Моторное развитие ребенка до года воз
Мамы сомневающиеся в назначениях неврологов при медленных темпах развития — вот Ваша успокоительная таблетка от Всемирной организации здравоохранения!
Если Вы уже перерыли все форумы и статьи на тему колоть ли ребенку актовегин, кортексин и еже с ними и так и не нашли разумного ответа на Ваш вопрос, то обратите внимание на окна достижений моторного развития опубликованных ВОЗ:
Сроки моторного развития по ВОЗ
Схему утащила с официального сайта ВОЗ.
О нашей «задержке моторного развития»
Когда Яне исполнился годик угораздило нас попасть на прием к неврологу. Признаться большую часть приемов первого года мы проигнорировали, потому что, по-моему мнению, ответственная и внимательная мама лучше врача может справиться с диагностикой своего здорового малыша. Те несколько раз которые мы попадали на прием производили на меня удручающее впечатление — это были формальные процедуры по заполнению врачебных отчетов, шаблонные фразы и некомпетентные рекомендации. Например:
- о вводе прикорма в 4 месяца с соков, это учитывая наше прекрасное ГВ и отличные прибавки;
- о том, что цельноклеточная вакцина АКДС нисколько не хуже бесклеточной.
Апогеем наплевательского отношения со стороны медицины стала задержка моторного развития, установленная неврологом по причине «в год самостоятельно не ходите» и назначение курсов актовегина внутримышечно и профессионального массажа. На мое робкое «это обязательно?», последовал однозначный ответ «Обязательно!». Я, как мама тщательно контролирующая, развитие своего ребенка уже выходя из кабинета невролога, однозначно знала, что мой ребенок здоров, а назначение сделано для для подстраховки врача.
Как мама, я не могу промолчать и не обратиться к врачам. Уважаемые врачи, если у вас нет времени на качественный прием в течении которого вы в состоянии собрать информацию о ребенке настолько, чтобы взять на себя ответственность в его здоровье или отсутствии, не надо назначать средства с недоказанной эффективностью и кучей побочных эффектов!
Насчет актовегина, приведу классический пример с моего излюбленного форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера:
Мама: Сыну 5мес 1нед, сегодня были у невролога и нам назначили уколы Актовегин. Попробую объяснить претензии врача к нам: гипертонус в ножках (встает на носочки), гипотонус в ножках (где ТБС), разный тонус в ручках (одна рука сильнее другой, это на самом деле заметно), не до конца раскрывает ладошки. На вопрос есть ли у нас патология развития, доктор не дала вразумительного ответа, а на вопрос для чего же уколы ответ: «Чтобы вы к 6 месяцас были красивенькие». На данный момент пьем Пантокальцин и Элькар, делали электофарез и 2 курса массажа (первый курс в связи с кривошеей, сейчас исправили). Ребенок переворачивается с живота на спину и со спины на животик, лежа на животе опирается на предплечья, пытается ползать, но пока не получается, не крутится на животе вокруг своей оси. Не хочется мучить ребенка уколами, не понятно действительно ли это необходимо. Подскажите, пожалуйста что же делать!!!???
Врач: Какой помощи Вы ждете от наших консультантов, если ничего не рассказали о патологии ребенка. Что беспокоит Вас? Что беспокоит ребенка?
Актовегин, даже если его назначит 10 неврологов — не лекарство, а небезопасное снадобье.
Уколы — чтобы ребенок был красивым — бред.
Элькар и пантокальцин — бред.
Электрофорез — экспонат музея истории медицины.
Массаж — хоть не навредит, хотя есть великое подозрение, что и к нему показаний не было.Почему Вы взяли невролога третьим родителем? Что мешает ребенку просто расти?
Вернемся к схеме достижений ВОЗ, ведь из неё мы можем узнать, что оказывается нормально если ребенок не умеет:
- самостоятельно сидеть до 9 месяцев;
- стоять с поддержкой до 11 месяцев;
- ползать до 1 года 1 месяца;
- ходить с поддержкой до до 1 года 1 месяца;
- самостоятельно стоять до 1 года 4 месяцев;
- самостоятельно ходить до полутора лет.
И разумеется вопрос о целесообразности инъекций актовегина, кортексина и массажа снимается с повестки. Я уже неоднократно обращала внимание, на тот факт, что некомпетентные врачи здОрово дискредитируют медицину в глазах общества — взять, тот же вопрос недоверия к прививкам или иммуностимуляторам при ОРВИ.
Предлагаю пару вопросов для сбора статистики общественного мнения ???? :
В завершение хочется пожелать терпения всем мамам, чьи малыши медленно развиваются, а малышам поменьше ненужных вмешательств в естественный ход развития!
Возможно Вас заинтересуют следующие публикации:
- Развитие ребенка по месяцам. Точка зрения Американской Академии педиатрии. (сроки появления умений и контроль за их появлением);
- Дневник развития ребенка от рождения до трех лет (приведены сроки появления новых умений, очень большой список умений);
- Капризничает? Значит развивается! (разбираемся в причинах капризов и начинаем им радоваться!).
Источник
Комментарии
Скажите, пожалуйста, а какие нормы для стояния на вытянутых руках? Если в 6 месяцев не стоит — очень плохо?
Нет таких норм. Нормы — они для основных этапов развития, остальное все не так важно. То есть, весь смысл норм — отслеживать отклонения от них. То есть, если, например, ребенок в 6 месяцев не переворачивается сам на живот, то есть повод волноваться, наблюдать, думать, что может ему мешать. Если переворачивается — то повода для волнения нет. Далее так же с другими основными вехами. Ребенок — не спортсмен, не космонавт и как говорят никому ничего не должен, и цель всех этих норм — отличить здорового ребенка от ребенка который без помощи НИКОГДА не пойдет сам, и все. Конечно, иногда родители сами затормаживают развитие ребенка, мешают ему, не давая достаточной свободы. Тогда случаются различные непредсказуемые вещи и программа развития ребенка дает сбои, хотя ребенок совершенно здоров. И ему уже нужна помощь чтобы восстановить баланс мышц например, или просто сбросить вес чтобы ножки могли удержать на себе вес туловища) Тогда применяют ЛФК и т.д.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
СпаÑибо, ÑÑпокоили… ð
РоÑÑиÑ, ÐкаÑеÑинбÑÑг
СпаÑибо авÑоÑÑ Ð·Ð° ÑÑÑдÑ! ÐÑе на ÑайÑе ÐÐРеÑÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑÐ°Ñ Ð¿ÑогÑаммка по пÑибавке веÑа, она мне оÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð° в Ñвое вÑемÑ.
Olechka
10 ÑнваÑÑ 2018, 20:41
СШÐ, СкоÑÑÑдейл
То еÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑаеÑÑÑ, ÑÑо ÑидеÑÑ Ð±ÐµÐ· поддеÑжки до 9 меÑÑÑев ноÑма? РеÑли не ÑидиÑ, но Ð¿Ð¾Ð»Ð·Ð°ÐµÑ Ð¸ вÑÑаеÑ, Ñо надо как-Ñо занимаÑÑÑÑ Ð¸ ÑÑаÑаÑÑÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ñел?
Ðам еÑе 8 неÑ, но ÑиÑÑÑ Ð·Ð°ÑÑавили побеÑпокоиÑÑÑÑ..
ÐеÑманиÑ, ÐÑÑÑелÑдоÑÑ
Ðа вÑÑд ли дÑмаÑ. ТÑÑ Ð¿Ñи Ñем именно Ñидение имееÑÑÑ Ð² видÑ. То еÑÑÑ ÐµÑли поÑадили. Я дÑÐ¼Ð°Ñ ÑÑо Ñаз Ð¿Ð¾Ð»Ð·Ð°ÐµÑ Ð¸ вÑÑÐ°ÐµÑ — Ñо волноваÑÑÑÑ Ð½Ðµ ÑÑоиÑ. ÐлÑÑ Ñ Ð²Ð°Ñ ÐµÑе меÑÑÑ ÐµÑÑÑ=)
Olechka
10 ÑнваÑÑ 2018, 21:39
СШÐ, СкоÑÑÑдейл
РпÑинÑипе, меÑÑÑ — ÑÑо много) ÑÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй Ð´ÐµÐ½Ñ ÑÑо-Ñо новенÑкое)
РоÑÑиÑ, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг
Ðне кажеÑÑÑ ÑидеÑÑ Ð² 4 Ð¼ÐµÑ Ð½Ðµ ноÑма, а не ÑидеÑÑ Ð² 9 ноÑма))
Milana
11 ÑнваÑÑ 2018, 01:09
ÐÐ¾Ñ Ð¼Ð»Ð°Ð´ÑÐ°Ñ Ð² 4 Ð¼ÐµÑ Ñже Ñидела. Я не пооÑÑÑла…
ÐеÑманиÑ, ÐÑÑÑелÑдоÑÑ
ÐÑ ÑÑÑ Ð½Ðµ имееÑÑÑ Ð² видÑ, ÑÑо Ñебенок Ñам ÑадиÑÑÑ Ð¸ ÑÐ¸Ð´Ð¸Ñ ÑаÑами. ТÑÑ ÑкоÑее вÑÐ°Ñ Ð¿ÑиÑÐ°Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñебенка и ÑмоÑÑиÑ, полÑÑаеÑÑÑ Ð»Ð¸ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑамоÑÑоÑÑелÑное Ñидение. ÐÑоÑÑо ÐÐРне подозÑеваеÑ, ÑÑо еÑÑÑ Ð¼Ð°Ð¼Ñ, коÑоÑÑе бÑдÑÑ ÑпеÑиалÑно Ñебенка ÑадиÑÑ, даже еÑли Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ не полÑÑаеÑÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ бÑÑÑÑее ÑазвивалÑÑ)
РоÑÑиÑ, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг
У Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð² 6 Ð¼ÐµÑ ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° невÑолог Ñажала-ÑкладÑвалиÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð¼)) и Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ до 6 Ð¼ÐµÑ Ð½Ðµ подÑÑгивал когда за ÑÑÑки ÑÑнÑли, но пÑавда Ð½Ð°Ñ ÑÑим дÑп Ñ 2Ñ Ð¼ÐµÑ Ð¸ пÑгали.
ÐеÑманиÑ, ÐÑÑÑелÑдоÑÑ
ÐÑ Ñак в 6 меÑÑÑев еÑе Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ðµ пÑаво не ÑидеÑÑ) ТÑÑ Ð¶Ðµ еÑÑÑ Ð³ÑаниÑÑ Ð¿ÑоÑÑо. ÐÐ¾Ñ ÐµÑли в 9 не ÑÐ¸Ð´Ð¸Ñ (еÑли поÑадиÑÑ) — Ñо ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑелÑнее понаблÑдаÑÑ Ð·Ð° Ñебенком. ÐÑли ÑÑо единÑÑвеннÑй ÑимпÑом — Ñо вполне веÑоÑÑно ниÑего ÑÑÑаÑного. ÐÑо подÑÑгивание Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ — Ñ ÑеÑÑо даже не Ð·Ð½Ð°Ñ Ð½Ð¾Ñм, Ñ Ð½Ð°Ñ ÑÑо никогда не пÑовеÑÑли…
РоÑÑиÑ, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг
ÐÑо Ñ Ð½Ðµ ÑÑда напиÑала, Ñ Ð²Ñе пÑо видео))
Olechka
10 ÑнваÑÑ 2018, 21:35
СШÐ, СкоÑÑÑдейл
ÐоÑ-воÑ! Ðо в книжке Ñак напиÑано, знаÑиÑ, где-Ñо ÑидÑÑ Ð¸ в 4))
У Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ñал вÑÑаваÑÑ Ñ Ð¾Ð¿Ð¾Ñой ÑанÑÑе, Ñем ÑамоÑÑоÑÑелÑно ÑидеÑÑ Ð±ÐµÐ· поддеÑжки. Сел Ñам где-Ñо в 9.5 меÑ. Я вообÑе не паÑилаÑÑ, Ñ.к. он много ползал и Ñ Ð²Ð¸Ð´ÐµÐ»Ð° пÑогÑеÑÑ Ð² Ñиз. ÑазвиÑии, Ñак ÑÑо в Ñом, ÑÑо он обÑзаÑелÑно ÑÑдеÑ, когда пÑидÑÑ Ð²ÑемÑ, ни Ð´Ð½Ñ Ð½Ðµ ÑомневалаÑÑ.
ÐеÑманиÑ, ÐÑÑÑелÑдоÑÑ
ÐдеÑÑ Ð½Ðµ имееÑÑÑ Ð² Ð²Ð¸Ð´Ñ ÑÑо Ñебенок Ñел Ñам. ÐдеÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑÑÑ Ð² видÑ: вÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ñадила Ñебенка, пÑидеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¸ наблÑдаеÑ, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð»Ð¸ он ÑамоÑÑоÑÑелÑно ÑидеÑÑ.
Olechka
10 ÑнваÑÑ 2018, 21:37
СШÐ, СкоÑÑÑдейл
ÐÐ¾Ñ Ð¸ Ð¼Ñ Ñакже! УÑпокоили) бÑдем ползаÑÑ Ð¸ ÑÑоÑÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°) он Ñже пÑиÑопÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñлегка
РоÑÑиÑ, ÐкаÑеÑинбÑÑг
Ðй Ñ Ð½Ð°Ñ Ñоже ÑоÑмоз. Ðо поÑом вÑе Ñак бÑÑÑÑо пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ, не ÑÑпеваеÑÑ Ð¾Ð³Ð»ÑнÑÑÑÑÑ. У Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð² 6 меÑÑÑев ÑолÑко пеÑевоÑаÑиваÑÑÑÑ Ð½Ð°Ñал, до ÑÑого Ñ Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð²Ð°ÑÑÑÑ Ð½Ð°Ñала. ÐÑоде Ð±Ñ ÑÑи меÑÑÑа ÑолÑко Ñ ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ Ð¿ÑоÑло, а Ñже и Ð¿Ð¾Ð»Ð·Ð°ÐµÑ Ð¸ Ñак и ÑÑк, и ÑидиÑ, и ÑÑоиÑ. Так ÑÑо еÑе ÑÑдеÑ.
Olechka
10 ÑнваÑÑ 2018, 21:28
СШÐ, СкоÑÑÑдейл
Ðа вÑоде не ÑоÑмоз, но Ñ Ñидением пока не идеÑ) Ð½Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¸ Ñ Ð¾ÑоÑо, пÑÑÑÑ Ð»ÑÑÑе Ð¿Ð¾Ð»Ð·Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð±Ð¾Ð»ÑÑе)
РоÑÑиÑ, ÐкаÑеÑинбÑÑг
ÐÑ, да, ÑÑо Ñ Ð¿Ñо Ñвоего)) СейÑÐ°Ñ Ñже Ñоже, полÑÑаеÑÑÑ, не ÑоÑмоз
Источник
Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.
До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении
Таблица физических параметров до года
Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.
Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: как должно проходить развитие ребенка по неделям до 1 года?)
Возраст, мес | Рост, см | Вес, кг | Окружность головки, см | Окружность груди, см |
---|---|---|---|---|
Новорожденный | 49,0 — 54,0 | 2,6 — 4,0 | 33,0 — 37,0 | 31,0 — 35,9 |
1 | 52,0 — 55,0 | 3,0 — 4,3 | 35,8 — 37,2 | 34,0 — 36,0 |
2 | 55,0 — 57,0 | 4,5 — 5,0 | 37,5 — 38,5 | 36,0 — 38,0 |
3 | 58,0 — 60,0 | 4,0 — 6,0 | 38,0 — 40,0 | 36,0 — 39,0 |
4 | 60,0 — 63,0 | 4,5 — 6,5 | 38,0 — 40,0 | 36,0 — 40,0 |
5 | 63,0 — 67,0 | 6,5 — 7,5 | 37,5 — 42,2 | 37,0 — 42,0 |
6 | 65,0 — 69,0 | 7,5 — 7,8 | 42,0 — 43,8 | 42,0 — 45,0 |
7 | 67,0 — 71,0 | 8,0 — 8,8 | 43,8 — 44,2 | 45,0 — 46,0 |
8 | 71,0 — 72,0 | 8,4 — 9,4 | 44,2 — 45,2 | 46,0 — 47,0 |
9 | 72,0 — 73,0 | 9,4 — 10,0 | 45,2 — 46,3 | 46,5 — 47,5 |
10 | 73,0 — 74,0 | 9,6 — 10,5 | 46,0 — 47,0 | 47,0 — 48,0 |
11 | 74,0 — 75,0 | 10,0 — 11,0 | 46,2 — 47,2 | 47,5 — 48,5 |
12 | 75,0 — 76,0 | 10,5 — 11,5 | 47,0 — 47,5 | 48,0 — 49,0 |
Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.
От рождения до 3 месяцев
НОВОРОЖДЕННЫЙ
Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.
1 МЕСЯЦ
Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.
2 МЕСЯЦА
Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.
3 МЕСЯЦА
На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.
Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!
С трех месяцев начинается активная социализация малыша – он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
---|---|---|---|
1 | Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. | Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). | Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке. |
2 | Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. | Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. | Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса. |
3 | В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. | Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). | Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
1 | К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» — реакция на близкого человека. | Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. | Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз. |
2 | Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. | В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. | Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции. |
3 | Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. | Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. | Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным. |
От 4 месяцев до полугода
4 МЕСЯЦА
Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно держать погремушку?).
5 МЕСЯЦЕВ
Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.
6 МЕСЯЦЕВ
На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.
В речи также происходят заметные изменения:
- начинает выражать первые просьбы;
- гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
---|---|---|---|
4 | Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. | Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. | Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса. |
5 | В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. | Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. | Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука. |
6 | Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. | Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. | Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки. |
6-7 месяцев – время для первого прикорма
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
4 | По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. | Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. | Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое. |
5 | Хочет участвовать в общении — старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. | Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. | Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела. |
6 | Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. | Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. | Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую. |
От полугода до 9 месяцев
7 МЕСЯЦЕВ
Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.
8 МЕСЯЦЕВ
Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: календарь скачков в процессе развития ребенка). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.
С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх – подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.
9 МЕСЯЦЕВ
Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности – коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.
Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.
В 9 месяцев малыш уже “совсем большой”, он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются
Физические особенности
Месяц | Движения |
---|