Мотивация ребенка к развитию речи
Правила для мотивации ребенка к речи.
Источник: sch2045zg.mskobr.ru/dou_edu/_/obrazovanie/methodical_cabinet/stati/5_pravil_dlya_motivacii_rebenka_k_rechi/
Учитель-логопед заботливым родителям.
«Ура! Вот оно – первое слово, а вот еще, и еще. Ну, слава богу, он заговорил. Теперь порядок!», – так, или приблизительно так думает каждый родитель, когда его малыш начинает внятно произносить слова. Но это только самый первый шаг ребенка на пути овладения великим и могучим родным языком. Не спешите почивать на лаврах. Теперь предстоит самое сложное – закрепить интерес малыша к речи.
Итак, вот несколько правил для усвоения и закрепления речи дошкольника:
Правило первое: Не угадывайте мысли ребенка. Представьте себе ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Кока». А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка. Красивая кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Все, ребенок получил самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем еще что-то пытаться сказать? Мама и так все рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо.
Правило второе: Разговаривайте со своим ребенком. Да-да! Именно разговаривайте С ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните, что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте вопросы еще и еще. Пусть ребенок говорит и рассказывает. Ребенок в этом возрасте мыслит вслух. То есть, Вы легко можете проследить, КАК мыслит Ваш малыш.
Правило третье: Учите ребенка говорить предложениями. Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, и везде. Указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух все, что сказал Ваш малыш. Например, если на Вашем пути встретится дерево, Ваш диалог будет выглядеть приблизительно так: «Ой, Андрюша, посмотри, ЧТО это?». «Делево» – ответит Вам Ваше чадо. «А какое это дерево?», – Спрашиваете Вы. «Больсое». «А ЗАЧЕМ нам нужно это большое красивое дерево?». И если тут Ваш ребенок испытывает затруднения, объясните малышу, что дерево нужно для красоты (чтобы было, где жить птичкам, белочкам…, чтобы мы кушали фрукты с этого дерева…).
Правило четвертое: Переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните все, что Вы с ребенком видели, слышали. Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течение дня.
Правило пятое: Описывайте предметы сами, и просите описать предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и рассказывайте ребенку об этом предмете. Например, увидев интересное облако на небе, обратите внимание ребенка на это облако, расскажите ему, что облако – белое, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз, когда Вы с Вашим ребенком увидите красивое облако, попросите рассказать малыша о нем. Таким образом, Вы развиваете не только речь ребенка, но и его воображение.
Правило шестое, и последнее: Говорите правильно. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для подражания. Запомните Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все что Вы говорите, все, что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.
Источник
«Обогащение мотивации речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, это лучший период для развития речи.
Речь — один из первых видов деятельности, которым человек овладевает в онтогенезе. Она является ведущим средством общения. Дошкольное детство признано сензитивным периодом для речевого развития в целом.
Потребность в общении с окружающими обусловливает появление речи. Формирование социальных связей, процесса познания, присвоения духовных и материальных ценностей происходит в процессе речевого общения. Через общение со взрослым ребенок получает образцы ведения диалога.
Процесс овладения родной речью — это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Развитие речи есть целенаправленная и последовательная педагогическая работа (педагогов в детском дошкольном учреждении или родителей дома), предполагающая использование набора специальных педагогических методов и средств, а также собственные речевые упражнения ребенка.
Этапы формирования речи:
- развитие мотивации (потребности, стремления, побуждения к говорению и речевому общению) и формирование подражательных способностей воспроизводить речь;
- расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи;
- развитие диалогической и монологической форм речи.
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями — мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т. е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства.
Раскрывая психологические процессы, лежащие в основе порождения речевого высказывания, исследователи выдвигают на первый план мотивацию, рассматривая ее как импульс для всего речепроизводства.
Мотив является важнейшим компонентом в структуре речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение.
В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.
В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий.
Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений навыков.
Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка. Это бывает в непринужденной естественной обстановке общения. Взрослый должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям.
У детей старшего дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Произношение становится чище, фразы развернутые, высказывания точны. Дети могут вычленяет не только существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. При активной речи, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающие его поняли.
Совместно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у детей появляются и более критические отношения к речи сверстников. Когда он описывает предмет и явления он делает попытки передавать к ним свое эмоциональное отношение.
Обогащение и расширение словаря происходит не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и с помощью названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять.
В течении года словарь может увеличиться на 1000 — 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), но установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно.
К шести годам дети более тонко дифференцирует обобщающие существительные, например не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк — это дикие звери, а корова, лошадь, кошка — домашние животные. При этом они используют в своей речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Большинство слов из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.
Ведущий вид деятельности дошкольников – игра, она способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую.
Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива — важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении.
В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка.
Возникают новые интересы и связанные с ними цели. Как отмечал Л. С. Выготский, в игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. Этим облегчается переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, связанным с самоконтролем.
С возрастом изменяется не только структура мотива (увеличивается число факторов, учитываемых при формировании намерения), но и ее содержание за счет смены доминирующих мотиваторов, в частности доминирующих потребностей. А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность, компонентами которой являются: цели, мотивы, речевые действия и средства.
Немаловажное значение для мотивации детей к речевой активности имеет чтение художественной литературы (чтение и рассказывание воспитателя; инсценирование; чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; чтение в сочетании с музыкой и др.) Чтобы мотивировать ребенка дошкольного возраста к активной речи необходимо создать такие условия, которые эмоционально привлекают детей.
Для успешного формирования коммуникативных, речевых навыков дошкольника в первую очередь необходимо сформировать у него положительную мотивацию на активную речевую деятельность. Так
как сформированная мотивация – это залог успеха.
От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.
Овладение речью — это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.
Потребностно-мотивационный компонент речи зависит в первую очередь от предметного содержания деятельности ребенка и от взаимоотношений со взрослым.
Развитие мотивационной сферы у ребенка, как отмечает Л.И.Божович, играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых требований, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации.
Дети привлекая внимание взрослого в новой ситуации общения получают поддержку и подкрепление своей деятельности, а также уверенность в формировании речевой деятельности. одобрение и оценка со стороны взрослого становится одним из важнейших мотивов их речи.
Потребность в общении детей достаточно высока, содержательный компонент речевой деятельности зависит от ведущих интересов детей, зачастую очень узкой направленности.
В работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию детей нужно использовать следующие средства:
· общение взрослых и детей
· культурная языковая среда
· обучение родной речи и языку на занятиях
· различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр)
· художественная литература
Обогащение мотивации речи у детей старшего дошкольного возраста предполагает использование сразу нескольких основных средств в различных сочетаниях. При этом конкретные задачи в речевом развитии детей наряду с особенностями возраста являются определяющими моментами в выборе приемов и методов речевой работы с детьми.
Для того чтобы ребёнок мотивировал на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Эта деятельность будет успешна при условии, если дети поймут, как и каким образом, он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда они получат удовольствие от этой деятельности.
Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 — 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).
В развитии речевой деятельности детей, хочется отметить, что всё зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. И для этого современная педагогика в поиске эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста все чаще ориентируется на использование современных образовательных технологий и методик, которые в процессе эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывают положительное влияние на обогащение мотивации речевой деятельности детей.
Список литературы:
- Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания / О.Н. Арестова // Вестник Московского университета. — № 4. — 1998. – С.12-24.
- Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание.- 1993. — №9. — С. 58-65.
- Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. — М.: Айрис пресс, 2006.
- Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе / Н. Голикова // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 4. – С.42-48.
- Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровинкой – М.: Академия, 2001. – 356с.
- Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению / Е.Г. Гуцу // Начальная школа. – 2004. — №2. – С.11-14.
- Дифференциальные психофизиологические признаки мотивационного влияния на эффективность интеллектуальной деятельности старших дошкольников // Психологический журнал. – 2001. — №1. – С.33-42.
- Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. – 2003. — №3. – С.20-24.
- Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой — М.: Просвещение, 1993.- 271с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика. — №2. — 2003. – С.5-12.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство — Пресс, 2002.
Источник
Цеденова Марина Юрьевна
Формирование мотивации на занятиях у дошкольников с нарушениями речи
Владение педагогом методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития дошкольника. Необходима постоянная мотивация ребёнка, формирование у него устойчивого интереса к различным видам занятий.
Слайд 2. Под мотивацией мы понимаем — совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности.
Слайд 3. Специалисты в области психологии выделяют 6 видов мотивации, это:
1. Внешняя. Не связана с конкретным процессом, а обусловлена результатом. Например, ребенок учится не ради получения знаний, а ради высоких оценок, похвалы и получения других наград.
2. Внутренняя. Прямая противоположность предыдущему виду. Человека мало интересует результат, он полностью погружен в сам процесс выполнения задачи. Внутренняя мотивация может включать:
o Познавательные мотивы. Они основаны на заинтересованности в получении знаний и навыков. Мотивация формируется в раннем возрасте и зависит от многих условий: уровень развития нервной системы, характер воспитания, обстановка в семье и т. п. Если не поддержать врожденный познавательный мотив, в будущем его потребуется восстанавливать. Поэтому полезно даже с маленькими детьми посещать выставки, экскурсии и прочие мероприятия познавательного характера.
o Социальные мотивы. Подразумевают желание ребенка быть полезным сначала в кругу семьи, а затем и в обществе. Сюда же включено стремление стать грамотным, успешным, научиться взаимодействовать с коллективом и окружающими.
o Мотив избегания неудачи. В этом случае дети делают все для того, чтобы избежать плохих отметок и неодобрительных замечаний в свой адрес. При такой мотивации именно от оценок будет зависеть то, насколько сильно ребенок будет тянуться к учебе и будет ли он это делать вообще.
o Мотивация достижения. В школьные годы, как правило, именно эта мотивация становится доминирующей. Особенно ярко она прослеживается у детей с высоким уровнем успеваемости. Им важно качественно и своевременно выполнять задания и получать соответствующее поощрение. Цель такой мотивации — стать профессионалом. Ребенок может намеренно брать в работу сложные задачи и прикладывать максимум усилий для их решения.
3. Положительная. Мотивация, которая базируется на положительном стимулировании. Пример положительной мотивации ребенка: «если выучу уроки, то получу сладкое и пойду на аттракционы».
4. Отрицательная. Мотивация, исходящая из негативных стимулов, например: «если не выучу уроки, то буду наказан».
5. Устойчивая.
6. Неустойчивая.
Слайд 4. Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи. Методы мотивации дошкольников в логопедии совпадают с традиционными: словесные, наглядные, практические.
Слайд 5. Эти методы реализуются в виде дидактических игр и игровых приёмов.
• Речевые игры и игры на развитие ВПФ (Высшие психические функции)
• Сказочные сюжеты
• Ролевые игры
• Сказочные и литературные персонажи
• Игры-путешествия, поездки, приключения
• Настольно – печатные игры
• Сюрпризные моменты
У детей с нарушениями речи снижены познавательные интересы, особенно это проявляется во время длительной отработки речевого материала. Всё это снижает интерес дошкольника к занятию. Как же мотивировать дошкольников, как поддерживать познавательную активность?
Приходится находиться в постоянном поиске. Искать новые игровые технологии, приёмы, пытаясь изменить или разнообразить старые, собирать информацию и идеи на просторах интернета, создавая, что-то своё новое, интересное для каждого ребёнка.
Не последнее место в настоящее время логопедической практике занимают информационные компьютерные технологии (ИКТ). Современные дети с рождения находятся в постоянном информационном поле современных мультимедиа. Поэтому оправдано их применение в ДОУ в коррекционной работе логопеда. ИКТ оптимизируют процесс познавательной деятельности, повышают позитивную мотивацию к коррекции речи, развивают высшие психические функции.
Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям. А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память, внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
С помощью ИКТ создаю дидактические игры в виде презентаций.
Слайд 6. «Овощи – фрукты»
Дидактические задачи. Учить детей дифференцировать фрукты и овощи.
Игровые правила. Разложить овощи в корзину, а фрукты в тарелку.
Слайд 7. «Что делает?»
Дидактические задачи. Активизировать глагольный словарь.
Машина — едет, гудит, светит…
Слайд 8. Самолёт летит, взлетает, приземляется…
Слайд 9. Теплоход плывёт, отчаливает, гудит…
Слайд 10.«Назови части машины»
Представление о целом и его частях, названия частей машины (колесо, кабина, кузов, окна, двери).
Для формирования грамматического строя речи включаю в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. Таковыми являются упражнения на согласование различных частей речи, образование наиболее продуктивных словообразовательных моделей, построение простых предложений.
Слайд 11. «Мастерская». Формирование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).
Ход игры: показать ребёнку изображения машин, вспомнить названия частей.
В первый раз ребёнку выдаются все детали, из которых он складывает фигуру.
Слайд 12 – 14. Во второй раз какой – то детали недостаёт. Следует объяснение, что машины побывали в аварии и их надо отремонтировать. Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть грузовик, и определить чего не хватает в изображении.
Слайд 15. Дидактическое упражнение «Без чего?»
Формирование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).
Детям объясняется, что у Федоры разбилось очень много посуды.
Без чего чайник? (Чайник без носика).
Без чего чашка? (Чашка без ручки).
Без чего сахарница? (Сахарница без дна).
Без чего нож? (Нож без лезвия).
Без чего кастрюля? (Кастрюля без крышки).
Без чего вилка? (Вилка без зубцов).
Слайд 16. «Из чего сделано?»
Задачи. Представление о материалах. Формирование умения образовывать относительные прилагательные.
Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть посуду и продолжить начатую вами фразу. Например: Миска сделана из дерева, она — деревянная. Стакан сделан из пластика, он — пластиковый.
Слайд 17. «Какой сок?»
Формирование умения образовывать относительные прилагательные.
Ребенок называет фрукт и говорит, как будет называться сок (из этого фрукта). Например: «Это груша. Из неё получается грушевый сок».
Слайд 18. «С чем пирог?»
Формирование умение образовывать относительные прилагательные.
Пирог с чем? С мясом. Значит он какой? Мясной.
Слайд 19 — 20. «Чей, чья, чьё, чьи?»
Формирование умение образовывать притяжательные прилагательные.
Чей хвост? Лисий. Чья морда? Волчья. Чьё туловище? Заячье. Чьи рога? Сайгачьи.
Слайд 21. Игра «Кто, где спрятался?».
Закрепление простых предлогов.
Все звери испугались и спрятались. Посмотрите внимательно и скажите, кто, где находится.
Где стоит суслик? В чём спрятался заяц? За что спрятался волк? Возле чего стоит тушканчик? Под чем лежит лиса?
Слайд 22. «Скажи правильно»
Используется для усвоения падежных конструкций.
Например: Кого у тебя нет? У меня нет котёнка. Кому ты даёшь траву? Я даю траву козе. С кем ты играешь? Я играю со своим щенком. На ком ты поедешь кататься? Я поеду кататься на лошади. О ком ты расскажешь? Я расскажу о своём корове.
Игры на дифференциацию звуков.
Слайд 23.
«Глухой – звонкий»
Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные.
Для наглядности использованы колокольчики с язычком и без язычка.
Слайд 24. «Твёрдый – мягкий»
Цель: развитие умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные.
В этой игре символами твёрдости и мягкости, послужили кирпич и вата, соответственно.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов: мультимедийных презентаций, видео — уроков — предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно детям, что немало важно для учителя-логопеда. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению, оно должно идти параллельно и неразрывно с ним. Учебная деятельность без мотивации — для ребёнка с проблемами речи, с психическими трудностями будет неуспешной, неинтересной, а для педагога превратится в монотонную, бесполезную работу.
Слайд 25. Позитивная мотивация к обучению в детском саду детей с нарушениями речи – это условие дальнейшего успешного обучения. «Продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация – это продукт неудачи». Гленн Доман
Список использованной литературы:
1. Бодюл Татьяна Александровна
«Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушением произношения. nsportal.ru
2. Оксана Александрова
Повышение положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи к индивидуальной НОД по коррекции речи maam.ru
3. Анастасия Денисова
Формирование мотивации дошкольников на логопедических занятиях maam.ru
4. Васильев Виктор Иванович
Формирование мотивации у детей с нарушениями речи pandia.ru
5. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., Смысл, 1971
6. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
7. Левина Е. В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях. – ж. Логопед, № 3, 2011
Уважаемые коллеги. К сожалению презентация на сайте не открывается. Можно посмотреть только скачав. Приношу свои извинения.
Источник