Музыка как развитие физического развития воспитания ребенка
Ирина Медведева
Консультация «Музыка, как одно из средств физического развития детей»
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом!
В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека.
Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Какую музыку слушать?
Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте».
Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов.
А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато»
Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей.
Ученые, занимающиеся научными исследованиями о влиянии музыки на физическое развитие детей, считают, что прослушивание Моцарта способствует развитию умственной деятельности детей. Ученые называют это явление «эффектом Моцарта».
Музыка также способствует быстрому развитию речи у дошколят. А детям школьного возраста помогает быстрее изучать иностранные языки.
Если ребенок засыпает и просыпается с музыкой, он будет намного более счастливым и здоровым.
Однако, вместо того, чтобы слушать музыку, гораздо полезнее петь самому. Австралийские врачи даже практикуют в лечебных целях сеансы пения.
Задачи физического развития тесно связаны со всеми разделами воспитания в детском саду, включая музыкальное.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия,
активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими
упражнений, организует коллектив.
Основные задачи утренней гимнастики — способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д.
Музыкальное сопровождение физическихупражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения.
Каждое движение имеет своеобразный характер поэтому необходимо найти
для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие
взмахи флажками, требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые
поскоки, притопы — легкой, игривой; покачивание цветами или лентами —
нежной, напевной и т. п. Вместе с тем один и тот же вид движения может
носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия
или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому
марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия
ходьба выполняет другую функцию — снижает физиологическую нагрузку,
соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной. На
физкультурных праздниках ходьба и музыка носят торжественный,
приподнятый характер.
Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский
организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное
сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные
особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада.
Проведение утренней гимнастики под музыку возможно в том случае, если
все движения хорошо усвоены детьми.
Выбор музыкальных произведений для утренней гимнастики определяется характером включаемых в нее упражнений.
В младшей группе это 3-4 упражнения, в средней 5-6, в старшей и подготовительной до 8 упражнений.
Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе
распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны.
Необходимо продумать расположение звукового источника.
В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических
упражнений и, наоборот, в жаркое — снизить его. В этом случае гимнастику
лучше делать без сопровождения музыки.
На физкультурном занятии музыкадолжна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, некоторых общеразвивающих упражнений.
Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, хотя
отдельные подвижные игры могут включать музыкальное сопровождение.
Занятия обычно заканчиваются маршем. Песня на физкультурном занятии и
утренней гимнастике звучать не должна (исключение составляют некоторые
подвижные игры, так как это требует дополнительных усилий от ребенка, не
дает полного восстановления дыхания.
В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах
движений используются народная, классическая музыка, сочинения русских
и зарубежных авторов.
Различные музыкальные произведения в записи также могут быть с
успехом использованы в качестве сопровождения на утренней гимнастике и
физкультурном занятии.
Использование музыки на физкультурных занятиях, утренней гимнастике
способствует укреплению организма и развитию музыкальности.
хотим обратить ваше внимание на здоровьесберегающую
технологию — самомассаж.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он
улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних
органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому
укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей
самомассаж — это профилактика сколиозов, простудных заболеваний,
вегетативной дистонии. Он благоприятствует психоэмоциональной
устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную
деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж
проводится в игровой форме ежедневно.
Например, весёлые песенки Железновых, где яркие образы, обыгрывающие массажные движения. Особенно наши дети любят песенку «Жираф». Давайте сделаем себе самомассаж и поиграем! Упр. «Жирафик»
Роль музыки в физическом воспитании детей очень велика,
поэтому музыка должна звучать во всех мероприятиях физкультурного
цикла.
Источник
«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха», — писала Александра Владимировна Кенеман.
В методической литературе мало определенных рекомендаций о музыкальном сопровождении физкультурных занятий. Поэтому введение музыки в занятие, дело самого инструктора по физической культуре, совместно с музыкальным руководителем и воспитателями. Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию.
В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. Им было установлено, что при спокойной музыке замедляется пульс. Способны вызвать замедление пульса и удары метронома.
«Для активизации малоподвижных детей, — считает Н. Аксенова, — музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, в связи, с чем увеличивается двигательная активность».
У дошкольников, в основной массе, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и если ребенок с синдромом двигательной активности, то спокойная музыка, в конце занятия, поможет успокоить такого ребенка. Здесь особое внимание хочется обратить на релаксационную музыку со звуками природы.
А теперь, давайте конкретно рассмотрим, где на занятии физической культуры наиболее целесообразно музыкальное сопровождение. Это основные движения в водной части: ходьба, бег, поскоки, общеразвивающие и строевые упражнения.
Например, ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного характера. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с ходьбой обычной, для музыкального сопровождения которой берут не только спокойного характера марш, но также вальс. Аналогично подбирают музыкальное сопровождение к бегу, поскокам. Бег грациозный, мягкий, «стелющийся» требует музыки такого же характера, например, вальса, а «острый», «мелкий», с выбрасыванием ног — стремительного, задорного галопа или польки.
Прыжки-поскоки тоже бывают и быстрыми, и широкими, замедленными. В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во втором — плавная.
В основной части занятия при общеразвивающих упражнениях музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. При разучивании — на 1-ом занятии, музыка не используется, так как она не способствует сознательному управлению двигательным навыком. (Дети, посмотрите… И.П.- о.с. Руки вверх, вперед…) Далее углубленное разучивание — 2–3 занятие под счет, и уже, кода идет совершенствование и закрепление комплекса, можно использовать музыку, чтобы придать ему большую выразительность. Те физические упражнения, которые требуют индивидуального темпа выполнения, силового напряжения (лодочка, ножницы, подъём туловища из положения лежа, отжимание и т. д.), не следует проводить под музыку.
Удачно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счет воспитателя. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у воспитателя появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь.
Результаты хронометража показали, что при одинаковой длительности и содержании физическая плотность ОРУ, значительно выше при музыкальном сопровождении, чем без него. Интенсивность движений, их темп и амплитуда больше, в случае выполнения детьми упражнений под музыку.
Действия детей при выполнении ОВД разнотипны: одни выполняют задание, другие наблюдают, готовятся к выполнению этого задания или выполняют другое. Естественно, что музыка при этом может только мешать. А вот когда, дети звеном, переходят от одного вида движений к другому, и перемещаются по залу, то музыка помогает их организовать и в быстром темпе сделать передвижение.
Во время подвижной игры, музыку нужно использовать очень аккуратно. Так как подвижная игра большой интенсивности, повышает активность и увеличивает эмоциональный подъем детей. Есть игры, где музыка может быть введена лишь частично. Так, например, в игре «Караси и щуки», когда «караси» выполняют однородное движение (бег врассыпную под размеренную музыку, имитируя движения рыб), музыкальное сопровождение вполне оправдано, но только лишь до сигнала «Щуки». Одновременно с сигналом (совпадающим с окончанием музыкальной фразы), когда начинается бег с увертыванием и ловлей, музыка должна быть прекращена: каждый ребенок стремится увернуться от ловишки, двигается в зависимости от его действий и музыку не слушает. При таком беге, музыка может нести дополнительную нагрузку и побуждать детей постоянно двигаться и быстро уставать, а ведь чем хорош бег с увертыванием, можно где-то постоять и передохнуть.
А на протяжении всей игры «День-ночь», можно использовать музыку, так как она меняет свой характер.
Каждый вид физических упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений. Хорошо, когда вам аккомпанирует опытный музыкальный руководитель, и он по ходу занятия играет нужную мелодию, но бывает, что его нет или он просто отсутствует, на такие случаи рекомендуется использование фонограмм, подобранные в зависимости от видов физических упражнений, а так же, в зависимости от возраста.
В младших и средних группах музыкальное сопровождение дается в более медленном темпе, чем в старших и подготовительных группах, мелодии не так часто сменяют одна другую и музыкальные произведения подбираются ярко контрастного характера.
Привыкнув к звучанию музыки на физкультурном занятии и утренней гимнастике, дети легко переключаются с выполнения одного задания на другое в соответствии с изменением характера музыки, что позволяет сократить время на словесные указания. Например, услышав после марша музыку польки, дети переходят на шаг польки; на мелодию песни «Пойду ль, выйду ль я» они выполняют «гусиный шаг» и т. д.
Роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова. Музыка делает занятия маленькими праздниками в жизни дошкольников. Если по каким-либо причинам физкультурные занятия или утренняя гимнастика проходят без музыкального сопровождения, это встречается детьми возгласами разочарования и многочисленными «почему?».
Музыка — средство активизации умственных способностей
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности.
Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Когда взрослый ставит перед ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности.
В музыкально-двигательной деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения изученных элементов танцев, двигаясь под музыку. При творческих заданиях дети активно мыслят, фантазируют, творят.
Развитие двигательного творчества:
Имитация: придумать движение, имитирующее движения животных, птиц, войти в образ того или иного героя (Незнайка), в образ растущего цветка, тающего снеговика.
Двигательные загадки: Придумать двигательную загадку, отгадать загадку.
Игровые задания: послушай музыку, придумай и выполни упражнение под эту музыку, придумать варианты движений с мячом из разных и. п. (школа мяча), придумать вариант знакомого упражнения (двигательный опыт детей), придумать новое упражнение и назвать его.
Проблемные ситуации: придумать свой способ движения, способ движения группы детей.
Создавать условия для всестороннего развития детей, когда движения и двигательные действия совершаются в необычных ситуациях, все это будет способствовать активизации их мышления, поиску нестандартных форм поведения, встречи с красивым и увлекательным миром.
Вывод: Главная цель физического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности
Интересующая особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником физического воспитания.
В детском саду закладываются основы всестороннего развития ребенка. Программы воспитания в детском саду предусматривают физическое развитие детей.
Главными задачами физического воспитания детей являются укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Работа по развитию движений осуществляется на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободное от занятий время.
Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Использование музыки для сопровождения упражнений утренней гимнастики (с учетом выполнения задач физического воспитания) — одно из активных общений ребенка с музыкой. На утренней гимнастике, таким образом, решаются задачи музыкального и физического воспитания детей.
Слушание: музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.
Наш детский сад работает по двум направлениям: оздоровление и физическое развитие, познавательно-речевая деятельность. Решение основных задач по этим направлениям может осуществляться только во взаимодействии педагогов и специалистов детского сада: воспитателей, инструктора по физической культуре, логопедов, музыкальных руководителей, психолога.
В основе развития двигательной активности детей лежит ритм. Нам давно известно о такой системе ритмического воспитания как логопедическая ритмика, которая включает средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
А что же известно нам о таком виде двигательной активности детей, как эвритмическая гимнастика?
Эвритмическая гимнастика — это вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов, элементов аэробики, художественной и спортивной гимнастики, акробатики, а также ритмической импровизации. Музыка на занятиях стимулирует фантазию и создаёт настроение, придаёт танцевальным движениям темп, силу и динамику.
Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике: формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации; развитие силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости; коррекция координации движений рук и ног; улучшение психического состояния; расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом; формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей. Разнообразие видов упражнений, форм их реализации, индивидуальный подбор упражнений, применение музыкального сопровождения способствуют формированию положительных эмоций, чувства ритма, развитию слуха, что делает не только эвритмическую гимнастику, а также и другие формы физического воспитания поистине бесценным средством оздоровления и здоровьесбережения дошкольников.
Вывод: Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.
Литература:
- Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду».
- А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении».
- Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества».
- С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение».
- Журнал «Справочник музыкального руководителя».
- М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду».
- М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду».
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное сопровождение, музыка, ребенок, физическое воспитание, детский сад, утренняя гимнастика, физическая культура, упражнение, движение, занятие.
Источник