Мотивы семейного воспитания их влияние на развитие личности ребенка с опфр

Мотивы семейного воспитания их влияние на развитие личности ребенка с опфр thumbnail

Для Вас, родители

Семейное воспитание детей с ОПФР 

Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с   ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Роль родителей детей с нарушениями развития трудно переоценить и тогда когда он живёт дома и в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств ребёнок находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Максимально возможное развитие возможно при соблюдении ряда условий. К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьёй.

Если возникают воспитательные проблемы с ребёнком с особенностями психофизического развития, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся особенностей своего ребёнка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности.

Не следует думать, что ребёнок с особенностями психофизического развития – это несчастный ребёнок! Умственные нарушения не означают эмоциональных нарушений.

Ребёнку необходимо, чтобы его любили и ценили за его привлекательные качества. Те, кто наблюдал группы детей с особенностями психофизического развития, знают, насколько они естественны, дружелюбны и симпатичны, когда в семье их любят такими, какими они есть. Чем меньше ребёнок, тем больше иллюзий удаётся сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии. Это наблюдается, в основном, в тех случаях, когда речь идёт о тяжёлых поражениях мозга.

Трудности, с которыми сталкиваются родители, часто приводит к состоянию паники, трагической обречённости. Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребёнка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с особенностями психофизического развития.

Семья, имеющая ребёнка с особенностями психофизического развития,  на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлётов» и «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния.

При появлении в семье ребёнка с особенностями психофизического развития у родителей, как правило, возникает чувство, безнадёжности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаще распадаются. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребёнка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется  в них.

Известны ситуации, когда у родителей формируются, так называемые рентные установки. И тогда они не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но и требуют повышения социального статуса ребёнка, семьи, ожидая от общества только материальной поддержки. Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации, как самого ребёнка, так и родителей.

Для формирования гармоничной личности, развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек.

Способы правильного общения с детьми с особенностями психофизического развития

Какие же взаимоотношения считать правильными? Это те, в которых взрослый:

  • сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • помогает ребенку избежать ошибок;
  • поддерживает ребенка при неудачах.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает события (поступки) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка, стороны. Для того, чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и, не достигнут самоуважения и уверенности.

Как поддерживать ребенка?

Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки. Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирования соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей его положительных сторон. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.
  2. Избегать подчеркивания его промахов.
  3. Показать, что вы удовлетворены ребенком.
  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
  6. Проводить больше времени с ребенком.
  7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
  10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это важно.
  11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  12. Принимать индивидуальность ребенка.
  13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
  14. Демонстрировать оптимизм.

Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка

  1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
  2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роли судьи.
  3. Снизьте контроль. Более эффективным оказывается спокойное, отражающие реальность, планирование способа действия.
  4.  Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
  5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
  6. Демонстрируйте взаимное уважение. Демонстрируйте доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему, как к личности.

Список цитируемых источников

  1. Бодалева, А. А., Ковалева Г. А.  Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация  / – М.,1983.
  2. Божович, Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» . — М., 1968.
  3. Добрович,  А. Б. «Воспитателю о психологии и психологии общения», 1987.
  4. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМиД» , 2001. – 160 с (В помощь психологу).

Источник

Ранее мы отмечали, что родители ребенка с ОПФР, находятся в сложном положении, сталкиваются с целым рядом трудностей. Кроме того, часто родители мало знают о дефекте ребенка, об особенностях его развития, поэтому испытывают большие трудности в воспитании такого ребенка. В виду особенностей ребенка, родители могут не замечать результатов воспитания, поэтому у них может сформироваться ощущение бессилия и безысходности, пассивная родительская позиции, негативных стилях воспитания.

Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом [36]. В связи с этим, таким семьям просто необходима помощь и поддержка со стороны специалистов, государства и общества в целом. Как правило, эту помощь оказывают социальные педагоги, психологи, дефектологи и врачи.

Таким образом, в работе с семьей решаются следующие задачи:

  • — способствовать реабилитации ребенка за счет использования эффективных коррекционных и воспитательных средств;
  • — обеспечить эмоциональную поддержку семье; оказать содействие в преодолении ее изоляции;
  • — способствовать формированию позитивных изменений во взаимоотношениях всех членов семьи;
  • — повышать родительскую компетентность, способствовать формированию партнерской позиции;
  • — информировать родителей в наибольшем объеме по поводу особенностей нарушения у ребенка, методов реабилитации, методов организации жизни дома, юридических, социальных и медицинских аспектов реабилитации.

Данные задачи реализуются в следующих видах помощи:

— Семейное психологическое и педагогическое консультирование.

Семейное психологическое консультирование является наиболее очевидной и потому довольно широко распространенной формой работы с семьями. В первую очередь — оказание помощи родителям на момент установления диагноза. Появление ребенка с особенностями повергает семью в сильнейший шок, рушатся их мечты и надежды о будущем. Психолог ведет работу с негативными переживаниями родителей (чувствами боли, вины, страха, гнева, бессилия), направленную на коррекцию мироощущения и гармонизацию самосознания, позволяющую изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируют установку на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует.

Другой значимой проблемой родителей является воспитание детей с ОПФР. Как правильно, родители мало знают об особенностях развития ребенка. Ввиду своей неграмотности, они сталкиваются с большим количеством проблем, среди которых трудности непосредственного ухода за ребенком, общения с ним и воспитания, и, как следствие, часто возникают чувства родительской некомпетентности, неумелости и неадекватности. Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития. В первую очередь это достигается с помощью информационно-просветительской работы, в которой родители получат всю необходимую информацию об индивидуальных особенностях дефекта ребенка, особенностях развития ребенка на разных возрастных этапах, а также особенностях его поведения. В качестве информационной поддержки родителей, специалист может использовать лечебно-педагогическую литературу, книги и брошюры, описывающие жизненный опыт семей с ребенком, имеющим нарушения, автобиографические книги самих людей с проблемами и т.п. На основе полученных знаний при поддержке специалистов родители оказывают на ребенка адекватные воспитательные воздействия, которые способствуют его оптимальному развитию [10, c 35].

Отдельно следует отметить роль социального педагога в информационной поддержке родителей, т.к. именно он, как правило, является своеобразным посредником между государственной политикой, учреждениями специального образования и семьей ребенка с ОПФР. Он предоставляет информацию о законодательных актах, защищающих права ребенка и его семьи, о социальных гарантиях и льготах, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги и т.д.

Третий аспект работы с семьей детей с ОПФР — гармонизация межличностных отношений в семье, формирование согласованности воспитательных подходов членов семьи, коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

— Родительские группы.

Еще одной формой работы являются родительские группы. На сегодняшний день формат этих групп является сочетанием клубной, терапевтической и семинарской форм работы, превалирование одной из этих форм работы скорее связано с пожеланиями конкретной группы родителей и этапом существования самой группы. Как правило, наиболее успешны те группы, которые ведут психолог и педагог совместно. Психолог отвечает в целом за создание пространства беседы, реализует психотерапевтические задачи, владеет разными формами и методами психотерапевтической и тренинговой работы. Педагог (лучше, если это руководитель группы, в которой занимаются дети) знает особенности детей, владеет программой развитии для этих детей, реализуемой в процессе занятий. Наличие таких двух ведущих позволяет гибко реагировать на запрос родителей, создает некоторый объем, в котором эти запросы могут быть удовлетворены. Более того, педагогическая позиция естественным образом втягивает участников группы в обсуждение вопросов не только «почему…», но и «зачем…» и «что нужно делать…».

Некоторые родители могут опасаться работы с психологом, так как эта практика еще не очень распространена в нашей культуре. Например, часто приходится сталкиваться с представлениями о том, что, если человека направляют к психологу, то это является указанием на его личные психические проблемы и «ненормальность», опасения могут быть также связаны с представлением о том, что в процессе работы на него будут как-то сильно влиять. Именно наличие педагога создает в этом плане ощущение безопасности, доверия, являясь более привычной формой взаимодействия между родителями и специалистами.

На групповые встречи можно приглашать разных специалистов, использовать видеоматериалы. Хорошо также, когда в группе уже присутствуют хотя бы 1-2 активных и инициативных родителя, которые эмоционально включены в работу с ребенком или уже имеют опыт работы в подобного рода группах,— тогда они могут являться своеобразным центром объединения всех родителей в группе.

Оптимальное количество участников в группе 5-10 человек. Время работы — 1,5 часа один раз в неделю. В зависимости от пожеланий и возможностей такие группы могут проводиться в течение нескольких месяцев или в течение всего года. Для многих родителей именно участие в группе является терапевтичным. Формат работы дает возможность всем участникам поделиться и обменяться опытом, проблемами и историями хотя бы их частичного преодоления, что само по себе важно. Довольно часто родители особых детей разделяют убеждение, что их проблемы уникальны и в основном связаны с тем, что они плохие родители или их ребенок имеет самые тяжелые нарушения. Обычный обмен историями о трудностях и успехах, рассказ о своем ребенке могут сильно изменить такой взгляд на себя и своего ребенка, увидеть, что большая часть этих проблем характерна для других участников группы или что с такими же проблемами могут сталкиваться родители обычных детей. Это дает возможность наряду с опытом пережевания ситуации как проблемы оценить свой опыт также с точки зрения компетентности и силы, почувствовать солидарность и объединение с другими родителями.

Темы для работы в группе в основном предлагаются самими родителями, однако ведущие тоже обладают этим правом и могут выступать с инициативой, если им представляется, что это будет полезно участникам группы. Это могут быть те наболевшие проблемы семьи с особым ребенком, которые родителям оказывается крайне трудно решить в одиночку: «Поведение и взаимодействие в общественных местах (транспорте, магазинах, детских площадках и т.д.)», «Как преодолевать агрессивное поведение», «Как развивать бытовые навыки», «Как способствовать эмоциональному и личностному росту ребенка», «Как научиться лучше понимать своего ребенка» и т.д.

Большой интерес для участников представляют также информационные сообщения об организации социальной и образовательной помощи детям и людям с нарушениями за рубежом. Работа таких групп может являться одним из первых шагов на пути к формированию инициативных родительских объединений, которые будут сообща действовать в области реализации прав своих детей и семей на образование и достойную жизнь. Мы знаем из опыта других стран, где в настоящее время существует довольно разветвленная инфраструктура помощи и поддержки для людей с нарушениями на всех этапах жизненного цикла, что именно объединения родителей сыграли ведущую роль и повлияли на появление разного рода служб и формирование государственной политики в этой области в целом [37].

Основные задачи:

  • — преодоление изоляции семей и отдельных ее членов, формирование основы для взаимопомощи и объединения семей, создание групп родителей, реализующих социальные инициативы;
  • — сопровождение семьи и отдельных ее членов, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов;
  • — вовлечение семьи в процесс терапии, коррекции и обучения ребенка, укрепление родительской компетентности и партнерской позиции по отношению к специалистам;
  • — информационная поддержка;
  • — помощь в разрешении семейных и личных трудностей.
  • — Включение родителей в процесс занятий с ребенком.

Родителей и других членов семьи можно и нужно включать в занятия с ребенком. Это могут быть игровые сессии, занятия по развитию социально-бытовых навыков, занятия с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, т.е. все те виды занятий, которые проводятся с ребенком. Эта форма работы является важной в создании пространства партнерства и доверия между семьей и специалистами, во взаимопроникновении среды терапевтической и домашней.

Родители лучше поймут состояние ребенка, его проблемы, цели и задачи работы, смогут сами научиться способствовать развитию ребенка, если не будут исключены из терапевтического и обучающего процесса, а войдут в него вместе с ребенком и специалистом на равных правах. В процессе занятий можно моделировать различные ситуации бытовой и социальной активности, использовать игры и творчества для развития и преодоления проблем, обучать разным видам ручной деятельности и т. д., которые потом должны быть интегрированы в обычную жизнь семьи.

Важно также подчеркнуть, что на некотором этапе терапии участие родителей непосредственно в терапевтическом процессе может быть нежелательным, поскольку среда домашняя и терапевтическая должны быть разграничены, например, в случае, когда требуется преодоление привычных стереотипов в поведении ребенка, которые могут поддерживаться сложившимся домашним укладом. Такое разделение сред необходимо и в случае, если ребенок находится на той стадии развития, когда ему требуется создание собственного пространства социальных отношений, не связанных с семьей. Безусловно, и во всех вышеперечисленных случаях с семьей должны поддерживаться отношения сотрудничества, и семья должна понимать решаемые в данный момент задачи [11, c 107].

Основные задачи:

  • — вовлечение семьи в процесс терапии и обучения, установление партнерских отношений с семьей;
  • — обучение членов семьи новым, более терапевтичным, приемам взаимодействия, общения, навыкам обучения и воспитания;
  • — развитие родительской компетентности;
  • — создание условий для переноса приобретенных ребенком умений и навыков в обычную жизнь;
  • — помощь в разрешении семейных проблем и индивидуальных трудностей.
  • — Дополнительные формы работы с семьей.

Общие родительские собрания и индивидуальные беседы с руководителем группы, в которой занимается ребенок. Данная форма работы является самой распространенной формой взаимодействия между родителями и специалистами, и призвана обеспечивать единство воспитательного, образовательного и терапевтического пространства ребенка, формировать и поддерживать отношения сотрудничества и партнерства между семьей и специалистами. К тому же, поскольку эта форма распространена и в других образовательных учреждениях, в том числе и тех, где воспитываются и обучаются обычные дети, то наличие такой формы работы является одним из небольших шагов в нормализации протекания жизненных циклов семьи.

Привлечение членов семей к организации праздников, спектаклей для детей и другим формам досуговой деятельности. Эта форма работы с семьями является очень важной и необходимой, если речь идет о процессах нормализации жизни семьи и создании партнерства. Многие семьи с детьми, имеющими нарушения развития, в обычной ситуации настолько погружены в текущие проблемы, что испытывают дефицит атмосферы праздника и творчества, объединения с другими семьями, нормального, естественного хода жизни.

Общие праздники, экскурсии, поездки за город, посещение зоопарков, театров и т.д. помогают семьям и отдельным ее членам преодолевать изоляцию, формировать формы активности, соответствующие этапам жизненного цикла семьи с ребенком раннего, дошкольного и школьного возраста [38].

— Летние интеграционные лагеря.

Летние лагеря, где вместе живут, занимаются и отдыхают дети, их родители, братья и сестры, а также специалисты со своими детьми являются еще одной формой работы с семьей. Непривычные условия жизни в палаточном лагере в лесу способствуют открытию новых возможностей в адаптации, смене тех стереотипов домашнего уклада, которые стали тормозящими для развития ребенка, создают предпосылки для объединения семей и укрепления партнерства между семьями и специалистами.

Атмосфера «общего дома» способствует тому, чтобы в случаях возникновения различных трудностей родители не оставались один на один со своими проблемами, активно участвовали в совместных мероприятиях, чувствовали заинтересованность специалистов в помощи их детям.

Специалисты помогают членам семьи научиться проживать с ребенком различные жизненные ситуации, адекватно общаться в этих ситуациях с окружающими, способствовать расширению мира своего ребенка и ощущать себя полноценными членами общества. Это время может быть использовано для интенсивного семейного консультирования (в случае запроса семьи) и проведения родительских групп. И в завершение отметим, что удовлетворенность и эффективность той или иной деятельности напрямую связаны со степенью вовлеченности в эту деятельность. Таким образом, работа с семьей — нормальная, естественная и крайне необходимая часть любого терапевтического, лечебно педагогического процесса.

Отдельно следует отметить то, что в работу обязательно надо включать и отца ребенка, чтобы он также занимал активную родительскую позицию, интересовался ребенком, а не был «зрителем» со стороны [4, c 23].

Таким образом, работа с семьями с детьми с особенностями просто необходима. В семье, где есть благоприятный психологический климат, адекватный стиль воспитания, будет способствовать оптимальному развитию ребенка. Кроме того очень важно научить родителей воспринимать своего ребенка, как тяжкую ношу, а научить радоваться его существованию и его успехам. Для некоторых родителей рождение ребенка с особенностями стало причиной духовного роста. Они начинают активно интересоваться специальным образованием ребенка, открывают нечто новое в данной сфере, печатают книги о этих своих достижениях либо в поддержку таких же родителей, ведут группы помощи и т.д.

Источник