Музыка для интеллектуального развития ребенка

Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?

Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум?

Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.

Фото A Health Blog CC BY-SA

Эффект Моцарта — от научной гипотезы…

В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.

Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.

Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.

Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы.

Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.

… к популярному мифу

Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.

Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.

Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке. Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи. И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.

Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.

Играть — не слушать

Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее.

Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.

Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.

Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть.

Фото Tristan Loper CC

Несколько экспериментов

В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).

Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться. Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.

Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования. Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.

Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.

Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их.

Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.

Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная.

Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:

  • «Больше чем Аудиомания»: Как научиться играть на барабанах
  • «Просто так взять и послушать музыку»: 5 способов и форматов на выбор
  • «Надеть наушники и стать эффективнее»: Как музыка влияет на продуктивность
  • Как звуки влияют на наш сон и продуктивность
  • Против стресса и бессонницы: поможет музыка
  • Звуки, которые нас раздражают: почему это происходит
  • «Несмотря на возраст»: как беречь слух

Источник

Чего только не делают с людьми при помощи музыки: лечат, поднимают боевой дух, создают нужное настроение, погружают в изменённые состояния сознания. Звуки и музыка влияют на людей сильнее, чем можем себе представить. Проведены исследования влияния звуков и музыки на людей. Известно о благотворном влиянии классической музыки на человека. Беременным даже советуют слушать такую музыку, чтобы малыш гармонично развивался и мог после рождения раскрыть свои таланты, ну и плюс приучался к слушанию классической музыки ещё с утробы, дабы начать формировать музыкальный вкус.

Поразительные результаты исследований получены о воздействии музыки Моцарта на человеческий мозг. Это удивительное влияние назвали эффектом Моцарта. Ученые до сих пор спорят о природе этого явления. Тем не менее, уже собраны неопровержимые факты.

Первые опыты, как это принято в науке, проводились не на людях, а на подопытных крысах. Им ставили одну и ту же мелодию на протяжении двух месяцев по 12 часов в сутки – сонату до-мажор Моцарта. В результате прослушивания сонаты способности крыс обучаться повысились, скорость прохождения лабиринта увеличилась на 27%, а количество ошибок стало гораздо меньше на 37%, чем у крыс, которые не слушали сонату.

В дальнейшем ученые исследовали влияние музыки на мозг человека с помощью магнитного резонанса. Результаты исследований показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. Музыка возбуждает слуховой центр мозга В отдельных случаях также возбуждаются участки мозга, отвечающие за эмоции. Выяснилось, что только прослушивание музыки Моцарта активизировало существенную часть коры мозга.

Научно доказано влияние музыки Моцарта на головной мозг человека по двум направлениям:

• частоте смены ритма;

• частоте звука.

Первое направление связано с тем, что наш мозг подвержен циклическим процессам. Например, ритм нервной системы 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга вызывают звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. В университете штата Иллинойс США проанализировали частотные характеристики музыки 60-и композиторов, выяснив как часто в произведениях встречаются волны длиной 20-30 секунд. После сведения результатов в одну таблицу, выяснилось, что авторы примитивной поп-музыки попали в низ списка, а вот Моцарт занял первое место сверху.

Неповторимые нюансы, переливы и перетекания звуков музыки Моцарта содержат 30-секундные волны повторяются чаще, чем в другой музыке. В этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

Доказано, что наивысший резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты в диапазоне от 3 до 8 КГц, а произведения Моцарта насыщенны звуками высокой частоты.

Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Более высокая активность мозга ощутимо повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушивать музыку Моцарта даже 10 минут, то IQ возрастет на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии провели эксперимент по влиянию музыки на прохождение студентами теста. Учёные отобрали 3 контрольные группы:

• сидели в полной тишине;

• слушали аудиокнигу;

• слушали сонату Моцарта.

Студенты проходили тест до и после эксперимента. В результате студенты улучшили результаты:

• на 14%;

• на 11%;

• на 62%.

Европейские же ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются независимо от музыкальных предпочтений. Концентрация внимания и сосредоточенность увеличиваются даже после 5 минут прослушивания сонаты.

Если вам интересна тема самообразования, то подписывайтесь на наш канал, а также загляните к нам во ВКонтакте, Facebook и ЖЖ.

Не забудьте поставить лайк, тогда повысится вероятность, что статью увидят другие пользователи.

Источник

О благотворном влиянии классической музыки на человека говорят уже давно. Беременным даже советуют слушать такую музыку, чтобы малыш хорошо развивался и смог раскрыть свои таланты. А с 90-х годов XX столетия появилась просто удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Тем не менее, уже собраны очень интересные факты.

Активизация
коры головного мозга

Первые опыты в этом направлении были проведены на крысах. Два месяца их “заставляли” по 12 часов в сутки слушать одно и то же – сонату до-мажор Моцарта. В результате крысы “поумнели” и стали пробегать лабиринт на 27% быстрее и делали значительно меньшее ошибок (на 37%), чем обычные крысы.

Что касается людей, то здесь ученые исследовали активность мозга с помощью магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. Т.е. она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. В некоторых случаях также возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но ТОЛЬКО прослушивание музыки Моцарта активизировало практически ВСЮ кору. Как образно выразились ученые, практически вся кора головного мозга начинала светиться.

Научные теории

Сила воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и собственно по частоте звука.

Первое связано с тем, что наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет ритм 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. В Университете штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки почти 60-и различных композиторов на предмет того, как часто в произведении встречаются волны длиной 20-30 секунд. Когда свели все данные в одну таблицу, оказалось, что авторы примитивной поп-музыки попали в самый низ, а вот Моцарт занял первое место сверху.

Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются ЧАЩЕ, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

С другой стороны, доказано, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (3 000 — 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты.

Музыка,
повышающая интеллект

Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут,  то IQ возрастет почти на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии был проведен очень интересный эксперимент, как влияет музыка на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:

1 – сидели в полной тишине;
2 – слушали аудиокнигу;
3 – слушали сонату Моцарта.

Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги

1 – на 14%;
2 – на 11%;
3 – на 62%.

Впечатляющие результаты, не правда ли?!

Европейские ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относится (нравится она или нет). Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.

Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления.

У взрослых же эффект воздействия имеет значительную инерцию. У одних активность мозга пропадала с последними звуками. У других эффект сохранялся дольше, но потом мозг опять возвращался в исходное состояние. Отсюда вывод — надо постоянно поддерживать молодость.

Невиданный пример

Не могла пройти мимо такого поразительного примера торжества воздействия музыки Моцарта. Прежде всего, высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. И наш пример об этом.

Наверное, мало кто знает, что всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему… несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим, и мы все его знаем.

Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать великим актером. Потом он скажет:

До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления.

Заключение

Надеюсь, что эта статья вызвала у вас желание слушать Моцарта. В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта (чтобы снизить количество аварий). У нас же на улицах вы не услышите классическую музыку. Да у нас даже трудно найти радиостанцию с нормальной музыкой. Но что вам мешает делать себе хотя бы непродолжительные сеансы музыкотерапии из удивительной музыки Моцарта.

Источник

Часто родители считают, что занятия музыкой не особенно важны для ребенка, если он не будет профессиональным музыкантом. Но ученые призывают все же знакомить своих детей с миром звуков и гармоний. Как показывают результаты последних исследований, музицирование повышает IQ и уровень грамотности, улучшает память и внимание, активизирует креативное мышление и воображение. Ученики музыкальных классов в сравнении со своими сверстниками более успешны в изучении иностранного языка, меньше тревожатся и умеют управлять своими эмоциями. Но чтобы ощутить воздействие всех этих полезных свойств музыки, заниматься ей нужно с увлечением и удовольствием. 

Уроки музыки улучшают успеваемость

Свой вклад в дискуссию о пользе уроков музыки решили внести голландские ученые. В университете VU University Amsterdam (Амстердамский свободный университет) было проведено долгосрочное исследование, результаты которого опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience. «Несмотря на то, что музыка оказывает благотворное влияние на познание, этот предмет исчезает из учебных программ», – говорит Артур Яшке из университета в Амстердаме, ведущий специалист исследования. «Это побудило нас инициировать долгосрочное изучение возможного воздействия музыкального образования на познавательные навыки, которые могут лежать в основе успеваемости», – говорит он. В эксперименте приняли участие 147 детей из разных голландских школ. К их учебной программе начальной школы были добавлены и музыкальные занятия.  

Через 2,5 года оценивалась успеваемость детей, а также различные познавательные навыки. Исследователи обнаружили, что дети, в программе у которых были уроки музыки, стали учиться намного лучше по сравнению с другими учениками. Они показали прекрасные результаты в способности запоминать информацию, рассуждать и формулировать мысли, планировать, организовывать и выполнять задания, а также контролировать эмоции. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что познавательные навыки, которые ребенок приобретает на музыкальных занятиях, переходят и на другие предметы, не связанные с музыкальной деятельностью.  

Дополнительное доказательство пользы уроков музыки для развития когнитивных способностей предоставили ученые из Лондона. Они выяснили, что показатели по математике, чтению и письму у детей, которые посещали уроки музыки, улучшилась на 10–18 процентов по сравнению с немузыкальными классами.  

Многие, наверное, знакомы с теорией о том, что произведения Моцарта повышают интеллект. Но дело здесь не только в музыке Моцарта. Психолог из Университета Торонто Гленн Шелленберг на конференции в Институте мозга в Мельбурне представил данные о том, что уроки музыки повышают IQ. В своем исследовании в течение одного года он тестировал четыре группы первоклассников. В первой дети учились играть на пианино, во второй пели, в третьей получали уроки актерского мастерства, в четвертой не посещали никаких творческих занятий. В конце учебного года уровень IQ вырос у всех детей неодинаково. Самый маленький прирост оказался у группы без творческих предметов – балл вырос на 3,9 пункта, а самый высокий в вокальной группе – на 7,6 пункта.  

Занятия музыкой помогают изучать языки

Современные родители хотят как можно раньше научить ребенка иностранному языку. А между тем, его изучение будет намного эффективнее для ученика, знакомого со строением речи музыкальной. Занятия музыкой развивают слух и повышают умение различать оттенки разных тембров и высот. То же самое требуется и при изучении другого языка: мы должны четко слышать звуки речи и чувствовать ее интонацию.  

Музыка и речь имеют очень много общего, считает нейро- и психолингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская. «Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно… Основные зоны, которые заняты обработкой музыки, находятся очень близко или совсем в тех же местах, где речевые… Музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах. Она делает очень серьезную работу, более серьезную, я бы сказала, чем речь… Я уверена, что каждого ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая и изысканная настройка нейронной сети – и неважно, станет он профессионалом или нет».  

Это мнение подтверждает и исследование, проведенное в Северо-Западном университете (США). Его результаты показали, что музыкальные упражнения могут оттачивать развитие мозга, улучшать языковые навыки и грамотность даже в подростковом возрасте. В течение трех лет специалисты отслеживали успеваемость 40 учеников средней школы. Половина из них посещала уроки музыки, а другая половина проводила это время в спортивном зале. В итоге успехи в языковых предметах были отмечены у всех учеников, но большего достигли те, кто занимался в музыкальных классах. Записи мозговой активности показали у этих подростков более быструю реакцию на звук и большую чувствительность к его деталям. 

Музыка стимулирует нестандартное мышление 

Сегодня многие крупные корпорации тратят огромные средства и время на то, чтобы повысить оригинальность мышления своих сотрудников. Важно быть не только компетентным специалистом в определенной области. Нужно уметь мыслить, выходя за рамки привычных стереотипов. Именно уроки музыки могут научить мозг, как находить новое и нестандартное решение проблем, считает канадский психолог Сильвен Морено. Такой вывод основан на исследовании с двумя группами детей. Первая группа участвовала в 40-часовой программе музыкальной подготовки, где дети пели, слушали музыку и занимались ритмическими упражнениями. Вторая проходила программу художественного развития. Затем дети из обеих групп прошли тестирование. Оказалось, что ученики музыкального класса лучше справлялись с заданиями на концентрацию, внимание, запоминание и быстрее осваивали новую информацию, чем участники арт-группы. 

Нет сомнений, что творческие предметы закладывают фундамент нестандартного мышления. Возможно, именно уроки музыки помогут будущему ученому раскрыть тайну клетки или придумать более эффективные микрочипы. Так, физик-теоретик, автор теории относительности Альберт Эйнштейн большую часть своей жизни любил играть на скрипке. Он говорил, что музыкальные и научные идеи рождаются из одного источника и дополняют друг друга. Его старший сын вспоминал, что часто отец искал выход из тупиковых ситуаций с помощью музыки. Именно скрипичные этюды «возвращали ему душевное равновесие и способствовали анализу». Размышляя над какой-нибудь проблемой физики, Эйнштейн брал в руки скрипку и играл до тех пор, пока не останавливался со словами: «Я все понял!» В течение многих лет его излюбленным занятием была игра на рояле в четыре руки с матерью или младшей сестрой, а также сочинение вариаций на собственные музыкальные темы. Позже он говорил: «Такая импровизация столь же необходима для меня, как и работа. И то, и другое позволяет достичь независимости от окружающих». 

Творчество «влияет на внутреннюю жизнь и мышление человека, делая его совсем непохожим на стандартный образец бездумного специалиста. Многие известные ученые делают свою жизнь богаче за счет музыки, искусства и литературы. Ученый-химик, нобелевский лауреат Манфред Эйген играет в камерном оркестре, политик Юджин Маккарти пишет стихи… Крупный бизнесмен Роберт Гэлвин коллекционирует старинные морские карты и изучает конституционную историю. Такая широта интересов, выходящая далеко за границы профессиональной области, является одним из важнейших качеств, которые современное образование и общество могут изжить… Это вредно, и не только для души – за счет узкой специализации снижается вероятность возникновения творческих прорывов, которым предстоит обогатить нашу культуру», – считает  Михай Чиксентмихайи, американский профессор психологии. В течение 30 лет он изучал биографии известных ученых, политиков, бизнесменов, художников и музыкантов, чтобы понять, в чем секрет их успеха.  

Уроки музыки развивают творческое отношение к жизни

Занятия музыкой кажутся многим бесполезными, потому что мы оцениваем их с точки зрения пользы, которая не так очевидна, как от решения уравнений по математике. Но именно музыка поможет развить в ребенке творческое отношение к жизни. Ведь музыкальные занятия обращены не столько к знаниям, сколько к душе ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость. Удивительно, но часто люди живут в каком-то обезличенном потоке, не задумываясь о том, что они чувствуют и почему. Творческий человек всегда знает, зачем он делает ту или иную вещь, он тонко ощущает боль, скуку, радость, заинтересованность и другие эмоции. Это помогает сделать повседневную жизнь более интересной, эмоциональной и продуктивной.  

Неизвестно, чем будет заниматься ребенок в будущем, поэтому в начальной и средней школе он знакомится с разными областями науки и искусства, чтобы получить целостное представление о мире, в котором так много интересного. Попытаться разобраться в том, что в жизни нравится, а что не нравится. Никто, например, не сомневается в том, что важно знать творчество Пушкина или Шекспира. Музыка – это часть культуры, которую мы хотим передать ребенку. И было бы странно не использовать такой многообразный ресурс культуры из-за незнания, как он может повлиять на нашу жизнь.  

Как и в любой дисциплине, многое, конечно, зависит от преподавателя, который сможет в ярких красках представить этот удивительный «звучащий» мир и раскрыть в ребенке творческий потенциал. Ведь никакого развития когнитивных навыков не произойдет, если творческие занятия превратятся в скучные лекции и монотонные упражнения. Ребенок с радостью побежит на музыку, если он там будет петь, играть на музыкальных инструментах и сочинять свои музыкальные истории. Участвуя в творческом процессе, человек чувствует, что живет насыщеннее, чем в прочие моменты. У него пропадает страх перед ошибками, появляется ощущение внутренней свободы. И только таким образом музыка сделает мир ребенка ярче и поможет настроить мозг для будущих профессиональных достижений. 

Источник