Можно ли ходить во время беременности в церковь

Можно ли ходить во время беременности в церковь thumbnail

У верующих будущих мам часто возникает вопрос: можно ли ходить в церковь, нося под сердцем дитя? Когда женщина готовится к родам, в семье ее, как правило, окружают вниманием и заботой, стараются оградить от бед и неправильных поступков, дают советы. Но всегда ли эти советы  правильны? Почему родственники иногда яростно противятся желанию женщины в положении пойти в храм, мотивируя это, казалось бы, вескими причинами? Что сами священники говорят о том, можно ли беременным заходить в церковь?

Можно ли ходить во время беременности в церковь

В истории христианства, к сожалению, были иногда перегибы и слишком яростное следование священным канонам. Яркие примеры – признание Жанны д’Арк ведьмой и сожжение ее на костре, кровопролитные крестовые походы. Скорее всего, суеверия и приметы, по которым запрещается беременным посещать храмы – следствие подобных старых заблуждений, в которых сама церковь давно раскаялась и признала свою неправоту. Еще и «дремучесть», по-другому не скажешь, некоторых людей рождает такие странные высказывания.

Неправильные приметы и вредные суеверия по поводу посещения беременной церкви

1. Нельзя, особенно в первом триместре беременности, долго находиться на людях – могут сглазить. Кто из истинно верующих пойдет в храм с дурными мыслями? Люди идут к Богу, чтобы успокоиться, попросить святых и самого Христа о благоденствии близких, а не для того, чтоб кого-то сглазить! Уж где-где, а в церкви точно этого не случится (если вообще сглаз реален).

Можно ли ходить во время беременности в церковь

2. Беременная женщина «нечиста». Единственный случай, когда священники категорически не рекомендуют идти в церковь – месячные. С какой стати ребенок, зачатый в любви, делает маму «нечистой»? Сами служители христианства говорят, что дитя – божий дар, которому надо радоваться, а не стыдиться своего положения.

Можно ли ходить во время беременности в церковь

3. В церкви легко заразиться инфекционными болезнями. Нельзя сейчас «поднять» статистику средних веков, когда по Европе гуляли чума, оспа, тиф: способствовало ли посещение церкви этим эпидемиям? А вот в наши дни медики специально проводили опросы во время эпидемий гриппа среди верующих и тех, кто от веры далек. Процент заболевших абсолютно одинаков! Статистика однозначна – вероятность заражения инфекциями в храме не выше, чем в любом другом месте.

4. Если часто ходить в церковь, будучи в положении, то родится мальчик, а не девочка. Только Господь и неизведанные тайны генетики знают, какого пола будет дитя. Да если бы эта примета была правильной, супруга японского императора давно бы приняла христианство, а не рожала бы одну за другой девочек! И вообще, при чем тут мать, если давно наукой доказано, что пол ребенка определяет отец при зачатии?

Когда, будучи в положении, нельзя идти в церковь

Есть ситуации, когда правда в «интересном» положении стоит воздержаться от походов в церковь, но они имеют чисто медицинскую подоплеку:

  • Если есть угроза выкидыша и врачом прописан строгий постельный режим. В таком случае не только в церковь – вообще никуда ходить нельзя, и Бог такое ограничение простит. Лучшее место для больной, если есть угроза выкидыша – клиника, а помолиться при желании можно и в палате.
  • Когда сильно отекают ноги и много ходить, долго стоять вообще не рекомендуется. Да, лучше избегать длительных молебнов и не отправляться в церковь пешком, когда она далеко. Если храм близко – иногда можно до него дойти, поставить свечку, прочесть короткую молитву – и домой, отдыхать.
  • В случае сильного токсикоза, который провоцирует тошноту и рвоту. Тут скорее не запрет, а проблема эстетического характера: неприятно будет и будущей маме, и окружающим, если ее при большом скоплении народа вырвет. Хотя… самими женщинами описаны случаи, когда в церкви токсикоз волшебным образом проходил.

Можно ли ходить во время беременности в церковь

Священнослужители, когда у них интересуются этим вопросом, говорят: будущим матерям на любой стадии беременности ходить в храм не то что можно – нужно! Но если батюшка сам видит, что прихожанка с трудом переносит службу, задыхается в помещении, он может ей посоветовать пойти к врачу, а доктор уже даст рекомендации.

Как вести себя в храме при беременности

Специфических рекомендаций нет для этого случая. Но некоторые  правила, как общие, так и для «интересного» положения, надо знать:

1. Будущая мама, как и остальные прихожанки, должна быть с покрытой головой и желательно в платье. Платье или юбка не одеваются, когда прописано носить специальные брюки-бандаж. Тогда блузку с этими брюками лучше одеть длинную и просторную. А еще в притворе (на входе) почти везде стоит короб с запахивающимися юбками – можно одеть ее поверх брюк.

Можно ли ходить во время беременности в церковь

2. Если очень хочется сходить на молебен, послушать проповедь, но стоять трудно, то можно взять с собой раскладной стульчик и на нем посидеть. Никто: ни священник, ни прихожане – это не осудят и замечания не сделают.

3. Стоять во время службы лучше с краю, ближе к выходу. И опасность того, что кто-то нечаянно толкнет в бок, намного меньше, и ближе к потоку свежего воздуха.

Можно ли ходить во время беременности в церковь

4. Вопрос – целовать ли иконы, будучи в положении? Если сомнения все-таки есть, то вместо поцелуя иконы сначала подносим к губам ладонь, потом ею касаемся иконы. Причастие из «общей» ложечки: эта проблема вообще не возникнет – верующие пропустят прихожанку в положении к причастию первой. Да и такой способ причастия (ложечкой) уже не очень популярен: почти всегда священник отдельную облатку обмакивает в вино и дает каждому по очереди.

5. Часто беременные спрашивают: кому молиться? Святая Екатерина, покровительница всех мам и тех, кто ими планирует стать – молитвы ей читают много лет женщины в положении, мамы младенцев и детей постарше. Святая дева Анастасия Узоразрешительница – если читать молитвы и ей, обязательно поможет в нормальном течении беременности и в родах. Святой Пантелеймон – покровитель всех больных и просящих о сохранении здоровья, ему тоже не будет лишним поставить свечу и прочесть специальную молитву. И конечно, Пресвятая дева Мария, заступница и защитница от темных сил всех людей на Земле.

Участие беременной женщины в других религиозных действиях

Кроме вопроса о посещении  церкви для молитвы, женщины в положении интересуются и другими религиозными мероприятиями:

  • Заказ молитв за здравие и за упокой, пение акафистов и псалмов – никогда не было даже намека на запрет всего этого для беременных. При плохом самочувствии и невозможности выйти из дома можно поискать в интернете церковную онлайн-службу, где все заказы примут дистанционно.
  • Можно ли венчаться, когда ждешь дитя? Конечно, можно, даже нужно! Даже очень хорошо, если у родителей будущего ребенка вдруг появилось желание закрепить союз таинством венчания. Один момент, на который надо обратить внимание (священник может сделать замечание) – не стоит одевать фату. Если невеста в венчальном платье, то с ним хорошо будет смотреться прозрачная накидка такого же цвета.

Можно ли ходить во время беременности в церковь

  • Крещение. Если женщину в положении пригласили стать крестной, нельзя отказываться, ну разве что врач настаивает на нахождении в больнице. Два момента надо учесть в этом случае. Первый: дитя, которое крестят, пусть держит на руках крестный отец. Второй: женщине в положении (как и любой будущей крестной) надо перед крещением сходить на исповедь и причаститься.

Можно ли ходить во время беременности в церковь

  • Принятие самой беременной обряда крещения. Чудесно, если у будущей некрещеной мамы вдруг появилось острое желание подобное сделать – это Божий знак свыше! Опять же, обязательны исповедь и причастие.
  • Соблюдение поста. Врачи не рекомендуют долго соблюдать очень строгий пост. Но если душа просит, то по средам и пятницам (постные дни в течение всего года) щадящий пост будет даже полезен. Если по этим дням готовить богатую растительными белками и жирами пищу, никакого вреда младенцу от этого не будет. Длинных постов сама церковь беременным, серьезно больным и детям разрешает не придерживаться.

Можно ли ходить во время беременности в церковь

  • Посещение не своего венчания или крещения. А почему же нет? При отсутствии серьезных медицинских противопоказаний и при хорошем самочувствии праздник, тем более религиозный, будет только на пользу.

Самое важное в вопросе, можно ли ходить в храм беременным – само дитя. После 12-й недели (медики подтвердят) у ребеночка бьется сердце, сформирована основа головного мозга, и он уже не просто плод, а почти полноценный человек. Мама, которая его собирается родить, не только сама идет в храм, но и его берет с собой: они вместе возносят молитвы, слушают проповеди, принимают причастие. Если женщина в положении искренне религиозна, она уже на этой стадии своего будущего ребенка знакомит с верой. Главное – не переусердствовать и не проявлять фанатизм, чтобы не навредить здоровью обоих. Переживать, если по медицинским причинам не получается ходить в храм, не стоит: Господь всевидящ, он понимает все, и простит временное отсутствие.

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник

Прихожанка в положении, или церковные будни непраздной жены

Можно ли беременным ходить в церковь? Интересно, что такой абсурдный, по сути, вопрос очень популярен среди поисковых запросов сети. И родиться он мог именно в наши дни, когда интернет пестрит «православными» рецептами на все случаи жизни: что можно и чего нельзя делать на Пасху, в Родительскую субботу, на именины. Такова житейская психология, что и в духовной жизни зачастую ищем неких алгоритмов: сделай по инструкции – и спасешься. Но такой потребительский подход грозит опасной подменой ценностей и далек от духа христианской православной веры, по которой любовь и милость Божия даны нам не за точное следование схеме, а даром, по благодати.

Дети как дар

Главная драгоценность для мамы – это дети, подаренные Богом. В недалеком прошлом (всего-то век назад) женщина любого социального статуса, с любым уровнем образования или без него понимала, что беременность – не болезнь, не патология, это дар Божий и нормальное физиологическое состояниеженского организма, которое не требует особого перехода на щадящий режим. Но сегодня беременность, роды и все, что с ними связано, вызывают у будущих мам много опасений.

Возможно, поэтому вокруг темы беременности пышным цветом разрослись приметы, суеверия и предрассудки. И это отнюдь не веяние ХХ и ХХI века – проблема далеко не новая. Такова русская действительность, где рядом с традициями православного благочестия уживаются магические представления древних предков, язычников-славян.

До сих пор старшее поколение всерьез рассуждает про сглаз и порчу еще не рожденного младенца, запрещая будущей маме часто выходить в люди, даже если она направляется в храм. И, что удивительно, зачастую подобным предрассудкам подвержены… церковные бабушки (не те подвижницы, кто сохранил веру и пронес ее через горнило революции – они давно уже почили, а те, что в молодости были комсомолками и о вере в Бога сами знали понаслышке).

Эти «исконные» православные христианки безусловно знают, как надо и как не надо себя вести беременной: о том, что нельзя вязать, смотреть лучше только на красивое, в церкви свечек куда попало не ставить, с утра до вечера читать акафисты святым и иконам, которые «специализируются» на беременности, и, главное, бить побольше поклончиков, даже если здоровье, размеры живота и большой срок не позволяют.

Хорошо, если молодая будущая мама вовремя подойдет к священнику, а не обратится к бабушке с вопросом: а можно ли ей, беременной, находиться в храме и как себя там вести, поскольку от полученного ответа может зависеть, захочется ли ей снова переступить церковный порог, а от этого решения – и ее вера.

В надежных руках прихода

Задаться вопросом – можно или нельзя ходить в церковь во время беременности – не придет в голову женщине, которая живет полной церковной жизнью: исповедуется, причащается, бывает на службах. Для нее этот вопрос давно решен, а регулярно ходить в храм – это нормально, естественно, правильно, это ее сердечная и духовная потребность, то, чем она живет и без чего не представляет себя и своей семейной жизни. Зачем что-то менять, когда под ее сердцем зарождается новая душа? Она осмысленно остается там, куда стремится ее верующее сердце – то есть в храме.

Она знает, что теперь будет чаще молитвенно воздыхать перед Богородичными образами «Утоли моя печали», «Феодоровская», «Промощница в родах», молиться Анастасии Узорешительнице. Но ни участие в продолжительных богослужениях, ни большое стечение народа, ни даже духота не напугают ее – ту, которая привыкла находиться в церкви. Если у будущей мамы кончились силы или проявился легкий токсикоз, ничто не мешает ей выйти, подышать воздухом, а если не стало легче, то и уйти домой.

Почему-то авторы многих статей по теме не упоминают самого важного – того, что воцерковленная беременная женщина в храме не одна, ее окружает община родного прихода, где многие хорошо ее знают, понимают ее состояние. Те же самые «сильные в церковной педагогике» бабушки не всегда настроены только на суровое воспитание молодежи. Отличаясь житейским опытом и милосердием, они готовы подать руку помощи, уступить место на скамье.

Вокруг много и других единомышленников в вере, православных христиан, готовых поддержать, а если необходимо – и подхватить на руки, вызвать «скорую». Получается, в своем приходе женщина гораздо в большей безопасности, чем на улице, в магазине, в кафе. Здесь никто не оставит ее в беде.

В церковь… для здоровья?

А как почувствует себя в церкви невоцерковленная будущая мама? Конечно, хорошо, если благодаря своему новому положению юная женщина придет на первую или вторую в своей жизни службу, но ее мотивы здесь многое определяют. Возможно, ей просто подсказали, что, раз она беременна, неплохо бы и в церковь походить – мол, «для здоровья своего и ребеночка попричащаться, маслицем помазаться, ладаном подышать» – очень даже полезно.

С одной стороны – да, трудно не согласиться, что само пребывание в церкви за богослужением, все это особое литургическое пространство, церковное пение, благообразие икон и колокольный звон успокаивают, умиротворяют, настраивают на другой лад. И это важно для психосоматики женщины, особенно на фоне всего происходящего сегодня – частых случаев замерших беременностей, выкидышей, нервных срывов и дородовых депрессий.

Но, с другой стороны, тут нужно серьезное духовное рассуждение: а будет ли польза от такого практического применения таинств и благодати? Церковная жизнь, применяемая в качестве такой «релаксации» и своего рода «физио-процедур», без веры бессмысленна и даже кощунственна. Став потребительницей «духовных услуг и отправлений», будущая мама зачастую начинает рассуждать в духе оккультизма и магизма: «Я Тебе свечку – Ты мне помощь в беременности, я Тебе молитву – ты мне облегчение в родах».

Такой «духовный» торг превращает храм в своего рода «дом быта», куда приходят не к Богу, а за «услугой», и подобное отношение прихожан вызывает горечь у любого священника, ревнующего  о Доме Божием. Но есть и третья, самая важная сторона – это промысл Бога о человеке. Пути Господни неисповедимы, и кто знает, возможно, через первые шаги в Церкви во время беременности мама со своим будущим чадом однажды придет к вере.

В связи с этим хотелось бы вспомнить слова Спасителя нашего Господа Иисуса Христа: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк.18:15-16). Так что беременной маме приходить в храм с заботой о своем чаде абсолютно необходимо, отбросив все страхи и сомнения. Никто не будет препятствовать ребенку во чреве матери, пускай и маловоцерковленной, вместе с ней вкушать таинства и благодать, податель которых – Бог.

«Милосердия двери отверзи»

Понятно, что, отравляясь на богослужение в храм, беременной женщине надо всегда тонко прислушиваться к своему здоровью, правильно оценивать физические силы. Церковь недаром называет таких жен непраздными – беременная женщина и так несет большой труд, готовясь привести в этот мир новую живую душу, потому чрезмерные духовные подвиги от нее не требуются.

Именно об этом говорит нам церковная традиция, которая милосердно предписывает непраздным женам давать себе значительные послабления в посте или полностью отменять пост на время беременности. Для участия в Таинстве Причащения в этом случае достаточен евхаристический пост – полный отказ от пищи и воды с полуночи до момента причастия.

Помимо принятия исповеди и причастия, наравне со всеми будущие мамы могут становиться крестными, венчаться, собороваться. Но есть и ограничения – так, по еще ветхозаветной традиции, женщине нельзя подходить к таинствам в течение 40 дней после родов. Не требуется от будущих мам и регулярного присутствия на богослужениях – только посильное участие и молитва. Для них во многих храмах нашей большой страны по расписанию служатся специальные молебны. Это короткие по времени молебные пения, на которых присутствует не так много народу, их легко выдержать даже на поздних сроках. Такая молитва придает сил женщине, просящей Бога и святых о помощи себе ребенку в окружении единомышленниц – других будущих мам. Также в молитвослове существуют молитвы во время беременности, читаемые дома.

Кстати, в храме можно рассчитывать и на практическую поддержку. Малоимущим, одиноким и многодетным приходы активно помогают: для них собирают детские вещи, коляски, денежные пожертвования. Социально-благотворительные отделы епархий Русской Православной Церкви вместе с государственными медицинскими и социальными структурами открывают реабилитационные центры помощи беременным и мамам с детьми, попавшим в сложную семейную ситуацию, предоставляют им жилье, питание и дают возможность пообщаться со священником. Там же помогают принять таинства, не выходя из центра, так что в церковной ограде никому не дадут пропасть.

Посещение храма в ожидании ребенка – не повинность и не обязанность. Это та духовная радость, которую вы можете себе позволить. Господь ожидает от нас не механического исполнения обрядов и установлений, но встречного движения, открытого сердца, искренней просьбы.

И, пожалуй, только в церкви можно внутренне настроиться на будущие роды, воодушевиться на свою непростую, но духовно важную женскую миссию рождения и воспитания нового члена Церкви Христовой.

По словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «женщина-христианка по Божию повелению должна воспитывать своих детей в вере и благочестии». А ведь как хорошо начинать это воспитание рано, до момента рождения и привыкать молиться о своем любимом чаде возле икон Богородицы – напитываясь словами Евангелия о Ее богоносном  материнстве.

Валентина Киденко.

Источник