Моторное развитие ребенка до года таблица
Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.
В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в 5 месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.
Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.
Возраст
Развитие по месяцам
1 месяц
- прибавка в весе 600 г, в росте 3 см;
- кроха учится жить вне организма матери;
- примерно 70% времени новорожденный проводит во сне;
- движения ребенка в 1 месяц еще не скоординированные, поэтому во время бодрствования он постоянно хаотично машет ножками и ручками;
- при резком громком звуке он моргает и вздрагивает;
- к концу 3-й недели жизни может ненадолго удерживать взгляд на ярком предмете или лице взрослого;
- к концу 4-й недели жизни пытается приподнять головку и удерживать ее на несколько секунд лежа на животе.
2 месяц
- прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
- ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
- начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
- начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
- может видеть на расстоянии около 50 см;
- лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
- лежа на боку может перевернуться на спинку;
- многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
- может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
- на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
- к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.
3 месяц
- прибавка в весе 800 г, в росте 2,5 см;
- осмысленно улыбается и громко хохочет;
- трехмесячный малыш узнает родителей по голосу и зрительно;
- отвечает гулением;
- движения рук становятся целесообразными и сознательными;
- начинает сосать свой кулачек или пальчик;
- все предметы, попавшие в руки, тянет в рот;
- лежа на животике может приподняться на локти и удерживать голову в течение нескольких минут;
- крутит головой во все стороны;
- переворачивается со спинки на бочок;
- при поддержке за подмышки, будет упираться ногами в твердую поверхность;
- поворачивает головку в сторону источника звука;
- исследует при помощи рук свое лицо, лицо и волосы взрослого.
4 месяц
- прибавка в весе 750 г, в росте 2,5 см;
- прекрасно узнает маму, предпочитая ее всем остальным (плачет, когда она исчезает из поля зрения);
- переворачивается со спины на живот;
- ребенок уверенно держит голову в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивая ее в разные стороны;
- осмысленно захватывает игрушку одной или двумя руками и тут же тянет ее в рот;
- может держать некоторое время игрушку в руке и трясти ей;
- лежа на спине приподнимает голову;
- предпочитает играть с любимой игрушкой, отвергая другие;
- ребенок в 4 месяца может испытать страх, радость, разочарование, любопытство;
- визжит, машет ручками и ножками от восторга;
- затихает, когда начинает играть музыка;
- улыбается своему отражению в зеркале;
- отличает знакомого человека от чужого;
- к концу этого периода жизни кроха начинает произносить свои первые слоги: «па», «ма», «ба».
5 месяц
- прибавка в весе 700 г, в росте 2 см;
- неосознанно произносит первые слова: «мама», «баба»;
- лежа на спинке пытается сесть, подтягивая голову и ручки вперед;
- ощупывает, хватает, тянет к себе, бросает предметы и наблюдает как они падают;
- длительно играет с любимой игрушкой, перекладывая ее из одной руки в другую, трясет ее, пробует на вкус;
- может держать бутылочку ручками;
- играет в игру «ку-ку»;
- пятимесячный ребенок прекрасно различает знакомых ему и незнакомых людей;
- у многих детей в этом возрасте начинают прорезываться зубки.
6 месяц
- прибавка в весе 650 г, в росте 2 см;
- ребенок в 6 месяцев меньше спит и длительное время бодрствует;
- делает первые попытки ползти на животе, отталкиваясь ножками;
- пытается сидеть;
- хорошо переворачивается со спины на живот, бочок и обратно;
- постоянно играет с игрушками;
- может перекладывать маленькие предметы из одной емкости в другую;
- откликается на свое имя;
- постоянно издает разнообразные звуки;
- повторяет за взрослыми произношение некоторых звуков: «а», «у», «ма-ма»;
- подражает взрослым: чихает, смеется.
7 месяц
- прибавка в весе 600 г, в росте 2 см;
- семимесячный ребенок становится более подвижным, теперь его нельзя оставлять без присмотра;
- постоянно переворачивается, крутится вокруг своей оси;
- уверенно сидит, держа спинку прямо;
- делает первые попытки вставать у опоры;
- некоторые малыши делают попытки передвигаться у опоры;
- может показать пальчиком, где кошка, а где собака;
- длительно играет с игрушками, умеет нажимать на кнопки, музыкальной игрушки, чтобы послушать музыку или звук;
- прекрасно различает папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку и других членов семьи, постоянно контактирующих с ним;
- ребенок становится на четвереньки и раскачивается вперед назад;
- начинает ползать или же ползание совершенствуется;
- любит рассматривать свое отражение в зеркале, общается, гладит ручками;
- понимает слово «нельзя»;
- постоянно лепечет, визжит, произносит различные слоги и звуки;
- появляются в речи новые слоги: «дай-дай», «та-та», «да-да», «на-на».
8 месяц
- прибавка в весе 550 г, в росте 2 см;
- ребенок в 8 месяцев активно ползает, изучая все вокруг;
- умеет вынимать/вкладывать мелкие предметы из емкости;
- может открывать крышки коробок;
- уверенно стоит у опоры, держась одной рукой;
- машет ручкой «пока-пока», играет в игру «ладушки»;
- любит исследовать лицо, волосы, мамы, нравиться играть с ее бусами;
- понимает и может выполнить простые просьбы взрослого, например, «дай руку»;
- любит наблюдать за играющими детьми на улице, проезжающими машинами.
9 месяц
- прибавка в весе 500 г, в росте 1,5 см;
- поднимает два предмета, может играть с ними одновременно;
- стучит игрушками или предметами о поверхность;
- хлопает в ладоши;
- листает толстые страницы детской книги;
- большие предметы берет двумя руками, а маленькие пальчиками;
- может сесть из положения лежа и лечь из положения сидя;
- приседает и ритмично прыгает у опоры;
- танцует под музыку, держась у опоры;
- самостоятельно садится, быстро ползает, встает и ходит у опоры;
- показывает на игрушке где глазки, носик, ротик;
- ребенок в 9 месяцев произносит много различных звуков;
- может найти предмет, спрятанный у него на глазах;
- выполняет простые просьбы взрослых: «дай игрушку», «дай руку».
10 месяц
- прибавка в весе 450 г, в росте 1,5 см;
- без особого труда встает у опоры;
- ходит, держась за руки мамы;
- может сесть из положения стоя;
- танцует под музыку, раскачиваясь, притопывая и двигая попой;
- повторяет жесты, звуки, выражения лица взрослых;
- остерегается незнакомых людей и мест;
- понимает простые просьбы и выполняет их;
- открывает все дверцы и ящики в зоне досягаемости, вытаскивает из них все, что найдет;
- любит играть с игрушками, которые можно помещать друг в друга;
- некоторые десятимесячные дети начинают совершать свои первые шаги.
11 месяц
- прибавка в весе 400 г, в росте 1,5 см;
- ребенок в 11 месяцев прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда его выполняет;
- может самостоятельно сеть из положения на животе;
- подбирает очень маленькие предметы двумя пальчиками;
- машет рукой «пока-пока»;
- играет в «ку-ку», «ладушки»;
- уверенно ходит, держась за предметы мебели, руки взрослого;
- пытается ходить самостоятельно;
- может недолго самостоятельно стоять;
- отчетливо произносит; «мама», «баба», «папа», «дай»;
- показывает пальчиком, что желает взять;
- самостоятельно пьет из чашки или бутылочки;
- постоянно произносит различные звуки.
12 месяц
- прибавка в весе 350 г, в росте 1,5 см;
- самостоятельно стоит;
- ребенок в 1 год начинает ходить или умение ходить совершенствуется;
- может встать из положения сидя на корточках;
- знает применение некоторых предметов, например, молотка, телефона;
- собирает пирамидку, строит небольшую башню;
- капризничает, если что-то не нравится;
- сильно привязан к матери, резко реагирует на ее уход;
- может отказываться от нелюбимой пищи;
- откусывает твердую пищу;
- пользуется ложкой;
- понимает почти все простые фразы, которые ему говорят родители: «пойдем гулять», «пошли кушать»;
- осознанно говорит «мама», «папа», «ав-ав» (собака), «кис» (кошка), «баба»;
- узнает и показывает животных на улице и картинках;
- проявляет самостоятельность.
Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.
Просмотров: 170276.
Источник
Удивительно, как быстро меняется ребенок в первый год жизни. Больше никогда он не будет обучаться с такой скоростью. Но как узнать, правильно ли развивается малыш, все ли у него в порядке? Конечно, каждый ребенок уникален, но важно знать средние показатели, чтобы вовремя забить тревогу и обратиться к специалистам.
На момент рождения
Рост (длина) — 49-50 см
Вес — 3200-3300 г
Окружность головы — 34-34,5 см
Окружность грудной клетки — 32-34 см
Двигает ножками и ручками во время бодрствования.
Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.
Отвечает на раздражитель плачем.
1 месяц
Рост (длина) — 54-55 см
Вес — 4200-4500 г
Окружность головы — 36,5-37 см
Окружность грудной клетки — 36-36,5 см
Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.
Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.
Реагирует на резкие звуки.
Отвечает улыбкой.
Начинает гулить.
2 месяца
Рост (длина) — 57-58 см
Вес — 5100-5600 г
Окружность головы — 38-39 см
Окружность грудной клетки — 38-39 см
Длительно удерживает голову.
Поворачивается на звук речи взрослого.
Ухватывает предметы рефлекторно.
Активно интересуется окружающим миром.
Агукает.
3 месяца
Рост (длина) — 60-61,5 см
Вес — 5800-6400 г
Окружность головы — 39,5-40,5 см
Окружность грудной клетки — 40-42 см
В вертикальной позиции хорошо держит голову.
Долго рассматривает предметы.
Издает разные звуки.
При поддержке под мышки опирается ножками.
В положении на животе приподнимается на предплечьях.
Поворачивается на бок со спины.
Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.
Сосет пальцы или кулачок
4 месяца
Рост (длина) — 62-64 см
Вес — 6400-7000 г
Окружность головы — 40,5-41,5 см
Окружность грудной клетки — 41,5-42 см
Уверенно поднимает голову, лежа на животике.
Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.
При играх смеется и улыбается.
Подолгу гулит.
Хватает руками висящие предметы.
Переворачивается со спинки на живот.
В положении на животе поднимается с опорой на ладони.
Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.
5 месяцев
Рост (длина) — 64-66 см
Вес — 6900-7500 г
Окружность головы — 41,5-42,5 см
Окружность грудной клетки — 43-44 см
Узнает маму и других близких людей.
Осознанно провожает предмет взглядом.
Переворачивается с животика в положение на спине.
Захватывает и удерживает предметы двумя руками.
Берет предмет из рук взрослого.
Сидит с поддержкой.
Длительно нараспев гулит.
Отвечает на услышанные потешки и песенки.
Рассматривает картинки.
6 месяцев
Рост (длина) — 66-67,5 см
Вес — 7300-7900 г
Окружность головы — 42-43 см
Окружность грудной клетки — 44-45,5 см
Сидит без поддержки.
Тянет руки к предмету, который заинтересовал.
Поднимает игрушку, которая выпала из рук.
Пробует предметы «на зуб».
Начинает ползать.
Учится есть с ложки.
Начинает произносить слоги.
Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.
Отзывается на имя.
Внимательно слушает взрослого.
Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.
7 месяцев
Рост (длина) — 67-69 см
Вес — 7600-8300 г
Окружность головы — 43-44 см
Окружность грудной клетки — 45-46,5 см
Хорошо ползает и сидит.
Стоит с поддержкой за обе руки.
Удерживает в руке предмет неправильной формы.
Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.
Пьет из кружки с помощью взрослого.
Пробует садиться.
Показывает у себя части тела.
8 месяцев
Рост (длина) — 69-70,5 см
Вес — 7900-8600 г
Окружность головы — 43,5-44,5 см
Окружность грудной клетки — 46-47 см
Ищет игрушку, которая упала.
Перекладывает предмет из одной ручки в другую.
Встает, держась за опору.
Быстро ползает.
Садится, ложится, переступает предметы.
Лепечет с интонацией.
Радуется другим детям.
Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».
Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).
Боится расстаться с мамой.
9 месяцев
Рост (длина) — 70-72 см
Вес — 8200-8900 г
Окружность головы — 44-45 см
Окружность грудной клетки — 47-48 см
Пробует стоять и делать первые шаги.
Подражает другим детям.
Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.
Осознанно манипулирует игрушками.
Показывает части тела у человека и игрушки.
Разрывает и сминает листы бумаги.
Держась за опору, танцует под музыку.
10 месяцев
Рост (длина) — 71,5-73 см
Вес — 8500-9200 г
Окружность головы — 44-45,5 см
Окружность грудной клетки — 47-48 см
Начинает брать маленькие предметы пальцами.
Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.
Играет в прятки.
Ходит с поддержкой за две руки взрослого.
Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).
Понимает просьбы взрослого.
Повторяет за взрослым жесты и звуки.
Имитирует голоса животных.
Машет рукой при прощании и встрече.
Пробует самостоятельно есть ложкой.
11 месяцев
Рост (длина) — 73-74,5 см
Вес — 8700-9400 г
Окружность головы — 44,5-46 см
Окружность грудной клетки — 48-49 см
Самостоятельно стоит.
Ходит с поддержкой за одну руку.
Поднимает предметы без приседания (нагибается).
Умеет присесть без опоры.
Собирает пирамидку.
Складывает кубики.
Начинает произносить «облегченные» слова.
Играет в ладушки.
Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.
Интересуется книжками и музыкальными игрушками.
12 месяцев
Рост (длина) — 74-76 см
Вес — 8900-9600 г
Окружность головы — 45-46 см
Окружность грудной клетки — 48-49 см
Пробует самостоятельно ходить.
Встает из позиции сидя на корточках.
Самостоятельно пьет из чашки.
Может отказываться от нелюбимой пищи.
Откусывает печенье и другую твердую пищу.
Понимает слова «нельзя» и «можно».
Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.
Знает, как пользоваться некоторыми предметами.
Произносит 10-15 слов.
Источник
Первый год жизни малыша — фундаментальный и главный этап для самого младенца и родителей. Начинается этот период с первого крика новорожденного, а завершается моментом, когда кроха научится ходить, разговаривать, выражать свои эмоции. Таблица развития ребенка по месяцам до года поможет новоиспеченным родителям понять, чему должен научиться их малыш на определенной вехе развития, и что должно их насторожить.
Недоношенный ребенок: развитие по месяцам в таблице
Организм деток, рожденных раньше положенного срока, очень слаб. Родители переживают, смогут ли их малыши овладеть навыками, свойственными доношенным детям такого же возраста. Согласно статистическим данным, в первые шесть месяцев по основным показателям недоношенные младенцы развиваются медленнее, чем их сверстники, но затем могут быстро нагнать и даже обогнать доношенных детей.
1 месяц | Организм недоношенного малыша в этом возрасте еще ослаблен, поэтому все, что он умеет делать, это спать и глотать еду. Сосательный рефлекс пока развит плохо, поэтому ребенка кормят из бутылочки. |
2 месяц | Младенец пока очень быстро утомляется, но тонус его мышц уже заметно усиливается, нарастает двигательная активность. Он учится концентрировать взгляд на предметах, изучает окружающую обстановку. Кроха может пытаться удерживать голову, но это удается пока с трудом. |
3 месяц | Способен фокусировать взгляд на предмете, пытается приподнять головку. Проявляется хватательный рефлекс.Возрастает активность, повышается аппетит, увеличиваются показатели веса и роста. |
4 месяц | Издает новые звуки, пытается общаться, хватает и трясет игрушку, с удовольствием рассматривает окружающие предметы, удерживает голову и вращает ею, пытаясь найти источник звука. |
5 месяц | Трясет погремушкой, идет на контакт со взрослым, осознанно улыбается, лепечет, реагирует на маму и папу, пытается перевернуться со спины на живот. |
6 месяц | Переворачивается с живота на спину и наоборот, проявляет интерес к играм, крепко зажимает в ручке игрушку.Усиливается его слуховое восприятие. |
7 месяц | Проявляет желание есть самостоятельно, пытается ползать, может играть сам с собой, становится на четвереньки. |
8 месяц | Делает попытки сидеть самостоятельно, играет в таком положении, указывает пальчиком на знакомый предмет, понимает обращенную к нему речь. |
9 месяц | Уверенно сидит, может начать самостоятельно вставать, ходить вдоль стенки. |
10 месяц | Самостоятельно стоит у опоры, ползает, может произносить отдельные слоги. |
11 месяц | Пытается сделать первые шаги без опоры, может отвечать слогами и простыми словами, интересуется взрослой пищей. |
12 месяц | Ходит, говорит, изучает игровые приемы. |
Таблицы развития ребенка по месяцам до года в норме
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому показатели, приведенные в таблицах развития доношенных детей, можно назвать усредненными, без учета индивидуальных особенностей.
1 месяц | Лежа на животе, малыш поднимает голову на несколько секунд, четко реагирует на яркий свет, громкие звуки, взмахивая ручками и прижимая их к телу. |
2 месяц | Удерживает голову, находясь в вертикальном положении, следит за интересующими объектами, не боится света и звуков, хватает пальчиками игрушки. |
3 месяц | Уверенно держит голову, может опираться на локти, лежа на животе, приподнимает верхнюю часть корпуса. |
4 месяц | Отталкивается ножками в вертикальном положении, ярко реагирует на игрушки, переворачивается со спины на животик, поднимает голову, хватает игрушки. |
5 месяц | Пытается приподняться самостоятельно, сесть. Внимательно изучает предметы, реагирует на близких. |
6 месяц | Самостоятельно садится, переворачивается со спины на живот и обратно. Пытается осознанно шагать с помощью взрослых, поднимает игрушки. |
7 месяц | Начинает активно ползать, пытается стоять, опираясь на мебель, стены, иногда делает мелкие шажки. С удовольствием рассматривает свое отражение в зеркале, интересуется окружающими предметами. |
8 месяц | Долго играет любимыми игрушками, уверенно переступает ножками по полу, держась за руки родителей. |
9 месяц | Пытается вставать на ножки и ходить без помощи мамы и папы. Мелкая моторика малыша достаточно развита – он передвигает мелкие предметы, собирает пирамидки, детали несложных конструкторов. |
10 месяц | Способен проявлять эмоции односложными словами, движениями ручек. Имитирует интонацию, жесты родителей. Его надолго увлекают простые действия – ребенок открывает и закрывает дверцу шкафа, поднимает и бросает игрушки. |
11 месяц | Достаточное развитие коммуникативных навыков позволяет крохе мимикой и жестами выразить свое одобрение или неодобрение, согласие или несогласие. Имитирует звуки животных, охотно показывает что-нибудь по просьбе. |
12 месяц | Интересуется абсолютно всем, происходящим вокруг: звуками, действиями. По просьбе близких способен выполнить сложные задачи – закрыть или открыть дверь, принести предметы. |
Какие проблемы могут быть в развитии ребёнка первого года жизни? Что советуют делать специалисты?
Бить тревогу и обращаться к педиатру специалисты советуют, если в определенном возрасте у малыша не вырабатываются нужные навыки.
Проблемы могут касаться следующих сторон развития младенца:
- нарушения общей и мелкой моторики — таблица развития ребенка по месяцам поможет родителям узнать, на какие навыки необходимо обратить особое внимание;
- факторов эмоционального неблагополучия;
- отсутствия зрительного и речевого восприятия;
- дефицита эмоционального развития и социальных навыков.
Для того, чтобы ребенок успешно освоил те или иные действия, известный педиатр Евгений Комаровский рекомендует родителям активно сотрудничать с малышом:
- несколько раз на собственном примере повторять совершение действия;
- оценивать, насколько правильно малыш его выполняет;
- эмоционально поддерживать кроху, особенно при его неудачах.
Какие проблемы были в развитии моего малыша в возрасте до 1 года? Как я их решала?
Ольга, 31 год, Омск:
«Мой ребенок родился на 39 неделе абсолютно здоровым. Но в двухмесячном возрасте я заметила, что держать голову ему сложно – быстро уставал. Я считаю себя ответственной мамой, таблица развития малыша была изучена мной вдоль и поперек, поэтому стало понятно, что проблема имеет место быть. Обратились к педиатру, она посоветовала делать сыну массаж. Уже после нескольких сеансов Егорка окреп, смог поднять головку и держать её дольше, чем раньше. Массажики очень нравились моему малышу, поэтому продолжили курс еще на несколько недель. Так что – все решаемо, нужно просто вовремя обращаться к врачу!»
Темпы развития у всех малышей разные, поэтому ориентироваться на сроки появления тех или иных навыков, тревожится и огорчаться по поводу их отсутствия не стоит. Отставание от возрастных показателей вовсе не означает, что ребенок развивается неправильно. Родителям важно просто следить, чтобы развитие младенца прогрессировало, а предыдущие достижения сменялись новыми.
Автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.
Источник