Музыка для умственного развития ребенка

Музыка для умственного развития ребенка thumbnail

Термин «эффект Моцарта» ещё 60 лет назад ввёл врач Альфред Томатис. Не смотря на то, что лечебный эффект Моцарта изучается много лет, пока никто не способен объяснить его причину. Учеными доказано, что регулярно слушая музыку Моцарта, улучшается работа мозга. Даже если человеку классика приходится совсем не по душе. Эффект Моцарта более ярко выражен у детей. В этой статьи мы поговорим об особенностях музыки Моцарта для детей, что такое эффект Моцарта, как влияет музыка на развитие мозга и речи у детей.

Моцарт для развития мозга детей

Эффект Моцарта — что это

Музыкальные композиции Моцарта довольно необычные. Мелодии не быстрые, но и не медленные, плавные, но не занудные. Музыка Моцарта очаровательная и волшебная. Она оказывает положительное влияние на человека, его умственную работу и концентрацию. Данный феномен пока ещё невозможно объяснить, и он получил название «эффект Моцарта».

В своей музыке Моцарт чаще остальных использовал переливающуюся волну от тихого звучания к громкому с интервалом в 30 секунд, что соответствует биоритмам человеческого мозга и нервной системы. В его музыке преобладают высокочастотные звуки — их человеческое ухо воспринимает значительно лучше низкочастотных. Все это вместе вызывает резонанс в коре головного мозга.

Ученые проводили различные исследования, первыми из которых были проведены на крысах. В течении 2 месяцев группе животных ежедневно включали музыку Моцарта по 12 часов. В результате, крысы, которые слушали классическую музыку, стали намного быстрее проходить лабиринт, снизилось количество ошибок.

Музыка Моцарта благоприятно влияет на интеллект. Исследования ученых из Америки показали, что прослушивание композиций Моцарта повышают IQ на несколько единиц. Был проведён эксперимент, в котором участвовали обычные студенты. Каждый студент прошёл тест на IQ перед данным экспериментом. Их разделили на три группы: те, кто находились в комнате в тишине, группа, которая прослушивала аудиокнигу и третьей группе включили классическое произведение Моцарта.

После эксперимента студенты вновь прошли тест. Каждый из них улучшил свой предыдущий результат. Так, в первой группе IQ в среднем увеличился на 14%, во второй — на 11%, а те, кто слушал музыку Моцарта увеличили свой результат на целых 62%.

Ещё один потрясающий случай произошёл с известным актером Жераром Депардье. В 60-е годы у него была такая проблема, как заикание. Сам он признавался, что не мог закончить ни одного предложения. Однажды актеру встретился врач, который порекомендовал слушать Моцарта каждый день по 2 часа на протяжении нескольких месяцев. Результат оказался просто поразительным. Депардье вылечился таким образом от заикания, а память его стала намного лучше. Благодаря музыки Моцарта, Депардье стал талантливым актером.

Ещё один удивительный эксперимент был проведён с молекулами воды. Первый кристалл «слушал» музыку Моцарта, второй — тяжелый рок. После чего данную воду резко замораживали. Данное исследование показало, что в первом случае кристалл имеет красивую и правильную форму. Во втором — кристалл полностью разрушился. Известно, что человек на 70% состоит из воды, поэтому несложно догадаться, что именно классическая музыка оказывает положительное влияние на организм.

Эффект моцарта для ребенка

Музыка Моцарта особенно положительно влияет на детей. Малыши лучше развиваются, становятся более спокойными. Приучать карапуза к волшебной музыки Моцарта можно начинать с самого рождения, а ещё лучше, когда малыш находится в утробе. Формируя музыкальный вкус ребёнка с пелёнок и занимаясь музыкальным развитием, он сохраняется на протяжении жизни.

Эффект Моцарта для ребенка

Доказано, что плод, находящийся в утробе матери воспринимает звуки, слышит голос мамы, биение её сердца, внутренние процессы в её организме. Также малыш слышит и внешние звуки. Врач Томатис, которому принадлежат эти открытия, лечил детей, находящихся в утробе с помощью классической музыки. Он рекомендовал будущим мамам регулярно слушать музыку Моцарта для развития малышей, так как именно его произведения схожи с тембром человеческого голоса.

Интересно, что в некоторых современных родильных домах Швеции регулярно включают музыку Моцарта. Местные врачи уверены, что именно благодаря этой музыке снизилась детская смертность.

Музыка Моцарта благоприятно влияет и на развитие недоношенных детей. Это можно заметить как на физическом развитии, так и по показаниям определенных приборов. Слушая произведения Моцарта, такие малыши лучше едят, быстрее набирают вес, болеют реже. Они становятся более спокойными. По физическому и умственному развитию они быстро догоняют деток, которые появились на свет в срок. А некоторые даже и опережают их в развитии.

Удивительно, что музыка Моцарта помогает быстрее восстановить поражение нервной системы малыша, которые бывают при родах («родовая травма»). Благодаря лечебным мелодиям Моцарта такие младенцы восстанавливаются за неделю.

Новорожденные отлично воспринимают музыку Моцарта, у них наблюдается активность мозга. К тому же, эти музыкальные произведения способны успокоить младенца.

Музыка Моцарта для детей полезна ещё и тем, что способна дать положительный заряд для мозга и всего организма. А это, в свою очередь, благоприятно сказывается и на общем самочувствии малыша. Дети, которые слушают музыку Моцарта лучше развивают творческое мышление, у них улучшается память и внимание, речь и слух, а также такая музыка способствует лучшей работе мозга, тем самым повышая интеллект ребёнка.

Благодаря потрясающей музыки Моцарта, малыш становится более коммуникабельным. Ему легче найти общий язык с людьми, он лучше формулирует свои мысли.

Лечебная музыка Моцарта способна повысить иммунитет, укрепить здоровье.

Моцарт для развития мозга детей

Музыка Моцарта потрясающим образом воздействует на головной мозг ребёнка. Она способна изменить его структуру. Музыка Моцарта для взрослого человека имеет временный эффект, так как нейронные связи уже сформировались.

Что касается головного мозга малыша, то при регулярном прослушивании волшебной мелодии начинают формироваться новые нейронные связи. Это благоприятно сказывается на мыслительной деятельности, таким образом можно сказать, что музыка Моцарта помогает родителям растить гения. За счёт увеличения мозговой активности, у малыша развивается интеллект. Это очень важно в первые три года его жизни, так как именно в этот период и определяется будущий IQ ребёнка.

Учеными были проведены исследования, в результате которого выяснилось, что музыка активирует слуховой центр. Некоторые мелодии воздействуют на эмоциональные разделы головного мозга. Но только при прослушивании музыки Моцарта активизировались почти все отделы мозга. По словам ученых кора головного мозга в тот момент вся «светилась».

Активация мозга способствует стимуляции мыслительных процессов и улучшает память. Помимо этого, музыка Моцарта отлично развивает так называемое пространственное мышление — визуальное представление, которое необходимо в определенных творческих профессиях (дизайнер, конструктор, декоратор).

Было проведено исследование среди детей, которое длилось 5 лет. Те дети, которые занимались музыкой на протяжении двух лет, развили своё пространственное мышление гораздо лучше.

Заключение

С самого рождения у ребенка заложены таланты, которые необходимо во время начать развивать. В этом начинании молодым родителям может помочь музыка Моцарта для детей.

Музыка Моцарта является самой подходящей музыкой для малышей. Есть предположения, что волшебное влияние музыки Моцарта на детей связано с тем, что сам композитор был гением с самого раннего детства. Сочинять музыку Моцарт начал в возрасте 5-6 лет. Будучи ещё ребёнком, в свои композиции он вкладывал ещё совсем детский и чистый смысл, своё детское восприятие окружающего мира.

Учеными доказано, что лечебная музыка Моцарта положительно влияет абсолютно на каждого ребёнка, повышая умственные способности, развивая творчески.

Включайте мелодии как можно чаще. Музыка не должна звучать громко, она является фоном и не должны быть громче человеческой речи. Слушайте Моцарта во время игр с малышом, занятий, кормления, включайте колыбельные мелодии перед сном.

Каждая мама желает, чтобы ее малыш рос здоровым и умным. Необязательно тратить кучу средств и времени. Музыка Моцарта может стать отличным помощником в воспитании и развитии крохи. Начинайте приучать своего малыша к прекрасной и светлой музыке с самого рождения.

Более подробно о лечебном эффекте Моцарта читайте в книге Дона Кемпбелла  «Музыка для здоровья. Эффект Моцарта». Автор на собственном примере рассказывает, насколько сильными целительными воздействиями обладает музыка Моцарта. Данная книга поможет каждому человеку быть здоровым, счастливым и жизнерадостным.

Нажмите на книгу ????

Источник

8 классических мелодии стоит включать ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в качестве музыкотерапии. 

Научно доказано, что классическая музыка помогает повысить мыслительные способности, языковые навыки и даже улучшить сон, а также помочь с концентрацией внимания, что так важно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).  Какие именно музыкаотные произведения стоит включать гиперактивному ребенку, мы сейчас расскажем. 

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.

Преимущества музыкальной терапии

Музыка может творить чудеса с мозгом ребенка с СДВГ, улучшая все: от развития речи до контроля импульсов. Представленные фрагменты классической музыки были научно протестированы, на основании чего было доказано, что они помогают детям сосредоточиться и сфокусироваться.

Просто поразмыслите об этих мелодиях в качестве фоновой музыки в вашем доме — ее звучание не обязательно должно быть громким, чтобы дать результат.

Преимущества музыкальной терапии - изображение №1

Музыка — в лучшем смысле этого слова — меньше нуждается в новизне; напротив, чем она старей, тем правильней, тем сильнее она воздействует.

И. Гёте

Преимущества музыкальной терапии - изображение №2

Людвиг ван Бетховен «Концерт для фортепиано с оркестром № 5»

Прослушивание этого сложного и красивого концерта Бетховена даст понять, почему классическую музыку часто сравнивают с замысловатой готической архитектурой. Узоры, детали и математическая структура произведения Бетховена выстраивает все части мозга вашего ребенка одновременно, улучшая речевые навыки, моторность и другое.

Вольфганг Амадей Моцарт: «Симфония № 40 соль минор»

Музыка Моцарта часто используется в методе музыкальной терапии «Томатис». Он использует высокочастотную версию произведений Моцарта — как эта классическая симфония — чтобы стимулировать внутреннее ухо.

Тренируя мышцы в ухе, звук укрепляет слуховые и моторные функции, которые могут быть полезны для детей с проблемами обучения, слуховыми проблемами, или даже с аутизмом.

Иоганн Себастьян Бах: «Бранденбургские концерты»

Исследования показали, что прослушивание этих знаменитых концертов Баха было показано, чтобы может менять электромагнитные частоты мозга до 7,5 циклов в секунду, что известно как «Альфа режим головного мозга», или Резонанс Шумана.

Когда мозг ребенка находится в «режиме Альфа» , он сфокусирован и может лучше воспринимать и запоминать информацию.

Георг Фридрих Гендель: «Музыка на воде»

Музыка Генделя также отлично подходит для переведения мозга в режим Альфа. Мозгу требуется на это около 20 минут, поэтому это часовое собрание произведений можно запускать как раз перед тем, как дети сядут за домашнее задание и не придется менять пластинку, пока они усядутся и приступят к делу.

Иоганн Брамс: «Концерт для скрипки ре мажор»

Любой, кто слышал этот волнующий концерт Брамса, знает, что это далеко не спокойная и расслабляющая музыка. Когда мозг ребенка переходит в режим Альфа, его тело может казаться расслабленным, но его ум по-прежнему начеку и следит за каждой нотой.

Это позволяет ему эффективно сосредоточить свою энергию и производить хорошие идеи — не отвлекаясь на суетливость своего тела.

Читай также: Учим английский алфавит: веселая песенка

Антонио Вивальди: «Времена года»

Эта последовательность скрипичных концертов Вивальди широко использовался доктором Дональдом Шетлером, который был первым человеком, который исследовал, как прослушивание музыки в утробе матери влияет на развитие речи ребенка.

Он обнаружил, что дети, которые слушали классику в утробе матери — всего по 20 минут в день — имели более сильные воспоминания, более развитую речь и большую ясность.

Петр Ильич Чайковский: «Концерт для фортепиано № 1»

Произведение Чайковского 1879 года является одним из самых известных из всех фортепианных концертов. Игра на фортепиано — или на любом другом инструменте, на самом деле — это крайне важная часть музыкальной терапии для детей.

Изучение инструмента улучшает концентрацию, память и навыки пространственного мышления — в частности, для детей с СДВГ или нарушением обучаемости. Эти дети демонстрировали улучшение контроля над импульсами, лучшее понимание прочитанного, и улучшенную кратковременную память.

Иоган Пахельбель: «Канон ре мажор»

Если ваш ребенок изо всех сил каждую ночь пытается уснуть, но имеет с этим проблемы, классическая музыка может ему помочь и в этом вопросе. Попробуйте классику Пахельбеля — это чрезвычайно медитативная мелодия, которая может помочь успокоить сверхактивный ум после долгого дня.

Если у ребенка проблемы со сном не проходят, попробуйте также ставить ему звуки океана — повторяющийся звук волн, в сочетании с музыкой, может творить чудеса.

Надеемся, вам понравилась статья и вы теперь знаете какая классическая музыка поможет детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности научиться контролировать свои импульсы. 

<strong>Иоган Пахельбель: &quot;Канон ре мажор&quot;</strong> - изображение №1

Источник: www.additudemag.com

Читай также: Как игра на музыкальных инструментах развивает математическое мышление у детей

Читай также: Активность или гиперактивность?

Читай также: 15 песен, которые помогут ребенку выучить английский язык

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции

Источник

Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?

Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум?

Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.

Фото A Health Blog CC BY-SA

Эффект Моцарта — от научной гипотезы…

В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.

Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.

Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.

Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы.

Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.

… к популярному мифу

Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.

Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.

Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке. Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи. И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.

Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.

Играть — не слушать

Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее.

Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.

Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.

Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть.

Фото Tristan Loper CC

Несколько экспериментов

В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).

Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться. Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.

Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования. Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.

Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.

Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их.

Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.

Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная.

Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:

  • «Больше чем Аудиомания»: Как научиться играть на барабанах
  • «Просто так взять и послушать музыку»: 5 способов и форматов на выбор
  • «Надеть наушники и стать эффективнее»: Как музыка влияет на продуктивность
  • Как звуки влияют на наш сон и продуктивность
  • Против стресса и бессонницы: поможет музыка
  • Звуки, которые нас раздражают: почему это происходит
  • «Несмотря на возраст»: как беречь слух

Источник