Музыка и развитие личности ребенка

Музыка и развитие личности ребенка thumbnail

Екатерина Спирина
Влияние музыки на всестороннее развитие личности

Приобщение к музыки – один из важнейших путей эстетического воспитания ребенка, т. к. музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на отношение к окружающим явлениям. Д. Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и уважайте великое чувство музыки. Оно открывает нам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Действительно, музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает их от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание.

Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верность долгу, раскрывает богатство душевного мира.

Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе в любых областях жизни.

В процессе передачи этого опыта и применяется система целенаправленных и организованных воздействий на ребенка, формирующих его личность. Н. А. Ветлугина пишет: «Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке».

В нашем обществе созданы предпосылки для всестороннего развития личности ребенка средствами музыкального искусства.

Дети очень остро чувствуют прекрасное я тянуться к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального произведения вызывают определенное отношение к художественному образу и через него к жизни, влияют на воспитание художественного вкуса.

Задачи эстетического воспитания требуют отношения к любому музыкальному произведению, пусть самому простому, как к произведению искусства. Поэтому каждая песня, танец должны исполняться детьми эмоционально — выразительно, вызывать у них радость. Небрежное исполненные песня или танец теряют свою эстетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития. Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое – способствуют развитию детского творчества. Кроме того, познание ребенком красоты музыки, ее богатейшей образности, средств выразительности приобщает его к миру прекрасного, вызывает потребность вносить музыку в свой быт. Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка.

Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, — путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры и наказания.

Отечественные композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кобалевский, М. Красев, В. Герчик, М. Раухвегер, Е. Тиличеева, А. Филлипенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений для детей, разнообразных по жанрам и тематике, музыкальной образности.

Кобалевский Д. Б.: учащимся младшего школьного возраста доступны высочайшие образцы серьезной музыки. Обращение к классики не случайно. В произведениях отобранных временем и историей, затрагиваются коренные нравственно-эстетические проблемы жизни. И если вести речь об их замене, то следует учитывать, что самые значительные произведения требуют длительного, если так можно сказать, «прорастания», которое будет способствовать вызреванию в душе ребенка понимания, прочувствования запечатленных в музыке жизненных проблем и отношения к ним.

Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети познают жизнь и труд своего народа, знакомясь с персонажами отечественной истории, понятием Родина, т. е. музыка, способствует воспитанию чувства патриотизма. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувства дружбы и товарищества, такие свойства личности, как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива.

Совместное пение, музыкально – ритмические движения охватывают детей общими переживаниями и требуют от них единых усилий. Неудача одного воспринимается как общая неудача. Пример товарищей, общее воодушевление, радость от исполнения положительно влияют на робких, неуверенных в себе детей, создают благодатную атмосферу для индивидуального развития. В то же время очевидные достижения товарищей служат тормозом для излишне самоуверенных, избалованных детей.

Читайте также:  Развитие ребенка в 7 8лет

На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры поведения.

Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от них быстрой реакции, организованности, волевых усилий.

Говоря о воспитании ребенка средствами музыки, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музыкальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые перемены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения.

Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет голосовой аппарат – является своеобразным видом дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает или ослабевает состояние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей. И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мышление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов.

Разнообразие содержания музыкальных произведений обуславливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Воспитание музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, имеет общее представление о структуре произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности: оперирует звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа в этюде. У них возникают оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей.

Музыка – искусство «интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев, что и определяет богатство эмоционально – смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Так формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать.

СОИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. Для студ. высш. учкб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000

2. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004

3. Тютюнникова Т. Программа «Элементарное музицирование дошкольниками» / Дошкольное воспитание №5. 2000

4. Школяр Л., Кадобнова И., Усачева В. Программа музыкального воспитания. /Дошкольное воспитание №6.1993

5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. ; Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002г.

Источник

Формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию гуманистических эмоций. Благодаря своему специфически эмоциональному воздействию и непосредственной коммуникативности музыка обладает реальной возможностью создавать единство гуманистических представлений и появлений.

Функции музыки разносторонни и разнородны. Музыка неразрывно слита с жизнью отдельной личности и жизнью общества. Особая сила музыки заключается в ее свойстве непосредственно передавать растущее, развивающее чувство. Вот почему оно является исключительно важным фактором в развитии ребенка.

Результаты психологических исследований показывают, что те разносторонние способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального воспитания, в частности способность различать, сопоставлять особенности музыкального произведения, а также память, воображение и т. д., носят общий характер и помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Опыт многих преподавателей музыки подтверждает, что музыкально одаренные дети, как правило, проявляют большие способности и к другим предметам. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и в частности, интеллектуальное развитие личности ребенка.

Читайте также:  Центр развития ребенка в владивосток

Уже для того, чтобы ребенок, прослушав музыкальное произведение, получил какое-то впечатление о нем и мог бы приблизительно сохранять в памяти представление о его содержании, нужна сложная работа сознания. Слушание музыки требует более или менее длительного, непрерывного сосредоточенного внимания. Когда ребенок смотрит картину или скульптуру, то содержание произведения (если оно доступно детскому пониманию) дойдет до него в основном целостно и сразу. Слушание музыкального произведения подчинено совершенно другим законам. Целостно оно может быть воспринято только тогда, когда прозвучат последние его звуки. Во время слушания музыкальные образы входят в сознание последовательно, в процессе их развития. Благодаря памяти ребенок воссоздает содержание произведения, его отдельные эпизоды, образы, мотивы. Вне этой работы сознания не было бы и восприятия звуков как музыки.

Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Оно обогащается различными образами прослушанных произведений. Само по себе слушание музыки будит фантазию ребенка. Он создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их своей фантазией.

Почти каждое произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир. В процессе обогащения музыкального опыта внимание детей все более ясно и устойчиво сосредоточивается на самой музыке, на ее выразительных средствах. От непосредственного эмоционального отклика на музыкальное звучание (нравится — не нравится) ребенок постепенно приходит к способности сознательно оценивать красоту музыкального произведения в целом, а затем дифференцировать оценку тех или иных его сторон. В этом отражается процесс познавательного развития детей. «Слышать так, чтобы ценить искусство, — это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд, умозрение», — пишет Б. В. Астафьев.

В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально-образное мышление, т. е. способность воспринимать музыкальное звучание как связанную, выразительную последовательность звуков (восприятие мелодического образа), их комплексов (восприятие выразительности тембров, гармонии), а также способность слышать и узнавать разную фактуру произведения (гармония, полифония т. д.). Эта сфера мышления, которая развивается в музыкальной практике детей, способствует и расширению их общих познаний о действительности, их кругозора в целом и совершенствует способности к разносторонней умственной деятельности.

Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления — его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального, т. е. ярко окрашенного чувством, мышления, которому присущи увлеченность, расположение к творческому подъему.

Способность к эмоционально-образному мышлению накладывает глубокий отпечаток на весь духовный облик ребенка, на всю его деятельность, давая полноту ощущения жизни, реально обогащая ее. Нельзя не отметить в этой связи, что как образность мышления, так и его эмоциональность по своему существу суть проявления той цельности человеческого сознания, которая является важнейшим фактором в формировании морального облика и одной из способностей духовной организации человека. «…Без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины», — писал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., т.25, с.112).

Образы музыкального произведения отражают действительность такой, какой почувствовал и увидел ее автор произведения — народный певец или композитор. Переживая произведения, мы как бы понимаем своеобразное «высказывание» автора музыки о жизни, о смысле ее явлений и по-новому видим окружающий мир. Наше познание о нем обогащается, потому что каждому истинному художнику присуща способность особенно остро и глубоко чувствовать жизнь, понимать ее явления более целостно. Без этого музыкант не мог бы быть творцом.

Уже в дошкольном возрасте дети улавливают в музыкальном произведении характерные черты того или иного образа. Их глаза загораются, когда они слышат музыку марша, они улыбаются и делают комические движения, слушая пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского и т. д. Это показывает, что дети почувствовали торжествуемый подъем в музыке марша, сто до них дошли черты смешного в образе клоуна, каким его дает композитор.

Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями воздействия на нравственно-эстетическое отношение к явлениям жизни. Она способна пробуждать воображение, фантазию, преображать мысли и чувства детей, придавая им социальную направленность. В песнях отражается история народа. Пение всегда являлось одной из наиболее непосредственных форм выражения человеческих эмоций и стремлений. Доказательством этого служит богатство народных песен, возникших в важные моменты жизни людей или отдельной личности.

Читайте также:  Нравственное развитие ребенка в семье

Спеть можно только ту мелодию, которая существует в представлении. Музыкальные представления, их четкость зависят от качества восприятия музыки. Самыми простыми музыкальными представлениями являются те, которые были получены в результате активной музыкальной деятельности. Краткие мелодические отрывки запоминаются, воспроизводятся в памяти и представляются лучше, чем отдельные тона. Чем больше анализаторов участвует в создание музыкальных представлений, тем эти представления крепче.

Музыкальные ощущения и представления являются опорой для понимания сложнейших внутренних связей музыкальных явлений в процессе мышления. Музыкальное мышление неизбежно конкретизируется словами и осуществляется через понятия и суждения.

Детям дошкольного возраста доступна самая легкая форма оперирования понятиями — сравнения. Здесь речь идет об использовании контрастности в существенных признаках двух понятий. Например, понятие mf усваивается путем сравнения контрастных понятий — p и f. Таким же образом подходят к определению различия в том, что имеет одинаковые признаки (например, один в тот же тон, взятый на рояле или спетый).

Исполнение песни и участие в музыкальных играх развивает также память детей. Воспитатель может вызвать в сознании ребенка песни, напевая без слов мелодию каждой из них. При этом ребенок должен выбрать одну песню из нескольких знакомых путем их сравнения.

Сравнение осуществляется главным образом при помощи анализа и синтеза. Посредством анализа песня раскладывается на мотивы или законченные мелодические отрывки, а исполнение песни — на отдельные элементы исполнения (ритм, дыхание, интонация, динамика и т. д.). Посредством синтеза этих составных частей оценивается общий уровень исполнения.

Сложным мыслительным процессом, который подводит итог общим признакам и особенностям музыкальных образов или явлений, служит обобщение. Оно осуществляется в тесной связи со сравнением, анализом и синтезом. Например, сопоставление общих признаков музыкальных произведений приводит к пониманию жанра (народная песня, марш, танец и т. д.). Однако несомненно, что уже начальный музыкальный опыт ведет к каким-то обобщениям в этой области — дети начинают замечать характерность звуковых образов, различать восходящее и нисходящее движение мелодии и постепенно осознают звуковысотные и временные соотношения звуков.

При этом вырабатывается умение сконцентрировать внимание, этот важный элемент в развитии мышления. При исполнении песни его опорой является слуховая, чувственно-моторная и специфическая «эмоциональная» память. Мелодия строится на единстве двух компонентов — движение звуков по высоте (метроритмические связи). Решающим для запоминания мелодии являются функциональные связи звуков между собой. Простейшим мотивом, на котором мы формируем начало сознательного понимания музыкальных взаимосвязей, является мотив песни, метроритмическое движение которого варьирует. Например: зяб-лик пта-шеч-ка, дя-тел лас-точ-ка.

В современной педагогике придается все большее значение свободному, непосредственному творчеству ребенка. Музыкальное творчество детей дошкольного возраста является естественной потребностью и формой самовыражения. В творческом акте ребенка участвуют все важнейшие психические процессы — сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные. Особая роль принадлежит воображению, проявляется стремление к подражанию. Большое значение имеет подвижность воображения, фантазия, эмоциональная сторона, критический контроль интеллекта. Например, это может быть ритмизация и мелодизация коротких призывов, вопросов и ответов, импровизирование последующих построений в ответ на предложенные воспитателем предшествующие построения, а по мере развития детей — и создание несложных мелодий к текстам.

Новые формы восприятия — это и новые формы интеллектуальной деятельности детей, для которой в целом характерно развитие некоторых специальных процессов анализа и синтеза при сохранении эмоциональности и образно-обобщающей функции музыкального сознания.

Роль музыкального воспитания в формировании морального облика детей также значительна. Более глубокий смысл данного положения заключается в том, что нравственность в своей основе есть и функция чувства, она должна начинать формироваться в такой период, когда эти чувства свежи и пластичны. Влияние музыки на нравственные чувства детей начинается с тех светлых переживаний, которые связаны со слушанием первых пьес, с пением простых песен, с музыкальными играми.

Обогащение жизни детей радостью, которую они испытывают, слушая музыку и исполняя песни, само по себе служит хорошей почвой для нравственных проявлений. Ребенок, которому свойственна бодрая, веселая настроенность, большей частью благожелательно расположен к окружающим, деятелен и охотно выполняет трудные поручения. Если наряду с этой бодрой настроенностью постепенно развивается способность любить песню, стихи, любоваться природой, то это признаки обогащенной внутренней жизни ребенка. Разумеется, они являются хорошей основой для развития отзывчивости, искренности, чуткости и любви к труду. Все это и есть полноценное развитие личности ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, ребенок, способность, дошкольный возраст, музыкальное воспитание, исполнение песни, образ, представление, музыкально-образное мышление, музыкальное звучание.

Источник