Может ли телевизор тормозить развитие ребенка
Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы Партнеры | Все мы, так или иначе, привыкли к «ящику», который передаёт нам последние новости, развлекает нас сериалами. Многие из нас просто не представляют жизни без этого «монстра», который съедает наше время и творческое воображение. В эпоху средств массовой информации, невозможно найти место, ограниченное от поступления информации. Информация сплошным потоком врывается в нашу жизнь, жизнь наших детей. Различные компьютеры, ноуты, видики, всё это, с первых дней, входит в жизнь маленького ребёнка. Порою, что бы заинтересовать и отвлечь, ребёнка, как только он начинает сидеть, помещают напротив телевизора, который, со временем, заменяет родителей. Телевизор начинает воспитывать ребёнка. Опираясь на данные ЮНЕСКО, около 93 % детей, в возрасте 3-5 лет смотрят на экран около 4-х часов в день, и это намного превосходит время общения со взрослыми. Для родителей, это весьма удобно, ведь ребёнок не бегает, не кричит, ничего не просит, но при этом, получает массу впечатлений, приобщаясь к взрослой жизни. Покупая новые видеокассеты, игры, родители пытаются таким образом развивать ребёнка так, что бы ему было, а им не особо хлопотно. Но чрезмерное увлечение такими, на первый взгляд безобидными вещами, может привести к серьёзным отклонениям, не только в физическом развитии ребёнка (нарушения осанки, зрения), но и в психическом. Это такие нарушения, как: отставание в развитии речи, примитивная речь. Дети с такими отклонениями есть практически во всех садиках. В возрасте 4-х лет лет, выявляют 25 % детей с нарушениями речевого развития. Причем такое увлечение просмотрами телевизоров, наблюдается не только в нашей стране. В чём разница влияния речи экранной и речи родительской на скорость развития речевых особенностей ребёнка. Если поведение можно скопировать и тем самым начать процесс социализации, то речь- это отнюдь не подражание совам и не запоминание штампов. Овладеть ею можно только в живом общении, когда малыш и слушает и отвечает собеседнику. Ведь он включается не только действиями, но и мыслями, чувствами. Начиная с грудного возраста, малыш отвечает на речь взрослых «неуловимым балетом». Замечено, что ответная реакция возникает только на живую речь. В возрасте 2 лет, малыш не только слышит и понимает обращённую к нему речь, но и пытается отвечать на высказывания. Если же речь не адресована ребёнку, то он, скорее всего не будет реагировать на такую речь. Для того, что бы вызвать ребёнка на общение, нужно, что бы речь дополняла его конкретные действия, реальные впечатления. Телепрограммы не требуют ответа, речь, общение взрослых заменяет телевидение, но экранная речь никогда не будет своей, поэтому, дети и будут молчать, выражая мысли при помощи криков или жестов. А во внутренней речи свершается и мышление, воображение, представление, всё то, что является основой внутреннего мира человека. Если же нет внутренней речи, значит и жизни, то человек остаётся неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Такой человек не может удержать содержание или же стремиться к цели, всё это приводит к тому, что внутри образуется пустота, требующая заполнения. Всё это может приводить у детей к развитию «дефицита концентрации». Эта болезнь проявляется при обучении детей. Таким детям сложно воспринимать слуховую информацию, они не могут удерживать в голове предыдущую фразу, связывать отдельные предложения, они не понимают текста в целом и им, конечно, становится скучно читать детские книжки. Помимо этого, фантазия детей, также снижается, дети не хотят искать: что бы интересного совершить, ведь для этого, есть телевизор, им не интересно общаться друг с другом. Самое страшное, что такие «экранные дети», становятся жестокими и агрессивными, у них стирается ощущение порога дозволенности. Они пытаются заполнить ту пустоту, которая царит в их душах от безделья и нежелания ничего делать, что приводит к детской преступности, детской наркомании. Ведь пустота требуют своего наполнения — искусственной стимуляции, «таблеток счастья». Нельзя сказать, что телевизор- причина разнузданности молодёжи. Но если речь идёт о том, как телевизор влияет не психику совсем маленького ребёнка, что он заменяет игры, активные действия, общение, то, конечно, нельзя не отметить его отрицательное воздействие на становление психики и личности растущего человека. Когда внутренняя жизнь ребёнка только начинает складываться, нужно строго ограничивать, дозировать просмотр телевидения, желательно, что бы при этом, взрослые объясняли что происходит. И лишь после 6-7- лет, когда дети готовы к использованию техники по-назначению, можно разрешать детям самостоятельное восприятие информации у экрана. Будьте внимательны к тому, что смотрит Ваш ребёнок, выбирайте развивающие и семейные передачи для просмотра. Если ребёнок каждый раз открывает для себя что-то новое и полезное, вреда в этом не будет, если же телевизор станет — единственным развлечением, вы достаточно скоро заметите последствия от такого времяпрепровождения. Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: | Видео Интервью |
Источник
НОВОСТИ. Здоровый ребенок
Включенный телевизор тормозит развитие ребенка
Сотрудники Университета Массачусетса (США) пришли к выводу, что включенный телевизор мешает членам семьи общаться, даже если никто из них не смотрит на экран. Родители меньше внимания уделяют детям, меньше разговаривают между собой и с отпрыском. Как следствие, индивидуальное и интеллектуальное развитие ребенка нарушается, сообщает издание The Telegraph.
Ученые решили провести эксперимент, чтобы выяснить, как поведение родителей и детей меняется под воздействием ТВ. Пятьдесят детей в возрасте от года до трех лет находились в игровой комнате с одним из родителей на протяжении часа. В течение первых 30 минут телевизор не работал, а во вторые полчаса родителям дозволялось включить ТВ и выбрать какую-нибудь передачу для взрослых, к примеру комедию или развлекательное шоу.
Когда телевизор работал, качество и продолжительность взаимодействия между родителями и детьми заметно сокращались. Папы и мамы тратили на беседы с ребенком на 20% меньше времени, были менее активны, менее внимательны и реже отвечали на детские вопросы.
В ходе предыдущих исследований было установлено, что просмотр телепрограмм и видео вызывает задержки в речевом развитии и уменьшает количество времени, которое дети посвящают самостоятельным играм. Как утверждают специалисты, около трети американских младенцев и детей до трех лет живут в домах, где телевизор практически не выключается.
Подробности По материалам: Telegraph
16.09.2009 1617 Показ
Администрация сайта med-practic.com не несет ответственности за содержание информации
Вопросы, ответы, комментарии
Читайте также
Ароматерапия способна повысить успеваемость школьников
Фрайбургский университет, передает «Новости Mail.RU», провел необычные эксперименты с участием 54 шестиклассников. Сначала добровольцев просили положить ароматические палочки с запахом розы на свои рабочие столы…
06.02.2020 77 Показ
Воздушные фильтры в школах повышают успеваемость
Установка специальных воздушных фильтров для борьбы с токсическими загрязнениями повышает успеваемость у школьников. Этот эффект сопоставим с сокращением численности учеников в классе на треть, как показало исследование…
14.01.2020 181 Показ
Исследователи узнали, как помочь недоношенным детям
Израильские ученые из института Technion разработали новую технологию, призванную защитить респираторную систему недоношенных детей, передает Xinhua. Действительно, нередко в отношении недоношенных детей…
14.01.2020 142 Показ
Пассивное курение ведет детей к болезням сердца
Пассивное или вторичное курение наносит вред детским артериям, как показало исследование. А это угрожает последующим развитием болезней сердца. Новое научное исследование подтвердило вред…
16.12.2019 268 Показ
Икота у ребенка не должна вызывать панику родителей, говорят врачи
Последние исследования показывают: в норме новорожденные могут икать до 8 минут — таким образом тело учит их контролировать дыхание, пишет The Daily Mail. Сотрудники Университетского колледжа Лондона исследовали 217 детей в возрасте 30-42 недель…
15.11.2019 1155 Показ
Педиатры: привычные для нас вещи снижают уровень IQ детей
Воздействие химических веществ из потребительских товаров и пластиковых пищевых контейнеров во время беременности приводит к снижению IQ у детей к 7 годам, предупреждают медики. Как передает The Deccan Cherald…
28.10.2019 1285 Показ
Пассивное курение небезопасно для детских глаз
Как показали исследования, контакт с табачным дымом может привести к последующим проблемам со зрением во взрослом возрасте, включая катаракту, возрастную макулярную дегенерацию, глаукому, пишет The National Post…
22.10.2019 1836 Показ
Крупные дети чаще страдают от аллергий и экземы
Более массивные по весу дети чаще сталкиваются с аллергическими и другими кожными расстройствами. На каждый дополнительный килограмм веса при рождении риск аллергии вырастает на 44%…
16.10.2019 1247 Показ
Миллиарды бактерий колонизируют детей
Наша иммунная система обучается микробами, которые живут на нас с самого раннего детства. Поскольку люди сегодня все меньше и меньше подвержены воздействию различных видов бактерий, аллергии и аутоиммунные заболевания могут усиливаться…
23.09.2019 2496 Показ
Источник
«В общем и целом фаза оформляющего воздействия чувственных впечатлений на ребенка длится гораздо дольше, нежели полагает большинство. Постепенно сходя на нет, она продолжается до десятого года жизни, а частично — даже до восемнадцатого. Но зато в этот период оформляются и решающие для всей последующей жизни способности — закладываются основы того, что после реально окажется в распоряжении взрослого. Упущенное в эти годы невозможно впоследствии наверстать с той же интенсивностью и глубиной. Поэтому исследователи говорят об «окнах», некоторое время открытых для влияний извне, а потом неуклонно закрывающихся. Вот некоторые из них.
• Первая, решающая стадия развития мозга завершается в трехлетнем возрасте. Если на этом этапе ребенок имел ограниченный доступ ко всему диапазону возможных видов деятельности и опыта, то многие нейрональные связи не образуются, и объем мозга остается на 25 — 30% меньшим86.
• Ребенок учится стоять прямо, ходить и координировать движения рук в первые четыре года жизни. В промежутке от четырех- до десятилетнего возраста он еще может путем упражнений развить тонкую моторику рук и конечностей вообще; затем эта способность быстро исчезает.
• Опять-таки в первые четыре года жизни при естественных условиях у него развиваются острота зрения и объемно-пространственное зрение.
• А вот тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой и необходимая для целенаправленного сканирования поля зрения, к четырехлетнему возрасту еще далеко не готова. Для полного развития ей, так же как и тонкой моторике рук и конечностей вообще, требуется еще несколько лет. Примерно до девятого года жизни ее эффективность заметно отстает от уровня, свойственного подросткам и взрослым87. Согласно же новейшим исследованиям, важные составляющие управления зрением становятся полностью доступны лишь в восемнадцатилетнем возрасте!
В первой фазе своего развития ребенок учится не головой, а всем телом. Он не противопоставляет себя дуалистически миру с помощью мыслящего, регистрирующего и перерабатывающего информацию разума, а вступает в связь с вещами телесно. Он «ухватывает» и «постигает» лишь то, что прежде схватил и настиг руками; он «сопоставляет», лишь научившись стоять и ходить. В этом возрасте весь опыт еще чувственно-конкретен, «осязаем».
Вот почему мы должны осознать всю опасность столкновения малыша лицом к лицу с мнимой реальностью телеэкрана, в пределах которой такой осязаемый опыт, необходимый для его развития, вовсе ему недоступен. Жилище родителей — это конкретное трехмерное пространство, доступное телесному опыту ребенка, который может обегать и облазать все комнаты, всё ощупать и обнюхать, рассматривать и обследовать все уголки. А в пространство телеэкрана малыш войти не может, и из его опыта оно полностью выпадает.
Но и это отнюдь не все: добавим сюда неподвижность, к которой экран принуждает ребенка. Уже одного этого достаточно, чтобы забить тревогу, — ведь все важные в данном случае функции тела и мозга могут развиться только через движение. Движение — жизненная стихия ребенка. Тот, кто отключает движение, лишает ребенка важнейшего вида его активности. Такое лишение, «обкрадывание» психологи называют депривацией, а в этом возрасте оно вызывает столь тяжкие последствия, что следует характеризовать его как насилие.
Из всего этого можно сделать только один вывод: не может быть и речи о том, чтобы сажать перед телевизором ребенка до четырех лет. Программы могут быть сколь угодно «рассчитанными на детей», и притом с самыми добрыми намерениями, — им все равно не возместить вреда, который наносится ребенку тяжкой депривацией, какую представляет собой процесс зрительного восприятия.»
взято отсюда
https://www.xpomo.com/ruskolan/tolpa/look.htm#4
Источник
«Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона. А между тем, жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Порою мы практически не разговариваем со своими детьми. При общении с ними используем односложные слова типа: «Поставь!», «Отойди!», «Молодец», «Быстрее!», «Не трогай!» и т.д. Но при этом от своих детей мы ждем, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе, чтобы их было видно, но не слышно! Чтобы понять, стоит ли «ящик» делать собеседником и воспитателем наших детей, важно посмотреть, как же влияет телевизор на наших любимых чад. Оставляя в стороне вопрос о качестве современной кинопродукции и ее влиянии на ценности и модели поведения детей (это тема отдельного разговора), посмотрим, как регулярный просмотр телевизора, в том числе в режиме видео, влияет на физическое состояние, умственное и психическое развитие детей.
Воздействие ТВ на здоровье ребенка
Мозговые способности ребенка наиболее активно формируются в период от рождения до трех лет. В первые 6 месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Таким образом, видно, что у малышей огромный объем памяти, и только от взрослых, которые их окружают, зависит, чем заполнится этот объем. Посиделки перед телевизором – это первый шаг к нарушению функции зрения вашего малыша. Причем, угнетаются не только глазки ребенка, но и его нервная система. Врачи давно бьют тревогу и пытаются донести до родителей чреватость длительного пребывания у телевизора. Малоподвижный образ жизни – это прямой путь к гиподинамии, а, следовательно, и к развитию многочисленных сердечно-сосудистых, нервных, эндокринных, а также костно-мышечных заболеваний.
Влияние телевизора на речь и психическое развитие
Западные ученые установили, что дети, которых в раннем детстве «воспитывал » телевизор страдают недоразвитием речи, эмоций и заторможенностью психического развития в целом. Одна моя знакомая жаловалась на то, что ее ребенку уже четвертый год, а речь все еще отсутствует. Выяснилось, что телевизор дома был включен, как правило, в течение всего времени бодрствования ребенка. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Британия) говорит о том, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. «Телевоспитанники» не могут в школе усваивать на слух информацию и испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать. Общение с другими детьми также может вызвать у них сложности. Примеров, подтверждающих справедливость этого утверждения, масса. Подруга недавно поделилась своими наблюдениями за своими двумя детьми 5 и 8 лет. Свободное от занятий и соответственно учебы время они, как правило, проводили перед телевизором. По причине ремонта телевизор в течение 2 дней не включался. И каково же было ее удивление, когда ее дети, которые не всегда могли находить общий язык друг с другом, начали больше общаться, вместе играть, рисовать. Телевизор просто крал это время общения, поэтому и общение складывалось не всегда продуктивно и правильно.
Известно также, что экран телевизора производит на ребенка гипнотический эффект. Ведь экран светится. Его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему. Жизнь маленького ребенка, от природы любознательного и непоседливого, проходит в постоянном исследовании окружающего мира. Он стремится все потрогать, повертеть, попробовать, изучить. Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видеомагнитофон, тем более, что пульт дистанционного управления со множеством разноцветных кнопок обладает для них сверхпритягательной силой. Постоянно меняющиеся картинки на экране телевизора настолько притягивают малыша, что ему становится неинтересным и скучным то, что происходит вокруг него в реальной жизни. Даже не углубляясь в медицинские аспекты раннего приобщения ребенка к телевидению (неподвижность, вялость мышц, угроза нарушения зрения), нельзя не сказать о перегрузке органов чувств, в результате чего у ребенка могут появляться различные страхи, неоправданные агрессии, проблемы со сном. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно переработать. Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из-за чего его мозг начинает мыслить отрывочно. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что раннее приобщение малыша к просмотру телевизионных передач отрицательно влияет на развитие ребенка, значительно понижает его любознательность и делает его пассивным. Тем более, что в фильмах, мультфильмах и особенно в рекламе так много агрессивных цветов, резких, пугающих звуков! Все это действует на психику ребенка крайне негативно.
Воздействие СМИ на мышление
Изучая характер воздействия на маленьких зрителей различных средств массовой информации, руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н.Е Маркова пришла к следующим выводам.
§ У детей, рано начавших смотреть телевизор и проводящих у него более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. Интерес детей к предметам, фактам и событиям неглубок, речь примитивна, читать они начинают позже, неохотно и плохо пересказывают.
§ Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает активных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются.
Есть ли безопасный минимум?
По рекомендациям специалистов, ребенок в возрасте до семи лет должен проводить у телевизора не более 30-40 минут в день! В старшем возрасте это время можно увеличить до 1,5-3 часов, разбив его на интервалы по 30-40 минут. В возрасте до двух лет ребенку вообще нельзя сидеть перед телевизором!Фредерик Циммерманиз Университета Вашингтона в Сиэтле, говоря о том, сколько времени маленький ребенок в возрасте одного-трех лет может проводить перед телевизором, отметил: «Каждый час – дополнительный риск, можно сказать, что нет безопасного минимума».
Пути решения проблемы
Вариантов масса, просто надо их пытаться найти, приложив немного фантазии и желания.
§ Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день.
§ Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры.
§ Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2) упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.). Европейская академия педиатрии считает эти занятия наиболее важными.
§ Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.
§ Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.
§ Играйте с ребенком в подвижные игры.
Выводы
Итак, дорогие читатели, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. Не случайно ведущие научные коллективы университетов мира бьют тревогу: умственная деградация целого поколения неизбежна при таком объеме воздействия кинопродукции на детей. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях. Кто-то однажды сказал: «Родился оригиналом, не стань копией». Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.
Что важно знать о телевизоре и телепередачах!
10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал человека на 25%.
Воздействие сказки (часто одной и той же любимой), рассказанной мамой или папой ребенку перед сном значительно сильнее, чем сказки, просмотренной по телевизору.
Результаты исследований английской ученой Салли Ворд показали:
— Если родители надеялись на электронные средства (телевизор, компьютер), как на нянь, то в 20% случаев уже 9-месячные дети отставали в развитии!
– Если дети продолжали смотреть телевизор, слушать приемники и пластинки, то в трехлетнем возрасте наблюдались задержки в развитии на целый год!!!
– Если родители отставших в своем развитии 9-месячных детей изымали из их поля зрения электронную технику и начинали непосредственно общаться с ребенком, то через 4 месяца ребенок догонял детей с нормальным развитием.
Источник