Может ли испуг повлиять на развитие речи у ребенка

Может ли испуг повлиять на развитие речи у ребенка thumbnail

Мой сын заговорил поздно, уже ближе к трем годам, но я не переживала по этому поводу – современные тенденции развития детей таковы, что в связи с обилием различных гаджетов и средств информации дети стали сегодня говорить позже. Они понимают нас, копят пассивный словарь, но вот говорить начинают не очень рано. Хотя есть и исключения, поэтому, вопросам речевого развития родители уделяют особенно много внимания. И виной тому еще и пресловутое сравнение своего кровинушки с детьми друзей, соседей, и постоянные упреки и подколки родных: «А наш-то Васенька уже стихи читает, а ваш все молчит!»

Дайте с вами поговорим о том, какие причины приводят к тому, что дети длительно молчат, почему у них возникают проблемы с речью. Прежде всего, изначально, только врач может определить наличие задержки речевого развития и ни соседка, ни воспитатель в садике, ни ваши родственники в этом вопросе – не эксперты и не специалисты, их субъективное мнение в расчет брать не нужно вовсе. Сроки возникновения фразовой и активной речи сильно варьируют у детей как по возрасту, так даже и по полу. Обычно у девочек речь развивается активнее, чем у мальчиков, и они говорить начинают немного раньше, зато мальчишки физически развиваются активнее. Но, опять же, могут быть индивидуальные особенности.

Почему может страдать речь?

Причины появления стойких патологий в речи ребенка обычно разделяются на врожденные или приобретенные. Особенно часто на речь влияют различного рода неблагоприятные внутриутробные факторы, различные влияния в процессе родов или повреждения нервной системы и речевого аппарата в раннем возрасте малыша. К таким факторам можно отнести:

— целую группу наследственных факторов в виде умственной отсталости, развития психических заболеваний, резкие изменения в обмене веществ, расстройства гормонального обмена, влияющие на развитие мозга и всей нервной системы, проблемы с речью у родителей ребенка, передающиеся по наследству;

— различного рода осложнения беременности, влияющие на развитие нервной системы малыша;

— особенности течения родов в виде стремительных или затяжных родов, осложненные роды с тяжелыми травмирующими акушерскими вмешательствами – наложением щипцов, экстренным кесаревым сечением, вакуум-экстракцией, что в результате привело к травмам мозга или развитию у плода асфиксии с поражением речевых центров;

— различные послеродовые влияния – тяжелые инфекции и заболевания у малыша в раннем возрасте (сепсис, пневмонии, неврологические болезни, соматические тяжелые патологии);

— негативные влияния окружающей среды на ребенка в виде длительных и тяжелых психотравмирующих ситуаций, двуязычные семьи, психологические травмы, запущенность педагогическая и социально-бытовая, противоречивая система воспитания в семье.

Однако, стоит помнить о том, что далеко не каждый из указанных мною факторов будет обязательно являться определяющим для того, чтобы возникали патологии развития. При этом, внутриутробные факторы, нарушающие правильное развитие плода и вызывающие у него недоразвитие определенных структур и основных физиологических систем в организме, а также поражения головного мозга (энцефалопатии), особенно с поражением определенных зон, не пройдут совершенно бесследно для малыша. И также, влияния во время беременности и в процессе родов оставят более негативные последствия, нежели влияния в дальнейшей жизни малыша, так как клетки мозга в этот период менее зрелые, чем уже у подрастающего крошки. Чаще сего в проблемах речи виноватыми оказывается целая комбинация из нескольких вредных моментов сразу, которые в результате формируют не только речевые, но и психолого-педагогические проблемы у ребенка.

Но на каких же конкретно этапах в развитии ребенка могут происходить изменения, при каких обстоятельствах и при создании каких условий можно ожидать повреждения речевого аппарата, что будет вызывать дефекты речи? Кроме того, только ли повреждения в самом речевом аппарате приводят к тому, что возникают речевые расстройства или могут быть проблемы с речью при вполне здоровых речеобразующих органах? Давайте в этом разберемся поподробнее.

Становление речи и влияние на него негативных факторов

Итак, давайте с вами разберемся с самого начала, что может повлиять на речь наших малышей в период, когда мы еще только-только планируем малышей и вынашиваем их в своем животе?
Ваш малыш может быть еще даже не рожденным, и еще даже не планирован, а негативные факторы, которые в дальнейшем могут на него повлиять, уже работают в вашем организме на полную катушку, формируя влияние как непосредственно на речевые его функции, так и на многие иные патологии. Как же так? Все это легко объясняется влиянием на здоровье будущих детей нашей неблагоприятной наследственности и ведения неправильного образа жизни будущими родителями. Передаться от родителей к детям могут некоторые из особенностей в нервно-психическом развитии, особенности работы как центральных, так и периферических отделов нервной системы. Так, малыш может унаследовать ваши особенности строения органов артикуляции, а значит – и особенности речи.

Причем могут быть унаследованы расщелины неба, своеобразное его строение, а также работа тех нервных структур, которые отвечают за осуществление речевых функций. Проще говоря, ваши дети будут говорить примерно так же как вы, и дефекты вашей речи могут наследоваться. Для нервной системы в целом, и для речи в частности, важными будут такие факторы, влияющие еще до наступления беременности как профессиональные вредности, поражающие спермии папы и яйцеклетки мамы, вибрационные нагрузки, ионизирующие лучи, прием наркотиков, даже немного и даже легких, алкоголь, курение. Будут негативно влиять прерывания беременности, физическое и нервное истощение.

Во время беременности

На нормальный процесс внутриутробного развития и значит, на формирование речевых центров и содружественных с ними других участков мозга, а также на развитие самого речевого аппарата, могут влиять токсикозы беременности и гестозы, острые или хронические заболевания матери во время беременности. Особенно в ранних сроках перенесенные краснуха, грипп, эндокринные нарушения, проблемы печени и почек, резус-конфликты, травмы живота при беременности. Не менее важны прием медикаментов, влияющих на слух и нервную систему, профессиональные вредности, негативные эмоции беременной женщины и ее стрессы. Все эти факторы могут нарушить как строение головного мозга, так и разорвать формирующиеся особые связи между нервными центрами, повлиять на дальнейшую работу нервной системы.

Особым вопросом во влиянии на будущую речь и интеллект в целом является курение матери при беременности. Естественно, все знают, курить при беременности вредно, но не все осознают насколько это вредно, и что конкретно страдает у малыша. Ученые провели в экспериментах УЗИ женщинам, как во время курения, так и сразу после него. Во время затяжек сердцебиение плода резко ускоряется, в то время как его движения постепенно замирают, ребенок как бы задыхается, и у него в этот момент отмирает по одной-две сотни клеточек в головном мозге. Дети таких мамочек после рождения ослаблены, они хуже развиваются, подвержены постоянным заболеваниям, что естественно приводит и к задержкам речи у детей. При курении более 10 сигарет в день коэффициент умственного развития детей снижается на 9-10 пунктов из-за резкой гипоксии мозга плода. Плюсом к тому идет целый набор вредных веществ самого табачного дыма.

Осложненное протекание родов может приводить к повреждениям структур головного мозга травматического характера. Обычно это бывают гипоксия в родах, ишемия мозга или кровоизлияния из разорвавшихся сосудиков, травмы шейного отдела позвоночника с нарушением мозгового кровообращения, которые могут повреждать речевые центры. Как результат – развиваются они гораздо медленнее положенных сроков.

После родов

После рождения влияние негативных факторов на формирующиеся речевые центры все также актуально. Особенно негативно будут влиять на растущий мозг малыша травмы головы (как результат падений), приводящие к сотрясениям и ушибам мозга, воспалительные поражения мозга в виде энцефалитов и менингоэнцефалитов, пневмонии, дизентерии, любые заболевания, резко ослабляющие организм и тормозящие общее развитие.

Не меньше на речь влияют постоянные проблемы с ушами, так как слух непосредственно влияет на речевые функции. Могут влиять некоторые нерационально применяемые лекарства, особенно токсичные для слухового нерва антибиотики. Также могут нарушить речь и аномалии зубочелюстного аппарата из-за травм, сосания пальца или соски, постоянное общение с людьми, у которых имеются выраженные дефекты речи.

Все это в комплексе может существенно повлиять как на срок формирования речи, так и на ее правильность. Поэтому, нужно уделять внимание здоровью малыша, чтобы его первые слова и фразы вы услышали вовремя. Завтра мы будет говорить о речи и ее развитии далее:

Формирование речи ребенка — как помочь?

ЗРР — в чем она проявляется?

Помощь родителей при ЗРР у детей

Источник

Появление испуга можно связать с рефлексом осторожности. Это как бы защитная реакция организма. Как правило, беспокойное поведение ребенка продолжается недолго. Но бывают случаи, когда испуг носит затяжной характер. Все зависит от того, в какой атмосфере растет ребенок. Если родители проводят жесткое воспитание, повышают на малыша голос, бьют его, то это может вызвать испуг, провоцирующий стойкое невротическое расстройство.

Что такое испуг у ребенка? Как лечить его? Об этом и пойдет речь в этой статье.

Испуг у ребенка как лечить

Основные признаки испуга

Покажут испуг у ребенка признаки:

  • плохой сон;
  • частое замирание;
  • вздрагивание;
  • расширение зрачков;
  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • втягивание головы в плечи;
  • повышенная возбудимость;
  • ухудшение сна;
  • кошмары;
  • частый плач во сне;
  • боязнь одиночества, темноты или какого-либо объекта;
  • истерические проявления;
  • плохой аппетит;
  • дрожание конечностей.

Ребенок боится чего-то, часто просится на руки, ведет себя капризно, беспокойно. Малыш может требовать, чтобы родители легли с ним спать и включили в комнате свет. Он будет часто пробуждаться в течение ночи.

Основные причины невротического расстройства ребенка

Определить причину такого явления у взрослого ребенка, как правило, труда не составляет. А вот как объяснить испуг у младенца?

Испуг у младенца

Спровоцировать испуг у ребенка могут:

  • громкие крики или резкие звуки;
  • крупные животные устрашающего вида;
  • природные явления, к примеру, молния или гром;
  • стрессы;
  • появление чужого человека;
  • чрезмерно строгое воспитание;
  • различные заболевания инфекционного характера;
  • соматические болезни.

Ребенку в любом возрасте очень важно пребывание в состоянии защищенности. Даже к детскому саду детей рекомендуется приучать постепенно. В первые дни мама должна быть рядом. Так малыш поймет, что причин для волнения нет.

Испуг у детей дошкольного возраста зачастую связан с напряженной конфликтной обстановкой в семье. Постоянное пребывание матери в плохом настроении может пагубно отразиться на состоянии ребенка.

Ребенок боится наказания, окрика, страх одиночества, темных комнат и сказочных персонажей — все это результат неправильного воспитания и безразличного отношения родителей к эмоциональной сфере ребенка.

К точно такому же результату, как это ни парадоксально звучит, может привести излишняя опека родителей, которые сужают круг общения своего чада, не дают возможности развить ребенку такие качества, как самостоятельность и активность.

Последствия испуга

Ребенок подрастает, его жизненный опыт становится богаче, и страхи могут уйти сами по себе. Но бывает такое, что они остаются надолго и со временем станут проявляться еще ярче.

Сила испуга зависит от внезапности пугающего явления, негативного в прошлом опыта, повторяющихся травм. Некоторые реагируют на испуг истерикой, у некоторых начинаются приступы паники. Если ребенок уже начал разговаривать, то может начать заикаться или же ребенок и вовсе перестать разговаривать. Иногда страх не забывается слишком долго, то ребенок может замкнуться в себе, а это вызовет ухудшение способности к обучению.

Испуг, полученный днем, порождает ночные кошмары, вызывающие беспочвенные страхи и агрессивное поведение. Так страх и агрессивность могут стать чертами характера.

Испуг у ребенка, признаки которого многочисленны, врачами не выделяется в отдельное заболевание. Опасность таится в том, что сильный страх может стать пусковым механизмом для развития фобии — устойчивого чувства страха перед каким-либо объектом или явлением.

Стойкие страхи могут спровоцировать заболевание сердечно-сосудистой системы. Вследствие тяжелых травм психики может возникнуть недержание мочи, заикание и ночное хождение. Поэтому детей с наличием испуга следует показать невропатологу, логопеду, сделать кардиограмму сердца.

Испуг у ребенка признаки

Основные методы лечения заболевания

Как преодолеть испуг у ребенка? Как лечить патологию? Кто-то доверяет рецептам народной медицины, кто-то предпочитает обратиться к детскому невропатологу. В любом случае ребенок должен быть рядом с матерью, которая сможет его успокоить.

Как вылечить испуг в домашних условиях? В семье должна царить спокойная атмосфера, малышу надо петь колыбельные песни, чаще брать его на руки, гладить спинку, ручки и ножки. Это поможет ребенку расслабиться, и он перестанет хныкать. Все эти методы эффективны в отношении совсем маленьких детей.

Как снять испуг у подростка? Следует установить точную причину такой реакции. После этого можно выбрать соответствующий способ лечения. В случае появления страха к определенной вещи или человеку, следует сблизить ребенка с ними. Здесь надо делать все медленно. Необходимо убеждать, что данный объект не представляет никакой опасности. После этого чувство страха покинет подростка.

Что делать, если ребенок испугался посещения врачебного кабинета? Надо убедить ребенка в том, что гораздо лучше лечить болезнь на ранних этапах, чем запустить ее и долго мучиться. При этом разговор с подростком должен протекать дружелюбно и спокойно.

Что делать если ребенок испугался

Испуг зачастую сопутствует началу посещения школы. В особенности такое явление наблюдается в тех случаях, когда родители ставят перед ребенком непосильные для него задачи, ориентируют на высший результат, постоянно устремляют к высоким целям.

Совокупность страхов может быть снята только доброжелательной атмосферой, созданной педагогами. В этом случае важная роль отводится сотрудничеству учителей и родителей, которые сообща могут наметить общие подходы к снятию уровня тревожности у ребенка, помочь ему осознать свой социальный статус.

Применение народных средств

Как устранить испуг у ребенка? Как лечить это явление, ни один врач точно не подскажет, так как определенных методик лечения не существует. Только при сильном проявлении испуга психотерапевтами назначаются лекарственные препараты.А родителей мучает вопрос, как вылечить ребенка от испуга и можно ли что-либо предпринять в домашних условиях.

Как вылечить ребенка от испуга

Большое количество способов для снятия страха предлагает народная медицина:

  • Распространенный способ. Сразу после испуга следует выпить стакан подслащенной сахаром воды.
  • Используются молитвы. Молитва от испуга «Отче наш» в совокупности со святой водой является весьма действенной силой. Ребенок должен пить воду трижды в день по три глотка. Утром и вечером умываться этой водой, читая молитву. Также действенная молитва от испуга «Богородице Дево, радуйся».
  • Сильнейшим народным методом является яблоко с ладаном. С этой целью в яблоке проделывается отверстие, в которое кладется 2—3 г ладана. После этого яблоко запекается духовке полчаса. Первая половина яблока съедается утром, а вторая вечером.
  • Кофе с мятой. Для приготовления отвара молотый кофе засыпается в кастрюлю. Туда же добавляется свежая мята. Смесь заливается водой и ставится на водяную баню. После закипания надо дать ребенку подышать паром. Такая ингаляция поможет снять нервное напряжение. Подойдет она как для взрослых, так и для детей.
  • Молоко с медом и мелиссой. Свежее молоко следует прокипятить, добавить в него мелиссы. Дать прокипеть в таком состоянии еще немного. После этого остудить молоко и добавить в него ложку майского меда. Давать пить ребенку по полстакана пять раз в день.
  • Обливания холодной водой. Процедура проводится три раза в день. Температура воды должна составлять 10 градусов. Первые дни обливают ноги по колени, после можно обливать все тело. Продолжительность лечения составляет 10 дней.

Молитва от испуга

Применение трав

Можно ли травами побороть испуг у ребенка? Как лечить, подскажут справочники народной медицины. В рецептах используются травы с успокаивающим эффектом. На их основе делаются ванны или отвары для питья.

  • Для приготовления сбора берется 50 г корня дягиля, 100 г ромашки, 50 г хмеля 100 г листьев крапивы 50 зверобоя, 50 г вереска, 50 г мелиссы. Травы перемешиваются. Чайная ложка смеси заваривается стаканом кипятка. Настой пьют по полстакана по утрам и вечерам.
  • Эффективный сбор, помогающий избавить ребенка от испуга и от невротического расстройства взрослых. Берется 4 части вереска, 3 части сушеницы, 3 части пустырника и 1 часть валерианы. Смесь заливается двумя литрами кипятка и настаивается два часа. В течение дня пьется по пять глотков через каждый час.
  • Берется одна чайная ложка корней купены. Ее заливают одним стаканом воды и кипятят 10 минут. Пьется перед едой по четверти стакана.
  • Прекрасным методом является принятие ванны с хвоей или ромашкой, которые оказывают успокоительное воздействие.

Профилактические меры

Для недопущения риска возникновения испуга следует стараться больше беседовать с ребенком о его страхах, объяснять ему, что причин для боязни нет. Также полезно закалять ребенка, давать ходить ему босиком по камням и траве. Прекрасным средством укрепления нервов является глина. Ее можно заменить обычным пластилином.

Относитесь к ребенку с любовью, проявляйте в отношении к нему заботу, ласку и терпение. Тогда и страхов у него не будет.

Возникновение заикания от испуга

Что может вызвать заикание у детей? Причины и лечение будут описаны ниже.

Понятно, что любой ребенок может чего-то испугаться. От чего же некоторые дети начинают заикаться, а некоторые нет? Может ли страх вызвать подобное нарушение у взрослого человека? Стоит ли ждать, что недуг пройдет сам без лечения?

Психофизиологическая основа

Многие логопеды отмечают, что такая проблема, как заикание возникает у лиц с определенным типом нервной системы.

К факторам, предрасполагающим к появлению заикания, относят:

  • слабость высшей нервной деятельности, которой сопутствует повышенная тревожность, раздражительность слезливость и ранимость;
  • генетическая предпосылка;
  • частые инфекционные заболевания;
  • астеническое состояние;
  • органическое нарушение центральной нервной системы;
  • психологическое давление (ребенок боится наказания, осуждения).

Заикание от стрессовой ситуации может возникнуть и у взрослого человека и подростка, а недостаточно развитый речевой аппарат ребенка чутко реагирует на разные отрицательные факторы.

Перечисленные выше причины вовсе не свидетельствуют о том, что ребенок под влиянием испуга сразу же станет заикой, но вероятность появления такого изъяна в детском возрасте высока.

Как бороться с таким явлением, как заикание у детей? Причины и лечение объяснит только врач. Родители должны обратиться за помощью к специалисту. Многие полагают, что такой дефект речи рано или поздно пройдет самостоятельно без вмешательства профессионала. Такой взгляд на существующую проблему в корне ошибочен.

Бесспорно, встречаются случаи, когда заикание от испуга проходит само по себе, но такое бывает крайне редко. Более того, в дальнейшем любой стресс или новый испуг может вызвать еще большие проблемы с речью, избавление от которых станет проблематичным. Поэтому советуется обратиться к специалисту.

Заикание у детей причины и лечение

Рекомендации общего характера

К общим рекомендациям по излечению заикания можно отнести:

  • соблюдение распорядка дня;
  • создание благоприятной психологической атмосферы в семье;
  • укрепление общего здоровья малыша.

Занятия с логопедом

Занятия дают возможность освободить речь заикающегося ребенка от напряженности, устранить неправильность произношения и привить четкость, ритмичность и плавность артикуляции.

Сначала ребенок выполняет задания совместно со специалистом, затем переходит к самостоятельным упражнениям в устном рассказе. Закрепление полученных навыков происходит в ежедневном общении с другими людьми. Степень сложности упражнений подбирается в соответствии с развитостью речи ребенка.

Упражнения на дыхание

Такие занятия помогают сделать голос естественным и свободным. Они оказывают благотворное влияние на дыхательную систему в целом. Упражнения способствуют тренировке диафрагмы, заставляю ее участвовать в процессе образования голоса, учат глубоко дышать, что способствует подвижности голосовых связок. Такой способ лечения дополняется расслабляющими методиками.

Массаж

Как правило, применяется точечный массаж. Курс лечения посредством этого метода выбирается в соответствии со сложностью конкретного случая. Во время процедур массажист оказывает воздействие на определенные точки тела. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после первого сеанса. Точеный массаж способствует регуляции нервной системы.

Применение компьютерных программ

Использование этого способа обладает высокой степенью эффективности. Метод способствует синхронизации слухового и речевого центра ребенка. Малышом произносятся слова в микрофон, а программой автоматически задерживается речь на долю секунды. Ребенок слушает свое произношение и пытается под него подстроиться.

Речь малыша становится плавной. При помощи программы проигрываются конкретные ситуации, возникающие при общении с другими людьми. К примеру, включаются такие эмоции, как гнев, удивление, недовольство. Ребенок должен дать ответ в микрофон. Затем сама программа оценивает его ответ и советует, что следует улучшить.

Применение медикаментов

Этот способ является вспомогательным, включающимся в комплекс общего курса. Ребенку могут быть прописаны лекарственные средства против судорог, транквилизаторы. также назначаются препараты, способствующие нейтрализации блокирующих веществ, которые мешают правильной функциональности нервной системы. Назначаются различные ноотропы.

При надобности лекарственное лечение дополняется приемом успокоительных настоев. К примеру, используется отвар пустырника.

Источник