Моторика и психическое развитие ребенка до года

Моторика и психическое развитие ребенка до года thumbnail

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Источник: https://www.baby.ru/

Источник

Развитие движений (моторики) и развитие
психики ребенка тесно связаны. Научившись
держать голову, поворачиваться, вставать,
ребенок получает больше возможностей
для познания окружающего мира, а интерес
ко всему, что он видит вокруг, стремление
приблизиться к привлекающему внимание
предмету, захватить рукой игрушку,
выяснить, откуда идет звук становится
стимулом двигательной активности.

Оценка развития ребенка, учитывает не
только его двигательные навыки, но и
эмоциональные реакции.

В 10 дней удерживает в поле зрения
движущийся предмет и вздрагивает при
резком звуке.

В 18-20 дней удерживает в поле зрения
неподвижный предмет, лицо матери,
успокаивается при сильном звуке.

В первые недели жизни ребенок часто и
беспорядочно двигает руками и ногами.
Из-за того, что мышцы-сгибатели пока
сильнее мышц разгибателей, он лежит,
прижав согнутые в коленях ноги к животу,
а согнутые в локтях руки к груди, его
пальцы часто зажаты в кулачок. Малыш
неосознанно захватывает и довольно
крепко держит протянутый палец (верхний
хватательный рефлекс).

После месяца жизни наступает период,
который врачи называют «комплексом
оживления». Быстро двигает ручками и
ножками. Лежа на животе, пытается
поднимать и удерживать голову. Радостно
реагирует на появление матери, появляется
первая улыбка. Прислушивается к голосу
взрослого, звуку игрушки и издает
отдельные звуки в ответ на разговор с
ним. Плавно прослеживает движущиеся
предметы.

В два месяца уверенно удерживает
голову в вертикальном положении 1-2
минуты, поднимает голову, когда его
кладут на живот. Начинает «гулить» —
подолгу певуче произнося звуки типа
«га», «гу», «гкха», отвечая ими на ласковое
материнское «агу». Быстро отвечает
улыбкой на разговор с ним. Поворачивает
голову в сторону голоса или звука.
Сосредоточенно смотрит на неподвижный,
привлекший его внимание предмет.
Длительно следит за движущейся игрушкой. В
три месяца лежа на животе, начинает
приподниматься, опираясь на руки. При
поддержке под мышками крепко упирается
в твердую опору ногами, согнутыми в
тазобедренном суставе. Громко смеется,
когда с ним играют. Ищет глазами человека,
издающего звук. В вертикальном положении
сосредотачивает взгляд на лице взрослого
или на игрушке.

В четыре месяца самостоятельно
поворачивается со спины на бок. Охотно
берется за протянутые к нему руки и, при
поддержке садится. Потягивает руку за
подвешенной игрушкой, стараясь подтянуть
ее к себе. Стоит при поддержке под мышки.
Ищет взглядом другого ребенка,
рассматривает, радуется, тянется к нему.
По-разному реагирует на спокойную и
быструю мелодию. Узнает маму и радуется
ей. В пять месяцев самостоятельно
поворачивается со спины на живот. Долго
лежит на животе, подняв корпус и опираясь
на ладони выпрямленных рук. Свободно
берет и держит в руке удобные для захвата
предметы. Радуется ребенку, берет у него
из рук игрушку. Ест с ложки полу густую
и густую пищу. Узнает голос матери.
Различает тон, каким к нему обращаются:
слыша ласковую, спокойную речь улыбается,
когда говорят сердито, резко хмурится.
Отличает по внешнему виду близких людей
от чужих. Настораживается или даже
плачет, увидев незнакомое лицо.

В шесть месяцев самостоятельно
поворачивается с живота на спину.
Передвигается, переставляя руки или
немного подползая. Переступает ногами,
когда его поддерживают под мышки. Хорошо
ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет
из чашки. Перекладывает игрушки из одной
руки в другую. Произносит отдельные
слоги, подолгу певуче повторяет их.
По-разному реагирует на свое и чужое.

В семь месяцев свободно меняет положение
тела в манеже или кроватке. Встает на
четвереньки. Самостоятельно садится
из положения лежа и недолго сидит без
поддержки. Начинает ползать. Стучит
игрушкой, размахивает, перекладывает,
бросает ее. По просьбе взрослого ищет
взглядом и находит знакомые предметы.
Подолгу лепечет, повторяет за взрослыми
простые слоги — «ба», «да», «па», «ма».

В восемь месяцев встает на ноги,
ухватившись за перила манежа; переступает
вдоль него, держась обеими руками. Много
и быстро ползает. Долго занимается
игрушками, подражая действиям взрослого.
Ест корочку, которую сам держит в руке.
По просьбе взрослого подает ему руку,
машет при слове «до свидания». Громко
и четко повторяет различные слоги. В
девять месяцев переступает за коляской,
держась за нее обеими руками. Переходит
от одного предмета мебели к другому,
слегка придерживаясь за них руками.
Катает, вынимает, открывает, нажимает,
гремит различными предметами, в
зависимости от их свойств. Хорошо пьет
из чашки, придерживая ее рукой. Спокойно
относится к высаживанию на горшок.
Совершает плясовые движения под музыку.
По просьбе взрослого находит знакомые
предметы в разных местах. Знает свое
имя и имена близких ему людей. Повторяет
за взрослым слоги, которые уже есть в
его лепете.

В десять месяцев держась за перила,
поднимается на невысокую горку и
спускается с нее. По просьбе взрослого
находит и дает знакомые предметы.
Действия с предметами принимают
устойчивый характер (мелкие предметы
вкладывает в кастрюльку, открывает и
закрывает крышку). Занимается с другим
ребенком. Повторяет за взрослым новые
слоги, которых нет в его лепете. В
одиннадцать месяцев самостоятельно,
без поддержки стоит. Балансируя руками,
делает первые самостоятельные шаги.
Начинает складывать пирамидку, снимая
и надевая на стержень кольца. Пытается
сам надеть носки, рубашку, шапочку.
Радуется приходу детей. Называет
начальными слогами некоторые игрушки,
вещи. Начинает говорить односложные и
двусложные слова — «на», «дай», «мама»,
«папа», «баба», «ав — ав», «кис — кис». В
двенадцать месяцев ребенок ходит
самостоятельно, без опоры. Выполняет
четко данные поручения: найти, принести,
положить на место. Понимает слова
«можно», «нельзя». Самостоятельно пьет
из чашки (берет руками, ставит). Различает
предметы по форме, внешнему виду. Смеется
и лепечет с ребенком, протягивая и
отдавая ему игрушку. Легко подражает
новым слогам. Хорошо произносит 5-10 слов.

Безусловные рефлексы

Рефлекс — это закономерная ответная
реакция организма в ответ на изменения
внешней или внутренней среды, осуществляемая
при участии ЦНС.

По характеру формирования рефлексы
делятся на две большие группы: условные
рефлексы, отсутствующие у новорожденных
и длительно формирующиеся под влиянием
различных раздражителей и специальных
условий, и безусловные рефлексы — —
сформировавшиеся к моменту рождения
человека постоянно передаваемые реакции.

Среди них выделяют стойкие, пожизненные
рефлексы — такие как глотательный,
половой, сухожильный и рудиментарные
рефлексы — такие как поисковый, сосательный,
ладонно-ротовой, рефлекс опоры,
хватательный и др., а также рефлексы,
появляющиеся после рождения и не всегда
проявляющиеся — такие, как например,
верхний и нижний рефлексы Ландау.

Время исчезновения рудиментарных
рефлексов и формирование новых рефлексов
— важный момент в оценке психомоторного
развития ребенка. Поэтому перед тем,
как приступить к массажу и гимнастике
грудного ребенка мы рекомендуем изучить
эти механизмы для повышения эффективности
и профессионализма работы.

Рефлекторное разведение пальцев стопы
(рефлекс Бабинского).
Выполнение —
плотное поглаживание одним пальцем по
наружному краю стопы в направлении от
пятки к мизинцу. В ответ на это движение
пальцы стопы раздвигаются «веером».
Рефлекс присутствует от 0 до 1,5 — 2 лет.
Использование данного рефлекса очень
эффективно и незаменимо при лечении
плоскостопия. Нижний хватательный
рефлекс. Выполнение — легкое нажатие
кончиком большого пальца на подошву
ребенка у основания пальцев. В ответ на
это движение пальцы стопы поджимаются.
Рефлекс присутствует от 0 до 8 месяцев.
Очень эффективно использование данного
рефлекса при лечении плоскостопия.

Верхний хватательный рефлекс.Малыш
неосознанно захватывает и довольно
крепко держит протянутый палец, предмет.

Поисковый рефлекс. При поглаживании
одним пальцем подбородка, ребенок
открывает рот и поворачивает голову в
стороны. Рефлекс присутствует до 4
месяцев. Очень эффективно можно
использовать рефлекс при лечении
кривошеи.

Ладонно-ротовой рефлекс. При легком
надавливании на подушечку дистальной
фаланги большого пальца на руке, ребенок
открывает рот, нагибает голову вперед
и приподнимает плечевой пояс. Рефлекс
присутствует до 3-4 месяцев, хорошо
тренирует мышцы шеи и плечевого пояса.

Рефлекс опоры.Если ребенка
зафиксировать в положении стоя, он
опирается на полную стопу, выпрямляет
ноги и спину. Рефлекс присутствует до
1,5-2 месяцев.

Шаговый рефлекс «автоматическая
походка».
Зафиксировать ребенка в
положении стоя, слегка наклонить вперед
и протянуть носками стоп по поверхности
стола. Ребенок будет автоматически
шагать. Рефлекс присутствует до 1,5-2
месяцев. В 6-8 месяцев появляется осознанная
походка.

Защитный рефлекс.В положении лежа
на животе, ребенок поворачивает голову
на бок. Рефлекс присутствует до 2-3 недель

Установочный рефлекс.В положении
лежа на животе, ребенок устанавливает
голову вертикально. Рефлекс присутствует
с 3 недельного возраста. Рефлекс Ландау
«парение». Под живот ребенка подвести
обе руки до соприкосновения мизинцами,
большие пальцы ложатся по бокам на
уровне нижних ребер. Далее поднимаем
малыша над столом. При этом ребенок
упирается ногами в вашу грудь, тело
образует дугу, голова приподнята, мышцы
спины и ягодиц напряжены. Этот эффект
присутствует до года.

Сосательный рефлекс.Так как питание
— главная гарантия жизни ребенка,
сосательный рефлекс является доминирующим
рефлексом и его нужно рассмотреть более
подробно. У ребенка существует рефлекторная
потребность сосать. Даже сытый, он
продолжает чмокать губами. Эти сосательные
движения как бы успокаивают и расслабляют
его. Занятый сосанием, ребенок быстро
засыпает. У грудных детей, привыкших
постоянно держать во рту пустышку,
притупляется сосательный рефлекс,
потому что к моменту кормления он бывает
уже усталым от непрерывного сосания.
Сначала он лениво и долго сосет грудь,
а в дальнейшем просто отказывается то
нее. Обеспокоенная мать предлагает ему
тут же бутылочку с соской, боясь, что он
остался голодным. И, как правило, ребенок
охотно начинает сосать из бутылочки.
Ведь не надо прикладывать никаких
усилий, молоко льется в рот само!
Сосательный рефлекс, как уже было
сказано — доминирующий. Именно поэтому
сосание способно тормозить все другие
виды деятельности, подавлять двигательную
активность. Большинство нормально
развивающихся детей к году имеют
определенный словарный запас. Дети, у
которых во рту постоянно находится
пустышка, как правило, в этом возрасте
не говорят.И если
ребенок продолжает сосать до двух, трех,
а то и до четырех лет, то, возможны
задержка развития речи, интеллекта, а
также проблемы с дикцией.Конечно,
безоговорочно отказываться от пустышки
нельзя. Существует категория нервных,
возбудимых детей, которые сильнее
обычного реагируют на различные
раздражители, внешние и внутренние. С
помощью пустышки можно успокоить ребенка
и отвлечь его внимание от раздражителей.

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА
ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Массаж ребенка первого года жизни
включает основные приемы:

поглаживание;

растирание;

разминание;

вибрация.

Так как кожа грудного ребенка очень
нежная и тонкая, вначале следует применять
щадящие приемы массажа (поглаживание),
а затем постепенно можно будет ввести
и остальные приемы (растирание и легкую
вибрацию в виде потряхивания и
встряхивания), а также разминание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник