Музыкальная деятельность в психическом развитии ребенка

Музыкальная деятельность в психическом развитии ребенка thumbnail

Влияние музыки

на психическое развитие ребенка

дошкольного возраста

в рамках выполнения основной

образовательной программы

Жманковой Елены Андреевны

музыкального руководителя

МБДОУ детский сад № 2

“Аленький цветочек”

Корсаковского городского округа

 Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая слуховым рецептором, она воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

 В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха.

Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека  и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.   

 Необычайно ярко представлен эмоциональный мир человека в музыке. В этом не  может сравниться с ней никакое другое искусство. “Музыка, — писал Д.Шостакович, — способна выразить сокрушающий и мрачный драматизм; упоение счастьем, скорбь и экстаз, обжигающий гнев и ледяную ярость, бурное веселье и меланхолию, и не только все эти чувства, но и тончайшие их оттенки, переходы между ними, которые не могут быть высказаны словами и недоступны ни живописи, ни скульптуре”.

              Влияние музыки на ребенка в утробе матери.

Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека.  Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным ряда исследований, еще до рождения ребенок слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира.

Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка. Она успокаивает ребенка, помогает физическому и умственному развитию. Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать на звуки, чаще всего в виде толчков. В некоторых исследованиях обнаружено, что дети, даже находясь в утробе матери, имеют свои собственные предпочтения в музыке. Если будущая мать слушает лирическую классическую музыку, скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит удары ногами. А музыка в стиле рок или металл может спровоцировать настоящие танцы в животе матери. Музыка является своего рода терапией. Поэтому важно, чтобы будущие матери пели своим детям, особенно мелодичные колыбельные песни, слушали классическую музыку.

               Влияние музыки на новорожденных.

В связи с успокаивающим воздействием музыки многие ученые считают, что она ускоряет развитие недоношенных детей. Музыка положительно влияет на нормализацию дыхания и частоты сердечных сокращений, уменьшает боль и ускоряет рост, нормализует обмен веществ недоношенных детей, который помогает быстро достичь необходимого веса.

У новорожденного малыша (по данным А. А. Люблинской), на 10-12 день жизни возникают реакции на звуки.  С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки комплексом оживления, радуется или успокаивается. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию музыки. В четыре-пять месяцев ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

При восприятии музыки дети второго года жизни проявляют ярко-контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску. Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации, подпевая взрослому, ребенок повторяет отдельные слоги, окончания музыкальных фраз песни. В этот период он овладевает простейшими движениями: хлопает в ладоши, притопывает, кружится под звуки музыки.

Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяет осуществлять музыкальное развитие с самого раннего детства.

           Влияние музыки на детей более старшего возраста.

      На третий и четвертый год жизни у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Дети могут спеть маленькую песенку, самостоятельно сплясать, используя простые движения.

Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: “Почему?”, “Отчего?” Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать обобщение. Он наблюдателен и  способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, другая медленная); на каком инструменте играют мелодию. Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность, устойчивость. Налаживается вокально-слуховая координация. Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах.

         Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Шестой и седьмой год жизни — период подготовки детей к школе. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

   Говоря о гармоничном развитии личности, Лев Семенович Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

          Музыка – средство эстетического воспитания ребенка

        Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое. Приобщение к истинной красоте формирует эстетисеские эмоции, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий и суждений. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни.

Музыка – средство формирования морального облика ребенка

 Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. По мнению Льва СеменовичатВыготского генетическими формами регуляции поведения в детстве долго остаются эмоции и, вероятно, именно им в процессе развития принадлежит роль регуляторов становления личности как целостного образования. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Песни о Родине, о героях, о любимом крае пробуждают чувства любви и потриотизма. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии.
    Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Все основные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение,  игра на детских музыкальных инструментах, движения под музыку)  по психологическому механизму связаны с воображением, индивидуальной переработкой имеющегося у ребенка жизненного и музыкального опыта, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя песню, нужно вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

         Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.  

              Музыка – средство активизации умственных способностей.

 Исследования показали, что человеческий мозг использует большое количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычно обрабатывает ритм и высоту звука, а правая — тембр и мелодию.

Восприятие музыки путем слушания является одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение.  Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.

Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.

Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти.  Слушание музыки развивает у ребенка умение четко дифференцировать окружающий его мир, делает малыша более наблюдательным и чувствительным.

Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух — способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу. Музыка также способствует быстрому развитию речи у дошколят. А речь, как известно, является материальной основой мышления.

                Музыка – средство физического воспитания

Психологи утверждают, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции.

Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными телодвижениями, “проживая” в пластических образах, прежде всего её ритмическую, а позже и её интонационную сущность. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

В процессе музыкально-ритмических игр, упражнений, танцев дети учатся передавать музыкальные образы в движении. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие навыков ритмики, музыкальности в целом, но и на создание бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка, улучшает  его осанку, координацию, внимание, одновременно снимает стресс и усталость.

        Пение является наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности. Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.  Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Пение считается эффективным средством лечения заикания у детей.То, что дети не могут сказать, легко могут спеть. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
       «Живая» музыка сопровождала человека  от рождения до конца жизни, и он всегда мог быть участником музицирования. Поразителен терапевтический эффект от музицирования: музыкальный инструмент в руках человека- это личный психотерапевт. Игра на инструментах учит столь необходимому в наше время умению расслабляться и концентрироваться; лечит нарушения дыхания, координационные нарушения слуха (с которыми связано снижение грамотности в устной речи и в письме).

Музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки невербального общения, взаимодействия и сотрудничества.

Музыка

Способ выражения себя

Объект восприятия

движение

музицирование

выразит.

пластика

игра на

муз.инст-рументах

танец

пение

в

жизни

на

концерте

с полным внима-

нием

“между делом” как фон

формы:      слушание

запись

“живая”

Рис.1. Место музыки в жизни детей (Царькова Е., Соловьева Е.) 

        Вывод: Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Занятия музыкой способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Источник

Библиографическое описание:


Васильева, Е. М. Роль музыки в психическом развитии дошкольника / Е. М. Васильева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40355/ (дата обращения: 01.05.2020).



Одна из главных задач музыкального воспитания дошкольников — развитие эмоциональной отзывчивости, воспитание интереса, любви к музыке. Задача эта связана с проблемой развития музыкального восприятия детей.

Восприятие музыки — один из видов музыкальной деятельности, определяющий ведущий вид на протяжении всего занятия. Приступая к разучиванию репертуара, предназначенного для исполнительства, и в процессе работы дети должны услышать музыкальное произведение, почувствовать его характер, эмоционально откликнуться на настроения, чувства, которые в нём выражены. Только в этом случае можно говорить о выразительности последующего исполнения. Творческая деятельность также невозможна без ярких музыкальных впечатлений, которые дети получают на занятиях, слушая музыку. И наконец, музыкально-образовательный вид деятельности должен осуществляться только в содружестве с самой музыкой; сведения о ней следует давать не абстрактно, а в тесной связи с изучаемым произведением, с «живым» звучанием.

На протяжении всего занятия я побуждаю детей прислушиваться к звучащей музыке, а не обучаю их попеременно отдельным навыкам, систематически развиваю музыкальное восприятие детей в процессе всех видов музыкальной деятельности, стараясь сделать музыку любимой на всю жизнь, применяя современные методы и приёмы обучения.

Наглядно-слуховой (исполнение музыки с помощью записей, применяя диски по программе Н. Е. Вераксы, Радыновой, исполнение «живой» музыки, которое стараюсь исполнить выразительно, так как бездумное, скучное исполнение может загубить даже самое гениальное творение. Необходимо увлечь их игрой, заразить теми чувствами, которое выразил композитор. Наглядно-зрительный (показ презентаций, картинок, иллюстраций, наглядных пособий). Также на своих занятиях большое значение уделяю словесному методу. «Если бы музыку можно было пересказать словами, её не надо было писать». Это высказывание принадлежит Мендельсону. В сопоставлении двух языков — языка музыки, музыкальных образов у детей возникают представления, понятия, отражающие музыкальную образность.

С младшей группы детского сада я даю понятия о характере музыки, темпе, динамике, постепенно подводя к прослушиванию и определению таких понятий как марш, танец, песня, переходя к более сложным понятиям «Музыка— язык чувств», «О чём рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?». Такое построение ведёт от характеристики настроений, чувств выраженных в произведении к программности и изобразительности и далее к связи отдельных выразительных средств музыки с её образным содержанием, ведь своего эмоционального содержания, музыка перестаёт быть искусством

Например, слушая песню Г. Струве «Моя Россия», в беседе с детьми подчёркиваю, что автор выражает чувство любви к Родине, сравнивая её с девочкой, мамой. Музыка произведения ласковая, нежная, светлая.

Когда дети научатся прислушиваться к настроениям, чувствам, переданным в музыке, определять характер, можно обратить на то, что изображает музыка. Слушая произведение Г. Свиридова «Парень с гармошкой», после определения характера — шутливая, весёлая, задорная, озорная, бойкая, дети отмечают приёмы изобразительности (мелодия напоминает гармошечный наигрыш, незатейливый, однообразный, многократно повторяющийся).

Моя беседа о музыке направлена на то, чтобы целостное восприятие было более дифференцированным. Я стараюсь дать понять детям, что с помощью музыки композитор общается с нами. Характер же музыки передаётся определённым сочетанием в среднем и выразительных средств: нежная, спокойная мелодия в среднем и верхнем регистре в неторопливом темпе, негромко, плавно. Радостный, весёлый характер музыки создаётся яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией. Тревожность передаётся с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания.

На музыкальном занятии дети свободно определяют части музыкального произведения. Это достигается при помощи выразительного, контрастного исполнения музыкального произведения.

Например, «Песня жаворонка», из «Детского альбома» П Чайковского. Она ярко изобразительного характера.

Пение жаворонка имитируют триоли, форшлаги в высоком регистре. В конце пьесы его чириканье звучит на постепенном снижении звуков. Можно представить, что жаворонок быстро спустился на землю, вспорхнул и исчез.

Беседуя об этом произведении, я стараюсь сделать так, чтобы изобразительные моменты не заслоняли его эмоционально-образного содержания, чтобы дети, прежде всего, прислушались к смене настроений, уловили характер, осознали, что создаётся он определёнными средствами музыкальной выразительности (темп, регистр, динамика, характер интонаций мелодии, окраска сопровождения) При этом, беседа должна начинаться с определения характера в целом так как дети быстрее будут связывать моменты изобразительности и выразительности.

В результате планомерной работы дети привыкают к тому, что музыку нужно слушать внимательно, собрано, целеустремлённо, высказывать своё отношение только тогда, когда исполнение закончится.

Можно исполнить прослушанное произведение самим, выбрав при этом подходящии инструменты, или изобразив музыку в движении.

C:Users1DesktopDSCN2809.JPG

Рис. 1.

C:Users1DesktopDSCN6260.JPG

Рис. 2.

Успехи музыкальной деятельности детей во многом зависит от уровня требований музыкального руководителя и воспитателя. Отсутствие требовательности снижает музыкальную активность и слуховое внимание, портит слух и эстетический вкус.

Музыкальная работа, как целенаправленная деятельность, требующая напряжения, воли, активности перестаёт интересовать детей. Упускаются огромные воспитательные возможности воздействие музыки на психику ребёнка. Более того, такая музыкальная деятельность мешает успешному воспитанию детей, а недостатки музыкального развития отражаются на их общем состоянии, на формировании характера.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, ребенок, музыкальная деятельность, музыкальное произведение, музыкальное восприятие детей, характер.

Источник