Музыка как одно из средств гармоничного развития личности ребенка с проблемами в развитие

Музыка как одно из средств гармоничного развития личности ребенка с проблемами в развитие thumbnail

МУЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Гуманистическая ориентация связана с созданием теории целостной личности , где реализу­ется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире».Эта проблема обеспечивает гармоническое развитие ребенка, освоение им достижений цивилизации, формирование чувства личной и социальной ответственности, движения личности к своему образу Я.Основная цель образования на личностное развитие ребенка означает изменение характера самого образования: «Образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем». Культура выступает своеобразным связующим звеном между социальным, генетическим в личности и делает человека членом цивилизованного общества. Воспитание понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни. Образование обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства. Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно- направленном процессе обучения и воспитания детей. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой. Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально — художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях. Гуманистические ценности активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности, коммуникативных проявлении. Посредством музыкального искусства формируются и нравственно- эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка к природе, человеку, предметам в форме сочувствия сострадания, почитания, благородства, созидания и т.д. Превращение общечеловеческих ценностей посредством музыкального искусства в личностные, проявляющиеся в жизнедеятельности ребенка с проблемами, И выступает тем ключевым моментом, который определяет значение музыкального искусства в гуманистическом воспитании ребенка. Музыкальная Деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, музыку, игре, на инструментах), обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических художественных и семиотических функции.

Ребенок с отклонениями в развитии познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно—направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде. Взаимодействие ребенка с проблемами с музыкальным искусством осуществляется в условиях художественной среды, которая выступает компонентом, частью всей культурно-образовательной среды. Мы определяем художественную среду как «совокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект, и которые определяют формирование его художественных потребностей, способов и средств их удовлетворения». Педагоги рассматривают среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, влияющих и на динамику развития, и на появление новых качественных образований. При этом отмечаются необходимость понимания характера переживания ребенка, включенного в среду, характер аффективного отношения к среде и его активности в ней. Они характеризуют сущность среды в педагогическом процессе как условие для творческого саморазвития личности, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка. Художественная среда определяет взаимосвязь искусства и личности. Личность ребенка нормально развивающегося и с проблемами ра сматривается как субъект культуры, формирующийся в условиях этой среды. Взаимодействие субъекта со средой распадается на два относительно самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и ее освоение. Развитие ребенка в художественной (в данном случае в музыкальной среде) происходит только в результате деятельности. А взаимодействуя со средой в качестве ее субъекта, личность ребенка с проблемами испытывает и реализует эмоционально-эстетическую потребность, активизирует познавательные интересы, формирует ориентационно—ценностные представления и различные формы коммуникативно-рефлексивных основ.

Гуманизация коррекционно-образовательного процесса средствами музыкального искусства предполагает личностно-ориентированныи, деятельностный подход, который нацелен не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены Л.С.Выготским, А. Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном. Личность рассматривается или как субъект деятельности, который формируется в деятельности и в общении с

другими людьми. Деятельностный подход в музыкально-образовательном процессе предполагает, что в центре обучения находится ребенок с проблемами как личность с ее психологическими особенностями. Все методические решения и технология коррекционно-развивающего процесса средствами музыки, использованные приемы, способы, методы преломляются через призму личности обучаемого, его потребностей и способностей, активности, интеллекта и других индивидуально—психологических особенностей, а также имеющихся нарушений в развитии. В целом личностно—деятельностный подход в художественно—эстетическом освоении мира ребенком с проблемами

означает, что прежце всего в этом процессе ставится и решается задача формирования гармоничной, нравственно совершенной, социально-активной личности через раскрытие внутренних резервов и компенсаторных

возможностей личности ребенка данной категории.

Музыкальное искусство обеспечивает ребенку возможность художественного освоения действительности, которое осуществляется через восприятие и деятель­ность. Музыкально-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческого продукта. В этом освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и радости, заинтересованности,

через накопление эстетических впечатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм, свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избирательного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникновения оценочного отношения, что служит основой формирования

эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на

музыкальных инструментах. В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально—волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.

Источник

ГБОУ Азнакаевской школа для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Музыка, как одно из средств гармоничного развития личности

ребенка с проблемами в развитии»

Учитель музыки Шакирова Р.В.

Набережные Челны 2015 г.

Я сама, вот уже 14 лет работаю учителем музыки в коррекционной школе. И считаю, что уроки музыки очень нужны детям с проблемами в развитии. Музыка является источником новых позитивных переживаний для ребенка, развивает творческие способности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.

Через музыкальное искусство ребенок с проблемами в развитии осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира.

Все мы откликаемся на музыку, которая окружает нас повсюду с самого рождения, ощущаем на себе ее способность регулировать настроение, улучшать самочувствие. Как это происходит, никто определенно сказать не может, но влияние музыки на формирование основ гармоничной личности, духовный мир человека неоспоримо. Известно, что все дети, в разной степени, от природы музыкальны. И наша цель, как педагогов, использовать этот потенциал умело, с пользой для психического развития ребенка.

На уроках музыки я стараюсь создать доброжелательную, спокойную обстановку, чтобы каждый ученик мог свободно общаться. Учащиеся нашей школы это очень разные дети, у каждого свои недостатки в развитии, свой характер, свои проблемы. И к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, свой «ключик». Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому. Благодаря этому даже ребенок с очень тяжелыми нарушениями развития постепенно начинает заниматься с интересом. Ребенок чувствует что он может чего-то добиться, это состояние — ситуация успеха.

Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии.

В музыкальном воспитании «ситуация успеха» достигается в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов музыкальной деятельности. Это могут быть исполнение любимой песни, слушание музыкального произведения, музыкальная игра и др. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое дается ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть или ощущать положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Только в этом случае можно говорить о факторе развития.

Необходимо определенное влияние взрослого, которое заключается в «снятии» у ребенка страха перед новой деятельностью, новым заданием, порожденного неуверенностью в себе. Помощь педагога в этом случае направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Важно поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с заданием.

Я хочу рассказать о своем ученике. Этот мальчик в младших классах был очень стеснительным, не уверенным в себе, даже можно сказать «замкнутым». У него врожденный дефект «заячья губа» и он этого очень стеснялся.

Но на уроках я чувствовала что ребенок тянется к музыке, понимает ее, сопереживает. В татарском языке есть слово моң, моңлы бала. На уроках музыки, а потом и на занятиях вокального кружка я старалась помочь ему поверить в свои силы, в себя.

Каждую маленькую победу я воспринимала как большую, акцентировала на них внимание, а неудачи, ошибки разбирали и старались их больше не повторять.

К 8 классу без его выступления уже не проходило ни одно школьное мероприятие. Он научился не только хорошо петь, но и держаться на сцене как настоящий артист, выступал и на районном марафоне детей-инвалидов «Мы все можем», где он достойно представил нашу школу. На выпускном исполнил две песни, одну для своей мамы и одну в подарок учителям, которые были рядом сним все эти годы. Это было очень трогательно и приятно.

И как итог еще раз хочу повторить: музыка обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.

Источник

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Глава 1

МУЗЫКА КАК ОДНО ИЗ
СРЕДСТВ

ГАРМОНИЧНОГО
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ
В РАЗВИТИИ

Гуманистическая ориентация
в развитии общества неразрывно связана
с созданием теории целостной личности,
в которой реа­лизуется идея «развивающейся
личности» в «развивающемся мире».
Решение этой проблемы обеспечивает
гармоническое развитие ребенка, освоение
им достижений цивилизации, формирование
чувства личной и социальной ответственности,
движения лично­сти к своему образу
Я.

Переориентация основной
цели образования на личностное развитие
ребенка означает изменение характера
самого образо­вания: «Образование из
способа просвещения индивида должно
быть претворено в механизм развития
культуры, формирования образа мира и
человека в нем»1.
Именно культура выступает свое­образным
связующим звеном между социальным,
генетическим в личности и делает человека
членом цивилизованного общества. В этой
связи воспитание понимается как явление
культуры, в процессе которого задается
путь к себе
и происходит осознание своего назначения
в жизни. Образование, в том числе
специаль­ное, обеспечивает условия
для развития личности, коррекции
имеющихся у ребенка отклонений посредством
культуры и ис­кусства.

Музыкальное искусство занимает важное
место в системе гу­манистического
воспитания.
Оно обладает неисчерпаемыми
воз­можностями воздействия на
внутренний мир ребенка, на форми­рование
его нравственно-этических основ, на
становление лич­ности в целом и играет
значительную роль в коррекционно
направленном процессе обучения и
воспитания детей с проблемами. Наряду
с другими видами искусства музыкальное
искусство, его своеобразный способ
отражения действительности обеспечивают
знакомство ребенка с культурно-историческими
традициями на­рода, единство с
общечеловеческой культурой.

Через музыкальное искусство ребенок с
проблемами осваивает окружающую
действительность, выраженную в
музыкально-ху­дожественных образах,
познает общечеловеческие ценности,
свя­занные с природой, человеком,
предметами окружающего мира, отраженные
в произведениях.

Гуманистические ценности, усвоенные
через музыку, активи­зируют чувства,
эмоции, переживания ребенка, создают
условия для осмысления красивого и
безобразного, доброго и злого, люб­ви
и ненависти, помогают эмоционально-чувственно
и деятельностно откликаться на них,
обеспечивают ощущение собствен­ной
самоценности, сопричастности с другими
людьми, адекват­ности коммуникативных
проявлений.

Посредством музыкального
искусства формируются и
нравствен­но-эстетические
ценности,
выражающиеся
в отношении ребенка к природе, человеку,
предметам в форме сочувствия,
сопережи­вания, сострадания, почитания,
благородства, созидания и т.д. Превращение
общечеловеческих ценностей посредством
музыкаль­ного искусства в личностные,
проявляющиеся в жизнедеятельно­сти
ребенка с проблемами, и выступает тем
ключевым момен­том, который определяет
значение музыкального искусства в
гуманистическом воспитании ребенка.

Музыкальная деятельность,
формируя практические умения в музыкальном
искусстве (в восприятии, пении, движении
под музыку, игре на инструментах),
обеспечивает одновременно раз­витие
коммуникативных основ,
информационно-познавательных потребностей
ребенка, способствует
развитию культуры тела как носителя не
только социальных, но и эстетических,
художествен­ных и семиотических
функций.

Усвоение ребенком с отклонениями в
развитии культурно-по­знавательных,
нравственно-эстетических и гуманистических
цен­ностей происходит в процессе
коррекционно-направленной му­зыкальной
деятельности и общения в образовательной
и социаль­но-культурной среде.

Взаимодействие ребенка с
проблемами с музыкальным искус­ством
осуществляется в условиях художественной
среды,
которая выступает
компонентом, частью всей
культурно-образовательной среды. Н. А.
Селянина определяет художественную
среду как «со­вокупность художественных
ценностей, видов художественной
деятельности, вещных и личностных
элементов, с которыми вза­имодействует
социальный субъект и которые определяют
форми­рование его художественных
потребностей, способов и средств их
удовлетворения»1.
Л. И. Божович рассматривает среду как
особое сочетание внутренних процессов
развития и внешних условий, влияющих и
на динамику развития, и на появление
новых каче­ственных образований. При
этом отмечаются необходимость по­нимания
характера переживания ребенка, включенного
в среду, характер аффективного отношения
к среде и его активности в ней. П. Ф.
Каптерев характеризует сущность среды
в педагогиче­ском процессе как условие
для творческого саморазвития лично­сти,
где культуре отводится особое место в
телесной и духовной организации ребенка.

Художественная среда определяет
взаимосвязь искусства и лич­ности.
Личность ребенка нормально развивающегося
и с пробле­мами рассматривается как
субъект культуры, формирующийся в
условиях этой среды. Взаимодействие
субъекта со средой распада­ется на
два относительно самостоятельных
процесса: создание или преобразование
среды и ее освоение. Развитие ребенка
в художе­ственной (в данном случае в
музыкальной среде) происходит толь­ко
в результате деятельности. А взаимодействуя
со средой в каче­стве ее субъекта,
личность ребенка с проблемами испытывает
и реализует эмоционально-эстетическую
потребность, активизиру­ет познавательные
интересы, формирует ориентационно-ценностные
представления и различные формы
коммуникативно-рефлек­сивных основ.

Гуманизация коррекционно-образовательного
процесса сред­ствами музыкального
искусства предполагает
личностно-ориентированный, деятельностной
подход, который нацелен не толь­ко на
получение знаний, но и на способы их
усвоения, на образ­цы и способы мышления
и деятельности, на развитие познава­тельных
сил и творческого потенциала ребенка.
Основы личностно-деятельностного
подхода были заложены Л.С.Выготским, А.
Н.Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном. Личность
рассматривается или как субъект
деятельности, который формируется в
деятель­ности и в общении с другими
людьми. Личностно-деятельностный подход
в музыкально-образовательном процессе
предполага­ет, что в центре обучения
находится ребенок с проблемами как
личность с ее психологическими
особенностями. В связи с этим все
методические решения и технология
коррекционно-развивающего процесса
средствами музыки, использованные
приемы, способы, методы преломляются
через призму личности обучае­мого,
его потребностей и способностей,
активности, интеллекта и других
индивидуально-психологических
особенностей, а также имеющихся нарушений
в развитии. В целом личностно-деятельностный
подход в художественно-эстетическом
освоении мира ребенком с проблемами
означает, что прежде всего в этом процессе
ставится и решается задача формирования
гармоничной, нрав­ственно совершенной,
социально-активной личности через
рас­крытие внутренних резервов и
компенсаторных возможностей лич­ности
ребенка данной категории.

Музыкальное искусство обеспечивает
ребенку с проблемами возможность
художественного освоения действительности,
кото­рое осуществляется через
восприятие и деятельность. Своеобразие
музыкально-эстетического освоения мира
заключается в том, что оно в большей
степени связано с эстетическими эмоциями
и оцен­ками, а деятельность направлена
на создание художественно-твор­ческого
продукта.

В этом своеобразном освоении
действительности ребенок с проблемами
проходит путь от восприятия прекрасного
и появле­ния эстетического чувства,
выражающегося в удовольствии и ра­дости,
заинтересованности, через накопление
эстетических впе­чатлений, освоение
различных звуков, движений, ритмов,
форм, свойств предметов и явлений, к
зарождению сначала избиратель­ного,
предпочтительного отношения к ним, а
потом возникнове­ния оценочного
отношения, что служит основой формирования
эстетического вкуса. Чувство прекрасного
формируется у ребенка с проблемами не
только посредством созерцания, но и в
актив­ной музыкальной деятельности:
пении, движении под музыку, игре на
музыкальных инструментах.

В процессе овладения этими видами
деятельности создаются возможности не
только для художественного развития,
формиро­вания основ музыкальной
культуры, но и благоприятные условия
для коррекции отклонений в познавательной,
эмоционально-во­левой, личностной
сферах такого ребенка, а также формирова­ния
предпосылок развития его творческой
активности и музы­кальных способностей.

Источник