Мультфильмы необходимы для развития ребенка
Испанские ученые выяснили, какие именно мультфильмы полезны для онтогенетического развития детей, а какие — нет, и почему. Онтогенетическое развитие это процесс, который ведет к усвоению норм социокультурного поведения. Иными словами, ученые сосредоточились на анализе и поиске такого вида мультипликации, который способствует социокультурному развитию детей, помогает на подсознательном уровне закреплять правильные сценарии поведения, принятые в обществе, в котором дети существуют.
Оказалось, что с этой функцией идеально справляется сюжетная мультипликация, то есть, такие мультфильмы, которые следуют традиционной структуре повествования: с завязкой, кульминацией и развязкой сюжета. Именно такие мультфильмы помогают детям усваивать важную мораль о том, как следует относиться к другим людям, какой поступок считается хорошим, а какой — плохим.
Фокусные группы смотрели и бессюжетную анимацию — ту, в которой линейного повествования нет как такового, но есть яркая картинка, громкие звуки, крупные планы, то есть, клиповая мультипликация. Типичной бессюжетной анимацией можно назвать выпуски «Baby Einstein», они хоть и считаются образовательными мультиками, но для собственно онтогенетического развития почти не несут пользы.
На телевидении сейчас выходит множество мультипликационных сериалов с разного уровня сюжетной проработкой, большой пласт таких, в которых сюжет развивается внутри одного эпизода, и любой из эпизодов в таких сериалах можно выкинуть из всей цепочки серий без потери смысла, основу сюжета такие эпизоды никак не толкают. Кроме того, внутри самих эпизодов происходит чрезмерно быстрая смена событий, которую мозг ребенка попросту не успевает обработать.
В исследовании принимали участие 186 детей в возрасте от 7 до 13 лет, их разделили на две группы, одной из них показывали сериал «Дораэмон», а другим — сериал «Код Лиоко». После просмотра детям задавали вопросы с целью выявить, насколько хорошо они поняли суть увиденного, значение деталей, поведения и поступков героев, их мотивов, насколько хорошо запомнили их внешний вид и социальный статус, возраст, пол и так далее. Кроме того, исследователи наблюдали и качество концентрации детского внимания на мультфильмах.
Конечно же, оказалось, что объем информации, которую дети запомнили при просмотре «Дораэмона», был больше, чем при просмотре «Кода Лиоко». При просмотре «Дораэмон» дети были больше вовлечены в сюжет, сопереживали персонажам, а соответственно были более внимательны к ним, лучше понимали их мотивы и разделяли их эмоции.
Исследование было опубликовано в мае в профессиональном научном журнале «Annals of Psychology». Ученые продолжат работу над изучением пользы разных видов мультфильмов для развития детской психики.
Надо сказать, что исследования о влиянии мультфильмов на развитие детей ведутся постоянно: с какого возраста можно без опаски подпускать детей к экрану, насколько долго разрешать смотреть и самое главное — что именно?
Например, российские психологи рекомендуют обращаться к советской классике и только строго после трех лет. Просмотр мультфильмов раньше трех лет может вызвать необратимые изменения в психике (по словам педагога-психолога Натальи Матушкиной, начальника координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ). А православный психолог, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Вера Абраменкова обращает внимание родителей на то, что персонажи мультфильма должны быть легко идентифицированы ребенком с собой или сверстниками. В этом смысле сериал про Лунтика совершенно не подходит для адекватного восприятия окружающего мира — не существует таких персонажей, а сериал «Маша и медведь» так и вовсе подрывает устои общества, так как учит ребенка не слушаться взрослых и издеваться над ними.
Онтогенетически, по мнению Абраменковой, могут быть полезны такие мультфильмы как «12 месяцев», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Винни Пух», потому что они как раз в достатке развивают добро, справедливость и милосердие.
Студенты и преподаватели Психологической школы МГУ согласны со всем вышесказанным, но их список рекомендованных к просмотру мультфильмов получился гораздо шире, в него вошли разные полнометражные фильмы и сериалы, а не только советская классика.
- 101 далматинец
- Балто
- Винни-Пух (1969)
- Головоломка
- Дамбо
- Даша-путешественница
- Зверополис
- Король лев
- Кот Леопольд
- Котёнок по имени Гав
- Красавица и чудовище
- Леди и Бродяга
- Лило и Стич
- Малыш и Карлсон
- Малышарики
- Простоквашино
- Скуби-Ду
- Смешарики
- Фиксики
- Холодное сердце
- Хранитель Лев
Настя Морозова
Источник
МОСКВА, 28 окт — РИА Новости. Мультипликационные фильмы способны развивать у детей самые разнообразные чувства: от милосердия и справедливости до жестокости и насилия. Психологи рекомендуют родителям не допускать к экрану детей младше трех лет, а малышам постарше показывать старые отечественные мультики и сказки.
Международный день анимации (International Animation Day), учрежденный в 2002 году Международной Ассоциацией Анимационного кино — ASIFA (International Animated Film Association), отмечается во всем мире ежегодно 28 октября.
Мультфильмы не для малышей
Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог Наталья Матушкина полагает, что просмотр любых мультфильмов, даже самих хороших и добрых, не идет на пользу детям младше трех лет. «Просмотр мультфильмов детьми раннего возраста (до двух лет) может вызывать необратимые изменения психики. В таком возрасте содержание мультфильма ребенком не воспринимается», — сказала она. Поэтому в настоящее время эксперты МГППУ направили свои рекомендации в Роскомнадзор. «Сейчас будет разрабатываться новый закон об информационной безопасности и в отношении мультфильмов, вероятно, будет принята такая поправка, что будет ограничение возраста 3+», — сказала она.
Дети до трех лет вместо просмотра мультфильмов должны играть с реальными предметами, изучать их свойства, отметила психолог.
Родителям желательно присутствовать при просмотре мультфильма чтобы давать пояснения, обсуждать главного героя, задавать ребенку наводящие вопросы и конечно, ограничивать время просмотра.
В некоторых современных мультфильмах происходит быстрая смена эпизодов, из-за этого ребенок не запоминает сюжет и не может пересказать содержание. Такие мультфильмы, как правило, не информативны для ребенка и не рекомендуется для просмотра. «На самом деле большинство мультипликационных сериалов, которые снимают за рубежом и к нам привозятся, они для дошкольников категорически не подходят именно по причине того, что там происходит быстрая смена событий. К ним относятся Человек-паук, Бен Тен, Винкс и так далее», — отметила эксперт.
Матушкина рекомендует родителям при выборе мультфильмов для своих детей в первую очередь обращать внимание на старые, добрые, классические мультфильмы, а детям постарше, по ее словам, понравятся приключенческие мультфильмы.
Значение главного героя
Православный психолог, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Вера Абраменкова констатирует, что современный ребенок окружен визуальными материалами — это не только телевизор, но и телефоны, айфоны, айпады, интернет, компьютерные игрушки. Поэтому сейчас наши дети менее защищены, чем дети, рожденные в военные и в послевоенные годы.
Нужно остерегаться компьютерных игр, где происходят драки, поскольку ребенок впоследствии может перенести некоторые эпизоды в реальную жизни. «Такие игры интересны не только мальчикам, но и девочкам. И мы замечаем, что девочки начинают драться ногами как Черепашки-ниндзя. Девочки становятся жестокими не только словесно, но и в поведении», — сказала Абраменкова. Она просит обратить внимание, что если главный герой в мультфильме — это сверстник, то такой персонаж, безусловно, должен быть позитивным, потому что детям свойственно подражать.
Агрессия и жестокость
В России некоторое время назад было проведено исследование о влиянии мультфильмов «Ну, погоди!» и «Белоснежка и семь гномов» на детей, сообщила Абраменкова. Как ни странно и парадоксально, но скрытая агрессия присутствовала в мультфильме «Белоснежка и семь гномов», сообщила она. Также выяснилось, что во время просмотра «Ну, погоди!» дети чаще всего симпатизировали волку, потому что, по мнению маленьких зрителей, заяц обижал волка.
Некоторые современные родители не стараются воспитывают в своих детях добро, справедливость и жалость. Они, наивно полагают, что «если мир такой жестокий, путь и мой ребенок тоже растет жесткий». «На это мне всегда хочется ответить, что на любую силу найдется другая сила, и эта жестокость чаще всего обращается против самого человека и против тех, кто воспитал такого отпрыска», — говорит психолог.
Абраменкова считает, что такой мультипликационный персонаж, как Лунтик, совершенно не для детского восприятия. «Потому что он фиолетового цвета, а по всей психологической закономерности фиолетовый цвет — это цвет депрессивный. Он вообще непонятного облика, из другого мира», — добавила она.
Кроме того, современные мультфильмы не учат уважать взрослых. «Замечательный, казалось бы, мультфильм «Маша и медведь». Уже игрушки появились. Но, по сути, там происходит издевательство ребенка над взрослым. За медведем стоит образ взрослого, немного заторможенного, но адекватного человека. Он способен только обижаться. Перерабатываясь в сознании ребенка это усваивается как возможность обращаться так со взрослым», — пояснила психолог.
Абраменкова также резко раскритиковала телеканал «2х2» за пропаганду насилия и жестокости. «Это полное безобразие, это полное разрушение целого поколения. Если дети смотрят его, то наша служба не останется без работы, потому что нужно будет работать с этим поколением детей», — сказала она. По ее словам, она уже дважды писала экспертизу на этот телеканал по заказу Генпрокуратуры, но телеканал по-прежнему работает, нанося разрушительное воздействие на психику детей, отметила психолог.
Абраменкова рекомендует для просмотра детьми «12 месяцев», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Винни Пух». Эти мультики, по ее словам, прививают детям добро, справедливость и милосердие.
Источник
Если вы решили начать знакомить ребенка с мультфильмами, делайте это правильно! Мы составили подборку лучших советских и современных мультиков для развития детей от 1,5 до 7 лет.
На что обратить внимание при выборе мультфильма для ребенка
Несколько правил для родителей:
- Заранее знакомьтесь с сюжетом предлагаемого мультфильма;
- Опирайтесь на возраст вашего ребенка и подбирайте, исходя из необходимости, а не популярности;
- Старайтесь после просмотра обсудить или обыграть историю, чтобы оценить полученные знания;
- Соблюдайте временной режим. Дети до 3-х лет в неделю могут смотреть до 3 часов, с 4 до 7 лет — не более 6 часов.
- Ограничивайте время одного сеанса для детей: до 1 года 5 минутами, 2–3 лет – 10 минут, 3–4 лет – 20 минут, 4-7 лет – 30 минут. Исключение применять старше 5 лет для семейного просмотра полнометражного фильма, но делать небольшие паузы для обсуждения просмотренного материала;
- Соблюдайте нормы освещения и расстояния до экрана. Не разрешайте смотреть мультфильмы в помещении с недостаточным количеством света и ближе, чем в 3 метра;
- Нежелательно смотреть мультики лежа или во время приема пищи;
- Чтобы избежать требования со стороны ребенка включить еще один мультфильм, установите количественные рамки для одного дня. Лучшим вариантом будет просмотр только одного сюжета в день, никогда не нарушайте свое правило.
Сложно проводить оценивание каждого мультфильма для просмотра крохой, поэтому мы подобрали для вас списки тех произведений, которые не вызывают нареканий у психологов, педагогов и пользуются популярностью у опытных мам.
Списки мультфильмов для развития по возрастам
Для самых маленьких
Детям до 1,5 лет не рекомендуется смотреть мультфильмы, поэтому предложенные варианты лучше внедрять только после достижения крохой этого возраста.
Начать неплохо с разнообразных небольших по времени обучающих роликов. Большинство из них имеют ссылку к методике Домана. Предложите ролик о голосах животных, звуках природы или предметах домашнего обихода или действиях. Такие ролики обычно не занимают больше 3-х минут, имеют определённую тематику, несут информацию полезную для совсем крошечных детей, задействуют визуальную и звуковую сферу. Посмотрев такой ролик, хорошо показать ребенку картинки с животными или предметы, использованные в видео.
Детям этого возраста нравится слушать разнообразные песенки: предложите «Кукутиков», мультфильмы из сборника «Синий трактор». Простые мотивы и полезная информация в музыкальном исполнении будут интересны крохе. Постарайтесь не только смотреть на экран, но и танцевать с малышом, чтобы уменьшить время непосредственного просмотра.
От 2-х лет
С двух лет ребенку можно начинать аккуратно показывать различные мультфильмы сюжетной тематики. Постарайтесь сразу определить время для такого занятия и продолжительность сеанса. Рекомендуют не превышать 5 минут или одного мультика. Не оставляйте кроху наедине с новой историей, посмотрите вместе с ним и обсудите увиденное. Выделите воспитательный момент.
Неплохо остановить свое внимание на советских мультиках. Они обладают оптимальной яркостью, простым и понятным крохе сюжетом, фоновая музыка не раздражает, а настраивает на спокойное состояние.
Предлагаем вам список мультфильмов, с которых можно начинать знакомство в возрасте 2-х лет. Но не стоит стремиться посмотреть их все, старайтесь выбирать наиболее подходящие для ребенка и показывать новый сюжет с промежутком в 1-2 недели. Хорошо, если кроме просмотра мультика, вы сможете прочитать сказку в книжном варианте, показав, что любую историю можно узнавать по-разному.
Список советских мультфильмов, категория 2+:
- Три медведя (1958);
- Петушок Золотой гребешок (1955);
- Про деда, бабу и курочку Рябу (1982);
- Вершки и корешки (1974);
- Колобок (1969);
- Машенька и медведь (1960);
- Терем-теремок (1971);
- Грибок-теремок (1958);
- Кораблик (1956);
- Кто сказал мяу? (1962);
- Муха-цокотуха (1960);
- Федорино горе (1974);
- Крошка Енот (1974);
- Кто пасется на лугу (1973);
- Как стать большим (1967);
- Два веселых гуся (1970);
- Храбрый заяц (1978).
Современные мультфильмы, категория 2+:
- «Лунтик» (2006 – настоящее время). Детский мультсериал, в котором каждая отдельная серия не связана с предыдущей и имеет собственный сюжет. Рассказывает о приключениях выдуманного героя Лунтика в лесу. Каждая серия длится в районе 5 минут, показывает, как играют персонажи и получают ценный опыт, заканчивается полезным выводом из событий;
- «Малышарики» (2015 – настоящее время). Развивающий сборник мультфильмов для детей длительностью по 5 минут. На протяжении одного выпуска изучается определенный вид знаний, который важный в младшем возрасте (короткий — длинный, сухой — мокрый);
- «Уроки тетушки Совы» (2005). Еще один обучающий сериал для деток от 2-х лет. При помощи сказочных героев ведется рассказ о многих важных знаниях на понятных ребенку примерах.
От 3-х лет
Дети в три года уже достаточно активно разговаривают и используют накопленный ранее опыт для получения новых знаний. Психологи считают именно этот возраст оптимальным для знакомства с мультфильмами. Начинать хорошо с мультиков, представленных для категории 2+, а детки, которые уже ознакомились с ними, начинают расширять свое знание через более сложные сюжеты.
Советские мультики, категория 3+:
- Лиса и дрозд (1946);
- Кот Котофеевич (1981);
- Волк и семеро козлят на новый лад (1975);
- Дядя Миша (1970);
- Хвосты (1966);
- Мешок яблок (1974);
- Петух и краски (1964);
- По дороге с облаками (1984), Подарок для слона (1984), Клад (1985);
- Краденое солнце (1978);
- Телефон (1944);
- Путаница (1974);
- Мойдодыр (1954);
- Как Маша поссорилась с подушкой (1977);
- Бобик в гостях у Барбоса (1977);
- Как львенок и черепаха пели песню (1974);
- В лесной чаще (1954);
- Земляничный дождик (1990);
- Котенок по имени Гав (1976);
- Песенка мышонка (1967);
- Маша больше не лентяйка (1978);
- Верное средство (1982);
- Чучело мяучело (1982);
- Мой приятель светофор (1978);
- Веселая карусель (1969–2015);
- Про бегемота, который боялся прививок (1966);
- Осьминожки (1976);
- Умка (1969);
- Козленок, который считал до десяти (1968);
- Паровозик из Ромашково (1967);
- Хома (1978).
Современные рекомендуемые мультфильмы категории 3+
- «Фиксики» (2010 – настоящее время). Анимационный сериал для детей, рассказывающий, как работают различные механизмы. Познавательный добрый мультфильм может заинтересовать не только малышей, но и взрослых;
- Ми-ми-мишки (2015 – настоящее время). Мультипликационный сериал о дружбе, умении признавать свои ошибки и преодоление собственной нерешительности;
- Волшебный фонарь (2015 – настоящее время). Сборник мультиков о брате и сестре, которые читают сказку при помощи аппарата для проекции изображения (диафильмы). Все серии содержат в себе одну сказку и вывод, который делает младший брат после ее просмотра. Прекрасно, если у вас сохранился такой аппарат из детства или можете приобрести его, чтобы вместо мультика читать сказки с диафильмов.
От 4-х лет
В этом возрасте хорошо начинать подробно разбирать все сюжеты, прося малыша пояснить, что он усвоил, запомнил, устраивать игровые интерпретации. Неплохо играть в мультфильм, используя сцены и ситуации для определения правильности полученной информации.
Выборка советских мультфильмов категории 4+:
- Каша из топора (1982);
- Царевна-лягушка (1954);
- Василиса Прекрасная (1954);
- По щучьему веленью (1957);
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка (1953);
- Айболит и Бармалей, Айболит и его звери (1984);
- Золушка (1979);
- Ох и Ах (1975);
- Дюймовочка (1964);
- Большой Ух (1989);
- Кем быть? (1948);
- 38 попугаев (1976–1991);
- Винтик и Шпунтик (1960);
- Бюро находок (1982–1984);
- Кот в сапогах (1968);
- Дед Мороз и лето (1969);
- Братец кролик и братец Лис (1972);
- В порту (1975);
- Кошкин дом (1958);
- Трям! Здравствуйте! (1980);
- Серая шейка (1948);
- Вера и Анфиса (1988);
- Зимняя сказка (1981);
- Крокодил Гена и Чебурашка (1969, 1971, 1974, 1984);
- Маугли (1967).
Современные мультфильмы для категории 4+
- Гора самоцветов (2005-2015). Сборник сказок. В начале серии ребенок знакомится с историей России, ее географией и особенностями отдельных наций. Далее показывается сказочный сюжет, популярный на обозначенных территориях;
- Даша и друзья (2000–2007). Приключенческий развивающий сериал о путешествиях девочки Даши и ее друга обезьянки Башмачка. В каждой серии они помогают персонажу, путешествуют по сказочной стране, решая различные задачи;
- Вспыш и чудо-машинки (2014–2016). Увлекательный мультсериал о приключениях гоночного монстр-трака Вспыша и его товарищей. Изучая различные механизмы и их предназначение, помогая герою преодолевать преграды, которые готовит отрицательный герой Крушила, дети постигают основы математики, учатся дружить и преодолевать препятствия. Отдельно уделите внимание отрицательному герою, дать оценку его действиям, отношению к другим машинкам. На этом мультфильме просто объяснять, как правильно общаться со сверстниками и избегать конфликтных ситуаций.
От 5-ти лет
Дети начинают готовиться к походу в школу и их знания о мире позволяют развивать эмоциональную и психическую сферу. Предложите посетить кинотеатр или устроить семейный просмотр полнометражного мультипликационного кино.
Список советских фильмов для детей категории 5+ для семейного просмотра:
- 12 месяцев (1956 г., длительность 53 мин);
- Приключение Буратино (1959г., 64 мин);
- Снегурочка (1952г., 65 мин);
- Аленький цветочек (1952г., 40 мин);
- Сказка о рыбаке и рыбке (1950г., 30 мин);
- Дикие лебеди (1962г., 57 мин);
- Сказка о золотом петушке (1967г., 30 мин);
- Снежная королева (1957г., 61 мин).
После просмотра фильма обязательно обсудите поведение отрицательных героев и сделайте совместный вывод о необходимости быть добрым, справедливым и умным.
Советские мультики на каждый день:
- Бременские музыканты (1969, 1973);
- Нехочуха (1986);
- Вовка в тридевятом царстве (1965);
- Чертенок №13 (1982);
- Голубой щенок (1976);
- Щелкунчик (1973);
- Дядюшка Ау (1979);
- Летучий корабль (1979);
- Приключение Незнайки и его друзей (1971–1973).
Современные мультфильмы для просмотра:
- Король Лев (1994). Красивый мультфильм о таких важных для понимания малыша вещах как злоба, подлость и коварство;
- Смешарики (2004 – настоящее время). Развивающий мультсериал, раскрывающий множество различных знаний. Понравится не только ребенку, но и взрослым. Рекомендуется обсуждать каждую серию и поведение персонажей;
- Расти-механик (2016). Сериал про мальчика инженера. Используя свои знания, он изобретает необходимые механизмы. Показывает важность знаний для достижения успеха;
- Щенячий патруль (2013 – наст. время). Мультсериал о важности взаимовыручки и помощи окружающим людям. Команда щенков и мальчик Райдер в каждой серии спасают из неприятной ситуации людей или зверей.
От 6-ти лет
Дети 6-ти лет уже чаще всего четко могут сказать, чтобы им хотелось посмотреть, поэтому можно иногда, предварительно ознакомившись, дать возможность выбрать самостоятельно. Активно идет процесс идентификации себя с героем, ребенок в 6 лет применяет полученный из мультфильма опыт в игре и на то, как он это делает, обратите особое внимание. Если в поведении появляются некие нежелательные элементы, то проверьте тот мультипликационный контент, доступный к просмотру.
Советские мультфильмы для детей старше 6-ти лет:
- В стране невыученных уроков (1969);
- Кто расскажет небылицу? (1982);
- Гномы и горный король (1993);
- Тайна третьей планеты (1981);
- Коля, Оля и Архимед (1972).
Современные мультфильмы:
- Кунг-фу Панда 1 часть (2008), 2 часть (2011). Детям, которые готовятся пойти в первый класс полезно посмотреть мультфильм о необходимости тренировки и занятий для достижения вершины в любом деле. Кажущееся невозможным достигается упорством;
- Легенды ночных стражей (2010). Мультипликационный фильм о стремлении к мечте и достижении цели. На примере главных героев-птиц малыш научится не бояться сложностей и стремиться к добру;
- Книга джунглей (2016). Одна из экранизаций известной истории про Маугли. На этом фильме можно начинать знакомство с современной киноиндустрией. Реалистичные события и красивый сюжет даст много новых знаний не только о мире, но и природе;
- Летающие звери (2012–2015). Анимационный мультсериал, позволяющий разговаривать с детьми на сложные для них темы, которые не всегда удается донести словами без конкретных примеров. Как быть счастливым, все успевать, не распыляться на множество занятий и другие темы, которые будет полезно изучить будущему школьнику.
Чем старше становится ребенок, тем больше самостоятельности при выборе мультфильмов он будет проявлять. Не избежать интереса к обсуждаемым в детском коллективе ярких и красочных мультфильмов типа «Винкс», «Человек-паук» и др. Не стремитесь удовлетворить просьбу сразу, если он очень хочет узнать сюжет мультика или фильма, сделать это на семейном просмотре и пояснить все сложные моменты. Объясните, какое поведение персонажей не является правильным, чего избегать.
Помните, что любой интерес сложно удержать, если есть запрет. Рациональнее предложить отложить просмотр и провести его правильно, объясняя, рассказывая и показывая, чем увидеть негативный результат от знакомства вне вашего внимания.
Внося в жизнь ребенка мультики, помните, что для детей важно изучать мир вживую. Постарайтесь избегать чрезмерного знакомства с мультиндустрией. Предоставляйте малышу возможность познавать, занимайте разнообразными видами ручного творчества, изучайте мир и занимайтесь спортом. Даже, если это удобно -разрешить смотреть мультипликацию целый день, не поддавайтесь на искушение. Сохраните здоровье крохе, его психику. Покажите, как весело развлекаться, не используя дополнительных гаджетов. Развив любознательность, стремление к учебе, создав условия для разнообразных занятий, вы сможете воспитать счастливую и развитую личность. Пусть мультфильмы останутся только дополнением или вариантом для сложной ситуации, а жизнь проходит вне экрана.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник