Музыка в развитии ребенка второго года жизни

Музыка в развитии ребенка второго года жизни thumbnail

Консультация для родителей детей младшего возраста по музыкальному развитию

Вашему  малышу  второй  год.  Музыка  постепенно вошла  в  его   жизнь,  сделала  ее  более  насыщенной   и яркой.  Пройдена  первая  ступенька   в музыкальном  развитии,  и  желательно,  чтобы  вы  придавали  ей  особое  значение.

1.Продолжайте  последовательно  развивать  у малыша  интерес  к  музыке.

2.формируйте  музыкальное  восприятие: побуждайте  его   к эмоциональному  

Отклику  на  музыку  при  прослушивании  песни  или  инструментальной  музыки,  обращайте    его  внимание  на  различение  звуков   по  высоте  (птичка летает — медведь идет).

3.Побуждайтте  малыша  к  элементарному  воспроизведению: к  подпеванию   отдельных  слогов,  слов, выполнению  простых  движений  под  текст  песни   в  незатейливых  танцах, (в паре  с мамой  и самостоятельно), активному  участию  в  играх  под  музыку.

4.Развивайте  активность, самостоятельность  ребенка  в  музыкальном  восприятии  и  воспроизведении.

Сначала  малыш  лишь  слушает   музыку, а на этой  основе  в  дальнейшем  будет    петь,  танцевать.

Родители  чаще  должны  слушать   музыку  с  ребенком. Включайте  ту  музыку ,  от  которой  вы  сами  получаете  эстетическое  наслаждение.

Пусть  и  ребенок  слушает  эти  произведения. Эстетический  вкус  его   в  большей  степени  зависит  от  вашего  вкуса. Осознавая  это,  постарайтесь,  чтобы  ваш  малыш  слушал  произведения  истинного  музыкального  искусства.

Слушание надо  подкреплять  словом» музыка». Услышав  его,  ребенок  будет  усаживаться   на  ковре,  на  стульчике  в  ожидании  музыки. Вы  включаете  магнитофон, и он  слушает  секунд  20-30. Потом  как  и  раньше, вы  накрываете  источник  музыки,  например, платком  и  говорите:  «Где музыка?»  Нет  музыки!»  Малыш  с  явным  удовольствием  принимает  игру  и,  радуясь,  что    ситуация  ему  ясна,  бежит,  сдергивает  платок.  Потом  возвращается  на  свое  место  и ждет,  что  вы  снова  включите  музыку. После  такой  подвижной  паузы  он  слушает  музыку  с  новым  интересом. Какую  музыку  малыш  слушает  и   на  что  необходимо  обращать  внимание?  Начинайте  с  приобщения  его  к  слушанию  веселой  мелодии, сыгранной  на  металлофоне.  Потом   дайте  послушайте   контрастную  музыку:  плясовую и  колыбельную .Можно  спеть   при  умывании  малыша  одну  песенку(«Водичка»,р.н.м.),при  одевании-при  одевании  другую,  на  прогулке-третью.  Утром,  когда  малыш  встает ,  ему  понравится, если   вы  ему  споете  песенку  «Машенька» (муз. Филиппенко), естественно,  называя  имя  своего  крохи.  

Включая  в  жизнь  своего  ребенка  различные  песенки, вы  поможете  ему  расти  веселым  и  жизнерадостным.  Ему  можно  дать  куклу  перед  слушанием  музыки  и  предложить  не  только   послушать  колыбельную,  но  и покачать  куклу  под  музыку,  если  он  предварительно  видел,  как    под  музыку  укладывали  куклу  спать.  В  другой  раз  при  слушании  плясовой  как  кукла  пляшет    под  веселую  музыку, и  делайте  это  не  один   и  не  два  раза,  а  столько,  сколько  малыш  будет   с  удовольствием  слушать и  смотреть.  Когда  ему  станет   все  понятно,  он  сам  в  следующий  раз  начнет   делать  то  же  самое.  Что  и вы, и непременно  под  ту  же  музыку.

Так у ребёнка накапливается опыт первоначальных музыкальных впечатлений: предложите послушать, как танцует медведь (нижний  регистр), как летает птичка (высокий регистр), как летает большая собака (низко), как лает маленькая собачка-щёнок (высоко).

 Кроха подражает вам во всём. Учтите это! все ваши движения должны быть ему доступны, просты и красивы. Если у него что-то не  получается — это   не беда! Главное сейчас-чтобы  он делал это с удовольствием.

На втором году жизни дети проявляют большой  интерес ко всему, что двигается и звучит, поэтому постарайтесь при пении более активно использовать игрушки, движения которых сопровождаются музыкой, песней, звукоподражанием. Все это не только побуждает ребёнка к подражанию отдельным интонациям мелодий, простейшим словам, к звукоподражанию, но и  обогащает  новым музыкальным впечатлениями, закрепляет уже имеющиеся. Так, например, ребёнок по — прежнему с удовольствием слушает песню «Птичка», только объём повторяемых слогов,   звукоподражаний, движений постепенно увеличивается.

Не советуем использовать при слушании музыки показ совершенно новых игрушек. Малыш в таком случае не станет  слушать музыку, а будет рассматривать новинку. Поэтому желательно использовать знакомые игрушки.

В этом возрасте вы исполняете для своего малыша  песни, доступные по содержанию ярко контрастные по характеру.

Постепенно вы вводите в репертуар ребёнка новые песенки:»Зайчик»(русская народная мелодия), «Мишка идёт в гости»(муз-.Н.Бурдюг) и др. Дети любят слушать песню .Лишь со временем ваш малыш начнёт подпевать .Не расстраивайтесь, если это произойдёт не сразу. Одно и то же произведение необходимо повторить много раз. Поэтому наберитесь терпения, и вы не будете разочарованы!

Легче малыш осваивает несложные движения под музыку. В этом возрасте у детей развита способность к подражанию движениям взрослого. Ребёнок бывает рад, если повторяет под музыку вслед за мамой или папой новое движение. Чаще  танцуйте под музыку сами или вместе с малышом. Он уже может, поворачивая слегка тело приседать,  притопывать, выполнять несложные движения руками (хлопки, повороты кистей рук),танцевать с вами в паре. Первоначально инициатива на вашей стороне. Постоянно танцуя с ребёнком, подождите, подождите, когда он сам начнёт танцевать. Теперь вы уже выполняете движения как бы за ним, применяете показ лишь тогда, когда ваш малыш затрудняется в их выборе. Несложные пляски для детей этого возраста желательно выполнять под текст взрослого. Например:

А мы с Катей пляшем, пляшем, пляшем (берутся за руки),

Ручками мы машем, машем, машем (машут руками),

Ножками мы топаем, топаем, топаем (топают ногами),

Ручками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем (хлопают в ладоши).

Постепенно даём понять крохе, что пляску начинают под музыку и заканчивают с окончанием музыки: разводим руками-нет  музыки. После небольшой паузы пляска вновь начинается .Радость должна постоянно сопутствовать вашему общению с ребёнком.

Большое значение в воспитании придаётся совместным играм под мамино пение. Игровые действия  всё больше регулируют  не только показом, но и словами, музыкой. По-прежнему нравятся малышу игры на коленях. Посадите его к себе лицом, держа за руки, напевая «По кочкам, по кочкам…»и подбрасывая на коленях. Затем ноги слегка раздвигают, и малыш как бы проваливается между коленей. Упасть ему  вы не даёте, крепко держите за руки. Есть и другие пары с подобным содержанием.

   Желательно повторять игры «Сорока, сорока», «Коза рогатая». Это, повторяем, жемчужины народной  педагогики. Русский народ сохранил и подарил их нам. Пользуйтесь ими!

    Начинаем   играть в догонялки, приговаривая: «А я Ванечку люблю(Медленно приближаясь  к ребёнку), его быстро  догоню» (топаете ногами, как бы догоняете). Ребёнок  убегает ,а вы с возгласом «а-а-а»догоняете его .Поверьте, это станет одной из любимых игр вашего малыша.

Так, общаясь с крохой, вы эмоционально вводите его в мир музыки ,приобщаете к слушанию музыки, к азам пения, движение под музыку ,не только используя свой показ ,но и всё чаще побуждая ребёнка к действию словами.

  Вот признаки, по которым можно судить, что музыкальное развитие вашего малыша идёт успешно:

 — ребёнок с интересом слушает пение (мамы, папы, старшей сестры и др.) и различает музыкальные звуки по высоте;

-с большим удовольствием  и интересом включается в пение взрослого, выполняет элементарные движения под музыку (по тексту песни) вслед за взрослым, пытается танцевать самостоятельно ,осваивает хлопки  ,вращения кистями рук, топанье ногами и т.п.;

-активно включается в игры под пение, музыку.

И вот крохе уже полтора года. Каковы же задачи музыкального развития ребёнка от полутора до двух лет?

  • Продолжайте формировать устойчивый интерес к музыке.
  • Содействуйте развитию основ музыкальности ребёнка: старайтесь вызвать эмоциональный отклик на музыку; развивайте  звуковысотное  восприятие (умение различать звуки высокого и низкого регистров), тембровое восприятие (дифференциация тембра двух контрастных инструментов).
  • Поощряйте желания малыша  участвовать в музыкальной исполнительной деятельности: побуждайте к подпеванию слогов, слов, к выполнению простых танцевальных игровых движений (в соответствии с текстом топать, прыгать, хлопать и т.п.)по показу и самостоятельно, а так же к игровым действиям.
  • Развивайте подражательность малыша, его активность  в музыкальной деятельности.

Для решения этих задач   используются не только уже ранее названия музыкальные пособия, но и настольный домашний театр, где разыгрываются спектакли по содержанию потешек, сказок, которые можно поставить под  музыкальное сопровождение.

Каким образом следует совершенствовать музыкальное развитие? Прежде всего, необходимо подумать о повседневном общении ребёнка с музыкой. Ему небезразлично, какую музыку он слушает  по радио, телевидению, в магнитофонной записи. Постарайтесь, чтобы это не были одни лишь современные шлягеры. Чего можно  ожидать от вашего ребёнка в подростковом возрасте, если с первых лет жизни он слушал только такую музыку? Едва ли он будет способен, потом воспринимать более сложные музыкальные произведения, поздно будет приучать его и  к классической музыке.

Поэтому постарайтесь с первых месяцев жизни ребёнка уделять внимание и классической музыке.

Источник

АННА ИСАЕВА
Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет

Статья «Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет«

Автор: музыкальный руководитель Исаева Анна Геннадиевна

В данной статье представлена программа по раннему музыкальному развитию детей от 1 года до 2 лет. Музыкальное развитие и воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни, когда он слышит мамин голос, берет в руки первый музыкальный инструмент — погремушку. Как приобщить малыша к музыкальному искусству, когда он подрастает? Что и как слушать? Музыка, пожалуй, один из самых мощных факторов, который воздействует на наши эмоции и чувства.

Пояснительная записка.

Музыкальное развитие детей от года до 3 лет — это составная часть их психического и физиологического взросления. Мелодичные ритмичные звуки являются прекрасной стимуляцией нервной системы ребенка. Поэтому в настоящее время широкое распространение получили методики раннего музыкального развития. Специалисты считают, что раннее музыкальное развитие благотворно влияет на формирование личности. Более того, практика показала, что дети занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной жизни, на работе. Музыкальное развитие детей раннего возраста учит воспринимать музыку и открывать преимущества влияния звуков на настроение и активность. Малыш, слушая музыку, проявляет новые эмоции и познает новые звуковые ощущения. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем в игровой форме, обеспечивая ребенку эстетическое, музыкальное, творческое, умственное и физическое развитие.

Цель: раннее музыкальное развитие путем создания игровой деятельности педагога и ребенка.

Задачи:

1. Обучать игре на музыкальных инструментах.

2. Создавать благоприятную, эмоциональную атмосферу на занятиях.

3. Воспитывать эстетический и музыкальный вкус.

4. Формировать умение слушать музыку.

5. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, музыкальный слух).

6. Способствовать развитию физических, умственных и творческих способностей.

Новизна программы:

• Составление учебно-тематического плана.

• Использование наглядно-методического материала (куклы-наперстки, куклы- перчатки, куклы — варежки)

• Подбор музыкального материала для игровой деятельности.

• Включение в содержание программы русских народных и пальчиковых игр.

Организация занятий

Программа рассчитана на 1 год. Занятия групповые — 2 раза в неделю.Продолжительность занятия составляет:10минут.

Каждое занятие проходит вместе с воспитателем, при его активном участии. Также помогает помощник воспитателя.

Ожидаемые результаты:

1. Эмоциональное развитие малыша.

2. Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности.

3. Умение ребенка общаться в коллективе.

4. Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки

5. Выявление уровня музыкальных способностей

Формы подведения итогов:

Итоговые занятия проводятся 2 раза в год :

• Новогодний праздник проходит в форме сказки. (Декабрь)

• Итоговое занятие, посвященное дню защиты детей, проводится в виде концерта. (Май — июнь)

Итоговые занятия включают в себя игру на музыкальных инструментах, подвижные игры, хороводные игры, пальчиковые игры, игры с предметами, а также элементы театрального действия.

Содержание программы

1. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуют развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, помогают формированию речи.

2. Слушание музыки с движениями воспитывает внимание, помогает определить настроение героя, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, создает благоприятную атмосферу на занятии.

3. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, формирует умение играть в ансамбле, знакомит детей с различными характерами, развивает слух, помогает восприятию музыкальных произведений.

4. Игровой массаж, проводимый во время звучания музыки, активизирует все анализаторы коры головного мозга (слуховые, зрительные, тактильные, и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.

5. Подвижные игры, логоритмика. Подвижные игры развивают основные двигательные навыки, воспитывают концентрацию внимания, помогают развитию координации движений, создают благоприятные условия для работы в коллективе, развивают фантазию, воображение, творческие способности.

6. Танцы создают благоприятную социальную среду для ребенка, развивают

сознание, интеллект малыша, показывают правила поведения в коллективе, помогают научиться — красиво двигаться.

7. Игры с предметами позволяют детям войти в любую музыкальную сферу: «домашние животные», «лесные звери», «транспорт», «сказки», «путешествия»… Они помогают решить социальные вопросы, формируют музыкальное мышление, развивают музыкальную память, способствуют элементарному обучению малыша.

8.Пение в раннем возрасте это простейшее интонирование: изображение голосов животных, подпевание звукам природы, подражание сигналам

транспорта. Развитие голоса происходит постепенно, главное не торопить малыша, а побуждать его к пению своим показом.

Методическое обеспечение программы:

— Оборудование и материалы для занятий – музыкальный зал.

— Ковровое покрытие

— Детские стульчики

— Мольберт

Музыкальный центр, ноутбук

— Пианино/синтезатор

— Бубенчики, бубны, маракасы, деревянные ложки, погремушки, музыкальные молоточки, клавесы (деревянные палочки, металлофоны, ксилофоны, треугольники, коробочки, маленькие тарелочки, барабаны.

— Гимнастические палки, обручи, мячи средних размеров резиновые, массажные мячи, мешочки с песком, мячи футбольные.

— Куклы Би-ба-бо (петрушечные)

— Сюжетные игрушки

— Наглядное пособие (пальчиковый театр)

-Платочки и большие платки, подушки.

— Сюжетные картинки, ленты, мишура, султанчикифлажки, «сюжетные» шапочкидетали (маски, хвосты, ушки, крылья).

Методические рекомендации:

1. Педагог должен иметь свой собственный годовой план, скоординированный с ОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому занятию.

2. На каждом занятии желательно менять условия проведения игр, что способствует закреплению нового материала и поддерживает интерес многократного проведения выученных заданий.

3. Выбрав определенные игры, рекомендуется проводить их в течение 4-6 занятий, а затем постепенно заменять новыми.

4. Все занятия включают в себя совместное выполнение заданий взрослым и ребенком по показу педагога.

5. Разучивание новой игры представляет собой рассказ о сюжете, показ картины, либо яркое живое исполнение.

6. Необходимо делать тематические связки между упражнениями и играми.

7. Воспитатель должен быть активным участником игр, помогать ребенку в случае необходимости. Лучшая поддержка малыша — это совместная деятельность.

Организация музыкальных занятий проходит в разных формах, включая различные методики, новые принципы работы, интересный музыкальный материал.

Одной из таких методик, является музыкальная программа «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых. Цель их программы — способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.

Другая интересная методика, элементы которой мы включаем в занятие, это Орф-педагогика. Она построена на воспитании и обучении детей через искусство и творчество, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, движения, речи. Цель музыкального воспитания — развитие личности ребенка, его духовности в русле гуманистических традиций, развитие музыкальности через личное творение. Принципом работы по системе Орфа является элементарное музицирование.

Новыми принципами работы является организация творческой атмосферы на занятиях, подготовка малышей к взаимному сотрудничеству и результативной музыкальной деятельности.

Перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию.

Группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

Блок

программы Направления работы Составляющие качества

образования

1. Восприятие Слушание музыки Воспринимает знакомые песни,

народные мелодии контрастного

характера.

Подпевание Умеет внимательно слушать

песни до конца исполнения.

Музыкально-ритмические

движения Проявляет интерес к музыке.

2. Исполнительство. 1. Слушание музыки

2. Подпевание

3. Муз. -ритмические движения

Используемый репертуар:

«Погремушечка», укр. народная мелодия

«Колокольчик»

«Полянка», р. н. м

«Баю-бай» М. Красева

«Собачка» М. Раухвергера

«Да-да-да» Е. Тиличеевой

Игра «Найди колокольчик»

Игра «Ладушки» р. н. песня (сб. 1)

«Прилетела птичка» Е. Тиличеевой

«Полянка», р. н. м.

«Баю-бай»

«Топ-топ» М. Красева

«Кошка» Ан. Александрова

«Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой или «Маршируем дружно» М. Раухвергера

Игра «Птичка маленькая» А. Филиппенко

«Погремушка» р. н. мелодия

«Скачет зайка маленький» В. Агафонникова

«Флажок» В. Агафонникова

«Барабан» Е. Тиличеевой

«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова

«Погремушка» М. Раухвергер

«Где же наши ручки» Т. Ломовой

«Маленькая кадриль» М. Раухвергера

«Колечки» Ан. Александрова

«Уточка купается» А. Лазаренко

«Колыбельная» В. Агафонникова

«Колыбельная» М. Раухвергера

«Спи, мой мишка» Е. Тиличеевой

«Собачка» М. Раухвергера

«Погремушка» М. Раухвергера

«Маршируем дружно» М. Раухвергера

«Ай-да» Г. Ильиной

«Вот так вот» бел. нар. песня

«Игра с зайчиком» или «Игра с мишкой возле ёлки» А. Филиппенко

«Барабан» Е. Тиличеевой.

«Машенька-Маша» В. Тиличеевой.

«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова

«Топ-топ» М, Красева

«Маршируем дружно» М. Раухвергера

«Попляшите» М. Раухвергера

«Поиграем с мишкой» Е. Тиличеевой.

Р. н. сказка «Курочка — Ряба», «Поиграем в прятки»

Литература:

1. Буренина А. Ритмическая мозаика. — Санкт-Петербург, 2000.

2. Вихарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. — Санкт –Петербург: Композитор, 2007.

3. Железнова Е. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. — М.: издательский дом Катанского, 2006.

4. Железнова Е. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. -М.: издательский дом Катанского, 2009.

5. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению.- Санкт-Петербург: Невская нота, 2010.

6. Конвенан И. Облака. Песенки для самых маленьких.- Санкт — Петербург: Композитор, 2003.

7. Петрова В. А. Музыка — малышам. — М.: Мозаика-синтез, 2001

8. Русские народные песни и танцы для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. В обработке Вечеслава Жилина. — Челябинск, 2004.

9. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. — Новосибирск, 2002.

10. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Ребятам о зверятах», /сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н.- Санкт — Петербург: Композитор, 1998.

11. Суворова Т. Танцевальная ритмика. — Санкт-Петербург, 2004.

12. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши! – Санкт — Петербург, 2001.

13. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Игрушки», / сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н.- Санкт — Петербург: Композитор, 1996, 1997, 1998.

14. О. Киенко «Танцуют малыши. Игротанцы для детей раннего возраста» https://secret-terpsihor.com.ua/

Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 летМузыка в развитии ребенка второго года жизни

Источник