Музыка в развитии ребенка раннего возраста
Надежда Тряпкина
Особенности музыкального развития ребёнка раннего возраста
Значение музыкального воспитания многообразно. Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребёнка, обогащая его эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, музыкальное воспитание способствует эстетическому воспитанию ребёнка и его всестороннему развитию.
Интересное и радостное содержание музыкально-двигательного материала побуждает детей к разнообразным проявлениям активности (эмоциональные возгласы, ритмический говорок, подпевание, пение, игра, пляска).
Таким образом, музыкальное воспитание способствует:
а) развитию эмоций,
б) развитию речи,
в) развитию движений,
г) обогащению самостоятельной игры и деятельности детей.
Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста состоят в следующем:
• Дать детям радость и побуждать их к активности — это одна из ведущих задач воспитания детей раннего возраста. Музыка доставляет удовольствие даже 3-4 месячному младенцу. Пение взрослого, звуки детских музыкальных игрушек вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку, гуление. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.
• Музыка вызывает у детей раннего возраста эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Именно поэтому очень важна следующая задача музыкального воспитания — дать яркие, художественные музыкальные впечатления.
Только яркая и художественная музыка, вызывая разнообразные положительные эмоции, вводит детей в мир прекрасного, а это и есть основа эстетического воспитания, способствующая гармоничному развитию ребёнка.
• Третья задача музыкального воспитания указывает, в каком направлении надо развивать связанные с музыкой эмоции и проявления музыкальной активности детей раннего возраста. Желание и потребность детей слушать музыку, петь, танцевать, ярко выражена в этом возрасте. Интерес и любовь к музыке развивается у детей по мере того, насколько радостные переживания они испытывают от общения с музыкой. От эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на музыкальных играх — занятиях. Важно не только заинтересовать и удержать внимание малышей, но и помочь им усвоить новый материал, новые знания.
Чтобы привить детям интерес к музыкальной деятельности, необходимо тщательно подбирать материал для музыкальной работы и преподносить его так, чтобы он не только доставлял детям радость, но и развивал их в музыкальном отношении.
Основой музыкальных занятий являются музыка и движение.
Музыки звучит много: для слушания, для подпевания и пения, для сопровождения движений. Движения также используются на протяжении всего занятия — проводятся игры, упражнения и пляски, в которых участвуют дети, и музыкально— двигательные показы, т. е зрелища- показы, во время которых дети являются слушателями и зрителями, а взрослый приводит в движение игрушку или сам исполняет какие- либо движения сопровождая показ пением.
Требования к музыкальному материалу таковы, что она должна быть яркой, художественной и простой, а тематическое содержание песни, игры, или показа должно быть интересно детям.
Наиболее высокое качество музыкальной работы может быть обеспечено только совместно с воспитателем, систематично использующим музыкально — двигательный материал по ходу воспитательно — образовательной работы в различные режимные моменты. Например, во время самостоятельной деятельности детей воспитатель поет колыбельную, если видит, что ребёнок баюкает куклу, и предлагает ему спеть «баю — бай»; поёт детям любимую песню, усадив отдыхать во время прогулки; показывает новенькому ребёнку, как пляшет кукла, как можно ударять по бубну, напевая при этом соответствующую песню. Так воспитатель, уместно использующий музыкально — двигательный материал в повседневной работе с детьми, углубляет положительные эмоции детей и развивает у них потребность в музыкальном оформлении своей самостоятельной деятельности.
Успешное выполнение задач музыкального воспитания детей раннего возраста в большей мере зависит от того, на сколько приняты во внимание возрастные особенности нервно — психического развития ребёнка, поэтому для каждой группы раннего возраста намечаются специальные задачи музыкальной работы, учитывающие эти возрастные особенности.
В первой группе раннего возраста большое значение придаётся слушанию музыки. У ребёнка, только что поступившего в детский сад, недостаточно развито слуховое внимание. Зачастую он не имеет навыка слушания музыки, поэтому его важно заинтересовать, привлечь внимание звучанием музыки не только в вокальном исполнении, но и в исполнении различных музыкальных инструментов. Дети второго года жизни непоседливы, поэтому поначалу слушание музыки проводится в виде игры, в которой движения подготавливают детей к неподвижному слушанию. Игра эта, состоит в следующем: Муз. рук-ль показывает детям музыкальный инструмент и говорит: «музыка», затем играет спокойную мелодию 15-20 сек непрерывно. Поиграв, он накрывает инструмент тканью, после говорит: «Нет музыки. Где музыка?» подкрепляя слово «нет» жестом- разведение рук в стороны. Дети бегут к спрятанному музыкальному инструменту, и прежде, чем ребёнок сдёрнет ткань, муз. руководитель поднимает инструмент и радостно говорит: «А! Вот Музыка!» и повторяет слушание. Обычно дети после такого подвижного момента с большим интересом снова слушают музыку. Со временем дети приучаются слушать музыку сидя на стульях, расставленных полукругом, а также соблюдать определённые правила- сидеть тихо, положив руки на колени. Перед тем, как начать исполнение музыки, муз рук. подносит палец к губам, произнося таинственное «Тсс!» и дети замирают в заинтересованном ожидании.
В этой возрастной группе и слушание музыки, и другие виды музыкальной деятельности обязательно сопровождает музыкально- двигательный показ.
Поскольку дети второго года жизни уже умеют непосредственно подражать и видимому, и слышимому, музыкально — двигательный показ побуждает их к игровым действиям, пляске и подпеванию. Например, муз. рук и воспитатель исполняют вдвоём пляску «Айда», а затем приглашают детей группы, которые после показа взрослых сразу воспроизводят движение 1 части (переступание на месте, а в дальнейшем и вторую её часть — бег на месте.
Музыкально — двигательные показы очень важны и как иллюстрация к тексту песни, помогая малышам понимать её смысл. С помощью музыкально –двигательного показа взрослого дети знакомятся с повадками животных и их звуковыми характеристиками (лай, мяуканье). Большую роль играет музыкально — двигательный показ в развитии подражания слышимому, речевой и певческой активности.
Подпевание и пение является наиболее сложной формой музыкальной активности детей второго года жизни, но, тем не менее, дети способны подпевать песне с определёнными повторяющимися слогами: «Бай-бай, Ля-ля-ля».
Слайд 9
Благодаря музыкально — двигательному показу обогащаются движения детей — они пружинят, притопывают ногой, поворачивают кисти рук, выполняют упражнения с погремушками, с бубном, с платочком. Детей уже в этом возрасте можно приучить к самостоятельной остановке движения после прекращения плясовой музыки, если всякий раз подчёркнуто останавливаться, разведя руки в стороны, прекращая звучание музыку.
Дети второго года жизни участвуют в сюжетных играх, где образную роль исполняет игрушка, управляемая взрослым, а дети изображают деток, будящих мишку, или убегающих от собачки, и т. д. Здесь предварительный показ взрослого разъясняет смысл действий игрушки. Наряду с музыкально — двигательным показом действия детей в играх регулируются и речью. Например, дети гуляют, а затем останавливаются и приседают на корточки, когда музыкальный руководитель поёт «Сели дети отдыхать», или пляшут, если она поёт «Стали деточки плясать» таким образом, движения детей становятся более самостоятельными.
Содержание музыкальной работы с детьми третьего года жизни значительно расширяется по сравнению с работой в предыдущей группе, причём в каждом её разделе музыкальный руководитель побуждает детей к более самостоятельным проявлениям активности, регулируя её не только показом соответствующих действий, но уже в большей мере и речью и словами песни и её мелодией.
При успешном воспитании у детей на третьем году жизни появляется эстетическое чувство – видеть прекрасное. Они начинают замечать всё красивое вокруг. С удовольствием слушают инструментальную музыку и пение, ещё и ещё просят повторить хорошо знакомую сказку, им доставляет явное удовольствие ритм и рифмы.
Если на предыдущем этапе музыкального развития слушание музыки сопровождалось только показом, то теперь детей знакомят с её программным содержанием. Так, перед началом исполнения песни муз. рук. не только сообщает детям, «про что» он сыграет, но и настраивает их на слушание, проведя с ними беседу, в которой обращает внимание детей на те стороны сюжета, которые будут охарактеризованы в её словах и музыке. Например, перед песней «Дождик» напоминает ребятам, как капает дождик, как поливает травку, а затем сообщает детям «Я спою песню про дождик». После того, как песня спета, можно предложить детям послушать мелодию той же песни, исполнив её, например, на металлофоне. Такое разнообразное исполнение песни вызывает у детей большой интерес и учит их вслушиваться в слова и мелодию песни, в музыкальные характеристики и фортепианный аккомпанемент.
Детям для слушания даются и специально написанные для фортепиано произведения, такие, как «Медведь» Ребикова, «Зайцы» Гречанинова, «Автомобиль» Раухвергера, очень ярко характеризующие знакомые детям эпизоды игр и персонажи музыкально — двигательных показов. Так как инструментальная музыка обладает богатыми средствами музыкальной выразительности, дети очень скоро начинают сразу, с первых тактов узнавать звучащую музыку и радостно сообщают об этом. Так что с детьми к концу третьего года жизни можно играть в «Угадай мелодию».
Так, как внимание детей 2-3 летнем возрасте становится более устойчивым, им уже можно давать для слушания рассказы с музыкальными иллюстрациями. Чтобы маленьким слушателям было интересно, мимика и речь музыкального руководителя должны быть выразительными, как и сама исполняемая, или в записи, музыка.
В музыкальной работе с детьми 2 — 3 лет значение придаётся пению и подпеванию, так как подпевание и пение являются проявлением активности, наиболее полно связанной с музыкой: движение ребёнка всего лишь отражает общий характер музыки, а в подпевании и пении он сам исполняет песню, вслушивается в неё особенно внимательно и, преодолевая трудности исполнения, испытывает особое удовлетворение. Чтобы дети были активны в пении, необходимо, чтобы песенный материал имел доступное сюжетное содержание и простую привлекательную мелодию. Слова песни должны быть не только понятными, но и лёгкими для произношения. В песне должны быть повторяющиеся лёгкие отрезки мелодии с простыми словами, или слогами. Песен, предназначенных для подпевания и пения должно быть немного — 3-4, чтобы можно было их чаще повторять, иначе дети не запоминают слов, а это тормозит развитие умения петь. Детей, которые пока что не поют, но вместе со всеми шевелят губами, надо хвалить и поощрять. Например, пригласить не поющих детей «помочь» в пении. И если даже вызванный помощник, стоя возле музыкального руководителя, всё также беззвучно шевелит губами, нужно поблагодарить его за помощь. Результатом такого поощрения является заметное увеличение желающих петь.
Музыкально— двигательный показ по- прежднему широко используются на музыкальных занятиях. Он, к примеру, перед проведением музыкальной игры помогает уточнить, почему так или иначе должны вести себя её действующие лица. Если в предыдущей группе для музыкально— двигательного показа использовались игрушки, то в в группе 2-3 летних детей он исполняется взрослыми, или совместно с активным ребёнком.
Музыкально — двигательный показ в исполнении взрослых или взрослого вместе с ребёнком используется также в виде вступления к общей пляске, так как дети 2-3 лет уже умеют быстро схватывать новые движения, непосредственно подражая видимому.
Дети 2-3 лет с удовольствием участвуют в ролевых сюжетных играх. Содержание движений здесь значительно богаче, в игры включается более разнообразная музыка, в которую дети не только вслушиваются, но и передают в движении её характерные особенности: ходят на носках под тихую музыку (чтобы не разбудить мишку, идут маршем под громкую.
Дети учатся правильно отражать характер музыки или характер движения какого-то действующего лица с помощью музыкально — двигательных показов взрослого, и специальных тематических упражнений, проводимых на занятиях. Например, чтобы научить детей легко прыгать на месте, нужно обратить внимание, что музыка рассказывает, как легко прыгают зайчики, и продемонстрировать правильно это движение, сопровождающую движение. Выполняя упражнения под музыку несколько раз, дети всё внимательнее вслушиваются в музыку, запоминают и через движение ярче воспринимают её особенности.
Особую роль в музыкальной работе с детьми третьего года жизни занимают пляска. Она является наиболее эффективным способом активизации всех малышей. Дети уже владеют разнообразными плясовыми движениями и умеют связывать их с характером музыки.
В этом виде музыкальной деятельности дети играют и танцуют по одному и в паре, охотно участвуют в хороводном движении всей группы (с помощью взрослого) выполняют упражнения с флажками, султанчиками, платочками, кубиками, колечками, погремушками.
Они уже могут сочетать в пляске движения рук и ног, например, повороты кистей рук и бег на месте, хлопки в ладоши с одновременным притопыванием ногой.
Для того, чтобы дети не только любили разученные с ними пляски, но и умели использовать знакомые плясовые движения в свободной пляске, взрослые должны их всячески поощрять — хвалить тех детей, которые выходят плясать перед другими детьми, подсказывать движения, когда это нужно. Пляску можно проводить в самых разнообразных условиях: в помещении, на свежем воздухе, на организованных музыкальных занятиях и во время индивидуального общения с ребёнком. Простые и доступные движения пляски всегда вызывают у детей радостные чувства, поэтому она является самой любимой и самой веселой частью музыкального занятия.
Я работаю с детьми раннего возраста не так давно, но наблюдая за малышами, могу сказать определенно, что для работы с ними требуются не только профессиональные знания и умения, но и личностные качества самого педагога, такие как эмоциональность и искренняя любовь к детям.
Я рада тому, что завидя меня, малыши начинают искренне улыбаться. Их глаза светятся счастьем и желанием еще и еще встретиться с музыкой. Это является самой лучшей наградой за мой труд.
Использованная литература: Т. С. Бабаджан «Музыкальное воспитание детей раннего возраста«.
Источник
СЕМЬ НОТ ХРАНЯТ ЗАКОНЫ КРАСОТЫ И ГАРМОНИИ
Почему человек стремится учиться музыке? Почему, как только в семье подрастает малыш, его ведут в музыкальную студию, в музыкальную школу, в центр детского развития, преподавателя на дом приглашают? И не думают родители о том, как долго задержится их ребёнок в той или иной музыкально-образовательной системе: пройдёт полный курс обучения или посетит несколько занятий, научится хорошо играть на инструменте или просто «песенки со всеми попоёт». Для родителя важно другое – приобщить ребёнка к музыке общеизвестным способом.
На этот вопрос можно ответить так. В мире существуют три основные знаковые системы: БУКВА, ЦИФРА и … НОТА. Первые две являются жизнеобеспечивающими. Без умения пользоваться ими, невозможно представить жизнь человека в современном обществе. Поэтому, хотим мы или не хотим, а мир БУКВ и ЦИФР открыт для каждого из нас с самого раннего детства.
Третья же знаковая система, открывающая нам дверь в духовную сокровищницу человечества, в МУЗЫКУ, остаётся для большинства «тайной за семью печатями», т.к. ни в детском саду, ни в школе музыкальную грамоту, не изучают. Однако вряд ли найдётся человек, который сможет умалить значение музыки. Она сопровождает нас всюду и всегда. Согласитесь: мир пропитан музыкой насквозь, и устранить её из нашей жизни невозможно так же, как невозможно сделать окружающее пространство, например, черным или белым. Можно с уверенностью сказать, что эта колоссальная значимость музыки ставит саму ноту (её строительный материал) в один ряд с буквой и цифрой!
Мы интуитивно чувствуем это значение музыки в своей жизни, поэтому и стремимся учить ребёнка не только «письму и чтению». И очень многие люди, которым не довелось стать музыкально грамотными, с сожалением признают это пробелом в своём образовании и стараются заполнить его у своих детей.
Итак, мы определились: учить музыке нашего малыша будем обязательно. Появляются два вопроса: когда и как? Ответ на первый вопрос напрашивается сам – как можно раньше. Ведь если ребёнок в раннем возрасте может научиться читать и считать, то, следовательно, он может освоить и музыкальную грамоту также. Идеально – с четырёх лет. В этом возрасте с ним уже можно говорить не только на языке образов, но также вводить абстрактные понятия, что чрезвычайно важно при изучении многих музыкальных явлений. Но создавать условия для будущих занятий можно ещё раньше, с двух – трёх лет. Для этого необходимо иметь специальные пособия и атрибуты, а родители должны быть знакомы с системой раннего музыкального развития, о которой идёт речь в этой статье.
Можно ли сделать нотную грамоту интересной и увлекательной?
Да, но для этого необходимо найти переходную среду, которой является традиционная музыкальная грамота. В ней ребёнок будет пребывать первое время. Эта среда станет связующим звеном между «неизвестным» – НОТОЙ и «известным»: тем, что мы видим и знаем. Знаем мы буквы и цифры, а видим – многообразный, многоцветный мир объёмов и форм. И что самое интересное – искать её долго не придётся, потому что мы в ней находимся с самого рождения. Это цвет, форма, буква и цифра.
Как всё будет происходить? Что общего между нотой и буквой? Ноты, как известно, записываются на нотном стане. Но их можно обозначить и буквами: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. (Не забывайте, мы в самом начале пути!)
Можно ли сопоставить ноту и цифру? Конечно можно. Нотный ряд до, ре ,ми, фа, соль, ля, си – это числовой ряд от одного до семи — 1,2,3,4,5,6,7.
Как сравнить ноту и цвет? Очень просто. Поглядите на небо после дождя. Там радуга. В радуге семь цветов. Семь цветов – семь нот. Красный – «до», оранжевый – «ре», желтый – «ми», зелёный – «фа», голубой – «соль», синий – «ля», фиолетовый – «си».
А три основные геометрические формы – треугольник, круг, квадрат появятся сами, как только мы начнём заниматься с нашими ожившими звуками, организуя их в пространстве согласно музыкальным законам и правилам. Осталось добавить, что традиционная нотная азбука не отменяется! Она всё время будет находиться рядом: сначала на периферии нашего внимания, а затем незаметно переместится в центр урока. Это произойдёт сразу, как только наш малыш сможет свободно ориентироваться в разноцветных нотах.
Первые уроки с мамой
Попробуем провести первое занятие при помощи уже известных нам «четырёх начал». Нарисуйте большую красивую радугу. Нижняя полоска – красная, над ней — оранжевая, выше — желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая и снова красная. Наша радуга особая, музыкальная, поэтому она начинается и заканчивается красным цветом.
Расскажите малышу историю о том, как однажды на небе встретились Солнышко и Дождик, протянули друг другу ладошки, и в них засияла Радуга. Эти персонажи (Солнце и Дождь) будут присутствовать на каждом уроке. Они символизируют в музыке два начала – веселое и грустное, Мажор и Минор. На каждом занятии можно повторять этот рассказ и, добавляя в сюжет новые подробности, превращать в спектакль. Например: «Дождик не хотел уходить. Он всё шел и шёл. Звери в лесу промокли. Зайцы начали чихать, белки – кашлять. Заметил Ветерок мокрых зверей и пожалел их. Он прогнал Тучу! Выглянуло Солнышко и протянуло убегающему Дождику свои ладошки. И опять на небе засияла Радуга». Радуга должна быть очень большой, чтобы захватывать внимание ребёнка. Её можно нарисовать на листе ватмана. Солнце и Тучку, из которой льётся дождь, можно вырезать из картона. Звери – игрушки.
Вижу – прикасаюсь – называю. Теперь следует изучить радугу. Пересчитайте с ребенком полоски, прикасаясь к каждой пальчиком: «первая полоска, вторая полоска,… восьмая полоска». Эти прикосновения очень важны, т.к. уже сейчас мы моделируем, имитируем игру основного звукоряда «доремифасольлясидо» на клавишном инструменте или на металлофоне. Проговаривая вслух формулу «первая полоска, вторая полоска…», мы учимся читать ноты, развиваем внимание и дикцию. Пронумеруйте арабскими цифрами полоски на радуге. Рядом с восьмёркой поставьте единицу со звёздочкой: 8 (1*). Теперь надо запомнить, в каком порядке расположены цвета на радуге. Для этого подойдёт известный стишок «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан Каждый». Прикасаясь пальчиком к полоскам, учим стишок, запоминаем названия цветов и их порядок на радуге.
Сделайте уменьшенную копию радуги из плотной бумаги и разрежьте её на полоски. Пусть наш маленький ученик научится правильно и быстро собирать это самодельное лото, глядя на большую радугу, висящую на стене.
Кто живёт на радуге? На Радуге жизнь бьёт ключом. Здесь живут девочки – нотки. Можно чередовать: девочки – нотки, девочки – звуки. Они сестрички и подружки. Их восемь. Девочки одеты в разноцветные платья. Все девочки разные, а две, в красных платьицах, – одинаковые. Каждая девочка живёт на своей полоске. Читайте снизу вверх такую «читалку – считалку»: на красной полоске живёт девочка в красном платье, на оранжевой полоске – девочка в оранжевом платье…на последней полоске снова красная девочка. Красная полоска открывает Радугу, красная полоска закрывает Радугу!
Нарисуйте восемь совершено одинаковых девочек. Платья раскрасьте в цвета радуги. На платьицах напишите их имена: Красная – «ДО», Оранжевая – «РЕ», Фиолетовая – «СИ», Красная – «ДО». Девочки – нотки часто приходят к нам в гости (спускаются по лесенке, скатываются по Радуге как по горке, летят на парашютиках, на ковре-самолёте и т.д.). Для чего? Чтобы учить детей музыкальной грамоте, складывать вместе с ними из звуков песенки, петь их и играть на инструменте. Теперь следует выучить с ребёнком имена девочек. Если малыш не умеет читать, очень хорошо положить начало этому процессу на примере наших семи музыкальных слогов. Тем более что буква в сочетании с цветом запоминается и узнаётся очень быстро. Наклейте «девочек» на отдельные карточки и учите ребёнка расставлять их друг за другом, используя Радугу в качестве образца (какая полоска – такая девочка). При этом полезно приговаривать, припевать считалку: Девочку в красном платье зовут «Нота До», девочку в оранжевом платье зовут «Нота Ре»… и т.д. Пропевая этот текст, желательно повышать голосом тон при переходе от одной «девочки» к другой. Но если мама сомневается в качестве своих вокально – слуховых данных, то на этом этапе достаточно выразительного чтения нараспев.
Наши девочки – волшебницы. Радуга рассыпается. Девочки – нотки пришли к нам в гости и …. превратились в маленькие разноцветные квадратики, похожие на кусочки Радуги. Теперь они будут заниматься с нами м у з ы к о й! Девочки исчезают и вместо них появляются карточки. Размер – 3,5 x 3,5. С одной стороны карточки цвет + слог, с другой стороны – цвет + цифра. Давай посмотрим, все ли девочки успели превратиться в квадратики? Расставить и пересчитать карточки – нотки можно, глядя на Радугу. Вариантов занятий с карточками – нотами может быть много. Например. Убрать одну, две карточки и попросить малыша узнать, кто из девочек на месте, а кого нет. Или положить карточки рядом, но не по – порядку. Ребёнок должен найти и исправить ошибку.
Зазвучала радуга Радуга рассыпалась на маленькие кусочки и з а з в у ч а л а! Подводим нашего маленького музыканта к инструменту и показываем ему, как звучат нотки. Перед этим маме надо подготовиться: найти клавишу «до» на инструменте, для себя отметить её и научиться играть звукоряд (гамму) в прямом и в обратном направлении. Играйте с ребёнком по – очереди. Если у вас синтезатор, то найдите на нём несколько приятных тембров и чередуйте их. И ещё один совет: не забывайте при этом поддерживать атмосферу сказочности, тогда восприятие ребёнка всё время будет живым и непосредственным. Конечно, для этого нужно всегда держать «фантазию наготове», чтобы в нужный момент придумать интересный сюжетный ход, который привлечёт внимание вашего малыша. Играть эти упражнения желательно в сопровождении знакомых «читалок – считалок», которые сейчас заменяют слова: «ЭТО КРАСНАЯ НОТКА «ДО» (удерживаем клавишу «до» на протяжении всей фразы). ЭТО – ОРАНЖЕВАЯ НОТКА «РЕ» (удерживаем клавишу «ре»). ЭТО – ЖЕЛТАЯ НОТКА «МИ» (удерживаем клавишу «ми»), и т.д.
Или так: «ПЕРВУЮ ДЕВОЧКУ ЗОВУТ НОТА «ДО» (удерживаем клавишу) «ВТОРУЮ ДЕВОЧКУ ЗОВУТ НОТА «РЕ» (удерживаем клавишу) «ТРЕТЬЮ ДЕВОЧКУ ЗОВУТ НОТА «МИ» (удерживаем клавишу) и т.д.
Проигрывая гамму, обращайте внимание ребёнка на звучание каждой ноты. Будет прекрасно, если он услышит сам, что нотки отличаются друг от друга не только по цвету, но и по звуку. Время от времени, в качестве эксперимента, задавайте вопрос: «какая нотка звучит?». Пусть он попробует найти её на Радуге, среди карточек или среди «девочек». Моя многолетняя практика показывает, что у большинства детей, занимающихся по этой программе, рано или поздно появляется абсолютный слух, то есть «прямое видение» музыкальных звуков.
Итак, для музыкальных занятий вам понадобятся следующие вещи:
- Музыкальный клавишный инструмент или металлофон;
- Большой рисунок с изображением радуги и небольшая сборная модель радуги.
- Картонные Солнышко и Тучка с дождиком, домашние звери – игрушки.
- Восемь девочек в разноцветных платьях на карточках (размер 6 x 8 см);
- Два комплекта разноцветных карточек (размер 3,5 x 3,5 см).
Хочется надеяться, что эти первые уроки «домашнего сольфеджио» помогут вам и вашему малышу сделать первый шаг к освоению третьей (значит, главной!) знаковой системы, которой является н о т а, то есть музыкальная грамота, теория музыки.
Ольга Хендриковская
По материалам журнала «Аистенок»
Источник