. Действия детей определяются содержанием песни и конкретным характером персонажа. Воображение, детская фантазия, установки педагога помогают ребёнку в передаче образа, выборе нужных выразительных движений. Для инсценирования песен могут использоваться как народные, так и авторские песни («Теремок», «Пошла млада за водой», «Где был Иванушка?», русские народные песни; «Тень-тень», музыка В. Калинникова, слова народные)
Народные игры с пением — игры, которые передаются из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни и сгодами не изменяются («Бояре», «Гори-гори ясно», «Колпачок», «Арина»). Чаще всего их используют на фольклорных праздниках и на прогулках.
Музыкально-дидактические игры
Игры на развитие сенсорных способностей. Одна часть таких игр используется на фронтальных занятиях с детьми, другая предполагает индивидуальную работу и работу с небольшими подгруппами детей. Музыкально-дидактические игры – спокойные по характеру, требуют от детей устойчивого произвольного внимания, способствуют различению свойств музыкальных звуков (высота, длительность, динамика, тембр, упражняют в узнавании музыкальных инструментов, знакомых мелодий, песен («Музыкальное лото», «Сколько нас поёт?», «Тихие и громкие звоночки», «Узнай по голосу»).
Ритмические игры со словом
Эти игры способствуют развитию такой важной способности, как чувство ритма. Благодаря своему эмоционально-образному содержанию они упражняют детей в основных и танцевальных движениях, помогают им лучше ориентироваться в пространстве («Трух-тух, трух-тух-тух, ходит по двору петух», «Барашеньки-крутороженьки», «Как на горке снег», «Мыши водят хоровод»). Включаются в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, а также могут использоваться в качестве пятиминуток между занятиями и на прогулках.
Игры- спектакли
Это не постановочные спектакли, а спектакли игровые, театрализованные, построенные на основе импровизационных действий участников, где ведущую роль играет педагог. Данный вид игр относится к интегративному — в нём используется музыка, театр, пластика, литература. Игры-спектакли успешно решают образовательные и воспитательные задачи. Дошкольники учатся передавать чувства, переживания с помощью различных выразительных средств. Главное здесь – переживания детей; игровые действия должны соответствовать музыкальным характеристикам образов. От предварительной работы педагогов зависит успешность разыгрывания сюжета — она предполагает знакомство с сюжетом, слушание музыки, разбор характеристики к каждому персонажу, выбор средств выразительности для передачи образов. Такого рода игры опираются на все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.
Музыкально-драматические спектакли синтетического характера могут включать в себя в качестве полноправных элементов художественное слово, пение, танец, пантомиму. Сюжеты к таким играм не должны быть сложными («Муха-цокотуха», «Заюшкина избушка»).
Ритмопластические спектакли. Основным действием в этих спектаклях являются танцевально-игровые импровизации детей. Использование ритмопластического спектакля возможно при условии систематической последовательной работы над развитием импровизационных способностей детей с помощью специальных этюдов и творческих заданий. Для ритмопластических спектаклей желательно использовать высокохудожественную музыку, лучше всего классическую.
Спектакль на основе певческих импровизаций. Наиболее сложный тип игр, требующий от детей устойчивых певческих навыков. Сюжеты к этим играм выбираются самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах пропевают, используя простейшие танцевальные движения, основные движения, основные движения для передвижения («Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса»).
Игры-спектакли на обрядовой основе. Этим играм присущи интегративность – в них используются песни, хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действие к обряду (украшение берёзки лентами, плетение венков, изготовление оберегов и т. д.). Фольклорные праздники, которые проводятся в детском саду, должны выстраиваться по законам игры- спектакля.
В заключении. Использование музыкальных игр предполагает систему игровых упражнений, назначение которых — развитие основных и танцевальных движений, отработка их ритмичности пластичности. На этих элементах впоследствии будут построены игры, танцы, хороводы, инсценировки. Музыкально-ритмические упражнения по характеру подвижные, а по содержанию и задачам – дидактические. Они формируют у детей музыкально-ритмические навыки. Ребёнок должен выделять средства музыкальной выразительности, динамические, темповые особенности музыки, регистры, метрическую пульсацию, ритмический рисунок, отмечать форму (части, фразы, предложения, жанр музыкальных произведений, т. е. осознанно воспринимать музыкальный язык и отражать его в движении.
Музыкально-ритмические упражнения способствуют освоению детьми двигательных навыков. Для этого используются основные движения (ходьба, бег, поскоки, прыжки, доступные элементы народного и современного танца, классического танца.
Использованная литература:
1)Музыкальный руководитель №1/2014 –С. И. Мерзлякова «Музыкальная игра как одно из действенных средств музыкального развития ребёнка»
Источник
Лилиана Алешина
Музыкальная игровая деятельность в детском саду
Отечественной педагогикой и психологией признано, что сферой социального творчества ребенка является совместная игра с другими детьми.
Детская игра близка к природе и специфике искусства. Не случайно дошкольный возраст сензитивен для проявления склонностей и способностей к художественной деятельности. Близость детской игры и художественной деятельности заключается в общности психологического выражения. Это эмоциональная непосредственность мотивов, интерес к цели, а к самому процессу действия; формирование образного начала – «вхождение в образ»; условность языка, действий и ситуаций. По мнению Д. Б. Эльконина, игра – это деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий утилитарной деятельности. Это и роднит игру с искусством, которое имеет свои содержанием нормы человеческой жизни и деятельности, их смыслы и мотивы.
Музыку как искусство процессуальное, развертывающееся во времени, тесно связанное с моторно – мышечными и интонационно-речевыми ощущениями сближает с игрой особое родство. Само обозначение музыкальной деятельности указывает на эту связь – «музыкальная игра»: исполнить пьесу – значит сыграть ее. Игровая музыкальная деятельность может выступить в качестве фактора вовлечения ребенка в игровое взаимодействие с другими детьми и взрослыми, ведущее к развитию его социальных качеств и индивидуальных проявлений. Воспитатель может использовать игровой потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между детьми в группе, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.
В данном случае речь идет о музыкальных коммуникативных играх. Музыкальные коммуникативные игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, формирование социальных навыков их поведения, развитие эмоционально выразительных движений и создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое. Поэтому музыкальная коммуникативная игра – синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными, зрительными ощущениями.
К коммуникативным музыкальным играм могут быть отнесены обычные сюжетно-ролевые игры с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включением в общий сюжет песенок, танцев, которые помогают воплотить замысел игры. Это могут быть игры – забавы, типа фольклорных потешек и прибауток. Сочетая в них пение и музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает эмоционально выразительную, яркую и непринужденную обстановку. Такие игры помогают заинтересовать, эмоционально увлечь ребят или же переключить их внимание, снять утомление, создать приподнятое настроение. Ритмичные и интонационно – выразительные попевки и приговаривания сопровождаются прихлопываниями, выразительными жестами и движениями. Они очень увлекают ребят, могут выполняться ими вместе с воспитателем.
К коммуникативным музыкальным играм относится практически целиком детский фольклор. Все детские игры поются или выразительно интонируются. Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство социального воспитания ребенка, поскольку фольклор учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности.Это своеобразная начальная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувство «локтя», а также множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.
В коммуникативных музыкальных играх могут быть эффективно реализованы такие направления воспитательной работы по формированию у детей навыков общения,как развитие:
— динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, стремления, готовности к общению;
— эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
— позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе и с ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, со сформированной положительной самооценкой.
Организация музыкально – игровой деятельности, направленной на социальное развитие ребенка, предполагает ряд условий. Прежде всего, она несовместима с авторитарным стилем общения педагога с детьми. Ее основу должны составлять принципы гуманистической педагогики, глубокое уважение к личности ребенка. В рамках музыкально – игровой деятельности взращивание у ребенка веры в свои силы, формирование его позитивного самовосприятия, становление его как индивидуальности, значимой личности.
Сам тип игрового общения с детьми предполагает изменение роли воспитателя. Он оказывается не в привычной ролевой ситуации в качестве наставника детей, но выступает как участник игры, ее организатор, режиссер. Занимая позицию играющего партнера, взрослый выполняет правила игры наравне со всеми. Атмосфера равных прав игры для всех участников — своеобразное правило, условие их организации.
Сильнейшим средством воздействия на эмоциональную сферу ребенка является музыка, и потому ее значение в период детства особенно велико. Современному педагогу необходимо внимательно и серьезно относиться к отбору музыкальных произведений, с которыми соприкасается ребенок. Звучащие образы затрагивают самые разнообразные стороны личности ребенка, а главное, они способны заложить основы его нравственности, его мировосприятия.
Новые веяния и идеи проникают в современную музыкально-педагогическую практику. Так, по мнению современных педагогов – музыкантов, необходимым условием развития музыкальности является включение личностного эмоционального опыта ребенка, развитие культуры эмоциональной отзывчивости, чувственного восприятия художественных явлений. На первый план выдвигается практический метод развития музыкального восприятия: «необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ребенку как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания». В музыкальные занятия включаются разнообразные формы творческой игровой и исполнительской деятельности детей. Темброво –шумовые аккомпанементы к произведениям, рисование музыки и «рисование» звуков на детских музыкальных инструментах, звуковые импровизации, основанные на сонорных эффектах, игра по условным партитурам, создание пластических партитур, интонационно – речевые игры с использованием фонем, красочных сочетаний слогов и разнообразных звуков – эти формы игровой творческой деятельности детей постепенно входят в арсенал современной музыкальной педагогики.
В то же время идеи личностно ориентированного обучения остаются до конца не осознанными, нередко лишь декларируются в музыкальной педагогической практике. Существенной проблемой является то, что музыкальные занятия в ДОУ,и в начаьной школе до сих пор планируются в программах по анологии с естесственнонаучными дисциплинами: как передача некоторых знаний, умений и навыков. В результате они не выполняют свой важнейшей функции – содействия самопознанию человека, формированию его собственного мироотношения.
Источник