Музыка в развитии речи ребенка
Екатерина Чернова
Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности
Тема: Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность
(выступление на районном методическом объединении)
(1 слайд)
Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность
(2 слайд)
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально — дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально -пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.
(3 слайд)
Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.
(4 сл)
Знания о композиторах расширяют словарь музыкальных терминов (узнаем, фамилиюкомпозитора, кто такой композитор, какую музыку он писал)
(5 слайд)
Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение способствует развитию речевых навыков,пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых,а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «та-ра-ра» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
(6 слайд)
Дыхательная гимнастика формирует правильное речевое дыхание и тренируют силу вдоха и выдоха); «Подуй на бабочку», «Понюхай цветок
(7 слайд)
Песенки –распевки, задают позитивный тон и подготавливают голос к пению. «Труба», «Лесенка», «Лиса по лесу ходила», «Бубенчики» и др.
(8 слайд)
Музыкально – дидактические игры развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух. Лесенка», «Тихо — громко», «Весело- грустно», «Птица и птенчики» и др
(9 слайд)
Музыкально- ритмические движения. Танцы, национальные, характерные, хороводы, игры с пением,
Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение, Активизируют речь детей, Тренируют память, фантазию, воображение. (Игры с пением «Ищи» муз. Т. Ломовой, «Ворон», «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской. Хороводы «Ой, бежит ручьем вода…», «Огородная – хороводная» муз Б. Можжевеловасл. А. Пассовой, новогодние хороводы.)
(10 слайд)
Игра на детских музыкальных инструментах.
Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики.
В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты. Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка.
(слайд 11)
Музыкально – пальчиковые игры.
Способствуют развитию
1. мелкой и крупной моторики.
2. слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления.
3. фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.
4. Совершенствование умения согласовывать движения и речь
Заключение
Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
(12 слайд) Спасибо за внимание!
Источник
татьяна ряхлова
Роль музыки в развитии активной речи детей
«Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста».
В последние годы отмечается увеличение количества детей,имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.
Связь музыки и речи очевидна: Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.
Музыка как и речь имеет интонационную природу. (Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка,обладая интонацией, выражает настроение,характер.)
Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.
Слушание музыки,пение,движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.
Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.
Слушание музыки
Слушание безусловно формирует слуховое внимание,эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.
Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей,исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и,следовательно,позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке. (в дальнейшем подробнее об этом).В слушании музыки огромное значение имеет выбор репертуара. Интерес детей повышается,если:
— муз. произведения объединены общим рассказом
-муз. произведения принадлежат творчеству одного композитора (несколько занятий)и в заключении детям предложена музыкально-дидактическая игра» Узнай и назови произведение»
-муз. произведения сравниваются по содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия.
Пение
Это, безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь,испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
Общеизвестно, что пение развивает дыхание,голос, формирует чувство ритма и темпа речи,улучшает дикцию,координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение,проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детейповторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают,что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образоом, пение по природе своей исключает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции,чудо творчества!
Кроме того, песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводятся, потому что речевой поток сопровождается музыкой.
Еще одно экслюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии.
Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:
-Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.
-Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога,так и детей.
-Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.
— Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.
— Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.
-Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, собитий, явлений.
— Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.
— Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.
Музыкально-ритмические движения
Музыкальная ритмика безусловно оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Л.Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».
Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.
Для развития речи детей мы отмечаем важным в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.
Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – польчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.
Особо следует остановиться на логоритмике. Логоритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые,музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи логоритмики:
— развитие слухового внимания ;
-развитие фонематического чувства;
-развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
-развитие слухо-зрительно-двигательной координации;
-развитие речевой моторики;
-развитие дыхания;
Упражнения по логоритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному воспитанию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.
Игра на детских музыкальных инструментах
Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность,творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики (о важности которой мы говорили в разделе музыкально-ритмические движения).
Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники).Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок,извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии,сравнивать их, различать по высоте, накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.
Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. А момент голой дидактики, тренинга просто невозможен. Считаем, что значение музыкального воспитания в развитии речи детей недостаточно оценен и используется специалистами на практике
Источник
Ольга Корякина
Музыкальная деятельность, как средство развития речи детей раннего возраста
«Музыкальная деятельность, как средство развития речи детей раннего возраста. «
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение. Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. На занятиях можно наблюдать разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Давайте рассмотрим, как через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи.
Речь и пение
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи –это пение.
Известно, что пение развивает:
Речевое дыхание,
Голос,
Формирует чувство ритма и темпа,
Улучшает дикцию,
Координирует слух и голос.
Правильный подбор репертуара – важнейшая задача педагога. Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, диапазон, эстетическую ценность песни, а также песни, которые детям понятны.
Песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика,вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. Пение требует работы артикуляционного аппарата (губы, язык, это, конечно, помогает развитию дикции ребенка. Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.
Музыкально – дидактические игры и упражнения
Во время разучивания песен можно использовать дидактические игры.
Начиная с младшего возраста нужно активизировать у детей речевую деятельность, опираясь всегда на игровые мотивы. Здесь на первом плане диалог малыша со взрослым.
Например:
Игра «Кто у нас хороший?». Она строится на вопросе музыкального руководителя и ответе ребёнка. Протягивая руки любому ребёнку, он спрашивает:
Кто, кто у нас, кто у нас хороший?
Кто, кто, кто у нас, кто у нас пригожий?
В ответ ребёнок звонко, чётко называет своё имя. Игра активизирует речь у всех без исключения: стеснительных, молчаливых, смелых, уверенных…
Слушание музыки
Слушание музыки так же направлено на развитие речи.
Этот вид деятельности способствует:
Формированию слухового внимания,
Развитию эмоциональной отзывчивости,
Развитию звуковысотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия.
Следует разделять активное и пассивное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей:пассивное восприятие музыки может выражаться в музыкальном оформлении различных игр и развлечений, в сопровождении групповых занятий и самостоятельной деятельности детей. Активное выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Подобные беседы позволяют расширить словарный запас детей, помочь им сформулировать свои мысли.
Речь и пальчиковые игры
Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.
Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Давайте вспомним, когда ребёнок только родился, какие первые его движения? Конечно, он уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачок. Можно играть с ребенком, приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»). Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая или пропивая при этом, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка. Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Одним из направлений деятельности музыкального руководителя являются пальчиковые игры.
Виды пальчиковой гимнастики:
1. Игры-манипуляции:
«Ладушки — ладушки» — дети ритмично хлопают в ладоши,
«Сорока — белобока» — указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик — дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» — ребенок поочередно загибает каждый пальчик.
Эти упражнения дети выполняют с помощью взрослого.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения
«Пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» — из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Домик» — изучаем части тела, ощущая их тактильно.
Стенка, стенка, (потрогать щечки)
Потолок, (потрогать лобик)
Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)
Дзинь — звонок! (нажать на носик)
Речь и движение
Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую
очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи. Ребенок сначала будет повторять движения за взрослым, а затем уже самостоятельно сможет правильно двигаться в соответствии со словами песни.
Например:
Погремушка – погремушка,
Музыкальная игрушка
Погремушечку возьми
И греми, греми, греми (гремят погремушками)
Спрячь за спинку погремушки (убирают руки за спину)
Отдохнут от шума ушки
На соседей погляди (поворачивают голову направо и на лево)
И тихонько посиди (прижимают пальчик ко рту и говорят «тсс»)
Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти. Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Игра на музыкальных инструментах.
В этом возрастном промежутке наиболее оптимально будет обратить внимание
На ознакомление детей с музыкальными инструментами.
В этом возрасте можно использовать погремушки, колокольчики, дудочку. После знакомства с этими инструментами можно продолжить знакомство с новыми муз. инструментами:
Барабан— можно предложить юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Взрослому можно отбить барабанную дробь, хотя подобное упражнение малышу не под силу,этим расширяется диапазон воспроизводимых звуков и возникает интерес к дальнейшим манипуляциям. (палочки стоит отложить во избежание травматизма)
Бубен: модно бить и звенеть. Самый простой способ игры – удары на сильную долю.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Таким образом, проанализировав все виды музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, можно сделать вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно
Источник