Музыка в познавательном развитии ребенка
Жильцова Инна Анатольевна
Роль музыки в развитии познавательных способностей детей через метод проектов.
Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций.
Б. М. Теплова
Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует развитию их познавательных способностей. Слушая музыкальные произведения, ребёнок приобретает знания и представления о мире.
Познание ребенком окружающего мира осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии, найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, подстраивают голос, его звучание определённой мелодии. Содержание песен и авторских и народных несёт нравственный заряд. Дети из песен узнают, как живут люди, как заботятся друг о друге.
В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая, двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. Перед ребенком появляются новые задачи мыслить и фантазировать.
Игра на музыкальных инструментах, игры-драматизации объединяют в себе музыкальные движения, пение, художественное слово, мимику, пантомиму подчиняя их главной задаче – создание художественного образа. В дошкольном возрасте наблюдаются лишь минимальное детское музыкальное творчество, его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах. Музыка развивает ребёнка умственно. Она отражает жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, быте и традициях.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на познавательное развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление ребёнка, развиваются творческие способности детей, чуткость к красоте в искусстве и жизни.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектов.
Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. «… плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Ф. А. Дистервег).
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной-пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по подражанию взрослому.
Второй этап развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
Третий этап – творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.
Метод проекта может быть использован и в рамках НОД. Такая совместная деятельность имеет определенную структуру и включает в себя: создание мотивации к проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
На базе нашего дошкольного образовательного учреждения был реализован, проект «Музыка в природе» в основу которого, вошла интеграция образовательных областей «Познание» и «Музыка». По продолжительности проект краткосрочный – рассчитан на один год. Участники проекта – воспитатель И. А. Жильцова, музыкальный руководитель С. Н. Агеева, дети и родители старшей группы.
Особенностью проекта является использование музыки, как мотивационного фактора формирования познавательной активности детей.
Цель нашего проекта: вызвать у детей интерес к природным сезонным явлениям через знакомство с музыкальными произведениями.
В совместной деятельности с детьми мы планируем и осуществляем путешествие по сказочному календарю. Ребята становятся гостями стран: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Выявляют особенности, отличающие каждый сезон друг от друга. В помощь ребятам и педагогам приходит сказочные персонажи Капелька и Нотка, которые в игровой форме предлагают детям интересные задания и знакомят с музыкальными композициями, отражающими природные явления в разные времена года. Воспитанникам предлагают игру «Цветик-семицветик», где дети по цвету лепестков рассказывают о красках того или иного времени года. С интересом участвуют в викторине «Волшебный листочек», знакомятся с сезонным явлением листопад. Импровизируют в музыкально-ритмической композиции «Листопад» (муз. В. Овсянникова, сл. А. Шаганова).
В работе с детьми используем просмотр видеороликов. Наблюдая за природным явлением осенний дождь, под руководством музыкального руководителя дети музицируют на детских музыкальных инструментах (металлофон, треугольник, маракасы, шумики, отражая динамические оттенки звуков дождя.
Наблюдая за изменениями в природе в зимнее время года, детей знакомят со свойствами снега. Юные исследователи проводят опыты в детской лаборатории. А в музыкальном зале поют песни «Первый снег» А. Филиппенко, «Русская зима» Б. Савельева. На прогулке ребята, отвечая на собственный вопрос: «Почему снег хрустит под ногами?», рассматривают структуру снежинки и делают выводы о её строении и хрупкости. А в совместной деятельности при реализации образовательной области «Музыка» дети импровизируют в танце «Снежинок».
Выявляя сезонные признаки весны, дети наблюдают за появлением почек и распусканием листочков на ветках деревьев, травы, первых цветов, радуги. Ухаживают за растениями мини-огорода. Фоновой музыкой к исследовательской деятельности детей идут музыкальные композиции Вивальди «Времена года».
Летом с детьми обсуждаем появление обилия всевозможных насекомых, разнообразие ярких красочных цветов и отражаем все увиденное в совместном коллаже под названием «Лето – это маленькая жизнь», а в музыкальном зале ребята весело кружатся под музыкальную композицию «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Показывая детям документальный фильм «Облака», дети знакомятся с разнообразием облаков, фантазируют на какие фигуры они похожи и поют песню «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).
Знания о сезонных природных явлениях, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Таким образом, если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста использовать музыкально-художественную деятельность и проектный метод, то это будет способствовать: активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности через эмоциональное возбуждение и развития личности дошкольников.
Список литературы
1. Малахова, Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: Л. В. Малахова, – Феникс, 2008 г. ;
2. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Современные педагогические технологии [Текст]: А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, – Феникс, 2008 г. ;
3. Зимина, А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: А. Н. Зимина, – Сфера, 2010 г. ;
4. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. [Текст]: Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов, – Мозаика-Синтез, 2012 г. ;
5. Журавлева. В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст]: В. Н. Журавлева, – Учитель, 2011 г. ;
6. Михайлова, З. А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст]: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, – Детство-Пресс, 2012 г.
Источник
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»
МБДОУ №55 г. Ульяновск
ХАНЖИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА
Федеральная целевая программа развития образования в качестве важнейшей цели дошкольного образования определяет создание условий для качественного образования, гармоничного и разностороннего развития дошкольников, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС музыкальное развитие ребёнка, обеспечивающее развитие эмоциональной сферы ребенка, эмоциональной отзывчивости на явления и объекты окружающего мира, интегрируется с задачей формирования у детей дошкольного возраста познавательных способностей.
Музыкальное развитие ребёнка подчинено общей задаче интеллектуального развития, формирование познавательной сферы будет более полным, если в него будут включены восприятие музыки и другие виды музыкальной деятельности.
отношение к миру у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки.
Цель работы: разработать и научно обосновать систему формирования художественно-эмоционального познания действительности и мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить научную, методическую, учебную литературу и передовой педагогический опыт по теме исследования;
- использовать диагностические методы с целью выявления уровня развития и особенностей проявления познавательных способностей дошкольников средствами восприятия музыки;
- расширить кругозор детей за счет приобщения к музыкальной культуре и театру.
- систематизировать накопленную и получаемую информацию, проверить эффективность опытно-экспериментальным путем.
- сформировать познавательно — созидательное
Основная идея и смысл работы заключена в том, чтобы различные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста под руководством музыкального руководителя не сводились лишь как обучающие музыкальным навыкам и знаниям, а формировали художественно-эмоциональное познание действительности, мышление. При этом значительное место принадлежит формированию у дошкольников заинтересованности в овладении новыми знаниями и выявлении закономерностей окружающей действительности, условий для всестороннего гармоничного развития личности. Для этого музыкальным руководителям следует вырабатывать методы и приемы музыкального воспитания, воздействующие на развитие познавательного интереса дошкольников и апробирование их на занятиях, связанных с музыкальной деятельностью. Особое место отводится использованию слушания музыки, важнейшего средства развития познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Развитие познавательных способностей и формирование гармоничной личности ребёнка происходит через восприятие музыки, умение её слушать, анализировать, а также через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию познавательного интереса, навыкам самостоятельной работы. При развитии мышления формируется личность ребенка, способная творить и созидать. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения.
ИГРА — оптимальное психолого–педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Л.Б. Эльконин: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка можно рассматривать в трех аспектах:
- Физиологический: связан с исследованиями В.Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышают общий тонус, регулирует деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
- Психологический: музыка, воздействуя на эмоционально- личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, коммуникативных нарушений.
- Педагогический: посредством музыки воспитывает у ребенка способность эстетически воспринимать действительность, приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
Наиболее полезны для детей дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляются в игре. Ребёнок сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей –сверстников. Малоактивность здорового ребёнка в отдельных видах игровой деятельности может привести к нарушениям в общем развитии.
Развитие ребёнка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и семье. Здоровые дети обладают потенциалом для психического развития. Задача педагогов всячески способствовать полноценному развитию детей. Если нарушается гармоничность этого развития, то со стороны взрослых следует обеспечить ребенку возможность стать всесторонне развитым человеком, используя разные пути, и прежде всего игру.
В музыкальной игре, как и в пении, ритмических движениях дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это даёт педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при поведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет детей на выполнение условий и правил игры. Оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка, формируют познавательные интересы.
ПЕНИЕ — основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий отклик. Песня учит и воспитывает человека, сопровождает человека всю жизнь.
Пение играет важнейшую роль в становлении личности ребенка, формирует вкусы, предпочтения, познавательные интересы. Общественный деятель и писатель Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершенному виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и подобно разговору». По сути, песня – это синтез слова и музыки. Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путём. Поэтому желательно выбирать репертуар таких песен, содержание которых отражают круг интересов ребенка, формируют познавательные интересы. Основными целями в работе над пением являются:
- Эмоциональное развитие ребёнка через песню.
- Расширение представления об окружающем мире.
- Развитие способности к самовыражению, самореализации.
С помощью пения можно развить умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на умственное развитие ребенка.
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ — средство познания действительности, отражающей жизнь и чувства человека. В отечественной музыкальной педагогике общепринятым является мысль о том, что восприятие музыкальных произведений необходимо сочетать с художественно- педагогическим анализом, целью которого является осознание взаимосвязи содержания сочинения и отдельных средств музыкальной выразительности. Такой анализ должен помочь музыкальному руководителю сделать каждое воспринимаемое произведение средством эстетического воздействия на дошкольников, обеспечить их усвоение содержания произведения и тем самым осуществить познавательную и воспитательную функции музыкального искусства в единстве. На основе художественно — педагогического анализа происходит последовательное и систематическое приобщение дошкольников к поиску музыкальных закономерностей.
Понятие «восприятие» определяется психологами как отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных средств (форма, величина, цвет…), действующих в данный момент на органы чувств. В процессе восприятия происходят упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы. Это вид активной деятельности, связанный с другими психическими процессами (мышлением, воображением, памятью) и включающий предшествующий опыт. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Психологи считают, что воспринимать какой- либо объект или предмет – значит суметь отнести его к какому- то определенному классу, более общему, чем данный единичный предмет, поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса.
ЛОГОРИТМИКА – деятельность ребенка, при которой система занятий направлена на развитие чувства ритма музыкального и речевого, изобразительного и двигательного. Ритмическая организация является основой жизни, так как всё, окружающее нас, живет по законам ритма. По выражению Э.Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределённой во времени и пространстве»
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритме, упражнениях и играх. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы, цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры, знакомятся с элементарными приёмами самомассажа. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности, развиваются познавательные процессы.
ТЕАТР — одно из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативы, речи, познавательных интересов, нравственного и эстетического воспитания. С древних времен различные формы театрального искусства служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр, как вид искусства, стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Н.А. Ветлугина указывала в своих исследованиях на то, что в педагогической деятельности результатом является не уровень постановки спектакля, а уровень в развитии способностей детей, сам процесс участия. Возможность импровизировать через микросюжеты, через пластику тела, через возможность отходить от текста, через возможность не только слушать, но и слышать классическую музыку, которая приводит в чувства детей, способствуя самовыражению и саморазвитию. Таким образом, театрализованная форма игры для дошкольников становятся средством развития творческих, познавательных способностей.
Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Именно интерес и комплекс, связанных с ним состояний личности, образуют внутреннюю среду дошкольника, необходимую для полноценного учения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью ребёнка к учению, к познавательной деятельности в области одного или нескольких видов занятий. У детей дошкольного возраста познавательный интерес носит ярко выраженный эмоциональный характер. Ребёнок торопится завершить действие и немедленно получить результат. Следовательно, опираясь на перспективы развития познавательного интереса, необходимо вводить специальные приёмы, воздействующие на его формирование и развитие в сторону теоретического осмысления явлений действительности.
В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке, способах музыкальной деятельности, а также знания об окружающем. Создание ситуации успеха и формирование положительных мотиваций в обучении – условие, которое способствует более глубокому познанию действительности, нового взгляда на мир.
Источник