Может ли при реализации программы проводится оценка индивидуального развития ребенка
Галина Кочерыгина
Проведение оценки индивидуального развития воспитанников в МБДОУ в соответствии с ФГОС до
Тема моего доклада «Педагогический мониторинг в детском саду:
проводить нельзя запретить!»
Почему я не поставила знаки препинания?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет новые образовательные требования к дошкольному образованию. Если ранее, в период действия ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования эффективность реализации программы определялась по достижениям ребенка, то в настоящее время ФГОС формулирует принципиально иную позицию, которая отражена не только в содержании, но и в структуре данного документа.
ФГОС всех уровней образования имеют единую структуру и начинаются (после формулировки некоторых общих положений) с требований к результатам освоения программы, а требования к условиям ее реализации отнесены в конец документа. И только стандарт дошкольного образования имеет иную структуру. Здесь в конец документа отнесены требования к результатам, а требования к структуре программы и условиям ее реализации вынесены в начало. Такая последовательность не случайна. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» ст. 64. Это же отражено в тексте Стандарта, где четко оговорено, что «требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (п. 4.1, которые «не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей» (п. 4.3)
Таким образом, требования Стандарта не предполагают никаких аттестаций воспитанников, Если целевые ориентиры не диагностируются,значит: диагностики в ДОУ больше нет? Ее нельзя проводить? Как нам самим понять успешно ли идет процесс развития детей?
Чтобы определиться с поставленным вопросом, я предлагаю поиграть в игру, мне нужно 4 человека, т. к. в нашем детском саду 4 возрастные группы, давайте проверим, что получится, если при переходе из группы в группу не проводить мониторинг
1. Игра «Рисунок на спине»
Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Каждому участнику выдается ручка (или другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять что же было нарисовано у него на спине и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок.
Рассмотрим наш вопрос с опорой на основные положения ФГОС ДО:
Диагностику развития детей проводить не только можно, но и обязательно нужно. Задача своевременной и точной оценки развития детей для принятия оперативных мер по его оптимизации или коррекции, остается актуальной. Стандарт не отменяет возможности педагогического и психологического мониторинга,но выдвигает к нему четкие требования:
— согласно п. 3.2.3. Стандарта, при реализации образовательной программы ДО может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга)могут использоваться исключительно для решения задач:
— индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития, испытывающие трудности в образовательном процессе или имеющие особые образовательные потребности;
— оптимизации работы с группой детей.
Дошкольный возраст – это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка – вот задачи педагогической диагностики.
Таким образом, результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития
Методы педагогической диагностики
* Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение.
* Важно осуществлять наблюдение не только в процессе организованной образовательной деятельности (НОД+режимные моменты, но и в процессе самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни, самостоятельной (свободной) деятельности детей и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.
Одним из основных методов мониторинга является метод включенного наблюдения, когда воспитатель, включаясь в игры, совместные дела, беседы, оценивает динамику развития ребенка.
При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.).
Педагогическая диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима и переутомлению детей.
Также педагогическая диагностика не предполагает жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга, возрастным особенностям воспитанников, а также содержанию ФГОС ДО.
Наблюдение (основной)
Педагогическая свободная беседа
Анализ продуктов детской деятельности
Проблемная ситуация
Дидактическое задание (педагогический тест)
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты ДОУ (педагоги-психологи, психологи)
(ФГОС ДО, раздел 3, п. 3.2.3).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Отличия педагогической диагностики от психодиагностики
Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке (режимные моменты, прогулка, образовательная деятельность). Психологическая диагностика обычно проводится в кабинете психолога, в новой или не совсем привычной для ребенка обстановке.
Регистрация результатов педагогической диагностики не является стандартной, педагог сам создает или выбирает удобную для использования в своей работе форму (дневниковые записи, карты развития и т. п.). Все данные и результаты психологической диагностики фиксируются в протоколах по определенной форме.
Основную цель психологической диагностики можно сформулировать как отнесение развития ребенка к условно нормативному или отклоняющемуся и определение типа (варианта) его развития. Т. е. психологическая диагностика направлена на выявление проблем и их коррекцию.
Педагогическая диагностика подходит к исследованию объекта не ради его изучения, а прежде всего ради его преобразования. Т. е. педагогическая диагностика направлена на развитие.
Педагогическая диагностика развития ребенка складывается из множества частных оценок, она длительна по времени. Процедура психологической диагностики может носить однократный характер и ограничиваться несколькими часами.
Цель психологической диагностики -количественный (баллы и уровни) и качественный анализ полученных данных. Цель педагогической диагностики – исключительно качественный анализ, т. е. содержательная характеристика наблюдаемого явления.
Важно помнить, что целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития.
В связи с этим возникают вопросы:
-если диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны, как и с помощью чего это сделать?
-как педагогу оценить уровень развития фантазии, любознательности, инициативности, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру?
«Целевые ориентиры не подлежат «непосредственной оценке».
Это не означает, что диагностику мы не проводим. Мы просто не можем использовать числовые характеристики, в виде баллов, процентов или уровневых значений («высокий, средний, низкий» или «достаточный/недостаточный»).
Отсюда вытекает, что недопустимы и выводы такого типа, как «большинство детей имеют средний уровень развития по какому-либо направлению» или «данный критерий развития сформирован у ребенка на три балла».
Фиксацию показателей в диагностических таблицах рекомендуется выражать в словесной (опосредованной)форме: сформирован, не сформирован, находится в стадии формирования.
Мы констатируем факт, не придавая данному факту субъективную интерпретацию в плане достаточности или недостаточности.
Таким образом, абсолютно меняются способы фиксации показателей, а также подход к трактовке и анализу полученных результатов.
При проведениипедагогической диагностики необходимо соблюдать два основополагающих принципа:
• не присваивать критериям развития ребенка числовую характеристику;
• не сравнивать индивидуальные достижения воспитанников межу собой.
* Педагога должен интересовать только тот факт, что, конкретный ребенок обладает большинством навыков или имеет представления по определенному направлению развития или образовательной области, характерных для его возрастной группы.
* Если ребенок не обладает большинством сформированных критериев, то это может быть ввиду особенностей его развития.
Однако если значительная часть контингента воспитанников показывает такую картину индивидуального развития, то причиной могут быть уже неправильно подобранные методы взаимодействия с детьми, хаотичная организация образовательного процесса или недостаточный спектр необходимых условий.
Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования,а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения Программы.
Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для
индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
Ребенок дошкольного возраста –не всегда может сообщить информацию о себе, он не всегда готов к участию в сложных диагностических процедурах.Поэтому о нем и его возможностях лучше всего свидетельствуют: результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающим миром, его поведение.
Ребенок дошкольного возраста – во многом еще потенциален, то есть, скрыт в истинных своих возможностях и от себя, и от окружающих. Поэтому педагогическая диагностика носит прогностичный и вероятностный характер Как это сделать?
По ФГОСТ ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступают результаты социализации, личностные результаты развития ребёнка, а не результаты обучения.
Таким образом, согласно Стандарту ДО, верным будет оценка вектора личностного развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться.
Частота проведения оценки индивидуального развития дошкольника определяется педагогом самостоятельно.
Важно чтобы диагностика проводилась не для оценки самой по себе, а изучала динамику развития ребенка, выявляла эффективные способы и приемы, направленные на создание условий (см. ФГОС ДО, раздел 3, п. 3.2.5.) для гармоничной социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста и как следствие, для достижения детьми обозначенных в ФГОС ДО целевых ориентиров
Перенос акцента на социализацию меняет представление о результатах ДО.
В первую очередь, социализация предполагает развитие в дошкольном возрасте
мотивационно -ценностной сферы.
У дошкольников это проявляется в любознательности, в стремлении познания и осознания мира, (часто в виде вопросов «когда?», «почему?», «где?», «зачем?» и т. п., в потребности фантазирования и творчества (инициативность, которые воплощаются в игровой, изобразительной и других видах детской деятельности
Во вторых, социализация предполагает развитие у дошкольников потребности в мотивации достижений.
У ребёнка в дошкольном возрасте присутствует гордость за свои достижения.
По данным психолого-педагогических исследований, к младшему школьному возрасту потребность в мотивации достижения часто растворяется в поучениях взрослого, который старается оценить ребёнка с точки зрения «правильности — неправильности».
Поэтому Стандарт ДО призывает поощрять инициативность и любознательность дошкольников — как средство формирования волевого целеполагания, чувства веры в себя и в свои возможности.
Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией — это развитие у ребёнка способности сотрудничать.
В свете идей ФГОС ДО освоение этих норм в дошкольном возрасте осуществляется не в процессе обучения, а в процессе реальной совместной деятельности, через разнообразные ее виды, где дети договариваются о сотрудничестве, сопереживают неудачам и радуются успехам сверстников, учитывают интересы и чувства других, разрешают конфликты, подчиняются принятым правилам и социальным нормам -тем самым осваивают систему базовых ценностей культуры и морально-этические нормы общества Важным блоком социализации является блок формирования жизненных навыков.
Жизненные навыки -это умение детей в новой нестандартной ситуации, не бояться, находить собственные решения, ориентируясь на тот социальный опыт, который получен в процессе воспитания в детском саду и семье.
Ключевой принцип Стандарта:
–поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности, как важного этапа в общем развитии человека.
(ФГОС ДО, раздел 1, п. 1.2)
Таким образом, в свете идей ФГОС ДО,главное назначение и смысл педагогической диагностики:
в переходе от диагностики отбора к диагностике развития;
в поиске наиболее оптимального пути развития двуединого процесса: социализации ребенка и развития его индивидуальности
Источник