Мультипликационные фильмы в развитии ребенка

Мультипликационные фильмы в развитии ребенка thumbnail

Мультипликационные фильмы и их роль в развитии ребенка

Весьма часто озадаченные родители, бабушки и дедушки обращаются к священнику с одними и теми же вопросами: «Можно ли позволять детям смотреть мультипликационные фильмы?», «Не опасны ли мультфильмы для неокрепшей детской психики?», «Не проводится ли при их помощи «промывания мозгов», «зомбирования» наших малышей?», «Может, лучше, чтобы дети смотрели старые, проверенные временем советские мультфильмы?».

Проблема «дети и телевидение» действительно существует. День любого современного ребенка просто невозможно представить без длительных просмотров многочисленных мультфильмов и мультипликационных сериалов. Яркие, зрелищные, динамично меняющиеся картинки, с одной стороны, и незатейливые, веселые сюжеты, с другой, просто завораживают детей. А мы, родители, порой даже и не замечаем, что наши малыши проводят за этим приятным занятием гораздо больше времени, чем нам этого хотелось бы.

Однако зачастую в этом виноваты сами взрослые. Ведь это так удобно для мамы — посадить малышей к экрану телевизора или к монитору компьютера, включить им запись мультфильма и заняться более важными делами: приготовлением пищи, уборкой квартиры или, как это нередко бывает, разговорами по телефону. Работа кипит, дети не мешают… А вечером большинство малышей вместо доброй сказки на ночь, которую им перед сном вполне могли бы прочитать мама или папа, вынуждены ограничиться лишь прослушиванием вечерней сказки по телевизору или просмотром очередного мультфильма. В результате наблюдается грустная тенденция — повзрослевшие дети без лишних переживаний соглашаются на вариант просмотра любимого мультфильма вместо живого общения с родителями. Так постепенно и незаметно теряется связь между близкими людьми. И однажды родители вдруг обнаруживают, что перед ними стоит совершенно «незнакомый» и непонятный для них подросток — «Иван, не помнящий родства», с чуждыми для них взглядами на жизнь, жизненными целями, нравственными ценностями и принципами. Почему это происходит?

Как правило, это происходит из-за элементарного непонимания родителями процесса развития психики ребенка. Взрослый дееспособный человек вполне способен проводить собственный анализ и подвергать критике все, что видит вокруг себя. А вот ребенок увиденное на экране воспринимает как непреложную истину, как реально существующий мир, и всегда только позитивно. Как бы неправдоподобно нам это не показалось, но при недостатке общения с родителями именно телевизионные персонажи и события, происходящие в мультфильме, формируют у малыша первичные представления о добре и зле, дают эталоны хорошего и плохого поведения, самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок учится позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, строить отношения с другими людьми. Мультфильмы — это эффективное средство воспитания ребенка. Но совсем другое дело, какого качества мультфильмы будут предложены ребенку для просмотра.

В последние десятилетия психологи отмечают, что дети 4-го года жизни в большинстве случаев не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления об истинных нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Однако это происходит не потому, что современные мультфильмы слишком плохи, а потому, что взрослые устранились от воспитательного участия в восприятии ребенком увиденного. Как известно, ребенок с рождения нацелен только на идеал хорошего. Поэтому уже с младшего возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка – своего и чужого. Раньше это делали мамы и бабушки. Вот как об этом высказался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в приветственном слове на церемонии открытия Международного форума «Православные женщины: единение, служение, любовь» (г. Киев, 27 июля 2011 года):

«Кто является хранителем семейного очага? Женщина! Бог так пожелал, и для меня как для верующего человека не требуется больше никаких аргументов. Бог пожелал, чтобы женщина была хранительницей семейного очага. А что такое семья? Это место, где человек формируется как личность, где осуществляется передача ценностей из поколения в поколение. Мы нередко говорим своим детям, особенно часто это говорят мамы: «Так поступать нехорошо». Но ведь ни одна мать практически никогда не объясняет, почему именно нехорошо. Она лишь декларирует величайшей важности идею, что передаваемое ею она передает не от самой себя, — она восприняла эти ценности от своих родителей, и единственный аргумент, почему нельзя так поступать, — «это плохо!» В этом смысле женщина является в значительной степени ответственной за передачу нравственных ценностей из поколения в поколение. Она делает в семье то, что делает Церковь в народе. Ведь Церковь называют Матерью не потому, что слово «церковь» женского рода, а потому, что Церковь, подобно матери, сохраняет и передает из поколения в поколение нравственные ценности и воспитывает в этих нравственных ценностях каждое последующее поколение людей».

И вот еще одна цитата: «Но и сейчас хорошо известно, что именно наши бабушки и матери помогают молодому поколению, по крайней мере, тем представителям молодежи, кто готов их слышать, не впасть в пучину греха, не сбиться с жизненного пути. А потому … я кланяюсь всем — и бабушкам, и матерям, и сестрам, кто от начала, с самых трудных для Церкви нашей времен и до сего дня хранит и укрепляет веру православную. И мне остается вместе с выражением моей благодарности призвать вас к тому, чтобы вы никогда не сходили с этого пути, воспитывали в православной вере и детей, и внуков, и стремились оградить общество наше — теми средствами и силами, которые есть у вас, — от всякого приражения греха, столь опасного для жизни человека». (Слово Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Кирилла в неделю святых жен-мироносиц после Божественной литургии на площади Свободы, г. Харькова 8 мая 2011 года).

Читайте также:  Роли матери и отца в развитии ребенка

Поэтому, уважаемые родители, не приносите в жертву свой личный контакт с ребенком этому техническому чуду. Никакой мультфильм не заменит детям живое общение со взрослыми, в котором они так нуждаются. Не оставляйте малыша одного при просмотре мультфильма. Обязательно обсуждайте с ним содержание просмотренных фильмов, так как через воспроизведение последовательности событий у ребенка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Если в мультфильме нарушаются этические законы и герои проявляют агрессию, ведут себя неуважительно, насмехаются над другими, а их плохое поведение никак не осуждается, то об этом стоит поговорить с малышом. Надо активно и эмоционально выразить свое негативное отношение к таким поступкам героев и внятно объяснить, чем вызвана ваша негативная реакция, чтобы ребенок четко понимал разницу между хорошим и плохим. Если этого не происходит, то не стоит удивляться тому, что дети стали шутить не очень к месту, смеяться истерически и начали плеваться, щипать и бить других людей, подражая героям своих любимых мультиков.

Итак, в заключение еще раз отметим, что мультфильм — это весьма эффективное средство, в одном случае, для решения благородных задач воспитания малыша, в другом — для манипулирования, скрытого управления им. Долгое бесконтрольное общение ребенка с героями «вредных мультфильмов» может стать причиной его асоциального поведения в дальнейшем. Запомните следующие рекомендации специалистов:

— во-первых, следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет. Для более старших детей общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день. Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребенком после перенесения тяжелой болезни, малышам с нарушениями центральной нервной системы, а также детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым.

— во-вторых, при выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребенка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

— в-третьих, никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка с взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим дела, и уделим малышу немного нашего внимания! Детям необходимо чувствовать любовь родителей, их внимание и присутствие. В случае, когда ребенок хочет побыть с вами, поиграть, почитать, а вы не можете этого сделать, предложите ему игру или интересный для него вид деятельности, где он может справиться самостоятельно.

Источник

МОСКВА, 28 окт — РИА Новости. Мультипликационные фильмы способны развивать у детей самые разнообразные чувства: от милосердия и справедливости до жестокости и насилия. Психологи рекомендуют родителям не допускать к экрану детей младше трех лет, а малышам постарше показывать старые отечественные мультики и сказки.

Международный день анимации (International Animation Day), учрежденный в 2002 году Международной Ассоциацией Анимационного кино — ASIFA (International Animated Film Association), отмечается во всем мире ежегодно 28 октября.

Мультфильмы не для малышей

Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог Наталья Матушкина полагает, что просмотр любых мультфильмов, даже самих хороших и добрых, не идет на пользу детям младше трех лет. «Просмотр мультфильмов детьми раннего возраста (до двух лет) может вызывать необратимые изменения психики. В таком возрасте содержание мультфильма ребенком не воспринимается», — сказала она. Поэтому в настоящее время эксперты МГППУ направили свои рекомендации в Роскомнадзор. «Сейчас будет разрабатываться новый закон об информационной безопасности и в отношении мультфильмов, вероятно, будет принята такая поправка, что будет ограничение возраста 3+», — сказала она.

Дети до трех лет вместо просмотра мультфильмов должны играть с реальными предметами, изучать их свойства, отметила психолог.

Родителям желательно присутствовать при просмотре мультфильма чтобы давать пояснения, обсуждать главного героя, задавать ребенку наводящие вопросы и конечно, ограничивать время просмотра.

В некоторых современных мультфильмах происходит быстрая смена эпизодов, из-за этого ребенок не запоминает сюжет и не может пересказать содержание. Такие мультфильмы, как правило, не информативны для ребенка и не рекомендуется для просмотра. «На самом деле большинство мультипликационных сериалов, которые снимают за рубежом и к нам привозятся, они для дошкольников категорически не подходят именно по причине того, что там происходит быстрая смена событий. К ним относятся Человек-паук, Бен Тен, Винкс и так далее», — отметила эксперт.

Матушкина рекомендует родителям при выборе мультфильмов для своих детей в первую очередь обращать внимание на старые, добрые, классические мультфильмы, а детям постарше, по ее словам, понравятся приключенческие мультфильмы.

Значение главного героя

Православный психолог, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Вера Абраменкова констатирует, что современный ребенок окружен визуальными материалами — это не только телевизор, но и телефоны, айфоны, айпады, интернет, компьютерные игрушки. Поэтому сейчас наши дети менее защищены, чем дети, рожденные в военные и в послевоенные годы.

Нужно остерегаться компьютерных игр, где происходят драки, поскольку ребенок впоследствии может перенести некоторые эпизоды в реальную жизни. «Такие игры интересны не только мальчикам, но и девочкам. И мы замечаем, что девочки начинают драться ногами как Черепашки-ниндзя. Девочки становятся жестокими не только словесно, но и в поведении», — сказала Абраменкова. Она просит обратить внимание, что если главный герой в мультфильме — это сверстник, то такой персонаж, безусловно, должен быть позитивным, потому что детям свойственно подражать.

Читайте также:  Понятие звуковой культуры речи ее значение для развития личности ребенка

Агрессия и жестокость

В России некоторое время назад было проведено исследование о влиянии мультфильмов «Ну, погоди!» и «Белоснежка и семь гномов» на детей, сообщила Абраменкова. Как ни странно и парадоксально, но скрытая агрессия присутствовала в мультфильме «Белоснежка и семь гномов», сообщила она. Также выяснилось, что во время просмотра «Ну, погоди!» дети чаще всего симпатизировали волку, потому что, по мнению маленьких зрителей, заяц обижал волка.

Некоторые современные родители не стараются воспитывают в своих детях добро, справедливость и жалость. Они, наивно полагают, что «если мир такой жестокий, путь и мой ребенок тоже растет жесткий». «На это мне всегда хочется ответить, что на любую силу найдется другая сила, и эта жестокость чаще всего обращается против самого человека и против тех, кто воспитал такого отпрыска», — говорит психолог.

Абраменкова считает, что такой мультипликационный персонаж, как Лунтик, совершенно не для детского восприятия. «Потому что он фиолетового цвета, а по всей психологической закономерности фиолетовый цвет — это цвет депрессивный. Он вообще непонятного облика, из другого мира», — добавила она.

Кроме того, современные мультфильмы не учат уважать взрослых. «Замечательный, казалось бы, мультфильм «Маша и медведь». Уже игрушки появились. Но, по сути, там происходит издевательство ребенка над взрослым. За медведем стоит образ взрослого, немного заторможенного, но адекватного человека. Он способен только обижаться. Перерабатываясь в сознании ребенка это усваивается как возможность обращаться так со взрослым», — пояснила психолог.

Абраменкова также резко раскритиковала телеканал «2х2» за пропаганду насилия и жестокости. «Это полное безобразие, это полное разрушение целого поколения. Если дети смотрят его, то наша служба не останется без работы, потому что нужно будет работать с этим поколением детей», — сказала она. По ее словам, она уже дважды писала экспертизу на этот телеканал по заказу Генпрокуратуры, но телеканал по-прежнему работает, нанося разрушительное воздействие на психику детей, отметила психолог.

Абраменкова рекомендует для просмотра детьми «12 месяцев», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Винни Пух». Эти мультики, по ее словам, прививают детям добро, справедливость и милосердие.

Источник

Елена Борисова
Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей дошкольного возраста

Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является – мультфильм. За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского производства. Насилие иностранных мультфильмов на отечественном телевидении, наводит на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т. д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не восприятию не устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра, миросозидания и порядочности.

Проблема «дети и телевидение»волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все,что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы.

В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно — добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

Мультфильм «Волшебный мешочек» Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешочек.

Мультфильм «Самый маленький гном». Он тоже — о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро,в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других. Мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом — самый-самый маленький. А значит, если кому- то нужна помощь, рост не имеет значения.

Читайте также:  Родительское собрание развитие художественных способностей ребенка

Мультфильм «Самый большой друг» В мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывает мультфильм «Самый большой друг».

Мультфильм «Птичка Тари»Для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее своей безопасности и даже жизни. И мультфильм может рассказать об этом, не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки.

Особенности содержания американских мультфильмов. Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой страхи. Американский мультфильм, только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Часто так же кажется поделкой весьма глупой и грубой, но, не несущей никакой особой смысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках,где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.

Особенности содержания Американских мультфильмов Такие прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», несут в себе доброе начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором.

Мультфильмы «Симпсоны», «Эй! Арнольд»— зачеркивают семейные ценности и традиции:

Блокирование материнского инстинкта «Ох, уж эти детки».

Блокирование материнского инстинкта «Красавица и Чудовище» Эти кадры внушают девочкам отвращение к материнству вообще и к многодетному в особенности. Тут внушается либо ты уродливая, старая и бедная мать, либо ты красивая, молодая, но тогда не рожай. Какой выбор сделаете ВЫ? А у вашей девочки даже нет выбора, это решение насильственно и замаскировано закладывается в подсознание ребенка. Образы женщины – это образы жены и матери, именно так они должны запечатлеваться в сознании и подсознании вашего ребенка. Для девочки это образец для подражания, а для мальчика это образец, который он должен выбрать в будущем!

Мультфильм «Винкс», формирует новый эталон красоты, сексуальность. В американских мультфильмах женщины реалистичны, физиологичны, преобладают прекрасно развитыми формами взрослых женщин, в поведении американских героинь нет целомудрии, того что отличает эту продукцию от русской народной.

«Вуди и его друзья» и «Черный плащ» Воспитывают антисоциальную личность и антисоциальное поведение

«Человек Паук», Икс – мены и др. Формирует страхи, агрессивное поведение, гнев, ненависть к окружающим.

«Покемоны», «Монстры против пришельцев» формируют страхи, агрессивное поведение.

«Том и Джерри». Формирует негативное поведение, обижать, бить и шутить над теми кто слабее.

Мультфильм «Шрек». А теперь поговорим о садизме на примере все того же мультфильма «Шрек». Если Вы смотрели эти мультфильмы, то возможно Вы помните, как принцесса начинает петь и рядом из гнезда на ветке, взлетает птица (в гнезде несколько яиц) и начинает подсвистывать принцессе, но через какое-то время принцесса повышает голос и птицу разрывает. Принцесса смущена, но ненадолго и начинают жарить те самые яйца, которые остались в гнезде. Если Вы обратите внимание на вашего ребенка в этот момент, то увидите, как ребенок хохочет над данным эпизодом, да и Вы возможно тоже смеялись. Вы сами были свидетелем того, как достигается сдвиг сознания, как на ваших глазах чужие люди сдвигают психику ваших детей. Это не просто сцена красивого убийства, это девальвация смерти. Этот эпизод перечеркивает всю систему детского представления о мире. Главная героиня наших сказок не может быть вероломной, жестокой она не может убить животное, а наоборот показывают любовь к животным. И почему наши героини из лягушек превращаются в красивых принцесс, а в Шреке из принцессы в трольшу?

И в заключении отметим: Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. Это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

Источник